Какая связь существует между психикой и мозгом. Мозг — основа слаженной работы организма

Взаимосвязь психики и мозга

Первое появление в науке предположения о том, что психические явления как-то связаны с работой мозга, связано с именем древнегреческого философа Алкмеона Кротонского (IV в. до н.э.). Многие другие античные ученые, например Гиппократ, поддержали эту идею. В дальнейшем происходило постепенное накопление данных, подтверждающих, что психика и мозг тесно связаны. Другими словами, то, что психическое (душа человеко) "гнездится" в головном мозге.

В начале двадцатого века окончательно сформировались две научные дисциплины, занимающиеся исследованием работы головного мозга:

Физиология высшей нервной деятельности,

Психофизиология.

В первой дисциплине изучаются органические процессы, происходящие в головном мозге и вызывающие различные телесные реакции. Психофизиология исследует в большей степени анатомо-физиологические основы психики.

Сначала в физиологии господствовал рефлекторный подход. Павлов, Бехтерев и другие отечественные и зарубежные ученые показывали, что поведение человека и животных складывается из сложных условных рефлексов, образованных в процессе научения. В дальнейшем однако выяснилось, что условный рефлекс - весьма простое физиологическое явление, и не более того. Однако изучение безусловных рефлексов и условно-рефлекторного научения позволило открыть путь к новым исследованиям - так в обиход вошли понятия импринтинга, оперантного обуславливания, викарного научения и др.

Бернштейн показал, что у человека, в отличие от низших животных, любое, даже простое движение, совершается с помощью психики. Обработка информации, регулирование движения - происходит в головном мозге. Формирование любого двигательного акта, при этом, есть активная психомоторная реакция. Активная - означает, что источник реакции находится не только снаружи (в среде), но и внутри самого человека. Например, если в сторону наблюдателя кинуть мячик, то он может поймать его, а может и не поймать. В некоторых случаях он вообще на мячик даже не обратит внимания. Это объясняется разницей установок.

Человек не может существовать изолированно от окружающего мира. Он постоянно испытывает воздействие различных факторов внешней среды. Воздействие внешних факторов было названо Анохиным обстановочной афферентацией. Одни воздействия несущественны или даже неосознаваемы. Другие вызывают ответную реакцию. Ответная реакция носит характер ориентировочной и является стимулом для проявления активности.

Наш мозг и психика устроены так, что мы воспринимаем объекты и явления окружающей среды исключительно в виде образов. Для сравнения, компьютерной программе для того, чтобы получить некоторое слово, надо лишь обработать несколько байтов (несколько десятков битов) информации. Чтобы человеку получить то же самое слово, потребуется обработать огромные потоки данных. Самому человеку этот процесс кажется очень простым - но не для нейронов его головного мозга.

Полученный образ соотносится с теми образами, которые уже хранятся в памяти, сопоставляется с мотивационными установками на данный момент времени. Обычно в этом сопоставлении с установками принимает активное участие сознание - самый высший психический процесс, интегрирующий все остальные. Обработка образов может вылиться в некоторую ответную реакцию (увидев, например, хищника, мы можем заскочить на дерево), в некоторое решение и план действия (увидев объявление о распродаже, мы можем составить план, когда сходим на нее) или просто отложиться в памяти как новое знание об окружающем мире.

Если запланированное действие довольно простое, то его ожидаемый итог представлен в ЦНС в виде своеобразной нервной модели - акцептора результата действия (по Анохину). Этот акцептор результата действия и есть цель этого действия. При наличии акцептора действия и программы действия, сформулированной сознанием, начинается непосредственное исполнение. Включается воля, а также процесс получения информации о выполнении поставленной цели. Информация о результатах действия имеет характер обратной связи (обратной афферентации) и направлена на формирование установки но отношению к выполняемому действию.

В процессе выполнения действия принимает активное участи эмоциональная сфера человека. В зависимости от того, как важен для человека результат, какова у него структура морально-нравственных ценностей, какие инстинктивные потребности у него активизируются в данный момент, текущая деятельность вызывает те или иные эмоциональные реакции. Здесь интересно то, что далеко не всегда человек может четко отрефлексировать: почему он в тот или иной момент обрадовался, почему расстроился или заинтересовался. Негативные эмоции могут повлечь прекращение выполнения действия или коррекцию цели.

В психологии также существует специализированная отрасль, занимающаяся изучением взаимосвязи психики и мозга - нейропсихология. Один из основателей ее, Лурия, предложил выделить анатомически относительно автономные блоки головного мозга, обеспечивающие функционирование психических явлений. Первый блок предназначен для поддержания определенного уровня активности. Сюда входят:

Ретикулярная формация,

Глубинные отделы среднего мозга,

Структуры лимбической системы,

Медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга.

