Права детей инвалидов на школьное образование. Образование детей-инвалидов в россии
Каждая государственная и муниципальная общеобразовательная школа обязана принимать всех детей, достигших 8 лет и проживающих на прикрепленной к ней территории. (Закон Российской Федерации «Об образовании» от 01.01.01 г. N 3266-1, с изменениями на 25.07.2002, пункт 1 статьи 16 и пункт 2 статьи 19 Письмо Минобразования РФ от 01.01.01 г. N ин/14-06 «О нарушениях при приеме детей в первые классы общеобразовательных учреждений»)
КОММЕНТАРИЙ: В соответствии с этим правилом общеобразовательная школа должна принимать всех детей, не зависимо от их состояния здоровья. Поэтому школа не имеет право отказаться принимать ребенка на том основании, что он инвалид. Однако, следует помнить, что общеобразовательная школа не обязана создавать специальные условия для обучения ребенка-инвалида в виде введения для него специальной учебной программы (например, разработанной для обучения умственно-отсталых детей), привлечения дефектологов и т. п. Частные школы не обязаны принимать детей-инвалидов, но имеют право это делать.
Дети-инвалиды имеют право учиться в специальных (коррекционных) школах с согласия родителей. Они направляются в специальные школы органами управления образования по заключению психолого-медико-педагогической комиссии. (Закон Российской Федерации «Об образовании» от 01.01.01 N 3266-1, с изменениями на 25.07.2002, пункт 10 статьи 50)
Дети-инвалиды имеют право обучаться на дому с согласия родителей при наличии заключения лечебно-профилактического учреждения. (Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в не дарственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели утвержденный Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 N 861, пункты 1 и 2.)
КОММЕНТАРИЙ: Согласно двум приведенным выше правилам дети-инвалиды направляются в специальные школы, либо обучаются на дому только с согласия родителей Поэтому, выбор этих форм обучения является правом, а не обязанностью родителей. Никто не имеет право принуждать родителей к выбору указанных форм обучения.
Родители имеют право обучать ребенка-инвалида на дому самостоятельно. Родителям (законным представителям), имеющим детей-инвалидов, осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.
(Закон Российской Федерации «Об образовании» от 01.01.01 г. N 3266-1, с изменениями на 25.07.2002, пункт 1 статьи 10; Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 861, пункт 8.)
КОММЕНТАРИИ: В данном случае речь идет о семейном образовании. Его надо отличать от обучения на дому. При надомном обучении учителя из школы, к которой прикреплен ребенок, бесплатно приходят к нему домой и проводят с ним занятия, а также осуществляют промежуточную и итоговую аттестацию
его знаний. Родители при этом получают только компенсацию на питание ребенка (см. о ней ниже), а труд учителей оплачивает государство. При семейном обучении родители сами организуют процесс обучения своего ребенка. Они могут обучать ребенка самостоятельно или нанять для этих целей преподавателя. При этом государство выплачивает им компенсацию в размере государственных и местных нормативов затрат на обучение и воспитание ребенка в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Следует иметь ввиду, что если в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии ребенку рекомендовано обучение в специальной (коррекционной) школе, то и компенсация при семейном обучении должна выплачиваться в размере нормативов затрат на его обучение в такой школе. Дело в том, что нормативы затрат на обучение в специальных школах выше, чем в обычных. При семейном образовании между родителями, местным органом управления образованием и школой или спецшколой (если обучение ребенка финансируется по нормативам спецшколы) заключается трехсторонний договор. По этому договору местные органы управления образованием выплачивает компенсацию, родители организуют обучение ребенка, а школа по договоренности с родителями проводит промежуточную и итоговую аттестацию ребенка. В случае неудовлетворительной аттестации договор может быть расторгнут и компенсация подлежит возврату. Следует иметь ввиду, что порядок семейного обучения детей-инвалидов в той части, в которой он отличается от семейного обучения обычных детей (выплата повышенной компенсации, контроль за семейном обучением со стороны специальных школ и т. д.) в настоящее время не урегулирован нормативными актами .
Для детей-инвалидов, являющихся выпускниками IX и Xl (XII) классов, государственная (итоговая) аттестация провод в обстановке, исключающей влияние негативных факто на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих физиологическим особенностям и состоянию здоровья детей – инвалидов. Государственная (итоговая) аттестация для детей-инвалидов может проводиться досрочно, но не ранее 1 мая При необходимости письменные экзамены могут быть заменены на устные, а количество сдаваемых экзаменов сокращено до двух письменных по согласованию: с Московским комитетом образования (на основании представлений окружных управлений образования) - для выпускников XI (XII) классов и с окружным управлением образования - для выпускников IX классов.
(Положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений города Москвы, утвержденное Приказом Московского комитета образования от 01.01.01 г. N 155 пункт 2.2)
КОММЕНТАРИИ: По общему правилу выпускники 9 класса сдают не менее 4 экзаменов (письменные экзамены по русскому языку и алгебре, а также два экзамена по выбору ученика из числа предметов, изучаемых в 9 классе). Выпускникиклассов сдают не менее 5 экзаменов (письменные по алгебре и началу анализа и литературе, а также три экзамена по выбору ученика из числа предметов, изучаемых в 10,классах). Экзамены по выбранным предметам могут сдаваться как в письменной, так и в устной форме. Форма проведения экзаменов по конкретному предмету устанавливается Минобразованием и школой. Дети-инвалиды могут сдавать все экзамены, установленные для здоровых выпускников, но потребовать при этом замену письменной форы сдачи экзаменов на устную. Аля детей-инвалидов может быть также сокращено количество сдаваемых экзаменов до двух письменных. В случае сокращения количества экзаменов также может быть заменена письменная форма сдаваемых экзаменов на устную. Выпускные экзамены для детей-инвалидов, должны про-
водится в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих физиологическим особенностям и состоянию здоровья детей-инвалидов. Это может выражаться в приеме выпускных экзаменов в медицинском кабинете школы отдельно от других учащихся или на дому, и т. п. Вопросы, связанные с созданием специальных условий для сдачи выпускных экзаменов, решаются в отношении каждого ребенка-инвалида индивидуально. Установленные правила сдачи выпускных экзаменов распространяются на государственные, муниципальные и частные школы.
Дети-инвалиды, обучающиеся в специальных школах и общеобразовательных школах для больных детей и детей-инвалидов (школы надомного обучения), обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием. В порядке исключения производится выплата компенсаций на питание указанным детям-инвалидам, не питающимся в школе (обучающимся на дому) в суммах стоимости двухразового льготного питания -37 рублей в день.
