Основные виды общественных организаций и их функции.

Общественные объединения -- это установленный законом добровольный союз граждан, которые имеют общие интересы, духовные и другие нематериальные потребности. Учреждать, становиться членами и участниками таких объединений не могут органы, представляющие государственную власть, и органы, осуществляющие местное самоуправление.

Право учреждать общественные объединения получают как юридические лица, представляющие разные общественные объединения, так и физические, которые, созвав собрание или съезд, избирают руководящие, контролирующие и ревизионные органы, а также утверждают устав. Членами такого объединения могут стать на добровольных началах другие общественные союзы, физические лица, подавшие заявление или оформившие другие необходимые документы. Свободу объединения гарантирует принцип добровольности в учреждении и деятельности, которой занимаются общественные объединения . Никого из граждан нельзя принудить как к вступлению в эти организации, так и к пребыванию в них.

Гражданам также предоставлены следующие права в создании общественных объединений:

Учреждать их без получения предварительных разрешений местных и государственных органов;

Вступать в них при соблюдении принятого устава.

Созданные общественные объединения можно регистрировать, при этом получив права, предоставляемые юридическому лицу, а можно функционировать и без регистрации, при этом не являться юридическим лицом.

Формы общественных объединений -- организационные и правовые

Сегодня представлены такими правовыми и организационными формами:

общественные

учреждение

организация

движение

орган самодеятельности.

В качестве объединений выступают такие формы, как и движение.

Какие общественные объединения функционируют в РФ

Созданы и действуют на сегодняшний день такие общественные объединения России , которые представлены местными, региональными, межрегиональными и общероссийскими объединениями.

Общероссийские объединения осуществляют работу на территории, принадлежащей более чем половине субъектов РФ, и создали там представительства, филиалы, отделения или организации.

Межрегиональными являются такие объединения, которые работают на территории, принадлежащей менее чем половине субъектов федерации, и открыли там представительства, филиалы, отделения или организации.

Региональными считаются общественные объединения, выполняющие свои функции на территории одного из субъектов РФ.

Местными объединениями являются те, деятельность которых распространяется в рамках территории, подчиненной органам, осуществляющим местное самоуправление.

На основе чего стоятся объединений и государственной власти

От того, в каких взаимоотношениях пребывают , зависит уровеньдемократичности власти. Если общественным объединениям обеспечено свободное функционирование, самостоятельность и государственные органы сотрудничают с ними, такое государство можно считать демократическим.

Отношения между государством и общественными объединениями характеризируется двусторонним сотрудничеством. С одной стороны, государством устанавливаются права, предоставленные общественным объединениям, рамки их деятельности и полномочий. В свою очередь объединения принимают участие в жизни государства, определяя его политику и контролируя работу различных органов. в РФ - активные участники выборных кампаний, они также занимаются организацией и проведением демонстраций, митингов, уличных шествий.

Выделяется три ключевых направления, в которых сотрудничают государство и общественные объединения :

1) государство предоставляет общественным объединениям информацию о состоянии дел в различных областях общественной жизни, а также о тех решениях, которые принимаются государственными органами;

2) сотрудничество государства и объединений в принятии решений, касающихся охраны здоровья, окружающей среды, труда, общественного порядка, памятников истории, архитектуры и культуры и под.;

3) совместная деятельность в области правотворчества и законотворчества.

Функционирование общественных организаций может быть приостановлено в результате самороспуска или в связи с решением суда.

В общественных объединениях установлена зависимость статуса общественных объединений от их территориальной сферы деятельности. Обязательное указание на территориальную сферу деятельности общественного объединения должно содержаться в названии организации . Существуют четыре территориальных вида общественных объединений:

  1. Общероссийское общественное объединение может осуществлять свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. В настоящее время в составе РФ - 85 субъектов. Отсутствие необходимого количества структурных подразделений является нарушением и может повлечь за собой ликвидацию общественного объединения. Включение в наименования общероссийских общественных объединений наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается без специального разрешения .
  2. Межрегиональное общественное объединение осуществляет свою деятельность на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Для получения данного статуса достаточно иметь отделения минимум в 2 субъектах РФ . Межрегиональные общественные объединения имеют особую структуру, которую, как правило, составляют региональные и местные отделения.
  3. Региональное общественное объединение , деятельность такого объединения в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта . Например, Московская общественная организация защиты прав потребителей, как следует из самого названия организации, действует на территории Москвы.
  4. Местное общественное объединение ведет свою деятельность в пределах территории только одного органа местного самоуправления. Например, Местная общественная районная организация автомобилистов Лосиноостровская, действует на территории внутригородского муниципального образования Лосиноостровское города Москвы.

Отделения вправе приобретать права юридического лица и вправе также осуществлять деятельность на основании своих уставов , зарегистрированных в установленном порядке. При этом цели и задачи отделений не должны противоречить уставу головного общественного объединения. Именно возможность регионального отделения стать самостоятельным юридическим лицом приводит к тому, что при создании регионального отделения, в нем должно быть не менее трех членов - представителей данного региона. Так как общественное объединение создается по инициативе учредителей - не менее трех физических лиц и (или) общественных объединений.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (ст.5).

