За что каин убил авеля одним словом. Примеры поверхностной религиозности

Ветхозаветная Библия предлагает много разнообразных сюжетов, которые описывают сотворение и развитие существующего мира, повествуют о взаимоотношениях людей и Господа.

Первыми рожденными на земле людьми были Каин и Авель, история этих братьев известна практически каждому христианину. Через эту историю верующий человек может постигнуть глубокие истины об окружающем мире и себе самом.

Библия повествует о том, что после изгнания Адама и Евы из рая у них родилось двое детей, которых назвали Каин и Авель: первый был земледельцем, а второй пас овец.

В Библии каждое имя несет в себе значительную смысловую нагрузку, в этой книге нет малозначительных названий. Каин переводится как «получение, приобретение», «кузнец», то есть его смысл жизни заключен в производстве, приобретении чего-то.

Этот человек крепко связан с землей, ее ценностями, живет в основном плотскими заботами. После рождения первенца Ева произносит: «приобрела я человека от Господа». Авель (Гевель) — это отглагольная форма, глагол «гаваль» означает «дышать» или «дыхание», он менее привязан к земле, потому более духовен.

Каждый из молодых людей занимался своим делом и приносил Господу плоды от собственных трудов. Авель возлагал на алтарь часть от своих животных, а Каин – от своего урожая.

Обратите внимание! Легенда о двух братьях дает возможность проследить некоторые мотивы культурно-исторического развития древних народов.

Во-первых, перед нами фактически архетипические фигуры, которые представляют собой общества кочевников и фермеров, во-вторых, древняя традиция поклонения через принесение различных даров на алтаре.

Тем не менее, не станем акцентировать внимание на этой довольно-таки глубокой теме и рассмотрим подробнее, кто такие эти братья в контексте православной веры. Господь принимает жертву от Авеля, а от Каина не принимает, и последний начинает завидовать своему младшему брату.

Господь обращается к Каину, и смысл слов Творца состоит в следующем:

  • ты делаешь доброе дело (приносишь подношение на алтарь), так почему не радуешься;
  • ты можешь грустить, только если делаешь зло, то есть завидуешь;
  • как только ты начинаешь впускать в свое сердце зависть, тогда грех оказывается у твоего «порога», но тебе нужно не подчиняться, а господствовать над ним.

Слово «грех» упоминается впервые в книге «Бытие». Здесь даются самые начальные наставления относительно того, как следует человеку обращаться с грехом – господствовать над ним и не впускать в свою душу.

Старший сын Адама и Евы оказывается грешником, который поддался искушению. Сильнейшая зависть подвигает юношу на убийство родного брата.

Господь пытается взывать к совести человека, но тот не раскаивается в содеянном, после чего появляется метка Каина, запрещающая кому-либо его убивать. Каин был обречен скитаться, не зная отмщения за свои дела

Как говорит Википедия и другие популярные источники, ссылаясь на различные писания, в дальнейшем земледелец продолжил свое путешествие, пока не пришел в землю Нод, где обосновался и взял в супруги одну из своих сестер (Аван или Сару), от которой получил потомство.

Про сыновей Каина есть сведения в Писании, но предположительно никто из его потомков не пережил потоп, призванный очистить землю от греха. Существуют разные мнения относительно данного факта, некоторые исследователи указывают не народность кенеев, которые были кузнецами и металлургами, так что могли оказаться потомками грешника.

Толкование истории двух братьев

В проповедях и книгах можно встретить разные трактовки того, за что Каин убил Авеля. Казалось бы, событие элементарное и однозначное, но несет в себе глубокий смысл.

Священники и проповедники приводят в пример эту легенду в различных ситуациях. Как многие другие события из Ветхого Завета, эта история истолковывается по-своему представителями многочисленных школ и направлений.

Кто-то описывает эту историю как символическое представление о развитии первобытных обществ, другие считают указанием на угодность принесения именно животных на алтаре.

