Кто первым научился добывать огонь. История огня, как человек приручил огонь

История человечества полна различных загадок, и чем древнее дата, тем таинственнее событие и его обстоятельства, что касается как обретения членораздельной речи и перехода к прямохождению, так и вопроса о том, когда люди научились добывать огонь. О том, что этот навык резко изменил жизнь далеких предков современных людей, спорить не приходится. Улучшилось качество пищи, что не могло не повлиять на продолжительность жизни. В условиях оледенения, приходящегося именно на начальные этапы существования человека, огонь помогал согреться. Незаменим он был и при охоте.

Первобытный человек и огонь

Очень многие природные явления, так или иначе, связаны с огнем. Более миллиона лет назад извержения вулканов происходили чаще, чем сейчас, и представляли серьезную опасность для всех животных, в том числе и для человека. Еще один вариант столкновения с огнем - не менее частые лесные и

Однако если внимательнее присмотреться к мифологии, то выясняется, что первый полученный человеком огонь был небесного происхождения. Наиболее известен греческий миф, согласно которому Прометей похитил искру из кузнечного горна Гефеста и принес ее людям, спрятав в пустой тростинке. Схожие предания имелись и у других народов, в том числе у различных индейских племен, которые не могли контактировать с греками. Ввиду этого предположение, что первобытные люди впервые воспользовались огнем от возгорания чего-либо после удара молнии, рассматривается учеными как наиболее вероятное.

Искусственное разведение огня

Наиболее важным и сложным для первобытного человека было преодолеть природный страх перед огнем. Когда же это произошло, он не мог не обнаружить, что вовсе не обязательно ждать сильной грозы или извержения вулкана: при создании каменных орудий труда в результате ударов одного камня о другой вспыхивали искры. Однако этот способ был очень трудоемким и занимал по меньшей мере час. В областях расселения человека, где существовала высокая влажность, он и вовсе был невозможен.

Еще один физический процесс, дающий представление о том, как древние люди научились добывать огонь, - трение. С течением времени человек удостоверился, что еще сильнее упрощает процедуру не просто трение, а сверление. Для этого использовалось сухое дерево. Упирая в него сухую палку, человек быстро вращал ее между ладоней. В дереве образовывалось углубление, в котором скапливался древесный порошок. При высокой интенсивности движений он вспыхивал, и уже можно было разводить костер.

Поддержание огня

Если вновь обратиться к мифологии, становится ясно, что когда люди научились добывать огонь, они были весьма озабочены его поддержанием. Например, даже римские обычаи требовали, чтобы в храме богини Весты находились жрицы, занятые сохранением неугасимого огня на ее алтаре. Даже возжигание свечей в христианских храмах многими учеными считается пережитком первобытной необходимости хранить огонь.

Этнографические данные показывают: хотя люди научились добывать огонь и максимально упростили этот процесс, сохранение уже имеющегося было в приоритете. Это понятно: не всегда можно было найти подходящие камни или сухое дерево. Между тем без огня племени грозила смерть. Индейцы не только поддерживали неугасимые костры у своих хижин, но и носили с собой тлеющий трут. Скорее всего, так себя вел и первобытный человек.

Проблема датировки

Нельзя окончательно поставить точку в споре о том, в какой период люди научились добывать огонь. Исследователь может рассчитывать только на данные археологии, а от человеческих стоянок возрастом в миллион лет осталось чрезвычайно мало. Именно поэтому ученые предпочитают использовать широкие датировки. Сходясь во мнениях о том, что добывать огонь человек научился в эпоху палеолита, специалисты по истории первобытного общества указывают, что это могло произойти в промежуток с 1,4 млн до 780 тыс. лет назад.

Удревнить это событие на 300 тысяч лет помогли находки в пещере Вондерверк на территории Южноафриканской Республики. Команде археологов под руководством Питера Бомона удалось обнаружить в котором сохранились остатки древесной золы и обугленные кости животных. Дальнейшие исследования показали, что их сожжение происходило непосредственно в пещере, то есть возможность их случайного попадания туда исключена. На стенах пещеры были обнаружены следы копоти.

Человек-первооткрыватель

Благодаря этим открытиям был вновь поставлен вопрос о том, какой человек научился добывать огонь. Миллион лет назад род Homo был представлен различными видами, из которых выжил лишь один - Homo sapiens (Человек разумный). Реконструкция антропогенеза осложняется небольшим количеством материальных свидетельств о существовании того или иного вида, то есть скелетных останков. Ввиду этого существование таких видов, как Homo rudolfensis, является дискуссионным вопросом.

Если расположить на одной шкале этапы антропогенеза и свидетельства о том, когда люди научились добывать огонь, то самая ранняя точка приходится на существование вида Homo erectus (Человек прямоходящий). Но было ли умение добывать огонь уже привычным, или же это происходило от случая к случаю, выяснить пока невозможно.

Значение овладения огнем

Когда люди научились искусственно добывать огонь, их эволюция значительно ускорилась. Изменения затронули даже их внешний вид. Использование огня в приготовлении пищи позволило значительно увеличить расход энергии. Если обычное животное в течении жизни расходует около 125 ккал на килограмм веса, то человек - в шесть раз больше.

Овладение огнем резко выделило человека из ряда других животных. Благодаря огню стало возможным эффективнее преследовать крупных хищников и загонять их в ловушки, защищать свои стоянки от вторжения. Применялся огонь и для обработки деревянных орудий труда, что делало их более прочными и твердыми.

Затронуло это событие и ментальную сферу. Когда люди научились добывать огонь, он сразу же стал объектом поклонения. Стали складываться различные религиозные культы, в которых бог огня занимал центральное положение. Поэтому вряд ли будет натянутым предположение, что именно овладение огнем позволило человеку достичь сегодняшних высот.

Суть разведения огня трением заключается в том, что при трении друг о друга любые предметы (в том числе деревянные) нагреваются. В данном случае в качестве трущейся поверхности выступает древесина. Нагреваясь от трения, она способна достичь температуры, достаточной для образования тлеющего трута, в качестве которого зачастую выступает пыль этой же самой древесины.

