Половая функция у женщин: нарушения. Физиология мужских половых органов

«Не вся телесно-ориентированная психотерапия полезна для здоровья» - от этой фразы я хочу оттолкнуться в своей статье и описать различные перекосы и проблемы, которые я вижу в применении телесно-ориентированной психотерапии (ТОП) на сей момент. И лишь для того, чтобы повысить критическое мышление у потребителей данных услуг, а может быть и что-то новое для себя узнают и специалисты.

Данную статью меня подвигло написать то, что ко мне часто приходят клиенты и хотят, чтобы я их от чего-то избавил в теле, к врачу они не ходили, а если ходили, то диагноза нет. Их часто разочаровывает, что я объясняю, что я психолог и работаю с психологическим материалом и если вы не готовы работать с ним, то я не могу дать никакой гарантии, что причина «вашего повышенного артериального давления» в психике, а это не недостаточно качественная диагностика врачей. Кончено, я считаю, что многие болезни от головы и из головы, но это не означает, что медицина может найти любой источник недуга за пять минут при условии, если проблема только соматическая. Многие хорошие диагносты подолгу не могут установить причины различных симптомов, так как медицина сейчас является симптоматической, вариантов может быть тысячи. А психика разве проще устроена? И если уж вы решили что у вас психосоматика, теперь тренд в психологической среде, то без вашей личной истории ни причину установить невозможно ни качественную помощь оказать. А, кроме того, психолог или психотерапевт не устанавливает причину, а работает вместе с вами над поиском возможных. И если клиент не готов идти в глубины себя, а это происходит через разговор, а хочет волшебную кнопку, то, скорее всего ему не ко мне. Просто нет этой кнопки. К слову сказать, психосоматическую проблему можно решить и без применения телесно-ориентированных методов работы, а работая только вербально. Мне кажется, есть какая-то путаница, что психосоматика равно телесно-ориентированная работа, а это не так. Психосоматическую проблему можно решить только вербальными методами работы или дополняя их телесно-ориентированной психотерапией.

Вторая причина это большое распространение телесных практиков, которые без психологического образования пытаются решать от более-менее якобы простых психологических проблем до работы с детскими травмами развития, шоковой травмой, ПТСР применяя телесные практики или собранные ими методы телесной работы. К сожалению, на данный момент это опасно только для клиента, опасно ретравматизацией или запуском более серьезных патологических психических процессов: различные реактивные и аффективные состояния, ПТСР, дебют шизофрении и другие психотические состояния и реакции.

Сейчас многие психотерапевты стали называть себя, в том числе и телесно-ориентированными. С одной стороны это модная тенденция, с другой это развитие и внедрение телесно-ориентированных направлений в психотерапевтическую среду. Я считаю, что это прекрасно, потому что разделять человека на «мозг» и «тело» неполезно. В нашей индустриальной среде обитания полно такого рода разделений, поэтому в психотерапевтическом процессе эффективнее соединять. Да, это и цель глубокого психотерапевтического процесса - целостность личности. Но я считаю, чтобы называться телесно-ориентированным психотерапевтом нужно освоить какой-либо телесно-ориентированный метод психотерапевтической работы. А то получается, что, сел, встал на сессии и уже телесно-ориентирован, и еще скажите, что не так. Двигались же? Исключением, наверное, можно назвать Гештальт-терапию, которая в бОльшей степени про чувства, эмоции, тело и их феноменологические проявления в сессии. Также в Гештальт-сессии допускаются телесные интервенции. В институтах преподающих Гештальт, есть свои спец-курсы, которые подготавливают и проводят те, специалисты, которые прошли полный курс обучения какому-либо телесно-ориентированному методу. Об этой отдельной подготовке можно получить соответствующий сертификат.

И вот это «сел, встал» самое безобидное, что может быть. Просто к телесно-ориентированной психотерапии скорее сие имеет малое отношение. Вообще, телесно-ориентированных направлений очень много, из наиболее известных: Биоэнергетика или Биоэнергетический анализ Лоуэна, Бодинамика, Биосинтез, Райхианский анализ структуры характера, Хакоми и т.д., многие из них имеют свою теорию личности. Что еще очень интересно, так это то, что недавно в Австрии ТОП вошла реестр направлений психотерапий, как отдельное направление и может оплачиваться по страховке. В Европейской ассоциации телесно-ориентированной психотерапии (EABP) есть специальный курс по ТОП. В России до недавнего времени тоже была такая ассоциация, аккредитованная европейской ассоциацией, где можно было пройти курс и получить сертификат. В подобных курсах обычно для обучения используется совокупность методов, а перечисленные мной выше направления имеют свои, что называется фирменные программы от их школы. Вообще, чтобы понять какой метод для работы использует специалист, имеет смысл смотреть на исторический аспект. Как возник, из какого предыдущего направления вырос, кто был родоначальником, тогда можно более-менее определить, что это не полная отсебятина, а проверенный метод. Хотя и проверенные направления были, когда-то отсебятиной, но до вас их уже проверили несколько поколений психотерапевтов и клиентов, и думаю можно будет составить некое мнение. Перечисленные выше направления хорошо представлены в Европе и США, а также уже и в России. К слову сказать, в России есть один отечественный метод телесно-ориентированной психотерапии - это Танатотерапия, хотя в общем, тоже был создан на основе западных направлений. Исторически так сложилось, что психотерапия развивалась в Европе и США.

