Современная история марии магдалины. Явление Христа Марии Магдалине

Гарт Дэвис получил награды и признание за фильм «Лев», в котором подробным образом описывалось эмоциональное и духовное путешествие молодого человека. Смелая и интересная цель раскрыть персону из, кажется, самого духовного источника, т. е. Библии, устанавливает правильную предпосылку, даёт современную оценку и, возможно, в какой-то степени даже предлагает новое толкование известного сюжета. В центре повествования стоит не Иисус, а то, как его воспринимает его единственная ученица, чей авторитет должен вызывать восхищение. Однако пульс у проекта тяжело найти; в драме практически отсутствует взрывная сила, из-за чего «Мария Магдалина» становится похожей на какую-то мягкую театральную постановку. Стремление к поэтичности обесценило борьбу персонажей за веру.

Мария живёт и растёт в семье рыбаков, ухаживает за овцами, играет роль акушерки в местной коммуне и пытается найти свое место в удушающем патриархальном порядке. Отказ Марии выйти замуж беспокоит её консервативное семейство. Как только Мария познакомилась с Иисусом Христом, она, кажется, находит свое предназначение в распространении христианства и поиске ответов на болезненные духовные вопросы.

Почти три десятилетия прошло с «Последнего искушения Христа» Мартина Скорсезе и по сравнению с ним «Мария Магдалина» выглядит слишком… либерально. Имею в виду, несмотря на очевидную свежесть перспективы, стоит разграничивать канон и следование современным трендам. В последнем нет ничего плохого, но всё же в подобном сценарии это ощущается не всегда на своем месте. Главная цель создателей фильма заключалась в том, чтобы изменить образ Марии Магдалины в массовом сознании. Падшая женщина — не есть женщина, свободная от кандалов уклада тех времён. Идея в чем-то даже прорывная, однако это не та история, где подобные вольности стоит себе позволять. Даже если обладать талантом и всё равно попытаться подать тему о независимой женщине, то её образ будет меркнуть по сравнению с Богом или Христом. Божественная сущность так или иначе затеняет человека, какой бы независимой и прогрессивной она ни была.

В целом Дэвис сохраняет повествование «Марии Магдалины» крайне сдержанным, молчаливо анализируя библейский исходник, стараясь не скатить всё в мелодраму. Мария проводит время в медитации и обучении у Христа, а сын Божий же исполняет чудеса. Дэвис, похоже, сам испугался нетрадиционного толкования в своей истории, где почти всё построено на новой интерпретации одного из центральных персонажей Нового Завета, так что ему пришлось идти каким-то безжизненным путём. Имею в виду, что всё подаётся как-то однобоко, только так, как, видимо, хотел Дэвис и его сценаристки, что убирает творчество и пищу для размышления. Только в сцене, когда Иисус позволяет себе вольности в отношении фарисеев на рынке в Иерусалиме, «Мария Магдалина» подаёт какую-то искру жизни, а затем наступает клиническое размытие: такие важные события как сбор в Гефсиманском саду и распятие подаются скомкано и без изюминки.

Поразительно, что Дэвис не смог найти драму или химию в отношениях главных действующих лиц, поскольку это, как утверждается, одна из главных историй о взаимоотношении мужчины и женщины, и, само собой, присутствует и связь с актерами: Феникс и Мара состоят в романтических отношениях в реальной жизни. Хоакин Феникс, несомненно, весьма любопытный выбор на роль сына Божьего. Его образ сочится усталостью; он находится по ту сторону от поп-культурного образа Иисуса Христа, однако по-своему потусторонний и обладает привлекательностью. К сожалению, грубые диалоги и формальные фразы не дали актеру проявить человеческие черты своего образа. Выступление Руни Мары же остается в основном экспрессионистским; вряд ли эту роль можно назвать лучшей в её карьере, но она отлично реагировала на все эмоциональные изменения её героини. Также стоит отметить и Тахара Рахима в роли Иуды, чей образ скорее настороженный и скорбный, чем похожий на однозначного предателя. А вот Чиветель Эджиофор смутил — вряд ли я смогу принять чернокожего апостола Петра.

Фильм, безусловно, снят красиво. Большинство сцен сняли в Апулии и Трапани, однако им удалось восстановить настоящие «библейские» места и передать атмосферу. За музыкальное сопровождение отвечал покойный Йохан Йоханнссон, и звуки его струн покрывают театральность постановки.

«Мария Магдалина», как сценарий, так и персонаж, подарившей картине свое имя, в конечном итоге достигает Иерусалима, чтобы стать свидетелем распятия Христа. Дэвис не был заинтересован в создании своей версии «Страстей Христовых», сохраняя фокус внимания на Марии. Но если феминистский уклон в киноленте привносит в работу даже какую-то своеобразную страсть, акцент на роли Марии чувствуется непреднамеренным и даже неполным, хотя вроде как фильм посвящен ей. Кроме того, финальная плашка с информацией перед титрами даже немного смущает, потому что создатели явно не добились четкого представления того, что сказано в тексте. Что ж, визуальная поэзия Дэвиса сильна, но «Мария Магдалина» всё же холодна и неконкретна.

Христианские предания о Марии Магдалине, сохранившиеся во всех четырех новозаветных Евангелиях, рассказывают о ней как о верной последовательнице Иисуса Христа. Согласно писаниям, Иисус начал проповедовать в Галилее, где он собрал небольшую группу учеников из низших слоев населения. В районе Генисаретского озера располагались рыбачьи поселки, центром которых была Магдала. Из Магдалы и была родом Мария, известная как блудница.

"И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале;
и, привалив большой камень к двери гроба, удалился" (Мф.27:59,60).

Она присутствовала и при распятии Иисуса, и при обнаружении могилы, опустевшей на следующее утро Воскресения. И все же Мария Магдалина остаётся наиболее не замечаемой и загадочной фигурой.

Спекуляции вокруг её роли в становлении и развитии раннего христианства относятся уже к первым векам. Долгое время она является объектом обсуждения многих не похожих друг на друга теорий и мифов. Помимо поверий, навязанных народными преданиями, в Евангелиях нигде ни прямо, ни косвенно не говорится, что Мария Магдалина до личного знакомства с Иисусом была когда-то блудницей.

