Что значит в разрыве облак солнце блещет. Анализ стихотворения фета "весенний дождь" и творчество поэта

Его называли певцом русской природы, музыкантом бесконечных полей, густых лесов и цветочных лугов. Он говорил о природе с легкой точностью и удивительным мастерством. Его вздору удавалось увидеть малейшие изменения в окружающем мире, не заметные многим людям. Этим человеком, способным разглядеть простое и величественное в нашем бренном мире, был русский поэт Афанасий Афанасьевич Фет.

Легкая лирика и способность уловить хрупкость каждого мига наиболее ярко отображены в стихотворениях поэта о природе. Таковым, например, стало произведение «Весенний дождь», написанное в 1857 году. Его принято относить к циклу «Весна».

Автор создает картину дождя в весенний день, теплый и праздничный. Дождь возникает незаметно. Вокруг светло, блещет солнце, резвятся воробьи - ничто не предвещает плохой погоды. И вдруг тихая картина яркого, радостного весеннего дня прерывается - начинает идти дождь. Но несмотря на неожиданную перемену, вокруг продолжает царить ощущение теплоты и радости, наслаждения жизнью.

Дождь преображает природу, делает все вокруг чище и светлее: почувствовался аромат липы и свежесть листьев и травы, опушка леса заиграла другими красками. Возникает ощущение полупрозрачности тонов и особого преломления света, ощущение нежности.

Восприятие стихотворения переживает изменения от первой до последней строфы, которых здесь всего три. Первая из них - это рисунок дня, залитого яркими лучами солнца. Но уже начальное слово «ещё» намекает на переменчивость данного состояния природы. И вправду, все стремглав изменяется во второй строфе: начинается дождь. А третья строфа дает быструю характеристику происходящей действительности.

Интересно, что в стихотворении о дожде это самое слово «дождь» не употребляется. Фет подбирает к нему самые разнообразные метафоры, называя то «золотым дождем», то «завесой». Звучащие глаголы «брызнули» и «барабанит» помогают воссоздать звуковую картину происходящего: читатель ясно слышит громкие удары капель.

Стоит отметить и то, что в стихотворении об изменении картины природы не употреблены цветовые эпитеты. Их всех Фет мастерски замени глаголом «блещет». Эта устаревшая форма глагола как нельзя лучше наделяет каждую строку светом и переливами цвета.

Воробей «трепещет», когда купается в песке, а на него льются с неба потоки света. Почему Фет использовал именно такой возвышенный глагол? Может быть, он хотел сказать, что это трепетание чувств самого автора? В данном произведении природа и душа человека соединились в одно целое…

Все вокруг находится в ожидании некого чуда, в душах людей зародилась вера и надежда. К саду подходит «что-то». Наверняка этого «что-то» и ждет лирический герой стихотворения, и этим гостем становится весна, влекущая за собой перемены.

Стихотворение довольно простое по своему построению. Оно написано четырехстопным ямбом, который позволяет передать движение, создать ритм и ощущение резких перемен.
Звуковая сторона произведения позволяет передать порывистость погоды: аллитерация буквально позволяет услышать, как стучат падающие капли по стеклу.

Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.

Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.

Анализ стихотворения «Весенний дождь» Фета

А. Фет был непревзойденным мастером в художественном описании природы. Ему было присуще удивительное чувство понимания окружающего мира. В самым обыденных и незначительных деталях поэт мог увидеть проявление великого таинства природы. Ярким примером огромного таланта Фета является стихотворение «Весенний дождь» (1842 г.).

Произведение открывается картиной природы, ожидающей близкого дождя. Еще ярко светит солнце. Поэт обращает внимание на воробья, который радостно копошится в песке. При этом он использует глагол «купается», тем самым намекая на приближение благодатного дождя. Это уже становится заметно вдалеке в двигающейся «завесе», которая окрашивает горизонт в золотые краски.
Для Фета было очень важно заметить самые первые признаки природного явления, запечатлеть это неуловимое мгновение. Кульминационным событием становятся всего лишь два капли, которые сразу же преображают весь окружающий мир. Кардинальные изменения заметны даже в запахах («от лип душистым медом тянет»).

В стихотворении автор ни разу не упоминает самого слова «дождь». Этим он подчеркивает свое восторженное преклонение перед ним. Фет боготворил природу. Он считал, что она, подобно человеку, имеет собственную душу. Поэтому хлынувший дождь для поэта – не просто физическое явление, а появление особого таинственного существа. Он описывает его в безличной форме: «что-то… подошло». Рассудок человека ограничен и подчинен законам логики. Для истинного восприятия дождя нужно отрешиться от всего земного и раскрыть свою душу. Изменения в природе естественным образом повлияют на внутренний мир человека.

