Когда деепричастные обороты не обособляются. Обособление деепричастий и деепричастных оборотов

Школьной. В традиционно дети изучают деепричастия как особую часть речи.Деепричастие имеет значение добавочного действия при основном действии. деепричастия подразумевает сочетание признаков действия и образа действия. Например, «читая». К этому слову можно задать вопрос «Что делая?», который, впрочем, с языковой точки зрения будет не совсем корректен, а можно задать вопрос «Как?». Эти вопросы иллюстрируют двойственную сущность деепричастия. Деепричастия могут быть совершенными или несовершенными. Первые говорят о действии, совершающемся в данный момент или о том, которое должно совершиться в будущем. Вторые – о действиях, произошедших в прошлом (сравните: «глядя» и «взглянув»).

Теперь переходите к поиску деепричастных оборотов. Деепричастными оборотами называют деепричастия с зависимыми словами. Основную ошибку при поиске обычно совершают именно в поиске зависимых слов – за деепричастный оборот принимаются , относящиеся к другому члену предложения. Чтобы не совершать ошибок, внимательно следите за тем, от какого слова задается вопрос. Для примера разберите предложение:Девочка бежала по булыжной мостовой, напевая песенку. Найдите . В данном случае это слово «напевая». Теперь нужно найти зависимые слова. Задавайте вопросы: «Напевая… что? Песенку». «Напевая… как? Радостно». Значит, слова «песенку» и «радостно» будут зависимы от деепричастия, а значит, все вместе они образуют деепричастный оборот. Деепричастный оборот в является обособленным обстоятельством и всегда выделяется запятыми с обеих сторон.

Источники:

  • Когда деепричастные обороты не выделяются запятыми?

Деепричастный оборот – синтаксическое средство, которое придает речи выразительность и упрощает ее. В устной речи эти конструкции встречаются редко. Но правильно строить предложения с деепричастными оборотами, находить их в готовых текстах и выделять на письме и интонационно обязан любой грамотный человек.

Инструкция

Если вы хотите экономно выразить мысль при указании на несколько одновременно совершающихся действий, используйте простые предложения с деепричастными оборотами. Подобные синтаксические конструкции обычно применяются в книжных речи. При общении люди употребляют синонимичные варианты: сложноподчиненные предложения с придаточной частью, имеющей времени, образа действия. В произведениях художественной литературы деепричастия ярко и зримо «дорисовывают» действия персонажей.

Деепричастные обороты обладают важной особенностью: на письме границы этой синтаксической конструкции обозначаются запятыми, в устной речи – выделительной интонацией. Чтобы безошибочно справиться с пунктуационной задачей, необходимо точно определить границы оборота.

Найдите в предложении имеющие отношение к действию слова. Сначала обратите внимание на сказуемое- , в нем заключено основное действие предмета. Затем обратитесь , указывающим на добавочное действие – это будут деепричастия. Вопросы «что делая?» или «что сделав?» помогут узнать эту часть речи. Например, в предложении «Описав большой круг, планер плавно взмыл в вышину» глагол-сказуемое - «взмыл», а деепричастие - «описав».

Обратите внимание на деепричастие: оно может употребляться в предложении «в одиночку» или с зависимыми словами составлять конструкцию, называемую деепричастным оборотом. Важно четко установить его границы.

Внимательно проанализируйте подчинительную связь слов в деепричастном : необязательно, что все входящие в его будут зависеть только от деепричастия, они могут распространять друг друга. Рассмотрите пример: «Ветер крепчал, закутывая город пеленой морских туманов». Деепричастие «закутывая» имеет зависимые слова: (что?) «город» и (чем?) «пеленой». Далее по цепочке устанавливается связь: «пеленой» (чего?) «туманов» (каких?) «морских». Все эти слова представляют деепричастный оборот.

Составляя синтаксическое единство, деепричастный оборот является одним членом предложения – обстоятельством (обычно времени или образа действия). Помимо основных вопросов, к нему можно задать вопросы «когда?» или «как?», «каким образом?».

Определяя в предложениях деепричастные обороты, не забывайте, что к ним очень близки по строению фразеологические обороты («задрав нос», «сломя голову», «скрепя сердце»). Но подобные устойчивые сочетания не имеют отношения к добавочному действию, не выделяются запятыми на письме. Они обозначают признак действия и могут быть заменены другими словами (обычно наречиями). Например, в предложении «Работали не покладая рук» можно произвести замену: «Друзья работали усердно».

Особенного внимания требуют предложения с несколькими деепричастными оборотами. Четкое их границ поможет правильно применить пунктуационное правило. Деепричастные обороты могут представлять в предложении ряды однородных членов, поэтому запятая между ними не ставится при наличии неповторяющихся союзов «и», «или», «либо». («Влюбленные долго сидели, взявшись за руки и молча думая о будущем счастье»).

Встречаются необособленные деепричастные обороты. Не выделяемые запятыми конструкции либо тесно связываются содержанием со сказуемым, либо входят в состав придаточной части сложноподчиненного предложения, где средство связи «который» является входящим в структуру оборота словом.