Действие рассматриваемого закона распространяется на все общественные объединения, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и созданных ими некоммерческих союзов (ассоциаций) (ч.1 ст.2). Применительно к данной правовой норме можно задавать вопросы о целесообразности или нецелесообразности указанных исключений, но первая проблема, возникающая в связи с исполнением данного закона, заключается, на наш взгляд, в том, что действие закона без всяких существенных исключений распространяется на деятельность всех созданных общественными объединениями на территории РФ их структурных подразделений: и организаций, и отделений, и филиалов, и представительств, включая представительства иностранных некоммерческих неправительственных объединений (ч.2 ст.2)».

Суть проблемы в том, что общественное объединение, пройдя все бюрократические препоны и препятствия своего создания на федеральном уровне, по сути дела должно проходить все эти бюрократические процедуры и придирки также и на региональном уровне в каждом субъекте федерации при создании там либо региональной организации, либо отделения, либо филиала, либо представительства. Закон не уточняет и не разграничивает все эти формы внутренних подразделений общественного объединения. Закон лишь определяет, что процедура регистрации для всех этих подразделений в регионах одна и та же, что и на федеральном уровне (с незначительными упрощениями, как будет отмечено ниже).

Учредителями и членами общественного объединения могут быть физические лица (не менее трех) и юридические лица - общественные объединения (иные юридические лица - государственные органы и учреждения, предприятия и другие коммерческие организации - учреждать общественные объединения не могут). Вновь созданное общественное объединение должно прежде всего созвать учредительный съезд (конференцию) или общее собрание, на котором следует принять решение о создании самого объединения и о регистрации его устава, сформировать его руководящие и контрольно-ревизионный органы. Резолютивная часть постановления съезда (конференции) должна, следовательно, выглядеть примерно так:

«1. Создать общественную организацию «Общество любителей живой природы «Зеленая планета»;

2. Утвердить Устав общественного объединения «Общество любителей живой природы «Зеленая планета».

Постановления о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов общественного объединения разумнее принимать отдельно.

С момента принятия таких решений объединение считается созданным (ст.6, 18).

Определить организационно-правовую форму общественного объединения необходимо с учетом поставленных целей и задач. При выборе организационно-правовой формы необходимо учитывать, что действующее законодательство разрешает создавать общественные объединения - юридические лица только в тех формах, которые прямо предусмотрены законом. Для упрощения процедуры выбора необходимо ответить на два вопроса:

1. Будет ли ваше общественное объединение основываться на членстве, и если будет, то юридические или физические лица будут являться членами объединения, либо те и другие вместе.

2. Кто будет являться учредителем объединения.

Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

1. Общественная организация . Общественное объединение, основанное на членстве, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей. Членами организации могут быть физические и юридические лица (данное положение указывается в одном из пунктов устава). Высший руководящий орган - съезд (конференция). Постоянно действующий руководящий орган - выборный коллегиальный орган подотчетный съезду (конференции). Такой орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом. Собственниками имущества являются общественные организации, обладающие правами юридического лица. Каждый отдельный член не имеет права собственности на долю этого имущества. Структурные подразделения (отделения) осуществляющие свою деятельность на основе единого устава организации имеет право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними. В общественных организациях, объединяющих территориальные организации в качестве самостоятельных субъектов в союз (ассоциацию), собственником имущества является союз (ассоциация). Территориальные же организации, входящие в состав союза (ассоциации) в качестве самостоятельных субъектов, являются собственниками принадлежащего им имущества.;

2. Общественное движение. Общественное объединение, массовое , состоящее из участников и не имеющее членства, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками движения. Высший руководящий орган - съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующий руководящий орган - выборный коллегиальный орган подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. Такой орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом. От имени общественного движения права собственника имущества, поступающего в общественное движение, а также созданного и (или) приобретенного им за счет собственных средств, осуществляют его постоянно действующие руководящие органы, указанные в уставе.;

3. Общественный фонд . Общественное объединение, не имеющее членства и занимающееся формированием имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных поступлений и использованием его на общественно полезные цели. Такое имущество не является собственностью учредителя или управляющего имуществом такого фонда. Руководящий орган формируется учредителями и (или) участниками, либо решением учредителей, либо путем избрания участниками на съезде (конференции) или общем собрании. От имени общественного фонда права собственника имущества осуществляют его постоянно действующие руководящие органы, указанные в уставе.;

4. Общественное учреждение. Общественное объединение, не имеющее членства и занимающееся оказанием конкретного вида услуг, соответствующим уставным целям. Управление осуществляется лицами, назначенными учредителем (учредителями). Общественное учреждение, созданное и финансируемое собственником (собственниками), в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет право оперативного управления. Общественное учреждение получает имущество на праве оперативного управления от учредителя (учредителей). В отношении такого имущества общественное учреждение осуществляет права владения, пользования и распоряжения в пределах, установленных законом, в соответствии с его уставными целями. Общественное учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом без письменного разрешения собственника.;

5. Орган общественной самодеятельности. Общественное объединение, не имеющее членства и занимающееся совместным решением различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей. Такое объединение формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятом на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов и организаций. Субъектом права собственности в органе общественной самодеятельности является сам орган общественной самодеятельности, за которым после его государственной регистрации закрепляются права юридического лица.

