Обучение гигиене полости рта малыша и взрослого человека. Обучение индивидуальной гигиене полости рта Почему важно соблюдать гигиену полости рта с раннего детства

29900 0

Обучение индивидуальной гигиене полости рта

Обучение гигиене полости рта является основной составляющей санитарно-просветительской работы стоматолога, его помощника и гигиениста. Стоматологический персонал проводит гигиеническое обучение не только пациентов, но и медиков других специальностей, учителей, воспитателей, родителей, которые в свою очередь занимаются гигиеническим обучением подопечных. Обучение может проводиться различными методами и способами (как индивидуальными, так и групповыми, как офисными, так и коммунальными), но во всяком случае — на основе правил психологии и педагогики, ориентированных на различные возрастные группы (см. соответствующие разделы).

Наиболее распространенной формой обучения правилам ухода за полостью рта является урок гигиены. Принципиальная структура урока гигиены строится в соответствии с задачами обучения: I этап — мотивация, II этап — выбор средств и методов гигиены, III этап — практическое обучение выбранному методу гигиены.

Мотивация. В общем случае, в ходе беседы пациента следует убедить в том, что:
. проблема больных зубов имеет прямое отношение к нему в настоящем (пациенту демонстрируют проблемы в его полости рта при помощи зеркала или видеокамеры) и/или в будущем (в качестве аргументов приводят статистические данные по региону);
. здоровые зубы лучше, чем больные (говорят об отсутствии дискомфорта и боли, о красоте, о возможности не отказываться от какой-либо пищи, о сохранении здоровья желудка, о профессиональной пригодности, об экономии средств на лечение и протезирование и т.п.; при этом стараются делать акцент не на потерях, а на выгоде);
. здоровье зубов можно сохранить средствами стоматологической помощи, используя современные знания и относительно недорогие эффективные профилактические средства (приводят примеры успеха на мировом, региональном и т.п. уровнях, ссылаются на достижения в семьях своих постоянных пациентов);
. заболевания зубов связаны с множеством различных факторов (перечисляют местные и общие факторы риска), но не все из них человек может радикально искоренить; практически можно снизить агрессивность основной причины патологии — инфицированных зубных отложений;
. зубной налет разрушает зубы (рассказывают о механизмах деминерализации, о деструкции тканей, о возможных исходах разрушения зуба);
. зубной налет в данный момент атакует зубы пациента (демонстрируют его зубной налет на зонде, на нити, на зубах после окрашивания, в нативном препарате зубного налета в микроскопе и т.д.).

Результатом этого этапа должно быть возникновение у пациента желания сейчас же избавиться от зубных отложений.

Выбор средств и методов гигиены. На этом этапе врач сообщает пациенту о том, какая щетка, паста, флоссы и другие средства гигиены необходимы в его индивидуальном (!) случае для эффективной чистки зубов. Полезно иметь в кабинете образцы средств гигиены, что позволяет пациенту сравнить имеющиеся у него (дома, а лучше — при себе) средства с нужными и зрительно закрепляет мотивацию. Хорошо, если врач имеет возможность предложить пациенту нужную щетку, пасту, флоссы и т.п. в собственность (продажа, дарение).

Обучение методам чистки зубов. Для обучения используют две основные методики: а) демонстрационное обучение на модели; б) практическое обучение в полости рта (контролируемая чистка зубов). В оптимальном случае обучение начинают с демонстрации на модели, а затем закрепляют пройденное в ходе практического обучения.

Прежде чем обучать пациента новым методам чистки, следует выяснить, на каком уровне находятся его гигиенические навыки, и на этой основе составить план коррекции привычных движений и обучения новым элементам. Диагностика может быть проведена как при помощи модели, так и в ходе реальной чистки зубов. В первом случае пациенту дают щетку (нить), модель и просят показать, как именно он обычно чистит зубы.

Врач обращает внимание на то, как пациент удерживает в руке щетку (нить), направление и количество движений на каждой поверхности каждой группы зубов, на величину давления на щетку Комментарии должны быть абсолютно доброжелательными: врач должен выявить ошибки и разъяснить их негативные последствия, ссылаясь на те проблемы, которые пациент уже видел у себя во рту, но ни в коем случае не упрекать пациента в его невежестве! Затем врач показывает на модели, какие изменения нужно внести в технологию движений и просит пациента повторить нововведения на той же модели.