В повествовании о “кающейся грешнице”, которая отерла ноги Иисуса своими волосами, евангелист Лука (7:36-50) не называет её имени. Но это еще не означает, что “грешницей” была не Мария Магдалина. Так же не упоминается её имя в качестве женщины, уличенной в неверности и спасенной Иисусом от побития камнями до смерти (Иоанн 8:1-11). Тот же Лука, наконец, упоминает ее как одну из женщин, которых исцелил Иисус “от злых духов и болезней” и из Марии “вышли семь бесов” (8:2). Не раз предполагалось, что семь изгнанных демонов - это вообще-то символ грехов Магдалины, которая, исходя из этого, становилась грешницей. Поэтому греховность Марии, как пишет Рамон К. Хусино в работе “Мария Магдалина - автор Четвертого Евангелия?” (afield.org.ua/ist/magdalenа), допускает предположение ее греха сексуального, что обычно не делается в отношении тех мужчин, которых устанавливают как бывших грешников. 22 Гипотеза автора включает в себя утверждение, что до-каноническая версия Четвёртого Евангелия чётко называла Марию Магдалину тем самым любимым учеником, которым считается апостол Иоанн. Это объясняет идентификацию Марии Магдалины как любимого ученика в нескольких древних гностических источниках из собрания книг, известного как Библиотека Наг-Хаммади. 23

Имеется две версии жизни Марии Магдалины после вознесения Иисуса Христа - греческая и латинская.

В Православном календаре находим изложение греческих авторов VII века: “равноапостольная Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц” родилась в местечке Магдалы в Галилее, после драматического события на Голгофе благовествовала не только в Иерусалиме. В Риме встречалась с императором Тиверием (14-37), рассказала ему об Иисусе и поднесла кесарю красное яйцо со словами: “Христос воскрес!”

Затем она отправилась в Эфес (Малая Азия), где помогала апостолу и евангелисту Иоанну Богослову в его проповеди. Здесь же скончалась и была погребена. В 869 году по велению византийского императора Льва Философа ее нетленные мощи перенесли в Константинополь в церковь святого Лазаря, а во время крестовых походов, предположительно, увезли в Рим, где и покоились в храме во имя святого Иоанна Латеранского под алтарем. Папа Римский Гонорий III (1216-1227) освятил этот храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Часть ее мощей находится во Франции, в Проваже близ Марселя, где воздвигнут посвященный ей храм. Другие части хранятся в монастырях Святой Горы Афон и в Иерусалиме. (days.ru.)

Латинская версия ведет нас к путешествию Марии Магдалины в Галлию. И здесь мы погружаемся в сакральную тайну Святого Грааля, сказания о котором передавались из поколения в поколение.

Образ Грааля представлялся по-разному: то чаша, из которой причащались ученики Иисуса Христа на Тайной вечере, то драгоценный камень, символично отождествлявшийся с таинством знаний, которого были лишены избранные. Считается, что чаша-Грааль была наполнена Иосифом Аримафейским кровью распятого Иисуса и сохранена им. Он же отнес тело Христа с Голгофы в могилу-усыпальницу, приготовленную для себя.

Спасаясь от преследований, Мария Магдалина вместе с сестрой Марфой, братом Лазарем и Дионисием Ареопагитом высадились около Марселя. До своей смерти Мария Магдалина якобы прятала Грааль в пещере. Здесь она проповедовала христианство и умерла в 63 году. Похоронили ее в в аббатстве Сент-Максимин. При вскрытии в XIII веке гробницы Марии в ней был обнаружен алебастровый сосуд, содержащий остатки засохшей крови. Останки перенесли в город Везеле и воздвигли собор в честь Марии Магдалины. Во времена Великой Французской революции они были уничтожены.

В “Золотой легенде” - житиях святых, собранных генуэзским архиепископом Джакопо де Вораджини, - происхождение Марии Магдалины относят к царственной династии колена Вениамина. Она якобы владела крепостью Магдала недалеко от Генисарета в Вифании близ Иерусалима, а отсюда-де и ее прозвание Магдалина. В легенде утверждается, что вместе с Марией Магдалиной на судне прибыл и Иосиф Аримафейский.

Согласно еще одной версии, Иосиф Аримафейский отвез чашу и копье римского легионера, проткнувшего пригвожденного Иисуса, в Гластонберри, Англию, где было основано Гластонберрийское аббатство. Эти реликвии исчезли без следа после пожара в старой церкви, в которой они размещались.

В средневековой Франции Мария Магдалина почиталась, как просветительница и в ее честь было возведено много храмов и часовен. “Особенно широкое распространение культ Марии Магдалины получил в городке Ренн-ле-Шато в провинции Лангедок, где построенный в ее честь большой храм был расписан замечательными фресками о житии святой.” 24

“Нетрадиционный” взгляд на Марию Магдалину мы находим в книге и блокбастере Дэна Брауна “Код да Винчи”. Мария Магдалина с ребенком покинула Святую землю и нашла прибежище в Галлии, где потомство Иисуса Христа пустило свои корни.

Теорий о Священном Граале и о Братстве Грааля создано много. Самим ранним вариантом из рассказов о Граале является “Персеваль или сказка о Граале” (“Conte de Graal”), созданным приблизительно в 1180 г. известным поэтом и трубадуром Кретьеном де Труа. Рассказ остался незаконченным. Это сочинение использовал Вольфрам фон Эшенбах в своей поэме о Парцифале, в которой Грааль - камень из рая, “камень света”, принесенный ангелами на землю. А Братство Грааля у него - это религиозный союз, отличающийся от католической церкви, некая община избранных. Чаша Грааля - волшебная. Вблизи Чаши исчезают болезни и смерть уже не всесильна. Затем появляются интерпретации этой темы, быстро нашедшие распространение по всей Европе. В первых вариантах работ о Граале применялись разные названия для одних и тех же символов: Sant Graal, San Graal, Sangraal.

Генри Линкольн, один из создателей “Священной Крови и Священного Грааля” во введении книги пишет, как он в 1969 году ознакомился с “секретными досье”, захороненными в Ренн-ле-Шато, что, собственно говоря, и породило замысел для написания их исследования.