Есть даже трактовки, которые изображают Каина орудием отмщения, который приравнял гибель животного (то есть его существование), которого принес Авель на алтарь, к гибели человека. Помимо этого, сюжет также прослеживает предпочтительность младших братьев в семье, которые во многих других историях Ветхого Завета тоже получают привилегии от Господа.

Нередко Авель рассматривается как своеобразный прообраз Христа, так как пострадал незаслуженно и является мучеником, при этом именно он более угоден Господу.

Обратите внимание! Согласно некоторым учениям, метка Каина является специальной отметиной от Люцифера, как знак соглашения между ними. Но это мировоззрение противоречит канонам церкви и более относится к апокрифам.

Конечно, во все эти подробности интересно углубляться с точки зрения развития эрудиции и изучения истории религий и верований, но для православного христианина история Каина и Авеля воспринимается как учение о:

  • первом грехе и искушении;
  • пагубности страстей, в данном случае — зависти;
  • ошибочном выборе и его последствиях.

Первому человеку не стоило роптать на своего брата и обманывать Господа, а лучше порадоваться достижениям своего брата на пути служения Богу и смиренно продолжать приносить на алтарь продукты земледелия, проявляя упорство и смирение.

Тем не менее, в нем эти качества не оказались превалирующими, потому грех стал владеть человеком, а недобрые помыслы привели ко греховным делам.

Тяжесть греха

Назиданием для Каина, совершившего зло, стало изгнание и вечное клеймо. Как известно, человек сотворен по образу Всевышнего и, хотя фактическое изображение Бога в виде картинки людям недоступно, данная концепция принимается.

Таким образом, всякий задумавший убийство, покушается на самого Господа, что является тяжелейшим грехом. Бог дал временность этого тела и конечную гибель как инструмент для людей, вышедших из Эдема, позволяющий вернуться обратно к своему Создателю.

Люди, которые губят друг друга, используют этот инструмент совсем не по назначению, а в собственных интересах, то есть фактически восстают против божественного замысла.

Чем Каин убил своего младшего брата — камнем. Желая раскаяться, человек говорил Господу о собственной уязвимости, но Бог сделал его невредимым, а искупление греха равных образом невозможным.

Всякому православному полезно периодически читать эту историю, рассматривая первую трагедию в этом мире, исходя из концепции греха.

Чаще всего герой данной истории всячески порицается, считается отрицательным персонажем, однако нам не следует чрезмерно превозносить себя над ним, лучше поразмыслить о своем жизненном пути и не поддаваться периодически греховным помыслам.

Принятие дара

До сих пор не известно, почему Бог принял дар только от Авеля. Есть разнообразные трактовки, но в каноническом источнике об этом ничего не сказано.

Видимо, этот факт просто является сокрытым от людей и неведом. Об этом не следует задумываться, а если и размышлять, то только в рамках упражнений для ума.

Для духовного развития полезно размышлять не над этим, а над различием между людьми, которое наблюдалось с самого начала мира.

Вероятно, оно присуще этому миру, и разница будет существовать всегда.

Полезное видео

Подведем итоги

Люди всегда имеют выбор: идти по пути зла, подобно Каину, который в итоге ничего не приобрел для себя и принес только вред, либо двигаться по пути Авеля, заботясь о чистоте души и помыслов, выполнять заповеди из Нового Завета, следовать любви и смирению, которые не допускают в мир ни зла, ни греха.

КАИН И АВЕЛЬ, в Библии, два брата, сыновья Адама и Евы. Согласно Книге Бытия, Каин был первым в истории убийцей, а Авель – первой жертвой убийства. Еврейское имя Каин обнаруживает сходство с глаголом «кана» (производить на свет), употребленным Евой, сказавшей: «произвела я человека» (Быт 4:1), а также со словами «каин» (кузнец) и «кана» (ревнивый). Имя Авель (по-еврейски Хевель) возможно восходит к еврейскому слову «хевель» (дыхание).