Указанный перечень организационно-правовых форм является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Но при этом в этой же статье закона вводятся понятия политических общественных объединений: политических организаций, политических партий и политических движений, организационно - правовыми формами которых закон определяет ту же общественную организацию (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политического движения) (ч.2 ст.7). Возникает вопрос - зачем установлено такое смешение понятий?.

Практика отвечает на этот вопрос многочисленными придирками чиновников различного уровня в том плане, что произвольно устанавливаются различного рода запреты на названия тех или иных объединений как политической организации или политической партии, или политического движения, и обосновывается это тем, что закон предусматривает только такие организационно-правовые формы, как общественные организации или общественные движения. И такие придирки из формальных очень быстро превращаются в принципиальные, препятствующие регистрации таких политических объединений и их структурных подразделений, в частности, на региональном уровне, для которых государственная регистрация является обязательной.

Официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму и территориальную сферу его деятельности.

В зависимости от территориальной сферы деятельности российские общественные объединения делятся на:

- общероссийские , которые имеют свои структурные подразделения (организации, филиалы, отделения и представительства) и таким образом осуществляют свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации,

- межрегиональные, имеющие свои подразделения и осуществляющие свою деятельность на территориях менее половины субъектов РФ,

- региональные , деятельность которых осуществляется в пределах территории одного субъекта РФ и

- местные , действующие в пределах территории органа местного самоуправления (ст.14).

Общероссийское общественное объединение может без специального разрешения использовать в своем названии наименования «Россия» или «Российская Федерация», или соответствующие словосочетания. Личное имя гражданина может быть использовано в названии объединения только с письменного согласия его или его законных представителей.. Название не должно оскорблять нравственность, национальные и религиозные чувства граждан.

Символика общественных объединений не должна совпадать с какой-либо государственной символикой и нарушать чьи-либо права на интеллектуальную собственность.

Еще одна проблема, над которой необходимо подумать до государственной регистрации, - как будут описаны в уставе направления деятельности организации. В отличие от коммерческих структур, которые могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, общественные объединения могут иметь гражданские права, только соответствующие целям деятельности, предусмотренным в их учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Крайне принципиальным для регистрирующих и других государственных чиновников, кроме всего прочего, является требование вновь введенной статьи 12.1. закона о том, что в уставе политического общественного объединения в числе основных целей должны быть закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов (ч.1 ст.12.1.). При отсутствии такого указания в уставе политическая организация не будет допущена к участию в выборах: избирательная комиссия откажет в регистрации кандидатов на выборные должности, выдвинутых этой организацией, равно как и в регистрации самой организации (в случае голосования по спискам избирательных объединений, блоков и политических партий).

Граждане, желающие создать именно политическое общественное объединение и участвовать в дальнейшем в выборах очень рискуют, если осмелятся каким-либо образом изменить указанную выше формулировку закона или что-то из нее исключить.

Проблема заключается в том, что, с одной стороны, закон гарантирует право граждан по своему выбору создавать общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти, но, с другой стороны, ставит под условие государственной регистрации приобретение этим объединением права юридического лица (ч.ч.3,4 ст.3).

На практике указанная гарантия означает «чистой воды» фикцию, поскольку ни одно такое общественное объединение не сможет функционировать нормально, не будучи юридическим лицом: оно не сможет открыть свой счет в банке, не сможет арендовать помещение и т.д. и т.п., поэтому оно вынуждено добиваться государственной регистрации.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает только с момента государственной регистрации данного объединения (ч.4 ст.18).

Политическое общественное объединение подлежит государственной регистрации в обязательном порядке (ч.2 ст.21).

Государственная регистрация общероссийского и международного общественных объединений производится Министерством юстиции Российской Федерации, межрегионального - органом юстиции по месту нахождения постоянно действующего его руководящего органа, регионального и местного - органом юстиции соответствующего субъекта Российской Федерации (ч.ч.3,4,5 ст.21).

С момента возникновения правоспособности, государственной регистрации в качестве юридического лица, законом прямо указывается, что для осуществления своих уставных целей общественное объединение имеет право:

а) свободно распространять информацию о своей деятельности;

б) участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренными действующим законодательством;

в) проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования;

г) учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

д) представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

е) выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти;

ж) участвовать в избирательных кампаниях в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации о выборах;

з) выдвигать кандидатов (списки кандидатов) при проведении выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления (в случае государственной регистрации общественного объединения как политического общественного объединения).