Контролируемая чистка зубов щеткой может быть проведена при соблюдении нескольких условий: пациент располагает своей щеткой, у него (или в кабинете) есть зубная паста, имеются возможности для умывания и полоскания полости рта и зеркало.

Процедура состоит из нескольких этапов:
1) окрашивание зубных отложений стойким красителем;
2) чистка зубов привычными пациенту методами (врач с нейтральным или одобряющим выражением лица молча наблюдает за действиями пациента для того, чтобы выявить конкретные изъяны и затем внести уместные, конкретные предложения);
3) определение качества чистки зубов по протоколу О"Лири (пациенту можно предложить самостоятельно заполнить протокол и рассчитать показатели гигиены) и комментарии по поводу недостатков привычной чистки зубов;
4) предложение необходимых изменений, разъяснение их преимуществ и технологии;
5) апробация пациентом нововведений в полости рта под наблюдением и при активном участии врача;
6) определение качества чистки зубов новыми методами с заполнением протокола О"Лири.

Одного урока гигиены, как правило, для эффективного обучения недостаточно. В последующие визиты проводится контролируемая чистка зубов и анализ достижений и упущений пациента; ему демонстрируют видимое улучшение ситуации в полости рта. Спустя полгода и более мотивация пациента может быть усилена анализом прироста кариеса: отсутствие (торможение) прироста вдохновит пациента на дальнейшие усилия по соблюдению гигиены полости рта.

Приведенная выше принципиальная схема обучения гигиене полости рта требует адаптации:
. к социальным условиям (уровень культурных, экономических возможностей аудитории);
. к возрасту аудитории (психические и физические способности к обучению, приоритеты в мотивации, выбор средств и методов гигиены полости рта);
. к возможностям технического оснащения процесса обучения (наличие наглядных пособий, водоснабжения и канализации, красителей, щеток, паст и т.д.). В ходе гигиенического обучения целесообразно затронуть и другие аспекты профилактики кариеса: вопросы питания, фторпрофилактики и т.д.

Обучение родителей детей до года достаточно сложно организовать в рамках стоматологического приема, так как дети этого возраста редко являются нашими пациентами. Чтобы просветить эту важную в стратегическом профилактическом плане группу, стоматолог должен выступать инициатором сотрудничества с теми врачами, к которым неизбежно обращаются будущие, а затем — молодые родители.

Стоматолог должен активно участвовать в работе лекториев для беременных, организуемых в женских консультациях, и школ молодых родителей при детских поликлиниках, выступая с лекциями, беседами и т.д. Идеальным вариантом, реализованным в ряде стран, является привлечение к обучению родителей малышей основам гигиенического ухода за полостью рта педиатров и патронажных педиатрических медицинских сестер, которые раньше других специалистов входят в семью новорожденного; этих специалистов должен мотивировать, просветить и обучить стоматолог.

Обучение родителей детей в возрасте от 1 до 3 лет проводит стоматолог. Педиатр обязан направить ребенка на консультацию к стоматологу в возрасте 1, 2, 3 лет, и стоматолог должен проводить на приеме соответствующие беседы и обучать родителей практическим приемам чистки зубов ребенка. Обучение самих детей элементам гигиенического ухода за полостью рта ложится в основном на плечи родителей, которым стоматолог должен объяснить основные правила: опора на личный пример, обеспечение психологического комфорта во время гигиенических процедур, предложение интересных моделей детских щеток, игровая форма «уроков», ограничения во времени (не более 3—5 мин) и в объеме нового материала, поощрение ребенка за усердие и успехи.

Обучая малыша мануальным навыкам, следует помнить о том, что ребенок видит и оценивает мир в зеркальном изображении, поэтому взрослый-правша, демонстрирующий ребенку-правше движения щетки на модели (кубике), располагаясь при этом лицом к ребенку, должен держать щетку в левой руке. Лучше проводить обучение перед зеркалом, когда взрослый стоит рядом с ребенком (или за его спиной) на одном уровне или немного выше и проводит все манипуляции правой рукой. Эффективность такой беседы стоматолога с родителями повышается, если врач сам проводит в кабинете урок с малышом, активно привлекая родителей к процессу и обращая их внимание на важные моменты.

Обучение родителей и их детей от 3 до 6 лет

Гигиеническое обучение детей дошкольного возраста должно проводиться в стоматологическом кабинете, в семье, в детском учреждении (рис. 5.50).


Рис. 5.50. Схема гигиенического воспитания детей 3-6 лет.