Теоретически этот метод прост, практически требует огромных усилий по реализации и определенных навыков.

Известно несколько способов добыть огонь трением, но из них не все применимы в реальных условиях с учетом особенности умеренных широт северного полушария (соответствующая древесина и её влажность).

Основные варианты добывания огня трением

Чаще всего, чтобы добыть огонь трением, используют такие методы:

  1. Огненный плуг. Здесь тлеющий трут образуется в результате трения колышка о канавку, вырезанную в деревянной дощечке.
  2. Ручная дрель. Тлеющие угли в этом случае появляются в результате сверления деревянной дощечки, подготовленной специальным образом.
  3. Огненный лук. Здесь все так же, как в случае с ручной дрелью, только сверло приводится в движение возвратно-поступательными движениями лучка.
  4. Огненный бамбук. В этом случае тлеть начинает заранее заготовленная растопка, зажатая в половинке ствола бамбука, которым «пилят» другую половинку.

Все способы разведения огня трением имеют свою специфику и достаточно сложны в реализации. Чтобы уверенно развести костер с их помощью, требуются предварительные тренировки.

Огненный плуг

Это один из самых сложных способов добывания огня трением. Тем не менее, за неимением веревки, которая нужна, например, для огненного лука, он становится приемлемым для разведения огня даже в степи и лесостепи.

Суть метода заключается в том, что при трении острой палкой о желоб в бревне стенки бревна разогреваются, с них соскабливается горячая труха, которая затем и будет раздуваться.

Для огненного плуга подходит сухая (но не гнилая) древесина мягких лиственных пород. Хвойные породы дерева для целей добывания огня трением не стоит использовать из-за наличия в них смолы, которая может препятствовать появлению тлеющего трута. Однако, если лиственных деревьев поблизости не оказалось, можно попробовать , например, с помощью палок сосны.

Некоторые полагают, что для разведения огня трением можно использовать кору в качестве основы. Но это не верно: огонь таким образом добыть не получится. Если уж и использовать кору, то березовую бересту и то только в качестве растопки.

Для того, чтобы добыть огонь огненным плугом, нужно следовать следующему алгоритму:

  1. Делается дощечка, либо на горизонтально лежащем стволе делается ровная площадка длиной до полуметра.
  2. В дощечке вырезается неглубокая канавка почти на всю длину дощечки.
  3. Из того же дерева выстругивается колышек длиной до 30 см, который затачивается с одной стороны.
  4. Острой стороной колышек опускается в канавку.
  5. Колышек вдавливается в дно канавки и таким образом водится по всей ее длине в одну и другую сторону.
  6. На образованные в результате трения тлеющие угли кладется растопка, либо же угли аккуратно высыпаются в свернутую гнездом растопку, после чего раздуваются до появления огня.

Наши далекие предки добывали огонь именно таким способом – трением одного куска сухого дерева о другой по технологии огненного плуга.

Если сделать колышек подлиннее (чуть более двух метров), огненный плуг можно использовать вдвоем, что значительно упрощает работу добывающему огонь человеку. В этом случае сидящий у деревяшки человек направляет и прижимает колышек к канавке, а стоящий - прижимает и двигает его в одну и другую сторону. В видео видно, как это организуется:

Ручная дрель

Данный метод добычи огня трением используется в основном в тропической и экваториальной зоне, где имеется подходящая для этого древесина.

Алгоритм действий:

  1. Кусок небольшой ветки очищается от коры и расщепляется вдоль на две части.
  2. В одной половине сбоку вырезается «V»-образная щель, в самой узкой части которой с наружной стороны ветки делается углубление под будущее сверло.
  3. Из той же древесины делается сверло, представляющее собой заточенную с одной стороны нетолстую палку длиной не менее полуметра (при более короткой работать будет не так удобно).
  4. Палка с вырезанной щелью кладется плоской стороной на землю на заранее заготовленную растопку.
  5. Сверло острой стороной упирается в углубление в лежащей на земле палке.
  6. Верхняя часть сверла зажимается между ладонями и с нажимом вращается движением, напоминающим потирание ладоней во время мороза. Когда ладони соскальзывают вниз, не отрывая сверла от нижней палки, их необходимо вернуть на прежнее место и продолжить вращение.
  7. Образованные в результате трения внутри щели тлеющие угли аккуратно сбрасываются на растопку и раздуваются до появления огня.

Такой метод добычи огня трением применяли древние люди, живущее в жарких странах. В современных условиях его можно упростить за счет использования марганцовки, которая воспламеняется быстрее прута.

Если в аптечке туриста найдется перманганат калия, с разведение костра не возникнет проблем. В лунку, сделанную в бревне, нужно засыпать немного этого порошка, прижать его торцом небольшой палочки, обложив предварительно трутом, и сделать несколько вращательных движений. Трение приведет к вспышке и возгоранию трута.

Пример такого разведения огня в условиях тайги зимой показан на видео:

В наших широтах ручной дрелью добыть огонь несколько затруднительно: понадобится много времени, сил, а на руках могут образоваться ранки, в которые может попасть инфекция. Поэтому данный способ не получил широкого распространения, в отличии от следующего метода.

На видео показано, как разводят костер таким способом в Кении:

Огненный лук и его вариация

Этот метод разведения огня трением получил известность под названием индейская скрипка, хотя издавна использовался не только в Америке, но и на других континентах.

По сути этот метод - та же ручная дрель, только в этом случае вращение осуществляется не ладонями, а тетивой лука, что обеспечивает большую скорость и, соответственно, более высокие температуры. Поэтому иногда его называют лучковой дрелью.

Внешне приспособление для разведения такого костра похоже на лук, тетива которого обмотана вокруг палки.

Древесина используется такая же, как и для огненного плуга, то есть сухая древесина мягких лиственных пород, например, ольхи или осины. Деревья, лежащие на земле, для этих целей не пригодны, так как с большой вероятностью будут влажными или подгнившими и трухлявыми.

