Костная проводимость звука: разбираемся, что это такое и насколько это безопасно. Среднее ухо

Аудиограмма – это графическое изображение способности человека слышать звуки разных частот . Исследование, результатом которого является аудиограмма, называют аудиометрией. Пройти данную диагностическую процедуру можно в больницах, специализирующихся на проблемах слуха, у врача-аудиолога.

Основные показания для проведения аудиометрии:

  • снижение слуха;
  • частые воспаления уха у детей;
  • отосклероз (постепенное заполнение внутреннего уха костной тканью);
  • патологические состояния среднего уха у людей любого возраста;
  • профилактический медицинский осмотр (для некоторых профессий);
  • необходимость подбора слухового аппарата.

Что такое аудиограмма

Аудиограмма – это график, созданный в системе координат, в которой по горизонтали отмечены частоты звука, а по вертикали – пороги слышимости (величины звукового давления, то есть громкость звука). Для каждого уха составляется отдельная аудиограмма. График правого уха обычно рисуется красным цветом, а точки пересечения частот и громкости – крестиками, левого – синим цветом и кружочками соответственно.

Чтобы получить более полную картину о состоянии слуха пациента, врачи проверяют и воздушную, и костную проводимость звука. Воздушная проводимость отображает прохождение звука обычным путем (через ухо), костная – через мягкие ткани и кости черепа, минуя слуховой проход и среднее ухо. По каждой из них составляется график. Причем воздушная проводимость обозначается непрерывной линией, костная – пунктиром.

Как делается аудиограмма

Пациент с направлением на аудиометрию приходит к врачу на назначенное время. Готовиться к данному исследованию не надо. Перед началом диагностической процедуры пациенту обязательно проводится отоскопия – осмотр уха. Если наружное и среднее ухо, а также барабанная перепонка находятся в нормальном состоянии, начинается аудиометрия. В случае нахождения в ушах серных пробок, сначала следует удалить их, а потом уже продолжать обследование.

Для проверки воздушной проводимости пациенту надевают наушники, костной – вибрирующий аппарат на участки за ушами . Сначала проверяют, как слышит человек звуки стандартных частот, затем, если есть необходимость, в расширенном частотном диапазоне (от 125 до 20 тыс. Гц).

Через наушники или вибрирующее устройство компьютером поочередно подаются звуки разной частоты и интенсивности. Задача пациента во время исследования – нажимать на специальную кнопку или говорить врачу, когда будет отчетливо расслышан звук. Каждый сигнал, который передает обследуемый, компьютер запоминает, а потом преобразует в графики – аудиограммы.

В целом вся процедура аудиометрии длится около 30 минут. Она не вредна для здоровья, поэтому обследоваться человек может столько раз, сколько будет необходимо в ходе диагностики и лечения.

Аудиометрия у детей

Изучение слуха у маленьких детей имеет свои особенности: малыши не всегда могут сосредоточиться, нажать кнопку или сказать, что слышат звук. Поэтому у них применяют не тональную аудиометрию, методика которой была описана выше, а другие разновидности этого обследования:

  • рефлекторную;
  • игровую .

С помощью рефлекторной аудиометрии проверяют слух у совсем маленьких деток. Малышам подают звуковые сигналы интенсивностью, соответствующей возрастным нормам порога слуховой чувствительности, и фиксируют визуальную реакцию на них. Игровая же аудиометрия применяется у детей 2-3 лет. В ходе такой процедуры врач просит маленького пациента, когда он услышит звук, либо выполнять какое-то движение, либо брать игрушку. Вариаций может быть много.

Аудиометрия: нормы

В норме взрослый здоровый человек имеет плоскую аудиограмму, расположенную на уровне не ниже 25 дБ. Такой графике говорить о том, что обследуемый хорошо слышит звуки всех частот.

Обратите внимание

С возрастом правый край графика начинает постепенно опускаться, это значит, что человек начинает хуже слышать высокочастотные звуки.

Что касается разницы между костной и воздушной проводимостью, то в норме она не должна составлять более 10 дБ (изображение костной проводимости обычно расположено выше), а графики по форме должны быть приблизительно одинаковыми . Если же расстояние между этими графиками становится более 20 дБ, врачи диагностируют кондуктивную тугоухость – нарушение проведения звука, которое происходит до внутреннего уха. Если же интервал, наоборот, исчезает совсем (графики накладываются друг на друга), диагностируют сенсорную тугоухость , то есть расстройство восприятия звука рецепторами внутреннего уха. Если есть нарушения и там, и там, говорят про смешанную тугоухость .

Также стоит отметить и тот факт, что аудиометрия является абсолютно субъективным обследованием, результаты которого всецело зависят от ощущений и самочувствия пациента. Поэтому повлиять на вид аудиограммы могут всевозможные факторы :

  • настроение обследуемого;
  • величина артериального давления;
  • наличие отвлекающих моментов (например, шума в кабинете врача);
  • атмосферные явления.

Какие заболевания можно выявить с помощью аудиометрии

Первое, что оценивает врач, – это костно-воздушный интервал. По его величине можно определить, каким нарушением слуха страдает пациент: когнитивным, сенсорным или смешанным. Далее специалист рассматривает сами аудиограммы, обращая особое внимание на частоты, которые важны для восприятия речи. Это от 500 до 4000 Гц. Если на этих частотах график опускается ниже отметки 25 дБ, диагностируют тугоухость. Она имеет 4 степени выраженности, крайняя степень – глухота.

Исследование вестибулоокулярных рефлексов (нистагм, проба кукольных глаз, калорическая проба.

