Обучение пациентов правильно кашлять. Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи

Вопросы для контроля:

1.
2.
3.
4.
5.
6.
Каковы основные функции органов
дыхания?
Какими показателями характеризуется
процесс дыхания?
Каким образом регулируется процесс
дыхания?
Чем стимулируется дыхательный центр?
Объясните механизм первого вдоха
новорожденного ребенка.
Что произойдет в организме при
гипервентиляции? Вдыхании чистого
кислорода?

Функции дыхания

ОБЕСПЕЧЕНИЕ
КИСЛОРОДОМ
ВЫВЕДЕНИЕ
УГЛЕКИСЛОГО
ГАЗА И ВОДЫ
ОРГАНИЗМА

Характеристика дыхания

ЧАСТОТА
ДЫХАНИЯ
ГЛУБИНА
ДЫХАНИЯ
РИТМ
ТИП
ДЫХАНИЯ
ДЫХАНИЯ

Регуляция дыхания

Дыхательным центром,
расположенным в
продолговатом мозге,
и корой головного мозга.
Стимулятором
дыхательного центра
является углекислый газ.

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС

ОБСЛЕДОВАНИЕ
ОЦЕНКА
РЕАЛИЗАЦИЯ
ДИАГНОСТИКА
ПЛАНИРОВАНИЕ

1 этап Первичная оценка

Субъективная
информация
1 этап
опрос
осмотр
Объективная
информация
Перкуссия,
пальпация,
аускультация
Лабораторные и
инструментальные
данные

1 этап Первичная оценка: Опрос

одышка,
ЖАЛОБЫ:
кашель,
кровохаркание,
боль
в грудной клетке
тахикардия.

Одышка –

субъективное ощущение
затруднения дыхания,
обычно сопровождается
неприятным ощущением
нехватки воздуха.
Объективными признаками
одышки будут изменение
частоты, глубины и ритма
дыхания, также
продолжительности вдоха
и выдоха.

Виды одышки:

одышка
одышка
физиологическая
патологическая
инспираторная
экспираторная
смешанная

Виды дыхания

Поверхностное
Глубокое
Поверхностное дыхание часто
сопровождается с патологическим
учащением дыхания (тахипное), при
котором вдох и выдох становятся короче.
Глубокое дыхание, наоборот, в
большинстве случаев связано с
патологическим урежение дыхания
(брадипное).

Патологическое нарушение ритма и глубины

Чейна-Стокса
Биота
Куссмауля

Удушье

– резкая одышка с
глубокими вдохом и
выдохом, учащением ЧДД и
мучительным ощущением
стеснения в груди и
нехватки воздуха. Внезапно
развивающиеся приступы
удушья называются астмой.
Астма любого
происхождения (сердечная
или бронхиальная) требует
проведения экстренной
помощи.

Кашель

– это сложный защитнорефлекторный акт,
направленный на
выведение из бронхов и
ВДП мокроты или
инородных тел. Кашлевой
толчок является
форсированным звучным
выдохом.

Виды кашля, виды мокроты

По своему характеру кашель может быть
сухим (без выделения мокроты) и влажным
(с выделением мокроты).
Мокрота может различаться:
По консистенции (густая, жидкая пенистая),
По цвету (прозрачная, желто-зеленая,
розовая, ржавая),
По запаху (без запаха, зловонная,
гнилостная).

Кровохаркание

– выделение крови или мокроты с кровью
во время кашля.
Чаще при кровохаркании в мокроте
обнаруживаются прожилки крови, могут
быть сгустки, может вся мокрота
окрашиваться кровью («ржавая» мокрота
при пневмонии).

Боли в грудной клетке

появляются у больного при
вовлечении в патологический
процесс листков плевры. Они
появляются или усиливаются на
высоте глубокого вдоха и при
кашле. Больные занимают
вынужденное положение - лежа на
больном боку.
Следует уточнить у пациента:
локализацию боли;
интенсивность и характер боли;
причину усиления или уменьшения
боли (например, лежит на больном
боку, прижимает больной бок
рукой)

Курение

особенно в течение
продолжительного
времени, большого
количества сигарет,
вызывает ХОБЛ и рак
легкого, эти
заболевания вызывают
гипоксию органов и
тканей организма.