По мнению английских журналистов, если правильно разделить это слово, то получится “Sang Raal”, или “Sang Real”, а это на современном английском означает “Sang Royal”, т. е. “королевская кровь”, под которой подразумеваются наследники Иисуса Христа и Марии Магдалины, - франкская династия Меровингов, самым знаменитым из королей которой был внук Меровея, Хлодвиг I, царствовавший с 481 по 511 гг. “Все французские школьники знают это имя, ибо благодаря нему Франция приняла христианство, и римско-католическая Церковь завоевала в Западной Европе главенство, которое продлилось не меньше, чем тысячу лет.” 25 Верными хранителями Грааля как “королевской крови” были тамплиеры, прямо происходившие от тайного общества “Приорат Сиона”. С другой стороны, Грааль - это сосуд, принявший и сохранивший кровь Иисуса. А в широком смысле - это “грудь Марии Магдалины”, затем сама она, культ которой понемногу смешивается с культом Девы Марии.

Общество “Приорат Сиона”, основанное в 1099 г. в Иерусалиме французским королем Годфруа де Буйоном, ставило перед собой задачу якобы восстановления династии Меровингов. Военно-монашеский орден рыцарей Храма (тамплиеров) 26 оформился в 1128 году по инициативе писателя-мистика аббата Бернара Клервосского, который еще при жизни был канонизирован в святые. Членами ордена стали рыцари, принимавшие участие во втором крестовом походе и вернувшиеся из Палестины. В рядах Ордена состояли 15 тысяч рыцарей и 45 тысяч сержантов и ими правил Великий Магистр, формально подчинявшийся Римскому Папе. Однако в исторических документах фактов связи Ордена тамплиеров с легендой о “семье Иисуса” не отражено. В 1307 году король Франции Филипп Красивый обвинил тамплиеров в ереси, разгромил их резиденции и арестовал имущество. Согласно одному из протоколов допроса рыцарей, в ночь перед началом арестов тамплиеры успели вывезти и укрыть обозы с несметными ценностями Ордена. После разгрома Ордена вплоть до XIX века существовали многочисленные общества и организации, пронесшие сквозь века таинственные знания гностиков и тамплиеров о Святом Граале.

В начале прошлого века в Германии возникло оккультное общество “Туле”, поставившее вопрос о Граале. В 1930 году исследования возглавил Отто Ран, один из разработчиков теории существования нордической расы. Он посетил развалины Монсегюра - неприступной крепости альбигойцев, последователей еретического учения средних веков, которые хранили реликвию Грааля. Монсегюр пал в 1244 году. Вернувшись, Ран издал книгу “Крестовый поход против Грааля”, и после очередной поездки во Францию в 1937 г. он бесследно исчез. В 1943 году в Монсегюр вновь прибыла огромная экспедиция, организованная научным институтом “Аненербе”. Институт работал так успешно, что в январе 1939 года его включили в состав СС, и “к этому времени Аненербе располагал 50-ю научными институтами, деятельность которых координировал профессор Вурст, специалист по древним культовым текстам, возглавлявший кафедру санскрита Мюнхенского университета”. 27 Некоторые газетные статьи уже после войны сообщали, что Святой Грааль, привезенный Марией Магдалиной в южную Францию 1900 лет назад, был обнаружен фашистами, но достоверной информации о местонахождении святыни нет.

Митрополит Кирилл, которого мы цитировали выше, уместно поднял семейный вопрос в древнееврейской традиции: целибат в те времена там подвергался остракизму. Сам Иисус рисует картину семейной жизни здесь и в горнем мире так: “чада века сего женятся и выходят замуж, а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят” (Лука 19:34-35). Отсюда фальсификаторы так называемой “семейной жизни” Христа делают свои заключения: “неженатый Иисус, обосабливающийся таким образом от своих современников и нарушающий закон предков, не преминул бы привлечь к себе внимание, и Евангелия говорили бы об этом, как об особенности, достойной того, чтобы ее отметить. Но нигде нет вопроса о возможном безбрачии Иисуса, и это молчание само по себе, по нашему мнению, составляет достаточно серьезный признак того, что он был женат”. 28 Ссылаются также на то, что учительский статус “равви” 29 указывающий на высокий уровень образованности Иисуса, по еврейскому закону, априори означал: “Неженатый человек не может претендовать на обучение других.” Усиленные поиски “жены Иисуса”, согласно сюжетной линии cherchez la femme (фр. - ищите женщину), привели авторов к евангельской “свадьбе в Кане”, которая чудесным образом и превращается в свадьбу… Иисуса и Марии Магдалины.

У Дэна Брауна были и более ранние предшественники. К примеру, до “Священной загадки” еще в 1970 г. появился роман члена французской Академии истории Робера Амбелена “Иисус, или Смертельный секрет тамплиеров”. В 60-е годы об ордене Храма писали Жерар де Сед (“Тамплиеры среди нас”) и Луи Шерпантье (“Тайны тамплиеров”).

Дальше своих товарищей по цеху пошел еще один англичанин Лоренс Гарднер, который, по словам Его Королевского Высочества принца Майкла Олбани, Главы королевского рода Стюартов в предисловии к его монографии “Чаша Грааля и потомки Иисуса Христа” (М., 2000), проникнул “в самую суть всех доступных манускриптов и архивных документов” и проследил генеалогическую линию Иисуса Христа на протяжении веков среди правящих королевских домов Европы.

Гарднер утверждает, что наследники Давидова рода, каковым и был евангельский Иисус, по закону обязывались жениться и произвести на свет не менее двух сыновей. Поскольку интимная близость допускалась в строго регламентированные сроки, то репродукция проводилась в два этапа: к сентябрю следовал так называемый “первый брак”, а уже в декабре позволялись плотские отношения. Все остальное время года супруги жили отдельно друг от друга. “В случае зачатия невесты, для придания брачному союзу законного статуса, в марте заключался “второй брак”” 30 . Весь этот период между “браками” “невеста” (вне зависимости от беременности) считалась молодой женщиной, “алмой”, или девственницей.