Дуга вестибулоокулярных рефлексов: вестибулярный аппарат – вестибулярные ядра (VIII пара) – ядра нервов глазодвигательных мышц (III, IV, VI пары). Нистагм – медленное движение глаз в одну сторону, сменяющееся быстрым скачком в обратную сторону. Это позволяет удерживать взор в постоянном направлении во время вращения головы. Медленная фаза нистагма представляет собой стволовой вестибуло-окулярный рефлекс; быстрая фаза –обусловлена командами из префронтальной коры. Проба кукольных глаз – один из способов проверки вестибулоокулярных рефлексов. Осуществляют медленный поворот головы в горизонтальной, затем в вертикальной плоскости. В норме глаза двигаются в направлении, противоположном повороту головы. Движения глаз рефлекторные, регулируются стволовыми центрами и обусловлены импульсацией от вестибулярного аппарата и проприорецепторов шеи. При сохраненном сознании эти рефлексы подавляются корой больших полушарий за счёт фиксации взора, и появляются лишь при отсутствии корковых влияний. Так, например, содружественное движение глаз в полном объёме при пробе кукольных глаз позволяет утверждать, что кома не связана с повреждением ствола мозга. Калорическая проба (холодовая проба)

Орошение наружного слухового прохода холодной водой вызывает движение эндолимфы. Если пути от лабиринта к ядру глазодвигательного нерва в среднем мозге не повреждены, то глазные яблоки быстро смещаются в сторону раздражаемого уха и остаются в этом положении 30-120 сек. При сохранности полушарий головного мозга, например, при истерической коме, во время холодовой пробы возникает нистагм. Отсутствие нистагма свидетельствует о поражении или угнетении полушарий головного мозга.

Путь воздушной проводимости звука: наружный слуховой проход – среднее ухо – внутреннее ухо (Кортиев орган) – слуховой нерв.

Путь костной проводимости звука: кости черепа – внутреннее ухо (Кортиев орган) – слуховой нерв.

(а) Проба Вебера. Одна из проб для сравнения восприятия звука через воздух и черепную коробку. При патологических процессах в среднем ухе звучащий камертон, поставленный на середину темени, воспринимается значительно сильнее на стороне поражения. При этом у пациента создаётся впечатление, что источник звука расположен сбоку, на стороне больного уха.

При поражения внутреннего уха или слухового нерва звук воспринимается лучше на здоровой стороне. У пациента создаётся впечатление, что источник звука расположен сбоку, на стороне здорового уха.

(б) Проба Ринне. Одна из проб для сравнения восприятия звука через воздух и черепную коробку. Ножку звучащего камертона ставят на сосцевидный отросток. Когда восприятие звука путём костной проводимости оканчивается, камертон подносят к уху пациента и отмечают продолжение восприятия звука теперь уже за счёт воздушной проводимости звука (положительный симптом Ринне). При поражении звукопроводящего аппарата (барабанная перепонка, среднее ухо, слуховые косточки) звук камертона ухом через воздух не воспринимается (отрицательный симптом Ринне).



Костная проводимость звука Воздушная проводимость звука

Для работы необходимы : камертон. Объект исследования – человек.

Проведение работы : Испытуемого усаживают на стул и прикладывают к сосцевидному отростку звучащий камертон. В нормальных условиях испытуемый слышит звук, который постепенно угасает. Как только звук исчезает, камертон подносят к уху. Звук вновь появляется. При повреждении звукопроводящего аппарата наблюдается обратное явление –звкуа камертона не слышно тогда, когда он располагается возле внешнего слухового прохода и становится слышным, когда камертон переносят к сосцевидному отростку.

Результаты работы и их оформление . Полученые данные записывают в протокол и сравнивают с показателями у разных испытуемых.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ УРОВНЯ знаний:


1. В эксперименте на кошке изучали строение центральных отделов слуховой сенсорной системы. Вследствие разрушения одной из структур среднего мозга кошка потеряла ориентировочный рефлекс на сильные звуковые сигналы. Указать, какие структуры были разрушены:

A. Верхние бугры четверохолмия

B. Черное вещество

C. Вестибулярные ядра Дейтерса

D. Красные ядра

E. Нижние бугры четверохолмия

2. У 60-летнего обследуемого обнаружено увеличение порога восприятия звуков высокой частоты. Указать, нарушения каких структур слуховой сенсорной системы привело к такому состоянию:

A. Евстахиевой трубы

B. Кортиевого органа – ближе к овальному окну

C. Кортиевого органа – ближе к геликотремии

D. Мышц среднего уха

E. Барабанной перепонки

3. У исследуемого животного разрушили среднюю часть завитка внутреннего уха. Указать, к нарушениям какой частоты восприятия звуков это приведет:

A. Высокой частоты

B. Низкой частоты

C. Средней частоты

D. Высокой и низкой частот

E. Высокой и средней частот

4. При обследовании 50-летнего работника, кузнеца по профессии, установлено, что он лучше воспринимает звуки обоими ушами при костной проводимости, чем при воздушной. Указать, где, вероятней всего, локализуется повреждение:

A. Медиальные коленчатые тела таламуса

B. Нижние холмы четверохолмия

C. Барабанная перепонка

D. Звукопроводящий аппарат

E. Первичная слуховая кора

5. Среди нижеприведенных показателей указать, в каких единицах измеряется интенсивность звука:

A. Диоптриях

B. Дальтонах

C. Граммах

D. Децибеллах

E. Микронах

6. Слуховая ориентация человека в пространстве возможна за счет определенных факторов, где наибольшую роль играет:

A. Форма ушной раковины

B. Наличие свободного внешнего слухового прохода

C. Наличие бинаурального слуха

D. Интерауральное распределение звука по времени

E. Интерауральное распределение звука по интенсивности

7. Путем клинических наблюдений доказано, что острота слуха у человека с возрастом снижается и находится в диапазоне:

A. Высоких частот (25000 – 40000Гц)

B. Низких частот (16 –9000Гц)

C. Средних частот (9000-20000Гц)

E. Независимо от диапазона звукового восприятия

8. В больницу доставлен мужчина, пострадавший во время сильного взрыва. При обследовании выявлено, что барабанная перепонка не повреждена, т.к. сработал защитный рефлекс, который препятствует разрыву барабанной перепонки от сильной звуковой волны. Этот рефлекс реализуется за счет:

A. Расслабления m.tensor tympani

B. Сокращения m.tensor tympani

C. Расслабления m. stapedius

D. Сокращения m. auricularis anterior

E. Расслабления m. auricularis anterior

9. Установлено, что чрезвычайно высокая чувствительность слуховой сенсорной системы обусловлена не только разницей площади стремени (3,2х10 -6 м 2) и барабанной перепонки (7,0х10 -5 м 2), а и тем минимальным давлением на барабанную перепонку, который заставляет ее колебаться. Указать величину этого давления:

A. 0,00001 мг/м 2

B. 0,0001 мг/м 2

C. 0,001 мг/м 2

D. 0,01 мг/м 2

E. 0,1 мг/м 2

10. При зачислении 23-летнего работника на должность клепальщика его ухо воспринимало колебания в диапазоне 16-20000 Гц, а после десяти лет работы диапазон звуковых частот изменился до 16-9000Гц. Указать возможную причину изменения восприятия звуковых частот:

A. Отосклероз

B. Повреждение текториальной мембраны

C. Повреждение средней части основной мембраны

D. Повреждение дистальной части основной мембраны

E. Повреждение проксимальной части основной мембраны

Ответы: 1Е., 2В., 3С., 4D., 5D., 6С., 7В., 8В., 9В., 10Е.