Осмотр

Положение пациента
(вынужденное – ортопное,
высокое Фаулера; лежа на
больном боку),
Цвет кожных покровов и
слизистых оболочек
(цианоз, бледность).

Нормальные показатели дыхания

ДД ритмичны
ЧДД 16-20 в минуту, у женщин на 2-4 ДД
больше
Поверхностное дыхание
Типы дыхания:
◦ грудной (в основном у женщин,
участвуют межреберные мышцы),
◦ брюшной (в основном у мужчин,
участвует диафрагма)
◦ смешанный

Наблюдение за дыханием

надо проводить
незаметно для больного, т.к. он может
произвольно менять частоту, ритм и
глубину дыхания

Острая дыхательная недостаточность (крах потребности)

характерные признаки: одышка до 24 в
минуту и более; беспокойство, эйфория,
многословие (страх смерти). Говорить на
фоне ОДН трудно, при высокой степени
ОДН человек постепенно теряет сознание и
впадает в кому. Цвет кожи – цианоз,
опаснее – серая бледность, холодный
липкий пот, тахикардия, тахиаритмия или
брадикардия, АД вначале повышается
(гипертензия), а затем понижается
(гипотензия).
Пациент с ОДН нуждается в экстренной
помощи!

2 этап Диагностика

- одышка вследствие заболевания сердца (лѐгких);
- малопродуктивный кашель вследствие повышенной вязкости мокроты
(вследствие снижения кашлевого рефлекса, вследствие незнания
пациентом необходимости стимуляции откашливания и др.);
- риск развития застойной пневмонии вследствие длительного
положения на спине (вследствие снижения иммунитета, вследствие
неэффективного очищения дыхательных путей);
- кашель с выделением зловонной мокроты;
- болезненный кашель вследствие воспаления плевры
(послеоперационной раны);
- кровохарканье, легочное кровотечение;
-удушье вследствие заболеваний органов дыхания (сердечнососудистой системы);
- курение;
- дефицит знаний о заболевании и способах лечения и профилактики
желания участвовать в реабилитации,
нежелание выполнять дыхательные упражнения регулярно,
дефицит знаний о культуре кашля,
неумение пользоваться ингалятором,
неумение занять положение, облегчающее одышку (боль), дренаж
положением

2 этап Диагностика

Проблемы пациента
(сестринские
диагнозы)
одышка
экспираторная,
инспираторная,
смешанная
удушье
кашель (сухой,
влажный)
кровохаркание
боли в грудной
клетке
легочное
кровотечение
лихорадка
Причины проблем пациента
(с чем связаны проблемы пациента)
незнание, неумение использовать ингалятор
неумение использовать плевательницу
незнание и невозможность занять дренажное
положение
затруднение отхождения мокроты
невозможность занять положение уменьшающее
одышку или боль в грудной клетке
страх смерти от удушья
необходимость отказа от курения
аспирация мокротой или инородным телом
отрицательными факторами окружающей среды
(загазованность, запыленность, табачный дым,
переохлаждение и т.д.)
связанные
с
хроническим
характером
заболевания

3 этап Цели сестринского ухода

пациент будет знать и сможет занять положение,
облегчающее дыхание;
у пациента восстановится (сохранится) физическая
активность, необходимая для самообслуживания;
пациент сможет самостоятельно пользоваться
ингалятором (плевательницей);
пациент будет принимать ЛС в соответствии с
назначениями врача;
пациент бросит курить (уменьшит количество
выкуриваемых сигарет);
пациент будет знать приемы самопомощи при приступе
удушья;
пациент сумеет принять меры, уменьшающие
дискомфорт, связанный с откашливанием мокроты;
пациент будет выполнять всю программу лечения;
пациент будет осуществлять профилактику
инфицирования ДП и др.

