Место, где живут боги – гора Олимп в Греции.

Вы пробовали когда-нибудь представить место, где живёт Бог?

Ведь Он должен где-то жить, правда? Если Он сотворил Вселенную и контролирует все процессы, происходящие в ней, то где в таком случае находится Его резиденция? Где тот командный пункт, из которого Творец управляет всем?

Если бы не было Библии – книги, в которой Бог поместил информацию о Себе, мы вряд ли бы смогли ответить на эти вопросы.

Чтобы нам заглянуть в самое сердце Вселенной – туда, где обитает Творец, давайте откроем последнюю книгу Библии – Откровение Иоанна-богослова и прочтём 4-ю главу:

Откровение 4,1-11

1 После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего.
2 И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий;
3 и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду.
4 И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы.
5 И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих;
6 и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади.
7 И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.
8 И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет.
9 И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков,
10 тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря:
11 достоин Ты, Господи, принять славу и честь и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено.

За много веков до апостола Иоанна пророку Даниилу также было показано это место. Читаем:

Книга пророка Даниила 7,9-10

9 Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна; престол Его - как пламя огня, колеса Его - пылающий огонь.
10 Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним…

Место, о котором мы только что прочитали, названо в Библии Небесным Святилищем. (Послание к Евреям 9,24)

Судя по тому, что помещается в Небесном Святилище, а это, как мы прочитали, кроме Самого Бога ещё и «тысячи тысяч и тьмы тем» небесных существ (ангелов) (при переводе в числовое значение это вот такое число – 100000000000000) – судя по этой цифре Небесное Святилище представляет из себя очень и очень пространное место!
Хорошо. Но если резиденция Божья находится в каком-то конкретном месте бескрайнего космоса, то каким же тогда образом Господь Бог Вседержитель знает обо всём, что происходит в Его необъятной Вселенной?

Ответ: «Посредством Духа Своего (Духа Святого) Бог знает всё!»

Псалмопевец Давид восклицает:

Псалом 138,7-12

7 Куда пойду от Духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу?
8 Взойду ли на небо - Ты там; сойду ли в преисподнюю - и там Ты.
9 Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, -
10 и там рука Твоя поведет меня, и удержит меня десница Твоя.
11 Скажу ли: "может быть, тьма скроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью ";
12 но и тьма не затмит от Тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет.

Так как Дух Божий наполняет Собой всю Вселенную, Бог знает всё обо всём! И даже мысли всех сотворённых Богом существ также известны Ему! Читаем слова царя Давида, которые он сказал своему сыну Соломону в качестве наставления:

1-книга Паралипоменон 28,9

И ты, Соломон, сын мой, знай Бога отца твоего и служи Ему от всего сердца и от всей души, ибо Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей…

Сегодня среди верующих в Бога людей есть те, кто считает, что Дух Божий или Дух Святой – это всего лишь неотъемлемая часть Бога-Отца – Его всепроникающая, безличная сила.

Однако апостолы Иисуса Христа показывают нам Духа Святого, как отдельную, самостоятельную Личность Бога, тесно взаимодействующую с двумя другими Личностями Творца – с Вечным Отцом и с Вечным Сыном.

Здесь, друзья, мы не можем не коснуться вопроса о тайне Божества.

В Библии Бог открывается нам, как Единство Трёх совершенно самостоятельных Личностей – Отца, Сына и Духа Святого. (Евангелие от Матфея 28,19)

Попробуйте представить себе три личности, у каждой из которых есть собственное «тело» и свой личный «мозговой» центр. Каждая из этих личностей может самостоятельно думать, чувствовать и говорить – но в то же самое время Они находятся в едином информационном поле! Что это значит? Сейчас поясню – как только какая-то мысль появляется у Бога-Отца (или у Бога-Сына), об этом тут же узнаёт Дух Святой! Что это именно так, мы узнаём из 1-го Послания апостола Павла Коринфянам:

1-е Коринфянам 2,11

Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия.

1-е Коринфянам 2,10

Ибо Дух все проницает, и глубины Божии.

Послание Римлянам 8,26-27

Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.
Испытующий же сердца (Бог-Отец и Бог-Сын) знает, какая мысль у Духа…

Когда Бог-Сын около 2000 лет тому назад принял облик обычного человека Земли и жил среди людей, Он сохранял за Собой способность видеть мысли людей посредством Духа Святого! Что это было именно так, мы легко можем увидеть из следующего Библейского отрывка:

Евангелие от Марка 2,1-8

1 Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.
2 Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.
3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;
4 и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.
5 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.
6 Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:
7 что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?
8 Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?

Кстати, друзья, насколько мне известно, для многих верующих в Бога евреев сегодня совершенно неприемлема мысль о том, что Бог – это Единство нескольких (а именно, Трёх) Божественных Личностей!
Почему? Да потому что одним из самых важных священных текстов для каждого верующего еврея сегодня является текст из книги Второзаконие 6,4. Он гласит:

Второзаконие 6,4

Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть!

Под словом «един», насколько мне известно на сегодняшний день, евреи видят только Одну Личность Бога!

(Если, друзья, эти слова сейчас читает еврей, который хорошо разбирается в вере своих отцов; и если вы видите, что моё утверждение не является верным; и под словом «един» вы понимаете более, чем одну Личность, то очень прошу Вас написать мне об этом!)

