Юсупов-Сумароков-Эльстон Феликс Феликсович (князь Феликс Юсупов младший). Великий князь Феликс Юсупов: мемуары, биография, личная жизнь

В этой хрупкой, невероятно красивой девушке текла кровь одного из знатнейших родов Европы.Казалось, ее ждет блестящая судьба - дочь Великого князя, жена самого завидного жениха империи, фантастически богатого красавца и аристократа; ей суждено было прожить спокойную, счастливую жизнь за спиной у обожавшего ее мужа.

Но он сам разрушил мир, к которому они принадлежали, и то, что они выжили, смогли не потеряться в кровавом месиве истории - это заслуга только ее. Хрупкой красавицы с необыкновенно сильным характером - Ирины Юсуповой.

(Ирина с родителями)

Ирина Романова родилась 15 июня 1895 года. Она была старшим ребенком - и как потом окажется, единственной дочерью,— в семье Великой княжны Ксении Александровны, старшей дочери императора Александра III, и Великого князя Александра Михайловича, внука императора Николая I.Александр Михайлович, или Сандро, как называли его в семье, был ближайшим другом наследника Николая и считался многими красивейшим мужчиной дома Романовых. Высокий брюнет с тонкими чертами аристократического лица, военной выправкой и легким характером с ранней молодости слыл покорителем женских сердец.

(Великий князь Александр Михайлович)

Ксения Александровна, любимица отца, внешне очень похожая на свою мать Марию Федоровну, влюбилась в Сандро по уши. Александр Михайлович, которому льстило такое чувство со стороны царской дочери, стал, в свою очередь, искать ее руки. Однако Александр IIIтянул с ответом, считая, что Ксения слишком молода; матери Ксения не смела довериться, зная, что Мария Федоровна недолюбливает Михайловичей, считая их - вполне справедливо,— людьми чересчур легкомысленными и несдержанными.

(Великая княгиня Ксения Александровна)

Один из братьев Сандро Михаил Михайлович в 1891 году женился, к великому неудовольствию императора, на Софье Меренберг, графине де Торби - внучке Александра Сергеевича Пушкина, дочери Натальи Александровны и принца Нассау. Другой - Сергей Михайлович - предпочитал балерин; вскоре он заменит Николая в роли официального покровителя Матильды Ксешинской.



(Император Николай второй)

Несколько лет о взаимных чувствах Сандро и Ксении знал только Николай, всецело поддерживавший роман своей сестры и ближайшего друга. Наконец, в июле 1894 года Ксения и Сандро обвенчались. Через год у них родилась Ирина, за нею - еще шесть сыновей: Андрей, Федор, Никита, Дмитрий, Ростислав и в 1907 году - Василий.

(Ирина в детстве)

Но к рождению последнего сына их брак давно превратился в фикцию. Плохая репутация Сандро на деле оказалась еще хуже; с молодости проводя много времени в морских походах, он приобрел богатейший мужской опыт в публичных домах всех портов мира, и после свадьбы не собирался менять свой образ жизни. Просто теперь он брал в походы по притонам свою молодую жену. Ксения, обожавшая мужа, безропотно позволяла ему заниматься своим «просвещением» в области неприличных развлечений. В итоге, когда в 1906 году Сандро влюбился в Биаррице в очередную кокотку, он ввел ее в свою семью в качестве гувернантки, рассказав обо всем Ксении; та, к этому времени уже вполне «просвещенная», немедленно утешилась в объятиях одного англичанина. Их «брак вчетвером» практически не скрывался, вызывая в высшем свете массу пересудов, которые мало занимали великокняжескую чету.

(Мария Федоровна)

Казалось, единственными, кто страдал, были их дети, взятые на воспитание бабушкой Марией Федоровной. Особенно Ирина - ее тонкая, чувствительная, ранимая натура воспринимала неподобающее поведение родителей особенно болезненно.Ирина росла любимым, но заброшенным ребенком. Ее воспитанием занимались в основном бабушка и тетка - императрица Александра Федоровна, старшая дочь которой Ольга Николаевна была ровесницей и подругой Ирины. Ирину обучали языкам - английский, французский, немецкий были в ходу в царской семье; она очень хорошо рисовала, много читала. Лишенная родительской ласки, Ирина росла необыкновенно застенчивой.


(Ирина Романова)

Это даже доставляло определенные неудобства: по этикету, в беседах с людьми ниже ее по происхождению (то есть подавляющее большинство тех, с кем общалась юная княжна) не имели права заговаривать с нею первыми, и часто вынуждены были напрасно ожидать, пока Ирина справится со своей робостью.

(Феликс Юсупов)

Когда ей пришло время влюбиться, ее выбор вызвал удивление у всех, принадлежавших к одному с нею кругу: Ирина без памяти влюбилась в Феликса Юсупова.

(Зинаида Юсупова)

Знакомы они были с детства - мать Феилкса, княгиня Зинаида Николаевна, одна из красивейших и умнейших женщин своего времени, состояла фрейлиной при дворе императрицы и долго была одной из ближайших подруг Марии Федоровны. На ее приемах часто встречалась молодежь из высшего света. Феликс был ее младшим, самым любимым сыном - и вокруг него ходили самые разные слухи. В основном весьма сомнительного толка. Ирина утверждала, что полюбила его не за его фантастическую красоту или не менее фантастическое богатство, но для того, чтобы ее любовь спасла его от его порочных наклонностей.