Рассказ о Каине и Авеле приводится в 4 главе Книги Бытия и больше нигде в еврейской Библии не упоминается. Авель был скотоводом, Каин – земледельцем. Каин принес в дар Богу от плодов земли, Авель же принес в жертву первородных животных своего стада. Каин, рассердившись, что Бог отдал предпочтение жертве Авеля, убил своего брата. Когда Бог спросил его: «где Авель, брат твой?» – он ответил: «разве я сторож брату моему?» (Быт 4:9). Бог наказывает Каина проклятием: «ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» (Быт 4:12), но при этом метит его «Каиновой печатью», чтобы никто его не убил. Каин уходит в «землю Нод» (страну скитания), к востоку от Эдема .

Через всю Библию проходит мотив предпочтения, отдаваемого Богом младшим братьям, например Иакову , Иосифу или Давиду ; Авель – первый в этом ряду. Некоторые исследователи видят в библейском рассказе отражение конфликта между двумя укладами жизни, скотоводческим и земледельческим. Однако более существенно, что дары, принесенные Каином и Авелем, – это первые жертвоприношения, о которых упоминается в Библии. Поэтому высказывалось предположение, что в этом предании отразилась вера в то, что Богу более угодны приношения животных, а не растений.

Особенно важно, что в этом рассказе получает дальнейшее развитие тема моральной ответственности, впервые прозвучавшая в предшествующем рассказе об Адаме и Еве . Когда Каин начинает завидовать брату, Бог говорит ему: «Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт 4:7). Это первое появление слова «грех» («хет») в Библии. Грех Каина особенно поражает воображение, потому что это не просто убийство, но братоубийство.

Согласно раввинской традиции, Каин раскаялся в своем грехе и впоследствии был нечаянно убит своим потомком, слепым Ламехом. Если Каин в Новом Завете упоминается как образец злодейства (1 Ин 3:12), то Авель – как первый праведник, претерпевший насильственную смерть (Мф 23:35), и как пример веры (Евр 11:4). В христианской экзегетической традиции Авель – это typos (прообраз) Христа . С другой стороны, существуют свидетельства, что некоторые гностики поклонялись Каину как противнику израильского Бога-Творца, почитание которого они отвергали.

В Библии говорится, что Каин женился, имел потомство и построил первый город (Быт 4:17-24). По-видимому, женой Каина стала одна из его сестер (Быт 5:4). Потомки Каина по мужской линии не пережили потопа, однако «кенеи», племя кузнецов и металлургов, упоминающихся как современники Авраама (Быт 15:19), Моисея (Суд 1:16), Деворы (Суд 4:11) и Саула (1 Цар 15:6), возможно, вели свое происхождение от Каина. В англосаксонском эпосе Беовульф чудовище Грендель – потомок Каина.

Когда родились Каин и Эвель?

Каин и Эвель (Авель) - дети первого человека, Адама, и его жены Хавы (в русском варианте - Ева).

Первый человек Адам был создан Всевышним на шестой день Творения, в Рош аШана - первый день месяца Тишрей (Берешит 1:27, 31; Рош ашана 10б; Зоар 1, 37а ).

И день (светлое время суток), и ночь (темное время суток) содержат по 12 часов. В третьем часу того дня Всевышний «изготовил человека из земного праха» (Берешит 2:7 ), сформировав соответствующие органы, полости и конечности (Санхедрин 38б; Седер адорот ). А на четвертый час Творец «вдохнул в его ноздри животворящую душу, и человек ожил» (Берешит 2:7; Санхедрин 38б ).

На седьмой час дня Всевышний «взял одну из частей» спящего человека и «преобразовал эту часть… в женщину» (Берешит 2:21-22 ).

В ответе на вопрос когда родились Каин и Эвель, мнения мудрецов разделились.