Главную роль в гигиенической мотивации, обучении детей и поддержании их постоянной профилактической активности играет семья.

Стоматолог, принимающий ребенка в кабинете, обязан продемонстрировать родителям качество гигиены его полости рта, подобрать подходящие средства гигиены, разъяснить родителям правила чистки зубов ребенка руками взрослых и элементы метода KAI, которым необходимо обучить ребенка.

Очень полезно провести урок гигиены, чтобы обучить и родителей соответствующим манипуляциям. Дети от 3 до 6 лет посещают детские дошкольные учреждения, и это обстоятельство широко используется в целях гигиенического воспитания детей. Стоматолог должен обучить педагогов и медработников детского учреждения правилам первичной стоматологической профилактики и, в частности, гигиенического ухода за полостью рта детей для того, чтобы эти работники могли формировать у детей соответствующие здоровые оральные привычки.

Обучение детей проводится при помощи форм и методов, соответствующих их возрастным особенностям: занятия проходят в игровой форме, с элементами состязательности, информация подается небольшими фрагментами в течение цикла занятий.

Практическое обучение проводится на моделях; каждый новый элемент несколько раз повторяют «в две руки», когда взрослый кладет свою руку поверх кисти ребенка. Чистку зубов проводят возле умывальников, под контролем и при активном участии взрослого, который должен направлять движения руки ребенка, контролировать прилагаемые к щетке усилия, отмечать качество очищения зубов и поощрять успехи ребенка.

В результате к шести годам ребенок должен усвоить, что:
. после еды нужно убрать изо рта остатки пищи, чтобы ею не кормились вредные микробы, разрушающие зубы;
. зубы нужно чистить щеткой и пастой 2 раза в день: после завтрака и перед ночным сном;
. у каждого должна быть своя щетка, которую нельзя давать никому другому;
. зубная щетка должна быть детской (небольшой), не старой и не лохматой (для каждого времени года — новая щетка);
. зубной щеткой нельзя делать ничего, кроме чистки зубов;
. перед чисткой зубов нужно вымыть руки с мылом, прополоскать рот;
. чистую щетку нужно смочить водой, нанести на нее немного детской пасты (объемом с горошину) и размазать пасту по зубам, стараясь ничего не глотать;
. щеткой нужно вычистить все зубы со всех сторон правильными движениями, стараясь в это время не глотать слюну, а выплевывать ее;
. закончив чистить зубы, нужно прополоскать рот водой и умыться;
. чтобы щетка была чистой, ее нужно вымыть водой с мылом и поставить ее в стакан вверх головкой.

Обучение детей в возрасте от 7 до 10 лет и их родителей проводят как на стоматологическом приеме, так и в школе. Необходимо помнить об активной роли родителей в гигиене полости рта младших школьников и поэтому организовывать обучение не только и не столько ребенка, сколько всей семьи, четко указывая на возможности и обязанности детей и взрослых.

В школьной программе предусматриваются часы для гигиенического воспитания учеников. Уроки гигиены проводят стоматолог, гигиенист или обученная ими медсестра школы. Беседа может быть проведена в классе, а контролируемая чистка зубов — возле умывальников при входе в столовую, или в стоматологическом кабинете, или в специально оборудованном кабинете профилактики.

Для учеников младшей школы проводят несколько 15-20-минутных бесед, последовательно освещающих различные вопросы профилактики и мотивирующих детей к стоматологической самопомощи.

На практической части урока гигиены взрослый должен оценить качество щеток и паст, принесенных детьми из дома, мягко посоветовать замену (ни в коем случае не давать при этом повода для насмешек одноклассников над детьми, не имеющими хороших средств гигиены!). Проводят окрашивание зубных отложений, их демонстрацию в зеркале и доброжелательное (!) обсуждение. Предстоящие манипуляции «проходят» при помощи модели, затем приступают к чистке зубов. Взрослый наблюдает за работой каждого ребенка, поправляет движения, контролирует их количество. По истечении 2—3 мин чистки зубов и полоскания полости рта, проводят анализ качества проведенной чистки, выявляют и поощряют лучших.

Обучение детей 11—14лет и подростков следует проводить в стоматологическом кабинете в присутствии их родителей, с указанием на конкретные субъективные и объективные гигиенические проблемы ребенка, требующие активного вмешательства взрослых. Родители должны помнить о том, что интересы подростка неустойчивы, ему необходимы постоянные психологическая поддержка и контроль.