Второй блок отвечает за познавательные психические процессы и предназначен для получения, переработки и хранения информации. Сюда входят участки коры головного мозга, которые в основном располагаются в задних и височных отделах больших полушарий. Третий блок отвечает за функции мышления, поведенческую регуляцию и самоконтроль. Структуры, входящие в данный блок, находятся в передних отделах коры головного мозга.

Головной мозг - очень сложная, запутанная система. И совсем не случайно это так. Тот или иной участок мозга в той или иной степени привязан к выполнению конкретных функций. И связан он с теми участками, с которыми необходимо обмениваться информацией. Исследования локализации функций проводятся, например, с помощью изучения характера поражений головного мозга. Например, нарушение затылочных отделов коры головного мозга приводит к поражению зрения, а височных долей больших полушарий - к нарушению речи.

Однако далеко не всегда удается точно распознать характер исполняемой функции. В нейропсихологии были получены факты, свидетельствующие о том, что различные нарушения психических процессов нередко связаны с повреждением одних и тех же мозговых структур. Может быть и наоборот, поражение одних и тех же участков в определенных случаях может приводить к различным нарушениям. В целом работа мозга и психики наукой еще далеко не изучена. Нет целостного видения психофизиологического уклада, нет поэтому и точного понимания отдельных функций отдельных участков.

Эта концепция и ее конкретное положение о мозге и психике сложные, об этом говорят полная драматизма история ее развития, ее содержание и все еще существующие в наше время дискуссии. Мы рассмотрим здесь несколько взаимосвязанных научных положений, составляющих суть и содержание этой концепции.

Л. С. Выготский, изучая вопрос о системном строении ВПФ, указывал на их сложную связь с мозгом. Он писал, что определенные участки мозговой коры имеют значение не только для частных форм психической деятельности (слу­ховой, зрительной, тактильного анализа и синтеза), но и для построения сложных форм высших психических процессов и психики в целом . Центральное положение, которое было разработано и внесено Л. С. Выготским в проблему взаимоотношения мозга и психики, - это положение о том, что «функциональное значение данного участка мозговой коры для всей системы психических процессов оказывается неодинаковым на различных этапах развития человека» . На основе этого положения им был сформулирован известный закон развития ВПФ - об их переходе «снизу вверх». Переход функции снизу вверх означает, что устанавливается в процессе развития ВПФ и мозга сложная зависимость между низшим уровнем организации мозга и строения ВПФ и высшим. Так, известно, что у ребенка не может сформироваться речь, если ей не предшествовало формирование процесса восприятия.

На основании своих клинических работ, в которых он изучал нарушения ВПФ у взрослых и детей при патологиче­ских состояниях мозга, а также и на основании изучения изменений ВПФ на последовательных этапах развития психики, Л. С. Выготский внес в отечественную психологию научную генетическую концепцию локализации психических процессов в мозге и их нарушений, которые показали, что в развитии мозга и в функционировании зрелого мозга наблюдается различная взаимная зависимость разных его зон, и локализа­ция одной и той же функции меняется в процессе созревания мозга и развития ВПФ . А. Н. Леонтьев отводил существенное место в психологии изучению мозговых механизмов психики и писал, что эта проблема имеет принципиальное значение. Уход от ее решения порождает различного рода не­верные представления о генезисе ВПФ. Стало необходимым проникнуть в строение и работу мозга и изучить структуру и механизмы сознательной деятельности человека и ее взаимодействия с мозгом. Это и явилось главной задачей нейропсихологии как самостоятельной области научного знания.

Известный американский физиолог Хосе Дельгадо рассматривал мозг как материальную основу психических про­цессов, обучения, и воспитания. Он писал: «Мозг - это материальный объект, расположенный внутри черепа, который можно осмотреть, взвесить и измерить» . Он состоит из различных химических соединений, которые также можно исследовать. Его структурными элементами являют­ся нейроны, проводящие пути, и синапсы, которые тоже можно видеть и изучать. По своей природе мозг - это физико-химический объект, и функционирует он как часть организма. Но сознание человека, его психические процессы - это функциональная сущность мозга, которую нельзя держать в формалине, как это можно сделать с анатомической его стороной (см.: [И. С. 52]). Он очень образно и точно описывает взаимодействие мозга и ВПФ, роль мозга в их функционировании. Так, например, он считал, что потенциальная способность к речи, к ее пониманию и говорению зависит от генетических факторов, которыми человек наделен от рождения. Этот тезис X. Дельгадо аргументирует тем фак­том, что ни один вид животных не обладает этой способно­стью, даже человекообразная обезьяна. Все попытки исследователей научить тех или других животных речи потерпели неудачу, которая связана, по его мнению, с тем, что мозг жи­вотных не имеет такого строения, которое имеется уже у ма­ленького человеческого ребенка. «Мозг ребенка не изобретает язык, речь, а их формирование целиком зависит от поступающей извне информации. Все это относится и к другим функциям, которые не разовьются в отсутствие соответству­ющей информации» .