Два случая “помазания миром ног Иисуса” Марией Магдалиной (первый упоминался выше у Луки, второй у Иоанна 11:1-2) Гарднер называет исполнением древнего обряда, который представлял собой исключительную привилегию невесты мессианского рода при церемонии заключения “первого” и “второго брака”: “Только как законная супруга Иисуса и полноправная священнослужительница могла Мария помазать его голову и ноги освященным миром.” 31 (Отец Марии Магдалины, по Гарднеру, принадлежал к священническому роду Иаирову, так как самое первое упоминание о ней мы находим в истории о ее воскрешении из мертвых в качестве дочери Иаира. Родилась Мария в 3 году н. э., т. е. была младше Иисуса на девять лет.) Такая расточительность возмутила Иуду Искариота: “Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?” (Иоанн 12:4-5), и таким образом он якобы “подготовил почву для предательства Иисуса”. Свадьба в Канне Галилейской, на которую был приглашен Иисус с учениками и матерью, явилась-де не заключением брака Иисуса с Магдалиной, а лишь “освященной трапезой”, предшествовавшей их обручению.

В “первый брак” с Иисусом Мария вступила в 30 г. У нее было трое детей: забеременев в декабре 32 г., она в следующем году заключила “второй брак” и родила дочь Фамарь. Четыре года спустя, появился на свет Иисус-младший, а в 44 г. родился Иосиф. В это время она уже пребывала в Массилии (Марсель). С нею туда приехала ее сестра Марфа со служанкой Марцеллой. Там же были апостол Филипп, Мария Иаковлева, а также Елена-Саломия. Высадились они в небольшом портовом городке Ратис, позднее называвшемся Ла-Сен-сюр-Мер.

С 63 года прах Марии Магдалины покоился в городе Экс-ан-Прованс (во времена Римской империи Аква-Секстиа). Латинское “аква” (вода) в средние века было искажено в “акса” (“экса”). Поэтому в преданиях Лангедока Мария Магдалина называется “Владычицей вод” или “Марией на море”. Дети Марии и Иисуса, положившие впоследствии начало роду Меровингов, превратились соответственно в “семейство на водах” - династию Аксов.

Гарднер, как и трое англичан, тоже считает, что римская церковь в противоборстве с истинным и чистым преданием о “семье Христа” по понятным причинам решила дискредитировать Марию Магдалину и, воплощая этот замысел, представила в Евангелиях ее, незамужнюю, как “грешницу”, тогда как в действительности она была целомудренной женщиной, подвергавшейся в то время “проверке после помолвки”. Таким образом, с легкой руки епископов Магдалина-грешница превратилась в блудницу, что значит - распутницу.

Кто не знает, поинтересуйтесь, где место женщины в еврейской синагоге: оно не изменилось за тысячелетия. А у гностиков и назореев, по Гарднеру, женщина была и учительницей, и врачом, и проповедником и даже священнослужителем. Поэтому-то благопристойная Мария Магдалина почиталась в южной Франции как “матерь Грааля” истинного христианства Запада. И именно поэтому Тертуллиан порицал еретиков-бунтовщиков, принявших вероучение о равноправии, и, конечно же, их дерзких женщин: “Они осмеливаются учить, спорить, изгонять духов, обещать исцеление, а может, даже и крестить.” 32

Чтобы продолжить разговор на заданную тему, необходимо разобраться в серьезном вопросе, касающемся непосредственно личности Иисуса Христа и его отношения к семейной жизни.

22. Лишь в 1969 году Римско-Католическая церковь перестала изображать Марию Магдалину проституткой.
23. Библиотека Наг-Хаммади была найдена в 1945 г. в районе Наг-Хаммади в Египте.
24. Татьяна Фадеева. Бывшая блудница - хранительница Грааля. Таинственная фигура Марии Магдалины привлекала к себе внимание во все времена / Татьяна Фадеева // Независимая газета. 2006. - 5 апреля.
25. М Байджент, Р. Лей, Г. Линкольн / М. Байджент, Р. Лей, Г. Линкольн. - СПб., 1993, с. 170-171.
26. Первые сведения об ордене Храма дает историк Гийом Тирский между 1169 г. и 1184 г. в своей книге “История заморских событий” (“Historia rerum in partibus transmarinis gestarum”). Орден основали в 1118 г. Гуго де Пейн и Годфруа де Сент-Омер, которые явились ко двору короля Иерусалима Балдуина II и попросили дозволения охранять паломника на пути от Яффы до Иерусалима. Король отдал в их распоряжение южное крыло дворца близ Храма Господня. Так, через десять лет будущий орден получил свое название - орден Храма.
27. Луи Повель, Жак Бержье. Утро магов / Луи Повель, Жак Бержье. - Киев, 1994, с. 337.
28. М. Байджент,.. Указ. соч., с. 231.
29. Раввин - служитель культа, духовный руководитель верующих в иудейской религиозной общине.
30. Гарднер Л. Чаша Грааля и потомки Иисуса Христа / Л. Гарднер. - М., 2000, с. 80.
31. Там же, с. 81.
32. Тертуллиан. Избранные сочинения / Тертуллиан. - М., 1994. С. 127.

Святая равноапостольная Мария Магдалина родилась в местечке Магдала на берегу Генисаретского озера, в Галилее, в северной части Святой Земли, недалеко от того места, где крестил Иоанн Креститель. Когда Господь очистил душу и тело ее от всех грехов, изгнав из нее семь бесов, она, оставив все, последовала за Ним.

Святая Мария Магдалина следовала за Христом вместе с другими женами-мироносицами, проявляя трогательную заботу о Нем. Став верной ученицей Господа, она никогда не покидала Его. Она, единственная, не оставила Его, когда Он был взят под стражу. Страх, побудивший к отречению апостола Петра и заставивший бежать всех других Его учеников, в душе Марии Магдалины был побежден любовью. Она стояла у Креста вместе с Пресвятой Богородицей, переживая страдания Спасителя и разделяя великую скорбь Богоматери. Когда воин приложил конец острого копья к умолкнувшему сердцу Иисуса, мучительная боль одновременно пронзила и сердце Марии.

Иосиф и Никодим сняли с древа Пречистое Тело Господа Иисуса Христа. Жгучими слезами неизмеримой скорби обливала безутешная Мать кровавые раны Непорочного Сына. Драгоценное Тело Иисуса было, по иудейскому обычаю, обвито тонкою плащаницею с благовониями.

Было около полуночи, и по темному своду успокоенных небес уже загорелись звезды, когда Иосиф и Никодим, подняв на плечи Неоценимую Ношу, стали спускаться с вершины смертного холма.

В глубоком молчании они прошли через сад и достигли восточной стороны его, примыкающей к скалистому подножию горы Мория.