(Ирина в юности)

Спасать действительно было от чего. О странном, часто откровенно неприличном поведении Феликса ходили легенды. Столь выдающаяся по своему положению личность - богач, представитель одной из самых аристократических фамилий, невероятный красавец,— в любом случае притягивала бы к себе взгляды света, но Феликс позволял себе гораздо больше того, что общество могло простить и понять.

(Феликс с родителями и братом)

Он принадлежал сразу к двум знатнейшим аристократическим фамилиям: отец, Феликс Феликсович-старший, принадлежал к роду графов Сумароковых-Эльстон. Он был женат на Зинаиде Николаевне Юсуповой - единственной наследнице богатейшего рода князей Юсуповых; их богатство было столь велико, что только доходы с него составляли в год примерно 10 миллионов рублей.


Говорили, что Юсуповы богаче самой царской фамилии. Им принадлежали роскошные дворцы в Петербурге и Москве, несколько имений по всей России, в том числе знаменитая подмосковная усадьба Архангельское. После смерти ее отца, последнего Юсупова, специальным императорским указом титул князя Юсупова перешел к мужу Зинаиды Николаевны, и в дальнейшем его должен был носить старший из их детей.

(Феликс Юсупов)

Однако вместе с титулом на эту семью перешло и родовое проклятие, наложенное, по семейной легенде, на предка Юсуповых за то, что он при царе Алексее Михайловиче изменил магометанству и перешел в праваславие. Согласно проклятию, в каждом поколении выживет только один наследник мужского пола; все остальные умрут, не дожив до 26 лет.

(Зинаида Юсупова)

У Феликса Феликсовича и Зинаиды Николаевны было трое сыновей. Средний умер еще ребенком. Старший, Николай, в 1908 году был убит на дуэли графом Мантейфелем, не дожив до своего двадцатишестилетия всего полгода. Единственым наследником остался Феликс Феликсович-младший.

(Феликс Юсупов)

После смерти своего старшего сына Зинаида Николаевна буквально помешалась на Феликсе. Она не отпускала его от себя ни на шаг, контролировала все его действия… Но не уследила. Молодой князь Юсупов прославился тем, что любил появляться на публике в женских нарядах. Говорили, что это от того, что Зинаиде Николаевне после рождения двух сыновей так хотелось дочь, что Феликса довольно долго одевали и воспитывали, как девочку. Как бы то ни было, пристрастие к женским нарядам сохранилось у князя и в зрелом возрасте.


Отец, крайне недовольный подобными странностями в поведении сына, отправил Феликса от греха подальше учиться в Англию, в Оксфордский университет, где молодой князь, вдохновленный идеями Ницше и Оскара Уальда, прославился своим эпатажным поведением и тонким, изысканным вкусом - на необычное убранство его комнат ходили смотреть, как на экскурсию, чтобы потом пытаться воспроизвести у себя хоть что-то подобное.

Ему разрешили вернуться в Россию только после смерти брата, и тут Феликс на правах наследника открыто пустился во все тяжкие. В двадцать лет он впервые осмелился показаться одетым в женское платье в модном петербургском ресторане, привлекши своим внешним видом внимание всех мужчин. Феликс был очень красив, причем красив по-женски: рослый, стройный, с чувственным ртом на нежном, точеном лице, и с фантастическими, вошедшими в легенду глазами, - говорили, что они светятся в темноте, как у хищника.

В женском обличье князь любил посещать злачные места Англии, Франции и Германии. Однажды он привлек внимание самого «первого донжуана Европы», английского короля Эдуарда VII- он очень хотел познакомиться с неизвестной красавицей поближе. Этот случай невероятно польстил самолюбию Феликса, и он решился даже начать профессиональную карьеру певицы на сцене петербургского кабаре «Аквариум». Контракт был заключен на две недели, но прервался раньше. «Дебютантка» выходила на сцену в расшитом серебром голубом хитоне и роскошных фамильных драгоценностях - которые на очередном выступлении были опознаны знакомыми Юсуповых. Разразился невероятный скандал, который с огромным трудом удалось замять…

Феликса снова отправили за границу, где он провел несколько лет. Вернувшись в Россию, Феликс вел себя уже гораздо приличнее. Он искренне влюбился в Ирину Романову и намеревался жениться на ней, а для этого хорошая репутация ему была необходима. Ежедневные корзины цветов, дорогие подарки, скромные прогулки по Петербургу и роскошные пикники за городом были брошены к ногам молодой княжны. Зинаида Николаевна была в восторге и всячески поддерживала увлечение сына: внучка и племянница императоров была подходящей партией для ее ненаглядного сына! Ее настойчивые знаки внимания очень смущали Ирину. Собственно говоря, Ирина безумно ревновала Феликса к матери, которая считала себя главной женщиной в его жизни.

(Зинаида Юсупова)

Родители невесты не возражали: им, давно презревшим все законы морали, даже самые смелые его похождения не казались чем-то из ряда вон выходящим. Их не смущали даже настойчивые слухи о его гомосексуальных пристрастиях: среди Романовых, всю жизнь проводящих в военной среде, было несколько известных гомосексуалистов; про большинство остальных говорили, что они «пригубили вино, но вкус им не понравился». Про Феликса говорили, что к однополой любви его приохотил его собственный старший брат; а среди любовников были и юноши из семьи Романовых. Мария Федоровна, обожавшая внучку, была не в курсе сплетен о Феликсе и всячески старалась поддержать желание Ксении выйти замуж за любимого человека.