X. Дельгадо совершенно справедливо считал, что мозг не создает психические функции, но он способен к обучению. «Мозг новорожденного, - писал он, - наряду с другими качествами способен к изучению языков, к абстрактному мышлению и к моральным суждениям, но он не создает всего этого» (подч. X. Д.). Это положение X. Дельгадо перекликается с положениями, ранее высказанными Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурией и другими отечественными психологами о психической деятельности человека как функции мозга, но не его содержания.

Основываясь на своей концепции о взаимодействии развития мозга и психической деятельности у ребенка и о важности притока информации извне, X. Дельгадо писал, что все воспитание и создание ВПФ возможно только на основе развивающегося мозга. Человек, по X. Дельгадо, - это функциональное триединство - сенсорной информации, поведенческих реакций (т. е. ВПФ) и интрацеребральныхпроцессов (мозга). Все три компонента в равной степени важны и неразрывны для развития ребенка.

Им была создана даже программа психогенеза, обращенная ко всем взрослым, имеющим дело с детьми, - их воспитанием и обучением. Он считал, что они должны знать постулаты его программы:

1) в момент рождения ребенка сознание у него не существует;

2) сознание не может возникнуть без притока сенсорной информации;

3) индивидуальность человека, личность, его поведение - это не свойство мозга, а приобретенные функции, которым нужно обучиться;

4) цель воспитания - в создании ВПФ, а не в их выявлении.

Изучение мозга как органа, детерминирующего развитие психики в фило- и онтогенезе, в настоящее время является приоритетным направлением. Все меньше становится и простых ссылок на мозг как орган психики, и все больше появляется исследований развития мозга, его морфологического строения, его механизмов, происходящих в нем процессов - физиологических, биохимических, биоэлектрических и др. И сейчас уже является доказанным и теоретически и экспериментально, что психика человека является функцией мозга и тех его высших структур, которые формируются у него онтогенетически в процессе овладения ребенком исторически сложившимися формами деятельности в человеческом предметном мире.

Наше специальное внимание анализу мозга и в целом морфофизиологии в развитии психики ребенка связано с по­ниманием положения о том, что «... изучить то, что происходит в мозге, не менее важно, чем исследовать другие аспекты воспитания и поведения» . Возникающие вопросы: что такое мозг, какую роль играет он в формировании со­знания и психической деятельности человека, и особенно ребенка, какое значение морфологические основы психики имеют при отклонении ее развития, или дефиците, или нарушении - по тем или иным причинам можно понять, лишь изучив мозг и его взаимодействие с психикой.

На этом пути изучения проблемы взаимодействия мозга с развитием психической деятельности и ее отклонений и на­рушений, связанных с неблагополучием в развитии мозга, важно остановиться на анализе морфогенеза мозга, его ана­томического созревания.

Связь между психикой и мозгом

Кора имеет асимметричную специализацию определенных центров. Левое полушарие является ведущим в осуществлении речевых и других, связанных с ней функций: чтение, письмо, счет, логическая память, абстрактное мышление и т.д. Правое полушарие связано с осуществлением не опосредованных речью психических функций, обычно протекающих на чувственном уровне, в наглядно-действенном плане.

Индивидуальность личности во многом определяется спецификой взаимодействия отдельных полушарий мозга. Впервые эти отношения были изучены Роджером Сперри. Расщепление мозга, т.е. мозговых связей, испытали и на людях: перерезали мозолистое тело, что избавляло больных с тяжелой формой эпилепсии от мучительных припадков. После подобной операции у пациентов наблюдались признаки «синдрома расщепленного мозга», разделения некоторых функций по полушариям. Человек не рождается с функциональной асимметрией полушарий. Р.Сперри обнаружил, что у больных с «расщепленным мозгом», особенно у молодых, речевые функции есть в зачаточной форме и в правом полушарии. «Неграмотное» правое полушарие может научиться читать и писать за несколько месяцев так, словно оно уже умело все это, но забыло.

Функциональная специфика полушарий изменяется под влиянием как генетических, так и социальных факторов. Асимметрия полушарий мозга – это динамическое образование, в процессе онтогенеза происходит постепенное нарастание асимметрии полушарий мозга. В случае поражения одного полушария, возможна частичная взаимозаменяемость функций и компенсация работы одного полушария за счет другого.

Выводы:

1. В науке установлена связь между отдельными участками мозга и психическими реакциями индивида.

2. Сложные психические процессы локализованы в нескольких центрах. Это представительство в основном асимметрично.

3. Функциональная специфика полушарий пластична, что способствует сохранению важнейших психических функций при частичных повреждениях мозга.