Также для этого метода нужна веревка, в качестве которой зачастую используют шнурки, снятые с одного ботинка. Главное требование к веревке - она должна быть прочной (очень хороши для этого туристические веревки).

Для получения огня своими руками с помощью огненного лука делается следующее:

  1. Срубается сушина.
  2. Делается дощечка, либо, как и в предыдущем случае, ветка расщепляется наполовину вдоль волокон.
  3. По аналогии с предыдущим методом делается «V»-образная щель и углубление в ее суженном конце.
  4. Из отдельного куска древесины выстругивается сверло длиной около 30 см, заостренное с двух сторон.
  1. Делается лук. Для этого можно взять искривленную достаточно жесткую палку длиной до метра и привязать к обеим ее сторонам веревку. Упругая ветка для этих целей тоже подойдет, но с ней будет тяжелее добиться натяжения веревки во время движения лука вперед, что может привести к проскальзыванию веревки по сверлу.
  2. Берется вторая часть расщепленной палки и в центре нее на внутренней стороне выковыривается небольшая лунка. В эту лунку будет вставляться верхняя часть сверла.
  3. Тетива оборачивается вокруг сверла один раз, сверло одним концом вставляется в нижнюю дощечку и прижимается второй дощечкой сверху. Оба заостренных конца сверла должны попасть в соответствующие лунки. Получается лучковая дрель.
  4. Человек стоит на правом колене, а левой стопой прижимает нижнюю дощечку, чтобы исключить ее смещение. Лук находится в правой руке, а левой рукой он держит верхнюю дощечку, которой прижимает сверло.
  5. Лук приводится в возвратно-поступательное движение, как при сверлении, это вызывает вращение сверла в опоре. По мере заполнения «V»-образной щели трутом скорость движения лука нужно постепенно увеличивать, доводя температуру в месте контакта сверла с опорной дощечкой до максимума.
  6. Образованный в результате преодоления силы трения тлеющий трут извлекается вместе с растопкой и раздувается до появления огня. Трут должен быть в форме маленьких черных иголочек: только в этом случае можно надеяться на хороший результат.

Некогда наблюдал такую картину: молодой человек прикрепил деревянное сверло к дрели и сверлил по центру деревянную доску - было много дыма, но развести огонь так и не получилось. Аналогичная ситуация прослеживается в некоторых книгах, иллюстрирующих изображения с подобной схемой. Нетрудно догадаться, что такой метод обречен на провал, ведь в нем негде накапливаться труту, который кроме прочего просто разлетается в стороны.

Этот способ добывания огня, как и описанные выше, основан на физическом явлении увеличения внутренней энергии за счет совершения работы по преодолению сил трения.
В наших широтах он наиболее предпочтителен, но по-прежнему остается одним из самых сложных и энергозатратных (в основном из-за высокой сложности изготовления лука) и требует предварительной отработки.

Существует также «родственник» огненного лука, получивший название насосной (помповой) дрели, но это устройство достаточно сложно для изготовления в условиях выживания и поэтому в данной статье рассматриваться не будет. На видео показан этот вариант:

Огненный бамбук

Данный метод добычи огня своими руками по очевидным причинам используется только в регионах, где произрастает бамбук. Для него годятся только высохшие стебли этого растения.

Огонь добывается следующим образом:

  1. Сухой метровый бамбуковый ствол расщепляется на две части.
  2. Одна часть (далее по тексту - первая часть) укорачивается до полуметра и в ней в середине ножом делается небольшое сквозное отверстие.
  3. С наружной стороны прямо по отверстию делается поперечная канавка.
  4. Из второго куска (далее по тексту - вторая часть) расщепленного ствола бамбука отрезается широкая щепка длиной около 40 см и надламывается посредине.
  5. Боковая сторона второй части ствола делается ровной и ее край заостряется ножом - получается своего рода бамбуковое лезвие.
  6. Со второй части ствола ножом соскабливается стружка в виде тонких скрученных ленточек. Для этого лезвие ножа удерживается под прямым углом по отношению к стволу и располагается поперек него.
  7. Стружки скатываются в плотный шарик, делятся на две равные части и укладываются внутрь первой части ствола прямо над отверстием (отверстие оказывается между ними), после чего прижимаются сверху надломленной щепкой.
  8. Вторая часть ствола упирается в живот одним торцом, а в землю другим. Вес тела прижимает ее к земле так, чтобы исключить смещение во время работы.
  9. Первая часть ствола с растопкой и щепкой берется двумя руками за противоположные концы и прислоняется канавкой к ровной боковой поверхности («лезвию») второй части.
  10. Возвратно-поступательное движение за счет трения обеспечивает нагревание, достаточное для образования тления в прижатой щепой растопке.
  11. Тлеющая растопка переносится в сухую траву и раздувается до появления огня.

Мне доводилось наблюдать и другое исполнение этого метода разведения огня трением. В нем половина ствола бамбука с растопкой лежала на земле (растопкой вниз), а второй половиной производилось пиление. Но такой способ, как по мне, менее универсален, поскольку для него нужно минимум два человека (один для удержания нижней части, второй - для пилящих движений), грунт должен быть сухим, чтобы не намочить растопку, да и руки можно повредить о лежащие на земле камни или колючки.

Как и другие методы добывания огня трением, этот требует предварительной тренировки. Без такой тренировки оказавшийся в аварийной ситуации человек рискует потратить много времени и сил, при этом оставшись без огня.

Как по мне, в наших широтах наиболее приемлемым вариантом для разведения огня в условиях выживания был и остается метод огненного лука. Хоть для него и требуется наличие прочной веревки, но именно он позволяет по сравнению с другими методами затратить меньше сил, которые в аварийной ситуации всегда есть, где применить.