Стихотворение «Весенний дождь» является классическим образцом пейзажной лирики. Фет очень точно подметил главные приметы, сопровождающие дождь. Поэт всегда подчеркивал прочную связь человека с природой. В произведении нет лирического героя, но он незримо присутствует в роли восторженного наблюдателя. Становится понятно, что все изменения в природе находят отклик в его душе. Автор делится своими впечатлениями с читателем и надеется, что повлияет на восприятие окружающего мира, научит любить его и уважать.

Образ весны в стихотворении А. А. Фета «Весенний дождь»

В этом стихотворении Афанасий Афанасьевич Фет изображает приближение весеннего дождя. Всего лишь в нескольких строчках поэт смог показать изменение в природе, передать весеннее настроение.

Образ весеннего дождя - это поэтический образ. Как в природе после весеннего дождя, так и в душе человека происходит обновление.

В стихотворении Фет описывает только начало дож­дя, не употребляя при этом даже слово «дождь».

Приближение дождя, смену погоды Фету помога­ют передать такие глаголы, как «движется», «брызну­ли», «подошло», «барабанит».

В своём стихотворении поэт нарисовал привычную картину: в тёплый весенний вечер начинается дождь. Но даже в таком «обычном» природном явлении он нашёл столько красоты и неповторимости! Он видит эту красоту повсюду: и прямо за окном, и вдалеке, на опушке леса. Фет показывает нам, что всё в при­роде едино, взаимосвязано: воробей купается в пес­ке, словно предвещая дождь.

Поэт прислушивается к звукам:

Две капли брызнули в стекло…

И что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

Он чувствует запахи весны: «…душистым мёдом тянет». Фет передаёт даже цвет: весенний луч солнца блещет, пробиваясь из-за облаков, отражаясь в кап­лях дождя «золотой пылью». Поэт показывает нам уви­денное явление как бы с разных сторон: «от неба до земли», от окна до опушки. Он изображает то целую «завесу», «золотую пыль» дождя, то всего лишь его «две капли». Чуть ли не в каждой строчке стихотворе­ния у Фета появляется новая весенняя зарисовка:

…И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

А уж от неба до земли,

Качаясь, движется завеса…

Вся природа словно находится в состоянии нетер­пеливого ожидания. И вот:

…что-то к саду подошло,

По свежим листьям барабанит.

Мы понимаем, что это «что-то» и есть дождь. Фет так заканчивает своё стихотворение, не описывая сам дождь. Поэт хотел показать нам состояние природы перед дождём, его ожидание и то невероятное чувство, которое испытывает человек, смотрящий в окно. Это чувство весеннего пробуждения, света, радости, вос­хищения, жизни.

Описывая природу, Фет подмечает все мельчайшие подробности, оттенки. Он очень точно подбирает эпи­теты: «золотая пыль», «душистый мёд», «свежие ли­стья». Вместе со строчками этого стихотворения в серд­ца читателей врывается ощущение весеннего дождя, его запаха и шума, ну и, конечно же, самой весны!

Читать стих «Весенний дождь» Фета Афанасия Афанасьевича правильнее со спокойными интонациями. Стихотворение, написанное предположительно в 1857 году, создано таким образом, что вызывает не чувство грусти, а умиротворение. В названной лирике определённо ощущается опыт и мастерство автора в передаче пейзажных зарисовок.

Произведение описывает обстановку перед самым началом дождя. Фет не стремился создать гнетущую атмосферу, предвещающую страшную грозу. Он предпочёл при помощи тонко подмеченных мельчайших деталей передать состояние природы в ожидании спокойного весеннего дождя. Автор обрисовал на первый взгляд повседневную картину немного пасмурного дня, когда солнце периодически выходит из-за облаков. Но, по известной многим народной примете о купающихся в пыли или песке воробьях, читатели могут догадаться, что приближается дождь. Именно это приближение во втором четверостишие описано уже не буднично, а очень поэтично. Льющаяся с неба вода для автора словно завеса, приближающаяся и укрывающая опушку леса «золотой пылью». В стихотворении поэт прямо не говорит о дожде, используя местоимение «что-то». Но на это природное явление чётко указывает название и вполне понятные красочные описания. Прочитав прекрасное стихотворение полностью, легко ощутить свежесть, которую приносит с собой начинающийся дождь, усиливающий окружающие запахи. Фет сравнивает аромат, исходящий от лип, с душистым мёдом. Гениальность авторского слова позволяет представить, как несколько капель быстро появляются на стекле, а затем дождь становится сильнее и начинает барабанить по листьям в саду.