Источники:

  • Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, Бархударов С.Г., Крючков С.Е., 2011
  • Обособленные обстоятельства

Русский язык славится богатством своей структуры, которая создается благодаря использованию множества конструкций, требующих соблюдения специальных правил. Одной из таких конструкций является деепричастный оборот.

Деепричастный оборот представляет собой конструкцию, образованную на основе деепричастия.

Деепричастие

Деепричастие - это особая часть речи, образуемая на основе глагола. Она обозначает так называемое добавочное действие, то есть такое, которое дополняет основное действие, совершаемое субъектом. Идентифицировать деепричастие можно, выяснив, на какой эта часть речи. В случае, если она является деепричастием, это будут вопросы «Что делая?» для настоящего времени и «Что сделав?» - для прошедшего.

Чаще всего деепричастие, обозначающее добавочное действие, находятся в предложении в непосредственной близости от глагола, который оно поясняет. Например, так построено следующее предложение: «Он рассказывал мне об этом, смеясь». В данном случае «смеясь» - , которое отвечает на вопрос «Что делая?». На письме оно обычно выделяется запятыми.

Деепричастный оборот

Если деепричастие - это отдельное слово, то деепричастный оборот - конструкция, образованная на основании деепричастия, дополненного зависимыми словами. В целом его функции и характеристики схожи с самим деепричастием: он также отвечает на вопросы «Что делая?» и «Что сделав?» и обозначает добавочное действие, конкретизирующее способ совершения основного действия. По смыслу деепричастный оборот представляет собой расширенное деепричастие: например, такой оборот можно использовать в предложении «Он рассказывал мне об этом, громко и заразительно смеясь».

При этом при употреблении деепричастного оборота в русском языке существует ряд правил, о которых следует помнить, чтобы правильно использовать эту конструкцию. Первое из них связано с пунктуацией при использовании деепричастного оборота: на письме он в большинстве случаев выделяется запятыми.

Конструируя деепричастный оборот, стоит помнить о распространенных ошибках при его использовании, которых необходимо избегать. Так, одной из них является ситуация, когда основной глагол и дополняющий его деепричастный оборот относятся к разным субъектам. Примером такого неправильного использования оборота является предложение «Эта история была рассказана мне, громко и заразительно смеясь». В этом случае основной глагол в предложении относится к рассказанной истории, а деепричастный оборот - к рассказчику: таким образом, они не связаны с одним и тем же лицом или предметом, что является обязательным требованием для использования этой конструкции.

Источники:

  • Деепричастный оборот в 2019

Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом – ошибка, которую часто требуется определить в задании 7 из ЕГЭ по русскому языку для 11 класса .

Чтобы найти ошибку, нужно уметь находить в предложении деепричастный оборот, а также знать что деепричастие и глагол должны относиться к одному и тому же лицу.

Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом: примеры предложений

Рассмотрим несколько предложений, содержащих ошибку «Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом», и исправим их.

Предложение:

Находясь в пути, всегда вспоминается дом.

Деепричастный оборот: находясь в пути. Основа предложения: дом вспоминается. Сказуемое «вспоминается» относится к подлежащему «дом». Деепричастие «находясь» тоже должно относиться к слову «дом». Но в этом случае получается, что дом находится в пути, а это неверно. В пути находится рассказчик, то есть «я».

Верный вариант:

Находясь в пути, я всегда вспоминаю дом.

Предложение:

Уходя со смены, рабочими проверяется оборудование фабрики.

Деепричастный оборот: уходя со смены. Основа предложения: оборудование проверяется. Сказуемое «проверяется» относится к подлежащему «оборудование». Деепричастие «уходя» тоже должно относиться к слову «оборудование». Но в этом случае получается, что оборудование уходит со смены, а это неверно, так как со смены уходят рабочие.

Верный вариант:

Уходя со смены, рабочие проверяют оборудование фабрики.

Предложение:

Наслаждаясь вкусным ужином, беседа наша протекала безмятежно.

Деепричастный оборот: наслаждаясь вкусным ужином. Основа предложения: беседа протекала. Сказуемое «протекала» относится к подлежащему «беседа». Деепричастие «наслаждаясь» тоже должно относиться к слову «беседа». Но в этом случае получается, что беседа наслаждалась вкусным ужином, а это неверно, так как ужином наслаждались «мы».

Деепричастный оборот образуется от деепричастия с зависимыми словами. Он выступает в предложении в роли обстоятельства и отвечает на вопросы: «Почему? Как? Когда? С какой целью? Каким образом?» К такой конструкции можно поставить вопросы: «Что делая? Что сделав?» На письме деепричастный оборот всегда выделяется запятыми. Он означает добавочное, уточняющее действие. Если в одном предложении два деепричастных оборота, объединённых союзом «и», то запятая между ними не ставится. Деепричастный оборот - это форма, свойственная письменной речи. Поэтому она чаще встречается в деловых письмах, научных трудах, литературных произведениях. В устной речи такой оборот не употребляется, так как в ней он неудобен и неуместен.