4. Функциональная организация человеческого мозга: энергетический блок; блок приема, переработки и хранения информации; блок, обеспечивающий программирование, регуляцию и контроль деятельности.

5. Основной принцип работы нервной системы связан с понятием рефлекса.

6. Основные законы высшей нервной деятельности построены на взаимодействии возбуждения и торможения. Это – закон силы, закон индукции, закон концентрации, закон суммации.

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Учеб. пособие. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 276 с.

Блум Ф., Лейзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. – М., «Мир», 1988.

| следующая лекция ==>

Идея взаимосвязи психики и мозга развивалась на протяжении всей истории развития психологических знаний. Еще в IV веке до нашей эры Алкмеон Кротонский сформулировал идею о том, что психические явления тесно связаны с работой мозга.

В XX веке из двух областей знаний (психологии и физиологии) сформировались две новые науки: физиология высшей нервной деятельности и психофизиология. Физиология высшей нервной деятельности изучает органические процессы, происходящие в головном мозге и вызывающие различные телесные реакции. Психофизиология исследует анатомо-физиологические основы психики.

Большой вклад в понимание того, как связана работа мозга и организма человека с психическими явлениями и поведением, внес И. М. Сеченов. Он полагал, что психические явления входят в любой поведенческий акт и сами представляют собой своеобразные сложные рефлексы, то есть физиологические процессы.

Рефлекс (лат. – отраженный) – это ответная реакция организма на раздражитель из внешней и внутренней среды с обязательным участием нервной системы. Представление о рефлексе было разработано еще Рене Декартом.

Сеченов разработал центральное звено в рефлексе, доказывал, что психическое зависит от внешних условий, сделал рефлекторную теорию материалистической.

И.П. Павлов считал, что поведение складывается из сложных условных рефлексов, образованных в процессе научения. Условным рефлексом объяснили научение и поведение. В дальнейшем выяснилось, что условные рефлексы – простое физиологическое явление, и были описаны другие пути приобретения навыков – импринтинг, оперативное обусловливание, викарное научение.

Е.Н. Соколовым и Ч. И. Измайловым было предложено понятие концептуальной рефлекторной дуги , состоящей из трех взаимосвязанных, но относительно самостоятельных систем нейронов: афферентной (сенсорного анализатора), эфферентной (исполнительной) и модулирующей (управляющей связями между афферентной и эфферентной системами). Первая система нейронов обеспечивает получение и переработку информации, вторая система обеспечивает выработку команд и их выполнение, третья система осуществляет обмен информацией между первыми двумя.



Н. А. Бернштейн доказывал, что самое простое приобретенное движение и сложная человеческая деятельность не могут быть выполнены без участия психики. Следовательно, формирование любого двигательного акта - есть активная психомоторная реакция. При этом освоение движения осуществляется под воздействием сознания, которое осуществляет определенную сенсорную коррекцию нервной системы, обеспечивающей выполнение нового движения.

Петр Кузьмич Анохин (1898 – 1974) предложил концепцию регуляции поведенческого акта (отличную от Павловского): модель функциональной системы. Суть концепции: человек не может существовать изолированно от окружающего мира, он постоянно испытывает воздействие внешних факторов. Воздействие внешних факторов было названо Анохиным обстановочной афферентацией , а ответная реакция – ориентировочной реакцией . Поведенческий акт можно представить в виде стадий его регуляции и прохождения.

Первая стадия - афферентного синтеза, включает 4 компонента: 1) мотив поведения; 2) память (прошлый образ); 3) обстановка (обстановочная афферентация); 4) пусковой стимул.

Все воздействия на человека воспринимаются в виде образа. Этот образ соотносится с информацией в памяти и мотивационной установкой. Процесс сопоставления осуществляется через сознание, что приводит к возникновению решения и плана действия.

Вторая стадия – принятие решения

Третья стадия. В ЦНС ожидаемый итог представлен в виде модели, её назвали акцептором результата действия. Это аппарат предвидения или цель, на что направлено действие, формируется ещё на первой стадии.

Четвертая стадия – эфферентный синтез (информация идёт от мозга и периферии, при афферентном – наоборот). При наличии акцептора действия и программы действия, сформированных сознанием, начинается исполнение действия. При этом включается воля, а так же получение информации о выполнении поставленной цели.

Пятая стадия. Информация о результатах действия имеет характер обратной связи (обратной афферентации) и направлена на формирование установки по отношению к выполняемому действию. Информация вызывает эмоции. Если предвидение совпало с результатом, то возникают положительные эмоции, и действие прекращается. Если нет, информация идет на 1 стадию, действие корректируется и выполняется по новой программе.

Данная теория позволяет приблизиться к решению вопроса о взаимосвязи и роли физиологических и психологических процессов.