(Постановление Правительства Москвы «Об итогах реализации мероприятий по социальной защите москвичей в 2001 году и комплексной программе мер по социальной защите москвичей в 2002 году» от 01.01.01 г. N 65-ПП, пункт 3.5; Приказ Московского департамента образования «Об организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях г. Москвы в 2002/03 учебном году» от 01.01.01 г. N 745, пункты!.3 и 1.4)
КОММЕНТАРИИ: Указанный порядок выплаты компенсации действует в 2002/03 учебном году.
Дети-инвалиды, обучаются в детских музыкальных, художественных школах и школах искусств системы Комитета по культуре Москвы бесплатно.
(Временный порядок платы за обучения в детских музыкальных, художественных школах и школах искусств системы Комитета по культуре Москвы , утвержденный Приказом Комитета по культуре от 6 мая 2002 г. N 205, пункт 4)
2. Право на получение среднего и высшего профессионального образования
Дети-инвалиды и инвалиды I и II группы имеют право поступать вне конкурса в государственные и муниципальные учреждения высшего и среднего профессионального образовании при условии успешной сдачи экзаменов и отсутствии в индивидуальной программе реабилитации инвалида противопоказаний для обучения в этих учреждениях.
(Закон Российской Федерации «Об образовании» от 01.01.01 г N 3266-1, с изменениями на 25.07.2002, пункт 3 статьи 16)
КОММЕНТАРИЙ: В соответствии с этим правилом инвалид должен быть зачислен в учебное заведение, если он сдал вступительные экзамены на оценку «удовлетворительно». Таким образом, для инвалидов установлен льготный порядок поступления в учебные заведения, поскольку для других лиц существует конкурс - зачисляется тот, кто лучше всех сдал вступительные экзамены. Частные учебные заведения не обязаны устанавливать подобный льготный порядок приема, но имеют право это делать. Право инвалида на получение среднего и высшего образования (в отличии от получения среднего образования) может быть ограничено, поскольку его индивидуальная программа реабилитации может содержать противопоказания для его обучения в отдельных учебных заведениях.
Инвалидам I и II группы, бесплатно обучающимся в государственных и муниципальных ВУЗах на дневном отделении (очная форма обучения), размер назначаемых стипендий увеличивается на 50 процентов.
(Федеральный закон от 01.01.01 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», с изменениями на 25.06.2002, пункт 3 статьи 16)
КОММЕНТАРИЙ: Смысл этого правила заключается в том, что размер любых стипендий, назначаемых указанной категории инвалидов, должен повышаться на 50 процентов по сравнению с размером стипендий, назначенных остальным студентам на тех же основаниях, что и инвалидам. Данное правило распространяется; только на инвалидов, в ВУЗах.
Инвалиды I и II группы и инвалиды боевых действий, бесплатно обучающиеся в государственных и муниципальных учреждениях среднего и высшего профессионального образования, имеют право на получение социальной стипендии, которая выплачивается независимо от успехов в учебе. (Типовое положение о стипендиальном обеспечении и других формах материальной поддержки студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, аспирантов и докторантов, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 01.01.01 г. N 487, пункты 7 и 24)
КОММЕНТАРИЙ: Наиболее распространенными видами стипендий, выплачиваемых студентам, являются академическая и социальная стипендия. Академическая стипендия выплачивается всем студентам, которые сдают экзамены на оценки «хорошо» и «отлично». Социальная стипендия выплачивается только отдельным категориям студентов и не зависит от успехов их учебы.
(Письмо Госкомвуза РФ от 01.01.01 г. N ин/19-10 «О взимании со студентов платы за проживание в общежитиях и другие коммунальные услуги »)
КОММЕНТАРИИ: В настоящее время учебные заведения имеют право самостоятельно устанавливать размер платы за проживание в принадлежащих им общежитиях. Правило об освобождении от такой платы инвалидов носит рекомендательный характер, т. е. учебные заведения могут это предписание не исполнять.
Инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы имеют
вне конкурса поступать в государственные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования с предоставлением общежития в случае нуждаемости в нем;
поступать на подготовительные отделения государственных ВУЗов не зависимо от наличия свободных мест с обязательным предоставлением общежития в случае нуждаемости в нем.
стипендии этим инвалидам повышаются на 50 процентов (Закон РФ «О социальной защите лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС » от 01.01.01 г. N 3061-I, с изменениями на 25 июля 2002 г., пункт 18 статьи 14)
КОММЕНТАРИИ: Особенности этих правил заключаются в том, что они распространяются на всех инвалидов вследствие аварии на чернобыльской АЭС, не зависимо от группы инвалидности. Но при этом льготы предоставляются только при поступлении в государственные учебные заведения. Также стипендия этим инвалидам повышается на 50 процентов, если они являются студентами учреждений не только высшего, но и среднего профессионального образования.
Инвалиды воины имеют право поступать вне конкурса в государственные учреждения среднего и высшего профессионального образования, а также на курсы обучения соответствующим профессиям.
(Федеральный закон от 01.01.01 г. N 5-ФЗ «О ветеранах » с изменениями на 25 июля 2002 г., пункт 15 статьи 14)
КОММЕНТАРИИ: Особенности этой льготы такие же, как и у инвалидов вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Она распространяется на всех инвалидов войны, не зависимо от группы инвалидности, и не применяется при поступлении в муниципальные и частные учебные заведения.
Инвалидам на вступительных экзаменах в ВУЗ предоставляется дополнительное время на подготовку устного ответа и выполнение письменной работы, но не более 1.5 часов.
(Письмо Минобразования РФ от 01.01.01 г. N 27/502-6 «Об условиях приема и обучения инвалидов в учреждениях высшего профессионального образования»)
Принятые в ВУЗ студенты-инвалиды обучаются по индивидуальным планам, утвержденным ректором, а также по предложенной ВУЗом форме обучения, включая экстернат. На каждый семестр декан факультета утверждает индивидуальный график консультаций для студента-инвалида, график приема зачетов и экзаменов, предусматривающий в отдельных случаях и возможность посещения преподавателями студентов-инвалидов на дому.
(Указание Министерства социального обеспечения РСФСР «О расширении возможностей получения высшего образования для инвалидов» от 5 сентября 1989 г. N 1/16/18)
Учащиеся-инвалиды, принятые в средние специальные учебные заведения, обучаются по индивидуальному графику, утвержденному директором и предусматривающим при необходимости и возможности посещения преподавателями учащихся по месту их жительства, а также по предложенной форме обучения, включая экстернат.