Примеры

  • «Муж, не отрывая взгляда от монитора, щёлкал семечки».
  • «Кот, блаженно потягиваясь и довольно урча, расположился на компьютерном столе».
  • «Не показывая своего смущения, она продолжала говорить».

Возможные ошибки

  • Деепричастный оборот должен относиться к тому же существительному, что и глагол. Иначе, появляются ошибки, противоречащие нормам русского языка. Пример неправильного употребления оборота: «Возвращаясь на родину, у меня началась депрессия». Чтобы предложение получилось согласованным, нужно его перестроить. Например, так: «Возвращаясь на родину, я загрустила».
  • Если в предложении отсутствует глагол, деепричастный оборот становится неуместным. Пример: « Я - молодец, сдавая экзамен, поэтому получила высший бал». Правильно будет так: «Я сосредоточилась и вспомнила всё что знаю, сдавая экзамен, поэтому получила высший бал».
  • В безличных предложениях часто допускают ошибки вроде: «Даже усевшись возле камина, мне холодно». Лучше в этом случае сказать: «Даже усевшись возле камина, я не согрелась».
  • В неопределённо-личных предложениях необходимо деепричастие относить к подразумеваемому лицу. Иначе оно будет ошибочно: «Закончив учёбу, выпускников направили на практику». Правильнее будет так: «Закончив учёбу, выпускники отправились на практику».

Исключения

Если деепричастный оборот находится в составе фразеологизма, то он запятыми не выделяется: «Она его слушала затаив дыхание». Если деепричастие теряет своё глагольное значение и выступает в роли сложного предлога (обычно, в таких случаях используются слова: начиная, смотря, с такого-то времени, в соответствии, на основании), оборот не обособляется. Например: «Можете приступить к делу начиная с понедельника». «Будем действовать смотря по ситуации». Здесь слова «начиная» и «смотря» можно легко убрать, без потери смысла высказывания. Если же слово из предложения выбросить нельзя, то есть оно уточняет действие, тогда оборот обособляется.

Не путать

Причастный и деепричастный обороты отличаются друг от друга тем, что первый выделяется запятыми, только если стоит после главного слова, а второй - всегда, кроме исключительных случаев. Также причастный оборот проверяется тем, что его можно начать со слов «какой, который». Например: «Книга, лежавшая на столе, давно была прочитана мною от корки до корки». Здесь можно было бы выразиться так: «Книга, которая лежит на столе…»

    Причастный оборот - это причастие с зависимыми словами. Причастие - это часть речи, сочетающая в себе признаки глагола и прилагательного. Его можно найти по схематичным словам-подсказкам: делающий-делавший (для действительных причастий), делаемый-сделанный (для страдательных).

    Если причастный оборот находится до главного слова, он запятыми в тексте не выделяется, если после - выделяется:

    Ожидающие багажа пассажиры столпились у транспортера.

    Пассажиры, ожидающие багажа , столпились у транспортера.

    И причастие, и причастный оборот целиком в предложении всегда выполняет роль определения.

    Деепричастие отвечает на вопросы что делая? или Что сделав? И одиночное деепричастие, и деепричастный оборот обособляются на письме запятыми, являются обстоятельствами.

    Исключения составляют случаи, когда деепричастие переходит в разряд наречия, тогда и в синтаксической структуре оно рассматривается именно как наречие.

    В русском синтаксисе причастный оборот представляет собой причастие с зависимыми словами. В предложении он, как правило, является целостной синтаксической структурой, то есть не делится на части, и выполняет роль определения.

    Волки избегают дорог, проложенных человеком.

    Причастный оборот, стоящий после определяемого слова, обособляется всегда.

    Но есть случаи выделения этого оборота и тогда, когда он находится далеко от определяемого слова, например:

    По небу, гонимые ветром , бежали рваные, хмурые облака .

    Если причастный оборот имеет обстоятельственное значение причины или уступки , даже если он находится перед определяемым существительным, его выделяют запятыми, например:

    Испуганный треском петард , щенок забился под скамейку.

    Уставший от волнения на экзамене , мальчик быстро уснул.

    Деепричастный оборот составляет само деепричастие в окружении зависимых слов.

    Шумя и играя на перекатах, несла свои воды река.

    Этот оборот выделяется в предложении всегда, кроме некоторых особых случаев, например, если деепричастный оборот является однородным обстоятельством наряду с наречием и между ними стоит союз и :

    Он говорил лениво и чуть растягивая слова .

    Для того, чтобы разобраться с оборотами, нужно вспомнить что такое причастие и деепричастие.

    Причастие обозначает признак предмета, а деепричастие- признак глагола.

    Причастие отвечает на вопрос: какой? какая? , а деепричастие: что делая, что сделав ?

    Причастный оборот - это причастие с зависимыми словами.

    Соответственно деепричастие с зависимыми словами- это называется деепричастный оборот.