Отдельно, пару слов я хочу сказать о «Западе». Не нужно относиться, так что все, что пришло с Запада полезно, многие западные специалисты давно поняли, что Россия отличный рынок сбыта всякого рода методик, методов и т.д. и приезжают себя показать и заработать. Однако могу с уверенностью сказать, что не все йогурты специалисты, а уж тем более направления одинаково полезны. В том, что многие являются профанацией психотерапии, я убедился, посещая конференции по Биоэнергетическому анализу и Телесно-ориентированной психотерапии.

Я считаю, что хороший и глубокий метод телесно-ориентированной психотерапии должен иметь теорию личности или идеологию, иначе это будет набор упражнений, который либо приведет к чему-то, либо нет. Набор упражнений под диктовку тренера это не психотерапия. К слову сказать, есть методы работы, в которых есть и упражнения и следование процессу клиента, они не являются ТОП, но занимают отдельную нишу и решают массу задач. Могут дополнять психотерапевтический процесс. Например, метод Фельденкрайза, основанный Моше Фельденкрайзом, один из мощнейших реабилитационных методов работы, построенный на осознании движений включающих все мышцы, а не только те, что человек «помнит», возврате памяти о мышцах, про которые человек в процессе жизни «забывает». На его основе уже появились другие направления для работы с ДЦП, реабилитации после соматических и черепно-мозговых травм. Метод Берцели «TRE®», основанный Дэвидом Берцели, построенный на усилении вибрации и высвобождении закрепощённой в телесных блоках энергии. Метод хорошо сочетается с Биоэнергетическим анализом Лоуэна. Собственно помимо прочего Дэвид Берцели является сертифицированным тренером биоэнергетического анализа Лоуэна. Также я бы отнес сюда Рольфинг, основанный Идой Полин Рольф в 20-х годах предыдущего столетия, метод основан на глубоком массаже тканей и Розен метод, основанный американским физиологом Мэрион Розен, построенный на мягких прикосновениях и осознании напряжения в процессе этих прикосновений, полагаю, есть и отечественные методы работы, разработанные физиологами.

Телесно-ориентированная психотерапия потому так называется, что ориентирована на работу через тело с психикой, но в последнее время психологи начали забывать слово «психотерапия». Я даже начал считать, что название стало вредным, потому что было придумано в противовес только вербальным методам, а теперь любая работа с телом стала называться телесно-ориентированной психотерапией. Я не против адекватного сочетания, ведь в психотерапевтический процесс можно привнести любой из описанных выше методов. Правда важно, чтобы работа при этом была и с психологическим материалом, а не только с тканями и подкорковыми структурами мозга, а для этого нужно иметь еще и психологическое образование, которое при всей его доступности в нашей стране многие телесные практики получать не стремятся.

Сейчас появилось очень много телесных практик и телесных практиков, которые как минимум обещают легкость в теле, а как максимум избавление от психологических проблем. Они также привозятся либо с Запада, либо с Востока, как и специалисты, которые также приезжают из-за границы, либо какие-то техники собираются телесными практиками здесь. Хорошо продвигаются, так как люди ищут избавления от своих проблем. К сожалению, большинство из них не решают психологических проблем, так как и не призваны этого делать, но делают вид, что решают, так как на время, действительно, может стать легче. Поэтому если вам говорят, что «избавят», лучше отнестись к этому критически. Я не в коей мере не хочу сказать, что телесные практики вредны или ими не нужно заниматься, моя мысль, что нужно знать границы своей компетентности и не обманывать людей, не подменять одно другим. Сейчас есть масса практик, которые раскачивают психику, как когда-то было много подобных тренингов. В измененном состоянии сознания легко вносятся идеи или новые поведенческие реакции, собственно для этого на тех тренингах и происходила раскачка, ведь тренинги были призваны для быстрого изменения поведения, для результата. Современные практики призваны скорее для временного избавления от телесного напряжения и для получения эндорфинов. Возможно, где-то транслируются благие идеи, я об этом не знаю. Или катарсические техники, танцы или упражнения по типу медитации ОШО, которые также приводят к ИСС. Во-первых, все это на время, во-вторых на это можно подсесть, в-третьих это не решает психологических проблем, а наоборот создает иллюзии их решения и люди теряют время, зачастую приходя вновь и вновь, как многие другие на дискотеку, в бар или фитнес. Почему они так распространены? К сожалению, так исторически и возможно климатически сложилось. В культуре нашей страны мало телесного контакта, а и тело и психика его требуют и хотят. Есть масса исследований и уже не секрет, что депривация телесного контакта в детстве приводит к серьезным психическим нарушениям. А еще в нашей культуре не умеют расслабляться, или заботиться о себе, есть даже народные шутки про это, а народное бессознательное не ошибается.

На мой взгляд, телесными практиками является все, что делается телом и с телом, массаж, ходьба, бег, танцы. Чем не телесные практики? Если хотите усилить, есть спортивная ходьба, есть йога, пилатес, бассейн, тайцзицюань и другие различные методы работы с телом и с разной степенью включающие подкорковые слои мозга. Можно ли что-то осознать на таких практиках? Конечно, человек может что-то осознать даже лежа на диване, а двигательные процессы стимулируют тело, физиологические процессы в нем, активируют различные подкорковые структуры мозга, что в следствии повышает и деятельность коры головного мозга. Полезно ли это? Я думаю да, но конечно лучше проверять это в каждом отдельном случае, так как, например, бег вряд ли полезен для людей с травмой колена. Являются ли эти техники или методы психотерапией? Я считаю, нет, так как психотерапия это работа с психологическим материалом, с психикой и личностью. Массажисты, остеопаты и другие телесные практики не работают с ними. Однако повторюсь, чисто телесные техники и практики выполняют свою функцию, и, надеюсь, чаще полезную - оздоровительную, социальную. А могут и дополнять психотерапевтический процесс.