Здесь, в каменной стене, образуемой самою природой утесистыми выступами горы, был высечен в скале новый гроб, в котором еще никто никогда не был положен. Слуги отвалили тяжелый камень, заслонявший вход в пещеру, и свет от зажженных огней мгновенно проник под мрачные своды ее. Посередине лежал гладко обтесанный камень. На него и было возложено учениками Тело Незабвенного Учителя. Пресвятая же Богородица и Мария Магдалина смотрели, где Его полагали.

Тяжелый камень был привален к двери гроба.

По прошествии субботы, в первый же день недели, Мария Магдалина приходит ко гробу очень рано, когда было еще темно, чтобы воздать последние почести телу Спасителя, умастив его, по обычаю, миром и ароматами, и видит, что камень отвален от гроба. Со слезами она бежит к Петру и Иоанну и говорит им: “Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его”. Они тотчас же последовали за нею и, придя ко гробу, увидели одни пелены и льняной плат, которым была обвязана голова Иисуса, тщательно свернутый, не с пеленами, а на другом месте лежащий. “Они еще не знали из Писания, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых” (Ин.20:1-10).

Храня глубокое молчание, Петр с Иоанном возвратились к себе, а Мария Магдалина, измученная неведением и печалью, стояла у гроба и плакала. Плача, она наклонилась, заглянула в гробницу и видит: на том месте, где лежало тело Иисуса, сидят два Ангела в белых одеяниях. “Женщина, почему ты плачешь?” – спрашивают они.

“Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его”. Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.

“Женщина, почему ты плачешь? – говорит ей Иисус. – Кого ищешь?”

Она, думая, что это садовник, говорит Ему: “Господин! Если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его”.

“Мария!” – вдруг услышала она знакомый, дорогой ей голос.

“Учитель!” – воскликнула она на своем природном арамейском языке и бросилась к Его ногам.

Но Иисус сказал ей: “Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему”.

Сияя счастьем, возрожденная к новой жизни, Мария Магдалина помчалась к ученикам.

“Я видела Господа! Он говорил со мной!” – с блаженным восторгом, сиявшим яркими лучами в увлажненных слезами прекрасных голубых глазах, сообщала Мария ученикам Иисуса о чудном явлении, которого она удостоилась. И радость ее достигла таких размеров, каких достигала еще недавняя ее скорбь.

“Христос Воскрес! Он воистину Сын Божий! Я видела Господа!…” – это была первая благая весть, которую принесла Мария Магдалина апостолам, первая в мире проповедь о Воскресении. Апостолы должны были благовествовать миру, а она благовествовала самим апостолам:

“Радуйся, из уст Христовых вещание Воскресения первее приемшая;

Радуйся, апостолам глаголы радости первее возвестившая”.

По преданию, Мария Магдалина благовествовала не только в Иерусалиме. Когда апостолы разошлись из Иерусалима во все концы мира, то она пошла вместе с ними. Мария, сохранившая в своем пылающем божественной любовью сердце каждое слово Спасителя, оставила родной край и отправилась с проповедью в языческий Рим. И везде она возвещала людям о Христе и Его учении. А когда многие не верили, что Христос воскрес, она повторяла им то же, что сказала в светлое утро Воскресения апостолам: “Я видела Господа! Он говорил со мной”. С этой проповедью она обошла всю Италию.

Предание говорит, что в Италии Мария Магдалина явилась к императору Тиверию (14-37 гг.) и рассказала ему о жизни, чудесах и учении Христа, о Его неправедном осуждении иудеями, о малодушии Пилата. Император усомнился в чуде Воскресения и попросил доказательств. Тогда она взяла яйцо и, подавая его императору, сказала: “Христос Воскрес!” При этих словах белое яйцо в руках императора стало ярко-красным.

Яйцо символизирует зарождение новой жизни и выражает нашу веру в грядущее общее Воскресение. Благодаря Марии Магдалине обычай дарить друг другу пасхальные яйца в день светлого Христова Воскресения распространился между христианами всего мира. В одном древнем рукописном греческом Уставе, написанном на пергаменте, хранящемся в библиотеке монастыря святой Анастасии близ Фессалоник (Солуни), помещена молитва, читаемая в день Святой Пасхи на освящение яиц и сыра, в которой указывается, что игумен, раздавая освященные яйца, говорит братии: “Так мы приняли от святых отцов, которые сохранили сие обыкновение от самых времен апостольских, ибо святая равноапостольная Мария Магдалина первая показала верующим пример сего радостного жертвоприношения”.

Мария Магдалина продолжала свое благовестие в Италии и в самом городе Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года после отбытия его из Рима, после первого суда над ним. Очевидно, именно ее имеет в виду святой апостол в своем Послании к Римлянам (Рим.16,16), когда упоминает Марию (Мариам), которая “много трудилась для нас”.

Мария Магдалина беззаветно служила Церкви, подвергаясь опасностям, разделяя с апостолами труды проповедничества. Из Рима святая, уже в преклонном возрасте, переселилась в Ефес (Малая Азия), где проповедовала и помогала апостолу Иоанну Богослову в написании Евангелия. Здесь же она, по преданию Церкви, преставилась и была погребена.

Где поклониться мощам Марии Магдалины

В X веке при императоре Льве Философе (886-912) нетленные мощи святой Марии Магдалины были перенесены из Эфеса в Константинополь. Полагают, что во время крестовых походов они были перевезены в Рим, где и покоились в храме во имя святого Иоанна Латеранского. Позднее этот храм был освящен во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Часть ее мощей находится во Франции, в Проваже, близ Марселя. Части мощей Марии Магдалины хранятся в различных монастырях Святой Горы Афон и в Иерусалиме. Многочисленные паломники Русской Церкви, посещающие эти святые места, благоговейно поклоняются ее святым мощам.

“Радуйся, Христова учения славная благовестительнице;

Радуйся, греховныя узы многих человек разрешившая;

Радуйся, Христовой мудрости всех научившая.

Радуйся, святая равноапостольная Марие Магдалино, паче всех благ сладчайшаго Господа Иисуса возлюбившая”.

Величание Марии Магдалине

Величаем тя, святая равноапостольная Марие Магдалино, и чтим святую память твою, весь мир ученьми своими просветившая и ко Христу приведшая.

Священный Грааль - символ бессмертия, духовной чистоты, двери в рай, космического начала, вдохновения, обновления и возрождения, способ общения с духовным миром, мистический центр Земли. Поиск Грааля символизирует стремление к самореализации и слиянию с Божественным.