    Причастный оборот в предложении в большинстве случаев выступает в форме определения.

    Примеры причастий : смотрящий, рассматривающий, думающая, мечтающий и т.п

    Пример причастного оборота : Девушка, сидевшая у костра , выглядела притягательно.

    Сидевшая у костра- это и есть причастный оборот.

    Так как он стоит в середине предложения, то должен выделяться запятыми с двух сторон.

    Если причастный оборот стоит в начале предложения, то тогда выделять его запятой не нужно.

    Если в конце, то перед оборотом ставится запятая.

    Например: Одевшая красное пальто девушка выглядела сногсшибательно.

    Выглядела сногсшибательно девушка, одевшая красное пальто.

    Примеры деепричастий : узнавая, читая, отперев, прочтя.

    Деепричастный оборот всегда выделяется запятой.

    Да, с точки зрения синтаксического разбора предложения, причастный оборот всегда выполняет функцию определения (потому что отвечает на вопрос Какой/какая/какое/какие? и является признаком).

    Например:

    1. ребенок, играющий в саду - ребенок (какой?) играющий
    2. сильный ветер, разгоняющий облака - ветер (какой?) разгоняющий

    В то время как деепричастный оборот будет выступать в предложении в синтаксической роли обстоятельства и отвечать на вопрос как?:

    1. ветер усиливался, разгоняя облака - усиливался (как?) разгоняя = обстоятельство образа действия
    2. спокойно играя в саду, ребенок остался без внимания взрослых
  • Причастный оборот-это причастие с зависимыми словами а деепричастный оборот это деепричастие с зависимыми словами!

    Причастный оборот: я увидела кота, лакающего из миски.

    Он слушал музыку, доносящуюся из приемника.

    Деепричастный оборот: Я смотрел на восходящее солнце, не отрывая глаз.

    Гусь, увидя детей, улетел.

    Причастный оборот это ничто иное как причастие с зависимыми словами. В предложении он выступает в качестве определения, поскольку определяет существительное. Его выделяют запятыми в том случае, если он стоит после определяемого существительного.

    Деепричастный оборот это деепричастие с зависимыми словами. В предложении он выступает в качестве обстоятельства и всегда отделяется запятыми.

    Причастным оборотом в русском языке принято называть причастие с зависимым словом.

    Причастный оборот выделяется запятыми, если он стоит в предложении после существительного, признак которого обозначает. Если стоит до существительного, то запятыми не выделяется.

    Дедушка, приехавший к нам, был очень болен .

    Приехавший к нам дедушка отправился отдохнуть .

    Деепричастием мы называем признак глагола, а деепричастным оборотом - деепричастие в купе с зависимым от него словом. В предложениях деепричастный оборот всегда выделяется запятыми, в каком бы месте он не находился.

    Описав круг, бумажный самолетик рухнул за поленницу дров .

    Мать вошла в двери, снимая на ходу перчатки .

    Деепричастный оборот деепричастие с зависимыми словами и отвечает на вопросы: как? когда? почему? с какой целью? каким образом?. Например: Вьются над цветущими ивами, собирая золотую пыльцу, вылетевшие из улья пчелы. В этом предложении деепричастный оборот выделяется запятыми. А причастный оборот - причастие с зависимыми словами, то есть глагол + прилагательное. Отвечает причастие на вопросы: какой? какая? какое? какие? что делающий? что сделавший? Например: летающий, обезумевший.

    Причастный оборот представляет собой причастие совместно с зависимыми словами. Причастный оборот всегда в предложении является определением, так как он определяет стоящее перед ним или после него существительное. Выделяется запятыми причастный оборот только, если он стоит после определяемого существительного, если же перед, то не выделяется запятыми.

    Например:

    На берегу стоял мальчик, ожидающий пароход.

    Деепричастный оборот представляет собой деепричастие совместно с зависимыми словами. Деепричастный оборот в предложении выступает в роли обстоятельства. Запятыми выделяется всегда.

    Например:

    Маша шла домой, припевая песню.

    Чтобы запомнить правила и потренироваться в определении отличать одно от другого существуют много тестов как для домашнего использования, так и онлайн. Предлагаю Вашему вниманию несколько:

    тест по русскому языку Захарьиной

    Могут встречаться егэшные вопросы

    А на этом портале можно подробнее почитать о синтаксических ловушках, в каких случаях деепричастный оборот нельзя употреблять совершенно и почему.