(Григорий Распутин)

Единственным, кто возражал против этой свадьбы, был Григорий Распутин, имевший огромное влияние на императорскую чету. Он утверждал, намекая на предполагаемую ориентацию Феликса, что тот вообще не сможет быть мужем. Императрица Александра Федоровна, всецело поддерживавшая Распутина, после того, как Николай дал согласие на этот брак, долго не разговоривала с мужем…

(Феликс и Ирина)

О помолвке было объявлено осенью 1912 года во дворце Юсуповых в Мисхоре.
Для молодых начали перестраивать левое крыло знаменитого дворца Юсуповых на Мойке. Покои и без того самого роскошного здания в Петербурге теперь просто поражали и богатством, и тонким вкусом.


(Дворец Юсуповых на Мойке)

Для Ирины был устроен «Фонтан слез» из уральских самоцветов, комнаты были заполнены антикварной мебелью и новейшими творениями самых модных мастеров. Ее тетя Ольга Николаевна потом вспоминала, что в комнатах стояли вазы, наполненные необработанными сапфирами, изумрудами и опалами, а посуда была золотая. Лучшие ювелирные дома Европы были завалены заказами на свадебные подарки для Ирины.

Венчание состоялось 22 февраля 1914 года в Аничковом дворце. На Ирине была фамильная бриллиантовая диадема и подарок императора Николая - фата французской королевы Марии-Антуанетты. Ирине было 19 лет, Феликсу - 26. Так появилась самая красивая, самая богатая и знатная пара Российской империи. Самая счастливая, как думалось всем. Кто знал тогда, что жизнь этих молодых людей - таких влюбленных,— будет полна не только радости, но и преступлений, горя, лишений… Этой свадьбе суждено было стать последним торжественным бракосочетанием в семье Романовых.

Супруги зажили откровенно счастливой жизнью. Их крепкое взаимное чувство заставило приумолкнуть сплетни, ранее носившиеся вокруг имени Феликса. Все, кто видели их вместе, отмечали то несомненно сильное чувство, которое их связывало. Феликс как мог баловал жену: например, говорили, что в ее покоях была особая комната только для обуви, где хранились три тысячи пар принадлежавших Ирине туфель и ботиков от лучших европейских мастеров; в то время, когда автомобили были огромной редкостью, только в Крыму у молодых Юсуповых их было три.


А 8 марта 1915 года у них родилась дочь, которую в честь матери назвали Ириной. Поэтому Ирина Александровна, в отличие от большинства дам высшего общества, после начала Мировой войны сидела дома с мужем, а не работала в госпитале - на деньги Юсуповых содержались два госпиталя и санаторий в их крымском имении Кореиз. Феликс же, выразив желание служить своей стране, но не имея, в отличие от большинства аристократов, военного образования, занимался на специальных курсах при Пажеском корпусе.

Правда, в силу своего несерьезного отношения к учебе офицерского чина он так и не получил. Однако вскоре у него созрел новый план спасения России - убийство Григория Распутина. Феликс долго сомневался, обдумывал… Когда же наконец решился, стал действовать очень энергично.До сих пор окончательно не ясно, почему именно Феликсу Юсупову пришла в голову мысль убить Распутина. Хотя в его семье «старца» Григория не любили все. Его мать, Зинаида Николаевна, даже поссорилась из-за него с императорской четой. Княгиня Юсупова была убеждена в том, что Распутина следует удалить от Двора. Кстати, незадолго перед своей гибелью в Ипатьевском доме Николай, как вспоминает сам Феликс Юсупов, передал Зинаиде Николаевне, что она была права…


Наиболее распространенной версией является политическая: в высших кругах российского общества давно зрело недовольство тем неимоверным влиянием, которое Распутин имел на Николая и Александру, а через них - на государственную политику. Именно на Распутина возлагали вину за поражения России в войне с Германией. И после нескольких неудачных покушений и попыток отдалить его от двора мирным путем, Юсупову и его товарищам наконец удалось избавиться от «старца». Вторая версия - что Феликс оберегал от Григория, известного своим сладострастием, свою жену, на которую тот положил глаз. В тот роковой вечер Григория заманили в особняк Юсупова именно под предлогом свидания с Ириной - будто бы у нее случаются сильные головные боли, которые Григорий обещал излечить. Правда, сама Ирина в это время находилась в Крыму. И наконец, существует версия, согласно которой Распутину была нужна вовсе не Ирина, а сам Феликс: ходили слухи, что Распутин по поручению Романовых лечил его от гомосексуальных пристрастий и сам влюбился в юного красавца, который не видел никакого выхода из этой ситуации, кроме убийства.

(Феликс с женой и дочерью)

Как бы то ни было, в ночь с 16 на 17 декабря 1916 года в особняке Феликса Юсупова Распутин был убит группой заговорщиков - кадетом Василием Маклаковым (именно он, как считается, разработал план убийства), самим Феликсом, великим князем Дмитрием Павловичем Говорили, что он пошел на это преступление, поскольку был влбюлен в Феликса), депутатом Думы Владимиром Пуришкевичем, доктором Станиславом Лазовертом и капитаном Иваном Сухотиным. Сначала Распутина пытались отравить; когда яд не подействовал, его застрелили. По рассказам, Григорий оказался необыкновенно живучим: он несколько раз оживал, и в него приходилось стрелять снова. В конце концов тело вывезли из дворца и сбросили в Неву, где его и нашли спустя несколько часов. По заключению медиков, Григорий был еще жив, когда его бросали в воду.