А пока я повторяю: «Под словом «един» евреи видели и видят только Одну Личность Бога!» Но при таком понимании совершенно невозможно дать ответ на вопрос: «Почему в некоторых текстах Ветхого Завета Бог, говоря о Себе, называет Себя словом «Мы»?»
Вот эти тексты. Читаем:

Бытие 1,26

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

Бытие 3,22

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло…
Бытие 11,5-7
5 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.
6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;
7 сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.

Книга пророка Исайи 6,8

Я вспоминаю, друзья, рассказ одного еврея, который, читая выше приведённые тексты, задавал сам себе вопрос: «Почему Бог в этих текстах говорит о Себе во множественном числе?»
Как же он был удивлён, когда один его знакомый христианин сказал ему: «Всё очень просто! Дело в том, что Бог – это не одна Личность! Бог – это Три тесно взаимосвязанные между Собой Личности! – Отец, Сын и Дух Святой!
Причём это не три Бога, которые просто договорились сотрудничать между собой, а это Один Единый Бог!

Посмотрите, как говорят об этом писатели Нового Завета:

Послание апостола Иакова 2,19

Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь…

1-ое Послание Коринфянам 8,4

Итак, об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого.

Кстати, когда Иисус Христос повелел Своим ученикам крестить людей во имя Отца и Сына и Духа Святого (Матфея 28,19) – Он говорил о Боге, как о Едином Творце всего существующего! Новый Завет, как известно, был написан на греческом языке. И греческое слово «цnoma» переведённое, как «имя» показывает нечто в единственном числе, хотя Иисус этим словом обозначил сразу три Личности!

Теперь я хочу вернуться, друзья, к самому началу наших размышлений! А мы, как вы помните, исследуем с помощью Библии вопрос, который звучит так: «Где живёт Бог?»

То, что Творец живёт где-то в центре Вселенной, в месте, которое названо в Библии Небесным Святилищем, что Он окружён миллиардами служащих Ему ангелов, это мы уже увидели.
Но вот вопрос: «Является ли Небесное Святилище единственным местом, в котором любит находиться Царь Вселенной?

Оказывается, нет! У Бога есть ещё одно место пребывания, о котором большинство людей Земли даже не догадываются, хотя Творец открыто говорит об этом в Библии!
Что же это за место? Читаем собственное свидетельство Творца:

Книга Пророка Исайи 57,15

… так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, - Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных.

В этом тексте ясно говорится о том, что Бог пребывает с сокрушёнными и смиренными духом людьми! А нельзя ли уточнить каким образом Он пребывает? Где именно?

Оказывается, есть ответ и на этот вопрос! Апостол Павел спрашивает верующих:

1-е Коринфянам 3,16

Разве не знаете, что вы – храм Божий, и Дух божий живёт в вас?

Мы не ослышались? Бог может жить в сердце человека?

Да. Как не покажется это кому-то невероятным, но это, действительно, так!
Бог, посредством Духа Святого, желает жить в сердце каждого сотворённого Им существа!
Если человек просит Создателя войти в его сердце, Творец с радостью выполняет эту просьбу! И, как не удивительно, тело человека превращается в храм, живущего в нём Бога!

Уже очень скоро, когда Иисус Христос вернётся на землю и положит конец злу на нашей планете, все люди, которых Творец признает Своими детьми, получат удивительное преимущество не только лично видеть и слышать Бога, но также будут чувствовать Его постоянное присутствие внутри себя!

О тех, кто удостоится жить в вечности с Богом, сказано:

Книга Откровение 7,15

Они пребывают … перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле будет обитать в них.

Посмотрите, друзья, как удивительно! Сегодня, когда наша планета всё ещё находится в руках дьявола и служащих ему ангелов, на Земле уже есть люди, тела которых являются жилищем Святого Бога!
О тех же людях, в сердце которых не живёт Дух Святой, сказано, что они не являются детьми Божьими! Вслушайтесь:

Послание к Римлянам 8,9

Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его.

Подумать только! На нашей планете бок о бок живут две категории людей! Одна группа людей – это те, кто не знают Бога и по этой причине злые духи делают их тела местом своего обитания! (Одержимые или бесноватые люди – это крайняя степень порабощения человеческого естества сатаной!) А другая группа людей – это храмы живущего в них Бога!

Дорогой друг! Возможно, ты иногда спрашиваешь сам себя: «Почему мне так тяжело жить? Почему меня так часто гнетут тяжёлые мысли?» - Теперь ты знаешь почему!

До тех пор, пока ты не начнёшь горячо взывать к Создателю о помощи, злые силы будут самыми жестокими способами атаковать твой разум! Они будут продолжать мучить тебя, навязывая тебе самые мрачные и тяжёлые мысли!

Но поверь! По твоей просьбе Господь Бог может очень быстро изменить ситуацию! Изменится всё – и мысли, и чувства, и переживания! Разреши Духу Божьему наполнить твоё сердце и туда сразу же войдут любовь, радость, мир и все другие плоды Духа Святого, о которых сказано в Послании Галатам 5,22-23

Я вспоминаю, как одна женщина сказала себе: «Я не выйду из своей квартиры до тех пор, пока не получу ответа на свою молитву!» А молитва её была очень простой: «Господи! Покажи мне, пожалуйста, Твою любовь!»

Дня два или даже три она неотступно повторяла в молитве одни и те же слова: «Господи! Помоги мне почувствовать и увидеть Твою любовь!» И в какой-то момент, как она рассказывала позже, её сердце неожиданно наполнилось невероятной по силе любовью!
Чувства так переполняли её, что она готова была прыгать от радости! «В те удивительные мгновения мне хотелось», - вспоминает она, - «обнять весь мир!»
Когда она вышла на улицу, всё ей казалось новым и невероятно красивым! – Небо, солнце, зелёные деревья, люди, дома – абсолютно всё было таким красивым и добрым!