Интересное видео: лучковая дрель в работе

Огненный плуг по-полинезийски:

Освоение огня древними людьми стало переломным моментом в социальной эволюции человека, позволившим людям разнообразить белковую и углеводную пищу появившейся возможностью приготовить её, развить свою активность в ночное время, а также защищаться от хищников.

Свидетельства

1,42 млн лет назад: Восточная Африка

Первые свидетельства использования людьми огня относятся к таким археологическим стоянкам древнего человека Восточной Африки, как Чесованья возле озера Баринго, Кооби Фора и Ологесалирие в Кении. Доказательства в Чесованьи представляют собой осколки красной глины, имеющие возраст около 1,42 миллиона лет . Следы обжига этих осколков свидетельствуют о том, что они были нагреты до температуры 400 °C - для придания твёрдости.

В Кооби Фора, на участках FxJjzoE и FxJj50, найдены свидетельства использования огня Homo erectus с возрастом примерно 1,5 миллиона лет, с красными отложениями, которые могут образоваться лишь при температуре 200-400 °C . Обнаружены образования, напоминающие ямы для обжига, в районе Олоргесайлие, Кения. Было также обнаружено немного мелкого древесного угля, хотя он мог образоваться и от природного огня .

В эфиопском Габебе в локации №8 найдены фрагменты игнимбрита, который появляется в результате горения, но перегрев горной породы мог появиться также и в результате местной вулканической активности . Они оказались среди артефактов Ашельской культуры, созданных H. erectus.

В середине долины реки Аваш были обнаружены конические образования с красной глиной, что возможно только при температуре 200°C. Эти находки наводят на мысль о том, что древесина могла сжигаться с расчетом, чтобы огонь оказался подальше от места обитания . Кроме этого, в долине Аваш найдены обгоревшие камни, но в районе древней стоянки присутствовали также и вулканические породы.

790-690 тыс лет назад: Ближний Восток

В 2004 году была обнаруженна стоянка Bnot Ya"akov Bridge в Израиле доказывает применение огня H. erectus или H. ergaster (человек работающий) примерно 790-690 тысяч лет назад . В пещере Кесем, что в 12 километрах восточнее Тель-Авива, найдены свидетельства регулярного использования огня примерно 382-200 тысяч лет назад, в конце раннего плейстоцена. Значительное количество обожженных костей и умеренно нагретых земляных масс позволяет предположить, что возле огня производился забой скота и его разделка .

700-200 тыс лет назад: Южная Африка

Первые бесспорные свидетельства использования людьми огня были найдены в южно-африканском Сварткрансе. Несколько обгоревших камней обнаружены среди ашельских инструментов, каменных орудий, а также камней с отметками, нанесенными человеком . Этот район также показывает ранние свидетельства плотоядности H. erectus. Пещера Cave of Hearths в Южной Африке содержит обгоревшие породы с возрастом 0,2 - 0,7 миллиона лет, также как и в других районах - пещера Montagu Cave (0,058 - 0,2 миллиона лет) и Клезис Ривер Маус (0,12 - 0,13 миллиона лет) .

Убедительнейшие доказательства найдены в районе водопада Каламбо в Замбии - при раскопках обнаружено несколько артефактов, указывающих на использование людьми огня: разбросанные дрова, древесный уголь, красная глина, карбонизированные стебли травы и растений, а также деревянные принадлежности, возможно подвергнутые обжигу. Возраст локации, определенный с помощью радиоуглеродного анализа, составляет примерно 61 000 лет, а по данным аминокислотного анализа - 110 000 лет .

Огонь применялся для нагрева силкритовых камней с целью облегчения их последующей обработки и изготовления орудий труда культуры Стиллбей . Проведённые исследования сопоставляют этот факт не только со стоянкой Стиллбей, имеющей возраст около 72 тысяч лет, но и со стоянками, которые могут насчитывать и до 164 тысяч лет .

200 тыс. лет назад: Европа

Многочисленные стоянки в Европе также демонстрируют свидетельства использования огня H. erectus. Древнейшая обнаружена в деревне Вертешсёлёш, Венгрия, где найдены свидетельства в виде обгоревших костей, но без древесного угля. В Торральба и Амброна, Испания, присутствуют древесный уголь и древесина, а Ашельские изделия из камня имеют возраст 0,3 - 0,5 миллиона лет .

В Сент-Эстев-Жансон, что во Франции, имеются свидетельства в виде кострищ и покрасневшей земли в пещере Эскале. Этим кострищам около 200 тысяч лет .

Дальний Восток

В Сихоуду, провинции Шаньси, о горении свидетельствуют обнаруженные черные, серые и серо-зеленые кости млекопитающих. В китайском Юаньмоу провинции Юньнань была обнаружена еще одна древняя стоянка с почерневшими костями млекопитающих .

В Триниле, на острове Ява, также были найдены подобные почерневшие кости животных и залежи древесного угля среди окаменелостей H. erectus.

Китай

В китайском Чжоукоудяне свидетельства применения огня имеют возраст от 500 000 до 1,5 миллионов лет . Вывод о применении огня в Чжоукоудяне сделан на основании обнаруженных обгоревших костей, обожженных каменных артефактов, древесного угля, золы и кострищ вокруг окаменелостей H. erectus в Слое 10 Локации 1 . Остатки костей были охарактеризованы скорее как обгоревшие, чем как окрашенные марганцем. Эти остатки также показали наличие инфракрасного спектра, свойственного оксидам, а кости с бирюзовым оттенком были позже воспроизведены в лаборатории путем обработки огнем других костей, найденных в Слое 10. В месте стоянки подобный эффект мог быть и результатом воздействия естественного огня, так же как и эффект на белых, желтых и черных костях. Слой 10 представляет собой пепел, содержащий кремний биологического происхождения, алюминий, железо и калий, но остатки древесного пепла, такие как кремниевые соединения, отсутствуют. На фоне этого возможно, что кострища «были образованы в результате полного распада ила и глиняных прослоек с красно-коричневыми и желтыми фрагментами органической материи, местами смешанных с фрагментами известняка и темно-коричневого полностью распавшегося ила, глины и органической материи.» Эта древняя стоянка сама по себе не доказывает добывание огня в Чжоукоудяне, но сравнение почерневших костей с каменными артефактами в последнее время говорит о том, что во время обитания в пещере Чжоукоудяня люди пользовались огнем.