Весть об этом моментально облетела Петроград. Имена убийц знали все, и большинство считало их правыми; их называли спасителями России и народными героями. Уже с утра их засыпали поздравлениями - что позволило полиции тут же найти виновных. Николай был в ужасе - в своем завещании Распутин предрекал скорую гибель династии и империи в случае, если он падет от руки кого-нибудь из царских родственников. Александра была в отчаянии; она требовала расстрелять убийц. Юсупова поместили под домашний арест, затем выслали под надзор в родовое имение Ракитино под Курском.

Для современников он стал человеком, перешагнувшим общечеловеческие нравственные нормы (предвестием чему были его необычные любовные приключения)...

Портрет работы Валентина Серова, 1903 г.

Меня всегда возмущала несправедливость человеческая к тем, кто любит иначе. Можно порицать однополую любовь, но не самих любящих. Нормальные отношения противны природе их. Виноваты ли они в том, что созданы так?
Феликс Юсупов.


В одной из последних крупных монографий, посвященных Григорию Распутину, дается крайне отрицательная характеристика Феликсу Юсупову (1887 - 1957). "...Гораздо большее отвращение вызывает Феликс Юсупов, являвший собой классический пример того, до какого упадка и разложения дошла салонная русская аристократия", - звучат окончательным приговором слова историка Алексея Варламова. Автор не преминул упомнить нравственные метания, "оборотничество и показной патриотизм" князя и, разумеется, его "развратные наклонности".

Пример не единичен: многие книги, описывающие высший свет Российской Империи в драматические предреволюционные годы, не скупятся на подробности. Рассказы о том, как молодой отпрыск древнейшего российского рода, восходящего к арабским халифам, прусским императорам и татарским ханам, совершал любовные похождения, переодевшись в женский наряд, варьируются от издания к изданию. В одном из таких нарядов он якобы покорил сердце английского короля Эдуарда VII. Но особенно любима история гулянья в ресторане "У Медведя". Четверо кавалеров, привлеченные красотой юной "красавицы", весь вечер ухаживали за ней, а самый смелый, ни о чем не подозревая, сдернул с ее лица карнавальную маску. Опасаясь скандала и разоблачения, князь спровоцировал панику, разбив зеркало, и в суматохе скрылся.

Фото князя Феликса Юсупова в русском платье

Исходя из этого, можно сказать, что гомосексуальность Феликса Юсупова для его противников (включающих как современников, так и современных историков) представляется совершенно очевидной. В лучших традициях классической гомофобии, приписывающей злодеям мужеложство, она дополняет портрет князя-преступника ("исключительно женственного человека с глазами хищника"), который эти авторы видят перед собой. Мотив отчасти понятен. Несмотря на долгую жизнь Юсупова, его личность лишь один раз сыграла важную роль в отечественной истории. Князь явился организатором убийства и лично стрелял в Распутина, с историей которого отныне и навсегда будет связана его биография. Для современников он стал человеком, перешагнувшим общечеловеческие нравственные нормы (предвестием чему были его необычные любовные приключения); историки увидят в нем неудачника, потерявшего на ниве своих влечений связь с реальностью. Цель его рокового поступка не была оправдана результатом, так как после Распутина при дворе царил все тот же беспорядок, что был при нем.

С другой стороны "сторонники" Юсупова (если их можно так называть), особенно представители западной культуры, доводящие до крайности описания поведения Распутина, предпочитают странным образом умалчивать о влечениях князя. Вышедшая в начале 30-ых гг. скандальная американская кинокартина "Распутин и императрица" представляет князя героем, освободившим страну от злого гения. Но героем, уместным для своего времени: в фильме - это офицер-солдафон, грубый и неотесанный, то есть типичный мужчина с большой буквы, классический мачо, известный каждому зрителю кинолент Голливуда. Тщетно князь-эмигрант судился с создателем этого творения - компанией "Метро-Голдвин-Майер" (до сих пор занимающей передовые позиции в американской киноиндустрии). В первой половине XX столетия режиссеру было проще и понятнее показать, а зрителю увидеть его именно таким.

Феликс Юсупов с женой Ириной

Легко сделать вывод, что и тот, и другой образ Юсупова далеки от подлинного. Он был сложной натурой. Представьте удивительно красивого человека с тем редким типом лица, что одинаково украшает и мужчину, и женщину. Подобной внешностью из мировых знаменитостей, пожалуй, способен похвастаться только немецкий актер Удо Кир. Одаренный живым умом, знаток искусства и тонкий эстет, князь мог бы внести значимый вклад в отечественную культуру, если бы ему посчастливилось жить в другое время. Мало кто знает, что уже в изгнанье эмиграции Феликс Юсупов на какое-то время нашел себя в профессии кутюрье, став вместе с женой основателем знаменитого дома моды "Ирфе". И все же судьба распорядилась по-своему.