Причастия и деепричастия

Правило: Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он с обеих сторон выделяется запятыми: Голубое южное небо, потемневшее от пыли, мутно. Правило: В суффиксе -енн- после шипящих под ударением пишется е (ё), хотя произносится [о]: сожжённый, решённый. Правило: В кратких страдательных причастиях пишется одна буква н: прочитан, рассказана. Правило: Если причастие образовано от глаголов на -ать, -ять, то перед -нн- и -н- пишутся буквы а или я: вспахать — вспаханный — вспахан; обязать — обязанный — обязан. Если причастие образовано от любых других глаголов (не на -ать или -ять), то перед -нн- и -н- пишется буква е: изучить — изученный — изучен. Правило: В полных страдательных причастиях с суффиксами -енн- и -нн- пишутся две буквы н (нн), если:

1) причастие имеет приставку (кроме не): сваренная рыба, вспаханное поле;

2) причастие имеет зависимые от него слова: жаренная в масле рыба;
3) причастие совершенного вида: решённый пример;
4) причастие образовано от глаголов с суффиксами -ова-, -ева-, (-ирова-): маринованные грибы, асфальтированное шоссе. Если слово не имеет ни одного из перечисленных признаков, оно пишется с одним н: варёная рыба, жареная рыба.
(cтр.146)
Правило: Не с полными причастиями пишется раздельно:
1) если причастие имеет зависимые слова, т.е. образует причастный оборот: На столе лежало не отправленное мною письмо. — На столе лежало неотправленное письмо;
2) если в предложении есть противопоставление с союзом а: В вазе стояли не увядшие, а свежие цветы. Не с полными причастиями пишется слитно:
1) если не имеет зависимых слов: непрекращающийся дождь;
2) если причастие без не не употребляется: ненавидящий взгляд. С краткими причастиями частица не пишется раздельно: Письмо не отправлено. Книга не прочитана.(cтр.146)

Правило: Частица не с деепричастиями пишется раздельно: Ответил не задумываясь.
Правило:
Деепричастный оборот всегда выделяется запятыми: Сердито воя, дует холодный осенний ветер. Дует, сердито воя, холодный осенний ветер. Холодный осенний ветер дует, сердито воя.

Причастия имеют ряд соответствий среди прилагательных, частью по своему происхождению восходящих к причастиям. Сюда относятся:

1) Действительные причастия настоящего времени и прилагательные с тем же корнем:
Краснеющий — красный;
синеющий — синий;
белеющий — белый.

2) Причастия настоящего времени действительного залога (а также возвратные) и прилагательные с суффиксом -учий, -ючий, -ачий, ячий, являющиеся по происхождению древнерусскими причастиями:
Сыплющийся — сыпучий;
сидящий — сидячий;
колющий — колючий.

3) Действительное причастие настоящего времени (обычно с отрицанием) и прилагательное, совпадающее со страдательным причастием настоящего времени с отрицательной приставкой не-: Не сгорающий — несгораемый;
не увядающий — неувядаемый;
не промокающий — непромокаемый.

4) Страдательные причастия настоящего времени (обычно с отрицанием) и прилагательные с приставкой не- и суффиксом -имый:
Не допускаемый — недопустимый;
не побеждаемый — непобедимый;
не укрощаемый — неукротимый.

5) Действительные причастия прошедшего времени и прилагательные, образовавшиеся из причастий с суффиксом -лый:
Загоревший — загорелый;
пригоревший — пригорелый;
посиневший — посинелый.

6) Дальше по значению от причастий бесприставочные прилагательные на -лый, не имеющие вполне соответствующих им причастий; для них имеются только более далекие причастия с приставками:
Поспевший — спелый;
созревший — зрелый;
завядший — вялый.

7) Страдательные причастия прошедшего времени и прилагательные, которые образовались из этих причастий; обычно первые с приставками, а вторые без приставок:
Сваренный — вареный;
натертый — тертый;
разбитый — битый.

8) Действительные и страдательные причастия и омонимичные с ними прилагательные, образовавшиеся из этих причастий:
а) Камень, блестящий на солнце — блестящий доклад.
Мыс, выдающийся в море — выдающийся деятель.
Блуждающие в лесу шакалы — блуждающая улыбка. Директор, вызывающий техника — вызывающий тон.
б) Уважаемый всеми человек — уважаемый товарищ.
Управляемая шофером машина — управляемый аэростат.

tbobolovich.narod.ru

Причастие и деепричастие

Причастие и деепричастие в русском языке – это две особые формы глагола, которые отличаются значением, грамматическими и синтаксическими особенностями. Причастия обозначают признак по действию и отвечают на вопросы Какой? Который? Что делающий? Что делавший? Что сделавший? Деепричастия обозначают добавочное действие и отвечают на вопросы Что делая? Что сделав?

Касающиеся употребления и правописания причастий и деепричастий правила с примерами приведены в таблице.

· наличие полной и краткой формы;

-ущ-/-ющ-/-ащ-/-ящ- (действительные причастия НВ);

-вш-/-ш- (действительные причастия ПВ);

-ем-/-ом-/-им- (страдательные причастия НВ);

-нн-/-енн-/-т- (страдательные причастия ПВ).

Синтаксическая роль – обстоятельство.

Девушка шла по улице, улыбаясь .

Синтаксическая роль – определение или часть составного именного сказуемого.

Особенности причастного и деепричастного оборотов

Причастный и деепричастный обороты – это синтаксические конструкции, которые различаются общим значением и функцией в предложении:

Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. В предложении, как и единичное деепричастие, выполняют синтаксическую роль обособленного обстоятельства (выделяются с двух сторон запятыми) и обозначают добавочное действие.