А. Р. Лурия предложил выделять анатомически относительно автономные блоки головного мозга, обеспечивающие функционирование психических явлений:

1-ый блок (ретикулярная формация ствола головного мозга, отделы среднего мозга, часть лимбической системы, части коры лобных и височных долей) – поддерживает определённый уровень активности;

2-ой блок (кора головного мозга на задних и височных отделах больших полушарий) - познавательные процессы;

3-ий блок (передние отделы коры головного мозга) – функции поведения самоконтроля.

Например, поражение лобных долей мозга наряду со снижением умственных способностей влечёт ряд нарушений в характере и личностной сфере. Люди становятся невыдержанными, вспыльчивыми, грубыми.

С блочным представлением связана проблема локализации психических функций, которая рассматривается в двух противоположных, по исходной установке, концепциях: локализационизма и антилокализационизма . Теория локализационизма рассматривает психические процессы как «привязанные» к определенными участками головного мозга (локализованы). Теория антилокализационизма утверждает, что психические процессы связаны с деятельностью всего мозга.

Филогенез психики

Филогенез – это историческое развитие какого-либо явления на протяжении всего периода его существования (живых организмов, вида и т. д.).

Филогенез психики – это история развития психики на протяжении существования живых организмов.

В предыдущих лекциях мы рассмотрели понятие психики, принятое в отечественной психологии с позиций диалектического материализма. Исходя из этого определения, можно вывести ряд суждений о природе и механизмах проявления психики: 1) психика - это свойство высокоорганизованной живой материи; 2) она обладает способностью получать информацию и создавать на ее основе субъективный образ объективной действительности; 3) получаемая информация служит основой для регуляции внутренней среды организма и формирования поведения, т. е. живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменения объективной реальности.

Самый общий ответ на вопрос об историческом возникновении психики: психика - результат движения материи. Движение – это способ существования материи, неотъемлемое ее свойство. Не существует материи неподвижной, неизменной пребывающей в абсолютном покое. С другой стороны, вся материя, в том числе и неживая, неорганическая, обладает всеобщим качеством – отражением.

Отражение – это способность материи отвечать на воздействие. Формы отражения зависят от форм существования материи.

I. В неживой материи движение может быть механическим, физическим, химическим. В соответствии с этим и формы отражения, выступающие в виде взаимодействия, будут механическими, физическими, химическими.

II. Для живой материи характерны качественно новые формы движения и соответственно другие биологические формы отражения. На высшем этапе развития живой материи возникает психика как качественно новая форма отражения.

Отличие живой от неживой материи: способность к саморегуляции, способность активно относиться к внешним раздражителям и внутреннему состоянию. Если животное голодно, оно активно ищет пищу, чтобы поддержать жизнеспособность.

В результате эволюции у животных развились многочисленные биологические формы отражения:

1. Элементарная раздражимость (у простейших, одноклеточных, растений). Проявляется в двух формах: притягивание, приближение (если воздействие положительное) и отталкивание, избегание (если воздействие отрицательное). Первичные формы раздражения называют тропизмами.

Тропизмы (или таксисы) – способы реагирования своеобразными движениями по отношению к биотическим воздействиям. Виды тропизма:

Фототропизмы – движение под воздействием света;

Термотропизмы - движение под воздействием тепла;

Хемотропизмы – выбор определенной физико-химической среды.

2. Более сложной формой реагирования обладают животные с более сложной анатомией (моллюски, черви). Это чувствительность , для нее характерна способность к ощущениям. По мнению А. Н. Леонтьева, появление чувствительности у животных может служить объективным биологическим признаком возникновения психики. На этом уровне животное реагирует не только на значимые, но и на нейтральные раздражители. Появляется принципиально новый тип приспособления к окружающей среде – способность к опережающему отражению, а значит к появлению процессов поведения.

Поведение – это сложный комплекс реакций живого организма на воздействия внешней среды. У животных принято выделить три основных формы поведения: инстинкт, навык и интеллектуальное поведение.

2.1.Инстинкт – бессознательные, врожденные акты поведения животных в ответ на сложные раздражители. Это врожденная форма поведения, животное выполняет его без всякого научения. Это видовая форма поведения (рытье норки, строительство гнезда). Инстинктивные действия бессознательны – животное не понимает, что делает. Инстинкт – это целостное, сложное (выслеживание добычи) поведение и этим отличатся от простых рефлексов (одергивание лапы от укола и пр.). Физиологической основой инстинкта является безусловный рефлекс, то есть рефлекс, передающийся по наследству.

2.2. Навык – действие животного, сформировавшееся и закрепившееся в процессе его индивидуальной жизни. Обеспечивает более точное приспособление к условиям жизни. Навык – это действие, формирующееся путем проб и ошибок, в процессе многократного повторения и получения положительного подкрепления. Возникает в результате:1) случайных проб и ошибок; 2) подражания; 3) обучения (дрессуры). Физиологической основой навыка является условный рефлекс (т.е. рефлекс, сформированный при жизни на основе определенных сигналов).