Изменения в поведении и эволюция

Огонь и исходящий от него свет внес важнейшие изменения в поведение людей. Активность больше не ограничивалась дневным временем. Кроме того, многие крупные животные и кусающие насекомые избегали огня и дыма . Огонь также привёл к улучшению питания из-за возможности приготовить белковую пищу .

Ричард Вронгхам из Гарвардского университета утверждает, что приготовление растительной пищи могло стать причиной ускоренного развития головного мозга в ходе эволюции, так как полисахариды в крахмало-содержащей пище становились более усваиваемы и, как следствие, позволяли организму поглощать больше калорий .

Изменения в диете

Шталь полагал, что, поскольку такие вещества, как целлюлоза и крахмал, которые в наибольших количествах содержатся в стеблях, корнях, листьях и клубнях, являются трудно перевариваемыми, эти органы растений не могли быть основной частью человеческого рациона до начала использования огня

Добрых полтора миллиона лет назад человек укротил огонь. Это было, пожалуй, самое выдающееся событие в истории человечества: огонь давал свет и тепло, отгонял диких зверей и делал мясо вкуснее. Он был великим волшебником: вел от дикости к цивилизации, от природы к культуре.

История развития человечества – это история выживания людей в окружающем мире. Можно долго спорить о том, что является первопричиной или движущей силой развития человеческой цивилизации, но несомненно то, что она тесно связана со стремлением человека комфортно адаптироваться к окружающей среде. Осторожность, ощущение опасности, стремление избежать гибели присущи не только человеку, но и другим обитателям планеты Земля. Животные тоже имеют некоторые первоначальные сведения о свойствах окружающих тел. О том, что камни острые, огонь горячий, вода жидкая и т. д., животные, так же как дети, «узнают» из опыта. Но вот способность применить, например, острый камень для обработки другого камня или палки, т. е. целесообразно соединить в процессе труда известные свойства орудий и сырья, – это исключительно человеческое качество. Такие качества выработались в людях и проявляются ими сознательно, а также заложены в их подсознание в виде инстинктов. Человек на Земле обрёл превосходство над животными благодаря тому, что сумел быстрее адаптироваться к окружающей среде, к изменениям в природе и использовать природные силы на свою пользу.

Нас интересует не просто история развития человека как биологического вида, но то, как человек овладел миром природы и создал совсем новый мир – мир энергетической техники.

Мы не знаем, когда конкретно произошло, может быть, самое великое событие на миллионолетнем пути превращения древнего нашего предка в современного человека – то, что люди овладели огнем и научились добывать его. Благоговейно склонял первобытный человек свои колени перед природой (рис. 2.1). Но подчинив себе огонь – одну из самых грозных стихийных сил, сделав его послушным орудием своей жизни еще на очень ранней ступени развития, человек почувствовал себя не рабом природы, а её равным партнером.

Первым огнем, которым пользовался для своих нужд первобытный человек, был огонь небесный. На это указывают легенды и мифы почти всех народов мира, их персонажи – Гефест греков, Прометей, феникс древних римлян, ведический бог Агни индусов, жар-птица североамериканских индейцев. Во всех этих созданиях народной фантазии ярко отражается взгляд на огонь как на элемент небесного происхождения. Молния вызвала огонь на земле, хотя возможно, что кое-где человек познакомился с огнем и его применением при вулканических извержениях.

В жизни первобытного человека огонь играл важнейшую роль – он был его лучшим помощником. Огонь согревал его и защищал от зимней стужи, огонь делал его пищу съедобной и более вкусной, огонь светил ему в темные вечерние и утренние часы, особенно в длинные зимние месяцы, огнем он обжигал свою глиняную посуду и утварь, к нему человек прибегал для выделки металлических инструментов и оружия, огнем костров он ночью отгонял от своего жилья диких зверей.


Овладение огнем сделало человека неизмеримо сильнее. Люди огню поклонялись, как божеству (рис. 2.2), его хранили веками, ведь сначала добывать огонь человек не умел, он зажигал его от другого огня – во время лесных пожаров или извержений вулканов. Можно предполагать, что наиболее стабильными источниками огня были вулканы, вернее, целые вулканические зоны. Интенсивная вулканическая деятельность на Земле в рамках антропогена совпадает с ранними этапами древнего палеолита. Она почти в десять раз превосходила по мощности и количеству очагов вулканическую деятельность нашей эпохи.

Другими, но менее важными источниками огня в природе были лесные (рис. 2.3) и степные пожары, самовозгорание вследствие деятельности микроорганизмов, возгорание деревьев от удара молнии, а также вечное пламя естественных газовых скважин, являющееся наиболее стабильным источником огня в областях, богатых залежами нефти.

И все же самым верным источником огня в период, когда им уже умели пользоваться, но еще не умели его добывать, была передача его от человека к человеку.

Огонь играл общественную роль, содействуя сближению диких человеческих групп (рис. 2.4). Необходимость в огне толкала на поиски одних групп другими, вела к взаимопомощи и объединению. Древние первобытные люди часто устраивали свои стоянки вблизи оврага или высокого берега реки (рис. 2.5). Меняя стоянку, первобытные люди переносили с собой горящие головни или тлеющие угли. Перенос огня позднее стал обычаем, соблюдавшимся долгое время потомками первобытных людей. Его наблюдали путешественники XVIII и XIX веков в Австралии, Америке, Африке, Полинезии.

Как давно человек впервые окунул фитиль в заполненную животным жиром плошку, превратив ее в светильник, сказать невозможно, но выдолбленные из мела или песчаника примитивные лампы датируются учеными примерно 80 000 г. до н.э. В Ираке были найдены керамические светильники возрастом около 10 000 лет.