Тайна священного Грааля - одна из тех, которые никогда не будут разгаданы. К ней можно лишь прикоснуться. Мы даже не знаем, чем же был Грааль. Его образ, смутно просвечивающий сквозь завесы столетий, представлялся людям различных эпох по-разному: в виде сосуда, чаши, ларца, драгоценного камня.

Сказание о Граале возникло в XII веке, казалось бы, внезапно. Появление его связывают с рыцарскими романами Кретьена де Труа и Робера де Борона о короле Артуре. Продолжением и одновременно «исправлением» их столетие спустя, в начале XIII века, занялся Вольфрам фон Эшенбах под руководством некоего Киота, якобы нашедшего в Толедо первоисточник сказания, написанный по-арабски язычником-звездочетом по имени Флегетан.

Более ранние документальные упоминания о Граале, восходящие к VIII веку, описывают его как усыпанный драгоценными камнями сосуд, сияющий столь ослепительно, что пламя свечей меркнет рядом с ним.


. Снятие с креста. 15 век / DESCENDIMIENTO ARAGONES (S.XV)

В более древних европейских легендах повествуется о том, что Грааль - это священная чаша с божественной кровью. Вырезанный из цельного изумруда сосуд, из которого Иисус пил вместе с учениками во время Тайной вечери со словами «сие есть кровь Моя», после ареста Иисуса был вначале передан Пилату, а позже наполнен кровью распятого Иисуса Христа и сохранен Иосифом Аримафейским.

Согласно евангельскому тексту, член синедриона Иосиф Аримафейский снял тело Иисуса с креста и похоронил его в могиле-усыпальнице, приготовленной им для себя неподалеку от Голгофы. Согласно апокрифическому «Никодимову Евангелию», Иосиф служил римскому наместнику, и потому ему не отказали в просьбе снять мертвое тело, а заодно и отдали найденный сосуд.



. Джованни ди Паоло (ок.1400-1482) Оплакивание Христа, 1445 / GIOVANNI DI PAOLO DI GRAZIA. Il Lomento. 1445. settemuse.it. В красном платье с распущенными волосами Мария Магдалина.

Когда Иосиф с помощью евангельского Никодима снял тело Иисуса, из раны, нанесенной копьем центуриона, снова потекла кровь, и ее собрали в этот сосуд.


. Братья Лимбурги. Великолепный часослов герцога Беррийского "Les Très Riches Heures du duc de Berry", 15 век / Les Très Riches Heures du duc de Berry, Folio 157r - The Entombment the Musée Condé, Chantilly. Кликабельно via

После воскресения Христа иудеи обвинили его в тайном похищении тела и бросили в темницу. По преданию, туда пришел воскресший Иисус и вернул Иосифу сосуд с драгоценной кровью, назвав его «потиром причастия». Только после разрушения Иерусалима римлянами Иосифа выпускают из темницы: все эти годы он провел без еды и питья, чудесно питаемый из чаши Грааля.

После освобождения из темницы Иосиф собирает вокруг себя общину, и все вместе они отправляются в дальние края.

По преданию, Иосиф Аримафейский прибыл к южному берегу Франции в 35 году от Р.Х. Затем он пересек Галлию, перебрался через пролив и высадился в Англии, где поселился в Гластонбери и основал монастырь. В нем и сохранялась легенда о принесенном Иосифом чудесном сосуде и созданном для него знаменитом Круглом столе, который стал прообразом Круглого стола короля Артура.


. Иосиф Аримафейский приносит Священный Грааль в Британию. Миниатюра 14 века. / The Rochefoucauld Grail , a 14th century manuscript, Bibliotheca Philosophica Hermetica, MS 1 via1 via2
Иосиф из Аримафеи приносит Святой Грааль в Британию, пройдя через воду. Последователи Иосифа идут к Граалю по поверхности воды по плащу Иосифа. В то время как неверующие тонут.

Вместе с тем на южном побережье Франции на протяжении многих столетий бытовала легенда о том, что Грааль привезли в Марсель Мария Магдалина, ее сестра Марфа, брат Лазарь и Дионисий Ареопагит. Местные жители почитали Марию Магдалину как близкого и преданного друга Иисуса, жену-мироносицу, первой увидевшую Христа после воскрешения. Они считали ее основательницей истинного христианства и «матерью Грааля», который, как рассказывается в старинном предании, до своей смерти она прятала в пещере.


. Мария Магдалина несет сосуд с мирой. Утро Дня Воскресения Христова.
Жан Коломб (1430/35 - 1493), Великолепный часослов герцога Беррийского. Маргинальная миниатюра, 1485-1486.


. Мария Магдалина и Иисус. "Не прикасайся ко мне!". Жан Коломб (1430/35 - 1493), Великолепный часослов герцога Беррийского. Маргинальная миниатюра, 1485-1486. / "NOLI ME TANGERE"

О том, что сталось с Марией Магдалиной после вознесения Учителя, существуют две версии - греческая и латинская.

Согласно греческим авторам VII века, вместе с апостолом Иоанном и Богоматерью она поселилась в Эфесе, где скончалась и была погребена. В 869 году византийский император Лев Философ повелел перенести тело Марии Магдалины из Эфеса в Константинополь в церковь святого Лазаря. В 1216 году крестоносцы, разграбившие Константинополь, захватили ее останки и привезли Папе Гонорию III, который распорядился поместить их в Латеранском соборе под алтарем в честь святой.

По латинской версии, Мария Магдалина вместе с Лазарем и сестрой Марфой, спасаясь от преследований, добралась морем на юг Франции в Прованс, где путешественники высадились между Марселем и Нимом. Мария поселилась в «гроте уединения» среди скалистых обрывистых утесов неподалеку от селения Сент-Бом - «Святое Благоухание». Он был назван так в честь благовоний, которыми Мария Магдалина помазала тело Иисуса во время Тайной вечери. [тут я не поняла почему "во время Тайной вечери", видимо, имеется в виду в доме Симона - прим. gorbutovich]



. Христос в доме Симона Фарисея. Мария Магдалина вытирает ноги Иисуса своими волосами, после того, как помазала их миром. Giovanni da Milano , 14 век (работал 1346-1369), Италия.