Одной из важнейших тем в любой психотерапии имеет проработка психологических границ личности клиента. Наверное, это одна из самых сложных тем, которая пронизывает весь курс психотерапии и всю жизнь клиента и психотерапевта тоже, по сути любого человека. Вероятно, из-за невозможности установления границ или постоянного их нарушения появились сегодняшние проблемы у клиента. В ТОП терапевт должен крайне бережно относиться к границам клиента, на эту тему есть даже специальная литература. Поэтому, если вы видите, что у психотерапевта уже давно нет проблем с прикосновениями и он может без предупреждения хватать вас за лицо или другие части тела, скорее всего это означает, что либо психотерапевт никогда не понимал что такое психологические границы, либо у него случилась деформация личности вследствие его излюбленного направления и он не отдает себе отчет, что другие люди могут не иметь такого опыта прикосновений. Либо перед вами не психотерапевт. Стоит задуматься, а оно вам надо если, психотерапевт просит вас сделать то, что вы не хотите, причиняет боль и настаивает на этом, уговаривая, что это во благо, прикасается без разрешения. Не нужно забывать, что телесно-ориентированный психотерапевт работает с психикой клиента, а не просто с телом. Поинтересуйтесь, что за метод использует психотерапевт и зачем он именно вам. Хотя многие могут применять разные методы или сочетанные техники или даже что-то свое, но психотерапевт должен быть заземлен в понимании, что он работает с психикой, с личностью клиента и что это процесс двух людей. Он не хирург.

И еще один факт, который я часто вижу и который опробовал на себе, так как обучался в привозной международной программе. Часто психотерапевты приезжают набегами и проводят либо несколько сессий, либо одну и уезжают, я считаю, что такой подход годится только для обучения, но не как не для терапевтического процесса. Профессиональные психотерапевты всегда поинтересуются у клиента, а есть ли у него постоянный психотерапевт, сможет ли он справиться с тем, что может появиться после сессий, а телесно-ориентированная работа имеет кумулятивный и отсроченный эффект. Упражнения или процессы делают либо, исходя из каких-то предположений психотерапевта, либо исходя из ситуации, чтобы развернуть психологический процесс, тогда это психотерапия. Но кто-то должен будет помочь клиенту свернуть, завершить и интегрировать, потому что эффект может настигнуть клиента после отъезда психотерапевта из программы. Анализируя подобные ситуации, вы можете сделать вывод о психотерапевте или о программе обучения в целом.

Напоследок, хочу рассказать один мой диалог с немецким последователем и тренером метода Фельденкрайза. Я как-то спросил у него «А что ты делаешь, если поднимается психологический материал, ведь он точно появится?» и он ответил - «В случаях, когда это происходит, так как я не психолог и не работаю с психологическим материалом, я отправляю клиента к своему коллеге психотерапевту». Так вот я считаю, что профессионал своего дела, будь то массажист, остеопат, телесный практик, или психотерапевт, или телесный психотерапевт должен чувствовать границы своей компетентности, и если таковое есть, такой специалист чувствует себя уверенно в своем направлении и углубляется в него, а значит, может оказать качественную помощь.

ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Неоднозначно понимаемое направление психотерапии, целью которого является изменение психического функционирования человека с помощью ориентированных на тело методических приемов.
Отсутствие стройной теории, четкого понимания особенностей воздействия и принципов применения телесно-ориентированных техник приводит к необоснованному расширению границ Т.-о. п.
В настоящее время описаны, по меньшей мере, 15 различных подходов, определяемых как «работа с телом». Некоторые из них являются чисто психотерапевтическими по своей сущности, а другие более точно определены как методы терапии, главной целью которых является телесное здоровье. Широко распространена практика комбинированных методов, таких как рольфинг, биоэнергетика и гештальт-терапия; методов Александера (Alexander F. М.), метода Фельденкрайза (Feldenkrais М.) и гештальт-терапии (метод Рубенфельд - Rubenfeld I.); гипноза, прикладной кинезиологии; первичной терапии Янова, терапии Райха (Reich W.) и гештальт-терапии.
Наиболее известными видами Т.-о. п. являются характерологический анализ Райха, биоэнергетический анализ Лоуэна, концепция телесного осознавания Фельденкрайза, метод интеграции движений Александера, метод чувственного сознавания Селвер (Selver С.) и Брукс (Brooks С. V. W.), структурная интеграция Рольф и др.
Менее известны в нашей стране техники биосинтеза (Boadella D., 1987), бондинга (Rynick G. М., 1994), метода Розен (Rosen M., Wooten S., 1993), техника «танатотерапии» Баскакова (Баскаков В., 1996).
Т.-о. п. возникла на основе практического опыта и многолетних наблюдений взаимосвязи духовного и телесного в функционировании организма. Она в большей степени, чем другие направления психотерапии, придерживается холистического подхода, необходимость в развитии которого постоянно возрастает. Преодоление дуализма тела и разума и возвращение к целостной личности ведет к глубоким изменениям понимания поведения человека.
Существующие в настоящее время методы Т.-о. п. отвечают всем требованиям целостного подхода: для них человек - единое функционирующее целое, сплав тела и психики, в котором изменения в одной области сопровождаются изменениями в другой. Их объединяет стремление вернуть человеку ощущение целостности, научить его не только осознаванию вытесненной информации, но и переживанию в настоящий момент единства тела и психики, целостности всего организма. Все методы Т.-о. п. направлены, в той или иной степени, на обеспечение условий, в которых пациент сможет пережить свой опыт как взаимосвязь психического и телесного, принять себя в этом качестве, тем самым получив возможность для улучшения своего функционирования (Сергеева Л. С., 2000).
Одним из наиболее известных методов Т.-о. п. является анализ характера и практика вегетотерапии Райха. Райх был первым аналитиком, интерпретировавшим природу и функции характера в работе с пациентами. Он подчеркивал важность обращения внимания на физические аспекты характера индивидуума, в особенности на хронические мускульные зажимы, названные им «мышечным панцирем». Райх разработал теорию «мышечного панциря», связав постоянные мышечные напряжения в теле человека с его характером и типом защиты от болезненного эмоционального опыта. По его мнению, хронические мышечные зажимы блокируют три основных эмоциональных состояния: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. «Мышечный панцирь» не дает человеку возможности переживать сильные эмоции, ограничивая и искажая выражение чувств. Райх писал: «Мышечная судорога представляет собой телесную сторону процесса вытеснения и основу его длительного сохранения» (Reich W., 1997). В основе теории Райха лежит понятие о том, что защитным механизмам, которые затрудняют нормальное функционирование человеческой психики, можно противодействовать, оказывая прямое влияние на тело. Он выделял свои аналитические интерпретации, названные им «анализом характера», от непосредственного воздействия на защитную мускулатуру, которое называл «вегетотерапией» и «анализом характера в области биофизического функционирования». Основное препятствие для личностного роста Райх видел в защитном мускульном панцире, который мешает человеку жить полноценной жизнью в гармонии с окружающими людьми и природой. Он выделял семь сегментов «мышечного панциря», охватывающего тело:
1) область глаз,
2) рот и челюсть,
3) шея,
4) грудь,
5) диафрагма,
6) живот,
7) таз.
Райх обнаружил, что расслабление «мышечного панциря» освобождает значительную либидинозную энергию и помогает процессу психоанализа. Райх разработал специальную терапевтическую методику, позволяющую снижать хроническое напряжение определенных групп мышц и, таким образом, вызывать высвобождение эмоций, которые этим напряжением сдерживались. Он анализировал в деталях позу пациента и его физические привычки, чтобы дать пациентам возможность осознать, как они подавляют жизненные чувства в различных частях тела. Райх просил пациентов усиливать определенный зажим, чтобы лучше осознать его и выявить эмоцию, которая связана в этой части тела. Он заметил, что только после того, как подавляемая эмоция принимается пациентом и находит свое выражение, последний может полностью отказаться от своего зажима. Постепенно Райх начал прямо работать с зажатыми мышцами, разминая их руками, чтобы способствовать высвобождению связанных в них эмоций. Если проследить динамику развития представлений Райха, то можно заметить, как они развивались от аналитической работы, опирающейся исключительно на словесный язык, к исследованию психологических и соматических аспектов характера и «мышечного панциря», а затем исключительно к акценту на работе с мышечным защитным панцирем, направленной на обеспечение свободного протекания биологической энергии в организме.
Нельзя не признать, что многие работы Райха противоречивы, особенно те, в которых ставится знак равенства между психическим здоровьем и способностью переживать оргазм. Но его ранние труды по анализу человеческого характера содержат глубокие психологические прозрения, и многие психологи руководствуются ими с немалой для себя пользой. Несмотря на отдельные спорные моменты, касающиеся его оргонной теории, многие направления Т.-о. п. и в настоящее время берут за основу разработанные им понятия и техники, в их числе можно назвать биоэнергетику Лоуэна (Lowen А.) и биосинтез Боаделлы. К ним близок сохранивший связь с психоанализом метод Розен.