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ УРОВНЯ знаний по программе «Крок»:


1. Для нарушений звуковосприятия на уровне среднего уха характерно:

A. Повышение порога восприятия звука при воздушном и костном проведении.

B. Повышение порога восприятия звука при костном проведении.

2. Для нарушений звуковосприятия на уровне внутреннего уха характерно:

A. Повышение порога восприятия звука при костном проведении.

B. Повышение порога восприятия звука при воздушном и костном проведении.

C. Повышение порога восприятия звука при воздушном проведении.

D. Нарушение восприятия высокочастотного звука.

E. Нарушение восприятия низкочастотного звука.

3. Нарушения функций каких рецепторных зон способствует утрате статических рефлексов, в реализации которых принимает участие вестибулярная система?

A. Макулярные рецепторы.

B. Рецепторы полукружных каналов.

C. Рецепторы полукружных каналов и макулярных органов.

D. Проприорецепторы шеи.

E. Проприорецепторы шеи и макулярных органов.

4. У больного обнаружился выраженный дефект барабанной перепонки обоих ушей. Какие нарушения слухового анализатора отмечаются при этом?

A. Снижение остроты слуха.

B. Снижение восприятия звуков высокой частоты.

C. Снижение восприятия звуков низкой частоты.

D. Снижение порога болевых ощущений при высокой интенсивности звукового сигнала.

E. Повышение порога болевых ощущений при высокой интенсивности звукового сигнала.

5. Резкое одностороннее повышение давления эндолимфы в перепончатой части лабиринта и полукружных каналов способствует

A. Нистагму, быстрый компонент которого направлен в здоровую сторону.

B. Нистагму, быстрый компонент которого направлен в сторону повышения давления.

C. Нистагму, медленный компонент которого направлен в здоровую сторону.

D. Нистагму, медленный компонент которого направлен в сторону повышения давления.

E. Вертикальному нистагму.

6. Внезапный звуковой сигнал не вызвал у больного ориентировочную реакцию. В каком месте имеются нарушения?

A. На уровне образований мозжечка.

B. На уровне системы проведения проприоцептивной информации.

C. На уровне вестибулярных ядер продолговатого мозга.

D. На уровне таламуса.

E. На уровне четверохолмия среднего мозга.

7. Возбуждение рецепторов полукружных каналов наблюдается…

A. при угловых ускорениях в начале движения и в момент его окончания

B. при угловых ускорениях постоянно

C. при угловых ускорениях только в начале движения

D. при линейных ускорениях постоянно

E. при линейных ускорениях в в конце движения

8. Чем заполнен средний канал улитки?

A. перилимфой, близкой по составу со спинномозговой жидкостью

B. эндолимфой, близкой по составу с внутриклеточной жидкостью

C. перилимфой, близкой по составу с внеклеточной жидкостью

D. эндолимфой, близкой по составу с внеклеточной жидкостью

E. перелимфой, близкой по составу к с внутриклеточной жидкостью.

9. Какая из теорий восприятия звуков считается ведущей в настоящее время?

A. клеточная теория Вирхова

B. телефонная теория Резерфорда

C. резонаторная теория Гельмгольца

D. теория "бегущей волны" Бекеши

E. резонансная теория Гельмгольца

10. Кортиев орган расположен на…

A. рейснеровой мембране

B. мембране круглого окна

C. мембране овального окна

D. добавочной мембране

E. основной мембране

Ответы 1-С., 2-B., 3-A., 4-A., 5-E., 6-E., 7-A., 8-B., 9-D., 10-Е.


Ситуационные задачи:

1. Объясните, может ли человек слышать звуки с частотой 40000 Гц? Ответ: Человек различает как звук частоты от 16 до 20000 Гц.

2. У больного повреждены полукружные каналы внутреннего умн Может ли он дать отчет о положении головы в пространстве? Может, так как рецепторы полукружных каналов внут­реннего уха воспринимают изменение скорости движения тела. Положение головы в пространстве воспринимается рецепторами, рисположенными в мешочках преддверия.

3. Объясните, где легче определить направление источника звука, в воздухе или в воде? Почему? Ответ: Бинауральная система слуха анализирует разницу между временем прихода звука в левое и правое ухо и человек поворачивает голову в сторону источника звука до тех пор, пока мозг перестанет улавливать данную разницу. В этом случае мы будем смотреть прямо на источник звука. Вода - более плотная среда, в ней звук распространяется быстрее, чем в воздухе. Поэтому разница во времени между приходом звука в левое и правое ухо будет меньше, чем в воздухе. Это затруднит определение источника звука в водной бреде.

4. Объясните, в каком случае у человека увеличение скорости пульсовой волны может сочетаться со снижением верхнего порога слышимых частот, например до 8000Гц при отсутстивии каких-либо специфических заболеваний органа слуха? Ответ: У взрослого человека верхний порог слуховых частот составляет 20000 Гц. Значит у данного человека порог снижен. Поскольку заболевания слуховой системы отсутствуют, остается предположить, что дело в возрасте – старые люди обычно перестают слышать очень высокие звуки. В то же время в старости, как правило, возникают атеросклеротические изменения в стенках сосудов. Стенки становятся более жесткими, а это приводит к увеличению скорости пульсовой волны. Т.о. данное явление может наблюдаться у стариков при наличии склеротических явлений в стенках сосудов.

