Все о зевсе бог древней греции. Бог древней греции зевс - как выглядел бог громовержец, миф о рождении зевса

Имя: Зевс (Zeus)

Страна: Греция

Создатель: древнегреческая мифология

Деятельность: бог неба, грома и молний, ведающий всем миром

Семейное положение: женат

Зевс: история персонажа

Мифология Древней Греции, которая тесно переплетается с религией этого народа, зародилась еще на пути становления человечества, но пользуется популярностью до сих пор, чему поспособствовали памятники культуры.


Именитые режиссеры и талантливые литераторы вдохновляются титанами, олимпийцами, музами, циклопами и другими вымышленными персонажами, а легенды с участием богов и невероятно сильных героев завораживают дух. Зевс, глава древнегреческого Пантеона, который ведает всем миром, – довольно часто встречается в античных текстах. Имя этого громовержца, пожалуй, знакомо всем и каждому.

Мифология

Человек выглядит очень слабым на фоне окружающего мира, у представителя вида Homosapiens отсутствует такая же физическая сила, как, например, у медведя; люди не могут быстро бегать, как львы или гепарды, а также не обладают острыми зубами и крепкими когтями.

Но зато по природе своей человек пытается объяснить то, что чувствует и наблюдает. Недаром открыл физические законы, придумал химическую таблицу, а задался вопросом философии. Но раньше, когда научные познания не были так сильны, люди объясняли то ли иное явление природы посредством мифов и верили, что боги способны принести в дом благополучие, помочь одержать победу на войне и защитить урожай от засухи.


Согласно истории, с первой половины второго тысячелетия до нашей эры в мире начало царствовать третье поколение богов во главе с Зевсом, которые свергли титанов. Главный из богов-олимпийцев стал третьим сыном титана Кроноса и его супруги Реи. Дело в том, что провидица предсказала Кроносу, что его собственный сын заберет корону отца. Повелитель времени не хотел мириться с такой участью, поэтому без зазрения совести съедал новорожденных детей, на всякий случай проглатывая даже дочерей.

Рея не намеревалась мириться с произволом супруга, поэтому, как мудрая женщина, решила действовать хитростью. Беременная титанита отправилась в глубокую пещеру на Крите, где и родила будущего узурпатора власти.


Чтобы Кронос не заметил подвоха, его возлюбленная подложила вместо младенца завернутый в пеленки камень Байтил, который великан тут же проглотил.А когда разъяренный титан узнал о проделках жены, он пошел искать маленького Зевса. Мальчика спасли куреты: они стучали копьями и мечами, когда младенец плакал, чтобы Кронос не догадывался, где находится его сын.

Роковое предсказание, которое узнал Кронос, сбылось: когда Зевс возмужал, он начал войну против отца, одержав сокрушительную победу и отправив родителя в бездну, находящуюся под царством Аида – Тартар. По другой легенде громовержец напоил Кроноса медовым напитком, а когда тот уснул – оскопил. Далее Зевс заставил своего предка при помощи зелья выплюнуть братьев и сестер, которых сделал богами и поселил на Олимпе. По другим источникам, олимпиец вспорол живот титану.


Война между богами и титанами длилась десять лет, причем на помощь были призваны циклопы. Но, так как силы были равны, противники долгое время не могли определить победителя. Тогда Зевс освободил из пропасти сторуких великанов, поклявшихся ему в верности, и те помогли отправить бывших правителей в Тартар. Отчаявшись, богиня земли Гея породила на свет ужасное чудовище с сотней драконьих голов – Тифона, но и тот был повержен Зевсом.

Когда воцарился мир, Зевс вместе со своими братьями разделил власть при помощи жеребья. Посейдон стал повелителем моря, Аид начал заведовать мрачным и пугающим царством мертвых, а Зевсу досталось господство на небе.


Ученые даже сделали предположение: вполне вероятно, что хозяину Олимпа греки преподносили человеческие жертвы, однако другие опровергают эти домыслы. Возможно, убийствами ради хозяина неба занимались только отдельные и немногочисленные племена, чтобы попросить о прекращении извержения вулканов. В основном в Древней Греции богам дарили животных и яства, устраивая праздники.

Образ

Громовержец, который пугает жителей Земли молниями и темными тучами, выступает в мифологии как отец богов и людей. Зевс постарался сделать этот мир наиболее гармоничным, распределив добро и зло, а также вложил в человека стыд и совесть. Могущественный бог сидит на своем троне и наблюдает за городским порядком, защищая слабых и обиженных и даруя покровительство молящимся.


Зевс, следящий за законами во всем мире, мог не только посылать дождь и карать провинившихся людей при помощи молнии, но и предвидел будущее, предсказывая грядущее при помощи сновидений. Но порой Зевс и сам зависит от богинь Мойр – женщин, плетущих нити судьбы.

Зачастую громовержец изображается на картинах и скульптурах как мужчина среднего возраста с добрыми чертами лица, которое обрамляли густые локоны и пышная борода. В руках Зевса – молния, которая представляет собой трехзубчатую вилку с зазубринами. Из преданий известно, что молнии для бога изготовляли одноглазые циклопы. Также у божества имеется скипетр, и иногда его изображают с лабрисом или молотом, похожим на орудие .


Бог рассекает на колеснице, запряженной орлами: как известно, эта благородная птица ассоциируется с величием и властью. Именно орел клевал печень несчастного Прометея – таким образом Зевс наказал своего двоюродного брата за то, что тот похитил огонь у Гефеста, передав его людям.

Помимо прочего, Зевс умеет перевоплощаться в любое земное существо: однажды олимпиец превратился в быка, дабы похитить царевну. Впрочем, хозяин неба не отличался постоянством. На его ложе побывали сотни красавиц, которых он соблазнял в разных обличиях: то явится к девушке в виде облака, то предстанет белым лебедем. А чтобы овладеть Данаей, Зевс превратился в золотой дождь.

Семья

Как известно, в древнегреческой мифологии все боги в каком-то смысле друг другу родственники, которые произошли от титанов. К тому же, если судить по легендам, некоторые женились на своих сестрах. Громовержец не был примерным семьянином и обольстил далеко не одну красавицу; жертвами чар Зевса стали широкоглазая Европа, Леда, Антилопа, Ио и другие очаровательницы.


Но «официальными» женами считались три женщины. Первая – мудрая Метида, которая предсказала супругу, что родившийся от нее сын Зевса превзойдет отца. Огорченный хранитель молний последовал примеру Кроноса, только проглотил не новорожденного младенца, а свою супругу. После этого из головы бога родилась покровительница организованной войны – Афина, а Метида, сидящая в утробе мужа, стала его советчицей.


Вторая супруга Зевса – богиня правосудия Фемида – подарила супругу трех дочерей: Эвномию, Дике и Эйрену (по другим источникам, Фемида – мать Мойр или Прометея). Последней возлюбленной олимпийца стала покровительница брака Гера, отличающаяся жестокостью и ревнивым нравом.

Фильмы

Зевса можно увидеть на экранах телевизора, громовержец представал перед зрителями в нескольких кинематографических произведениях:

  • 1969 – «Геркулес в Нью-Йорке»
  • 1981 – «Битва титанов»
  • 2010 – «Перси Джексон и похититель молний»
  • 2010 – «Битва титанов»
  • 2011 – «Война Богов: Бессмертные»
  • 2012 – «Гнев Титанов»

Актеры

В приключенческом фильме «Геркулес в Нью-Йорке», где снялся , в образе громовержца предстал малоизвестный актер Эрнест Грейвз. Далее, в 1981 году вышел приключенческий фильм Десмонда Дэвиса – «Битва титанов».