3 этап Планирование ухода

Сестринский диагноз: приступ удушья на фоне
бронхиальной астмы
Цель: устранение удушья (время
индивидуально)
Характер сестринского вмешательства:
◦ немедленно вызвать врача
◦ придать пациенту полусидящее положение с упором
на руки, расстегнуть стесняющую одежду
◦ обеспечить ингаляцию кислородом, доступ свежего
воздуха
◦ обеспечить пациенту горячую ножную ванну
◦ применить карманный ингалятор с бронхолитиками
(«Астмопент», «Беротек», «Сальбутомол»)
◦ обеспечить наблюдение за состоянием пациента
(дыхание, пульс, АД, цвет кожных покровов)

Методы СВ
оказание доврачебной помощи
выполнение врачебных назначений
создание комфортных условий для пациента с
целью удовлетворения его основных
потребностей
оказание психологической поддержки и
помощи пациенту и его семье
выполнение манипуляций
осуществление мероприятий по профилактике
осложнений и укреплению здоровья
организация обучения, проведение бесед и
консультирования пациента и членов его семьи

4 этап Сестринские вмешательства

положение в постели, облегчающее
дыхание: положение пациента в
постели с приподнятым изголовьем
кровати или использование двух-трех
подушек позволит значительно
улучшить дыхание.
положение в постели, облегчающее
отхождение мокроты: есть несколько
поз для опорожнения различных
сегментов легких; постуральный
дренаж будет эффективным только в
случае длительного пребывания
пациента заданном положении.

Постуральный дренаж

Обучение пациента технике

кашля даст ему возможность наиболее
эффективно выводить мокроту.
Один из способов: сделать медленный
глубокий вдох; задержать дыхание на 2 с;
открыть рот и откашляться во время
выдоха.
Другой из этих приемов заключается в том,
пациент выдыхает через сложенные
трубочкой губы, при этом выдох
удлиняется. При такой технике дыхания
пациенты легче откашливают мокроту, т.е.
кашель становится более продуктивным.

Оксигенотерапия

По назначению врача м\с проводит
оксигенотерапию. Лечение кислородом
применяют при различных заболеваниях
органов дыхания и ССС. Длительное вдыхание
кислородно-воздушной смеси устраняет
гипоксии тканей и органов

Сестринские вмешательства

применение обильного, теплого, щелочного питья
выполнение простейших физиопроцедур
обучение пациента технике применения или применение
карманного ингалятора
применение противокашлевых, отхаркивающих,
бронхолитических препаратов
проведение динамического наблюдения за состоянием
пациента
проведение массажа грудной клетки
проведение визуального осмотра мокроты
проветривать помещение
обучение приемам релаксации
обучение правилам сбора мокроты для анализа
проведение туалета ротовой полости
применение пеногасителей
наложение венозных жгутов на конечности
проведение СЛР

5 этап Оценка результатов СУ

Во время реализации плана ухода м\с
осуществляет текущую и итоговую оценку
эффективности СУ. Если СВ, направленные
на расширение возможностей пациента
удовлетворить потребность в нормальном
дыхании оказались недостаточны и
неэффективны, следует изменить характер
СВ, согласовав их с лечащим врачом.

Пример применения СП

Проблема
пациента
Пациент не
понимает
опасности
курения
Цель ухода
Сестринские вмешательства
Пациент
1. провести
беседу
о
вреде
продемонст
курения,
обеспечить
рирует
необходимой литературой
знания об 2. Обучить приемам отказа от
вреде
курения
курения
3. Привлечь специалистов для
проведения
иглорефлексотерапии,
аутотренинга
4. Рекомендовать занятия спортом,
хобби

Пример применения СП

Проблема
пациента
Пациент
испытывает
страх
удушья при
приступе
бронхиальн
ой астмы
Цель ухода
Сестринские вмешательства
Пациент не
боится
приступов
удушья,
готов
купировать
приступы
1. Провести беседу о правильном
поведении во время приступа
2. Научить пациента пользоваться
карманным ингалятором
3. Научить применять отвлекающие
процедуры
4. Обеспечить
психологическую
поддержку пациента
5. Проконтролировать
уровень
владения приемами самопомощи
при приступе
6. Обеспечить
консультацию
клинического психолога

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Лекция
Учебник
Заполнить
карту
сестринского ухода по
проблеме: риск развития
пневмонии из-за
ограничения подвижности

1. Желчная колика.