Наравне с указанными выше правами общественное объединение несет определенные обязанности, среди которых:

а) соблюдение законодательства Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятельности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами;

б) ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом;

в) ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц;

г) представлять по запросу органа, регистрирующего, общественные объединения, решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы;

д) допускать представителей органа, регистрирующего общественные объединения, на проводимые общественным объединением мероприятия;

е) оказывать содействие представителям органа, регистрирующего общественные объединения, в ознакомлении с деятельностью общественного объединения в связи с достижением уставных целей и соблюдением законодательства РФ.

Неисполнение вышеперечисленных обязанностей дает основание органу регистрирующему общественные объединения вынести руководящим органам общественного объединения письменное предупреждение с указанием конкретных оснований такого предупреждения.

Общий надзор за соблюдением законов общественными организациями осуществляет прокуратура Российской Федерации. Вообще же контроль за соблюдением общественным объединением существующих норм и стандартов могут осуществлять различные органы государственного надзора и контроля (пожарные, экологические и иные).

Формы общественных объединений

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Развитие общественных объединений служит гарантом построения гражданского общества.

В соответствии с Федеральным законом «Об общественных объединениях» такого рода некоммерческие организации могут создаваться в виде общественной организации, общественного движения, общественного фонда, общественного учреждения, органа общественной самодеятельности.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Необходимо отметить, что в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» термин «общественная организация» трактуется более широко, чем в Законе «Об общественных объединениях»: понятие общественной организации практически равнозначно понятию общественного объединения. Общественную организацию целесообразно создавать в тех случаях, когда она может представлять интересы вполне определенного круга лиц, которые могут стать ее членами. В нашей стране широко известны такие общественные организации, как Всероссийское общество инвалидов, Союз журналистов и др.

Общественное движение – это не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками данного движения. Общественное движение в отличие от общественной организации предполагает массовое участие людей в его деятельности. Одним из классических примеров общественного движения является «Гринпис».

Общественный фонд это не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. В России широко известен, в частности, Детский фонд.

Общественное учреждение это не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям данного объединения. Примерами такого учреждения являются общественная библиотека, общественный театр, спортивная школа и др.

Орган общественной самодеятельности это не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы различных социальных проблем, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Примером такой формы общественного объединения может быть студенческий совет в общежитии учебного заведения.

Общественное объединение вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений.

В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения.

Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территории более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.

Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территории менее половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.

Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта РФ.

Подместным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями, осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.

Структура общественных объединений весьма разнообразна. Это – политические общественные объединения, молодежные и детские объединения, профсоюзы, физкультурно-спортивные, творческие, научно-технические, культурно-досуговые объединения, объединения инвалидов войны и труда и др.

Политическое общественное объединение – это общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей закреплено участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, а также участие в организации и деятельности указанных органов. Организационно-правовыми формами политических общественных объединений являются общественная организация (для политической организации, в том числе политической партии) и общественное движение (для политических движений).

Особое место среди общественных объединений занимают молодежные и детские объединения. В Российской Федерации им оказывается государственная поддержка на основе Федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ (ред. от 22.08.2004).

Действие указанного Закона не распространяется на молодежные и детские коммерческие организации; молодежные и детские религиозные организации; на молодежные и студенческие объединения, являющиеся профессиональными союзами; на молодежные и детские объединения, учреждаемые политическими партиями.

Молодежное общественное объединение – это объединение граждан в возрасте до 30 лет, на основе общности интересов для осуществления совместной деятельности, направленной на удовлетворение духовных и иных нематериальных потребностей, социальное становление и развитие членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод.

Детское общественное объединение – это объединение граждан в возрасте до 18 лет и совершеннолетних граждан для совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов, развитие творческих способностей и социальное становление членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод.

Государственная поддержка общероссийских, международных и межрегиональных молодежных и детских объединений осуществляется при соблюдении ими следующих условий:

Объединение является юридическим лицом и действует не менее одного года с момента его государственной регистрации;

Объединение насчитывает не менее 3000 членов, либо заявленный им для финансирования проект (программа) предусматривает предоставление социальных услуг не менее 3000 детей и (или) молодых граждан.

Еще одним видом общественного объединения является профессиональный союз, представляющий собой добровольное общественное объединение связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду деятельности граждан, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Деятельность профсоюзов регулируется Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ (ред. от 29.06.2004).

Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации и их органы представляют и защищают права и интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с трудом отношений. Профсоюзы организуют и проводят оздоровительные мероприятия среди членов профсоюза и их семей. Они имеют право участвовать в формировании социальных программ, в разработке мер по социальной защите работников, определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен и др.

В России значительная часть общественных объединений зарегистрирована местными органами юстиции. Среди них преобладают физкультурно-спортивные, добровольные, культурно-просветительские общества.

Общественные организации не только участвуют в реализации социально значимых проектов, но и создают дополнительные рабочие места. В настоящее время в России общественными организациями охвачено 0,4 млн человек, или 0,7% всех занятых в экономике.

Порядок создания общественного объединения

Порядок создания общественного объединения включает этапы, характерные для создания всех видов некоммерческих организаций.