На этот раз образ повелителя Олимпа примерил на себя британец , знакомый зрителям по фильмам « » (1986), «Король Лир» (1983), « » (1979) и другим примечательным киноработам.

В 2010 году вышел семейный фильм «Перси Джексон и Похититель молний». В этой картине сыграли В 2011 году вышел в свет фильм «Война богов: Бессмертные», в главного из богов перевоплотился , разделив съемочную площадку с , и .

  • Зевс похищал не только представительниц слабого пола. Перевоплотившись в обличье гигантского орла, вершитель судеб украл прекрасного юношу, сына троянского Троса – Ганимеда. Громовержец одарил отца этого молодого человека золотой лозой, а Ганимед получил вечную юность, став «виночерпием», подававшим богам нектар и амброзию.
  • Зевсу принадлежит волшебная накидка из козьей шкуры – Эгида, которая, словно щит, обладает защитными свойствами. Сказания гласят, что дочь владельца молнии – Афина – носила эту шкуру как одеяние, прикрепив на нее брошь с изображением горгоны Медузы.

  • В V веке до нашей эры в Олимпии находилось третье из семи чудес света – мраморная статуя Зевса, которая по своему размеру превосходила даже храмы. Строительством монумента занимался скульптор Фидий, который был придирчив к материалам, особенно к слоновой кости. По слухам, к ногам Зевса принесли 200 кг чистого золота и драгоценные камни. К сожалению, гигантская статуя громовержца погибла после войн и грабежей.
  • Зевс появляется как в кинематографических работах, так и на компьютерных экранах, например, в игре Dota2 есть такой герой, который носит имя сына Кроноса и убивает противников с помощью молний.
  • Зевса воспитывала нимфа Киносура. После того как громовержец стал властителем неба, он в знак благодарности поместил ее среди звезд. По другим сказаниям, отпрыска титана растила Мелисса, кормя мальчика медом и козьим молоком, а также семья пастуха, поставив при этом ультиматум, что все овцы будут спасены от волков.

Древние греки любили воевать и считали битву делом сложным, в связи с этим у них были разные боги, отвечающие за нее. Правда, они придумывали для каждого вида войны (наступательной, оборонительной, справедливой, несправедливой) специального бога. Но над боевыми действиями, ведущимися с умом и заканчивающимися победой, властвовала Афина, а слепой, яростной битвой с непонятным исходом руководил сын Зевса - Арес.

Вступление

Этот бог властвовал над кровожадной войной, охваченной яростью, где люди убивали друг друга на поле брани с особенной жестокостью. Сын Зевса и Геры обожал сам процесс и само действие, его не интересовали причины и финал сражения. Радость Аресу приносили крики воинов, звуки оружия, а истинное наслаждение он получал как от отваги бойцов, так и от их гибели. Все эти его характеристики не вызывали положительных эмоций ни у людей, ни у других богов. Он - нелюбимый сын Зевса, которого тот хотел скинуть в Тартар, но не смог из-за семейных уз.

Увы, но факты, рассказывающие об Аресе, характеризуются обрывочностью и противоречивостью. Для большинства историков и других ученых сын Зевса не представлял особого интереса, так как древние греки не были склонны почитать этого бога, они его просто боялись. А вот поэты Древней Греции воспевали Ареса в своих поэмах и одах. В представленной статье мы постараемся собрать целостный образ сильного и агрессивного бога войны.

Кто он - этот Арес?

Сын Зевса олицетворяет яростную воинственность, первородную дикость и свирепую жестокость. К атрибутике Ареса принадлежит огненный факел, а такое оружие, как копье или животные (пес или коршун). На Олимпийской горе время от времени происходил совет двенадцати богов, а сын Зевса, Арес, был третьим в нем.

Детские годы бога

Арес имел мало сходства с другими жителями Олимпа, отличающимися мудростью и рассудительностью. Происхождение бога было окутано тайной и спорами. Считали, что сын Зевса и Геры родился во Фракии, где преобладал суровый климат, и жили суровые люди. Детство он провел в этой стране. Молодой Арес был не так красив и обворожителен, как Аполлон. Сын Зевса обладал своей особенной красотой. Темные волосы, светлая кожа, горящий взгляд, правильный овал лица - все это создавало образ суровости и невозмутимости.

Характер Ареса

Сын бога (Зевса) ухаживал за своей внешностью, изысканно одевался в элегантные наряды. Капризный любимчик Геры не знал отказа, ему позволялось все или почти все. Такое неправильное материнское воспитание повлияло на то, что проявились в полном объеме.

Хвастовство, агрессивность, авторитаризм, грубость, невоздержанность, жестокость к человеческим слабостям и беззащитности, страх боли - всеми этими качествами обладал нелюбимый сын Зевса. Можно провести аналогию этого бога со злющим псом, у которого шерсть вздымается дыбом, есть страшный оскал, громкий лай и который готов моментально загрызть жертву, но как только почувствует отпор, сразу поджимает хвост и убегает.

История постыдного бегства Ареса

В качестве жертв самый нелюбимый сын Зевса предпочитал птиц. Когда он был ребенком, то подстерегал орла отца или павлина матери, аполлоновского ворона, совушку Афины или голубя Афродиты и хотел при помощи рогатки подстрелить птицу. И придумали наказание для Ареса другие сыновья Зевса. Имена Аполлона, Диониса и Гефеста заставляли гордиться верховного бога.

Аполлон предложил молодому Аресу пари, что тот не сможет вылезти на западный склон горы Олимп и разбить хотя бы одно яйцо гнездившихся там чаек. Воинственный бог принял пари, поскольку склон, по его мнению, не был очень крутым и сложным для подъема, а чайки казались милыми и совсем неагрессивными. Арес быстро вскарабкался на вершину, но милые и спокойные чайки не были настолько беззащитными. Услышав крик одной птицы, яйцо которой было похищено Аресом, вся стая слетелась вокруг молодого бога. Чайки пронзительно кричали и забрасывали похитителя белым негустым пометом. Арес задыхался от вонючего запаха, ослепленный маханием тысяч птичьих крыльев. Он ничего не мог поделать, и поэтому побег был хоть и постыдным, но единственным вариантом. Аполлон же сопровождал побег колкими насмешками.

Зевс не мог ничего придумать, что же делать с таким сыном-хулиганом, который не обладал какими-то талантами и вовсе не желал учиться. Мать мальчика вступилась за своего любимого сына и выпросила у правителя Олимпа должность министра военных дел, ведь ее сын был идеальным кандидатом. Так Арес (сын Зевса) стал богом войны, рассекающим пространство на блестящей колеснице с парочкой великолепных лошадей, которые дышали огнем.

Зрелость воинственного бога

Свирепый Арес радуется только тогда, когда на поле битвы процветает жестокость. Поговаривают, что он в сверкающих одеждах и с огромным щитом с большой неистовостью носится в самой гуще сражения, где воздух наполнен криками, стонами, грохотом оружия.