Информация, позволяющая м/с распознать неотложное состояние:

Сильная боль в правом подреберье, иррадиирующая в правое плечо;

Периодическая рвота желчью и горечь во рту;

Появление данных жалоб после употребления жирной жареной пищи;

Живот мягкий, резко болезненный в правом подреберье.

Симптом Ортнера положительный

2. Алгоритм действий медсестры:

Вызвать врача для оказания квалифицированной помощи.

Помочь пациентке занять удобное положение.

Оказать помощь при рвоте.

Применить приёмы словесного внушения и отвлечения.

Наблюдать за пациенткой до прихода врача с целью контроля состояния.

Приготовить препараты для купирования желчной колики: баралгин;

платифиллин; но-шпу; метацин.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ №4

ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Промежуточная аттестация

по учебной дисциплине

«Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи»

по специальности 060501 «Сестринское дело» - 51

среднее профессиональное образование базовой подготовки

3 курс, 6 семестр

Эталон ответа к задаче № 1

  1. Проблемы пациента:

Настоящие:

лихорадка, одышка, кашель с гнойной мокротой, слабость, пот­ливость; головная боль.

Потенциальные проблемы:

легочное кровотечение, дыхательная недостаточность.

Приоритетная проблема пациента: кашель с обильной гнойной мокротой.

Краткосрочная цель: пациент отметит уменьшение отхождения мокроты к концу недели лечения. Долгосрочная цель: пациент от­метит отсутствие кашля с гнойной мокротой к моменту выписки.

План Мотивация
1. Обеспечить выполнение назначенного режима и диеты Для эффективного лечения
2. Обеспечить пациента плевательницей с притертой крышкой, заполненной на 1/3 дезраствором Для сбора мокроты с гигиенической целью
3. Создать пациенты удобное положение в постели (постуральный дренаж) Для облегчения дыхания и улучшения отхождения мокроты
4. Обучить пациента правильному поведению при кашле, технике эффективного кашля Для активного участия в процессе выздоровления, улучшения отхождения мокроты
5. Обучить пациента дыхательной гимнастике Для улучшения кровообращения и отхождения мокроты
6. Осуществлять контроль за выполнением пациентом комплекса дыхательных упражнений Для эффективной микроциркуляции в легочной ткани
7. Обеспечить проветривание палаты Для улучшения гипоксии легких
8. Провести беседы с родственниками об обеспечении питания с высоким содержанием белка, витаминов и микроэлементов Для компенсации потери белка и повышения защитных сил организма
9. Вести наблюдение за внешним видом и состоянием пациента Для ранней диагностики и своевременного оказания неотложной помощи в случае возникновения осложнений
10. Выполнять назначения врача Для эффективного лечения

Оценка: пациент к концу недели лечения отмечает значительное облегчение; кашель уменьшился. Цель достигнута.

2. Техника проведения оксигенотерапии

Оснащение: стерильный катетер, увлажнитель, дистиллированная вода, источник кислорода с расходомером, стерильный глицерин, лейкопластырь.

Основная роль в первичной профилактике ХОБЛ принадлежит антитабачной пропаганде: необходимо добиться, чтобы как можно меньше людей начинали курить. У больных ХОБЛ отказ от курения приводит к уменьшению скорости снижения функции легких.

Использование защитных масок, а также правильная организация рабочего места имеют важное значение при работе с производственными вредностями.

Специфический профессиональный риск должен тщательно регулироваться.

Диспансерное наблюдение:

· Осмотр терапевтом 2-3 раза в год.

· Осмотр специалистов 1 раз в год.

· лабораторно-инструментальные исследования 1 раз в год.

Типичные проблемы пациента:

· кашель, по мере прогрессирования болезни с выделением мокроты,

· одышка,

· слабость,

· быстрая утомляемость,

· плохой сон,

· потеря аппетита,

· дефицит знаний в отношении болезни, применения ингаляторов, соблюдения режима и приема лекарственных препаратов.