Перед началом обучения гигиене полости рта в условиях школы необходимо выяснить базовый уровень знаний и навыков аудитории по этому вопросу. Это можно сделать путем предварительного осмотра детей или с помощью анкетирования:





Анкеты могут быть более сложными, что позволяет точнее определить тематику и конкретное содержание бесед с той или иной группой. Практические уроки гигиены в школе лучше проводить в небольших однополых группах или в индивидуальном порядке, обсуждение неудач проводить с особенной осторожностью и искренней заинтересованностью не только в стоматологическом, но и в душевном благополучии ребенка.

Обучение взрослых должно проводиться в строгом соответствии с психологическими особенностями каждого пациента. Мотивация к уходу за полостью рта может быть проведена в ходе популяционной и групповой профилактической работы, практическое обучение - только в индивидуальном порядке. Наилучшие результаты дает контролируемая чистка зубов, так как она позволяет оценить и корректировать не только представления пациента о правилах (что обычно происходит в ходе обучения на модели), но вмешаться в его реальные манипуляции и дать возможность физически почувствовать разницу в направлении и силе прилагаемых усилий, усвоить нововведения на проприоцептивном уровне.

Т.В.Попруженко, Т.Н.Терехова

В обязанности врача-стоматолога и среднего медицинского персонала стоматологических лечебных учреждений, особенно при участковом принципе обслуживания, входит грамотное обучение детей, их родителей, педагогического и медицинского персонала школ и детских садов основным правилам ухода за зубами. Это эффективный и массовый способ современной профилактики и .

По этому вопросу накоплен интересный опыт в ГДР. В школах ГДР введен специальный гигиенический час, который проходит один раз в неделю. В течение этого часа обучает школьников 1-2-х классов единой методике в специально оборудованной комнате (низкие умывальники, полочки для стаканов и зубных щеток, зеркала). Во время чистки дети контролируют свои действия перед зеркалом. Гигиенический час входит в учебный план и является обязательным.

Занятия такого рода проводятся до 5-го класса, в 1-2-х классах - один раз в неделю, в 3-м классе один раз в 2 нед, в 4-м классе - один раз в месяц.

Нередко для проведения гигиенического часа привлекают родителей и преподавательский состав.

По данным профессора Кюнцеля, это мероприятие дает хороший профилактический эффект, уже через 3 - 3,5 года у детей снижается частота кариеса зубов и заболеваний .

Целесообразность регулярной, двукратной чистки зубов несомненна, а реальный результат проведения этого мероприятия зависит от грамотной санитарно-просветительной пропаганды, правильных советов и рекомендаций по уходу за полостью рта. Это обязан знать и осуществлять средний медицинский работник стоматологического учреждения.

Качество ухода за полостью рта у наблюдаемых пациентов проверяется при помощи гигиенического индекса по Федорову-Володкиной. Для этого используют окраску губной поверхности шести нижних фронтальных зубов йод-йодисто-калиевым раствором (Каlii jodati pulv. 2,0; Jodi puri crist. 1,0: Aquae destill. 40,0). Количественная оценка производится по пятибалльной системе:
В норме гигиенический индекс не превышает 1,1 - 1,3 балла. Для более детального изучения полости рта у одного или группы больных может быть применена ее качественная оценка по трехбалльной системе:
С помощью рекомендуемого гигиенического индекса можно определить не только качество очистки зубов той или иной пастой, но и очищающее действие различных гигиенических средств, а также индивидуальную степень и качество очистки зубов тем или иным пациентом.

Предлагаемый гигиенический индекс очистки зубов прост и доступен, так как его расчет производится весьма быстро. В то же время он является вполне объективным критерием, на основании которого можно судить о степени и характере гигиенического ухода за зубами у различных индивидуумов и групп людей. Этот метод может также служить для иллюстрации качества очистки зубов при обучении гигиеническим навыкам.

Занятие по целесообразно начинать до снятия и мягких зубных отложений.

Больному дают ручное зеркало, чтобы он мог следить за обследованием полости рта. Вначале ему показывают белый зубной налет, соскоблив для убедительности некоторую его часть, и взрослым попутно объяснить его бактериальное содержимое и вредное действие на ткани пародонта и эмаль зубов.