Тест по теме

Не понравилось? — Напиши в комментариях чего не хватает.

  • 1. Наталья Старостина — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Михаил Воронин — подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом.

    Материал по русскому языку (6 класс) на тему:
    Таблица «Отличие причастия от деепричастия»

    Таблица поможет разобраться в отличиях причастия от деепричастия

    Предварительный просмотр:

    Таблица1. Различия причастия и деепричастия

    Что дела ющ ий? Что сдела вш ий? Что сдела нн ый? Что дела ем ый?

    КАК? КАКИМ ОБРАЗОМ?

    Что дела я? Что сдела в? Что сдела вши?

    Развива ющ ийся, запомни вш ий, написа нн ый, двига ем ый

    Развива я, запомни в, написа вши

    Относится к имени существительному (местоимению)

    Относится к глаголу (сказуемому)

    Настоящего времени: -ущ-(ющ), — ащ-(ящ) – действительн.

    Ем-, -им- – страдательные

    Вш-, -ш- – действительные

    Нн-, -енн-, -т- – страдательные

    Несовершенного вида (наст. времени):

    Совершенного вида (прош.времени):

    Причастный оборот – это причастие с зависимыми от него словами

    ПО – это обособленное определение

    Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми от него словами

    ДО – это обособленное обстоятельство

    üНа крыльце стоял человек, занимавшийся вооружением людей.

    ü Пьер долго не мог заснуть, думая о случившемся.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок повторения и обобщения изученного материала по темам «Причастие» и «Деепрчастие». Учащимся предлагаются разноуровневые задания. Урок построен с применением модульной технологии. Прилагается пре.

    Конспект урока по русскому языку по обобщению изученного в форме игры «Звездный час».

    Этот урок я проводила, участвуя в конкурсе «Учитель года». Класс, которому я давала урок, был мне незнаком (таково было условие испытания). Но благодаря сценке в начале урока ребята а.

    Конспект обобщающего урока в 6 классе по программе М.М.Разумовской.

    Подобранный материал контрольной работы позволяет проверить знания по темам: «Причастия» и «Деепричастия» наиболее полно.

    Урок закрепляет навыки образования причастий и деепричастий, правописание их суффиксов.

    Сборник представляет собой контрольные тесты, проверочные работы, позволяющие на практике отработать сложную для шестиклассников тему:»Причастие и деепричастие». Задания отрабатывают ор.

    2.7. Причастие и деепричастие

    Трудности, связанные с использованием в речи особой формы глагола – причастия, можно разбить на две группы: в образовании форм причастий и в употреблении причастий.

    Ошибки в образовании причастий обычно заключаются в неверном конструировании формообразующей основы (ср.: употребление неверной формы скакающий вместо нормативной – скачущий ) и в неверном выборе формообразующего суффикса. Поскольку выбор формообразующей основы является общим для спрягаемых и неспрягаемых форм, то при затруднении следует пользоваться рекомендациями, данными в п. 2.6.

    При выборе формообразующего суффикса в образовании формы причастия особое внимание обратите на следующие случаи.

    1. Бoльшая часть действительных причастий прошедшего времени образуется с помощью суффиксов -вш- от основы инфинитива (прошедшего времени), оканчивающейся на гласную букву:

    писать – писавший, решать – решавший.

    Суффикс -ш- используется в том случае, если основа инфинитива оканчивается на согласную букву:

    нести – нёсший, везти – вёзший.

    2. В страдательных причастиях прошедшего времени используются суффиксы -нн- (-н-), -енн- (-ен-) и -т- (убра нн ый, застел енн ый, допи т ый ). В речи достаточно часто встречается ошибка, связанная с использованием одного суффикса вместо другого.

    Например, в предложении: В комнате убрато – вместо нормативной формы убрано с суффиксом -н- ошибочно использован суффикс -т- .

    3. Следует помнить, что при образовании причастия должны сохраняться все словообразовательные приставки и суффиксы глагола. Наиболее распространённой ошибкой является отбрасывание суффикса -ся при образовании причастий от возвратных глаголов.

    Например, в предложении: Ветер срывал оставшие на деревьях листья – неправомерно опущен суффикс -ся. Грамматически правильным будет такой вариант предложения: Ветер срывал оставшиеся на деревьях листья.

    4. Следует учитывать, что некоторые глаголы характеризуются отсутствием или неупотребительностью отдельных форм причастий. Так, по правилам русской грамматики страдательные причастия образуются только от переходных глаголов:

    Не может быть образовано страдательных причастий от глаголов типа вставать, лежать и др., поскольку эти глаголы не могут сочетаться с винительным падежом без предлога.

    В то же время отсутствие отдельных форм причастий может быть связано не с грамматическими законами, а с традицией.