Цель и объем сестринских вмешательств:

· Оксигенотерапия

· функциональное положение в постели

· обучение технике продуктивного кашля

· соблюдение схемы лечения

· подготовка к исследованиям (рентгенография, бронхоскопия, оанлизам крови, мокроты)

· обеспечение инфекционной безопасности.

Роль медсестры во время ухода за пациентами с заболеваниями органов дыхания:

Мокрота - необходимо определять ее суточное количество , которое может колебаться от 10-15 мл (при хроническом бронхите) до 1 л и более (при бронхоэктатической болезни).

· Больной должен сплевывать мокроту в индивидуальную плевательницу, на дно которой наливают небольшое количество 5% р-ра хлорамина.

· Плевательницы ежедневно опорожняют, тщательно промывают, дезинфицируют.

· Суточное количество каждый день отмечают в температурном листе.

· Очень важно добиться свободного отхождения мокроты, поскольку ее задержка (например, при бронхоэктатичской болезни, абсцессе легкого) усиливает интоксикацию организма.

· Больному помогают найти положение (так называемое дренажное, на том или ином боку, на спине), при котором мокрота отходит наиболее полно, т.е. осуществляется эффективный дренаж бронхиального дерева. Указанное положение больной должен принимать раз в день в течение 20-30 минут.

· Обучить пациента правильно собирать мокроту для анализов. Поэтому перед сбором мокроты, больной должен обязательно почистить зубы и прополоскать рот. Мокроту в количестве 4-5 мл собирают утром, когда она наиболее богата микрофлорой.

Частота пульса, АД, ПСВ, ЧДД - мониторинг за состоянием пациента, уметь правильно проводить эти манипуляции и полученные результаты подсчета ежедневно вносить в температурный лист. ЧДД заносят ежедневно и отмечают графическую кривую синим карандашом, частоту пульса – красным.

Одышка - больному придают возвышенное (полусидячее) положение, освобождая его от стесняющей одежды, обеспечивают приток свежего воздуха за счет регулярного проветривания.

Выраженная степень дыхательной недостаточности - проводят оксигенотерапию.

Пример:

Проблемы - непродуктивный кашель, непонимание необходимости дренажного положения и т.п;

Нарушены потребности потребности в дыхании.

Определение целей сестринского ухода :

Пациент будет знать и сможет занять положение, облегчающее дыхание;

У пациента сохраняется физическая активность, необходимая для самоухода и т.п.;

Пациент сможет самостоятельно пользоваться плевательницей (ингалятором, спейсером, спинхалером и т.д.).

Пациент принимает лекарственные средства в соответствии с назначением врача;

Пациент бросит курить (уменьшит количество выкуренных в день сигарет);

Пациент (родственники) знает приемы самозащиты при приступе удушья;

Пациент знает меры, уменьшающие дискомфорт, связанный с откашливанием мокроты и т.п.

Сестринские вмешательства :

Положение пациента в постели с приподнятым изголовьем кровати или использование двух-трех подушек позволяет значительно улучшить дыхание.

Постуральный дренаж (позиционный, дренирующее положение). Позиции, применяемые для опорожнения различных сегментов легких.

Обучение пациента «технике кашля». Сочетание постурального дренажа с другими методами стимуляции естественного отхождения мокроты.

Обучение пациента дыхательным приемам, направленным на улучшение удовлетворения потребности пациента в нормально дыхании.

Оксигенотерапия, способы ингаляции через носовую вилкообразную канюлю, маску, катетер.

Оценка сестринского ухода: текущая и итоговая оценка эффективности сестринского вмешательства.

Обеспечение инфекционной безопасности пациента и медсестры.

Факторы, связанные со снижением выживаемости при ХОБЛ (по Burrows)

Сестринский процесс при ХОБЛ (хронической обструктивной болезни легких) призван повысить качество жизни. Он имеет несколько этапов.

Этапы процесса:

  1. Обследование.
  2. Диагностирование.
  3. Планирование.
  4. Сестринский уход.
  5. Оценка эффективности работы медсестры.