(Указание Министерства социального обеспечения РСФСР «О расширении возможностей получения среднего специального образования для инвалидов» от 3 ноября 1989 г. N 1-141-У)
ОБРАЗОВАНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА (ИПР)
ИПР должна предусматривать получение инвалидом среднего образования.
ИПР может предусматривать получение инвалидом среднего и высшего профессионального образования. В соответствии с ИПР инвалиду в рамках региональной базовой программы реабилитации бесплатно предоставляются технические средства, облегчающие его жизнь и учебу.
ИПР обязательна для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями всех организационно-правовых форм и форм собственности.
(Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» от 01.01.01 г. N 181-ФЗ, с изменениями
В Российской Федерации на законодательном уровне утверждено правило о всеобщем среднем образовании. Это означает, что власти обязаны предпринимать шаги для организации учебного процесса для всех детей, в число которых входят дети с ограничениями по здоровью.
Организация учебы детей-инвалидов проверяется органами прокуратуры. За нарушение законодательства в этом вопросе директор школы может подвергнуться наказанию.
Законодательные основы вопроса
Поправки в законодательство, касающиеся учебы ребят с ограничениями по здоровью, внесены в 2012 году. Так, теперь ст. 79 ФЗ № 273 обязывает общеобразовательные учреждения организовывать процесс с учетом индивидуальной программы реабилитации молодого гражданина с инвалидностью. Учеба должна проходить на принципах инклюзивности и адаптивности.
Права инвалидов на обучение и иные преференции гарантированы в следующих законах:
- № 181-ФЗ от 24.11.1995;
- № 273-ФЗ от 29.12.12.
Кроме того, Российская Федерации присоединилась к Конвенции о правах инвалидов. Данный международный документ требует от участников договора:
- включения всех детей с инвалидностью в полный общеобразовательный процесс в пределах их возможностей;
- организации для них доступного обучения по месту проживания;
- обеспечения разумного приспособления, учитывающего индивидуальные потребности;
- принятия индивидуальных мер поддержки и социализации.
Условия организации обучения
Образование для детей-инвалидов организуется в нескольких формах. Выбор предоставляется родителям несовершеннолетних.
В частности, виды получения учебных услуг таковы:
- путем посещения общеобразовательных учреждений, если таковое по силам ребенку;
- домашнее образование, в том числе семейное, дистанционное и надомное.
Молодым гражданам Российской Федерации создаются условия для учебы в соответствии с возрастными параметрами.
Они описаны в таблице:
Звено обучения | Создаваемые условия |
Младшее (садики) | Создание специализированных дошкольных учреждений и групп |
Ограничение числа воспитанников в одной группе (от 15 до 3 человек) | |
Регламентирование количества часов занятий с учетом возможностей воспитанников | |
Обеспечение ДОУ специалистами:
|
|
Консультирование родителей по вопросам воспитания | |
Создание инфраструктурной доступности:
|
|
Среднее | Разработка специализированных программ |
Организация деятельности специнтернатов для слепых, к примеру | |
Обеспечение учеников специализированной литературой и учебниками | |
Привлечение учеников-надомников к праздничным мероприятиям в стенах учреждения | |
Предоставление качественного медобслуживания | |
Повышение инфраструктурной доступности зданий | |
Высшее и среднее специальное | Предоставление преференций по зачислению на первый курс |
Обеспечение дистанционной формой получения знаний |
С целью социализации ребят младшего возраста в образовательных программах применяются такие принципы:
- Интеграции. Предполагается, что ученик необязательно должен посещать занятия со сверстниками. Его зачисляют в класс, подходящий ему по нагрузке и форме подачи материала.
- Инклюзии. Имеется в виду перепланировка помещений с целью удовлетворения потребностей всех учеников.
Для сведения: в РФ пока мало учреждений образования, полностью устроенных для удобства инвалидов. Родителям приходится самостоятельно заботиться о детях с физическими ограничениями, приобретать:
- удобные передвижные кресла;
- подходящие канцелярские принадлежности;
- литературу и другое.
Варианты предоставления обучения
Для организации полноценной учебы детей с ограничениями по здоровью на государственном уровне решается две задачи:
- создание условий в образовательных учреждениях для удобного посещения занятий инвалидами и их комфортного общения со сверстниками;
- подготовка специалистов к работе с детьми медиков и педагогического состава.
Детям-инвалидам предоставляются дополнительные возможности для обучения. Если ребенок не в состоянии посещать занятия в классе по медицинским показаниям, то его учеба организуется иным образом. А именно:
- в виде семейного обучения;
- дистанционно;
- надомное обучение.
Ребят, обучающихся вне стен класса, привлекают к общению со сверстниками. Делается это по индивидуальному плану. Так, инвалиды могут посещать:
- отдельные уроки;
- кружки и дополнительные занятия;
- массовые увеселительные мероприятия.
Домашнее образование
Ребенку, неспособному посещать класс, предоставляется возможность получать знания дома.
Решение принимается органами местной власти (отделом образования). Родитель должен предоставить такие документы:
- заявление с просьбой предоставить услуги общеобразовательного учреждения на дому;
- справку медико-социальной экспертизы, подтверждающую назначение несовершеннолетнему инвалидности;
- заключение МСЭ о невозможности посещать очные занятия в классе.
Подсказка: на основании решения местных властей администрация школы:
- заключает с родителями договор о предоставлении услуг в домашних условиях;
- зачисляет ребенка в число учеников;
- оформляет необходимую документацию;
- составляет учебный план;
- назначает учителей для его реализации.
Ученику с ограничениями по медпоказаниям преподается общеобразовательный курс в полном объеме. По результатам ученика аттестуют как обычного школьника. Учителя посещают его дома и проводят занятия в присутствии родителей. По договоренности уроки могут переноситься на иное время. По окончании курса он получает аттестат.
Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.
Дистанционное обучение
Такой вид получения знаний только находится в процессе развития. Он стал возможен после покрытия страны сетью интернет. В настоящее время существует несколько видов дистанционного получения знаний:
- веб, чат-занятия;
- телеконференции;
- телеприсутствие;
- интернет-уроки.