Друг мой! Что мешает тебе испытать тоже самое? Бог готов с радостью дать тебе всё это! Ты только попроси!

И пусть последним Библейским текстом, который подведёт итог нашим размышлениям, будет следующее обещание нашего Доброго Небесного Отца:

Книга пророка Иеремии 29,13

И взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим!

Да благословит Вас Господь!

Край укрывшихся в джунглях величественных каменных храмов; деревень, плавающих по глади озера; страна, где драгоценные камни добывают ведрами, шелковую ткань по сей день делают вручную, а бедность населения способна шокировать особо чувствительного европейца. Все это - загадочная Камбоджа. Если в соседний Таиланд с его развитой туристической инфраструктурой едут в первую очередь за развлечениями, то в Камбоджу - за экзотикой. Ее здесь хватает.

Озёрные жители

Озеро Тонле Сап, которое за его огромные размеры часто называют внутренним морем Камбоджи, знаменито своими необычными людьми, вся жизнь которых проходит на воде. Многие из них никогда не ступали на землю. Пока наш катер скользит среди густых мангровых зарослей, я присматриваюсь к показавшейся из-за поворота деревне. Зрелище воистину фантастическое, будто из фильма «Водный мир», где показана Земля будущего и человеческая цивилизация после Всемирного потопа. На волнах плавно покачиваются маленькие деревянные домики, по «улицам» снуют не машины, а весельные и моторные лодки, тут же вернувшиеся с уловом рыбаки вытряхивают рыбу из сетей, рядом с жилыми домами плавают местная школа, детский сад, ресторанчики для туристов, магазины, католический храм…

Дети весело машут нам руками, в открытых домах почти без всяких удобств жители занимаются своими делами, не обращая внимания на туристов. Любопытно, что при общей неустроенности быта на многих домах среди гирлянд развешанной для сушки одежды торчат спутниковые антенны. Телевизор - это святое, единственное окно в большой мир. Хотя линий электропередач в деревне по понятным причинам нет, многие поселенцы держат аккумуляторы, которые на день отдают на зарядку местному предпринимателю. На любимые телепередачи заряда хватает.

Наслаждаясь наблюдением за местными красотами, я вдруг чувствую, как кто-то толкает меня сзади в спину. Оказывается, это мальчишка лет восьми ходит между рядами и таким своеобразным способом предлагает пассажирам массаж. Откуда он взялся на стремительно несущемся судне? Загадка разрешается просто. В этот момент к катеру устремляется одна из многочисленных лодок и на полном ходу прижимается к нашему борту. Худенькая девчонка с ловкостью кошки перепрыгивает на катер, и вот она уже ходит между рядов, показывая туристам сувениры.

Озерные жители - не кхмеры, а потомки вьетнамцев, бежавших в Камбоджу в 60-е годы XX века во время войны во Вьетнаме. Король Нородом Сианук запретил им ступать на камбоджийскую землю, и тогда они поселились на воде да так привыкли к ней, что теперь от долгого пребывания на суше у них начинается что-то вроде морской болезни наоборот.

Лестница в рай

Разумеется, туристы со всего мира едут в Камбоджу в первую очередь для того, чтобы посмотреть на ее неповторимые храмы. Самый знаменитый из них Ангкор-Ват - гигантский храмовый комплекс, построенный в XII веке по приказу короля Сурьявармана II, а ныне внесенный в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мост через наполненный водой ров, мощеная дорога и бесконечные лабиринты переходов со статуями многоруких индуистских божеств постепенно приводят нас в самое сердце комплекса, к пяти каменным башням-великанам, которые видны на много километров вокруг.


Изображения танцовщиц апсара на стенах

Средневековые камбоджийцы верили, что там, на самой вершине, на высоте 65 метров над землей находится рай и живут боги. Подниматься туда было дозволено лишь королю, да и то по особым случаям. Разумеется, мы не упустили случая побывать в раю. По крутой лестнице взбираемся на вершину и оказываемся на большой площадке. По периметру длинные ряды колонн, поддерживающих почерневшую от времени крышу, на выщербленных дождями и ветрами стенах изображения священных танцовщиц апсара, которые своим танцем предсказывали будущее. Живых богов, правда, поблизости не видно. Вероятно, переехали на новую квартиру, пока в храме идет реставрация. Так вот он, значит, какой - рай. Конечно, со временем он немного обветшал, но и сегодня смотрится величественно. Человек на фоне гигантских башен, взметнувшихся в небеса, выглядит песчинкой.

В последние годы Камбоджу с ее колоритными пейзажами довольно активно осваивает Голливуд.

Еще один храм на нашем пути, укрывшийся в тропических джунглях, - это готовая сцена для приключенческого фильма. Позеленевшие от времени камни полуразвалившихся башен, оплетенные корнями могучих деревьев, создают таинственную, волшебную атмосферу. Вообще-то на самом деле этот храм называется Та Пром, но в последнее время его все чаще именуют храмом Анджелины Джоли, потому что именно в нем снимался большой эпизод из фильма «Лара Крофт: Расхитительница гробниц». Тот самый, в котором Лара устроила перестрелку с ожившими статуями. Анджелина уехала, а имя осталось.

Всё через "ням-ням"

Народная мудрость гласит: лучший способ узнать страну - понаблюдать за поведением людей на улицах. И, пожалуй, это верно. Колоритных персонажей здесь немало.