Текст стихотворения Фета «Весенний дождь» принято рассматривать на уроке литературы (3-5 класс) в рамках пейзажной поэзии автора. Учить стихи онлайн или скачать можно на нашем сайте.

Афанасий Афанасьевич Фет - это еще один русский поэт с нелегкой судьбой. Великий композитор П. И. Чайковский называл его музыкантом из-за легкости, яркости и лиричности его строк.

А. А. Фет любил природу, умел видеть ее красоту. Эту красоту он пытался донести до читателей его стихов.

Жизнь А. А. Фета

Как говорилось выше, А. А. Фет - поэт с нелегкой судьбой. Фет был сыном известного помещика А. Н. Шеншина. Но из-за того, что поэт родился за несколько месяцев до бракосочетания родителей - А. Шеншина и Шарлотты Фет - духовные власти посчитали, что маленький Афанасий не может быть наследником Шеншина. Ему дали фамилию матери и лишили

Лишенный дворянского положения, А. А. Фет всю жизнь пытался его себе вернуть. Сначала он пытался заслужить дворянский чин путем военной карьеры, но вскоре поэт вышел в отставку. Затем он решил заняться сельской деятельностью. Фет женился и купил небольшое имение в Мценском уезде. Там он прожил около 17 лет, и там его застал приказ о возвращении титула дворянина.

Творчество А. Фета

Литературная карьера А. Фета также была не из простых. Можно сказать, что его стихи пришлись "не на ту эпоху". Литературу венчали прозаики, у которых были средства на публикации своих произведений. А. Фет публиковал свои стихи в прессе, но их попросту не замечали.

Тем не менее в 1840 году был создан первый сборник стихов А. Фета - "Лирический пантеон". Чуть позже - цикл "Снег" и "Вечера и ночи".

Стихотворения, посвященные красоте природы, объединены в 4 знаменательных цикла. Каждый цикл - определенное время года. Таким образом, стихотворения о природе А. Фета представляют собой циклы "Весна", "Лето", "Осень", "Снега".

Анализ стихотворения Фета "Весенний дождь"

Стихотворение "Весенний дождь" относится к циклу "Весна". Если говорить о жанре, то произведение можно отнести к некой пейзажной зарисовке, на фоне которой - размышления лирического героя.

Одной из особенностей А. Фета как поэта считается его фотографичность: практически каждое стихотворение представляет собой картину, которую можно воплотить на холсте. Таково и стихотворение "Весенний дождь" (Фет). Анализ стихотворения показывает, что перед нами предстает следующая картина: солнечный сумеречный свет, небольшой туман, неподалеку - лес. Особую роль играют запахи - пахнет липой и медом. Необязательно делать анализ стихотворения Фета "Весенний дождь", чтобы почувствовать себя свидетелем этого чуда природы. Сам поэт смотрит на природу, вглядывается в каждый ее элемент, делает его анализ. Стихотворения Фета - "Весенний дождь" и многие другие - представляют собой удивительную красоту, увиденную в привычных, банальных на первый взгляд явлениях.

Очень важен мотив света, пронизывающий все строки. Свет виден в начале стихотворения ("Светло перед окном...") и в конце - лес в "золотой пыли".

Таков семантический анализ стихотворения Фета "Весенний дождь". Обратимся к особенностям слога и рифмы.

Размер и в стихотворении "Весенний дождь" (Фет)

Анализ стихотворения с литературоведческой стороны следующий. Во-первых, отметим стихотворный размер (он определяется посредством расстановки ударений в словах). В стихотворении ударение чередуется, начинаясь с безударного слога, а в начале 3-ей строки оно пропущено. Стихотворение написано с пиррихием (пропуском ударения).

Во-вторых, отметим наличие наречий "еще" и "уж". Это важно, если делать анализ стихотворения Фета "Весенний дождь". 5 класс включает данное стихотворение в учебную программу. Наречия указывают на скорое приближение дождя.

В-третьих, следует акцентировать внимание на изобразительных средствах. Продолжаем анализ стихотворения Фета "Весенний дождь": эпитеты - неотъемлемая часть любого стихотворения. В рассматриваемом нами это лес в "золотой пыли", т. е. освещенный солнцем, "душистый мед", "свежие листья".

В-четвертых, обратим внимание на рифму. Она перекрестная (первая строка рифмуется с третьей, а вторая - с четвертой). По характеру падающего ударения на последние слоги используемая рифма и мужская (2 и 4 строчки каждой строфы), и женская (1 и 3 строчки каждой строфы).

А. Фет был гениальным романтиком, несмотря на тяготы жизни, которые ему предстояло выдержать. Он сумел сохранить в себе бережное, внимательное отношение к миру.