На поле брани бога войны сопровождают Деймос и Фобос. Это два сына Ареса. Деймос олицетворяет ужас, а Фобос - страх. Также в свите этого бога можно заметить Эриду (богиню раздора) и Энио (богиню, которая сеет убийства). Вот летает среди воинов такая братия, они падают, гибнут, а бог войны ликует и радуется. Экстаз Арес получает, когда задетый его оружием воин погибает, а из раны на землю течет кровь. Страх, ужас, отвращение - все эти эмоции вызывал бог у древних греков.

Страшной была ненависть Ареса к богине мира - Эйрене. А вот дружба с Эридой тоже не была гладкой, ведь он отвергал ту часть богини, которая почиталась людьми как сила, заставляющая соревноваться в мирном труде. Даже сын Зевса и Леды, Полидевк, поддавался влиянию Ареса на поле брани. Боги любили наблюдать за жизнью смертных, за битвами, и когда им было скучно, сами могли организовывать причины для войн. Некоторые из них даже спускались с Олимпа, чтобы помочь своим любимчикам. Но для Ареса война была главным смыслом жизни, он не задумывался о ее причинах, о том, справедливая она или не очень. Вид крови делал бога безумным, и он начинал убивать бойцов с обеих сторон, не разбираясь, кто прав, а кто виноват.

Бывало, что Арес, спрятавшись в толпе воинов, издавал страшный вопль, как будто это кричали несколько тысяч человек. Этот вопль производил неизгладимое впечатление на бойцов, и они с огромной яростью начинали убивать всех подряд, независимо от пола и возраста. Воины не учитывали даже ценность жизни людей из вражеской стороны, которые могли стать рабами. Даже животные не получали пощады. Воины просто-напросто превращались в убийц.

Следует ли удивляться, что древние греки считали виноватым бога Ареса во всех своих бедах и несчастьях? Тогда им пришло решение. Они хотели избавиться от кровожадного бога, чтобы в мире смертных наконец-то наступили счастье и покой. Но обычным людям было не под силу справиться с божеством. Помочь согласились великаны Эфиальтес и Отос. Они пленили Ареса и посадили в медную тюрьму. В течение тринадцати месяцев был кровожадный бог в заточении в страшных цепях и, вероятно, мог там погибнуть, но мачеха великанов, Эрибея, дала весточку Гермесу, а тот освободил полумертвого Ареса. Все это время на земле были мир и покой. Тринадцать месяцев были самыми счастливыми и плодотворными для смертных.

Не меньше, чем опустошенные люди, Ареса ненавидела Афина Паллада. Богиня помогала греческим героям, например, ее внимания удостоился Персей - сын Зевса и Данаи. Она олицетворяла войну честную и справедливую, была мастерицей и искусно владела военным делом, ведь дважды побеждала Ареса в схватке.
Древнегреческий герой Геракл - сын Зевса - также боролся с богом войны, и тот в страхе убежал к небожителям.

Война и любовь - Арес и Афродита

Прекрасная Афродита была женой хромающего бога-кузнеца - Гефеста. Но четверых детей (Фобоса, Деймоса, Гармонию, Эроса) она родила от Ареса, страстного, драчливого и неистового бога. Гремуча смесь, которая вряд ли принесет что-то хорошее, - безумная любовь и безумная война.

Скрытный и трудолюбивый Гефест и не подозревал об измене Афродиты. Но однажды влюбленная пара задержалась в постели и встретила вместе появление солнца (Гелиоса), который и поведал об измене кузнецу. Обиженный и злой Гефест выковал в своей кузнице странную вещицу - тончайшую и одновременно очень прочную паутину, которую прикрепил к семейному ложу. Когда довольная Афродита вернулась домой, муж известил ее о своем путешествии на остров Лемнос. Жена не захотела ехать с ним, и как только Гефест покинул порог, она позвала к себе Ареса, появившегося очень быстро в чертогах Афродиты.

Влюбленные наслаждались друг другом целую ночь, а наутро увидели, что ложе и они сами находятся под тончайшей паутиной. Голых и беспомощных их застукал Гефест, подстроивший все это. Он позвал всех богов, чтобы показать предательство Афродиты и Ареса. Богини остались у себя дома, а боги решили посмотреть на такое действо. Бог-кузнец поставил ультиматум Зевсу (ее отцу), чтобы тот вернул все свадебные дары, и только тогда он отпустит жену. Многие боги - и Аполлон, и Гермес - хотели бы оказаться на месте Ареса даже в такой паутине, но рядом с Афродитой. Вот такую беседу вели сыновья Зевса, имена которых были упомянуты. Но верховного бога разозлили такие разговоры, он отказался возвращать свадебные дары Гефеста и сказал, что вмешиваться в семейный конфликт нехорошо. Еще присутствующий при этой демонстрации, Посейдон, увидев обнаженное тело Афродиты, сию минуту влюбился в обворожительную богиню и воспылал острой завистью к Аресу. Морской бог притворился, что сочувствует Гефесту и предложил помощь. Он утверждал, что сделает все для того, чтобы Арес заплатил за свою свободу цену не меньшую, чем свадебные дары Гефеста. В случае если бог войны этого не сделает, то Посейдон сам отдаст требуемую сумму и женится на прекрасной богине.

После освобождения пленников Арес даже не подумал возвращать долг, ведь если не платит верховный бог, то почему он должен это делать. Гефесту выкуп никто не заплатил, но он не сильно расстроился, поскольку любил свою жену и никуда не хотел ее отпускать, тем более разводиться.

После этого приключения Арес вернулся на свою родину, а Афродита поселилась на Кипре, там она стала опять девственной после купания в море. Описанная ситуация никак не повлияла на богиню, ведь она и дальше чувствовала сильное страстное влечение к воинственному богу и всегда защищала его, из-за чего Афина постоянно подшучивала и издевалась над Афродитой. Арес испытывал также безумную ревность и любовь.

Ревность Ареса

В мифах древних греков описывается одна история, когда ветреная Афродита влюбилась в чудного юношу Адониса. Также он приглянулся и Персефоне, жене подземного покровителя - Аида. Спор двух богинь должен был решить Зевс, но он отказался вершить такой непристойный суд и перепоручил дело музам. Те решили, что два сезона в году Адонис будет жить с Афродитой, один сезон - с Персефоной, а один - как сам захочет. Но неглупая всеми правдами и неправдами убедила Адониса проводить сезон, предназначенный для самого юноши, с ней. Таким образом, больше времени молодой любовник проводил с Афродитой. Получается, решения суда муз та не придерживалась. Персефона, узнав об этом, пришла в негодование и отправилась на беседу к Аресу. Она рассказала о любовных интрижках Афродиты богу войны. Ослепленный ревностью, Арес превратился в дикого вепря и убил Адониса во время охоты прямо на глазах у богини любви. Вот в этом и был весь Арес! Сын Зевса и Каллисто тоже почувствовал на себе гнев бога войны.

Дети воинственного бога

Арес стал отцом четырех отпрысков, матерью которых была Афродита. постоянно были с отцом на поле битвы, в гуще сражения. Дочка Гармония была чем-то похожа на мать и приносила людям счастья даже больше, чем богиня любви. Сын Эрос имел папин характер и занимался маминой специализацией по части разжигания любви. Этот мальчик с блестящими крылышками, золотым луком и стрелами отличался шаловливостью, коварством и иногда даже жестокостью. Был легким, как летний ветерок. Никто не мог укрыться от его стрел любви. Эрос очень ловкий и не уступает в искусстве стрельбы самому богу Аполлону. Стрелы милого мальчика несут людям не только любовь и радость, но часто и страдания, возможно, даже гибель. После рождения Зевс хотел умертвить малыша, зная о тех бедах и горестях, которые Эрос принесет богам и людям.