Говорят, на большей части территории Камбоджи жизнь довольно непритязательна. Люди очень бедные, и даже с таким благом цивилизации, как электричество, многие знакомы лишь понаслышке. Восемьдесят процентов населения выращивают рис и фрукты на своих участках, пребывая в маленьком сельском мирке и не желая покидать его. Но в туристических городах жизнь кипит: шикарные отели растут как грибы после дождя, у любого храма тебя мигом облепляют дети и торговцы постарше с сувенирами и начинают бойко торговаться на русском языке, а от вежливых, но настойчивых таксистов только что не силой приходится отбиваться.

Трудно поверить, что еще 30 с небольшим лет назад, во время режима красных кхмеров, Камбоджа была одним из самых жутких мест на Земле. В своем стремлении построить общество всеобщего равенства диктатор Пол Пот угробил примерно треть населения страны, кого-то казнив, а кого-то просто уморив голодом, а заодно уничтожил промышленность, коммерцию, образование, интеллигенцию, духовенство, фактически вернув Камбоджу в каменный век.

Теперь стремление добиться успеха и разбогатеть снова в чести, и каждый зарабатывает как может. Даже полицейские, которые дежурят в туристических районах, подрабатывают, продавая туристам почти настоящие служебные значки. От оригиналов они отличаются лишь отсутствием серийного номера. Конечно, как ведущий криминальной рубрики в газете, я не мог отказать себе в таком приобретении. Заметив мою расположенность к покупкам, страж порядка тут же жестом указал на свою голову, предложив купить еще и его фуражку с надписью Police.

Вообще, обычно местные полицейские и чиновники подрабатывают другими способами. В Камбодже есть понятие «ням-ням», которое по смыслу приблизительно соответствует русскому слову «откат». Не случайно Камбоджа считается одним из мировых лидеров по уровню коррупции, потому что все здесь делается через «ням-ням».

Очень показательная история произошла с другом нашего экскурсовода, который приезжал к нему в гости из соседнего Таиланда. Преодолев границу, парень «немного» расслабился. Ехал ночью, на чужом мотоцикле, пьяный и без прав. На одной из городских улиц его остановил камбоджийский полицейский и строго потребовал заплатить штраф два доллара за нарушение правил дорожного движения. Памятуя о том, что в Камбодже всегда можно и нужно торговаться, в том числе по поводу размера взятки, гость королевства внес встречное предложение: «А давай лучше я заплачу один доллар, но лично тебе». «Ну, давай», - согласился страж порядка. Путешественник выдал ему деньги, и на этом разбирательство по нарушению правил завершилось. Полицейский ушел довольный, а парень снова взгромоздился на мотоцикл и поехал дальше. Говорят, в древности священные танцовщицы апсара могли своим танцем предсказывать будущее

А в целом быть гостем в Камбодже очень даже неплохо, тем более что ты легко можешь прослыть здесь богатеем. Это и неудивительно. Видя, как туристы за одно лишь посещение храма покупают сувениров на сумму, на которую средний камбоджиец живет целый месяц, они всех заезжих белых людей считают богачами. Вот и стараются во всем угодить дорогим гостям, приносящим доход в экономику и их личный бюджет. Приятно ненадолго ощутить себя Рокфеллером.

Стас Сидоркин

Фото Стаса Сидоркина

Красота и величие просторов над поверхностью «островка», как и саттва благоухающих цветов на лугах и на деревьях, как красота гармоничных тел людей и животных, - это есть намёк Творца на то, чтобы мы учились любить всё это и охватывали, сливаясь с нею, всю Гармонию Творения собою - как душами, точнее - как духовными сердцами. (Подробно - в указанных в конце статьи материалах).

Когда это нами усвоено, когда также ненависть, жадность, насильственность, корыстность и прочие порочные свойства души уже полностью устранены, приходит пора познавать Творца. Для этого зрелая душа, повинуясь Его Зову, устремляется - в любви к Нему - вглубь многослойного (многомерного) пространства - в сторону всё большей утончённости.

По мере своего совершенствования и приближения к Творцу по качественным признакам, душа становится теперь огромной по размерам, научается любить Тех, Кто добрались до Обители Творца прежде неё. Теперь общение с Ними становится лёгким, свободным!

Затем такая Душа закрепляется в Обители Творца навсегда - и лишь по мере необходимости исходит из неё Частью Себя для помощи воплощённым существам.

А некоторые из таких Душ даже воплощаются в человеческие тела - чтобы рассказывать людям в наиболее удобной для них форме о Творце и о Пути к Нему. Это - Их великие акты самопожертвования: ведь людям-примитивам свойственно мучить и убивать Божественных Подвижников…

… Что же представляет собой Обитель Творца? И как выглядит Творец?

Творец - это Совокупность всех постигших Его Душ (Сознаний) за всю историю Его бесконечного существования. Эти Души (Святые Духи) не обременены твёрдыми материальными формами - и потому легко взаимопроникают Друг в Друга, сливаются между Собой в Единое Мы.

Таким образом, Творец - один, но является Единством Множества Совершенных.

Как же выглядит это Единство Множества - для Тех, Кто приблизились к Нему?

Его можно охарактеризовать как Живую Прозрачность, не обладающую выраженной светимостью. А Его состояние - Блаженный Покой!

Но, если Кто-то из Святых Духов выходит из этого состояния в Творение ради помощи воплощённым существам, - то Он или Она обретают светимость. Такая светимость есть признак возросшей активности Святых Духов. Она может выглядеть как Божественные Свет или Огонь. Это - Свет и Огонь Их Любви!