Дистанционная форма работы образовательных учреждений позволяет людям со слабым здоровьем:
- прослушать общеобразовательный курс и получить аттестат, вне зависимости от:
- материального положения семейства;
- дальности расположения образовательной организации от места жительства ученика;
- получать знания в удобное время и в комфортной обстановке с использованием преимуществ компьютерной техники;
- получать дополнительные знания, в том числе профессионального характера;
- прослушать подготовительный курс для поступления в ВУЗ;
- развивать творческие способности ученика, в том числе, с использованием коллективного опыта;
- принять участие в исследовательской деятельности;
- получать консультативную помощь специалистов:
- психологов;
- медиков;
- педагогов и других.
Опыт дистанционного взаимодействия с педагогами поможет ученику с ограничениями по здоровью в дальнейшем поступить в ВУЗ и получить специальность. Высшие учебные заведения также организуют процесс обучения с применением современных технических достижений.
Перечень привилегий для инвалидов
В Российской Федерации установлены преференции и льготы для инвалидов. Родители детей с ограничениями по здоровью могут рассчитывать на следующие привилегии:
- Прием малыша в детский садик без соблюдения очередности. Для этого необходимо подать заявление и приложить к нему справку МСЭ.
- Снижение размера взноса за посещение малышом дошкольного учреждения. Данная привилегия предоставляется не во всех субъектах страны, на основании решений региональных властей.
- Компенсацию за учебу несовершеннолетнего в домашних условиях. По нормам закона на учебу всех несовершеннолетних с возраста 6 лет и 6 месяцев бюджет выделяет средства. Если родители нанимают специалиста для занятий с ребенком, региональные власти могут компенсировать затраты на получение семейного образования. Не в каждом субъекте страны принят соответствующий закон, а значит местные власти могут компенсировать получение образования дома, а могут и не делать этого. На сегодняшний день такая программа принята в Пермского крае, Омской области, Свердловской области, Москве.
- Комплексную реабилитацию ребенка в образовательном учреждении. В том числе, специалисты организуют работу по социализации ребенка. То есть помогают ему наладить хорошие взаимоотношения со сверстниками.
- Льготу при поступлении молодого человека в ВУЗ. Абитуриенты с инвалидностью зачисляются на первый курс вне конкурса в пределах установленной квоты, если успешно сдали вступительные испытания. Кроме того, инвалиды I и II групп, дети-инвалиды имеют право на прием на подготовительные отделения в федеральные ВУЗы. Для получения преференции необходимо указать льготную категорию в заявлении на поступление в ВУЗ. К документу прилагается справка МСЭ о назначении группы инвалидности. Льгота распространяется на детей-инвалидов, инвалидов i и II групп, инвалидов с детства.
Проблемы обучения детей и инвалидностью в России
В настоящее время существуют две принципиально значимые проблемы, касающиеся организации обучения ребят с инвалидностью.
Они таковы:
- Недостаточность бюджетных средств. Длительное время власти не уделяли должного внимания развитию удобной для людей с ограничениями организма инфраструктуры. Это привело к необходимости перестройки учебных заведений:
- в зданиях отсутствуют пандусы;
- дверные проемы слишком узки для колясочников;
- учреждения располагаются в многоэтажных зданиях, а ребята с физическими ограничениями не всегда могут подняться в кабинет по лестнице.
- Формирование толерантного отношения в подростковой среде к людям с инвалидностью. Нарушение здоровья вызывает неприятие у детей и подростков. Часто дети-инвалиды сталкиваются с негативным отношение со стороны сверстников. Это приводит к развитию у них:
- неуверенности в себе;
- низкой самооценки;
- депрессивного состояния.
Первая проблема решается солидарными усилиями федеральных и местных органов власти. Учебным заведениям выделяются деньги для проведения соответствующей реконструкции. Для инвалидов создаются специализированные:
- детские сады;
- группы в дошкольных учреждениях;
- школы.
Решение второй проблемы занимает больше времени. На уровне государства проводится следующая работа:
- готовятся специалисты;
- поддерживаются общественные организации и волонтерские группы;
- выделяются средства для привлечения молодых людей с физическими ограничениями к общественной деятельности;
- формируется толерантное отношение к инвалидам у детей и подростков.
Задача по полноценному участию инвалидов в социальной жизни является общегосударственной. Решить ее власти самостоятельно не смогут. Необходима поддержка широких слоев общественности.
Дорогие читатели!
Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.
Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.
Последние изменения
Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.
Добавляйте сайт в закладки и подписывайтесь на наши обновления!
Посмотрите видео об образовании детей-инвалидов
26 января 2018, 23:57 Дек 4, 2019 00:26
В целях оказания помощи органам управления образованием, органам социальной защиты населения субъектов Российской Федерации, руководителям детских домов-интернатов для умственно отсталых детей (далее – дома-интернаты) в реализации конституционного права детей-инвалидов, проживающих в домах-интернатах, на образование Минобрнауки России и Минздравсоцразвития России сообщают.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
Статья 5 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" устанавливает государственные гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. При этом возможность получения образования гарантируется гражданам Российской Федерации независимо от их состояния здоровья и места жительства.
В целях реализации права на образование граждан с отклонениями в развитии государство создает условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Дополнительные гарантии права детей-инвалидов на образование установлены Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Согласно статье 18 указанного Федерального закона дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида обеспечиваются образовательными учреждениями совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения. Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" дети-инвалиды, проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания, в том числе в домах-интернатах, имеют право на получение образования и профессиональное обучение в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями. Это право обеспечивается путем организации в стационарных учреждениях социального обслуживания специальных образовательных учреждений (классов и групп) и мастерских трудового обучения в порядке, установленном законодательством.
В дом-интернат принимаются дети-инвалиды в возрасте от 4 до 18 лет с отклонениями в умственном развитии, нуждающиеся по состоянию здоровья в постороннем уходе, бытовом обслуживании, медицинской помощи, социальной и трудовой реабилитации, обучении и воспитании и находящиеся в иной трудной жизненной ситуации.
Обучение детей-инвалидов, проживающих в доме-интернате, может быть организовано путем зачисления их в специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии либо иное образовательное учреждение, организующее обучение детей с отклонениями в умственном развитии, как правило, расположенное территориально наиболее близко к дому-интернату.
Возможно также создание филиала образовательного учреждения или самостоятельного образовательного учреждения с использованием помещений, оборудования и другого имущества, принадлежащего дому-интернату и предоставляемого им образовательному учреждению или его филиалу на договорной основе.
Дети-инвалиды, проживающие в домах-интернатах, зачисляются в образовательное учреждение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об образовании.
Учебные занятия могут быть организованы как непосредственно в доме-интернате, так и в образовательном учреждении или его филиале. При необходимости организуется подвоз детей-инвалидов и (или) педагогических работников образовательного учреждения к месту проведения учебных занятий и обратно.