Библия свидетельствует, что изготовленные из того же животного жира свечи горели в храме Соломона еще в Х веке до н.э. С тех пор без них не обходилось ни одно богослужение, но широкое применение в быту они нашли только в эпоху средневековья.

Минимальный жизненный уровень, при котором поддерживается работа сердца, легких, минимум пищеварения, требует определенного количества энергии. В холодную погоду на нагревание тела нужно несколько больше энергии. Ходьба и другая умеренная деятельность предъявляют дополнительные требования, а усиленные упражнения требуют ещё больше энергии. При тяжелой физической работе мы должны потреблять гораздо большее количество пищи, чем это необходимо для самой работы, ибо КПД нашего тела составляет только около 25%, а остальные 75% тратятся на теплоту.

Для поддержания минимального жизненного уровня здорового человека необходимо около 2 килокалорий в день; плавание или футбол требуют дополнительно 0,5 килокалории в час, а при восьмичасовой тяжелой физической работе требуются ещё 2 килокалории в день.

Умственный труд требует очень небольших немедленных затрат энергии – ум искусен, но, повидимому, не жаден.


Такой же обычай наблюдали ранние путешественники, странствуя по Америке после ее открытия. Североамериканские индейцы поддерживали неугасимые костры у входа в свои хижины, а при переходах носили с собой тлеющий трут. Как ни далеко то время, когда жили первобытные люди, но в сказаниях древних культурных народов, в некоторых обычаях и обрядах сохранились смутные воспоминания о поддержании неугасимых костров. Ведя раскопки в пещере Чжоу-Коу-дянь близ Пекина, археологи обнаружили следы костра, который горел непрерывно на одном и том же месте пятьсот тысяч лет, а, например, в древнем Риме женщины-жрицы поддерживали неугасимый огонь на алтаре богини Весты, хотя истинный смысл этого обычая был давно забыт. И в современных христианских храмах горят «неугасимые» лампады, причем верующие, поддерживающие в них огонь, не подозревают, что повторяют потерявший смысл обычай наших далеких предков, которым огонь казался чем-то таинственным и непонятным.

Период естественного огня, получаемого из природы и поддерживаемого в очагах, был, вероятно, весьма длительным.

Так как небо не всегда предоставляло в распоряжение человека свой огонь, то, естественно, он задумал вызывать его сам. И вот новое великое открытие, первый шаг к овладению силами природы – человек сам научился добывать себе различными путями этот благодетельный дар. И здесь, опять-таки, наставницею явилась природа.

Возможно, что толчок к изобретению первого огневища, какое и теперь иногда встречается у народов, стоящих на низшей ступени культуры, дало наблюдение, показавшее, что некоторые камни при ударе об известные предметы высекают искры. Для добывания огня высеканием искры у первобытных людей имелись специальные приспособления. Подтверждением этого служат находки приспособлений своеобразной формы, изготовленных из толстых призматических камней, найденные при раскопках жилищ и гробниц рядом с кусками выветрившегося серного колчедана, которые и представляли собой не что иное, как древние огневища. Ударным камнем для этих огневищ служили толстые призматические ножи, края которых умышленно делались шероховатыми. В позднейших огневищах огонь получался таким образом: кремень, покоящийся в одной руке, отрывает от скользящего по нему продольным краем огнива (впоследствии кремень заменили куском стали) мельчайшие частички, которые, окисляясь при своем прохождении в воздухе, накаливаются и воспламеняют подставленный сухой мох, трут и др.

Этот способ употреблялся преимущественно в странах с засушливым климатом, где влажность атмосферы минимальна. Очень малая и короткая искра, возникающая от удара кремня о кремень, весьма чувствительна к состоянию атмосферы. Правда, имеются указания на добывание огня таким способом и в тропических странах. Например, по свидетельству этнографов, добывание огня путем удара кремня о кремень существует у охотничье-земледельческих групп ягуа, обитающих и сейчас в верховьях Амазонки. Добывают огонь мужчины, а женщины носят топливо и поддерживают пламя в очаге. Процесс высекания очень трудный и требует при благоприятных условиях от получаса до часа времени. Этнографы отмечают, что, когда дерево затлеет, пламя раздувают веером из хвостовых перьев дикого индюка. Люди ягуа всячески избегают добывать огонь таким способом и пользуются головешками из очагов соседей или из общественного очага, постоянно поддерживаемого в родовом доме с особой заботой. По утрам оттуда женщины выносят головешки для своих очагов. Охотники во время походов берут с собой огонь, зажигая долготлеющие палочки длиной от 35 до 45 см и 1 см в диаметре.

Огниво в его «классическом» воплощении появилось намного позже, когда стало известно железо. Почти не изменяясь, оно просуществовало много веков. Даже в современной газовой зажигалке до сих пор используется принцип огнива. Лишь электрозажигалки самых последних лет порывают с тысячелетней традицией: искра в них не механического происхождения, а электрического.

Другим способом добывания огня в древние времена служило трение. Один из первобытных людей, сидя на земле, быстро вращал между ладонями сухую палку, упирая ее конец в сухое дерево (рис. 2.6). От нажима в дереве высверливалось углубление, в котором накоплялся древесный порошок. Наконец, порошок загорался, а от него уже легко было поджечь сухую траву и развести костер. Если по недосмотру огонь угасал, то

его добывали снова тем же способом – трением друг о друга кусков сухого дерева.

При добывании огня трением дерева о дерево возможно использование трех способов: пиления, вспахивания («огневой плуг») и сверления. О добывании огня способами пиления и вспахивания было известно из этнографических данных, относящихся к Австралии, Океании и Индонезии. Добывание огня этими способами известно у многих отсталых народов, в том числе у негритосов о. Люсон, использующих две половинки расщепленного бамбука, у австралийцев, применяющих две палочки или щит и копьеметалку. К способу пиления можно отнести и добывание огня у племени кукукуку и у мбовамбов (Новая Гвинея), которые пользовались гибкой лучиной, снятой с верхнего слоя бамбука.