Здесь она проповедовала христианство и здесь же скончалась в 63 году. Похоронили Марию Магдалину в аббатстве Сент-Максимин, расположенном в 30 милях от Марселя.

В XIII веке ее гробница была вскрыта, и в ней, по преданию, был обнаружен алебастровый сосуд, содержащий остатки засохшей крови, которая в Страстную пятницу становилась жидкой. В ту эпоху бытовало мнение, что это и был тот самый, упоминающийся в Евангелии сосуд из-под благовоний, которыми Мария Магдалина помазала ноги Иисуса, прежде чем отереть их своими волосами.


. "Не прикасайся ко мне!". Мартин Шонгауэр (1448-1491), Германия / MAGDALENA MARTIN SCHONGAUER - NOLI ME TANGERE

Останки были перенесены в город Везеле, а на месте нового захоронения воздвигли огромный собор в ее честь. В 1267 году король Людовик Святой присутствовал при перенесении останков святой из одной раки в другую, более богатую. А позже, во времена Великой французской революции, они были варварски уничтожены.

Предание это на юге Франции носило устойчивый характер. В музее Клюни хранится картина XV столетия, приписываемая королю Рене из Прованса, «Святая Мария Магдалина проповедует Слово Божие в Марселе».

#10 . Карло Кривелли (1430/35-1495), Италия. Мария Магдалина.

В XIII веке многие предания о святой Марии Магдалине нашли отражение в знаменитой «Золотой легенде» - житиях святых, собранных генуэзским архиепископом Джакопо де Вораджини. Сначала ее издали на латинском, а позднее - на французском языках.


#11 . Ян Госсарт, по прозванию Мабюз , Нидерланды, около 1530

Как и ранние христианские авторы, он отождествляет Марию Магдалину отнюдь не с евангельской блудницей, а с Марией из Вифании, сестрой Лазаря, воскрешенного Иисусом. В «Золотой легенде» говорится, что «Мария Магдалина родилась от благородных родителей, которые происходили из царского рода. Отец ее звался Сирус, мать - Евхария. Вместе с братом Лазарем и сестрой Марфой она владела крепостью Магдала по соседству с Генисаретом в Вифании, близ Иерусалима, и значительной частью этого города. Все это обширное владение было поделено таким образом, что Лазарь имел часть Иерусалима, Марфа - Вифанию, а собственно Магдала принадлежала Марии, и отсюда происходило ее прозвание Магдалина».

«После Вознесения Господня, - пишет Вораджини, - верные ему подверглись жестокому преследованию, и иудеи, желая отделаться от Лазаря, его сестер и многочисленных христиан, посадили их на судно без руля и парусов; но, ведомые ангелом по воле Божией, они причалили в Марселе».


#12 . Мастер немецкой школы. Вознесение Марии Магдалины. Обращаю внимание на одежду Святой.

В другом месте указывается, что на судне вместе с сестрами Марией и Марфой и братом Лазарем находился также Иосиф Аримафейский.

Интересно, что это морское путешествие изображено и среди других сцен из жизни любимой ученицы Иисуса в левой части алтаря южнонемецкого города Тифенброн. Так, казалось бы, разные истории Иосифа Аримафейского и Марии Магдалины смыкаются в единую.

В честь святой Марии Магдалины, почитаемой как просветительница Галлии и Франкии, в разных областях южной Франции еще в раннем Средневековье было возведено множество храмов и часовен. Величественная базилика, заложенная в 1096 году в Везеле, в историю вошла также призывом аббата Бернарда Клервосского ко Второму крестовому походу. Именно здесь в 1146 году он призвал короля Людовика VII, королеву Элеонору Аквитанскую, рыцарей и народ двинуться на Восток, чтобы защитить христианские реликвии.


#13 . Giovanni Pietro Rizzoli (работал 1495-1549), Италия. Читающая Магдалина.

Особенно широкое распространение культ Марии Магдалины получил в городке Ренн-ле-Шато в провинции Лангедок, где построенный в ее честь большой храм был расписан замечательными фресками о житии святой. В преданиях Лангедока Мария Магдалина упоминается как «владычица вод» и «Мария на море».



#14 . Ян Массейс (Jan Massys, Matsys или Metsys; ок. 1509-1575), фламандский художник-маньерист. Мария Магдалина в пещере с сосудом и книгой.

Жизнь Марии Магдалины до сих пор будоражит воображение многих ученых и писателей. Вспомним хотя бы скандальный роман Дэна Брауна «Код да Винчи». Его интрига построена на том, что Иисус был женат на Марии Магдалине и их потомки продолжили его родословную в Западной Европе.


#15 . Мария Магдалина. Византийская икона.

Можно также сказать, что в ее загадочном образе запечатлена идея поиска вечной женственности, недаром, согласно некоторым легендам, она также являлась земным воплощением Софии Премудрости Божией.

Татьяна Михайловна Фадеева - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Института научной информации по общественным наукам РАН.



#16 . Эдвард Бёрн-Джонс (1833-1898) Галахад достигает Святого Грааля / Edward Burne-Jones. Achievment Galahad the Sang Graal. via

Источник изображений, если иное не оговорено особо.

Одной из самых известных женских фигур в православии является Мария Магдалина, с которой связано как много достоверной информации, так и домыслов разных исследователей. Она является главной среди , а еще ее считают женой Иисусах Христа.

Кто такая Мария Магдалина?

Преданной последовательницей Христа, которая была мироносицей, является Мария Магдалина. Об этой святой известно много информации:

  1. Мария Магдалина считается равноапостольной, а объясняется это тем, что она проповедовала Евангелие с особой ревностью, как и другие апостолы.
  2. Родилась святая в Сирии в городе Магдалы, с чем и связано известное во всем мире прозвище.
  3. Она находилась рядом со Спасителем, когда его распяли и первой воскликнула «Христос Воскрес!», держа в руках пасхальные яйца.
  4. Мария Магдалина мироносица, поскольку она была среди тех женщин, которые утром в первый день субботы пришли к Гробу воскресшего Христа, принеся с собой миро (благовония), чтобы провести умащение тела.
  5. Стоит заметить, что в католических традициях это имя отождествляется с образом блудницы, которая раскаялась, и Марии из Вифании. С ней связано большое количество легенд.
  6. Есть информация, что Мария Магдалина – жена Иисуса Христа, но в Библии об этом нет, ни слова.