К участию в образовательном процессе целесообразно привлекать педагогических и медицинских работников дома-интерната.
При организации образовательного процесса для детей-инвалидов, проживающих в домах-интернатах, следует руководствоваться Типовым положением о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 марта 1997 г. № 288.
Методические разъяснения специфики образовательного процесса, направлений деятельности по реабилитации обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, в том числе детей с глубокой умственной отсталостью и детей со сложным дефектом, а также уровней реализуемых образовательных программ в каждом виде специального (коррекционного) образовательного учреждения содержатся в инструктивном письме Минобразования России от 4 сентября 1997 г. № 48 "О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов" (в редакции инструктивного письма Минобразования России от 26 декабря 2000 г. № 3) и письме Минобразования России от 3 апреля 2003 г. № 27/2722-6 "Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект".
При разработке образовательных программ, учебных планов, годового календарного графика и расписания занятий необходимо учитывать возраст, состояние здоровья, особенности психофизического развития и индивидуальные возможности детей-инвалидов, а также сроки их пребывания в доме-интернате.
Образование детей-инвалидов, проживающих в домах-интернатах, должно быть направлено на решение проблем максимально возможной социализации детей, их допрофессиональной подготовки, последующего профессионального обучения и трудоустройства.
Выпускникам образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, проживающим в домах-интернатах, выдается в установленном порядке свидетельство государственного образца об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида или специального (коррекционного) класса общеобразовательного учреждения.
Учитывая изложенное, считаем необходимым принятие органами управления образованием и органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации мер по созданию условий для полноценной организации образовательного процесса для детей-инвалидов, проживающих в домах-интернатах, включая зачисление детей-инвалидов, проживающих в домах-интернатах, в образовательное учреждение, обеспечение учебниками, учебными пособиями, техническими средствами обучения, разработку образовательных программ, учебных планов, организацию подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников домов-интернатов и образовательных учреждений по вопросам образования детей-инвалидов, проживающих в домах-интернатах.
О принятых мерах просим проинформировать соответственно Минобрнауки России и Минздравсоцразвития России в срок до 1 июня 2007 г.
Заместитель Министра
образования и науки
Российской Федерации
В.Н. Фридлянов
Заместитель Министра
здравоохранения и социального
развития Российской Федерации
В.И. Стародубов
Несовершеннолетние являются одной из самых незащищенных категорий граждан. Каждый день особого ребенка посвящен борьбе с болезнью. Государство уделяет особое внимание лицам, состояние здоровья которых не позволяет им вести обычный образ жизни. Какими правами обладает несовершеннолетний инвалид и как обеспечить их защиту?
Каждый несовершеннолетний инвалид – в первую очередь человек и гражданин. Его отличительной чертой является состояние здоровья и сниженная способность к самообслуживанию. В связи с этим на каждого ребенка, обладающего таким статусом, распространяются общие права граждан (например, на имя), законодательство о детях в целом, а также нормативные акты, регулирующие вопросы получения статуса ребенка-инвалида, реабилитации, абилитации, выплат, льгот, защиты законных интересов:
- Конвенция о правах человека.
- Конституция РФ.
- Гражданский кодекс.
- Семейный кодекс.
- закон об опеке.
- Конвенция о правах инвалидов.
- закон 1995 года о социальной защите граждан с ограниченными возможностями.
- закон от 2014 года о внесении изменений в нормативные акты по соцзащите инвалидов.
Последний правовой акт имеет особое значение для детей с ограниченными возможностями. В частности, он закрепляет понятие «абилитация». В отличие от ранее действующего, единственного понятия «реабилитация», новый термин подразумевает полное обучение нуждающегося необходимым для него социальным навыкам, знаниям и умениям. Тогда как реабилитация – это восстановление навыков, утраченных вследствие заболевания.
80% несовершеннолетних инвалидов нуждаются именно в абилитации.
Далеко не все права совершеннолетних граждан со стойким нарушением здоровья распространяются на детей.
Перечень прав
Ребенок с ограниченными возможностями относится к одной из самых незащищенных категорий граждан, поэтому нуждается в особой защите со стороны государственных органов. Для этого законодатель предусмотрел ряд прав и льгот именно для них. Социальные права детей-инвалидов предусмотрены:
- на образование;
- на воспитание;
- на лечение;
- на материальное обеспечение;
- на социальное обслуживание;
- на участие в культурных мероприятиях;
- на трудовую деятельность;
- на дополнительные льготы.
Преимущественный перечень прописан федеральным законодательством, однако большинство регионов устанавливают дополнительные меры соцподдержки для детей с ограниченными возможностями. Многоуровневая структура является одной из причин проблем в реализации прав.
Обучение, воспитание и лечение детей-инвалидов
Воспитание детей-инвалидов может осуществляться как в специализированных организациях, так и на дому. Ребенок имеет право на посещение детского сада, если у него нет медицинских противопоказаний. Профильные учреждения имеют особые группы для инвалидов с одинаковыми заболеваниями.
В настоящее время многие детские сады комбинированного вида. Такие организации имеют в составе как общеобразовательные группы, так и для детей с ограниченными возможностями. Законные представители воспитанников таких групп обычно освобождаются от внесения родительской платы.
Воспитывать на дому детей-инвалидов рекомендуется при наличии заболеваний, препятствующих посещению группы или по желанию опекуна. В отдельных регионах осуществляется поддержка семей, реализующих дошкольное образование детей на дому, однако эти льготы не имею отношения конкретно к детям-инвалидам.
Обучение
Образовательная система Российской Федерации предусматривает специализированные программы для граждан с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок может обучаться как в общеобразовательных организациях, так и в профильных. Существует несколько видов учреждений для инвалидов, имеющих следующие стойкие нарушения здоровья:
- слабовидящие;
- слепые;
- слабослышащие;
- глухие;
- глухонемые;
- задержка психического развития;
- легкая умственная отсталость;
- нарушения опорно-двигательной системы (дцп).
Коррекционные образовательные организации могут быть профильные для одного вида заболеваний (слепые), комбинированные по диагнозам (слабослышащие, глухие и глухонемые) и по сочетанию расстройств (болезни опорно-двигательной системы и легкая умственная отсталость).
При этом поощряется обучение инвалидов с сохранным интеллектом в общеобразовательных организациях, если это позволяет состояние здоровья ребенка, например аутизм. Считается, что дети с ограниченными возможностями, получающие образование в общих школах, лучше адаптируются в дальнейшей жизни.