Супруга князя - княжна Ирина - была, судя по всему, единственной женщиной в его жизни. Светские красавицы всегда его разочаровывали, а носители "запретной страсти", напротив, вызывали глубокое сочувствие. "Меня всегда возмущала несправедливость человеческая к тем, кто любит иначе. Можно порицать однополую любовь, но не самих любящих. Нормальные отношения противны природе их. Виноваты ли они в том, что созданы так?" - пишет он в своих мемуарах.

В то же время Феликс, вопреки собственному поведению, не мог ассоциировать себя с тогдашним гей-сообществом. Причина этого - его принадлежность к знатному роду; жесткие принципы аристократической чести, унаследованные от татарских предков, не могли оправдать гомосексуальности. Даже среди российского дворянства и членов царской фамилии отношение к ней было более терпимым. Наследие юного князя диктовало иные условия.

Ставший политическим изгнанником после революции, Юсупов уже был изгнанником в близком кругу. Скандалы, сложные отношения с императорской фамилией и собственными родителями, увенчавшиеся унизительными процедурами знахарского лечения от "вредных наклонностей" - все это стало расплатой князя за собственный аристократизм.
Ему было суждено вести жить под маской, как в переносном, так и прямом смысле, если понимать под ней женские наряды. Постоянно прятаться, скрывать свои влечения от окружающих, даже самых близких людей. А порой идти наперекор зову сердца.

Портрет князя Ф.Ф. Юсупова кисти Зинаиды Серебряковой. Париж. 1925 г

В его мемуарах описан один, наверное, наиболее показательный случай. Некий офицер императорской свиты (имя его не называется), статный красавец, как-то поразил юного князя, ловко въехав в столовую его родового поместья верхом на коне. Впоследствии он пару раз был гостем Юсупова, восторженно оценившего авантюрный поступок; говорил мало и в волнении неотрывно смотрел на своего собеседника, порой тихо вздыхая. В их последнюю встречу он искренне признался, что потрясен сходством Феликса с его матерью и что хотел бы встречаться с ним. Князь пишет в своей книге, что чувства были взаимны, но постоянные близкие отношения слишком опасны в его положении, а потому невозможны. Он отказал офицеру и больше никогда его не видел.

Фигура Юсупова заслуживает памяти в современной отечественной гей-культуре, как история жизни человека, вынужденного скрывать свои влечения, ходить по тонкой грани, разделяющей чувства и долг репутации. В наши дни таких историй множество. Сходным образом мучительную двойную жизнь приходится вести многим геям, но история князя - одна из самых ярких из дошедших до нас.
Изгнанник близкого окружения и изгнанник родной страны, он был надломлен (хоть и не сокрушен) сложившейся обстановкой. Именно этим были обусловлены нравственные метания и поиск жизненного пути, усилившиеся после гибели на дуэли старшего брата - одного из немногих людей, кто понимал Феликса. Судьба, наделившая Юсупова славой знатности и богатства, обрекла его на такое положение. Конечным итогом всех этих исканий и стали те роковые выстрелы, которые прозвучали в подвале на Мойке 29 декабря 1916 года.

"Золотой мальчик" вырождающейся российской аристократии, он делал многое, чтобы прославиться, но в истории остался убийцей Григория Распутина.

Легкомысленный аристократ

Кровь предков-кочевников, основавших род Юсуповых, как ни странно, наложила особый отпечаток именно на непрямого наследника династии. Во всех европейских салонах твердили о необузданном и легкомысленном нраве Феликса. Современники сохранили воспоминания, как после провала на экзаменах в военную школу, он, не долго думая, сошелся с цыганами, участвовал в выступлениях табора, исполняя партию сопрано. После длительных попыток поступления в Оксфорд, добившись, наконец, цели, он предпочел удобные кресла лондонских театров жестким скамейкам университетских аудиторий.
Престиж собственной семьи, казалось, совершенно не беспокоил Феликса. Какое-то время он даже выступал в кабаре - неслыханная низость для аристократа. Причем, исполнял женскую роль, вместо одной из "синеглазых актрис" театра "Аквариум". Обман был раскрыт, когда один из гостей заметил на певице фамильные юсуповские бриллианты.

Зинаида Николаевна, мать Феликса, хотела дочку. Она даже сшила розовое платье для будущего ребенка. Разочарование от рождения сына женщина компенсировала тем, что воспитала в Феликсе будущую леди. До четырех лет Феликс проходил в "девочковом" платье, обожал мерить украшения матери, краситься. "Матушкин каприз впоследствии наложил отпечаток на мой характер", - вспоминал в своих мемуарах Феликс. Любил наряжаться в женское Феликс Юсупов и в зрелом возрасте. При своем высоком происхождении он оставался одним из первейших "фриков" своего времени: любил прийти накрашенный, в женском платье, в ресторан, исполнял в таком виде романсы. Об этом не могли не говорить, о странностях "золотого мальчика" судачили на каждом углу. Брак с Ириной Романовой во многом "обелил" биографию Феликса, хотя и после свадьбы он не оставил своих старых привычек.

Убийца Распутина

Об этой странице в жизни Феликса Юсупова написаны сотни книг, сняты десятки фильмов. Официальной признается версия, что убийство было совершено в интересах монархии. Распутин был приглашен в дом Юсупова то ли под предлогом излечения Феликса от гомосексуализма, то ли ради знакомства Распутина с Ириной (которая в это время была в Крыму). Так или иначе, но в истории Феликс Юсупов остался прежде всего как убийца Григория Распутина. Человек не военный, утонченный эстет, он принял участие в кровавом деле, что во многом определило его дальнейшую жизнь. Где бы Феликс ни оказывался после декабря 1916 года, в первую очередь он был " тем самым" убийцей Распутина.