Мать Афродита не дала в обиду сына и спрятала его в дремучем лесу, где его воспитали львицы. И остался Эрос целым и невредимым. Летает теперь он по свету и приносит мир и любовь, и горе, и добро, и зло, покоряя своими стрелами и совсем юных, и даже стариков. Сын Афродиты и Ареса активизирует силу, которая влечет друг к другу людей, богов или богов к людям. Это уже не столь важно.

К отпрыскам Ареса историки относят богиню кровавой мести Эринию и ужасного дракона. С ним в поединке сошелся Кадм, сестру которого похитили. Он и еще несколько юношей собрались на поиски. В дороге они потеряли друг друга, а Кадм попал в Дельфы, где оракул посоветовал ему следовать за коровой и там, где она остановится, построить город. Имея только несколько слуг, он не смог осуществить это предсказание. Но потом стало еще хуже, ведь из пещеры вылез дракон и съел всех слуг.

Увидев все это, юноша начал непосильное сражение с драконом и благодаря неимоверным усилиям одержал победу над ним. Лежа на траве, без всяких сил, Кадм услышал властный голос женщины. Он помог юноше встать и вырвать зубы дракона, которыми потом Кадм усеял поле. Из зубов выросли воины, которые сражались друг с другом, некоторые из них погибли, а с теми, что остались, юноша заложил город. Назван он был в честь героя - Кадмея.

После того как Кадм убил дракона, он должен был стать слугой кровожадного бога Ареса на много лет. По завершении службы юноша женился на дочери Ареса и богини любви Афродиты - Гармонии.

Заключение

В представленной статье была сделана попытка собрать целостный образ воинственного Рожденный в суровой Фракии, он был свирепым и жестоким. Это любимый сын матери Геры, но ненавистный для собственного отца. Арес нагонял страх на смертных людей и вызывал отвращение у бессмертных богов. Смыслом жизни этого бога была война, сам ее процесс, битвы и сражения, вопли воинов, лязг оружия, крики жертв. Но перед большей силой Арес уступал и уходил прочь, хотя, конечно, ему совсем такое не нравилось.

Еще одной стихией, в которую Арес погружался полностью, была любовь к неимоверно красивой и женственной богине Афродите. Ревность к ней испепеляла бога, и он, плененный этим неистовым чувством, сметал все на своем пути. Ярость, коварство, жестокость - качества кровожадного Ареса, который не остановится ни перед чем. Кровь и гибель больше всего привлекают бога войны.

Всех сыновей Зевса перечислить просто невозможно, это не в силах сделать даже историки. Назовем имена самых известных из них. Это Аммон, Геракл, Дардан, Додон, Карий, Локр, Мелитей, Персей, Тантал, Эпаф и др.

«Посейдон, Посидо́н или Посидаон (др.-греч. Ποσειδών (П О С Е Й Д О Н), — микен. po-se-da-o , беотийская форма Потидаон, откуда город Потидея) — в древнегреческой мифологии бог морей. Второй сын Кроноса и Реи , брат Зевса , Геры , Деметры , Гестии и Аида . При разделении мира ему досталось море.»

Рис. 5 Аид и Персефона . Бернини Лоренцо Джованни. Похищение Прозерпины (Персефоны) 1621-1622 гг. Мрамор. Галерея Боргезе, Рим. Персефона — Дочь Зевса и Деметры, супруга Аида, который с разрешения Зевса похитил ее. Персефона мудро правит царством мертвых, куда время от времени проникают герои.

«Аи́д у греков (или Га́дес, др.-греч. Ἀΐδης (А И Д И С или А И Д Э С) или ᾍδης А Д Э С , также Ἀϊδωνεύς А И Д О Н Э У С».

Итак, после всех войн три брата — Зевс, Посейдон и Аид — разделили власть между собой. Зевсу досталось господство на небе, Посейдону — море, Аиду — царство мёртвых. В период патриархата Зевс локализуется на горе Олимп и именуется Олимпийским ».

Исследуем запись имен Зевса и Посейдона в матрицу Мироздания. На рисунке 6 показаны записи Имен олимпийских богов в той последовательности, как братья разделили между собой Мироздание.

Рис. 6. На рисунке показано: 1. Название горы Олимп – «ОЛИМПОС». Дуговой скобкой слева вверху показано положение в Верхнем мире матрицы Имени Брахма . 2. Имена на греческом олимпийских богов Зевса – «ЗЕУС» и Посейдона – «ПОСЕЙДОН» в той последовательности, как братья разделили между собой Мироздание. Оба имени занимают пространство матрицы от 21-го уровня Верхнего мира до 15-го уровня Нижнего мира матрицы Мироздания. Матрица Мироздания была сакральным базисом для создания всего пантеона Имен греческих богов древними мудрецами. Эту тайну Имен богов в «матрице Мироздания» греки заимствовали у египетских жрецов.

На рисунке 7 показаны записи Имен олимпийских богов Посейдона и Аида в той последовательности, как братья разделили между собой Мироздание.

Рис. 7 . На рисунке вверху показано положение в Верхнем мире матрицы окончание Имени Посейдон («ОСЕЙДОН»), а дальше записано Имя Аида («АИДОНЕУС»). Первая буква Имени Аида расположилась в том же месте Нижнего мира матрицы, где и последняя буква Имени Посейдон (отмечено на рисунке дуговой скобкой и цифрой 1 в круге). Этому пространству от 13-го до 15-го уровня Нижнего мира матрицы по древним египетским представлениям отводится важная специфическая роль, которую мы в настоящей работе рассматривать не будем. Поэтому расположение в этом пространстве последней буквы Имени Посейдон и первой буквы Имени Аид не случайно. Этот факт говорит о том, что в этом пространстве имеют власть и Посейдон и Аид. Основание последней буквы Имени «АИДОНЭУС» совместилось с 36 уровнем Нижнего мира матрицы Мироздания. 36-ой уровень Нижнего мира матрицы — это «Дно Божественного мироздания». Если просуммировать все позиции от первого уровня Нижнего мира матрицы до 36-го уровня включительно (1+2+3+…+35+36 = 666), то их сумма составит число 666. В этом заключается сакральный смысл числа 666, о котором столько написано и сказано, что не перечесть. На самом деле сакральный смысл числа 666 заключается в том, что оно указывало на положение в матрице Мироздания «Божественного Дна Мироздания». Посвященные, которым были известны тайны и законы «Матрицы Мироздания», знали об этом. Более детально этот вопрос мы рассмотрим в наших последующих публикациях. Таким образом, мы видим как три брата-бога Зевс, Посейдон и Аид разделили между собой пространство Мироздания от «Неба» до «Божественного Дна Мироздания».

Теперь нам осталось рассмотреть запись Имени отца трех братьев Кроноса в матрицу Мироздания.

«Кронос, Крон (Κρόνος (К Р О Н О С )) В иных культурах: Сатурн Занятие: Время, Земледелие Отец: Уран Мать: Гея Дети: Аид , Гера , Гестия , Деметра , Зевс , Посейдон , Хирон Атрибуты: Серп.