Документальное подтверждение
Одним из документов, необходимых для получения справки медико-социальной экспертизы (МСЭ), является заключение психолого-медико-психологической комиссии (ПМПК). Эта бумага содержит информацию о рекомендованном образовательном маршруте. Для ребенка-инвалида такой документ обязателен. В соответствии с ним определяется программа обучения. Оформление в специализированную школу также возможно только при наличии заключения.
Документ выдается на руки законному представителю после прохождения комиссии. Он содержит рекомендации для домашней коррекции ребенка и в условиях образовательной организации. На родителя или опекуна возлагается обязанность по передаче бланка в школу (лицей, детский сад).
Специализированные школы
В отличие от общеобразовательных школ, в которые набор осуществляется по территориальному признаку, выбор специализированного учреждения возложен на законных представителей. Родитель может обратиться в любую коррекционную школу, и при наличии мест в нужном классе, ребенок будет зачислен на обучение.
Коррекционных школ в стране значительно меньше, чем общеобразовательных. Так как предугадать наличие инвалидов, нуждающихся в определенном обучении, практически невозможно, зачастую подходящее учреждение территориально отдалено от места жительства. Большинство таких школ являются интернатами.
Школа интернатного типа – это учреждение, реализующее не только специальные образовательные программы, но и воспитательные. Законный представитель может забирать ребенка домой ежедневно, на выходные дни, а при большой территориальной отдаленности места жительства – в каникулярные дни. При этом права родителей или опекунов не прекращаются.
Надомное образование
В соответствии с законом об образовании, при наличии заключения ПМПК, родители могут перевести ребенка на надомное обучение. Этот вид получения образования подразумевает посещение инвалида учителем по месту жительства. Например, 3 раза в неделю по 3 урока. Длительность домашнего урока составляет 30 минут.
Для перевода на надомное обучение специалистами ПМПК должна быть установлена невозможность ребенка получать образование в группах или специализированных организациях. Основными причинами перевода на дом является наличие заболевания, при котором обучение в коррекционной школе невозможно, например, шизофренические расстройства, или психологические сложности при расставании с родителями, например, если школа территориально удалена.
Отдельно стоит упомянуть вариант, когда инвалид получает образование дистанционно, при наличии специального оборудования с помощью системы Интернент. Компьютер и другие технические средства для обучения предоставляется ребенку безвозмездно. Уроки проводятся педагогами в соответствии с расписанием.
Обучение законным представителем
Закон об образовании 2010 года дал родителям или опекунам возможность самостоятельного обучения детей. Предоставление знаний реализуется в любой форме, выбранной законным представителем. При этом неважно, осуществляет родитель трудовую деятельность, или нет.
Дети, получающие образование в такой форме, подлежат ежегодной проверке знаний. По окончании обучения сдают экзамены, предусмотренные для их образовательного маршрута. Например, на итоговое тестирование детей с легкой умственной отсталостью выводится только технология.
Реализация права детей-инвалидов в РФ на домашнее образование особо актуально для маленьких населенных пунктов, в которых только одна школа. Как правило, такие учреждения испытывают дефицит педагогов для осуществления обучения на дому. Некоторые регионы оказывают материальную поддержку семьям, дающим детям-инвалидам образование самостоятельно.
Медицинская помощь
Каждый ребенок с ограниченными возможностями имеет право на бесплатную помощь врача в соответствии с законодательством. Лечение детей-инвалидов осуществляется на основании индивидуальной программы реабилитации.
Важно! Органы, указанные в ИПР, не знают о содержании конкретной программы, поэтому законный представитель, после получения документа, должен самостоятельно обратиться в каждый из перечисленных управлений.
Это документ, конкретизирующий специалистов, в помощи которых нуждается ребенок. Все услуги, предусмотренные программой, включая медикаменты, должны предоставляться бесплатно.
Ответственность за реализацию документа возложена на законного представителя. Если лицо нуждается в предоставлении средств реабилитации (инвалидное кресло), санаторно-курортном лечении или других услугах, необходимо обратиться с заявлением в соответствующий орган, например в фонд социального страхования.
Жилищные льготы
Семьи, воспитывающие ребенка-инвалида, имеют право на улучшение жилищных условий. Для этого законные представители должны подготовить пакет документов и подать заявление в органы местного самоуправления. Форма оказания помощи отличается в зависимости от даты постановки на учет:
![](https://i2.wp.com/famadviser.ru/wp-content/uploads/2018/02/prava-detej-invalidov_4.jpg)
В первом случае семья имеет право на получение денежной субсидии на приобретение жилплощади. Нормы обеспечения определяются законодательством субъектов. Финансирование программы планируется при утверждении регионального бюджета.
Во второй ситуации обеспечение производится в соответствии с новым жилищным законодательством. Квартира предоставляется не в собственность, а по договору социального найма. Нормы устанавливает субъект РФ.
Транспортные льготы
Закон предусматривает обязанность перевозчика обеспечить доступность для инвалидов объектов железнодорожного, водного, электрического и городского транспорта. Дополнительно устанавливаются права детей-инвалидов и их родителей на бесплатный проезд в городском транспорте. Кроме того, закреплена возможность 50% скидки на билет междугороднего сообщения в две стороны для ребенка и сопровождающего.
В особых случаях требуется проведение лечения в больнице, расположенной в другом городе или регионе. При этом стоимость билета компенсируется в полном объеме либо оформляются специальные документы на бесплатный проезд.
Денежные выплаты
Материальное обеспечение детей возложено на их родителей. Законные представители обязаны обеспечивать их всем необходимым для полноценной жизни. Даже при разводе родитель, с которым остается ребенок, может претендовать на взыскание повышенных алиментов (более 25% от всех доходов плательщика).
Однако семье сложно обеспечить все потребности инвалидов. В связи с этим дети с ограниченными возможностями получают дополнительное финансирование со стороны государства. Для всех несовершеннолетних граждан, имеющих статус «ребенок-инвалид», предусматривается ряд выплат. Среди них:
- пенсия;
- ежемесячная выплата;
- дополнительная сумма для гражданина, осуществляющего уход.
Пенсия назначается со дня установления инвалидности. Для этого необходимо подать соответствующие документы в Пенсионный фонд по месту регистрации ребенка. Денежные средства перечисляются на счет законного представителя для дальнейшего расходования на нужды инвалида. Размер пенсии устанавливается федеральным законодательством и подлежит ежегодному индексированию.