Одни считают, что Каин и Эвель родились до изгнания [из Ган Эдена - Райского сада . Прим.ред .], а другие - что после. Например, в книге Сэфер Юхасин приводится мнение, что Каин родился в 15-ом году от Сотворения Мира, а Эвель - в 30-ом.

Однако, комментаторы часто приводят агаду из трактата Санхедрин (38 б ), из которой следует, что Каин и Эвель родились в первую пятницу, в восьмом часу [см. на сайте: Что такое Агада ].

На восьмой час дня Адам и его вторая «половина», названная им на святом языке Иша (Женщина), вступили в близость. Адам и Иша «взошли на ложе вдвоем, а сошли с него вчетвером» (Санхедрин 38б ) - в результате близости у них в тот же час родились близнецы: мальчик, получивший имя Каин (Берешит 4:1 ), и девочка (Раши, Берешит 4:1 ). Несколько позднее женщина родила еще троих близнецов: мальчика, названного Эвель (Берешит 4:2 ), и двух его сестер (Берешит раба 22:2-3; Раши, Берешит 4:1; Тосафот, Санхедрин 38б ).

Ссора

Вследствие греха, совершенного первым человеком , […] на двенадцатый, последний, час того дня Творец принял решение изгнать Адама из сада Эдена (Санхедрин 38б ). На исходе Шабата Творец изгнал Адама из сада (Берешит 3:23-24 ).

В дальнейшем, на протяжении ста тридцати лет, он [Адам] пребывал в постах и раскаянии, воздерживаясь от близости со своей женой (Эрувин 18б ). Адам надеялся искупить смертный приговор, вынесенный ему и его потомкам. Но исправить совершенное им было невозможно даже полным раскаянием, потому что его грех уже привел к необратимым изменениям в духовном состоянии Вселенной (Михтав меЭлияу 2, стр. 85 ).

За это время сыновья Адама женились на своих сестрах - Всевышний проявил милосердие к своим созданиям, разрешив тому поколению подобный близкородственный брак, чтобы «построить» мир, как сказано (Теилим 89:3 ): «Мир строится благоволением» (Йерушалми, Йевамот 11:1, Корбан аэда ). Каин женился на своей сестре Кельмане, а Эвель - на Бельвире (Абраванель , Берешит 4:1; Седер адорот ).

Каин возделывал землю, а Эвель пас стада (Берешит 4:2 ).

На сороковом году от Сотворения мира, на пятнадцатый день месяца Нисан , сыновья Адама, следуя его совету, принесли жертвоприношения Всевышнему: Каин возложил на жертвенник льняное зерно, а Эвель - лучших овец из своего стада. Творец принял только жертвоприношение Эвеля, а «к Каину и его дару не соблаговолил» (Берешит 4:5; Танхума, Берешит 9; Пиркей дераби Элиэзер 21; Ялкут Шимони, Берешит 35 ).

Затаив обиду, Каин предложил брату поделить мир: он взял себе всю землю, а Эвель - стада. И сразу между ними вспыхнула ссора, вызванная тем, что Эвель провел свое стадо по пашне Каина. Каин упрекал Эвеля в том, что тот пасет свой скот на его земле. А Эвель упрекал брата в том, что тот одевается в одежды, изготовленные из шкур его овец (Берешит раба 22:7; Танхума, Берешит 9; Сефер аяшар ). Еще одной причиной конфликта стало то, что Каин стремился забрать себе жену Эвеля, которая была самой красивой из всех сестер (Пиркей дераби Элиэзер 21 ).

В схватке Каин нанес Эвелю смертельный удар (Берешит 4:8 ) - и Адам оплакал своего сына (Пиркей дераби Элиэзер 21).

Со смертью Эвеля была упущена еще одна историческая возможность: ведь Адам был достоин того, чтобы от него произошло двенадцать колен Израиля , но после гибели Эвеля Всевышний сказал: «Я дал ему всего двух сыновей, и один из них убил другого, - как же Я смогу произвести от него двенадцать колен?!» (Берешит раба 24:5 ).