Поведение животных на 2 ступени развития отличается большей степенью гибкости и избирательности. Условный рефлекс может повлиять на безусловный рефлекс и может способствовать расшатыванию инстинктов. Это доказывают эксперименты Павлова.

Например, эксперимент с собакой, которой прижигали кожу электрическим током и давали еду. В результате у собаки при ударе током шла подготовка к пищеварению. Английский физиолог Чарльз Шеррингтон, присутствующий при эксперименте, воскликнул: “Теперь я понимаю радость мучеников, с которой они всходили на костёр”.

2.3. Интеллектуального поведения (связанного с мышлением) достигают немногие животные. На этой ступени наблюдается большая адекватность поведения условиям среды, вариабельность, гибкость поведения. Интеллектуальное поведение накладывается на инстинктивное поведение и на навыки и изменяет их. Таким уровнем поведения владеют антропоиды (человекообразные обезьяны), приматы (другие обезьяны), дельфины, собаки. Эти животные способны решать простые практические задачи.

Особенности интеллектуального поведения животных:

Возникает только при наличии трудностей на пути к цели (проблемная ситуация), когда привычные способы (навыки) не позволяют её достичь;

Интеллектуальные действия животных имеют примитивный характер. Мышление – «здесь и сейчас», виртуального мышления нет;

Проявляется от случая к случаю. А изобретённые способы действия не передаются другим особям, оставаясь достижением одного.

Эффект озарения («Ага»-эффект) описан у обезьян. Для озарения необходимо следующее: 1) все должно быть в зрительном поле (предмет вожделения – банан, и орудие – палка); 2) нужна большая потребность (мотивация); т.е. познавательные действия животных не делаются из любви к искусству; 3) новое поведение приходит внезапно; 4) интеллектуальное поведение происходит тогда, когда устанавливаются новые сущностные характеристики; когда отказываются от предшествующего знания (уже существующего), тогда открываются новые возможности. Предыдущий опыт, как правило, мешает.

Рассмотренные стадии и уровни развития психики представлены в периодизации филогенеза психики Леонтьева – Фабри. Согласно, предложенной ими концепции, психика в своем развитии проходит 2 стадии: 1) стадию элементарной сенсорной психики; 2) стадию перцептивной психики.

I стадия элементарной сенсорной психики представлена двумя уровнями: 1) низшим, который характеризуется развитой раздражимостью (реакции на непосредственное воздействие) и проявлением элементарной чувствительности (реакции на опосредствованное воздействие); 2) высшим, для которого характерно наличие ощущений, элементарных условных рефлексов, двигательной активности (кольчатые черви, брюхоногие моллюски и др. беспозвоночные).

II стадия перцептивной психики представлена тремя уровнями: 1) низшим – животные способны к отражению внешней реальности в форме целостного образа предмета (членистоногие, головоногие моллюски, рыбы, др. низшие позвоночные); 2) высшим – элементарные формы мышления (птицы, некоторые млекопитающие), высокоразвиты инстинкты, способности к научению. 3) наивысшим (А. Н. Леонтьев относил его к 3-й стадии) – появление ориентировочно-исследовательской фазы в поведении. Животные способны решать практические задачи разными способами, переносить эффективные способы решения в другие условия, способны создавать и использовать примитивные орудия, способны к непосредственной фиксации причинно-следственных связей и инсайтам (собаки, дельфины, обезьяны).

Стадия сознательной психики была свойственна примитивному человеку (питекантропы, неандертальцы, кроманьонцы) и есть у современного человека. Если у животных развитие психики связано с законами биологической эволюции, то у человека – с законами общественно-исторического развития. Филогенез психики человека был обусловлен так же развитием руки, возникновением языка и речи, изобретением орудий труда, производством предметов материальной и духовной культуры.

Сознание – это способность отражать окружающий мир в его объективных, устойчивых, не зависящих от субъекта связях.

Лекция 7.Развитие психики человека и сознания – 2 часа

Основные вопросы:

1. Онтогенез психики. Условия и источники развития высших психических функций (речь, культура, знаковые системы, общение и пр.).

2. Сравнение психики животных и человека.

3. Сознание – высшая форма отражения действительности. Признаки и характеристики сознания. Значение и смысл.

4. Соотношение сознательного и бессознательного. Виды проявления бессознательных психических процессов

Большой вклад в понимание того, как связана работа мозга и организма человека с психологическими явлениями и поведением, внес И. М. Сеченов. Позднее его идеи развил в своей теории физиологических коррелятов психических явлений И. П. Павлов, открывший явление условнорефлекторного научения. В наши дни его идеи послужили основанием для создания новых, более современных психофизиологических теорий, объясняющих научение и поведение в целом (Н. А. Бернштейн, К. Халл, П. К. Анохин), а также механизмы условнорефлекторного приобретения опыта (Е. Н. Соколов).