Общественное объединение образуется по инициативе его учредителей: физических лиц (не менее трех человек) и юридических лиц (общественных объединений). Учредители созывают съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются руководящие и контрольно-ревизионные органы.

Количество учредителей для создания политических партий, профессиональных союзов устанавливается соответствующим федеральным законом.

Принадлежность общественного объединения к политическим общественным объединениям должна быть отражена в его уставе.

Учредителями, членами и участниками общественного объединения не могут быть органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Для государственной регистрации общественного объединения подаются следующие документы:

1) заявление в регистрирующий орган, подписанное членами постоянно действующего руководящего органа данного общественного объединения с указанием места жительства каждого;

2) устав общественного объединения в двух экземплярах;

3) выписка из протокола учредительного съезда (конференции) или общего собрания, содержащая сведения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов;

4) сведения об учредителях;

5) документ об уплате регистрационного сбора;

6) документ о предоставлении юридического адреса общественного объединения;

7) протоколы учредительных съездов (конференций) или общих собраний структурных подразделений для международного, общероссийского и межрегионального объединения;

8) при использовании общественным объединением личного имени гражданина или символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, – документы, подтверждающие правомочия на их использование.

Общественное объединение (кроме политических общественных объединений) вправе не регистрироваться в органах юстиции. Однако в этом случае оно не приобретает прав юридического лица.

Документы подаются на государственную регистрацию в течение трех месяцев со дня проведения учредительного съезда (конференции) или общего собрания.

Реорганизация общественного объединения осуществляется по решению съезда (конференции) или общего собрания, ликвидация – по решению этих же органов управления либо в судебном порядке.

Собственность общественного объединения

Общественное объединение как юридическое лицо в форме некоммерческой организации может иметь в собственности земельные участки, здания, строения, сооружения, жилищный фонд, транспорт, оборудование, инвентарь, имущество культурно-просветительского и оздоровительного назначения, денежные средства, акции, другие ценные бумаги и иное имущество, необходимое для материального обеспечения деятельности этого общественного объединения, указанной в его уставе. Общественное объединение также может иметь в собственности учреждения, издательства, средства массовой информации. Они создаются за счет средств объединения исходя из его уставных целей.

Поскольку общественное объединение представляет собой добровольное объединение граждан, то большая часть прав собственности осуществляется ими совместно, на равных отношениях.

Имущество общественного объединения образуется за счет следующих источников:

Вступительных и иных взносов (если их уплата предусмотрена уставом);

Добровольных взносов и пожертвований;

Поступлений от проводимых лекций, выставок, лотерей, аукционов, спортивных и иных мероприятий;

Доходов от предпринимательской деятельности;

Поступлений от внешнеэкономической деятельности;

Других поступлений.

Необходимо обратить внимание на то, что политические общественные объединения не вправе получать финансовую и иную материальную помощь на деятельность, связанную с их участием в выборах, от иностранных государств, организаций и граждан.

Участники общественного объединения не сохраняют прав на переданное ими этой организации в собственность имущество, включая членские взносы. Они не имеют права собственности на долю имущества общественного объединения. Оно принадлежит исключительно общественному объединению как юридическому лицу. В крупных общественных объединениях его отделения, подразделения имеют право оперативного управления имуществом, закрепленным за ними собственниками.

Общественное объединение обязано ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступ к ознакомлению с ним.

Предпринимательская деятельность общественного объединения

Общественные объединения могут вести предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению уставных целей, ради которых они созданы.

Общественные объединения могут создавать хозяйственные товарищества, общества и иные хозяйственные организации, а также приобретать имущество, предназначенное для ведения предпринимательской деятельности. Поскольку общественное объединение имеет статус некоммерческой организации, оно не может распределять доход от предпринимательской деятельности между его участниками. Такого рода доход должен быть направлен на достижение уставных или благотворительных целей. По данным Госкомстата России, общественные организации имеют в собственности более 180 предприятий, что составляет 6,3% от общего количества предприятий и организаций.

До середины 1990-х годов в Российской Федерация не было закона об общественных объединениях. 18 декабря 1991 г. для восполнения правового вакуума было принято Постановление Верховного совета РСФСР «О регистрации общественных объединений в РСФСР и регистрационном сборе». В нем отмечалось, что соответствующий закон СССР 1990 г. применяется в РСФСР постольку, поскольку не противоречит российскому законодательству и нормам международного права. Постановление предусматривало регистрацию не факта создания общественных объединений, а лишь их уставных документов, а также отменило регистрацию профсоюзов, которая предусматривалась союзным законом 1 .

Однако распад СССР и радикальные социально-экономические преобразования, начавшиеся в России с 1992 г., потребовали разработки нового законодательства. Конституция РФ (1993) закрепила право граждан на объединение, которое является одним из фундаментальных прав человека и закреплено во многих международных документах, ратифицированных Российской Федерацией: Всеобщей декларации прав человека (1965), Международном пакте о гражданских и политических правах (1986), Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1989) и др.