У Каина родилось множество детей, и земля начала постепенно заселяться (Берешит 4:17-22 ).

На сто тридцатом году от Сотворения мира Каин был убит своим потомком Лемехом, который по ошибке принял его в лесу за зверя (Берешит 4:23, Раши; Ягель либейну 11 ) [ - прим.ред .].

После смерти своего второго сына Адам «вновь познал свою жену» (Берешит 4:25 ), и у них родился сын Шет . И после Шета у них родилось еще много детей (Берешит 5:4; Седер адорот ).

Конфликт братьев

Причиной конфликта между Каином и Авелем стала зависть. В Библии сказано, что Каин занимался земледелием, а его младший брат Авель пас овец. Когда пришло время, каждый из них принёс в дар Богу результаты своих трудов: Каин - часть урожая, а Авель - лучших овец из своего стада. Но Бог не принял жертву Каина. По преданию, на жертвоприношение Авеля сошёл ниспосланный Господом огонь и оно, охваченное пламенем, устремилось к небу. А на дар Каина огонь, знаменующий угодность жертвы Богу, так и не сошёл. И Каин очень огорчился. Одержимый завистью, он заманил брата в поле и убил его. За это Каин был проклят, заклеймён и обречён на скитания.

Потомство Каина

Согласно Библии, Каин, совершив преступление, ушёл в землю Нод (Быт. 4:16), где у него родился сын Енох , а у того в свою очередь Ирад. От Ирада родился Мехиаэль, за ним Мафусал , а от Мафусала - Ламех (Быт. 4:18). У Ламеха было 2 жены. Первая Ада, от которой родились Иавал и Иувал . Вторая, Цилла от которой родился сын Тувалкаин и дочь Ноема .

Каин женился на родной сестре-близнеце Аван, и у него родилось 12 детей.

Трактование поступка Каина в иудаизме

В христианской традиции

Но почему, собственно, Бог не принял жертву Каина. Ведь оба трудились, каждый принес Богу, что имел, и вдруг такое разное отношение к жертвам! Может, Каину просто нужно было бросить свое земледелие и заняться скотоводством, раз Богу угодно, чтобы Ему приносили в жертву овец, а не плоды земные? Однако, по словам пророков, Господь не нуждается в жертвах. Жертва необходима самому человеку, чтобы проявить свою любовь к Творцу. Принося в жертву самое лучшее, человек как бы говорит: смотри Господи, как я приумножил то, что Ты дал мне! Так он своей любовью и благодарностью отвечает на Божественную любовь и заботу. Так Авель принес лучших овец своего стада в дар Богу.

А Каин, похоже, совершил свое жертвоприношение по принципу: «На тебе, Боже, что нам негоже». В каноническом библейском тексте на это есть лишь косвенное указание, но традиция сохранила более подробный рассказ о его жертве. По одной версии, это было неспелое зерно и недозрелые плоды, которые нельзя было употребить в пищу, по другой - пустые плоды земные. В любом случае, о любви тут говорить не приходится.

Рассуждения восходят к Ефрему Сирину(а возможно - и гораздо дальше вглубь истории) «3. И бысть, принесе Каин от плодов земли жертву Богу: 4. и Авель принесе от первородных овец своих и от туков их. Авель принес жертву по выбору, а Каин без выбора. Авель избрал и принес первородных и туки, Каин же принес или класы, или вместе с класами и плоды, бывшие в то время. Хотя жертва его была скуднее жертвы брата его, но если бы он принес не с пренебрежением, то и его жертва была бы угодна, как жертва брата его. Но поелику, когда вместе принесли они в жертву: один - овец из стад своих, а другой - плоды земные, тогда Каин, при самом начале жертвоприношения, оказал свое небрежение; то Бог не восхотел приять от него жертвы, чтобы научить его, как должно приносить жертву.»