5. И овальное, и круглое окно в костной капсуле улитки затянуты эластичной мембраной. Если бы эта мембрана стала жесткой, восприятие звуков резко нарушилось бы. Объясните, почему? Ответ: Овальное окно передает колебания слуховых косточек перилимфе. Круглое окно обеспечивает возможность смещения перилимфы под влиянием колебаний мембраны овального окна, так как мембрана круглого окна также способна выпячиваться. Если бы обе эти мембраны стали жесткими, то перилимфа не могла бы смещаться, так как жидкость несжимаема. Таким образом в обоих случаях не могло бы в конечном счете происходить раздражение волосковых клеток кортиевого органа и не происходило бы восприятие звука.

6. Человек страдает тугоухостью. Если при нем играют на скрипке или заставляют звучать камертон, он этого не слышит. Объясните, что необходимо сделать, чтобы он услышал хотя бы один из этих звуков? Ответ: Восприятие звуков может происходить за счет воздушной проводимости и костной проводимости. При тугоухости ухудшается воздушная проводимость, например, за счет нарушения нормальной подвижности слуховых косточек. Однако, может сохраниться костная проводимость. Чтобы убедиться в этом, нужно поставить на какой-либо участок головы (лучше всего на сосцевидный отросток) звучащий предмет. Его колебания будут передаваться не только по воздуху, но и костям черепа, а от них рецепторному аппарату внутреннего уха и звук может быть услышан. Камертон можно приставить к голове его ножкой, а колеблющиеся струны скрипки – нельзя.

7. Объясните механизм «закладывания» ушей в самолете и предложите способ коррекции этого состояния. Ответ: При поднятии на высоту атмосферное давление снижается. Это приводит к тому, что стенки евстахиевых труб спадаются и давление на барабанную перепонку со стороны наружного уха не уравновешивается давлением со стороны среднего уха. Чтобы избавиться от связанных с этим неприятных ощущений, можно попытаться восстановить проходимость евстахиевых труб. Для этого повышают давление в полости рта, делая усиленные глотательные движения.

8. Резонансная теория слуха Гельмгольца предполагала, что восприятие различной высоты звука основано на том, что в зависимости от высоты звука возникают колебания различных участков основной мембраны – резонируют и возбуждаются волокна основной мембраны, имеющие различную длину. Однако И.П. Павлов предложил другую теорию - бегущей волны. Однако, известны опыты в лаборатории И. П. Павлова, в которых разрушение различных участков кортиева органа приводило к выпадению условных рефлексов на звуки соответственно низкой или высокой частоты. Не подтверждает ли это и справедливость резонаторной теории? Ответ: Действительно, подтверждает. Различные участки кортиевого органа обеспечивают восприятие звуков разной высоты. Но это еще ничего не говорит о механизме избирательного реагирования основной мембраны на звуковые волны разной частоты. В эндолимфе возникает бегущая волна. Ее параметры зависят от частоты действующего звука. В зависимости от характера этой бегущей волны происходит выбухание различных частей основной мембраны, что определяется ее упругими свойствами. В результате возбуждаются разные волосковые клетки и возникает ощущение высоты звука. Этот механизм называется пространственным кодированием.

9. При экспериментальном исследовании, если крыс приучают находить дорогу в лабиринте с многочисленными поворотами, то даже после выключения зрения, животные продолжают правильно проходить все повороты. Объясните, какую дополнительную операцию (одну из двух возможных) нужно сделать, чтобы крыса перестала ориентироваться в лабиринте? Ответ: При прохождении каждого поворота возникают угловые ускорения и, следовательно, включается вестибулярная сенсорная система. Отчасти здесь участвует и проприоцептивная сигнализация. Нейроны соответствующих отделов коры больших полушарий (КБП) запоминают последовательность поворотов и их местонахождение. Если дополнительно разрушить у животного вестибулярный аппарат или связанные с ним отделы КБП, то ориентация в лабиринте полностью исчезнет.

10. На экспертизу привезли человека, который утверждал, что не слышит звуков. Однако анализ ЭЭГ, зарегистрированной от височных областей коры мозга, помог опровергнуть ложное утверждение обследуемого. Объясните: 1) Какие изменения на ЭЭГ были отмечены при включении звукового сигнала? 2) Почему ЭЭГ была зарегистрирована от височнх областей мозга? 3) Волны какой частоты и амплитуды появились на ЭЭГ при включении звонка? Ответ: 1) Реакция десинхронизации. 2) Корковый отдел слухового анализатора локализуется в височной доле коры (поля 41, 42). 3) Бета–волны амплитудой до 25 мкВ, частотой 14-28 Гц.

11. При проведении экспериментального исследования лягушке произвели одностороннее разрушение полукружных каналов с левой стороны. После окончания постоперационного периода лягушку опустили в ванночку с водой. Объясните: 1) В какую сторону лягушка будет совершать плавательные движения? 2) В состав какого анализатора входят полукружные каналы? 3) Что является специфическим раздражителем для рецепторов полукружных каналов? 4) Как можно охарактеризвать основные функции вестибулярного аппарата? Ответ: 1) В сторону разрушенных полукружных каналов (влево). 2) В состав вестибулярного анализатора. 3) Угловое ускорение в начале и в конце вращательных движений. 4) Вестибулярная сенсорная система: информирует ЦНС о положении головы и ее движениях; обеспечивает поддержание позы вместе с двигательными ядрами ствола и мозжечка; обеспечивает ориентацию в пространстве (корковый отдел – постцентральная извилина).

12. Объясните, что произойдет со слуховыми условными рефлексами после удаления затылочной или височной долей мозга? Ответ: При удалении височных долей головного мозга условные рефлексы исчезают, при удалении затылочных - сохраняются.

Для исследования костной проводимости костный телефон приставляется либо к срединной линии черепа, либо к области сосцевидного отростка. Следует по возможности прижимать вибратор с одинаковой силой с таким расчетом, чтобы получить оптимальное звучание.