При хождении по лесу в ночное время люди племени куку-куку брали с собой факел из бамбука длиной до 3 м. Верхние секции бамбука были наполнены смолой араукарии. Факел горел несколько часов.

Что касается способа «огневого плуга», применяемого у океанийцев, то здесь, вероятно, получение огня связано с особым видом древесины. Ботаники указывают на древовидное растение из семейства мареновых (Cuettarda uruguensis), способное давать искру через 2–3 мин.

Вращением стержня между ладонями добывали огонь австралийцы, индейцы Южной Америки и другие народы, что засвидетельствовано наблюдениями этнографов. И если судить по этим свидетельствам, добывание огня вращением стержня между ладонями производилось одним, двумя и даже тремя мужчинами. Ладони в процессе быстрого вращения стержня сильно нагревались, руки уставали. Поэтому первый человек, начинающий вращать стержень, передавал его второму, а если был третий, он принимал стержень у второго и передавал первому. Такая передача стержня от одного человека к другому объясняется еще и тем, что в процессе вращения стержня руки быстро скользили с верхнего конца вниз вследствие необходимости с силой прижимать стержень к древесине. Переместить руки с нижнего конца кверху было невозможно без остановки вращения. Непрерывность вращения стержня, необходимая для нагревания рабочего конца, достигалась коллективными усилиями.

Опытные мастера в сухую погоду работали в одиночку. Весь процесс добывания огня занимал не более одной минуты, хотя в течение этого времени человек, если он работал один, вращал стержень с предельным напряжением. Нижняя палочка или планка придавливалась к земле ногой. У индейцев племени шингу воспламеняющимся веществом часто служили волокно коры пальмового дерева, сухая трава или листья, губчатая ткань растений.

Получение огня сверлением было трудным делом для неопытного человека. Поэтому индейцы чаще всего носили с собой долготлеющие головешки. Во время рыбной ловли они брали в лодки гнилые чурбаны, способные тлеть один-два дня. Хорошо тлеющим веществом считалась древесная мука. Для переноски огня с помощью древесной муки использовался кусок тростника с отверстиями, которым махали время от времени. В местах, где обычно располагались охотничьи лагеря, заранее собирались и хранились в укромных уголках сухое дерево и воспламеняющиеся вещества.

Более совершенным считается метод получения огня сверлением с помощью лучка (рис.2.7, а, б ). С внешней стороны процесс возгорания при сверлении лучком выглядит следующим образом. Вначале появляются клубы дыма. Затем можно наблюдать, как вокруг быстро вращающегося сверла начинает накапливаться древесный порошок шоколадного цвета. Отдельные частицы этого порошка, увлекаемые быстрым движением, выбрасываются дальше. Можно отчетливо видеть, как они падают, дымясь, хотя искр не видно.

Очаг горения возникает не под сверлом, где развивается высокая температура, так как там нет воздуха, и не вокруг сверла, а возле боковой прорези, где накапливается кучкой горячий порошок, куда свободно поступает воздух и поддерживает горение (рис. 2.7, в3д ). Кучка порошка продолжает дымиться даже тогда, когда прекращается сверление. Это верный признак горения. Под черным слоем порошка сохраняется очажок из раскаленных пламенеющих угольков. Очаг горения сохраняется минут 10–15. От него можно спокойно зажигать любое воспламеняющееся вещество – тонкую бересту, сухой мох, паклю, древесные стружки и пр.

Таким образом, рассматривая использование и добывание огня, ученые считают, что в течение всего древнего и среднего палеолита огонь получался от естественных источников и постоянно поддерживался в очагах. Передача огня от одной группы охотников-собирателей к другой в критические моменты являлась важнейшим средством поддержания неугасимости огня в границах обитаемого ареала, природа которого не была богата естественными источниками. Обмен огнем играл огромную роль в социальных контактах этого древнейшего периода. Искусственное добывание огня возникло, вероятно, в позднем палеолите в трех технических вариантах: трением дерева о дерево, высеканием искр ударами камня о камень и пилением дерева о дерево.

Умение добывать огонь впервые доставило человеку господство над определенной силой природы. Огонь послужил наряду с механическими орудиями труда могучим средством развития интеллекта, возникновения предусмотрительных действий, рассчитанных на ближайшее будущее. Огонь положил основу человеческому хозяйству, поставив человека в условия постоянной деятельности, активности и напряжения. Его нельзя было отложить в сторону и забыть хотя бы на время, как можно было поступить с любым предметом, в том числе с каменными орудиями. Огонь надо было поддерживать, чтобы он не погас. За ним надо было следить, чтобы он не воспламенил другие предметы. С огнем человеку необходимо было всегда держать себя настороже: не прикасаться руками, беречь от ветра и дождя, регулировать пламя, запасать сухое топливо и делать многое другое. В результате должно было возникнуть разделение труда между женщиной и мужчиной. Женщина, связанная с жилищем функциями деторождения, выращивания и воспитания детей, оказалась главной хранительницей огня, основательницей домашнего хозяйства.

Огонь стал основой жилища, а также источником тепла и света, средством для приготовления пищи, защитой от хищников. Он служил средством обработки деревянных орудий путем обжигания их для придания твердости и облегчения работы, орудием охоты. Огонь дал человеку возможность заселять различные широты земного шара. Недаром все народы на какой-то стадии своего развития прошли период огнепоклонства, почти в каждой религии одним из самых могущественных богов был бог огня.

Как видим, значение огня было велико не только для культурного прогресса человечества; он сыграл большую роль и в самом процессе становления человека. Сначала его применяли для согревания и освещения и лишь потом стали использовать для приготовления пищи. Как доказали ученые, это постепенно изменило и внешний вид человека, и энергетику человеческого организма, сделав её мощнее, чем у любого другого млекопитающего. Подсчитано, что высшее млекопитающее расходует за жизнь приблизительно 125 тысяч килокалорий на килограмм веса, а современный человек – в шесть раз больше, примерно 750 тысяч килокалорий на килограмм веса.