Преподобный Ефрем Сирин. Толкование на первую книгу, то есть на книгу Бытия http://www.rusbible.ru/books/byt.es.html#cite-68

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Каин (брат Авеля)" в других словарях:

    На луне Каин убивает Авеля; брат закалывает брата вилами. См. ЗЕМЛЕДЕЛИЕ … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    - (др. евр. קין) Пол: Мужской Толкование имени: «Создавать» Занятие: Земледелие, Градостроительство Отец: 1) Адам, или 2) Самаэль, или 3) лукавый (дьявол) М … Википедия

    Каин: Каин библейский персонаж, брат Авеля. Ванька Каин знаменитый вор, разбойник и московский сыщик (1718 ?). Каин (также Кейн, Caine) персонаж романов Роджера Желязны из цикла «Хроники Амбера». Каин (англ. Kane) … … Википедия

    - (древнеевр. Qayin, греч. Κάϊν, Καϊν, лат. Cain) первый сын Адама и Евы, брат Авеля. Согласно Книге Бытия (Быт 4, 1), К. был земледельцем, чью жертву Бог отверг, приняв при этом жертву его брата, пастуха Авеля. Разгневавшись, К. убил Авеля, а на… … Католическая энциклопедия

    - (приобретение) (Быт.4:1 , 9, 1Иоан.3:12 , Иуд.1:11 , Евр.11:4) имя двух лиц и название города: а) Старший сын Адама и Евы, брат Авеля. Приобрела я человека от Господа, говорила Ева по его рождении (Быт.4:1), т.е. приобрела того избавителя,… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Каин - первый сын Адама и Евы и старший брат Авеля. После рождения Каина Ева сказала: «Приобрела я человека от Бога» (Бытие, 4, 1), думая, что Господь послал ей избавителя, как обещал. Однако женщина жестоко обманулась: Каин стал первым убийцей на… … Православная энциклопедия

    КАИН - (библ.; первый сын Адама и Евы, убивший своего брата Авеля) Там мир заключен. И, как Каин, Там заштемпелеван теплом Окраин, забыт и охаян, И высмеян листьями гром. П915 (I,86); Пусть сосны бурей омамаены И тучи движутся Батыя, Идут слова,… … Собственное имя в русской поэзии XX века: словарь личных имён

    Каин - – Первый сын Адама, брат Авеля. Каином назвала Ева первого сына своего, думая видеть в нем того великого потомка, от которого надлежало ожидать избавления; приобрела я человека от Господа, – говорила она, т. е. приобрела того… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    По Библии (Книга бытия, гл. III), старший сын Адама, убивший своего брата Авеля. К. совершил первое преступление на земле братоубийство, и с именем его связана «первая смерть на земле», первая скорбь матери, потерявшей сына. В Библии об этом… … Литературная энциклопедия

    Каин и Авель, картина Дж. Тиссо Каин (ивр. קין‎, от корня ק.נ.ה кана, имеющего также значение «создавать»), в Пятикнижии старший сын Адама. Убил своего брата Авеля из зависти за то, что жертва Авеля была принята Богом более благосклонно (Быт.4).… … Википедия

Всё на свете когда-то происходит в первый раз. Библейская Книга Бытия в четвёртой главе рассказывает о том, как впервые в истории человечества свершилось величайшее злодеяние. Авель и Каин? история первого убийства. В ту пору недавно созданный мир был ещё юн, но уже отнюдь не невинен. Человеческую природу повредил первородный грех, и рождённый по образу и подобию Творца человек перечеркнул в себе его подобие.