Уран, боясь погибнуть от одного из своих детей, возвращал их снова в недра земли. Поэтому Гея , изнемогавшая от бремени, уговорила Кроноса, родившегося последним, оскопить Урана. Кронос стал верховным богом. Серп, которым он оскопил Урана, Кронос бросил в море у мыса Дрепан (Серп) в Ахайе . Этот серп хранился в пещере в Занкле (Сицилия)

При нем наступил золотой век. Кронос боялся предсказания Геи, по которому кто-нибудь из его детей, рожденных ему Реей , свергнет его, а поэтому проглатывал их одного за другим. Так проглотил он Гестию , Деметру , Геру , Аида и Посейдона . От союза Кроноса с нимфой Филирой (которую он после, опасаясь ревности Реи, превратил в кобылицу) родился (мудрый ) кентавр Хирон ».

На рисунке 8 показана запись в матрицу Мироздания Имени Кронос и проводится его сопоставление с ведическим понятием — Маха Кала Дхама — пространство (обитель) великого «всепожирающего времени Господа».

Рис. 8. На рисунке показана запись в матрицу Мироздания: 2. справа на рисунке Имени Кронос и проводится его сопоставление с ведическим понятием – 1. Маха Кала Дхама — пространство (обитель) великого «всепожирающего времени Господа». Такое сопоставление допустимо, так как Кронос первоначально был богом земледелия, позднее, в эллинистический период отождествлялся с богом, персонифицирующим время, Хроносом (др.-греч. Χρόνος (Х Р О Н О С ) от χρόνος — время). Верхняя буква имени Кронос начинается с 21-го уровня Верхнего мира матрицы, а верхняя буква в названии Маха Кала Дхама с 20-го уровня Верхнего мира матрицы. Это рассогласование связано с тем, что буквы санскрита занимают пространство матрицы по четыре уровня, а буквы греческого алфавита по три уровня. Тем не менее, из рисунка хорошо видно, что Кронос вполне мог быть и богом времени — Хроносом . Аналогия с ведическими понятиями, проведенная нами, оказалась удачной.

В итоге мы еще раз получили убедительное подтверждение того, что матрица Мироздания была сакральным базисом для создания пантеона Имен греческих богов древними мудрецами. Мы также установили, что сакральный смысл числа 666 заключается в том, что оно указывало посвященным на положение в матрице «Божественного Дна Мироздания».

Более детальную информацию о матрице Мироздания можно получить, познакомившись со статьями на сайте в разделе «Египтология» – Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть первая. Пифагор, Тетрактис и бог Птах и Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть вторая. Номы Египта .

Вы можете помочь развитию нашего проекта, нажав в правом верхнем углу главной страницы сайта клавишу «Пожертвовать» или перечислить по вашему желанию средства с любого терминала на наш счет - Яндекс Деньги – 410011416569382

©Арушанов Сергей Зармаилович 2010 г.

5 комментариев: “Олимпийские боги Зевс, Посейдон, Аид, их отец Кронос в матрице Мироздания, и тайна числа 666”

    Вдумчиво прочитал. Осмыслил. Так называемая «Матрица Мироздания» — бред и притянута за уши, как и обычно для недоверований. Сочувствую.
    Но вы там держитесь.
    УВЫ. — и конечно я ничего не понял в оной МегаВере 🙂

    Уважаемый Андрей. Для того, чтобы выносить окончательный вердикт, нужно более детально познакомиться со ссылками в конце статьи, ПОПРОБУЮ ВАМ ПОМОЧЬ.
    Это не простое чтиво – это сакральные знания древних мудрецов о Божественном Мироздании, которые там приведены. – Вот они: Более детальную информацию о матрице Мироздания можно получить, познакомившись со статьями на сайте в разделе «Египтология» – Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть первая. Пифагор, Тетрактис и бог Птах и Тайные знания египетских жрецов о матрице Мироздания. Часть вторая. Номы Египта.

    Кроме того, И ЭТО ВАЖНО — ВСЕ АЛФАВИТЫ разных времен и народов не придумывались, а создавались древними мудрецами на основе знаний о матрице Мироздания, которая являлась сакральным базисом Божественного Мироздания. В РАЗДЕЛЕ «Авторские статьи» мною праведны «Изначальные виды» 14 алфавитов – Финикийский, Скандинавские руны ФУТАРК, Тибетский, Арабский, Иврит, Армянский, Славянская Буквица, состоящая из 49 буквиц, и т.д. В частности, так был создан и греческий алфавит. Об этом я рассказал в работе на сайте — Сакральным базисом для построения алфавитов Финикийского, Греческого, Иврита, Арабского и Глаголицы была матрица Мироздания. Часть 1 (Смотрите рисунок 5).

    Затем мудрецы древности создавали мифы своей страны, в которых «Иерархия» ИМЕН БОГОВ скрытым образом указывала на сакральный базис Божественного Мироздания, в качестве которого выступала именно матрица Мироздания. По этой причине МЫ ПОЛУЧИЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ записывать Имена богов в матрицу Мироздания, в частности, из греческих мифов и таким образом смогли узнавать тайный смыл греческих мифов. Фактически мифы были созданы древними именно для этой цели в качестве «Руководства» для поиска будущими поколениями пути к «САКРАЛЬНЫМ ЗНАНИЯМ» древних мудрецов, КОТОРЫМ ИЗНАЧАЛЬНО ЯВЛЯЛИСЬ ЗНАНИЯ О МАТРИЦЕ МИРОЗДАНИЯ.

    Изложением результатов наших исследований и явилась эта статья.

    ЭТО МОЙ ПРОМАХ, я должен был в статье написать это «ПРИМЕЧАНИЕ», так как читатель мог и не знать этого, прочитав, только эту статью, как, вероятно, и делают многие читатели.

    Благодарю вас за ваш комментарий. Он помог мне улучшить качество изложения материала настоящей статьи, И СДЕЛАТЬ ЕЁ БОЛЕЕ ПОНЯТНОЙ ДЛЯ ЧИТАТЕЛЕЙ.

    НАДЕЮСЬ, ЧТО ТЕПЕРЬ МНОГОЕ СТАНЕТ ВАМ ПОНЯТНЫМ.

Во время Античности мифология оказывала огромное влияние на людей, тесно вписываясь в быт и религиозные обычаи. Основная религия этого периода – языческий политеизм, который основывался на многочисленном пантеоне богов. Боги древней Греции имели особенное значение и каждый выполнял свою роль. В разных регионах существовал культ того или иного бога, что во многом определялось особенностью жизни и уклада. В данной статье приведен список и описание богов.

Богов очеловечивали, наделяя их антропоморфными манерами поведения. Древнегреческая мифология имела четкую иерархию – выделись титаны, титаниды и младшее поколение богов, давшие начало Олимпийцам. Олимпийские боги – верховные небожители, жившие на горе Олимп. Именно они оказали наибольшее влияние на древних греков.

Древнегреческие боги первого поколения – древние сущности, давшие начало всему живому и неживому, считаются создателями мира. Они вступали в отношения, благодаря чему на свет появились другие боги, которые тоже относятся к первому поколению, а также титаны. Прародителями всех древнегреческих богов были Скотос (Мгла) и Хаос. Именно эти две сущности дали начало всему первичному пантеону Древней Греции.