Все дальнейшие завоевания культуры, техники и хозяйствования обязаны комплексному использованию огня. Керамическое производство, металлургия, стекловарение, паровые машины, химическая промышленность, механический транспорт, наконец ядерная энергетика есть результат применения высоких и сверхвысоких температур, то есть результат использования огня на более высокой, качественно отличной технической основе.

Зажигательные спички впервые появились только в начале 30-х годов XIX столетия. Первоначально они представляли собой длинные деревянные палочки с головкой на конце, изготовленной из смеси сахарного порошка с бертолетовой солью. Конец такой спички опускался в банку с серной кислотой, отчего спичка и зажигалась. В 1835 году австрийский студент Ирини изобрел спичку, загорающуюся от трения. Головка спички покрывалась сначала серой, после чего её опускали в особую массу, содержащую в своём составе легко воспламеняющийся фосфор. Для зажигания такой спички достаточно чиркнуть ею о любую стену или иной шероховатый предмет. Свое изобретение Ирини продал за бесценок (100 гульденов) богатому фабриканту Рёмеру, очень быстро нажившему на изготовлении спичек громадное состояние. Спустя 13 лет после изобретения Ирини немецкий ученый Беттер стал изготовлять массу для спичечных головок из смеси бертолетовой соли и перекиси марганца. Такие спички воспламеняются от трения о бумажку, покрытую красным фосфором, смешанным с клеем. Впервые изобретение Беттера стало применяться в Швеции, а подобные спички получили название «шведских».

Что мы знаем о времени начала использования огня древним человеком? Научно не обоснованные мифы о поддержании огня австралопитеками. Где был найден древний огонь? Параллельное существование стоянок со следами использования огня и без таковых, начиная с древних Homo 1 700 000 лет назад и вплоть до неандертальцев 30 000 лет назад. Как древние люди умели обходиться без огня даже в самых суровых условиях? Когда и с помощью каких методов научились самостоятельно разводить первобытный огонь? Как Homo sapiens стали полностью зависеть от него? Рассказывает Станислав Дробышевский , антрополог, кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова, научный редактор портала ANTROPOGENEZ.RU: эволюция человека из первых рук .

«Одно из великих достижений человечества – это умение пользоваться огнём. Современные люди, все без исключения, во всех культурах, все народы, все племена, какие бы дикие, примитивные и первобытные они ни были, умеют пользоваться огнём, знают огонь и, более того, зависимы от огня. Никто не живёт без огня, и самые наидичайшие племена знают несколько способов его добывания.

Возникает вопрос – как давно возникла наша жёсткая привязка к этому явлению? Если посмотреть вдаль, то можно увидеть, что у австралопитеков ничего такого не было. Были предположения, что австралопитеки Макапансгата пользовались огнём, потому что в пещере Макапансгат были найдены какие-то чёрные обугленные кости, и камни какие-то вроде бы обугленные, и прослои какие-то вроде бы обугленные. Но потом было доказано, что это окислы какого-то там марганца или магния, чего-то чисто геологического, и к огню никакого отношения не имеющее.

Много было сказано про следы огня в пещере Чжоукоудянь под Пекином. Это одна из самых баянистых тем, когда ещё с 1929 по 1936 годы там были найдены прослойки пепла в трёх слоях толщиной до шести метров. Из чего был сделан вывод, что тамошние древние умели использовать огонь, но не умели его добывать. И, боясь, что он потухнет, подкидывали туда дровишки в течение буквально десятков или чуть ли не сотен тысяч лет, потому что по срокам от нижних слоёв до верхних получается разброс в триста тысяч лет. Понятно, что это у них не пепел торчал там столбом посреди пещеры до потолка, ведь это же все окрестные отложения должны так заполняться. И на эту тему – синантропов, подкидывающих дровишки без конца – было придумано много чего: что у них было разделение труда, что женщины – хранительницы очага, матриархат даже был приплетён, и чего только ни было.

Однако всё это оказалось не так. Потому что, несмотря на то, что в Чжоукоудяне есть следы огня, есть обугленные камни и обугленные кости, но вот эти громадные толщи пепла – это не пепел, а перегнивший ил, который просто замывало в трещины и в отложения, когда там уже никто не жил. Когда вся пещера была забита отложениями, в ней возникали промывы, и сверху с вершины холма туда замывало перегной, и он перегнивал. В итоге получалась такая ерунда, похожая на пепел, потому что это углерод из растений. А углерод – он и есть углерод.

Если обратиться к реальности, не той, что придумали философы, а как обстояло на самом деле, получается, что наиболее древние следы использования огня относятся ко времени порядка 1 700 000 лет назад. Это почти заря рода Homo. Не самая заря, конечно, всё-таки род Homo чуть древнее, может, даже на миллион лет, но тем не менее. Следы найдены в разных местах. Есть стоянки в Африке, например, в Кооби-Фора. И в последующем от 1 700 000 лет и дальше эти следы обнаруживаются везде. К примеру, на Кавказе стоянка Айникаб. Также в Африке есть пещеры и в Европе.

Вместе с тем есть места, где следов использования огня нет. Например, в пещере Сима дель Элефанте (Испания), это самая древняя точка обнаружения людей в Европе с датировкой 1 300 000 лет, там есть отложения с орудиями, но нет никаких кострищ, обожжённых камней и обожжённых костей. Однако есть челюсть с зубами, изолированный зуб человека, по которому был сделан анализ зубного камня. И с этого зубного камня было получено много всего интересного. Например, на нём обнаружено использование зерновых в пищу, но нет частиц дыма, которые обнаруживаются, на зубах более поздних неандертальцев, и нет никаких следов приготовленной на огне пищи. Вся пища сырая. Из чего мы делаем вывод, что люди в Сима дель Элефанте огня не знали. Причём, это 1 300 000 лет, когда в других местах уже давно знали»…