Для исследования костной проводимости с сосцевидного отростка выбирают участок в области проекции антрума, откуда звук проводится лучше всего, но при этом следует избегать соприкосновения телефона с ушной раковиной. Ввиду множества возможных ошибок получение правильной костной аудиограммы представляет собой сложную задачу. Первое затруднение возникает при необходимости изолированного исследования одного уха; звук костного телефона практически всегда достигает противоположного лабиринта, и в результате получается суммация эффекта. Установлено, что звук костного телефона, приставленного к одному сосцевидному отростку, проводится к противоположному лабиринту очень мало изменившимся в силе (интенсивность звука падает обычно на 5 -8 дб).

Обычно при определении костной проводимости маскирующей звук (проведенный при помощи воздушной проводимости в неисследуемое ухо) должен иметь интенсивность на 20 дб больше, чем звук, которым исследуют. Некоторые авторы предпочитают индивидуально подбирать силу маскирующего звука, усиливая его до такой степени, чтобы звук костного телефона слышался в исследуемом ухе.

В этих условиях маскирующий звук, как правило, не искажает данные, получаемые от исследуемого уха. При некоторых формах тугоухости, однако, очень трудно получить вполне надежные результаты.

Наиболее неблагоприятны условия в тех случаях, когда неисследуемое ухо обладает хорошей костной и плохой воздушной проводимостью (поражение звукопроводящего аппарата). Тогда маскировочный тон должен иметь очень большую интенсивность, а это, как указывалось выше, может искажать костные пороги исследуемого уха.

При исследовании костной проводимости, кроме того, всегда нужно помнить, что звук от костного телефона (особенно при высоких частотах) может проводиться через воздух как к исследуемому, так и к неисследуемому уху (переслушивание через воздух). Переслушивание неисследуемым ухом устраняют путем заглушения его маскирующим звуком; труднее бороться с проведением звука костного телефона через воздух в одноименное (исследуемое) ухо можно на момент закрывать слуховой проход исследуемого уха. Целесообразно также во время опыта приподнимать костный телефон над поверхностью сосцевидного отростка, и если нет переслушивания через воздух, то звук должен замирать.

Необходимо иметь в виду, что при исследовании костной проводимости уровень окружающего шума имеет большее значение, чем при исследовании воздушной проводимости. В последнем случае закрывание уха подушкой воздушного телефона защищает его от окружающего шума. Так как слух на исследуемое ухо понижен, то им плохо воспринимается и окружающий шум; поэтому не требуется, чтобы воздушная аудиометрия обязательно проводилась в звукоизолированной камере - она может быть выполнена в тихом помещении, где уровень шумового фона не превышает 25 дб.

Исследование же костной проводимости нормального уха в такой обстановке приведет к искусственному повышению порогов вследствие маскирующего действия окружающего шума. Это доказывается тем, что в заглушенной камере пороги костной проводимости для здорового уха оказываются ниже. Целесообразно поэтому исследовать костную проводимость либо в заглушенной камере, либо в обычной обстановке, но при открытых ушах и с закрытыми ушами.

Сравнение кривых костной проводимости при открытых и закрытых ушах имеет диагностическое значение, так как в норме и при поражении звуковоспринимающего аппарата между ними имеется известное расхождение, особенно в области низких частот, при поражении же звукопроводящего аппарата они совпадают друг с другом (Бинг - Bing, А. А. Князева и др.). При исследовании костной проводимости суммарно со средины черепа Г. И. Гринберг предлагает закрывать уши коробками-боксами объемом в 3000 см 3 . По его мнению, они создают достаточную изоляцию от окружающего шума и исключают переслушивание через воздух. Относительно большой объем боксов в очень малой степени меняет акустическое сопротивление и поэтому не сказывается на величине костных порогов. Для костной аудиометрии пользуются тем же аудиометром, что и для воздушной. После включения телефона костной проводимости определяют пороги для частот от 100 до 4000 гц и более в зависимости от качества и характеристики костного телефона.

Нулевая линия аудиограмм для костной проводимости соответствует средней норме слышимости нормальных ушей при исследовании костным телефоном с «оптимального» участка сосцевидного отростка (при открытых ушах). Нормальные пороги костной проводимости примерно на 40 дб выше воздушных. Разница на аудиограмме между высотой кривой костной проводимости и нулевой линией соответствует данным опыта Швабаха, а сравнение воздушной и костной кривых - результатам опыта Ринне.

Наконец, производится опыт с костной латерализацией (опыт Вебера). При помещении костного телефона на средней линии черепа в норме звук слышен посредине головы, не латерализован; если имеется заболевание одного уха, звук латерализуется, т. е. он будет слышен в одном из ушей. Латерализация в здоровое или, лучше, слышащее ухо говорит, как правило, о поражении звуковоспринимающего аппарата; при нарушении звукопроведения звук обычно латерализуется в больное ухо.

Очень большое значение имеет уровень кривой костной проводимости по отношению к нулевой линии и к кривой воздушной проводимости. Пороги костной проводимости при поражении звуковоспринимающего аппарата повышены особенно в области высоких частот. Поэтому при этой форме тугоухости обе кривые как воздушной, так и костной проводимости идут параллельно друг другу и сильно отходят от нулевой линии на уровне высоких частот. Наоборот, при поражении звукопроводящего аппарата костная проводимость обычно страдает мало, и кривая ее находится близ нулевой линии; в тех случаях, когда отмечается понижение костной проводимости, ее кривая оказывается все же выше кривой воздушной проводимости (отрицательный опыт Ринне). Таким образом, перцептивная глухота всегда сопровождается падением костной проводимости; при поражении же звукопроводящего аппарата мы обычно наблюдаем малоизмененную костную проводимость.

Однако следует помнить, что некоторые формы поражения звукопроводящего аппарата также могут повести к понижению костной проводимости. Решающим здесь является состояние лабиринтных окон. Так, при сильной тугоподвижности обоих окон, а также при малой разнице в их подвижности костная проводимость нарушается.

Поэтому по костной проводимости не всегда можно судить о состоянии нервного аппарата уха. Бывают случаи, когда костная проводимость резко понижена, а возбудимость нервного аппарата еще сохранена (резерв сохранен).