Первичный пантеон богов древней Греции:

  • Нюкта (Никта);
  • Эреб (Мрак);
  • Эрос (Любовь);
  • Гея (Земля);
  • Тартар (Бездна);
  • Уран (Небо).

Практически не сохранилось описания каждого из этих божеств, поскольку впоследствии Олимпийцы стали ключевыми для мифологии Древней Греции.

Богам, в отличие от людей, было позволено вступать в родственные связи, поэтому дети часто были плодами инцеста.

Божества второго поколения – титаны, благодаря которым на свет появились олимпийские боги. Это 6 сестер и 6 братьев, которые активно вступали в брак между собой и воевали за власть. Самые почитаемые титаны – Кронос и Рея.

Олимпийские боги Греции

Это дети и потомки детей Кроноса и его жены Реи. Титан Кронос изначально считался богом земледелия, а позднее – времени. Обладал суровым нравом и жаждой власти, за что был свержен, кастрирован и отправлен в Тартар. На смену его правлению пришли Олимпийские боги, возглавляемые Зевсом. Жизнь и отношения Олимпийцев подробно описаны в древнегреческих легендах и мифах, им поклонялись, уважали и подносили дары. Выделяют 12 основных богов.

Зевс

Младший сын Реи и Кроноса, считается отцом и покровителем людей и богов, олицетворял добро и зло. Он выступил против своего отца, свергнув его в Тартар. После этого власть на земле была разделена между ним и его братьями – Посейдоном и Аидом. Является покровителем молнии и грома. Его атрибутами являлся щит и топор, позднее рядом с ним начали изображать орла. Зевса любили, но и боялись его кары, поэтому подносили ценные дары.

Люди представляли Зевса, как сильного и крепкого мужчину средних лет. Имел благородные черты лица, густую шевелюры и бороду. В мифах Зевс изображался как персонаж любовных историй, обманывавших земных женщин, в результате чего дал начало множеству полубогов.

Аид

Старший сын Кроноса и Реи, после свержения правления титанов стал богом подземного царства мертвых. Олицетворялся людьми, как мужчина старше 40 лет, который перемещался на золотой колеснице, запряженной золотыми лошадьми. Ему приписывают страшное окружение, например, Цербера – пса с тремя головами. Считали, что он владеет несметными богатствами подземного царства, поэтому боялись и уважали его, иногда больше, чем Зевса. Женат на Персефоне, которую он похитил, вызвав тем самым гнев Зевса и безутешную скорбь Деметры.

Среди людей его имя боялись произносить вслух, заменяя его различными эпитетами. Один из немногих богов, культ которого было практически не распространен. Во время ритуалов ему приносили в жертву скот с черной шкурой, чаще всего быков.

Посейдон

Средний сын Кроноса и Реи, после победы над титанами, получил во владение водную стихию. Согласно мифам, живет в величественном дворце в подводных глубинах, вместе со своей супругой Амфитритой и сыном Тритоном. Передвигается по морю на колеснице, запряженной морскими коньками. Владеет трезубцем, имеющим огромную мощь. Его удары приводили к образованию родников и подводных ключей. На древних рисунках изображен как могучий мужчина с голубыми, как цвет моря, глазами.

Греки считали, что он имел тяжелый нрав и вспыльчивый характер, что противопоставлялось спокойствию Зевса. Культ Посейдона был распространен во многих прибережных городах Древней Греции, где ему приносили богатые дары, в том числе девушек.

Гера

Одна из самых почитаемых богинь Древней Греции. Являлась покровительницей брака и супружества. Имела жесткий характер, ревнивость и большую любовь к власти. Является супругой и сестрой своего брата – Зевса.

В мифах Гера изображается, как властолюбивая женщина, насылаемая бедствия и проклятия на многочисленных любовниц Зевса и их детей, что приводит к усмешкам и смешным выходкам со стороны своего супруга. Ежегодно проводит купания в источнике Канаф, после чего вновь становится девственницей.

В Греции культ Геры был широко распространен, она являлась защитницей женщин, ей поклонялись и приносили дары для помощи во время родов. Одна из первых божеств, кому построили святилище.

Деметра

Вторая дочь Кроноса и Реи, сестра Геры. Богиня плодородия и покровительница земледелия, поэтому пользовалась большим уважением у греков. На территории страны существовали большие культы, считалось, что невозможно получить урожай, не принеся дар Деметре. Именно она научила людей возделывать землю. Представлялась молодой женщиной красивой внешности с локонами цвета спелой пшеницы. Наиболее известный миф – о похищении ее дочери Аидом.

Потомки и дети Зевса

В мифологии Древней Греции большое значение имеют рожденные сыновья Зевса. Это боги второго порядка, каждый из которых был покровителем той или иной деятельности людей. Согласно легендам, они часто входили в контакт с земными жителями, где плели интриги и строили отношения. Ключевые из них:

Аполлон

В народе его называли «лучезарный» или «сияющий». Представлялся златокудрым юношей, наделенный внеземной красотой внешности. Являлся покровителем искусств, покровителем новых поселений и врачевателем. Широко почитался греками, большие культы и святилища были найдены в Делосе и Дельфах. Является покровителем и наставником муз.

Арес (Арей)

Бог кровопролитной и жесткой войны, из-за чего часто противопоставлялся Афине. Греки представляли его, как могучего воина с мечом в руке. В поздних источниках изображен рядом с грифоном и двумя спутницами – Эридой и Энио, сеявших раздор и злобу среди людей. В мифах описан, как любовник Афродиты, в отношениях которых родились многие божества и полубоги.

Артемида

Покровительница охоты и женского целомудрия. Считалось, что принесение даров Артемиде подарит счастье в браке и облегчит роды. Часто изображалась рядом с ланью и медведем. Самый известный храм находился в Эфесе, позднее являлась покровительницей амазонок.

Афина (Паллада)

Высокопочитаемая богиня в Древней Греции. Являлась покровительницей организованной войны, мудрости и стратегии. Позднее стала символом знаний и ремесел. Изображалась древними греками, как высокая и хорошо слаженная женщина, с копьем в руке. Храмы Афине возводились повсеместно, был широко распространен культ почитания.

Афродита

Древнегреческая богиня красоты и любви, позднее считалась покровителем плодородия и жизни. Оказывалась огромное влияние на весь пантеон, в ее власти были как люди, так и боги (кроме Афин, Артемиды и Гестии). Являлась супругой Гефеста, но ей приписывают любовные интриги с Аресом и Дионисом. Изображалась с цветами роз, мирты или мака, яблока. В ее свиту входили голубки, воробьи и дельфины, а спутниками являлись Эрот и многочисленные нимфы. Самый крупный культ находился в городе Пафос, распложенный на территории современного Кипра.

Гермес

Крайне противоречивый бог древнегреческого пантеона. Он покровительствовал торговле, красноречию и ловкости. Был изображен с крылатым жезлом, вокруг которого обвиты две змеи. Согласно легендам, он был способен им мирить, будить и усыплять людей. Гермес часто изображен в сандалиях и широкополой шляпе, а также с ягненком на плече. Зачастую не только помогал земным жителям, но и плел интриги, сводя граждан между собой.

Гефест

Бог-кузнец, являющийся покровителем кузнечного дела и строительства. Именно он изготовил атрибуты большинства богов, а также делал молнии для Зевса. Согласно легендам, его родила Гера без участия супруга, из своего бедра в отместку за рождение Афины. Часто изображался широкоплечим и некрасивым внешне мужчиной, хромым на обе ноги. Был законным супругом Афродиты.