Биоэнергетика Лоуэна центрирована на роли тела в анализе характера, включает методику дыхания Райха, многие из его техник эмоционального раскрепощения. Сохраняя приближенную к современному психоанализу методику, психологическая работа в биоэнергетике использует прикосновение и давление на напряженные мышцы на фоне глубокого дыхания в специальных позициях, способствуя расширению осознавания тела, развитию спонтанной экспрессии, помогая психофизической интеграции организма. Вместе с тем биоэнергетическая терапия по Лоуэну значительно отличается от терапии Райха. Например, Лоуэн не стремится к последовательному - от головы до пят - расслаблению блоков мышечного панциря. Он, более других преуспевший в преодолении свойственного психоанализу неприятия прямых физических контактов с пациентом, гораздо реже прибегает к мануальному воздействию на тело. Кроме того, Лоуэн не разделяет взгляды Райха на сексуальную природу неврозов, и потому его работа встречает большее понимание среди современников. По Лоуэну, причиной неврозов, депрессии и психосоматических расстройств является подавление чувств, которое сопровождается хроническими мышечными напряжениями, блокирующими свободное течение энергии в организме человека и приводящее к изменению функционирования личности. Лоуэн утверждает, что игнорирование и непонимание собственных чувств приводит к заболеваниям и что ощущения, которые испытывает человек от собственного тела, служат ключом к пониманию своего эмоционального состояния. Через раскрепощение тела человек обретает свободу от мышечного напряжения, сопровождающегося свободной циркуляцией жизненной энергии, что, по мнению Лоуэна, ведет к глубинным личностным изменениям пациентов. Зрелая личность в состоянии в равной степени как контролировать выражение своих чувств, так и отключать самоконтроль, отдаваясь потоку спонтанности. Она имеет доступ в равной степени как к неприятным чувствам страха, боли, злости или отчаяния, так и к приносящим удовольствие сексуальным переживаниям, радости, любви. Лоуэн считает, что отношение человека к жизни и его поведение отражается в телосложении, позах, жестах, что между физическими параметрами человека и складом его характера и личности имеется тесная связь. Он выделил пять типов человеческого характера, основываясь на его психических и физических проявлениях: «шизоидный», «оральный», «психопатический», «мазохистический» и «ригидный» типы. Помимо этого в биоэнергетической терапии разработан ряд понятий, к числу которых относятся «энергия», «мышечная броня», «заземление». При этом последнее является важной категорией биоэнергетической терапии, создание которого считается принципиальным вкладом Лоуэна в развитие теорий Райха. Основными приемами биоэнергетики выступают различные манипуляции с мышечными фасциями, дыхательная гимнастика, техники эмоционального раскрепощения, напряженные позы для энергетизации заблокированных частей тела («арка Лоуэна», «тазовая арка»), активные двигательные упражнения, вербальные способы высвобождения эмоций, различные варианты физического контакта членов терапевтической группы и др. Такие контакты помогают оказать поддержку членам группы. В процессе тренинга применяются упражнения, способствующие выражению негативных эмоций по отношению к другим участникам групповых занятий. Проявление негативных чувств, таких как гнев, страх, грусть, ненависть, почти всегда предшествует выражению положительных эмоций. По мнению сторонников биоэнергетики, негативные чувства скрывают глубокую потребность в положительных чувствах и удовольствии. На протяжении всего цикла занятий постоянно принимаются попытки соотнести телесное состояние с обсуждаемыми психологическими проблемами пациента.
Совершенно иными подходами в Т.-о. п., направленными на эффективное использование тела в процессе жизнедеятельности, подчеркивающими функциональное единство тела и психики, являются методы Александера и Фельденкрайза.
На метод Александера часто смотрят как на технику коррекции осанки и привычных поз, но это только небольшая часть того, что он представляет на самом деле. В действительности это системный подход, направленный на более глубокое осознавание самого себя, метод, стремящийся вернуть организму утраченное психофизическое единство. По Александеру, вся деятельность человека зависит от его способности управлять телом. Имеется много альтернативных возможностей для этого, но в каждой ситуации есть лишь один путь, обеспечивающий наилучший способ функционирования и способствующий более быстрому достижению результата. Александер считал, что способ функционирования организма, приводящий к болезням, вызывается неправильным (неэффективным) использованием мышц тела, которое осуществляется посредством преодоления мышечного напряжения. Он предлагал вместо привычных способов выполнения движений создавать новые, которые помогут улучшить использование собственного тела, тем самым способствуя оздоровлению организма. По убеждению Александера, люди, страдающие неврозом, всегда «зажаты», для них характерно неравномерно распределенное напряжение мышц (дистония) и плохая осанка. Он утверждал, что неврозы «...вызываются не мыслями, а дистоническими реакциями тела на мысли...», что психотерапия без учета мышечных реакций не может привести к успеху и необходимо уделять внимание не столько исследованию причин душевных травм, сколько созданию новой системы управления мышцами. Метод Александера основан на двух фундаментальных принципах - принципе торможения и принципе директивы. Торможение - это ограничение непосредственной реакции на событие. Александер считал, что для реализации искомых изменений сначала нужно затормозить (или остановить) свою привычную инстинктивную реакцию на конкретный раздражитель, и только потом, применив директиву, найти более эффективный способ действия в данной ситуации. Он предлагал использовать следующие директивы: расслабить шею настолько, чтобы голова сместилась вперед и вверх для того, чтобы тело смогло вытянуться и расшириться. Большое значение Александер уделял взаимоотношениям между головой и шеей. «Первичный контроль» - описывающий взаимосвязь головы, шеи и тела - главный рефлекс, контролирующий все другие рефлексы, включая координацию и сбалансированное управление телом. Он считал, что вследствие зажима шейных мышц и отклонения головы назад страдает не только естественная координация движений человека, но и нарушается механизм возврата к нормальному состоянию равновесия после движения. В процессе обучения методу Александера человек должен уяснить, при каких обстоятельствах у него возникает неадекватная напряженность мышц, научиться сознательно тормозить любую рефлекторную попытку произвести соответствующее команде движение, при помощи осознанного мышления снять напряжение мышц.