Ежемесячная выплата назначается каждому несовершеннолетнему инвалиду и перечисляется Пенсионным фондом вместе с пенсией. Кроме того, законные представители ребенка могут отказаться от получения набора социальных услуг для последующей его замены на денежную компенсацию.
Дополнительная сумма для законного представителя, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом, назначается по заявлению этого лица. Одним из условий предоставления выплаты является отсутствие официального трудоустройства у данного гражданина.
Досрочный выход на пенсию родителей
Одной из льгот является право родителей детей-инвалидов на досрочную пенсию. Период, в течение которого мать осуществляет уход за ребенком с ограниченными возможностями, подлежит включению в страховой стаж. При этом срок ухода законом не определен.
Досрочный уход на пенсию для матери возможен по достижению ей 50 лет. Однако для этого она должна работать не менее 15 лет.
Особым условием является обязанность воспитания ребенка-инвалида до 8 лет. После чего право на досрочную пенсию сохраняется даже в случае его смерти.
Защита прав детей инвалидов
Несовершеннолетние инвалиды не могут самостоятельно охранять свои законные интересы. Поэтому государством предусмотрено несколько уровней. Защиту прав детей-инвалидов должны обеспечивать:
- законные представители;
- районный отдел опеки;
- органы соцзащиты населения;
- прокуратура;
Обязанность по защите прав несовершеннолетних инвалидов возложена на их родителей/опекунов. Близкие люди должны обеспечить ребенка не только самым необходимым (еда, одежда, жилье), но и медикаментами и средствами реабилитации. Исполнение ИПР также возлагается на законного представителя.
Если родители/опекуны не выполняют возложенные на них обязанности, то несовершеннолетний инвалид передается на попечение районного отдела опеки. В зависимости от ситуации, специалисты подготавливают документы на лишение прав мамы и папы, отстраняют опекуна или предупреждают граждан о возможности подобной ответственности.
Органы социальной защиты должны осуществлять контроль за содержанием ребенка-инвалида. На них возложено право по посещению семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями, проверке условий жизни. При выявлении случаев злоупотребления или неисполнения обязанностями со стороны законных представителей, специалисты должны сообщить в отдел опеки.
Прокуратура осуществляет надзорную функцию за исполнением своих обязанностей специалистами опеки и соцзащиты. При возникновении ситуации, в которой нарушаются права граждан, ухаживающих за детьми-инвалидами, можно подать жалобу прокурору района.
Защита прав несовершеннолетних с ограниченными возможностями может осуществляться в судебном порядке. Если принятые меры не дали желаемого результата, родитель или другое лицо, представляющее интересы ребенка (опекун, специалисты опеки, социальной защиты, прокурор), должен подать исковое заявление.
Рассмотрев, на что имеет право ребенок-инвалид, можно сделать вывод о том, что законодатель уделяет особое внимание данной категории граждан. Однако реализация всех указанных возможностей на практике сильно ограничена в связи с большим количеством бюрократических проволочек. Для получения каждого конкретного вида помощи или льгот необходимо собирать пакет документов, предоставлять в определенный орган. Кроме того, эти действия зачастую связаны с очередями, что создает дополнительные трудности. Таким образом, данная сфера нуждается в доработке.
Особое внимание в Конвенции о правах ребенка уделено признанию и гарантиям реализации права на достойную жизнь и на развитие несовершеннолетнего, неполноценного в физическом и (или) в психическом отношении. В частности, в ст. 23 Конвенции предусмотрено, что государства-участники признают, что неполноценный в умственном или физическом отношении ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. Государства-участники признают право неполноценного ребенка на особую заботу и поощряют и обеспечивают предоставление при условии наличия ресурсов имеющему на это право ребенку и ответственным за заботу о нем помощи, о которой подана просьба и которая соответствует состоянию ребенка и положению его родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке. В признание особых нужд неполноценного ребенка помощь предоставляется, по возможности, бесплатно с учетом финансовых ресурсов родителей или других лиц, обеспечивающих заботу о ребенке, и имеет целью обеспечение неполноценному ребенку эффективного доступа к услугам в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности и доступа к средствам отдыха таким способом, который приводит к наиболее полному, по возможности, вовлечению ребенка в социальную жизнь и достижению развития его личности, включая культурное и духовное развитие ребенка. Государства- участники способствуют в духе международного сотрудничества обмену соответствующей информацией в области профилактического здравоохранения и медицинского, психологического и функционального лечения неполноценных детей, включая распространение информации о методах реабилитации, общеобразовательной и профессиональной подготовки, а также доступ к этой информации, с тем чтобы позволить государствам-участникам улучшить свои возможности и знания и расширить свой опыт в этой области.
В России детей, о которых идет речь в приведенной статье Конвенции, не относят к разряду неполноценных. В законодательных и иных нормативных правовых актах они именуются детьми, страдающими недостатками физического и (или) умственного развития, либо детьми с ограниченными возможностями здоровья. Нормы, в которых реализуются положения Конвенции в отношении таких детей, содержатся в законодательстве об образовании и о социальной защите инвалидов.
В Законе РФ "Об образовании" предусмотрено, что государство создает гражданам с ограниченными возможностями здоровья, т.е. имеющим недостатки в физическом и (или) психическом развитии, условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития, социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. При реализации основных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья могут быть установлены специальные федеральные образовательные стандарты на базе основных государственных образовательных стандартов с учетом особенностей их физического и (или) психического развития (п. 5 ст. 7). Обучение таких детей осуществляется в специализированных коррекционных школах, финансируемых из бюджетов субъектов РФ. Однако в современной России все бо́льшую популярность приобретает так называемое инклюзивное образование, т.е. обучение детей с недостатками в физическом развитии и с некоторыми недостатками в психическом развитии вместе со здоровыми детьми, что несомненно в наибольшей степени способствует их интеграции в обычную социальную среду, а у здоровых учащихся формирует гуманистические наклонности, чувства сострадания, милосердия, умение оказать помощь и иные положительные качества.