Дионис

Самый младший олимпийский бог, широко любимый древними греками. Является покровителем виноделия, растительности, веселья и безумия. Его мать – земная женщина Семела, убитая Герой. Зевс лично выносил ребенка с 6 месяцев, родив его из бедра. Согласно мифам, этот сын Зевса изобрел вино и пиво. Диониса почитали не только греки, но и арабы. Часто изображается вместе с посохом, имеющим навершие из хмеля и гроздью винограда в руке. Основная свита – сатиры.

Древнегреческий пантеон представлен несколькими десятками крупных богов, божествами, мифическими созданиями, чудовищами и полубогами. В легенды и мифы Античности имеют множество толкований, поскольку при описании использовались разные источники. Древние греки любили и уважали всех богов, им поклонялись, приносили дары и обращались для благословления и проклятия. Подробно древнегреческая мифология была изложена Гомером, который описал все крупные события и внешность богов.

Древнегреческая мифология выражала живое чувственное восприятие окружающей действительности со всеми её многообразием и красками. За каждым явлением материального мира – грозой, войной, бурей, рассветом, лунным затмением, по мнению греков, стояло деяние того или иного бога.

Теогония

Классический греческий пантеон насчитывал 12 божеств-олимпийцев. Однако жители Олимпа не были первыми обитателями земли и создателями мира. Согласно «Теогонии» поэта Гесиода, олимпийцы были только третьим поколением богов. В самом начале был лишь Хаос, из которого со временем вышли:

  • Нюкта (Ночь),
  • Гея (Земля),
  • Уран (Небо),
  • Тартар (Бездна),
  • Скотос (Тьма),
  • Эреб (Мрак).

Эти силы и следует считать первым поколением греческих богов. Дети Хаоса заключали друг с другом браки, порождая богов, моря, горы, чудовищ и разных удивительных существ – гекатонхейров и титанов. Внуков Хаоса принято считать вторым поколением богов.

Правителем всего мира стал Уран, а его супругой – Гея – мать всего сущего. Уран боялся и ненавидел своих многочисленных детей-титанов, поэтому сразу после их рождения прятал младенцев обратно во чрево Геи. Гея сильно страдала от того, что не могла разродиться, но ей на помощь пришёл младший из детей – титан Кронос. Он сверг и оскопил своего отца.

Дети Урана и Геи наконец смогли выйти из чрева матери. Кронос взял в жёны одну из своих сестёр – титаниду Рею и стал верховным божеством. Его правление стало настоящим «золотым веком». Однако Кронос опасался за свою власть. Уран предсказал ему, что один из детей Кроноса поступит с ним также как, сам Кронос поступил со своим отцом. Поэтому всех рождённых Реей детей – Гестию, Геру, Аида, Посейдона, Деметру – титан проглотил. Последнего сына – Зевса – Рее удалось спрятать. Зевс подрос, освободил своих братьев и сестёр, а затем начал борьбу с отцом. Так в битве схлестнулись титаны и третье поколение богов – будущих олимпийцев. Эти события Гесиод называет «титаномахией» (дословно «Битвами Титанов»). Борьба закончилась победой олимпийцев и падением титанов в бездну Тартар.

Современные исследователи склонны полагать, что титаномахия не была пустой, ни на чём не основанной фантазией. Фактически этот эпизод отражал важные социальные перемены в жизни Древней Греции. Архаичные хтонические божества – титаны, которым поклонялись древнегреческие племена, уступали своё место новым божествам, олицетворявшим порядок, закон и государственность. В прошлое уходили родоплеменной строй и матриархат, им на смену приходят – полисная система и патриархальный культ эпических героев.

Боги-олимпийцы

Благодаря многочисленным литературным произведениям, до наших дней дошло множество древнегреческих мифов. В отличие от славянской мифологии, сохранившейся в отрывочном и неполном виде, древнегреческий фольклор был глубоко и всесторонне изучен. Пантеон древних греков включал в себя сотни богов, однако, ведущая роль была отведена всего 12 из них. Канонического списка олимпийцев не существует. В разных версиях мифов в пантеон могут входить разные боги.

Зевс

Во главе древнегреческого пантеона находился Зевс. Он и его братья – Посейдон и Аид – бросили жребий, чтобы поделить между собой мир. Посейдону достались океаны и моря, Аиду – царство душ умерших, а Зевсу – небо. Под властью Зевса на всей земле устанавливается закон и порядок. Для греков Зевс был олицетворением Космоса, противостоящим древнему Хаосу. В более узком значении Зевс был богом мудрости, а также грома и молний.

Зевс был весьма плодовит. От богинь и земных женщин у него родилось множество детей – богов, мифических существ, героев и царей.

Весьма интересным моментом биографии Зевса является его борьба с титаном Прометеем. Боги-олимпийцы уничтожили первых людей, живших на земле ещё со времён Кроноса. Прометей же создал новых людей и обучил их ремёслам, ради них, титан даже похитил с Олимпа огонь. Разгневанный Зевс приказал приковать Прометея к скале, куда ежедневно прилетал орёл, клевавший титану печень. Для того чтобы отомстить созданным Прометеем людям за их своеволие, Зевс послал к ним Пандору – красавицу, открывшую ящик, в котором были спрятаны болезни и разные несчастья человеческого рода.

Несмотря на столь мстительный нрав, в целом, Зевс – светлое и справедливое божество. Рядом с его троном стоят два сосуда – с добром и злом, в зависимости от поступков людей Зевс черпает дары из сосудов, посылая смертным либо кару, либо милость.

Посейдон

Брат Зевса – Посейдон – владыка такой переменчивой стихии как вода. Подобно океану, он бывает буен и дик. Скорее всего, изначально Посейдон был земным божеством. Эта версия объясняет почему культовыми животными Посейдона были вполне «сухопутные» бык и конь. Отсюда же и эпитеты, которыми наделяли бога морей – «сотрясающий землю», «земледержец».

В мифах Посейдон часто противостоит своему брату-громовержцу. Например, поддерживает ахейцев в войне против Трои, на стороне которой был Зевс.

Почти вся торговая и промысловая жизнь греков зависела от моря. Поэтому Посейдону регулярно приносили богатые жертвы, бросая их прямо в воду.

Гера

Несмотря на огромное количество связей с самыми разными женщинами, ближайшей спутницей Зевса всё это время была его сестра и супруга – Гера. Хотя Гера и была главным женским божеством на Олимпе, фактически она была только третьей женой Зевса. Первой супругой громовержца была мудрая океанида Метида, которою он заключил в своё чрево, а второй – богиня правосудия Фемида – мать времён года и мойр – богинь судьбы.

Хотя божественные супруги часто ссорятся и изменяют друг другу, союз Геры и Зевса символизирует все моногамные браки на земле и отношения между мужчиной и женщиной в целом.

Отличавшаяся ревнивым, а порой и жестокий нравом, Гера всё же была хранительницей семейного очага, защитницей матерей и детей. Гречанки молили Геру о послании им хорошего мужа, беременности или о лёгких родах.

Возможно, противостояние Геры с мужем отражает хтонический характер этой богини. По одной из версий, прикасаясь к земле, она даже рождает чудовищного змея – Тифона. Очевидно, Гера – одно из первых женских божеств Пелопонесского полуострова, эволюционировавший и переработанный образ богини-матери.