Обследование

Цель - выявление нарушенных потребностей человека.

Объективные методы: термометрия, измерение давления, перкуссия, осмотр и наблюдение. Особое внимание уделяется состоянию кожных покровов и слизистой ротовой полости; наличию цианоза, отеков; форме грудной клетки; прослушиванию хрипов, свистов, длительности времени выдоха; особенностям мокроты (количество, консистенция, цвет, наличие крови).

Субъективные методы: опрос с целью получения информации о самочувствии, наличии хронических заболеваний легких у родственников, вредных привычках, профессиональных воздействиях, перенесенных болезнях, условиях возникновения кашля и одышки.

Лабораторные и инструментальные методы:

  1. Общеклинический анализ крови.
  2. Цитология мокроты.
  3. Проверка функций внешнего дыхания.
  4. Рентгенология.
  5. Бронхоскопия.
  6. Исследование газов крови.

Цель: определение особенностей ухода за конкретным пациентом.

Опираясь на данные обследования, выделяют неотложные состояния, наиболее тягостные, ведущие к ухудшению здоровья, препятствующие самообслуживанию. Нарушения могут быть как физиологические, связанные с болезнью, так и психологические, социальные, духовные.

Методы вмешательств:

  • доврачебная помощь;
  • выполнение врачебных назначений;
  • обеспечение комфортными условиями;
  • психологическая поддержка;
  • технические манипуляции;
  • профилактика осложнений;
  • укрепление здоровья;
  • консультирование и обучение.

Реализация плана

Типы сестринских вмешательств (СВ):

  1. Зависимое СВ. Выполнение назначений врача по проведению лекарственной терапии, физиотерапевтических процедур. Сестринский процесс подразумевает:
  • соблюдение схемы лечения, назначенной врачом;
  • контроль изменений в состоянии больного в результате приема препаратов, предупреждение возникновения побочных эффектов.

Особенности средств, применяемых при хронической обструктивной болезни легких:

  1. Препараты, расширяющие бронхи (антихолинэнергики) - уменьшают влияние блуждающего нерва, вызывающего спазм гладкой мускулатуры. Нужно контролировать возможные побочные эффекты: появление запоров и сухости во рту, нарушение мочеиспускания и зрения.
  2. Бета-агонисты (стимуляторы бета-адренорецепторов), расслабляющие мускулатуру бронхов. Может наблюдаться повышение артериального давления, сердцебиение, тревожность.
  3. Кортикостероиды - гормоны, уменьшающие воспалительный процесс и блокирующие иммунные реакции. Требуют мониторинга изменений основных функций организма (сердечной деятельности, давления, состава крови).
  4. Муколитики разжижают экссудат бронхов и ускоряют его выведение (карбоцистеин, амброксан, ацетилцистеин, амбробене).
  5. Растительные препараты, облегчающие отхаркивание (солодка, термопсис, девясил, чабрец).
  6. Курс антибиотиков назначается врачом при повышении температуры, признаках интоксикации, слабости, выраженной утомляемости.
  7. Оксигенотерапия при нарушении дыхательной деятельности. В условиях лечебного учреждения проводится газовой смесью с увеличенным содержанием кислорода, пропущенной через аппарат Боброва для увлажнения. Способы оксигенотерапии:
  • через носовые катетеры (канюли);
  • с помощью масок;
  • через трахеостомические и интубационные трубки;
  • в кислородных палатках.
  1. Ингаляции. Используются:
  • баллонные спреи (ДАИ - дозирующие аэрозольные ингаляторы);
  • спейсеры - вспомогательные устройства для облегчения применения ДАИ;
  • маски - предназначены для тяжелобольных;
  • небулайзеры - приспособления для создания аэрозоля с нужной величиной частиц.
  1. Независимое СВ. Доврачебная помощь, наблюдение за реакцией на лечение, обеспечение гигиенических мероприятий, консультирование, профилактика, обучение новым приемам, организация досуга. Медицинская сестра разъясняет характер и причины заболевания, способы его лечения и профилактики, необходимость избавления от вредных привычек, профессиональных и бытовых влияний, подбирает оптимальный режим двигательной активности, обучает специальным дыхательным упражнениям, рекомендует диету, инструктирует по применению ингаляторов, спейсеров и небулайзеров. Необходимая информация предоставляется родственникам больного.