В середине 1990-х годов был принят целый пакет законодательных актов, определяющих правовое положение общественных объединений в новой России. Среди них федеральные законы - «Об общественных объединениях» (1995), «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995), «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (1995), «О некоммерческих организациях» (1995), Указ Президента РФ «О некоторых мерах государственной поддержки правозащитного движения в Российской Федерации» от 13 июня 1996 г. и др. Всего во второй половине 1990-х годов действующее законодательство включало более 200 нормативных актов, затрагивающих деятельность общественных объединений только на федеральном уровне.

Базовым нормативно-правовым актом, лежащим в основе последующего законодательства в этой сфере, явился Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г., который отменил действие закона СССР 1990 г. Согласно ему общественное объединение представляет собой добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе. Такая формулировка позволяла гражданам самостоятельно выбирать вид социальной активности. Однако данный закон распространяется не на все объединения, созданные по инициативе граждан в качестве некоммерческих. К таковым относятся религиозные организации, которые действуют на основании Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997), а также некоммерческие союзы (ассоциации), создаваемые коммерческими организациями типа Российского союза промышленников и предпринимателей, Ассоциации крестьянских хозяйств, Союза предпринимателей и арендаторов Российской Федерации и т.д.

Подобные объединения существовали и в дореволюционной России, большое распространение они имеют и в настоящее время в большинстве развитых стран. Закон не распространяется также на органы территориального общественного самоуправления (домовые и уличные комитеты, комитеты микрорайонов и т.п.), которые в настоящее время входят в систему власти местного самоуправления. К общественным объединениям отнесены только такие формирования, которые имеют в своей основе общий политический и социально-культурный интерес.

Новое законодательство сняло ограничения в регистрации общественных объединений, установленные законом СССР 1990 г., и отменило обязательность регистрации. В последнем случае общественное объединение не приобретает прав юридического лица, то есть не может иметь свой бланк, печать, расчетный счет в банке, выступать истцом и ответчиком в суде, обладать собственностью, учреждать средства массовой информации и др. Однако государственная регистрация является не только средством приобретения дополнительных прав. Она позволяет также официально заявить государству о своем существовании и своих целях, официально участвовать в политикогосударственных мероприятиях - выборах депутатов и должностных лиц, предвыборной агитации, создании фракций в представительных органах и т.д.

Без государственной регистрации общественные объединения были не вправе заниматься такой деятельностью. Регистрация дает право на государственную защиту имущественных прав и интересов общественного объединения, а также на защиту от незаконного вмешательства в его деятельность государственных органов и других физических и юридических лиц. В силу указанных причин большинство объединений предпочитает регистрироваться, однако имеются примеры общественно значимых формирований, созданных без образования юридического лица. К таковым относится, например, Национальный антикоррупционный комитет, созданный в 1999 г. в целях объединения сил гражданского общества для противодействия коррупции, куда вошли многие известные депутаты, писатели, адвокаты, политики.

В законе определены случаи, когда объединению может быть отказано в регистрации, однако решение об отказе может быть обжаловано в судебном порядке. Государственная регистрация общественных объединений всех уровней была возложена на органы юстиции. До 2004 г. ее осуществляло Министерство юстиции РФ, а также министерства, управления (отделы) юстиции субъектов Федерации, а с 2004 г. по 2008 г. эту функцию выполняла подчиненная Минюсту России Федеральная регистрационная служба и ее органы. С 2008 года государственная регистрация вновь возложена на органы юстиции. В то же время большая часть некоммерческих формирований проходит регистрацию только в налоговых органах.

Важное значение для организационного оформления общественного движения имело установление единых организационно-правовых форм, в которых могли создаваться и действовать общественные объединения. Первоначально таких форм было пять - общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение и орган общественной самодеятельности, а с 2001 г. к ним прибавилась шестая - политическая партия.

Как видно из приведенной классификации, общественная организация - лишь одна из форм общественного объединения. Она основана на фиксированном членстве, и в этом ее главное отличие от других форм объединений. Членами общественной организации могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения в соответствии с уставом организации. В форме общественной организации функционируют политические партии и профсоюзы. Такую же форму имеет большинство ныне действующих объединений, основанных еще в дореволюционный и советский периоды: Российское общество Красного Креста, Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры, Всероссийское общество охраны природы, Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов, Вольное экономическое общество, Московское общество испытателей природы и многие др. В форме общественных организаций действуют многие созданные в 1990-е годы ветеранские (Комитет ветеранов подразделений особого риска РФ) и профессиональные объединения (Гильдия актеров кино, Российское общество историков-архивистов).