Арес

Арес был сыном Геры и Зевса. Он олицетворял собой войну, причём, войну не в виде освободительного противостояния, а – бессмысленной кровавой резни. Считается, что вобравший в себя часть хтонического буйства своей матери Арес крайне вероломен и хитр. Свою силу он использует для того, чтобы сеять убийства и рознь.

В мифах прослеживается нелюбовь Зевса к кровожадному сыну, однако, без Ареса невозможна даже справедливая война.

Афина

Рождение Афины было весьма необычным. Однажды Зевса стали мучить сильные головные боли. Чтобы облегчить страдания громовержца, бог Гефест ударяет его топором по голове. Из образовавшейся раны выходит прекрасная дева в доспехах и с копьём. Зевс, увидев дочь, очень обрадовался. Новорождённая богиня получила имя Афина. Она стала главной помощницей своего отца – хранительницей закона и порядка и олицетворением мудрости. Формально матерью Афины была Метида, заключённая внутри Зевса.

Поскольку воинственная Афина воплощала в себе и женское, и мужское начало, она не нуждалась в супруге и оставалась девственной. Богиня покровительствовала воинам и героям, но только тем из них, кто разумно распоряжался своей силой. Таким образом, богиня уравновешивала буйство своего кровожадного брата Ареса.

Гефест

Гефест – покровитель кузнечного дела, ремёсел и огня – был сыном Зевса и Геры. Он родился хромым на обе ноги. Гере был неприятен некрасивый и больной младенец, поэтому она сбросила его с Олимпа. Гефест упал в море, где его подобрала Фетида. На морском дне Гефест освоил кузнечное ремесло и стал выковывать чудесные вещи.

Для греков сброшенный с Олимпа Гефест олицетворял хоть и некрасивого, но очень умного и доброго бога, помогающего всем, кто к нему обратится.

Чтобы проучить свою мать, Гефест выковал для неё золотой трон. Когда Гера села в него, на её руках и ногах сомкнулись путы, которые никто из богов не смог расковать. Несмотря на все уговоры, Гефест упорно не желал идти на Олимп, чтобы освободить Геру. Бога-кузнеца сумел привести только Дионис, опьянивший Гефеста. После освобождения Гера признала сына и отдала ему в жёны Афродиту. Впрочем, Гефест недолго прожил с ветреной супругой и заключил второй брак с харитой Аглаей – богиней добра и радости.

Гефест – единственный олимпиец, постоянно занятый работой. Он куёт молнии для Зевса, волшебные предметы, доспехи и оружие. От своей матери он, как и Арес, унаследовал некоторые хтонические черты, однако, не столь разрушительные. Связь Гефеста с подземным миром подчёркивает его огненная природа. Однако огонь Гефеста – это не разрушительное пламя, а домашний очаг, который обогревает людей, или кузнечный горн, с помощью которого можно изготовить множество полезных вещей.

Деметра

Одна из дочерей Реи и Кроноса – Деметра – была покровительницей плодородия и земледелия. Как и многие женские божества, олицетворяющие Мать-Землю, Деметра имела прямую связь с миром мёртвых. После похищения Аидом её с Зевсом дочери – Персефоны – Деметра впала в траур. На земле воцарилась вечная зима, люди тысячами умирали от голода. Тогда Зевс потребовал, чтобы Персефона проводила с Аидом только одну треть года, а на две трети – возвращалась к матери.

Считается, что Деметра обучила людей земледелию. Она же давала плодовитость растениям, животным и людям. Греки полагали, что на мистериях, посвящённые Деметре, стираются границы между миром живых и мёртвых. Данные археологических раскопок показывают, что в некоторых областях Греции Деметре даже приносили человеческие жертвы.

Афродита

Афродита – богиня любви и красоты – появилась на земле весьма необычно. После оскопления Урана Кронос бросил детородный орган своего отца в море. Поскольку Уран был очень плодовит, из морской пены, образовавшейся в этом месте, вышла прекрасная Афродита.

Богиня умела насылать любовь на людей и богов, чем часто пользовалась. Одним из главных атрибутов Афродиты был её чудесный пояс, который делал прекрасной любую женщину. Из-за переменчивого нрава Афродиты многие пострадали от её чар. Мстительная богиня могла жестоко карать тех, кто отвергал её дары или чем-то её обижал.

Аполлон и Артемида

Аполлон и Артемида – дети богини Лето и Зевса. Гера крайне прогневалась на Лето, поэтому преследовала её по всей земле и долго не давала ей разродиться. В конце концов, на острове Делос в окружении Реи, Фемиды, Амфитриты и других богинь Лето родила двух близнецов. Первой на свет появилась Артемида и сразу стала помогать матери в родах своего брата.

С луком и стрелами Артемида в окружении нимф стала бродить по лесам. Девственная богиня-охотница была покровительницей диких и домашних животных и всего живого на земле. К ней за помощью обращались и юные девушки, и беременные женщины, которых она защищала.

Её брат же стал покровителем искусств и врачевания. Аполлон приносит на Олимп гармонию и спокойствие. Этот бог считается одним из главных символов классического периода в истории Древней Греции. Он привносит элементы красоты и света во всё, что делает, дарует людям дар предвидения, учит их лечить болезни и музицировать.

Гестия

В отличие от большинства жестоких и мстительных олимпийцев, старшая сестра Зевса – Гестия – отличалась мирным и спокойным нравом. Греки почитали её как хранительницу домашнего очага и священного огня. Гестия придерживалась целомудрия и отказывала всем богам, предлагавшим ей замужество.

Культ Гестии был очень распространён в Греции. Считалось, что она помогает проводить священные церемонии и бережёт мир в семьях.

Гермес

Покровитель торговли, богатства, ловкости и воровства – Гермес, скорее всего, изначально был древним малоазиатским демоном-пройдохой. Со временем греки превратили мелкого трикстера в одного из самых могущественных богов. Гермес был сыном Зевса и нимфы Майи. Как и все дети Зевса, он с рождения демонстрировал свои удивительные способности. Так, в первый же день после своего появления на свет Гермес научился играть на кифаре и выкрал коров Аполлона.

В мифах Гермес предстаёт не только обманщиком и вором, но и верным помощником. Он часто выручал героев и богов из затруднительных ситуаций, принося им оружие, волшебные травы или какие-то другие нужные предметы. Отличительным атрибутом Гермеса были крылатые сандалии и кадуцей – жезл, вокруг которого обвились две змеи.

Почитали Гермеса пастухи, торговцы, ростовщики, путешественники, мошенники, алхимики и гадатели.

Аид

Аида – повелителя мира мёртвых – не всегда включают в число богов-олимпийцев, поскольку жил он не на Олимпе, а в мрачном Аиде. Однако он, безусловно, был очень могущественным и влиятельным божеством. Греки боялись Аида и предпочитали не произносить его имя вслух, заменяя его разнообразными эпитетами. Некоторые исследователи считают, что Аид выступает иной ипостасью Зевса.

Хотя Аид и был богом мёртвых, он также даровал плодородие и богатство. При этом сам он, как и полагается подобному божеству, не имел детей, даже жену ему пришлось похищать, потому что никто из богинь не хотел спускаться в подземное царство.

Культ Аида был почти не распространён. Известно всего об одном храме, где только раз в год приносили жертвы царю мёртвых.