Каин и Авель? история, которая с тех пор повторится бессчётное количество раз, в самых разнообразных вариантах. Длинной чередой потянутся нескончаемые вереницы убийц и их жертв. Если же вдуматься, то жертвами можно назвать и тех, кто пал от преступной руки, и тех, кто пошёл на это злодеяние. Последние, как правило, жертвы своих мрачных душевных страстей. Кипящие в них жадность, злоба, зависть и прочие порождения сатаны? вот истинные виновники преступлений.

Изгнанные из рая

Но вернёмся к страницам Библии, на которых перед нами предстаёт история о Каине и Авеле. После того как Адам и Ева были изгнаны из рая, они оказались в мире, который был очень похож на тот, где живем мы все. Сходство заключалось в том, что, как и мы, его обитатели сделались смертны, подвержены болезням и старости и впервые узнали, что такое страдания. Кроме того, в этом мире не было ничего дармового, всё нужно было заработать тяжёлым трудом. Вскоре у них родились сыновья? Каин и Авель.

История, рассказанная в Библии, начинается с того, что каждый из них избрал своё поприще в жизни. Старший? Каин — стал земледельцем, а его младший брат Авель? пастухом. У братьев не было сомнений в вопросах веры, так как бытие Божие представлялось для них очевидной реальностью, и когда подошло время жертвоприношения, то каждый из них приступил к нему с искренним желанием угодить Всевышнему. Оба возложили на жертвенник плоды своих трудов: Каин — начатки урожая, а Авель -первородного агнца из своего стада.

Авель и Каин: история отверженной жертвы

Нам не дано постигнуть те мотивы, по которым Господь предпочёл жертву Авеля жертве, принесённой его старшим братом, но произошло именно так. Каин же вместо того, чтобы смиренно склониться перед волей Божьей, исполнился завистью и чувством уязвлённой гордыни. Он даже помрачнел лицом и переменился внешне. В Священном Писании говорится, что Господь пытался его вразумить и отвратить злые помыслы. Он буквально предупреждает его, что человека, не делающего добро, подстерегает грех, но даже в этом случае он должен найти в себе силы удержаться от него.

Авель и Каин? история ответственности человека за свои поступки. Каждого из нас в какие-то моменты жизни подстерегают искушения, но одно дело — желать чего-то, и совсем другое? дать волю своим желаниям. Каин позволил зародившемуся в душе его греху полностью овладеть собой. Выбрав момент, когда, по его мнению, не было свидетелей, он убил Авеля.

Любое убийство? грех, но пролить кровь родного брата — грешно вдвойне. Видимо, чувство злобы настолько помутило рассудок Каина, что ему и в голову не пришло, что нет на свете такого места, где можно скрыться от очей всевидящего Бога. Не было в тот страшный момент рядом людей, но Дух Божий незримо присутствовал.

Последний шанс покаяться

Преступление свершилось, но всемилостивый Господь и тут не лишает несчастного Каина последней надежды на прощение. Своим вопросом: «Где Авель, брат твой?» ? он даёт ему возможность признаться в содеянном и принести покаяние. Но грех уже всецело овладел убийцей. Отвечая, что не знает, где его брат, он лжёт самому Богу, тем самым окончательно порывая с ним. Авель и Каин? история двух братьев, родных по крови, но столь различных по своему душевному устроению. Единоутробные братья, ставшие символами праведности и греха. Эта сюжетная линия найдёт в мире бесконечное продолжение.

Наказание? суровое и неизбежное

В наказание Господь проклинает Каина и обрекает его на вечные скитания по земле и на вечную отверженность. Он даже метит убийцу особой метой, которая именуется каиновой печатью, для того чтобы каждый встречный знал, кто перед ним, и не посмел отнять у него его презренную жизнь. Глубокий философский смысл несёт в себе библейская история о Каине и Авеле. Кто кого убил? вульгарное упрощение проблемы, заложенной в этом отрывке Священного Писания. В данном случае важны побудительные причины, толкнувшие на преступление, сознание ответственности за свои поступки и долг противления греху, а также неизбежность расплаты за содеянное.