Новой формой общественных объединений стали общественные движения, которые появились и были особенно популярны в годы перестройки. Общественное движение - это массовое общественное объединение, которое состоит из участников и не имеет фиксированного членства и численных границ. Между его участниками отсутствует постоянная организационная связь. Общественное движение преследует социальные, политические и иные общественно полезные цели. Формами его проявления являются митинги, демонстрации, обращения, шествия, которые носят публичный характер. На них может присутствовать любой человек. На первом этапе демократических преобразований важную роль сыграло движение «Демократическая Россия». В значительной степени оно повлияло на обновление депутатского корпуса, рыночные преобразования в стране, избрание Б.Н. Ельцина Президентом России и т.п. В избирательной кампании 1993 г. влиятельной силой выступило движение «Выбор России». В форме движения действовали многие известные объединения: «Демократический союз» во главе с В. Новодворской, «За права человека» Л. Пономарева, «Детство без наркотиков», «Женщины России», «Российское объединение избирателей» и др. Форма движения весьма популярна у политиков, предлагающих свои пути развития страны, например, «Российское движение демократических реформ» Г. Попова, «Выбор России» Е. Гайдара, «Наш дом - Россия» В. Черномырдина, «Конгресс русских общин» Ю. Скокова и А. Лебедя, «Народовластие» А. Тулеева, «Объединенный гражданский фронт» Г. Каспарова, «Солидарность» Б. Немцова и др.

Высшим руководящим органом общественной организации и общественного движения является съезд или общее собрание членов. Он избирает постоянно действующий руководящий орган (совет, правление, президиум, исполком и т.п.), который является коллегиальным и подотчетен съезду или общему собранию.

Общественные объединения могут образовываться в форме фондов. В зависимости оттого, кто их создает, различаются государственные (Пенсионный фонд, Федеральный фонд страховой медицины ит.п.), корпоративные, частные, общественно-государственные, общественные и другие фонды. Общественный фонд представляет собой один из видов некоммерческих фондов. Он, как и общественное движение, не имеет членства, а отличается своей целью, которая состоит в накоплении средств на общественно полезные цели на основе добровольных взносов и иных поступлений. Первые общественные фонды появились в США в 1915 г. Использовалась эта форма и в России. Так, в советский период при творческих союзах были созданы соответствующие фонды (Литературный, Архитектурный, Музыкальный, Художественный и др.), которые осуществляли материальнобытовое и культурное обслуживание членов союзов, а также содействовали творческой деятельности мастеров искусств. Однако средства этих фондов пополнялись из государственного бюджета, а также за счет принудительных отчислений учреждений и предприятий.

Особой популярностью фонды пользовались в 1990-е годы, что объяснялось рядом причин. Во-первых, сравнительной легкостью их регистрации, во-вторых, трудностью проверки расходования средств из-за несовершенства законодательства. Только в Петербурге в 1996 г. насчитывалось около 50 различных общественных фондов 1 . И до сих пор общественные фонды часто находятся в центре внимания правоохранительных органов. Так, в Москве только в 2003 г. было заведено два уголовных дела в отношении общественных фондов 2 .

У каждого фонда должны быть учредители, управляющие имуществом и попечительский совет, который осуществляет контроль за целесообразностью расходования средств. Большинство российских фондов создавалось бедными людьми, у которых изначально не было средств, и они целиком зависели от пожертвований. Вместе с тем фондам, как и другим общественным объединениям, предоставлено право самим зарабатывать деньги, однако таких было и остается немного, а большинство находится в роли просителей, поэтому деятельность многих фондов оказывается малоэффективной. Среди наиболее крупных и значимых, созданных в постсоветский период, можно назвать Горбачев-фонд (1992), Фонд развития парламентаризма в России (1994), Российский общественный фонд инвалидов, «Информатика для демократии» (1997) и другие. В разных районах Москвы работают общественные фонды социальной защиты населения.

Еще одной формой общественного объединения, весьма развитой в дореволюционной России, является общественное учреждение. Оно также не имеет членства, а отличается целью, которая состоит в оказании различного вида социально-культурных услуг (образовательных, информационных, юридических и т.п.), отвечающих интересам участников. Как правило, учредителями общественных учреждений (институт, клуб, академия, центр и т.п.) выступают общественные организации или фонды, которые через них реализуют накопленные средства и оказывают услуги гражданам. В Российской империи к 1861 г. существовало 768 благотворительных заведений самой разной направленности (сиротские и воспитательные дома, училища, фельд-

См.: Общественные объединения и органы власти: правовая основа и опыт взаимодействия. М., 1997. С. 82.

АиФ-Москва. 2003. № 21. С. 1.

терские школы, больницы, дома умалишенных, богадельни, инвалидные дома и т.п.), которые существовали как на средства местного бюджета, так и на общественные пожертвования. К 1902 г. их насчитывалось уже 6278. Под эгидой благотворительных обществ на частные средства содержалось почти 1900 детских учреждений .

В настоящее время эта форма не столь популярна. Среди действующих можно назвать Российский общественный институт избирательного права, Общественный центр содействия реформе уголовного правосудия, «Общество и право» - региональное общественное учреждение, Общественный научный центр гуманитарных проблем, Общественная академия «Шаг в будущее» (Якутск), а также различные местные общественные учреждения по оказанию социальных услуг населению. Управление общественными учреждениями и их имуществом осуществляется лицами, назначенными учредителями.