Эти Свет и Огонь могут проявляться, прежде всего, внутри Обители Творца.

Но Святые Духи, являющиеся для нас невоплощёнными Божественными Учителями, также могут исходить в мир Творения и становиться заметными для воплощённых людей. В таких случаях Они обычно предстают в гигантских антропоморфных Световых формах - Махадублях.

Итак, чем же имеет смысл нам заниматься на Земле - в духовном ракурсе - если мы признаём существование Бога?

В первую очередь - надо избавляться от всех тех качеств, которые противостоят любви . Это - гневливость, раздражительность, насильственность и любая прочая грубость, также лживость, все прочие проявления эгоцентризма, включая высокомерие, корыстность, желание захватить то, что мне не принадлежит, также гордость от своих достижений, самолюбование, прославление себя и т.д.

Подчеркну, что любование собой и самовосхваление - являются типичными этическими ошибками многих людей, стремившихся стать лучше. Это - ловушка, заставляющая ослабить или прекратить дальнейшие усилия по самосовершенствованию.

А любые проявления грубых эмоций ведут в противоположную от Творца сторону: ведь Творец является наитончайшей во всей вселенной формой существования сознания.

… Затем - пусть будут просторы для роста духовного сердца! Просторы - вначале над миром материи, потом - в тончайших пространственных мерностях, где действуют Святые Духи. А ещё потом - в Обители Творца!

В том числе, можно учиться светить Огнём Любви собственного огромного, размером с планету и намного больше, Духовного Сердца - как Божественным Солнцем!

А ещё надо освоить Слияние с Богом. Именно - Вливание в Него, обретение Со-Растворённости с Ним.

Этому мы начинаем учиться ещё в Творении - на влюблённостях друг в друга, имеющих сексуальную основу. Заглянув в своё прошлое, большинство из нас сможет проследить процесс такого слияния душ в одно . И - то, как порой болезненно происходит разрыв таких слияний.

Есть и специальные приёмы, обучающие слиянию, - например, с прекрасным в природе. «Есть только эта Красота - а меня (в отдельности от неё) - нет!» При этом душа учится со-растворяться в тонкости, присущей Красоте в Творении.

Научившись этому в Творении - будет легко освоить Со-Растворение и с Творцом.

Обращу внимание на то, что гордое и самовлюблённое индивидуальное «я» человека препятствует такому Вливанию в Творца. Ведь, чтобы влиться в Него, должно остаться только одно «Я» - Его «Я». Вот почему имеет смысл не допускать в себе даже малых проявлений эгоцентризма и радикально избавляться от них, если они уже угнездились в душе.

Эгоцентризм должен быть заменён на Богоцентризм!

В разных религиозных традициях состояние Со-Растворённости с Богом обозначают терминами Нирвана, Освобождение и другими подобными словами.

Много подробностей об этом Пути можно прочитать в других наших изданных материалах. В том числе, имею в виду разработанную нами систему психической саморегуляции .

А те, кто не следуют путём этического очищения, кто, в частности, способны причинять напрасную боль любым существам, даже убивают их ради удовлетворения своего чревоугодия, - те идут в противоположную от Творца сторону… В частности, Бог рассматривает хищный образ жизни людей - как безнравственный [ , - , - , , - и др.].

Праведность же - это умение жить так, чтобы никого ничем даже не огорчать (без, разве что, крайней необходимости): ни людей, ни животных, ни растения (ведь растения - тоже одушевлённые существа!). И уж тем более - не огорчать ничем Бога!

Так где же живёт Бог?

Он - в Аспекте Творца - заполняет Собою всю вселенную. Он находится вовсе не только наверху относительно участков поверхности круглой Земли, в чём убеждено множество людей, - но Он есть именно везде, в том числе, под нашими телами, под каждым их атомом. Также - под материей нашей планеты, как и других планет, звёзд и прочих материальных объектов. Он - бесконечный по размерам Океан Вселенского Совершенного Сознания!

Он приглашает нас в Себя, ждёт нас в Себе. Но каждый из нас, чтобы влиться в Него и стать Его Частью, должен прежде достичь Совершенства - как по качественным, так и по количественным критериям.

… Большинство же людей - вместо того, чтобы устранять в себе пороки и активно наращивать добродетели, - молят Бога, чтобы Он прощал и прощал грехи…

… Почему же мы обычно не видим Его?

Потому - что Он пребывает в иной пространственной мерности. Оттуда - Он видит и слышит всё, что каждый из нас делает, говорит, даже мыслит. Все наши эмоции и желания - тоже на виду у Него. Иногда Он вмешивается в них, как и в течение наших мыслей. Чаще же - нет.

Он - чаще всего - предоставляет нам свободу воли. И - на основании принимаемых нами верных или неверных решений - принимает Свои Решения о наших дальнейших судьбах.

Чтобы научиться принимать правильные решения, нам имеет смысл постараться как можно глубже осознать Процесс Эволюции Вселенского Сознания - и включиться в Его Поток. Так - мы наилучшим образом скрепляем свои жизни с Жизнью Бога и приходим к Победе.

А добиться такого результата можно не иначе, как через развитие себя в качестве духовного сердца. Это - проверенный веками Путь исихазма, в развитие которого значительный вклад был внесён нами - группой российских специалистов в сфере духовных знаний.

1. Акинфиев И.Я. - Вегетарианство с биологической точки зрения. Екатеринослав, 1914.