В отличие от Александера, Фельденкрайз больше внимания уделял осознаванию, считая, что только «осознавание делает действие соответствующим намерению». Фельденкрайз внес существенный вклад в разработку теории образа действия и создал свой метод, посвященный проблеме целостного подхода к функционированию организма. Он утверждал, что нарушение функций связано не только с наличием неправильных установок, но и с тем, что человек, как правило, производит неправильные действия в процессе выполнения задуманного. По мнению Фельденкрайза, в процессе деятельности совершается много лишних, случайных движений, которые препятствуют «целевому действию»; в результате выполняется некоторое действие и противоположное ему в одно и то же время. Это происходит в связи с тем, что человек осознает лишь свои мотивы и результат действия, а сам процесс последнего остается неосознанным. Фельденкрайз считал мышечное движение важнейшей составной частью действий человека и пытался изменить поведение, обучая новому способу управления телом. В своих работах он использовал понятия образа себя и образа действия. Согласно Фельденкрайзу, чтобы изменить поведение человека, необходимо изменить образ себя, который нам присущ, а это требует изменения динамики реакций, природы мотивации и мобилизации всех частей тела, которые затронуты данным действием. Цель разработанных Фельденкрайзом упражнений состоит в том, чтобы создать способность двигаться с минимумом усилий и максимумом эффективности благодаря осознаванию своих действий. Концентрируя внимание на мышцах, участвующих в произвольных движениях, можно распознать те мышечные усилия, которые излишни и, как правило, не осознаются. При этом появляется возможность избавиться от действий, которые противоречат изначальной цели субъекта. Для реализации своих идей Фельденкрайз разработал упражнения, направленные на взаимодействие различных частей тела, на дифференцирование ощущений, на преодоление стандартных паттернов движения. Он предлагал изменить поведение человека, обучая его более точному управлению движениями посредством совершенствования чувствительности.
Отдельными видами Т.-о. п., не укладывающимися в границы опыта классической терапии Райха, являются бондинг, метод чувственного сознавания, метод структурной интеграции.
Понятие чувственного опыта, его дифференцированное восприятие и переживание являются основным в методе чувственного сознавания. Чувственное сознавание - это процесс осознавания телесных ощущений, обучение дифференцированному восприятию ощущений тела, эмоций, образов и установлению взаимосвязи между ними. Человек с детства приучен преуменьшать значение собственного опыта и «учится на опыте других», т. е. подменяет свой опыт конструкциями, которые удовлетворяют окружающих. При этом ощущения собственного тела игнорируются. Занятия по методу чувственного сознавания помогают преодолеть этот барьер, обучают более полному телесно-инстинктивному функционированию. В процессе занятий наступает понимание того, что восприятие относительно, а наше мышление часто обусловлено субъективной информацией, получаемой от окружающих, а не реальной действительностью. Одно из главных положений метода заключается в том, что ориентировка на ощущения, получаемые в опыте, делает наше мышление более объективным, а поведение в большей степени соответствующим нашим намерениям. Другим существенным аспектом метода чувственного сознавания является изучение процесса коммуникации и значения прикосновений во взаимодействии между участниками группы. Степень близости и дистанцированности, желание взаимопомощи и ответственность, чувствование окружения и степень восприятия и чувствования окружением субъекта - вот те стороны процесса, которые осознаются участниками группы на телесном уровне гораздо легче и быстрее.
Гиндлер (Gindler Т.), Селвер, Штольц (Stolze H.) - вот далеко не полный перечень специалистов, стоявших у истоков развития этого метода.
В 20-е гг. нашего столетия Гиндлер разработала новый подход в телесной терапии, в основе которого лежит стремление воздействовать на саморегуляцию организма.
Селвер была одной из немногих последователей, распространивших идеи Гиндлер в США. С 1938 г. она активно разрабатывала метод, названный ею методом чувственного сознавания (sensory awareness). Впоследствии ее работой заинтересовался ряд психоаналитиков, и некоторые из них - Фромм (Fromm E.) и Перлс (Perls F.) - стали ее учениками.
Работа Селвер и Брукс оказала большое влияние на Гунтера (Gunther В., 1974), создавшего технику, названную им «чувственным пробуждением» (sensory awakening), которая во многом перекликается с работой его учителей.
Упражнения этой техники помогают почувствовать свое тело и соприкоснуться со своими чувствами, научиться прикасаться к другим и принимать прикосновения.
Следующим методом Т.-о. п., стоящим в стороне от рассмотренных, является метод структурной интеграции, или рольфинг, названный так по имени ее создателя, Рольф. Он представляет собой комплексный подход, направленный на осознавание тела, включающий работу над структурой тела, походкой, манерой сидеть, стилем общения. По мнению Рольф, нарушение функций человеческого организма связано не только с психическими, но и физическими факторами. Она считает, что нормально функционирующее тело человека в вертикальном положении остается прямым при минимальном расходе энергии, но под влиянием стресса оно изменяется, приспосабливаясь к воздействию последнего. В результате взаимосвязи структур всего тела напряжение в одной области оказывает компенсаторное воздействие на другие части тела. И в конечном итоге дезинтеграция костно-мышечной системы приводит к потере уравновешенного распределения веса тела и изменению его структуры, вызывает нарушение нормального функционирования организма. Метод структурной интеграции включает в себя прямые манипуляции с телом, позволяющие изменить состояние мышечных фасций, восстановить равновесие и гибкость тела. Работа с фасциями приводит к тому, что мягкие ткани суставов занимают естественное положение, суставы приобретают нормальную подвижность, а мышцы начинают сокращаться более согласованно. Основной составляющей метода является глубокий массаж с помощью пальцев, суставов пальцев и локтей, направленный на систематическое расслабление фасций в течение 10 сессий. Поскольку процедура рольфинга связана с болью и возможностью структурных повреждений тела, ее должны проводить только опытные специалисты. Рольф считает, что когда фасции расслабляются, высвобождаются ранее пережитые воспоминания. В ходе сеанса пациент может заново пережить травматическую ситуацию прошлого. Вместе с тем целью занятий является преимущественно физическая интеграция, эмоционально-поведенческие аспекты процесса не становятся предметом специального анализа.
Достигнутый эффект особенно устойчив, если индивидуум сохраняет сознание изменений, обеспеченных рольфингом, в структуре и функционировании тела. Для этой цели служит система «обеспечения структурных паттернов», включающая упражнения с позой и равновесием тела.
Многие специалисты отмечают, что рольфинг, достигая положительных сдвигов в физическом состоянии, позволяет в дальнейшем сделать более эффективными психологические методы воздействия.