Английский шпион

Связи Феликса Юсупова с английской разведкой носили неофициальный характер. Один из участников убийства Распутина, Освальд Рейнер, близкий друг Юсупова ещё со времен Оксфорда, был агентом английской разведки. Смерть "старца" была выгодна Британской империи. Распутин выступал за мир с Германией, выход России из войны грозил Великобритании поражением. Устранить влияние "старца" на царскую семью было, таким образом, первоочередной задачей британской разведки. С ней Рейнер и Юсупов справились. Не удивительно в этом отношении и то, что из ссылки Юсупова освободил Керенский, который был открытым лоббистом интересов англичан.

Модный дом IrFe, открытый в эмиграции Феликсом и Ириной, был явлением в своем роде уникальным. В качестве моделей и швей в нем работали графини и княгини. Одной из моделей, например, было Натали Палей, дочь Великого князя Павла Александровича, роковая красавица, ставшая впоследствии лицом Vogue. Взлет IrFe был стремительным, Феликс и Ирина ориентировались на "русский стиль", использовали роспись по шелку, выпускали несколько линий одежды, в том числе в революционном для того времени "спортивном" стиле. Однако, как быстро спуруги взлетели, так же стремительно и разорились. Сказалась и Великая депрессия, и привычка супругов Юсуповых к неоправданным тратам, и смена вкусов общества в сторону упрощения. В 1930-м году IrFe обанкротился.

Как говорится, хочешь жить - умей вертеться. Что увез Феликс Юсупов с собой за границу, кроме незначительной части фамильных драгоценностей? Феликс увёз с собой славу убийцы Распутина. Он нисколько не смущался подобной известности. Даже больше: эта слава позволяла ему скопить средства на существование. Он выступал с воспоминаниями, давал интервью, писал автобиографию. Всё, что у него оставалось от России - память. Не удивительно, что он был очень недоволен, когда эту память пытались оболгать. В 1932 году на экраны вышел фильм "Распутин и императрица". В нем доказывалось, что Ирина Юсупова, жена Феликса, был любовницей "старца". Никто не верил в успех затеянного Феликсом предприятия, но он подал в суд на киностудию MGM и выиграл дело, получив в качестве компенсации 25000 долларов. Показательно, что как раз после этого инцидента в титрах голливудских фильмов стали указывать, что все происходящее на экране - вымысел, а любые совпадения являются непредумышленными.


В результате революционных событий в России в начале ХХ в. многие представители знатных аристократических семей были вынуждены бежать за рубеж. Многим из них в эмиграции удалось основать свое дело и прославить свои имена во всей Европе. В 1920-х гг. законодателями моды во Франции были знатные выходцы из России Ирина и Феликс Юсуповы , основавшие Дом моды «IrFe» («Ирфе»). Наряды в роскошном аристократическом стиле пользовались большим спросом не только в Париже, но и в Берлине, и в Лондоне.





Княжна Ирина Романова была внучкой императора Александра III, а Феликс Юсупов принадлежал к древнему роду, одному из самых богатых в России. Их свадьба состоялась в 1914 г. Подвенечный наряд великой княжны Ирины Романовой был роскошным, на ней была хрустальная диадема с алмазами и фата из драгоценных кружев XVIII века – та самая, в которой Мария-Антуанетта венчалась с французским принцем Луи. Знакомые шептались о том, что эта вещь казненной королевы принесет несчастье новобрачным, но их союз и без этого вызывал у многих удивление – при дворе все знали о нетрадиционной ориентации Феликса Юсупова. Но Ирина никого не слушала – она любила своего избранника.



Судя по записям в «Мемуарах» Феликса, он тоже был искренне увлечен княжной: «В сравненье с новым переживанием все прежние мои увлеченья оказались убоги. Понял я гармонию истинного чувства. … Я рассказал ей всю жизнь свою. Нимало не шокированная, она встретила мой рассказ с редким пониманьем. Поняла, что именно противно мне в женской натуре и почему в общество мужчин тянуло меня более. Женские мелочность, беспринципность и непрямота отвращали ее точно так же. Ирина, единственная дочь, росла вместе с братьями и счастливо избегла сих неприятных качеств». Рядом с женой Феликс, которого многие считали гулякой и распутником, преобразился и остепенился.



В декабре 1916 г. Феликс Юсупов участвовал в убийстве Григория Распутина. Он избежал наказания, но семья вынуждена была уехать из Петербурга. А вскоре грянула революция, какое-то время Юсуповы жили в своем имении в Крыму, а в 1919 г. эмигрировали во Францию. В России Юсуповым пришлось оставить 5 дворцов, 14 доходных домов, 30 усадеб, 3 завода и рудники.





Первое время супруги Юсуповы жили безбедно, распродавая драгоценности, которые удалось вывезти из России. Но потом они так же, как и многие другие представители аристократических семей, были вынуждены искать дополнительные источники заработка. Ирина и Феликс решили открыть собственный Дом моды. В 1924 г. они осуществили планы и назвали свое детище по первым двум буквам своих имен – «Ирфе».