По мысли И. М. Сеченова психические явления входят как обязательный компонент в любой поведенческий акт и сами представляют собой своеобразные сложные рефлексы. Психическое, считал Сеченов, столь же объяснимо естественнонаучным путем, как и физиологическое, так как оно имеет ту же самую рефлекторную природу.

Своеобразную эволюцию со времени первого своего появления с начала XX в. до наших дней претерпели идеи И. П. Павлова, связанные с понятием условного рефлекса. Поначалу на это понятие возлагали большие надежды в объяснении психических процессов и научения. Однако эти надежды полностью не оправдались. Условный рефлекс оказался слишком простым физиологическим явлением, чтобы на его основе можно было понять и к нему свести все сложные формы поведения, тем более психические феномены, связанные с сознанием и волей.

Вскоре после открытия условнорефлекторного научения были обнаружены и описаны иные пути приобретения живыми существами жизненного опыта - импринтинг, оперантное обусловливание, викарное научение, - которые существенно расширили и дополнили знания о механизмах научения, свойственных человеку. Но, тем не менее, идея условного рефлекса как одного из способов приобретения организмом нового опыта осталась и получила дальнейшую разработку в работах психофизиологов, в частности Е. Н. Соколова и Ч. А. Измайлова.

Наряду с этим наметились новые, более перспективные направления разработки проблемы связи психики и мозга. Они касались, с одной стороны, роли, которую психические процессы совместно с физиологическими играют в управлении поведением, а с другой - построения общих моделей регуляции поведения с участием в этом процессе физиологических и психологических явлений (Н. А. Бернштейн, К. Халл, П. К. Анохин).

Результаты исследования условнорефлекторных физиологических механизмов поведения на уровне целостного организма были дополнены данными, полученными при изучении поведения на нейронном уровне. Значительный вклад в решение соответствующих вопросов внесли отечественные нейропсихологи и психофизиологи. Они основали свою школу в психофизиологии поведения, двигательной активности и органов чувств (восприятие, внимание, память).

Е. Н. Соколовым и Ч. А. Измайловым было предложено понятие концептуальной рефлекторной дуги. В концептуальной рефлекторной дуге выделяют три взаимосвязанные, но относительно автономно действующие системы нейронов: афферентную (сенсорный анализатор), эффекторную (исполнительную - органы движения) и модулирующую (управляющую связями между афферентной и эффекторной системами).

Афферентная система, начинающаяся с рецепторов, состоит из нейронов-предетекторов, производящих общую предварительную обработку информации, поступающей на органы чувств, и нейронов-детекторов, выделяющих в ней стимулы определенного рода, избирательно настроенных, реагирующих только на такие стимулы. Эффекторная система включает командные нейроны, мотонейроны и эффекторы, т. е. нервные клетки, в которых происходит выработка команд, идущих от центра к периферии, и части организма, ответственные за их исполнение. Модулирующая система содержит нервные клетки (модулирующие нейроны), связанные с переработкой информации, циркулирующей между нейронными сетями, составляющими афферентную и эффекторную подсистемы концептуальной рефлекторной дуги.

Схему работы концептуальной рефлекторной дуги можно представить себе следующим образом. На рецепторы - специфические аппараты органов чувств, способные воспринимать и реагировать на определенные физические воздействия, - поступают сигналы-стимулы. Рецепторы в свою очередь связаны с селективными детекторами - нейронами, избирательно реагирующими на те или иные стимулы, причем эта связь может быть прямой или осуществляться через предетекторы. Селективные детекторы работают по следующему принципу: определенной комбинации возбуждения рецепторов соответствует максимум возбуждения на одном из селективных нейронов-детекторов.

От детекторов сигналы далее поступают на командные нейроны. Уровень возбуждения командных нейронов регулируется работой модулирующих нейронов. От командных нейронов возбуждение далее поступает на мотонейроны, связанные с органами движения и другими эффекторами.

В работу концептуальной рефлекторной дуги включен механизм обратной связи. Через механизм обратной связи регулируется возбудимость рецепторов, эффекторов и самих нейронов. Выделение основных элементов концептуальной дуги, пишет Е. Н. Соколов, явилось результатом обобщения данных о нейронных механизмах рефлексов у животных, стоящих на разных ступенях эволюционной лестницы.

Н. А. Бернштейн доказал, что даже простое движение, приобретенное при жизни, не говоря уже о сложной человеческой деятельности и поведении в целом, не может быть выполнено без участия психики. «Формирование двигательного акта, - писал он, - есть на каждом этапе активная психомоторная деятельность. Для каждого двигательного акта, потенциально доступного человеку, в его центральной нервной системе имеется адекватный уровень построения, способный реализовать основные сенсорные коррекции этого акта, соответствующие его смысловой сущности… Чем сложнее движение, тем многочисленнее и разнообразнее требующиеся для его выполнения сенсорные коррекции».