    арестовать, беречь, бить, брать, будить, везти, вертеть, вить, возить, вязать, гладить, глядеть, готовить, греть, громить, грузить, грызть, давить, держать, жалеть, жарить, жать, ждать, жечь, звать, знать, иметь, кипятить, класть, клеить, колоть, кормить, красить, лепить, лечить, лить, мести, молоть, мыть, находить, пахать, петь, печь, писать, пилить, пить, полоть, портить, прятать, рвать, резать, рубить, солить, ставить, сторожить, сушить, сыпать, ткать, тушить, тянуть, учить, хоронить, чистить, шептать, шить и др.

    2) Отсутствуют формы страдательных причастий прошедшего времени у переходных глаголов:

    При употреблении причастий в речи особое внимание следует обратить на следующие моменты.

    1. Противопоставление действительных и страдательных причастий связано с выражаемым ими значением.

    Действительные причастия (суффиксы -ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-, -вш-, -ш-) обозначают признак того, кто (что) непосредственно производит действие:

    поющая девочка, рисовавший мальчик.

    Страдательные причастия (суффиксы -ом-, -ем-, -им-; -нн- (-н-), -енн- (-ен-), -т-) обозначают признак того, кто (что) испытывает действие:

    читаемая книга, купленный журнал.

    В речи достаточно распространённой ошибкой является использование действительных причастий вместо страдательных, и наоборот.

    Например, в предложении: У меня был один выигранный билет – неправомерно использовано страдательное причастие, поскольку в этом случае эта конструкция означает: Я выиграл билет , а не определённый приз, сумму денег и т.п. по счастливому билету. Грамматически корректным в такой ситуации будет использование действительного причастия (выигравший билет ), поскольку определяемое существительное не испытывает, а производит действие.

    2. В русском языке страдательное значение может быть выражено как страдательными причастиями, так и действительными причастиями от возвратных глаголов с суффиксом -ся.

    В одних случаях в литературном языке употребительны обе возможные формы:

    одобряемый всеми проект – одобряющийся всеми проект.

    В других случаях употребляется либо только страдательное причастие, либо только действительное причастие от возвратного глагола.

    Ср.: построенный дом – строящийся дом.

    Следует помнить , что основным выразителем значения страдательности является именно страдательное причастие, и там, где оно имеется, возвратное причастие обычно недопустимо.

    Так, грамматически некорректными будут обороты: ребёнок, одевающийся нянькой; ящик, сделавшийся столяром . В данном случае обязательным является употребление именно страдательных причастий:ребёнок, одеваемый нянькой; ящик, сделанный столяром.

    Возвратное причастие обычно используется тогда, когда соответствующего страдательного причастия в языке нет или оно малоупотребительно. Например, не образуются или являются малоупотребительными формы страдательных причастий прошедшего времени от глаголов несовершенного вида.

    Ср.: доклад, написанный студентом в прошлом году; доклад, писавшийся студентом в течение года.

    3. Следует помнить также, что в русском языке нет и не может быть причастий будущего времени . Нельзя использовать причастия по отношению к будущему! Поэтому грамматически некорректными будут конструкции типа:

    Уже через несколько лет мы будем иметь целый комплекс предприятий, могущих вызвать экологическую катастрофу.

    При образовании форм деепричастий необходимо учитывать следующие моменты.

    1. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени глаголов несовершенного вида с помощью суффиксов -а/-я:

    брать – берут – беря; плакать – плачут – плача.

    Ряд глаголов несовершенного вида образует также деепричастия с помощью суффикса -учи/-ючи:

    будучи, едучи, жалеючи, играючи, идучи, крадучись.

    Однако сколько-нибудь широкого распространения в литературном языке они не получили. Обычно формы на -учи/-ючи воспринимаются либо как устаревшие, либо как средство стилизации народной и старинной речи.

    Кроме того, не все глаголы несовершенного вида способны образовывать деепричастия. Как правило, не образуют деепричастий глаголы, не имеющие в основах настоящего времени гласных (ср.: ткать – ткут ):

    бить, вить, врать, гнуть, есть, жать (руку), жать (рожь), ждать, жечь, лгать, лить, мять, пить, рвать, слать, спать, ткать, тереть, шить.

    Отсутствуют или не употребляются деепричастия от глаголов с чередованием в основах инфинитива и настоящего времени согласных з–ж, с–ш (ср.: вя з ать – вя ж ут, пля с ать – пля ш ут ):

    весить, вязать, казаться, косить, лизать, плясать, резать, чесать.

    Не образуют деепричастий глаголы несовершенного вида на -чь, на -нуть:

    беречь, жечь, мочь, печь, сечь, стеречь, стричься, течь, вянуть, гаснуть, глохнуть, крепнуть, мёрзнуть, мокнуть, пахнуть, тонуть, тянуть.

    Не употребляются деепричастия несовершенного вида от глаголов:

    арестовать, бежать, колоть, лезть, пахать, петь, родиться, стыть, хотеть.

    2. Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива (прошедшего времени) глаголов совершенного вида в основном с помощью суффикса -в:

    купить – купив, решить – решив.