В 1925 г. во французских журналах появились первые отзывы об их моделях: «Оригинальность, рафинированность вкуса, тщательность работы и художественное видение цветов сразу поставили это скромное ателье в ранг больших домов моды». Европейских и американских клиенток привлекала возможность одеваться у внучки российского императора, многие приходили в «Ирфе» с единственной целью увидеть знаменитую супружескую чету. В мемуарах князь писал, что клиентки «приходили из любопытства и за экзотикой. Одна потребовала чаю из самовара. Другая, американка, захотела видеть князя, у которого, по слухам, глаза фосфоресцировали, как у хищника».





Весь персонал Дома моды состоял из русских эмигрантов, но никто их них не имел никакого представления об организации работы в модной индустрии. Высокая, стройная княжна Юсупова часто выступала в роли манекенщицы и сама демонстрировала модели Дома моды «Ирфе».






И тут наступила Великая депрессия, грянул кризис, и Юсуповы потеряли большую часть капиталов, вложенных в американские банки, и утратили богатую клиентуру из США. Бизнес стал убыточным, роскошный аристократический стиль «Ирфе» оказался многим не по карману, в моду входили простые и универсальные наряды от «Шанель». Юсуповым не хватало деловой хватки, и в 1931 г. было принято решение о ликвидации Дома моды «Ирфе» и его филиалов. В начале ХХI в. дом моды «Ирфе» был возрожден. В 2008 г. на Парижской неделе моды была представлена его первая коллекция после 80-летнего перерыва.



Говорят, всех членов этой семьи преследовали несчастья. .

В жизни последнего из князей Юсуповых были как ослепительный блеск роскоши и скандальные любовные истории, так и жестокое убийство, эмиграция в Европу, бедность и громкий судебный процесс с известной голливудской студией «Metro-Goldwyn-Mayer»..

Юноша «с иконописным лицом византийского письма»

Его смело можно назвать представителем «золотой молодежи» начала XX века. Мальчик, родившийся в семье графа Феликса Сумарокова-Эльстона и княжны Зинаиды Юсуповой, был одним из богатейших наследников в царской России. Люди, знавшие его, отмечали красоту, грацию и изысканные манеры юноши.

Портрет молодого князя очень понравился Сергею Дягилеву. Фото: Public Domain

Когда ему было 17 лет, в усадьбу Юсуповых приехал художник Валентин Серов, чтобы написать портреты членов уважаемой семьи. Между ним и подростком установились хорошие дружеские отношения. Годы спустя Феликс писал в своих мемуарах, что они вели долгие разговоры, которые повлияли на его юный ум. Портрет молодого князя, на котором Феликс позировал с французским бульдогом, очень понравился Сергею Дягилеву, который взял в 1907 году картину в Венецию, где проходила выставка русской живописи.

«Картина принесла ненужную известность мне. Это не понравилось отцу с матерью, и они просили Дягилева с выставки ее забрать», - вспоминал позже Феликс.

Но от славы Феликсу было не скрыться, к тому же он постоянно подбрасывал «паленья в огонь», устраивая дерзкие выходки. Так, к примеру, ни для кого не было секретом, что он любил наряжаться в женские платья. Более того, юношу «с иконописным лицом византийского письма», как отзывался о нем Вертинский, даже видели в одном из кабаре, где тот исполнял женскую роль вместо одной из «синеглазых актрис» театра «Аквариум». Узнать Феликса тогда помогли фамильные драгоценности, которые были надеты на миловидной «певице».

Да и о своих шалостях Юсупов говорил, не таясь. К слову, в своих мемуарах он подробно описывал прогулку с кузеном, когда забавы ради они решили прогуляться по Невскому, переодевшись в женские платья.

«В матушкином шкафу нашли мы все необходимое. Мы разрядились, нарумянились, нацепили украшенья, закутались в бархатные шубы нам не по росту, сошли по дальней лестнице и, разбудив матушкиного парикмахера, потребовали парики, дескать, для маскарада. В таком виде вышли мы в город. На Невском, пристанище проституток, нас тотчас заметили. Чтоб отделаться от кавалеров, мы отвечали по французски: «Мы заняты» — и важно шли дальше. Отстали они, когда мы вошли в шикарный ресторан «Медведь». Прямо в шубах мы прошли в зал, сели за столик и заказали ужин. Было жарко, мы задыхались в этих бархатах. На нас смотрели с любопытством. Офицеры прислали записку — приглашали нас поужинать с ними в кабинете. Шампанское ударило мне в голову…»

В этой же книге Феликс писал и об истоках своих необычных пристрастий. Так, по его словам, мать, ожидая ребенка, была уверена, что на свет появится девочка. В итоге было заготовлено розовое приданое. Когда же родился мальчик, Зинаида Юсупова, «чтобы утешиться, до пяти лет одевала Феликса девочкой».

Зинаида Юсупова, «чтобы утешиться, до пяти лет одевала Феликса девочкой». Фото: Public Domain

Брак с Ириной Романовой

Зная о скандальной славе Феликса в свете, сложно поверить, что царская семья одобрила его союз с Ириной Романовой, племянницей Николая II.