Психотерапевтическая энциклопедия. - С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

Смотреть что такое "ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ" в других словарях:

    Телесно ориентированная психотерапия терапевтическая практика, позволяющая работать с проблемами и неврозами пациента через процедуры телесного контакта. Начало телесной психотерапии положил Вильгельм Райх, ученик Зигмунда Фрейда, который… … Википедия

    ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ - (англ. bodywork) направление психотерапии, в котором психологические проблемы пациентов рассматриваются в связи с особенностями функционирования их тела. Наиболее распространенные виды Т. о. п. это анализ характера (или характероанализ)… …

    Проблемно ориентированная психотерапия, разработанная в начале 80 х гг. швейцарскими психотерапевтами из Бернского университета Блазером, Хаймом, Рингером, Томменом (Blaser A., Heim E., Ringer Ch., Thommen M.), представляет собой… … Психотерапевтическая энциклопедия

    психотерапия - (от греч. psyche душа и therapeia уход, лечение) комплексное лечебное вербальное и невербальное воздействие на эмоции, суждения, самосознание человека при многих психических, нервных и психосоматически … Большая психологическая энциклопедия

Телесная психология. Упражнения телесной терапии

Еще в древности человек начал искать источники силы и энергии, которые определяют его здоровье, успешность и самочувствие, способность достигать свои цели и находить выход из сложных ситуаций. Человек начинал искать способы управлять своей силой, своим состоянием, своей энергетикой. Это привело к появлению традиционных систем саморегуляции, таких как йога, даосская алхимия, тайцзи-цюань, шаманские практики. Изначально эти знания развивались в рамках своих культур и игнорировались европейской наукой, но уже с начала XX века европейцы в своих научных исканиях начинают все больше тянуться к ним. Как результат, появилась телесно-ориентированная психотерапия, опирающаяся как на классические психологические принципы, так и на древние практики управления телом и энергетикой.

Телесная психология позволяет отследить зажимы, которые скапливаются в теле, и упражнения телесной терапии изначально заточены на быстрое снятие телесных зажимов и блоков.

Истоки телесной психологии

Впрочем, научности ради начать мы должны с другого. Телесная психология возникла в начале ХХ века, в рамках, как ни парадоксально, психоанализа. Практически тут же от него отделившись и сформировав свое, диаметрально противоположное направление. Ученик Зигмунда Фрейда Вильгельм Райх заметил, что, лежа на кушетке во время сеанса психотерапии, клиент всегда сопровождает эмоции определенными телесными проявлениями. Потому тело пациента зачастую может рассказать значительно больше о его проблемах, чем слова. Тело запечатлевает все наши переживания и чувства, знаковые события и жизненный опыт. Тело может сказать даже то, о чем сознание пока не догадывается.

Сегодня телесно-ориентированная психотерапия является одним из основных направлений современной психологической практики. Это способ исцелять душу через работу с телом, работать с запечатленными в теле переживаниями и проблемами человека. Кстати, именно в рамках телесно-ориентированного подхода научный мир «вспомнил» про древние энаргетические практики и системы саморегуляции. Все, что происходит в душе человека, оставляет отпечаток в его теле, все, что происходит в психике, влияет на энергетику. Здоровая энергетика определяет физическое здоровье, физическое здоровье создает условия для психического благополучия, которое, в свою очередь, обеспечивает здоровую энергетику.

В научный оборот понятие биоэнергетики ввел А. Лоуэн, основатель биоэнергетического анализа и один из классиков телесно-ориентированной терапии, показав, что управление энергетическим потенциалом активизирует внутренние ресурсы личности, что способствует самопознанию, самовыражению, самореализации. Это дало толчок развитию всевозможных энергетических школ и направлений, многие из которых вышли за рамки не только телесно-ориентированной терапии, но и вообще какой-либо научности.

Телесная психология: общие принципы

Постулат телесной психологии предельно прост: работая с сознанием, мы можем воздействовать на тело, а воздействуя на тело, работать с сознанием. Это перекликается с одним из базовых постулатов НЛП: сознание и тело – элементы одной системы. При чем же здесь бессознательное? – спросите вы. Элементарно – воздействие на сознание через тело осуществляется в обход самого сознания. То есть, ресурсами бессознательного.

Потому методы работы с проблемой в телесно-ориентированной терапии самой проблемы, как правило, практически не касаются. Работа идет с телесным проявлением данной проблемы. Например, при страхе или раздражительности происходит перенапряжение определенных групп мышц, что приводит к зажимам. Через расслабление этих зажимов происходит проработка вызвавшей их проблемы. Оставив в стороне вопросы выявления глубинных проблем и методов их решения как более подходящие для курсов подготовки практикующих специалистов-телесников, остановимся на том, как это может использовать простой человек в повседневной жизни.