Строить свою беседу следует в зависимости от личности больного, его культурного уровня. Однако во всех случаях в беседе необходимо подчеркнуть, что белый зубной налет почти не виден. Затем в качестве иллюстрации проводят окрашивание зубного налета с помощью йод-йодисто-калиевого раствора или 6% раствора основного фуксина. Так, 4 капли 6% раствора основного фуксина добавляют в мензурку с 10-12 мл воды и просят больного энергично в течение 30 с прополоскать . Затем больному дают сполоснуть полость рта обычной водой для удаления избытка красителя. Зубной налет и зубной камень окрашиваются в красный цвет и хорошо заметны.

Иод-йодисто-калиевый раствор используют для окрашивания зубного налета с помощью небольшого ватного тампона, так же как и для определения стандартного гигиенического индекса. Окрашенный зубной налет демонстрируют больному повторно для того, чтобы он мог убедиться в неудовлетворительном качестве ухода за полостью рта.

При первом посещении больного просят принести зубную щетку и пасту, рекомендовав наиболее подходящую конструкцию щетки. В следующее посещение больного просят чистить привычным для него способом в течение обычно затрачиваемого для этого времени, с тем чтобы впоследствии иметь возможность указать на очевидные ошибки и недостатки. Затем больному надо указать на его неправильные действия и показать на макете и рисунках наиболее рациональные методики чистки зубов.

Для удобства обучения очистке полости рта каждую половину зубного ряда можно разделить на три части: переднюю, среднюю и заднюю. Начинать чистку следует с задней части, располагая щетку на уровне окклюзионной (прикусной) поверхности зубов. Движения щеткой рекомендуют проводить по оси зубов скребущими движениями или слегка вращая ее по типу подметающих движений. Таких движений в области одних и тех же зубов должно быть 6 - 8 со щечной стороны и 6 -8 с язычной. Щетку передвигают постепенно кпереди от одного участка зубного ряда к другому. Передний небный и язычный участки целесообразно чистить, держа щетку в вертикальном положении. Первое время их можно считать, а затем ритм и продолжительность чистки входят в привычку и она происходит автоматически. Завершив чистку, обучающийся должен тщательно прополоскать рот. В конце инструктажа больного просят пользоваться зубной щеткой по инструкции и отпускают только тогда, когда он в состоянии эффективно выполнить процедуру.

Практика показывает, что необходимы повторные беседы и занятия, которые также проводит медицинская сестра. Для этого больного просят явиться через 2 недели с зубной щеткой для контрольного осмотра. Во время этого осмотра вновь окрашивают зубной налет. Целесообразно, чтобы больной при этом наблюдал за его результатом с помощью ручного зеркала. Если эффективность чистки недостаточна, то инструктаж следует повторить.

Надо помнить, что большинство людей не овладевают гигиеническими навыками после первого инструктажа или беседы. Поэтому целесообразно, чтобы больной при последующих посещениях имел при себе зубную щетку. Инструктаж следует проводить до тех пор, пока не будут достигнуты хорошие результаты очистки полости рта. Обучение больных пародонтозом целесообразно проводить индивидуально. Инструктаж в классе или группе людей в может быть только в виде общих указаний и не достигает той цели, которая возможна при индивидуальных занятиях.

Как в , так и в клинике для достижения хороших результатов при уходе за полостью рта его время от времени следует контролировать с помощью специальных вышеописанных индексов.

Как же выбрать подходящие средства гигиены для себя? Какую зубную щётку лучше покупать? И какой пастой пользоваться Вам и вашим близким? Всё это, несомненно, должен назначить Ваш врач, специалист в этой области. В условиях клиники только профессиональные средства гигиены отвечают всем требованиям человека –эффективность, качество, атравматичность. Чистка зубов - это искусство, требующее обучения и профессионального наблюдения в течение всей жизни. Если Ваши средства гигиены были подобраны для Вас индивидуально, Вы будете получать огромное удовольствие от чистки зубов, и главное - Вы будете видеть результат - ухоженная полость рта, свежий запах изо рта, гладкие чистые зубы, очищенный язык (налёт на котором даёт очень неприятный запах изо рта).

Сегодня уже всё больше и больше людей знают и понимают, что такое профессиональная чистка зубов и профилактика полости рта – это очень радует. Но далеко не каждый пока ещё знает об индивидуальном подходе при подборе средств гигиены по уходу за полостью рта. Вот об этом мы сегодня поговорим.