РЕЧЕВАЯ АУДИОМЕТРИЯ

Обычная методика исследования речью имеет ряд недостатков. Главный из них состоит в невозможности стандартизировать речь в отношении силы и качества. Речь представляет собой очень сложное сочетание быстро сменяющихся звуков различной частоты и силы. Пользование шепотной речью несколько уравнивает интенсивность звуков, но зато мы здесь сталкиваемся с новым обстоятельством: в обычной жизни (особенно тугоухому) приходится разбирать разговорную речь, которая в фонетическом отношении сильно отличается от шепотной. Измерение остроты речевого слуха по расстоянию также является нередко источником ошибок, так как в комнате, благодаря отражению звуков от стен, сила звука падает не пропорционально квадрату расстояния. Наконец, при этом способе не определяется степень разборчивости, что особенно важно для речевого слуха. Принимая во внимание указанные недостатки исследования слуха разговорной и шепотной речью, новой методике речевой аудиометрии в настоящее время придается большое значение.

С усовершенствованием техники записи и воспроизведения звуков человеческой речи разработана речевая аудиометрия, которая позволяет устранить недостатки, свойственные шепотной и разговорной речи.

Речевая аудиометрия обеспечивает постоянство речевого материала и дикции; возможность регулировки и регистрации интенсивности передаваемых слов; определение потери слуха в сравнимых единицах (децибелах). Этот метод дает возможность количественного определения слуховой функции по степени разборчивости речи, которая связана с поражением тех или иных звеньев звукового анализатора.

Речевая аудиометрия заключается в том, что разговорная речь или отдельные слова записывают с помощью высококачественной звукозаписывающей аппаратуры (например, магнитофона), а затем без искажения передают на динамический телефон, надетый на ухо испытуемого. Группы слов должны быть фонетически однородными и соответствовать словесной и ритмико-динамической структуре русского языка. Все слова при записи на магнитофон произносятся диктором одинаково громко, что контролируется при помощи вольтметра. Каждая запись - таблица - содержит 50 слов. Сила, с которой слова передаются к уху испытуемого, регулируется при помощи аттенюатора.

В настоящее время для речевой аудиометрии предложены различные виды артикуляционных таблиц: слоговые (составленные из звуков, лишенных смысла), словесные и фразовые. Попытки исследовать слуховую функцию больных слоговыми таблицами не увенчались успехом, так как использование лишенных смысла звукосочетаний затрудняет и усложняет методику исследования. Фразовые артикуляционные таблицы тоже не получили применения в речевой аудиометрии, так как их составление затруднено из-за бесчисленного множества всевозможных фраз в языке и отсутствия возможности конкретно представить с их помощью фонетические особенности данного языка. При исследовании слуха у больных наиболее пригодными оказались артикуляционные таблицы, составленные из отдельных 30-50 слов.

В настоящее время метод речевой аудиометрии разработан на английском, русском, немецком, финском, шведском, французском, итальянском, грузинском, туркменском и некоторых других языках.

Для исследования слуха речью составлены словесные артикуляционные таблицы, отражающие реальную речь. Группы слов фонетически однородны и соответствуют словесной и ритмико-динамической структуре русского языка.

Целью речевой аудиометрии является получение кривой разборчивости. Для этого необходимо определить по крайней мере три точки (уровня). Первая точка получается, когда интенсивность переданных магнитофоном слов достигает такой величины, что испытуемый слышит появление какого-то звука вообще. Этот уровень почти совпадает с уровнем слуха на чистые тона в диапазоне частот 300-3000 гц или превышает его на 3-8 дб.

Вторая точка получается при усилении речи до такой интенсивности, что испытуемый начинает правильно повторять (записывать) 50% переданных слов, т. е. 25 слов из таблицы. Обычно этот уровень находится примерно на 25-30 дб выше первого. Таким образом, чтобы понять половину слов, интенсивность их должна быть приблизительно на 30 дб выше порога слышимости слуховых частот (т. е. 300-3000 гц).

Третья точка определяется при такой интенсивности, когда будет достигнута уже максимальная разборчивость. В норме этот уровень соответствует интенсивности 40-45 дб выше тонального порога.

Максимальной разборчивостью считается такая, когда испытуемый повторяет 90% слов и больше, так как при этом он полностью воспринимает обычную разборчивую речь.

Таким образом, при речевой аудиометрии определяются в основном три величины:

1) порог речевого слуха - та интенсивность, при которой испытуемый слышит 50% поданных слов (порог отсчитывается по оси абсцисс);

2) максимальная разборчивость (отсчитывается по оси ординат);

3) потеря различения (дискриминация), что может быть при некоторых формах нарушения звуковосприятия, когда при усилении интенсивности звукового раздражителя разборчивость не достигает 100%.

Наконец, устанавливается разборчивость при максимальных интенсивностях (например, при 100 дб). При этом у больных невритом слухового нерва процент разборчивости не только не увеличивается, а даже уменьшается. При различных формах тугоухости кривые разборчивости имеют характерные особенности, и поэтому они имеют большое диагностическое значение.

Сегодня мы разбираемся, как расшифровать аудиограмму. В этом нам помогает Светлана Леонидовна Коваленко — врач высшей квалификационной категории, главный детский сурдолог-оториноларинголог Краснодара, кандидат медицинских наук .

Краткое изложение

Статья получилось большой и подробной — чтобы понять, как расшифровать аудиограмму, надо сначала познакомиться с основными терминами аудиометрии и разобрать примеры. Если у вас нет времени долго читать и разбираться в деталях, в карточке ниже — краткое изложение статьи.

Аудиограмма — график слуховых ощущений пациента. Она помогает диагностировать нарушения слуха. На аудиограмме две оси: горизонтальная — частота (количество звуковых колебаний в секунду, выражается в герцах) и вертикальная — интенсивность звука (относительная величина, выражается в децибелах). На аудиограмме отмечается костная проводимость (звук, который в виде вибраций доходит до внутреннего уха через кости черепа) и воздушная проводимость (звук, который достигает внутреннего уха обычным путём — через наружное и среднее ухо).