Сестринский уход за больным ХОБЛ

Демонстрируется техника продуктивного кашля:

  1. Первый прием - два форсированных выдоха подряд после обычного вдоха, второй - медленный глубокий забор воздуха, задержка дыхания, три кашлевых толчка.
  2. Найти дренажное положение, при котором бронхи освобождаются эффективно, и выдерживать его до получаса в день.
  3. При одышке человеку придают полусидячее положение, активизируют проветривание.
  4. При дыхательной недостаточности проводят оксигенотерапию.
  5. Ингаляции с лекарственными средствами, физраствором, минеральной водой, раствором Рингера до 3 раз в сутки на протяжении недели.
  6. Ознакомление с комплексами дыхательной гимнастики. Надувание воздушных шаров.
  7. Разъяснение необходимости функционального положения в постели.
  8. Массаж грудной клетки.
  9. Регулярное проветривание помещения.
  10. Отсутствие в палате резких запахов, чтобы не провоцировать приступы кашля.

Меры инфекционной безопасности:

  1. Индивидуальные плевательницы с раствором 5% хлорамина, их ежедневное опорожнение и дезинфекция.
  2. При повышении температуры, изменении характера кашля информировать врача и предотвратить распространение инфекции (изоляция, маски, обработка).
  3. Обращать внимание на появление ночной потливости, плохой аппетит, слабость, снижение веса, подъем температуры в первой половине дня.

От приема до выписки медицинская сестра ведет карту наблюдений (температурный лист), где фиксируются основные показатели состояния организма.

Есть еще и взаимозависимое СВ. Сотрудничество с членами медицинской бригады: подготовка к обследованиям, совместная работа с диетологом, физиотерапевтом, врачом лечебной физкультуры.

Обязанность медсестры - проконсультировать об особенностях подготовки к каждому из обследований, проконтролировать соблюдение всех правил пациентом и персоналом.

Например: сбор мокроты проводится утром, после чистки зубов и полоскания рта.

Емкость должна быть стерильной, к ее краям нельзя прикасаться губами.

Необходимое количество - 4-5 мл. Разъяснения больному, что для анализа сдается не слюна, не слизь из носоглотки, а результат откашливания.

В плане сестринского ухода для каждой нарушенной потребности определяются цели, то есть результаты, которых необходимо добиться. Краткосрочные должны быть достигнуты к концу первой недели лечения, долгосрочные - к моменту выписки из стационара. Каждая цель состоит из действия (пациент научится пользоваться ингалятором со спейсером), даты достижения (через неделю), условия (демонстрация и тренировка). Цели должны быть достижимыми, сроки - реальными. Целесообразно участие больного в обсуждении действий, направленных на решение поставленных задач.

Видео об опасности ХОБЛ:

Перед выпиской результаты анализируются, определяется количество восстановленных потребностей. Положительный баланс подтверждает повышение качества жизни.

Обучение пациента только тогда может быть эффективным, когда знает и понимает значимость каждого этапа обучения. Процесс обучения, как и сестринский процесс , состоит из пяти этапов.

Этапы обучение пациента:

1. Сбор информации о пациенте (обследование) и оценка исходного уровня знаний и умений пациента или его родственников. При каждом контакте с пациентом, начиная с первичного, медицинская сестра получает о нем какую-либо информацию. Таким образом, сбор информации о пациенте является непрерывным. Всю эту информацию медицинская сестра анализирует и оценивает.
Она определяет, имеются ли у пациента знания и умения, касающиеся его состояния, желает ли он или его близкие получить соответствующие знания и умения, способен ли пациент к обучению, в состоянии ли он обучаться и т.д.

2. Определение проблем пациента. Собрав и оценив информацию, медицинская сестра выделяет сестринскую проблему. После этого она должна определить способы решения данной проблемы, что и будет являться содержанием следующих этапов обучения пациента.