    От ряда глаголов совершенного вида деепричастия образуются с помощью суффикса -а/-я (войти – войдя, вычесть – вычтя и др.) или суффиксов -вши, -ши (обидевшись, огорчившись и др.).

    В подавляющем большинстве случаев употребляются формы с суффиксом -в: они более кратки и более благозвучны. Неблагозвучность форм типа написавши особенно подчёркивал М. Горький. Но следует иметь в виду, что у возвратных глаголов обычно существует только одна форма – засмеявшись, закутавшись . Использование суффикса -ши вместо суффикса -в характерно и для многих глаголов с основой на согласную: вырасти – выросши; спасти – спасши .

    Употребление суффикса -а/-я при образовании деепричастий совершенного вида (ср.: положив – положа, услышав – услыша, заметив – заметя ) было достаточно распространённым явлением в ХIX–начале XX в. Например, такие формы широко использовались М. Горьким: наклоня, подойдя, сойдя и др. В настоящее время многие из этих форм вышли из употребления.

    3. Основной ошибкой при образовании деепричастий является использование одного суффикса вместо другого.

    Например, в предложении: Я набирала номер, положа трубку – ошибочно использована форма деепричастия с суффиксом -а. От глаголов с основой на шипящую деепричастия совершенного вида обычно образуются с помощью суффикса -а, но нормативным вариантом будет форма с суффиксом -в (положив трубку ).

    Достаточно частотными являются ошибки такого рода при употреблении фразеологизмов. Во многих из них встречаются устаревшие формы деепричастий (полож а руку на сердце, очерт я голову ). Произвольная замена таких форм на современные формы в некоторых идиоматических выражениях (бросился вон очерти в голову ) является ошибкой!

    Достаточно регулярно в речи наблюдается и так называемое заполнение «пустых клеток», то есть ошибочное образование деепричастий от глаголов, которые в литературном языке не могут иметь деепричастные формы вообще (например: Спя, он вздрагивал ).

    Правильное правописание: что такое причастие и деепричастие, правила с примерами

    В русском языке существуют особенные части речи, примыкающие к существительному или глаголу. Некоторые языковеды считают их особыми глагольными формами и объясняют это наличием схожих признаков.

    Морфологические особенности

    Рассмотрим подробно, что такое причастие и деепричастие . Ещё древние грамматики отмечали их двойственность, поэтому дали им название, означающее «причастность» к имени существительному, прилагательному или глаголу.

    Склоняется, то есть изменяется по родам, числам, падежам, имеет краткую и полную форму. В то же время ей присущи свойства глагола. Например, наличие вида:

  • проверяющий тетради (несовершенный вид) – тот, кто проверяет (что делает?);
  • проверивший (совершенный вид) – тот, кто проверил (что сделал?).
  • Кроме того, имеет значение времени. Это постоянный признак данных частей речи, имеющих форму либо настоящего времени (создающий), либо прошедшего (строивший). Наблюдается также наличие возвратной формы (признавшийся).

    Для него характерно присутствие двух залогов - страдательного и действительного. Страдательные причастия обозначают признак предмета, испытывающего на себе действие (полученная посылка – посылку получили). Действительные же отражают признак предмета, самостоятельно производящего действие (бегущий человек – тот, кто сам бежит).

    Из всего вышесказанного следует вывод: данная часть речи обозначает признак предмета по действию, проявляющийся во времени.

    Деепричастие

    Термин возник в 18 веке, имеет значение «отношения к действию », на что указывает первая часть слова «дее-» (деятель, деяние). В современной грамматике такое наименование имеет часть речи, обозначающая добавочное действие по отношению к основному, выраженному глаголом. Поэтому данной форме присущи глагольные признаки:

  • вид совершенный (открыв), несовершенный (закрывая);
  • возвратность (притворяясь ).
  • Пожалуй, этим и ограничивается сходство рассматриваемых частей речи, зато имеют место многочисленные отличия.

    Чем отличаются

    В первую очередь, нужно отметить, что деепричастие не изменяется, то есть не склоняется и не спрягается. Следовательно, в его морфемном составе нет флексии. Напротив, окончания причастий являются их отличительным признаком.

    Различить эти глагольные формы помогут вопросы, на которые они отвечают:

  1. Полное причастие (какой (-ая; -ое, -ие) ?); краткое (каков (-а; -о, -ы) ?).
  2. Деепричастие (что делая? что сделав? как? каким образом?).
  3. Ещё одно отличие ‑ разная синтаксическая роль. Деепричастие выполняет функцию обстоятельства (Изогнувшись, петляя, вдаль речка.). Краткое причастие является только сказуемым (Открыты двери в мир прекрасных грёз.). Полное может быть:

  4. определением (Вспенившиеся волны разбивались о высокие, неприступные скалы.);
  5. частью составного именного сказуемого (Хлеб был заплесневевшим).
  6. Образование причастий и деепричастий происходит суффиксальным способом.

    Деепричастия образуются от глаголов соответствующего вида. Таблица 1.