2. Антонов В.В. - Бог говорит. Учебник религии. «Полюс», СПб, 2002.

3. Антонов В.В. (ред.) - Духовное сердце: Путь к Творцу (стихи-медитации и Откровения). «New Atlanteans», 2007.

4. Антонов В.В. - Дао-Дэ-Цзин. «New Atlanteans», 2008.

5. Антонов В.В. - Духовное сердце - Религия Единства. «New Atlanteans», 2008.

6. Антонов В.В. - Как познаётся Бог. Автобиография учёного, изучавшего Бога. «New Atlanteans», 2008.

7. Антонов В.В. (ред.) - Как познаётся Бог. Книга 2. Автобиографии учеников Бога. «New Atlanteans», 2008.

8. Антонов В.В. - Сексология: развитие и регуляция половой системы. «New Atlanteans», 2008.

9. Антонов В.В. - Лесные лекции о Высшей Йоге. «New Atlanteans», 2008.

10. Антонов В.В. (ред.) - Духовная работа с детьми. «New Atlanteans», 2008.

11. Антонов В.В. (ред.) - Классика духовной философии и современность. «New Atlanteans», 2008.

12. Антонов В.В. - Экопсихология. «New Atlanteans», 2008.

13. Антонов В.В. - Учение Иисуса Христа о нашем смысле жизни и как его реализовать. «New Atlanteans», 2013.

14. Антонов В.В. - Жизнь для Бога. «New Atlanteans», 2014.

15. Антонов В.В. - Анатомия Бога. «New Atlanteans», 2014.

16. Антонов В.В. - «Пузыри восприятия». «New Atlanteans», 2014.

17. Антонов В.В. - Богоцентризм. «New Atlanteans», 2015.

18. Антонов В.В. - Понять Бога. «New Atlanteans», 2016.

19. Гармония через вегетарианство. СПб, «Об-во ведической культуры», 1996.

20. Зубкова А.Б. - Божественные Притчи. «New Atlanteans», 2008.

21. Зубкова А.Б. - Божественные сказы земель славянских. «New Atlanteans», 2013.

22. Зубкова А.Б. - Диалоги с Пифагором. «New Atlanteans», 2008.

23. Зубкова А.Б. - Добрыня - Былины. «New Atlanteans», 2008.

24. Зубкова А.Б. - Книга Родившихся в Свете. Откровения Божественных Атлантов. «New Atlanteans», 2008.

25. Зубкова А.Б. - Притчи Лао-Цзы. «New Atlanteans», 2011.

26. Зубкова А.Б. - Притчи о старце Зосиме. «New Atlanteans», 2013.

27. Зубкова А.Б. - Сказание о князе Дмитрии и Волхве. «New Atlanteans», 2013.

28. Зубкова А.Б. - Сказка о царевне Несмеяне и Иване. «New Atlanteans», 2007.

29. Зубкова А.Б. - Суфийские притчи. «New Atlanteans», 2014.

30. Зубкова А.Б. - Уроки Пифагора. «New Atlanteans», 2015.

31. Сполдинг Б. - Жизнь и Учение Мастеров Дальнего Востока. «София», 2007.

32. Татьяна М. - Изнанка мира материи. «New Atlanteans», 2012.

33. Тёплый А.В. (сост.) - Книга Воина Духа. «New Atlanteans», 2008.

Греки наделяли своих многочисленных божеств самыми различными, не чуждыми и представителям человечества чертами. А если греческие боги были так похожи на людей, то на вопрос где они жили, напрашивается один ответ – среди населения этой солнечной страны. И отчасти это правильно.

Боги Олимпа Древней Греции

Согласно сохранившимся мифам, самые главные боги Древней Греции жили на горе Олимп, возвышавшейся над уровнем моря почти на 3 километра. Олимпийскими богами греки считали Зевса и Геру, их сыновей – Гефеста и Ареса, а также Афину, Артемиду, Аполлона, Афродиту, Деметру, Гестию, Гермеса и Диониса. Рядом же жили и помощники богов – Ирида, Геба и Фемида. Эти боги и богини с огромной высоты наблюдали за людьми и очень часто вмешивались в жизнь простых смертных.

Были вечно молоды благодаря амброзии, которую из сада Гесперид приносили им голуби. Прожив сотни лет, они постоянно стремились найти себе все новые развлечения. Результат этих поисков – вмешательство в жизнь и судьбы людей, многочисленные любовные похождения и огромное количество внебрачных детей. Между самими богами также существовали сложные отношения – они дружили, ссорились, строили друг другу козни, мирились.

Гора Олимп – одно из самых живописных мест Греции. Роскошные леса с хвойными и лиственными деревьями, заросли богатых эфирными маслами эрики и мирта, многочисленные животные и птицы – все это радовало олимпийских богов и даровало им бессмертие. А гибель богов Древней Греции вызвало грубое вмешательство в природу и их жизнь людей.

Где жили остальные боги Древней Греции?

Не все значимые боги Древней Греции жили на Олимпе. Домом для Посейдона был океан, на дне которого был построен прекрасный дворец, а правитель загробного мира жил в своем подземном царстве. И, несмотря на то, что некоторые мифы «прописывают» этих братьев Зевса на Олимпе, все же логичнее предположить, что они обитали в стихиях, которыми управляли.

Где живет Бог?