Орган общественной самодеятельности представляет собой общественное объединение, не имеющее членства, целью которого является совместное решение социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы. В советский период их не относили к общественным объединениям, хотя численность их была достаточно велика. Такими органами были товарищеские суды, народные дружины, кассы взаимопомощи и т.п., а также органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, домовые, уличные, квартальные, поселковые и иные комитеты). В настоящее время к органам общественной самодеятельности относятся только структуры при учреждениях: советы школ, родительские комитеты, библиотечные советы и т.п., которые имеют общий социально-культурный интерес . Особенностью названных объединений является то, что они не имеют над собой вышестоящих органов и организаций. Кроме того, орган общественной самодеятельности не может быть общероссийским или международным объединением, поскольку сфера его деятельности ограничена социальными проблемами, возникающими у граждан по месту жительства, работы или учебы.

И, наконец, шестой формой общественного объединения является политическая партия. Это особый вид общественного объединения, правовое положение которого регулируется специальным Законом «О политических партиях», принятом в 2001 г., о котором речь пойдет ниже.

Таким образом, современное российское законодательство предусматривает шесть организационно-правовых форм общественных объединений, в которых они могут создаваться. Однако на практике существуют формирования, основанные на любительстве и удовлетворении личного интереса граждан. Для таких объединений характерна слабость внутренних связей и отсутствие государственной регистрации. Речь идет о кружках, клубах, центрах, которые в советские времена нередко называли «неформальными объединениями». К ним относятся, например, клубы спортивных болельщиков, самодеятельной песни, любителей старины, трезвости, фантастики, кружки художественной самодеятельности, центры досуга, художественного творчества и др. Такие формирования являются общественными объединениями в том случае, если они провели организационные учредительные мероприятия и приняли соответствующие учредительные документы, хотя при этом они имеют право не регистрироваться. Если же эти условия не соблюдены, то они в прямом смысле слова остаются неформальными, т.е. не оформленными группами людей .

Из вышесказанного следует, что общественные объединения различаются по характеру членства. В одних - оно фиксированное (общественные организации, политические партии, профсоюзы), в других - нефиксированное (общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности). Все общественные объединения независимо от их организационной формы должны иметь устав, который является основополагающим документом и регулирует вопросы их внутренней жизни. В нем формулируются цель и задачи объединения, определяется его структура, устанавливаются права и обязанности членов, условия вступления и выхода, порядок создания руководящих органов и другие вопросы организационного устройства.

Общественные формирования могут объединяться - создавать союзы (Союз молодежных организаций России, Союз комитетов солдатских матерей России и т.п.) или ассоциации (Российская ассоциация общественных объединений охотников и рыболовов и т.п.). При этом принимается устав или учредительный договор союза или ассоциации и создается новое общественное объединение.

Общественные объединения различаются также по территориальной сфере деятельности, в соответствии с которой они делятся на общероссийские, межрегиональные, региональные и местные.

К общероссийским относятся такие объединения, которые осуществляют свою деятельность в более чем половине субъектов Федерации и имеют там свои структурные подразделения (организации,

отделения, филиалы, представительства). Всероссийский статус имеет большинство организаций, основанных в советский период и имевших разветвленную структуру на местах: Всероссийское общество охраны природы, Российское общество Красного Креста, Российский фонд мира, Литфонд России и др. Из новых объединений можно назвать Российское дворянское собрание (1990), Российское общество историков-архивистов (1990), Общероссийское объединение корейцев, общественно-политическое движение «Духовное наследие», «Союз борьбы за народную трезвость» (2000) и др. Число объединений всероссийского масштаба росло главным образом за счет ветеранских организаций, активное формирование которых происходило в 1990-е годы. Особенно много их было образовано бывшими сотрудниками силовых ведомств, численность которых к 2008 г. составляла 6 млн человек . Кроме них, активно создавались всероссийские спортивные федерации по новым видам спорта, а также союзы ветеранов спорта и т.п.

Межрегиональные общественные объединения осуществляют деятельность на территории менее половины субъектов Федерации и имеют там свои подразделения. К ним относятся, например, общественное движение «Детство без наркотиков», Совет попечителей бездомных животных, крупнейшая благотворительная организация «Открытая Россия»(2001) и др. Региональными общественными объединениями считаются такие, чья деятельность осуществляется в пределах территории одного субъекта Федерации. Например, Московская Хельсинкская группа, Московский союз литераторов, Экологическая вахта Сахалина (1997), благотворительное общество «Невский ангел», региональный общественный фонд «Информатика для демократии» и т.п.

Уместным общественным объединениям относятся те, чья деятельность осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления. Например, Объединение воинов-интернационалистов района «Хамовники» (Москва), Совет ветеранов войны и труда района «Перово» (Москва), Объединение автомобилистов Северо-Западного административного округа Москвы, Одинцовская районная общественная организация «Общество по защите прав потребителей» (г. Одинцово Московской обл.), общественное объединение «Русь» (Уфа), «Фонд Дьячкова» (Тольятти) и т.п.