При аудиометрии пациенту подают сигнал разной частоты и интенсивности и отмечают точками величину минимального звука, который слышат пациент. Каждая точка показывает минимальную интенсивность звука, при которой пациент слышит на конкретной частоте. Соединив точки, получаем график, а точнее, два — один для костного звукопроведения, другой — для воздушного.

Норма слуха — когда графики лежат в диапазоне от 0 до 25 дБ. Разница между графиком костного и воздушного звукопроведения называется костно-воздушным интервалом. Если график костного звукопроведения в норме, а график воздушного лежит ниже нормы (присутстувет костно-воздушный интервал), это показатель кондуктивной тугоухости. Если график костного звукопроведения повторяет график воздушного, и оба лежат ниже нормального диапазона, это говорит о сенсоневральной тугоухости. Если чётко определяется костно-воздушный интервал, и при этом оба графика показывают нарушения, значит, тугоухость смешанная.

Основные понятия аудиометрии

Чтобы понять, как расшифровать аудиограмму, сначала остановимся на некоторых терминах и самой методике аудиометрии.

У звука две основные физические характеристики: интенсивность и частота.

Интенсивность звука определяется силой звукового давления, которое у человека весьма вариабельно. Поэтому для удобства принято пользоваться относительными величинами, такими как децибелы (дБ) — это десятичная шкала логарифмов.

Частоту тона оценивают количеством звуковых колебаний в секунду и выражают в герцах (Гц). Условно диапазон звуковых частот делят на низкие — ниже 500Гц, средние (речевые) 500−4000Гц и высокие — 4000Гц и выше.

Аудиометрия — это измерение остроты слуха. Эта методика субъективна и требует обратной связи с пациентом. Исследующий (тот, кто проводит исследование) при помощи аудиометра подаёт сигнал, а исследуемый (слух которого исследуют) даёт знать, слышит он этот звук или нет. Чаще всего для этого он нажимает на кнопку, реже — поднимает руку или кивает, а дети складывают игрушки в корзину.

Существуют различные виды аудиометрии: тональная пороговая, надпороговая и речевая. На практике наиболее часто применяется тональная пороговая аудиометрия, которая определяет минимальный порог слуха (самый тихий звук, который слышит человек, измеряемый в децибелах (дБ)) на различных частотах (как правило, в диапазоне 125Гц — 8000 Гц, реже до 12 500 и даже до 20 000 Гц). Эти данные отмечаются на специальном бланке.

Аудиограмма — график слуховых ощущений пациента. Эти ощущения могут зависеть как от самого человека, его общего состояния, артериального и внутричерепного давления, настроения и т. д. , так и от внешних факторов — атмосферных явлений, шума в помещении, отвлекающих моментов и т. д.

Как строится график аудиограммы

Для каждого уха раздельно измеряют воздушную проводимость (через наушники) и костную проводимость (через костный вибратор, который располагают позади уха).

Воздушная проводимость — это непосредственно слух пациента, а костная проводимость — слух человека, исключая звукопроводящую систему (наружное и среднее ухо), её ещё называют запасом улитки (внутреннего уха).

Костная проводимость обусловлена тем, что кости черепа улавливают звуковые вибрации, которые поступают ко внутреннему уху. Таким образом, если имеется препятствие в наружном и среднем ухе (любые патологические состояния), то звуковая волна достигает улитки благодаря костной проводимости.

Бланк аудиограммы

На бланке аудиограммы чаще всего правое и левое ухо изображены раздельно и подписаны (чаще всего правое ухо слева, а левое ухо справа), как на рисунках 2 и 3. Иногда оба уха отмечаются на одном бланке, их различают либо цветом (правое ухо всегда красным, а левое — синим), либо символами (правое кругом или квадратом (0---0---0), а левое — крестом (х---х---х)). Воздушную проводимость всегда отмечают сплошной линией, а костную — прерывистой.

По вертикали отмечают уровень слуха (интенсивность стимула) в децибелах (дБ) с шагом в 5 или 10 дБ, сверху вниз, начиная от −5 или −10, а заканчивая 100 дБ, реже 110 дБ, 120 дБ. По горизонтали отмечаются частоты, слева направо, начиная от 125 Гц, далее 250 Гц, 500Гц, 1000Гц (1кГц), 2000Гц (2кГц), 4000Гц (4кГц), 6000Гц (6кГц), 8000Гц (8кГц) и т. д. , могут быть некоторые вариации. На каждой частоте отмечается уровень слуха в децибелах, потом точки соединяют, получается график. Чем выше график, тем лучше слух.


Как расшифровать аудиограмму

При обследовании больного в первую очередь необходимо определить топику (уровень) поражения и степень слуховых нарушений. Правильно выполненная аудиометрия даёт ответ на оба этих вопроса.

Патология слуха может быть на уровне проведения звуковой волны (за этот механизм отвечает наружное и среднее ухо), такую тугоухость называют проводниковой или кондуктивной; на уровне внутреннего уха (рецепторный аппарат улитки), данная тугоухость является сенсоневральной (нейросенсорной), иногда бывает сочетанное поражение, такую тугоухость называют смешанной. Крайне редко встречаются нарушения на уровне слуховых проводящих путей и коры головного мозга, тогда говорят о ретрокохлеарной тугоухости.

Аудиограммы (графики) могут быть восходящими (чаще всего при кондуктивной тугоухости), нисходящими (чаще при сенсоневральной тугоухости), горизонтальными (плоскими), а также иной конфигурации. Пространство между графиком костной проводимости и графиком воздушной — это костно-воздушный интервал. По нему определяют, с каким видом тугоухости мы имеем дело: нейросенсорной, кондуктивной или смешанной.

Если график аудиограммы лежит в диапазоне от 0 до 25 дБ по всем исследуемым частотам, то считается, что у человека нормальный слух. Если график аудиограммы спускается ниже, то это патология. Тяжесть патологии определяется степенью тугоухости. Существуют различные расчёты степени тугоухости. Однако наиболее широкое распространение получила международная классификация тугоухости, по которой рассчитывается среднеарифметическая потеря слуха на 4 основных частотах (наиболее важных для восприятия речи): 500 Гц, 1000 Гц, 2000 Гц и 4000 Гц.