Вспомните, мы в прежних главах говорили о том, что после исполнения Иисусом обрядовой части закона Моисея, для верующих настало время духовного служения. Духовность же означает не выполнение церемоний, связывающих получение прощения с пролитием заместительной крови жертвенных животных, но обращение к Богу за прощением в духе, то есть душевное раскаяние с принятием верой за свои грехи жертвенной Крови Христа. Именно об этом говорил Иисус, объясняя Самарянке, где, а точнее как нужно будет поклоняться Богу истинным верующим:

«Женщина говорит Ему: Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме … Иисус говорит ей: поверь Мне , что наступает время , когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Но настанет время и настало уже , когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине , ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:19-21,23).

То есть Христос возвестил, что благодаря Его миссии наступает время , когда пропадет необходимость совершать Создателю обрядовые действия где-либо на земле. Не нужно будет поклоняться Творцу ни в Иерусалимском храме по закону Моисея, ни на горе, как это делали самаряне, также верующие в Бога Израилева. Творцу необходимо станет поклоняться в духе и истине . В истине – значит в следовании Слову Божьему, которое, как мы знаем и есть истина (см. Ин. 17:17). В духе – значит без материального аспекта служения. Для служения в духе не нужны храмы. Теперь земной Иерусалимский храм исполнился, воплотился в Иисусе , так как всё функционирование святилища являлось прообразом служения Христа в спасительном плане «очищения» людей от грехов:

«Иисус сказал им…: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. На это сказали Иудеи: сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его? А Он говорил о храме тела Своего. Когда же воскрес Он из мертвых, то ученики Его вспомнили , что Он говорил это, и поверили Писанию и слову, которое сказал Иисус » (Ин. 2:19-22).

Теперь храмами Божьими стали тела верующих:

«Разве не знаете, что вы храм Божий , и Дух Божий живет в вас?» (1 Кор. 3:16).

«Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога» (1 Кор. 6:19 , см. также 2 Кор. 6:16).

А домом Божьим, в соответствии с Евангельской вестью, стала церковь, которая, как мы уже отмечали в главе «Символ веры» , соответствует греческому слову εκκλησια и обозначает собрание верующих:

«Чтобы, … ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15).

«Дом же Его - мы , если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца» (Евр. 3:6).

«Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них » (Мф. 18:20).

Из Нового Завета видно, что церквями назывались любые группы верующих, в том числе собирающиеся в доме какой-либо христианской семьи:

«Приветствуйте братьев в Лаодикии, и Нимфана, и домашнюю церковь его » (Кол. 4:15 , см. также Рим. 16:4 , 1 Кор. 16:19 , Филим. 1:2).

Некоторым людям сложно это понять. Ведь они привыкли искать Творца в красивых зданиях с крестами и куполами, как их учат популярные конфессии. Но давайте посмотрим на прямые библейские тексты о месте где живет Бог . В соответствии со Словом Божьим Создатель никогда не жил в земных строениях . Даже в ветхозаветной скинии Бог не обитал постоянно, а лишь являлся там над крышкой ковчега:

«И сказал Господь Моисею … над крышкою Я буду являться в облаке» (Лев. 16:2).

Творец обещал быть рядом с Израильтянами только при условии, что те будут исполнять Его заповеди: «Вот, ты строишь храм; если ты будешь ходить по уставам Моим, и поступать по определениям Моим и соблюдать все заповеди Мои, поступая по ним, то Я исполню на тебе слово Мое, которое Я сказал Давиду, отцу твоему, и буду жить среди сынов Израилевых, и не оставлю народа Моего Израиля» (3 Цар. 6:12,13). Когда иудеи нарушали завет с Богом, то Он удалялся от них. Поэтому евреи были попираемы врагами, а храм неоднократно подвергался грабежу, осквернению и разрушению противниками Израиля.

То есть само святилище не являлось местом жительства Бога, а было лишь местом Его приближения к людям, Его явления им, где Он практически зримо (в виде облака) присутствовал среди Своего народа, и посвящено Его имени . Поэтому очи Господа более чем на другие места земли были обращены на это место. Творец сказал Соломону:

«Я освятил сей храм , который ты построил, чтобы пребывать имени Моему там» (3 Цар. 9:3).

«И явился Господь Соломону ночью и сказал ему: Я … избрал себе место сие в дом жертвоприношения . Если Я заключу небо и не будет дождя … и смирится народ Мой, … и будут молиться, … и обратятся от худых путей своих, то Я услышу с неба и прощу грехи их и исцелю землю их. Ныне очи Мои будут отверсты и уши Мои внимательны к молитве на месте сем . И ныне Я избрал и освятил дом сей, чтобы имя Мое было там … и очи Мои и сердце Мое будут там» (2 Пар. 7:12-16 , см. также 3 Цар. 5:5 , 3 Цар. 8:17-20,29,43 , 3 Цар. 9:7 , 2 Пар. 2:4 , 2 Пар. 6:5,7,10 , 2 Пар. 7:20 , Иер. 7:10,11-14,30).

После построения храма, признанного одним из самых величественных строений на земле, Соломон заявил:

«Поистине, Богу ли жить с человеками на земле? Если небо и небеса небес не вмещают Тебя, тем менее храм сей , который построил я» (2 Пар. 6:18 , см. также 3 Цар. 8:27).

Библия говорит, что истинное место «обитания» Творца на небесах :

«Господь во святом храме Своем, Господь, - престол Его на небесах » (Пс. 10:4).

«С небес призирает Господь , видит всех сынов человеческих; с престола, на котором восседает , Он призирает на всех, живущих на земле» (Пс. 32:13,14).