Как выглядела Мария Магдалина?

Четкого описания, как выглядела святая, нет, но традиционно для западного искусства и символики представляют ее молодой и очень красивой девушкой. Ее главной гордостью были длинные волосы и у нее они всегда распущены. Связано это с тем, что когда девушка поливала миром ноги Христа, то вытирала их волосами. Чаще обычного Мария Магдалина жена Иисуса изображается с непокрытой головой и сосудом благовоний.


Мария Магдалина – житие

В молодости назвать девушку праведной не повернется язык, поскольку она вела развратную жизнь. В результате этого в нее вселились бесы, которые начали подчинять ее себе. Равноапостольная Мария Магдалина была спасена Иисусом, изгнавшим бесов. После этого события она уверовала в Господа и стала его самой верной ученицей. С этой православной фигурой связано много важных событий для верующих, о которых рассказано в Евангелие и других писаниях.

Явление Христа Марии Магдалине

Священное писание рассказывает о святой только с того момента, как она стала ученицей Спасителя. Случилось это после того, как Иисус избавил ее от семи бесов. В течение всей свой жизни Мария Магдалина сохраняла свою преданность Господу и следовала за ним до конца его земной жизни. В Страстную пятницу вместе с Богородицей она оплакивала умершего Иисуса. Выясняя, кто такая Мария Магдалина в православии и как она связана с Христом, стоит указать, что она была первой, кто в воскресенье утром пришел к гробу Спасителя, чтобы очередной раз выразить свою верность ему.

Желая излить на Его тело благовония, женщина увидела, что в гробу остались только погребальные пелена, а самого тела нет. Она подумала, что его украли. В это время произошло явление Христа Марии Магдалине после воскресения, но она его не узнала, приняв за садовника. Узнала она его, когда он обратился к ней по имени. В результате святая стала той, кто принесла благую весть всем верующим о воскресении Иисуса.

Дети Иисуса Христа и Марии Магдалины

Историки и археологи Британии после своих исследований объявили, что святая была не только верной спутницей и женой Иисуса Христа, но и матерью Его детей. Есть апокрифические тексты, которые описывают жизнь равноапостольной. В них рассказывается, что Иисус и Мария Магдалина имели духовный брак, и в результате непорочного зачатия она родила сына Иосифа Сладчайшего. Он стал родоначальником королевского дома Меровингов. Согласно другой легенде у Магдалины было двое детей: Иосиф и София.

Как умерла Мария Магдалина?

После того как Иисус Христос воскрес, святая начала путешествовать по миру, чтобы проповедовать Евангелие. Судьба Марии Магдалины занесла ее в Эфес, где она оказывала помощь святому Апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову. Согласно церковному преданию она умерла в Эфесе и там и была погребена. Болландисты уверяли, что святая умерла в Провансе и ее похоронили в Марселе, но это мнение не имеет древних свидетельств.


Где похоронена Мария Магдалина?

Могила равноапостольной находится в Эфесе, где в ссылке на то время жил Иоанн Богослов. Согласно преданию он написал 20 главу Евангелие, в которой рассказывает о встрече с Христом после его Воскресения, под руководством святой. Со времен Льва Философа могила Марии Магдалины остается пустой, поскольку мощи были перенесены сначала в Константинополь, а затем в Рим в собор Иоанна Латеранского, который через время был переименован в честь равноапостольной. Некоторые части мощей находятся и в других храмах на территории Франции, Афона, Иерусалима и России.

Легенда о Марии Магдалине и яйце

С этой святой женщиной связывают традиции . Согласно существующему преданию она проповедовала Евангелие в Риме. В этом городе встретились Мария Магдалина и Тиберий, который был императором. В то время иудеи соблюдали важную традицию: когда человек первый раз приходит к известному человеку, то он должен обязательно принести ему какой-то подарок. Бедные люди в большинстве случаев подносили овощи, фрукты и яйца, с которыми и пришла Мария Магдалина.

В одной из версий рассказывается о том, что взятое святой яйцо было красного цвета, что и удивило правителя. Она рассказала Тиберию о жизни, смерти и воскрешении Христа. Согласно другой версии легенды «Мария Магдалина и яйцо», когда святая явилась императору, то она сказала: «Христос Воскрес». Тиберий засомневался в этом и сказал, что поверит в это только, если яйца на его глазах станут красными, что и случилось. Историки сомневаются в этих версиях, но зато у народа есть красивая традиция с глубоким смыслом.

Мария Магдалина – молитва

Благодаря своей вере святая смогла побороть многие пороки и справиться с грехами, и после своей смерти она помогает людям, которые обращаются к ней в молитвах.

  1. Поскольку Мария Магдалина победила страх и неверие, обращаются к ней те, кто хочет укрепить веру и стать мужественнее.
  2. Молитвенные обращения перед ее образом помогают получить прощение за содеянные грехи. Просят у нее покаяния женщины, которые сделали аборт.
  3. Молитва Марии Магдалине поможет защититься от дурных пристрастий и искушений. Обращаются к ней люди с , чтобы как можно быстрее от них избавиться.
  4. Святая помогает людям получить защиту от магического воздействия со стороны.
  5. Считают ее покровительницей парикмахеров и сотрудников аптек.

Мария Магдалина – интересные факты

С этой известной женской фигурой в православной вере связано много информации, среди которой можно выделить несколько фактов:

  1. Святая Мария Магдалина в Новом Завете упоминается 13 раз.
  2. После того, как церковь объявила женщину святой, то появились реликвии от Магдалины. К ним относят не только мощи, но и волосы, щепки от гроба и кровь. Они распространены по миру и находятся в разных храмах.
  3. В известных текстах Евангелия нет прямых свидетельств о том, что Иисус и Мария были мужем и женой.
  4. Священнослужители уверяют, что роль Марии Магдалины велика, поскольку не просто так сам Иисус называл ее своим «любимым учеником», ведь она понимала его лучше других.
  5. После появления на экранах разных фильмов, связанных с религией, например, «Кода да Винчи», у многих возникли разные сомнения. Например, есть огромное количество людей, которые считают, что на известной иконе «Тайная вечеря» рядом со Спасителем находится не Иоанн Богослов, а сама Мария Магдалина. Церковь уверяет, что подобные мнения абсолютно беспочвенные.
  6. Много картин, стихов и песен написано о Марии Магдалине.