Свое первое знакомство с единственной дочерью великого князя Александра Михайловича и великой княгини Ксении Александровны Юсупов романтично описал в своей биографии. По его словам, он сразу понял, что эта девушка - его судьба:

Ирина была единственной дочерью великого князя Александра Михайловича и великой княгини Ксении Александровны. Фото: Public Domain

«Робость делала ее молчаливой, что усиливало ее очарование и окружало тайной. Охваченный новым чувством, я понимал бедность моих приключений прошлого. Наконец и я нашел ту совершенную гармонию, являющуюся основанием для всякой верной любви».

В то время Феликс был единственным наследником фамильного состояния Юсуповых: в 1908 году его старший брат Николай погиб на дуэли с графом Арвидом Мантейфелем.

Зная о баснословном состоянии жениха, родственники Ирины не захотели верить слухам, что Феликса, к примеру, связывают любовные отношения с великими князем Дмитрием Павловичем. В итоге свадьба состоялась в феврале 1914 года в церкви Аничкова дворца. На пышной церемонии даже присутствовала императорская семья.

«Государь спрашивал меня через будущего тестя, что подарить мне на свадьбу. Он хотел было предложить мне должность при дворе, но я отвечал, что лучшим от его Величества свадебным подарком будет дозволить мне сидеть в театре в императорской ложе. Когда передали государю мой ответ, он засмеялся и согласился. Подарками нас завалили. Рядом с роскошными брильянтами лежали незатейливые крестьянские дары», - писал Феликс Юсупов.

На следующий год - в марте 1915 - у молодых людей на свет появилась дочь Ирина. Правда, новое семейное положение и рождение первенца не изменили репутации князя, который по-прежнему оставался главным героем светских сплетен.

Убийство Распутина

Имя Феликса Юсупова вошло в историю также благодаря громкому убийству, произошедшему в Петербурге в 1916 году.

17 декабря в Неве был обнаружен труп Григория Распутина, «старца», имевшего огромное влияние на царскую семью.

Заключение судмедэксперта говорило о том, что «царского друга» убивали жестоко: «Вся правая сторона головы была раздроблена, сплющена вследствие ушиба трупа при падении с моста. Смерть последовала от обильного кровотечения вследствие огнестрельной раны в живот. На трупе имелась также огнестрельная рана в спину, в области позвоночника, с раздроблением правой почки, и ещё рана в упор, в лоб, вероятно, уже умиравшему или умершему»

Отсутствие воды в легких говорило о том, что в воду Распутина бросили тогда, когда он был уже мертв.

В преступлении оказались замешаны великий князь Дмитрий Павлович, Феликс Юсупов и монархист Владимир Пуришкевич. О том, что произошло во дворце Юсуповых на Мойке в ночь на 17 декабря, до сих пор доподлинно неизвестно, так как участники несколько раз меняли свои показания.

Принято считать, что заговорщики заманили Распутина во дворец, где угостили вином и пирогом, отравленным цианистым калием. После этого Юсупов выстрелил в Григория Распутина, но тот напал на обидчика, попытавшись задушить. После этого в «старца» злоумышленники выпустили еще несколько пуль. Тем не менее, раненный Распутин попытался скрыться от убийц, но те его поймали, связали и сбросили в Неву недалеко от Каменного острова.

Годы спустя в своей книге «Конец Распутина» Феликс Юсупов писал: «В ледяную воду Невы было брошено его тело, до последней минуты старавшееся преодолеть и яд, и пулю. Сибирский бродяга, отважившийся на слишком рискованные дела, не мог умереть иначе; только там, у него на родине, в волнах Тобола или Туры, едва ли кто искал бы труп убитого конокрада Гришки Распутина».

Описывая свое знакомство с Распутиным, молодой князь подчеркивал его неприятную отталкивающую «мужицкую» внешность. Фото: creaitve commons

Описывая свое знакомство с Распутиным, молодой князь подчеркивал его неприятную отталкивающую «мужицкую» внешность, но вместе с тем - харизму и необычный пугающий взгляд. При этом, по словам Юсупова, ему удалось завоевать доверие этого сластолюбивого «конокрада»:

«Мы иногда подолгу с ним беседовали. Считая меня своим другом, непоколебимо уверовавшим в его божественную миссию, рассчитывая на мое содействие и поддержку во всем, Распутин не находил нужным передо мною скрываться и постепенно открыл мне все свои карты. Он настолько был убежден в силе своего влияния на людей, что не допускал даже мысли о том, что я могу не быть в его власти.

Знаешь, милый, - сказал он мне однажды, - смышленый больно ты, и говорить с тобой легко, все сразу понимаешь. Захочешь - хоть министром сделаю, только согласись».

Существует одна из версий, что Юсупов обратился к Распутину с просьбой вылечить его от «содомского греха», однако во время сеанса лечения гипнозом тот, наоборот, попытался соблазнить молодого человека.

Стоит отметить, что в 1932 году на экраны вышел фильм «Распутин и императрица», в котором создатели показали, что супруга Юсупова состояла в интимной связи с Распутиным. Чету Юсуповых, которые в тот момент жили в Париже, возмутил этот факт, и они подали в суд на голливудскую компанию «Metro-Goldwyn-Mayer». Закон оказался на их стороне, и MGM выплатила им за клевету огромную денежную компенсацию. Считается, что после этой истории, появилось правило указывать в начале фильма, что все события, показанные на экране - не более чем вымысел.

MGM выплатила чете Юсуповых огромную денежную компенсацию. Фото: Public Domain

Умер Феликс Юсупов во Франции в возрасте 80 лет. Его тело покоится на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.