«Когда поражен будет народ Твой … за то, что согрешил пред Тобою, и они обратятся к Тебе … и будут просить и молиться пред Тобою … , тогда Ты услышь с неба , и прости грех народа Твоего» (2 Пар. 6:24,25 , см. также выше 2 Пар. 7:14 , а также Втор. 26:15 , Пс. 102:19 , Пс. 113:11 , Пс. 122:1 , 2 Пар. 6:27,30,33,35,39 , 2 Пар. 30:27 , 3 Цар. 8:30).

Пророк Исаия, упрекая иудеев, превративших служение Богу в формализм, возвещал от имени Создателя:

«Так говорит Господь: небо - престол Мой , а земля - подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня?» (Ис. 66:1).

Новый Завет вторит ветхозаветному учению:

«Всевышний не в рукотворенных храмах живет … Небо - престол Мой , и земля - подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила все сие?» (Деян. 7:48-50).

«Бог, сотворивший мир и все, что в нем, Он, будучи Господом неба и земли, не в рукотворенных храмах живет и не требует служения рук человеческих, как бы имеющий в чем-либо нужду, Сам дая всему жизнь и дыхание и все» (Деян. 17:24,25).

«Клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем» (Мф. 23:22 , см. также Мф. 5:34).

Я думаю, эти библейские тексты сложно истолковать как-то иначе. Кажется, уже после первого их прочтения лишних вопросов возникать не должно… Очевидно, что, согласно учению Священного Писания, Бог не обитает в рукотворных храмах, как бы это не пытались представить некоторые представители современных популярных христианских конфессий.

Это прекрасно понимали первые христиане. Нет археологических данных и письменных свидетельств, датируемых I-III веками, подтверждающих наличие храмов у христианских общин того времени (речь идет именно о храмах, а не о молитвенных домах, о которых мы будем рассуждать позднее). Наоборот, есть документы, показывающие сугубо отрицательное отношение первых христиан к храмам как к культовым религиозным сооружениям. Вот что о храмах писали известные богословы II-III веков.

Христианский писатель Марк Минуций Феликс (ок. 200 г.), книга «Октавий» (гл. XXXII):

«Думаете ли вы, что мы скрываем предмет нашего богопочтения, если не имеем ни храмов , ни жертвенников? Какой храм Ему построю , когда весь этот мир, созданный Его могуществом, не может вместить Его? И если я человек люблю жить просторно, то как заключу в одном небольшом здании столь великое Существо? Не лучше ли содержать его в нашем уме, святить Его в глубине нашего сердца? »

Христианский ученый Ориген (185 – 254 гг.), труд «Против Цельса» (кн. VII, LXIII-LXV, кн. III, XXXIV):

«Если скифы... не могут выносить вид храмов , алтарей и изображений, отсюда не следует, что причина, по которой мы возражаем против этих вещей , такая же, как у них… Скифы... согласны в этом с христианами и иудеями. Однако, их побуждают к этому совсем другие принципы. Ни одна из этих других групп не питает отвращение к алтарям и изображениям на основании того, что они боятся принизить поклонение Богу и свести ее к поклонению материальным вещам... Невозможно одновременно знать Бога и обращать молитвы изображениям.

Те народы воздвигают перечисленным (лицам) храмы и статуи. А мы все эти вещи уже исключили из области (своего) богопочитания. Мы веруем, что все это более прилично демонам, которые - я собственно не знаю почему - были прикреплены к определенному месту, может быть, потому, что они его добровольно избрали или потому, что принуждены были держаться его, привлеченные сюда известными суеверными обрядами».

Христианский апологет (богослов, защищающий христианство перед язычеством) Климент Александрийский (150 – 215 гг.), труд «Строматы» (кн. VII, 28/1-4):

«Прекрасно и справедливо не связывать ни с одним местом присутствие того, кто ничем не может быть ограничен. И не правы ли мы, когда величие того, кто включает в себя все на свете, не хотим измерять рукотворными храмами в его честь? Действительно, на каком основании труды обычных строителей следует называть святыми ? Немногим лучше думали и те, кто приписывал божественное величие воздуху и всему сущему под ним, точнее, всему миру и космосу. … Идолы и храмы , воздвигаемые простыми ремесленниками, созидаются из косной материи и навсегда остаются безжизненными, вещественными и не содержат в себе ничего святого».

Христианский апологет Арнобий (ок. 240 - ок. 330 гг.), труд «Против язычников» (кн. 6, гл. 3):

«Нам (христианам. – Прим. авт.) говорят, что мы не воздвигаем храмов ... и не поклоняемся … изображениям».

Христианский ритор Луций Целий Лактанций (приб. 250 – 325 гг.), труд «Божественные установления» (кн. II, гл. 2):

«Почему вы глядите на стены, дерево и камень вместо того места (неба. – Прим. авт.) , где, как вы верите, они (небесные заступники. – Прим. авт.) находятся? Каков смысл храмов и алтарей?».

А вот, что об отношении христиан к храмам писал языческий писатель Цельс (II в.), книга «Правдивое слово» (часть IV):

«Они (христиане. – Прим. авт.) не выносят вида храмов , жертвенников и изображений… Они избегают сооружения жертвенников, статуй и храмов ; (вместо этого) признаком (общности культа) служит у них уговор насчет скрытного, тайного сообщества».

Таким образом, Библейские тексты и исторические свидетельства говорят об одном:

1) храмы не являются местом обитания Бога;

2) во I-III веках н.э. христиане не имели храмов, но, наоборот, были противниками их возведения.