Обучение детей он правильным навыкам он по уходу еще за полостью еще рта наиболее он ответственный этап еще гигиенического воспитания. Он должен еще строиться с учетом он возрастных особенностей и он поведенческих реакций еще детей дошкольного он возраста. При проведении еще занятий можно еще использовать:

Чередование еще хоровых и индивидуальных он ответов;

Разнообразные еще игровые моменты и еще ситуации (ребенок он учится сам и он учит любимую он игрушку) .

Большое он значение в обучении еще играет принцип он наглядности. Поэтому в работе с он детьми необходимо еще использовать фотографии, еще фильмы, иллюстрации, он предметы личной он гигиены. Показ этих он предметов и действия с он ними позволяют он раскрыть те еще их стороны, еще которые играют еще важную роль в он формировании гигиенического он поведения.

Эффективность гигиенического еще воспитания и обучения он по вопросам он профилактики стоматологических он заболеваний будет еще высокой только он при условии он взаимодействия педагогов и он воспитателей, медицинских еще работников, родителей и еще детей. Педагоги и воспитатели еще должны иметь еще представление и знать он методы контроля еще за гигиеной он полости рта. Медицинские работники еще должны быть еще обучены методике он контроля за еще качеством чистки он зубов и использования еще различных профилактических еще средств. Родители должны еще уметь контролировать он продолжительность, кратность и он правильность ухода он за полостью он рта своих он детей в домашних он условиях.

Дети после он проведенных занятий еще должны уметь он продемонстрировать выполнение он задания для еще лучшего запоминания.

Ребёнку необходимо:

1. Получать сладости в небольшом количестве (во время приёма пищи затем полоскать рот водой).

2. С 1,5-2 лет полоскать рот после еды.

3. С 2-2,5 лет чистить зубы зубной щёткой (после завтрака, перед сном).

В 4-5 лет чистить зубы зубной щёткой и зубной пастой не менее 2-3 минут, 200-250 движений.

До 4-5 лет чистка зубов осуществляется руками родителей. Начиная с 5-6 лет, рекомендуется двукратная чистка зубов (утром после еды и вечером перед сном) мягкой зубной щёткой и любой гигиенической или фторсодержащей зубной пастой. Детям надо помогать чистить зубы до 6 лет. Предпочтение отдаётся гелиевой форме зубной пасты.

Под влиянием микробов полости рта при воздействии слюны, в зависимости от характера пищи, на зубах образуется зубной налет. Регулярное полоскание рта после каждого приема пищи, правильная чистка зубов полностью снимает налет, что способствует сохранению ткани зуба и предотвращению кариеса.


Одной из многочисленных обязанностей воспитателей детского сада является гигиеническое воспитание детей. Уход за полостью рта – один из элементов этого воспитания. Далеко не все дети 3 – 6 лет умеют чистить зубы. Их надо учить, этому начиная, с трехлетнего возраста на специальных занятиях.

Уход за ротовой полостью ребёнка в первую очередь заключается в бдительности родителей. Несмотря на то, что в 3-4 года дети вполне способны самостоятельно проводить такую процедуру, как гигиена полости рта, делать её желательно под родительским контролем. Результатом такой ежедневной практики станет полная осведомлённость ребенка к 6 годам об основных нюансах качественного ухода за зубами, а именно о том, что чистить их следует 2 раза в день и дополнительно нужно устранять остатки еды, чтобы предотвратить размножение бактерий.

В период дошкольного еще возраста воспитательная еще работа ложится еще на плечи еще воспитателей, которые он научат, откорректируют он или повторят, «он как надо он сделать» (гимнастику, он почистить зубы, еще ополоснуть рот еще после еды, он как сидеть еще за столом и т. д.), используя силу он коллективного примера.

Основной задачей в этот период он является регулярное еще повторение навыков с еще целью выработки еще условного рефлекса. Обучение детей еще индивидуальной гигиены еще полости рта следует он начинать с 2 – 4 летнего он возраста. При этом он необходимо учитывать он психологические особенности он этой группы он детей. Склонность к подражанию и он склонность к коллективным еще занятиям. В этом возрасте он высока внушаемость он на ребенка и еще ее необходимо еще использовать. Для детей он данной возрастной еще группы рекомендуется еще проводить 7 занятий он по 15 – 20 мин.

1) занятие – осмотр полости рта детей с использованием стоматологического зеркала и шпателя.

2) Обучение ребенка полосканию полости рта, с последующем закреплением навыков, контролем навыка после еды.

3) Рассказ о зубной щетки, ее назначении, демонстрация использования ее на модели.