3. Определение целей обучения пациента, планирование его содержания. Перед составлением плана обучения пациента медицинская сестра должна поставить перед собой определенные цели. Формулировка целей обучения должна быть ориентирована на три сферы: познавательную, эмоциональную и психологическую. Цели отражают то, что необходимо сделать пациенту, чтобы достичь результата. Грамотно поставленная цель должна содержать три компонента (аспекта):
1) то, что необходимо сделать пациенту (то, что он должен суметь сделать, понять и т.д.), т.е. результат обучения;
2) временные рамки - интервал времени (или конкретная дата), в течение которого будет достигнута цель обучения (к 3-м суткам, через неделю, к концу месяца);
3) с помощью кого или чего цель будет достигнута (самостоятельно, с помощью родственников, при помощи костылей).
Формулировка целей в приведенной ситуации может быть следующей: в познавательной сфере,
психологической сфере, эмоциональной сфере.
В любом случае цели должны быть конкретными, реальными и достижимыми.

После определения целей обучения пациента медицинская сестра планирует содержание и методы обучения. В план включаются время и продолжительность обучения.

Содержание обучения пациента может быть различным: сохранение здоровья, поддержание определенного уровня здоровья, поддержание определенного уровня качества жизни пациента .
Медицинская сестра должна привлекать пациента к составлению индивидуального плана обучения, учитывая его личностные особенности, социальные условия, интерес к изучаемым вопросам и физическое состояние.

4. Реализация плана обучения пациента. Для реализации намеченного плана медицинская сестра совместно с пациентом и/или его родственниками создают благоприятную для обучения обстановку, выбирают время его проведения. Если микроклимат помещения неблагоприятен
(плохое освещение, низкая температура, наличие посторонних) или состояние пациента оставляет желать лучшего (больной расстроен, у него усилились боли, одышка), то обучение
лучше отложить.
Для успешного обучения пациента можно использовать следующие методы:
демонстрация - медицинская сестра показывает навыки самоухода или взаимоухода (чистка зубов, определение ЧДД , использование костылей, инъекции , измерение артериального давления и т.д.); четкая повторяющаяся демонстрация каждого этапа навыка является важным средством достижения целей обучения;
консультирование - медицинская сестра наблюдает со стороны, как пациент выполняет конкретный навык и при затруднении или на сложных этапах оказывает ему консультативную помощь;
разыгрывание ролей - очень эффективный метод обучения, особенно социальным навыкам; при этом методе лучше осознаются возможности пациента и трудности самоухода в бытовой
обстановке, вырабатываются новые навыки (умение завести разговор, уверенно вести себя в конкретной обстановке), повышается уровень самосознания, находятся новые решения проблемы.
Схема обучения состоит из пяти этапов:
1) изложение необходимой информации;
2) повторение пациентом всего, что он запомнил;
3) показ (демонстрация) того, что пациент должен освоить;
4) повторение пациентом самостоятельно или вместе с медицинской сестрой навыка;
5) самостоятельное объяснение и демонстрация пациентом навыка от начала до конца.
Каждая ступень этой схемы может повториться по несколько раз, пока пациент не усвоит запланированный материал. Медицинская сестра должна стремиться перейти от передачи знаний к выработке умений, а затем и к устойчивому навыку.
В процессе обучения пациента необходимо постоянно поддерживать у обучаемых интерес, задавать им наводящие вопросы или строить беседу по принципу «вопрос - ответ», подчеркивать информацию, важную для пациента. В конце беседы важно коротко повторить всю основную информацию.

Медицинской сестре нужно убедиться, что обучаемые правильно поняли передаваемую информацию. Для этого она систематически проверяет и оценивает их знания и умения.

5. Оценка результатов обучения пациента. После реализации плана обучения медицинская сестра оценивает результат, т.е. соотносит его с поставленными целями.

Понимание медицинской сестрой целей, задач и принципов обучения пациента, умение использовать разнообразные методы, способы и средства обучения будут способствовать эффективному обучению больных и их близких и, следовательно, повышению качества их жизни.