Нормы, непосредственно регулирующие отношения с участием несовершеннолетних, можно найти также в Федеральном законе от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В ст. 1 данного Закона предусмотрено, что в отношении лиц, не достигших 18 лет, имеющих стойкую утрату здоровья, физические и умственные недостатки, ограничивающие их жизнедеятельность, устанавливается категория "ребенок-инвалид" без дифференциации на группы инвалидности. В ст. 17 и 28.2 данного
Закона регламентируются права инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, а также детей-инвалидов, относящихся к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и находящихся в стационарных учреждениях для инвалидов, на обеспечение жилыми помещениями. В частности, дети-инвалиды после окончания пребывания их в стационарных воспитательных и образовательных учреждениях и после достижения ими возраста 18 лет обеспечиваются жилыми помещениями вне очереди, при условии, если индивидуальная программа реабилитации предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни. В ст. 18 данного Закона предусмотрены меры, обеспечивающие обучение и воспитание детей-инвалидов, а в ст. 22.1 установлен размер ежемесячной денежной выплаты этим детям.
В соответствии со ст. 18 Закона образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Детям-инвалидам дошкольного возраста предоставляются необходимые реабилитационные меры и создаются условия для пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей-инвалидов, состояние здоровья которых исключает возможность их пребывания в детских дошкольных учреждениях общего типа, создаются специальные дошкольные учреждения.
При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных дошкольных и общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов РФ и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов РФ. Воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях являются расходными обязательствами субъекта РФ. В соответствии со ст. 16 Закона РФ "Об образовании" несовершеннолетние, признанные инвалидами, поступают в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования для обучения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов.
Однако несмотря на наличие обширной нормативной базы для реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья, острота проблем в данной области осуществления и защиты их прав сохраняется, о чем свидетельствует анализ ситуации, приведенный в Национальной стратегии. В частности, на начало 2011 г. в Российской Федерации состояло на учете 544,8 тыс. детей-инвалидов, многие из которых, особенно в возрасте от полутора до двух лет, не имеют этого статуса и соответственно не пользуются установленными законом мерами по социальной поддержке, хотя остро нуждаются в реабилитации и помощи. Более 80% детей-инвалидов воспитываются в неполных семьях, находящихся в бедственном материальном положении, усугубляемом наличием различных "барьеров инвалидности" и психологической изоляцией в силу равнодушного или нетерпимого отношения окружающих к детям-инвалидам, самоизоляцией семей. Острая нехватка основных видов помощи таким детям ведет к нарушению их прав на образование, реабилитацию, к зависимости реализации этих прав от места жительства и социального статуса семьи. Часто это является причиной отказа родителей от таких детей и высокого уровня социального сиротства среди детей данной категории (более 12% из них попадают в дома- интернаты).
Около 40 тыс. детей-инвалидов воспитываются в детских домах-интернатах системы социальной защиты населения, которые имеют системные проблемы: устаревшие здания, "перенаселенность" воспитанниками, удаленность от городов и центров реабилитационно-образовательной инфраструктуры, отсутствие специалистов, владеющих современными реабилитационными технологиями, изолированность учреждений от окружающих, в том числе волонтеров, невозможность самостоятельного проживания детей после выхода из домов-интернатов.
Сложной проблемой является положение ВИЧ-инфицированных детей (более 5,6 тыс. детей) и детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей (около 10 тыс. детей, выявляемых ежегодно): до момента установления ВИЧ-статуса таких детей для них характерны повсеместная дискриминация в доступе к образованию, сфере досуга и отдыха, а в ряде случаев – к медицинской помощи, а также практически полное отсутствие перспектив семейного устройства (п. 1 разд. V Национальной стратегии).
Для того чтобы переломить указанную негативную ситуацию, в Национальной стратегии поставлены следующие задачи:
- – обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду;
- – создание системы ранней профилактики инвалидности у детей;
- – всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья: создание современной комплексной инфраструктуры реабилитационно-образовательной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, внедрение таких детей в среду обычных сверстников, обеспечение их нормального жизнеустройства в будущей взрослой жизни.
Для решения этих задач предусмотрены следующие меры:
- – приведение законодательства РФ в соответствие с положениями Конвенции о правах инвалидов и иными международными правовыми актами;
- – обеспечение замены медицинской модели детской инвалидности на социальную, в основе которой лежит создание условий для нормальной полноценной жизни в соответствии с положениями Конвенции о правах инвалидов;
- – активизация работы по устранению различных барьеров в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011– 2015 гг.;
- – создание единой системы служб ранней помощи для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, включающей медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультативную помощь родителям; обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, развития инклюзивного дошкольного образования, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе;
- – обеспечение укомплектованности психолого-медикопедагогических комиссий современными квалифицированными кадрами в целях предотвращения гипердиагностики детей, переориентация работы комиссий на составление оптимального образовательного маршрута для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- – законодательное закрепление обеспечения равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к качественному образованию всех уровней, гарантированной реализации их права на инклюзивное образование по месту жительства, а также соблюдения права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка;
- – обеспечение возможности трудоустройства (в том числе поддерживаемого) для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование;
- – нормативно-правовое регулирование порядка финансирования расходов, необходимых для адресной поддержки инклюзивного обучения и социального обеспечения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- – внедрение эффективного механизма борьбы с дискриминацией в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в случае нарушения их права на инклюзивное образование;
- – пересмотр критериев установления инвалидности для детей;
- – реформирование системы медико-социальной экспертизы, имея в виду комплектование ее квалифицированными кадрами, необходимыми для разработки полноценной индивидуальной программы реабилитации ребенка, создание механизма межведомственного взаимодействия бюро медико-социальной экспертизы и психолого-медико-педагогических комиссий;
- – внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе ранней помощи и помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями;
- – обеспечение равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих родителей, а также детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в социальных учреждениях, к юридической и медицинской помощи и социальному обеспечению;
- – проведение регулярного мониторинга потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в предоставлении услуг в сфере социальной защиты, здравоохранения, образования, занятости; создание и ведение базы данных, касающихся детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их потребностей в указанных услугах;
- – создание и внедрение программы патронажного обслуживания (сопровождения) семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, со стороны служб участковых социальных работников, предоставления услуг так называемой передышки (временного размещения ребенка-инвалида в замещающую семью);
- – создание условий для социализации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с внедрением их в среду здоровых сверстников и обеспечением их участия в культурной и спортивной жизни и других массовых мероприятиях; разработка и реализация программы отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей; создание системы творческой реабилитации, вовлечение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в занятия физкультурой и спортом;
- – разработка мер, позволяющих приравнять деятельность по уходу за ребенком-инвалидом одного из родителей (единственного родителя) к трудовой деятельности;
- – обеспечение создания рабочих мест для родителей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с использованием дистанционных технологий;
- – организация системы подготовки и переподготовки специалистов для работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования с использованием их научно-практического потенциала.