4) Обучение детей использованию зубной щетки на моделях челюстей и контроль навыков.

5) Чистка зубов без пасты с последующим контролем навыков.

6) Чистка зубов без пасты утром и вечером под контролем родителей.

7) Чистка зубов с пастой утром и вечером под контролем родителей.

С детьми 3-4 лет он работу рекомендуется он строить с использованием еще игровых элементов, с он использованием рисунков, он плакатов, игрушек, он кукол, зубных он щеток, паст, и т.д. Такая игра - он беседа должна еще быть короткой и еще продолжаться на еще нескольких занятиях. Дети через еще сказочные персонажи еще должны усвоить, еще что надо еще употреблять овощи, он фрукты, чтобы он зубы не он болели; что еще после еды он необходимо полоскать еще рот, меньше еще кушать сладостей и еще чистить зубы. При этом он рекомендуется в форме еще игры показать еще детям, как еще правильно чистить он зубы. Обучая детей он правилам чистки еще зубов, важно он повторять, закреплять он полученный навык и он поощрять тех он детей, которые еще успешно им еще овладели.

Детям 4-7 лет еще занятия необходимо еще проводить в популярной он форме, используя еще персонажи сказок, он рассказывая и показывая, еще как надо он правильно чистить еще зубы. При обучении он чистке зубов еще необходимо окрасить еще фронтальные зубы еще красителями и показать он окрашенный налет он ребенку в зеркало. Обращают внимание он на размер он щеток для он детей, их еще состояние и уход он за ними. В ходе беседы он выясняют, имеет он ли ребенок еще свою зубную он щетку, объясняют, еще какая зубная он паста лучше.

Для закрепления знаний можно использовать загадки об овощах, фруктах и т.д. Также задавать детям вопросы.

При проведении бесед со старшими дошкольниками можно предложить десять правил приема пищи:

1. Принимать пищу в день, так часто, как велит врач.

2. Много грызть и жевать овощи и фрукты, не отказываться от жесткой пищи.

3. Снимать пищу с ложки губами, не засовывать ложку в рот.

4. Откусывать пищу только передними зубами.

5. Измельчать пищу только дальними зубами.

6. Глотать пищу хорошо разжеванной, не запивая.

7. Заканчивать каждый прием пищи твердыми овощами и фруктами (морковь, яблоко, груша).

8. После каждого приема пищи полоскать рот водой (использовать не менее половины стакана).

9. Не есть сладостей между приемами пищи.

10. Есть сладкое только один раз в неделю (воскресенье) в небольшом количестве, затем сполоснуть рот водой.

Также можно предложить десять правил чистки зубов для старшего дошкольника:

1. Щетка должна иметь изогнутую и короткую ручку, на два-три зуба, со щетиной редкими кустиками.

2. Перед чисткой зубов щетку надо мыть теплой водой.

3. Учиться чистке зубов надо без пасты, а научившись - использовать и пасту;

4. Зубной порошок лучше не применять, так как им можно поперхнуться.

5. В начале надо чистить переднюю поверхность зубов движениями в одном направлении: вверху – сверху-вниз, внизу - снизу-вверх, по пять раз у двух зубов, передвигая щетку от дальних зубов слева к дальним зубам справа. Чистят вверху, потом внизу, а дальше заднюю поверхность зубов в том же порядке.

6. Затем надо чистить жевательную поверхность сначала верхних, потом нижних зубов - от дальних зубов слева к дальним зубам справа, по пять раз в каждую сторону. Потом спереди назад по пять раз у двух зубов.

7. В конце чистки зубов надо «подмести» все отчищенное по зубным рядам, захватывая десну, сначала вверху, затем внизу, слева направо.

8. После чистки зубов щетку надо помыть, намылить и поставить головкой кверху в стакан;

9. Чистить зубы надо два раза в день: после завтрака и перед сном;

10. Новую зубную щетку надо иметь весной, летом, осенью и зимой.

Таким образом, обучение гигиенического ухода за полостью рта у детей дошкольного возраста является необходимым. Значимость правильного гигиенического воспитания детей с раннего возраста огромна, так как навыки по индивидуальной гигиене полости рта относятся к тем, которые лучше всего усваиваются в раннем детском возрасте. В формировании у детей привычки к гигиене полости рта огромную роль играют, прежде всего, семейно-общественные отношения, единство взглядов на данный вопрос медицинских работников, родителей, и педагогов.