Исходя из того, что любое неосознанное напряжение – проявление какой-либо проблемы или душевного дисбаланса, возьмем на вооружение простую установку: чем более тело расслаблено, тем в более гармоничном состоянии находится человек, и тем больше ресурсов ему доступно для решения повседневных задач. И тем здоровее становится организм за счет проработки психосоматических причин заболеваний. Из этого следует, что расслаблять нужно все, что можно расслабить.

Кто-то возразит: но ведь напряжение мышц обеспечивает определенную защищенность и связано с безопасностью! И это будет одним из очень распространенных заблуждений. Напряжение мышц может создавать только чувство… даже не безопасности, а некой готовности к опасности. То есть – напряжение в ожидании угрозы. Как известно, длительное нахождение в напряженном состоянии неизбежно ведет к стрессам и нарушениям работы нервной системы, а также «перегоранию» организма. Тот ли это результат, которого мы ожидали? Напротив, расслабленная мышца всегда быстрей напряженной, потому во многих системах рукопашного боя учатся не столько напрягать, сколько правильно расслаблять мышцы. Это же, кстати, способствует увеличению двигательного диапазона, оптимизации расходов сил и энергии и минимализации телесных повреждений. Простой пример: что больше пострадает от удара топором – деревянная доска или ткань, подброшенная в воздух? И главное – расслабленное тело свидетельствует о том, что человек может себе позволить быть расслабленным (а значит – уверен в своих силах), что обеспечивает глубинное чувство защищенности.

Кто-то скажет, что он итак всегда расслаблен. Это также распространенное заблуждение – в человеческом теле всегда хватает зажимов, и тотальное расслабление можно приравнивать к тотальному просветлению. Совершенно естественно, что в «нормальном» состоянии человек не воспринимает своего напряжения и, зачастую, не представляет, как может быть по-другому. Более того, существует такое понятие, как «социальное тело» – совокупность телесных зажимов, которые мы должны «одевать», находясь в социуме, которые формируют нашу адекватность, управляемость и соответствие ролевым стереотипам в тех или иных ситуациях. Потому расслабление – это искусство, осваивают которое постепенно. И чем больше осваивают, тем больше зажимов в себе замечают.

Что способствует расслаблению? Простейшие медитативные техники, способствующие торможению психики, что влечет общее расслабление организма. Способствует, как это ни банально, общее умиротворение, бесконфликтное поведение, доброжелательность, умение сохранять позитивный эмоциональный настрой. Кстати, все эти навыки прекрасно тренируются и развиваются. Эффективны такие народные методы релаксации, как массаж и баня, особенно в комплексе с оптимальным психологическим настроем. Большое значение имеет телесный контакт с другим человеком, на чем строятся многие упражнения телесной терапии. И самое главное – необходимо чувствовать свое тело и отслеживать изменения, которые в нем происходят.

Упражнения телесной терапии

Активная мышечная релаксация

Идея очень проста: чтобы максимально расслабить мышцу, нужно максимально ее напрячь. А чтобы равномерно расслабить все тело, нужно дать для него равномерную нагрузку. Для этого мы последовательно напрягаем все части тела: лицо, шею, плечи, руки, пресс, бедра, голени и стопы. Для каждой части тела мы стараемся создать максимальное напряжение и удерживать его 10-20 секунд, а затем фиксируем внимание на расслаблении.

Сбрасывание зажимов

Для начала – обратите внимание на те процессы, которые происходят в теле. На те очаги напряжения, которые в нем есть. И… постарайтесь найти ту позу, которое будет наиболее комфортно. Для этого достаточно прислушаться к своему телу: какое положение оно хотело бы принять? И затем можно позволить себе расслабиться. Еще глубже. И, охватывая все тело внутренним взором, можно заметить, как очаги напряжения постепенно таят, а внутреннее пространство становится все более расслабленным и лекгим.

Образное дыхание

Эта практика позволяет совместить эффект медитативного транса и направленную работу с телом. Для начала закройте глаза и сосредоточьтесь на своем дыхании. Вы заметите, как можно почувствовать легкую прохладу на вдохе и легкое тепло на выдохе. И пусть в мире не будет ничего кроме вдохов и выдохов. Затем можно представить, что вы дышите через середину груди, продолжая ощущать прохладу вдоха и тепло выдоха. Затем дышим через солнечное сплетение, низ живота, ладони и стопы (можно добавить макушку, но осторожно – не увлекайтесь), а затем – через поверхность всего тела. Для каждой части тела делаем 10-15 вдохов и выдохов.

Развитие телесной осознанности

  • В течение 5 минут, без перерыва, проговаривайте (вслух!) все, что происходит в вашем теле.
  • Позвольте себе в течение нескольких минут не иметь никаких целей . Позвольте телу делать все, что оно действительно хочет делать, и позвольте ему делать это. Просто будьте наблюдателем и разрешите телу найти тот способ самопроявления, который актуален здесь и сейчас .
  • И затем, оставаясь в этом состоянии, позвольте телу найти ту позу, в которой ему будет по-настоящему комфортно в данный момент времени.
  • И, оставаясь в этой позе, пройдите внутренним взором все тело: обратите внимание, в каком тонусе находится каждая часть тела, что происходит в вашем внутреннем пространстве. Отследите зажимы, которые есть в вашем теле, и позвольте им расслабиться.

Алексей Недозрелов