1 степень тугоухости — нарушение в пределах 26−40 дБ,
2 степень — нарушение в диапазоне 41−55 дБ,
3 степень — нарушение 56−70 дБ,
4 степень — 71−90 дБ и свыше 91 дБ — зона глухоты.

1 степень определяется как лёгкая, 2 — среднетяжёлая, 3 и 4 — тяжёлая, а глухота — крайне тяжёлая.

Если костное звукопроведение в норме (0−25дБ), а воздушное проведение нарушено, это показатель кондуктивной тугоухости . В случаях, когда нарушено и костное, и воздушное звукопроведение, но есть костно-воздушный интервал, у пациента смешанный тип тугоухости (нарушения и в среднем и во внутреннем ухе). Если костное звукопроведение повторяет воздушное, то это сенсоневральная тугоухость . Однако при определении костной звукопроводимости необходимо помнить, что низкие частоты (125Гц, 250Гц) дают эффект вибрации и исследуемый может принимать это ощущение за слуховое. Поэтому нужно критически относиться к костно-воздушному интервалу на данных частотах, особенно при тяжёлых степенях тугоухости (3−4 степени и глухоте).

Кондуктивная тугоухость редко бывает тяжелой степени, чаще 1−2 степень тугоухости. Исключения составляют хронические воспалительные заболевания среднего уха, после хирургических вмешательствах на среднем ухе и т. д. , врожденные аномалии развития наружного и среднего уха (микроотии, атрезии наружных слуховых проходов и т. д.), а также при отосклерозе.

Рисунок 1 — пример нормальной аудиограммы: воздушная и костная проводимость в пределах 25 дБ во всём диапазоне исследуемых частот с обеих сторон .

На рисунках 2 и 3 представлены типичные примеры кондуктивной тугоухости: костное звукопроведение в пределах нормы (0−25дБ), а воздушное нарушено, имеется костно-воздушный интервал.

Рис. 2. Аудиограмма пациента с двусторонней кондуктивной тугоухостью .

Чтобы рассчитать степень тугоухости, складываем 4 величины — интенсивность звука на 500, 1000, 2000 и 4000 Гц и делим на 4, чтобы получить среднее арифметическое. Получаем справа: на 500Гц — 40дБ, 1000Гц — 40 дБ, 2000Гц — 40 дБ, 4000Гц — 45дБ, в сумме — 165 дБ. Делим на 4, равно 41,25 дБ. Согласно международной классификации, это 2 степень тугоухости. Определяем тугоухость слева: 500Гц — 40дБ, 1000Гц —— 40 дБ, 2000Гц — 40 дБ, 4000Гц — 30дБ = 150, разделив на 4, получаем 37,5 дБ, что соответствует 1 степени тугоухости. По данной аудиограмме можно сделать следующее заключение: двусторонняя кондуктивная тугоухость справа 2 степени, слева 1 степени.

Рис. 3. Аудиограмма пациента с двусторонней кондуктивной тугоухостью .

Аналогичную операцию выполняем для рисунка 3. Степень тугоухости справа: 40+40+30+20=130; 130:4=32,5, т. е. 1 степень тугоухости. Слева соответственно: 45+45+40+20=150; 150:4=37,5, что также является 1 степенью. Таким образом, можно сделать следующее заключение: двусторонняя кондуктивная тугоухость 1 степени.

Примерами сенсоневральной тугоухости являются рисунки 4 и 5. На них видно, что костная проводимость повторяет воздушную. При этом на рисунке 4 слух на правом ухе в норме (в пределах 25 дБ), а слева имеется сенсоневральная тугоухость, с преимущественным поражением высоких частот.

Рис. 4. Аудиограмма пациента с сенсоневральной тугоухостью слева, правое ухо в норме .

Степень тугоухости рассчитываем для левого уха: 20+30+40+55=145; 145:4=36,25, что соответствует 1 степени тугоухости. Заключение: левосторонняя сенсоневральная тугоухость 1 степени.

Рис. 5. Аудиограмма пациента с двусторонней сенсоневральной тугоухостью .

Для данной аудиограммы показательным является отсутствие костного проведения слева. Это объясняется ограниченностью приборов (максимальная интенсивность костного вибратора 45−70 дБ). Рассчитываем степень тугоухости: справа: 20+25+40+50=135; 135:4=33,75, что соответствует 1 степени тугоухости; слева — 90+90+95+100=375; 375:4=93,75, что соответствует глухоте. Заключение: двусторонняя сенсоневральная тугоухость справа 1 степени, слева глухота.

Аудиограмма при смешанной тугоухости отображена на рисунке 6.

Рисунок 6. Имеются нарушения как воздушного, так и костного звукопроведения. Чётко определяется костно-воздушный интервал .

Степень тугоухости рассчитываем согласно международной классификации, которая составляет для правого уха среднеарифметическое значение 31,25дБ, а для левого — 36,25дБ, что соответствует 1 степени тугоухости. Заключение: двусторонняя тугоухость 1 степени по смешанному типу.

Сделали аудиограмму. Что потом?

В заключении следует отметить, что аудиометрия не является единственным методом исследования слуха. Как правило, для установления окончательного диагноза необходимо комплексное аудиологическое исследование, которое помимо аудиометрии включает акустическую импедансометрию, отоакустическую эмиссию, слуховые вызванные потенциалы, исследование слуха при помощи шёпотной и разговорной речи. Также в ряде случаев аудиологическое обследование необходимо дополнять другими методами исследования, а также привлечением специалистов смежных специальностей.

После диагностики слуховых нарушений необходимо решать вопросы лечения, профилактики и реабилитации больных с тугоухостью.

Наиболее перспективно лечение при кондуктивной тугоухости. Выбор направления лечения: медикаментозного, физиотерапевтического или хирургического определяется лечащим врачом. В случае сенсоневральной тугоухости улучшение или восстановление слуха возможно только при острой её форме (при продолжительности тугоухости не более 1 месяца).

В случаях стойкой необратимой потери слуха врач определяет методы реабилитации: слухопротезирование или кохлеарную имплантацию. Такие пациенты должны не реже 2 раз в год наблюдаться у сурдолога, а с целью профилактики дальнейшего прогрессирования тугоухости получать курсы медикаментозного лечения.