Наивысший уровень регуляции вновь осваиваемых сложных движений обязательно связан с сознанием человека и является ведущим для этого движения. Подчиненные ему нижележащие уровни называются фоновыми. Эти компоненты обычно остаются за порогом сознания.

Как только движение превращается в автоматизированный навык и переключается с ведущего уровня на фоновый, процесс управления им, его контроля уходит из поля сознания. Однако в самом начале освоения нового движения сознание присутствует всегда. Исключение составляют только наиболее простые движения, для которых в организме уже имеются готовые врожденные или приобретенные механизмы. Характерным явлением, сопровождающим переключение движения с более высокого уровня на более низкий, выступает «снятие зрительного контроля и замена его проприоцептивным. Это явление заключается в том, что субъект оказывается в состоянии делать какую-то часть работы не глядя».

Американский ученый К. Халл явился основоположником современной психофизиологической теории научения, объясняющей, каким образом организм приобретает и совершенствует жизненный опыт. К. Халл рассматривал живой организм как саморегулирующую систему со специфическими механизмами поведенческой и генетико-биологической регуляции. Эти механизмы - в основном врожденные - служат для поддержания оптимальных условий физического и биохимического равновесия в организме - гомеостаза, включаются в действие, когда он нарушен.

В основу теории Халла был положен ряд постулатов, вытекающих из имеющихся знаний по физиологии организма и мозга, полученных к началу второй трети XX в. Сформировав 16 таких постулатов с помощью определенных правил, представляющихся достаточно обоснованными, К. Халл дедуктивно построил теорию поведения организма, многие выводы из которой впоследствии нашли экспериментальное подтверждение.

П. К. Анохин предложил модель организации и регуляции поведенческого акта, в которой есть место для всех основных психических процессов и состояний. Она получила название модели функциональной системы.

Под названием «обстановочная афферентация» представлена совокупность разнообразных воздействий, которым подвергается человек, оказавшийся в той или иной ситуации. Многие связанные с ней стимулы могут оказаться несущественными, и только некоторые из них, вероятно, вызовут интерес - ориентировочную реакцию.

Прежде чем вызвать поведенческую активность, обстановочная афферентация и пусковой стимул должны быть восприняты, т. е. субъективно отражены человеком в виде ощущений и восприятий, взаимодействие которых с прошлым опытом (памятью) порождает образ. Сформировавшись, образ сам по себе поведения не вызывает. Он обязательно должен быть соотнесен с мотивацией и той информацией, которая хранится в памяти.

Сравнение образа с памятью и мотивацией через сознание приводит к принятию решения, к возникновению в сознании человека плана и программы поведения: нескольких возможных вариантов действий, которые в данной обстановке и при наличии заданного пускового стимула могут привести к удовлетворению имеющейся потребности.

В ц. н. с. ожидаемый итог действий представлен в виде своеобразной нервной модели - акцептора результата действия. Когда он задан и известна программа действия, начинается процесс осуществления действия.

С самого начала выполнения действия в его регуляцию включается воля, и информация о действии через обратную афферентацию передается в ц. н. с., сличается там с акцептором действия, порождая определенные эмоции. Туда же через некоторое время попадают и сведения о параметрах результата уже выполненного действия.

Если параметры выполненного действия не соответствуют акцептору действия (поставленной, цели), то возникает отрицательное эмоциональное состояние, создающее дополнительную мотивацию к продолжению действия, его повторению по скорректированной программе до тех пор, пока полученный результат не совпадет с поставленной целью (акцептором действия). Если же это совпадение произошло с первой попытки выполнения действия, то возникает положительная эмоция, прекращающая его.

Теория функциональной системы П. К. Анохина расставляет акценты в решении вопроса о взаимодействии физиологических и психологических процессов и явлений. Она показывает, что те и другие играют важную роль в совместной регуляции поведения, которое не может получить полное научное объяснение ни на основе только знания физиологии высшей нервной деятельности, ни на основе исключительно психологических представлений.

А. Р. Лурия предложил выделить три анатомически относительно автономные блока головного мозга, обеспечивающие нормальное функционирование соответствующих групп психических явлений. Первый - блок мозговых структур, поддерживающих определенный уровень активности. Он включает неспецифические структуры разных уровней: ретикулярную формацию ствола мозга, структуры среднего мозга, глубинных его отделов, лимбической системы, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей мозга. От работы этого блока зависит общий уровень активности и избирательная активизация отдельных подструктур, необходимая для нормального осуществления психических функций. Второй блок связан с познавательными психическими процессами, восприятием, переработкой и хранением разнообразной информации, поступающей от органов чувств: зрения, слуха, осязания и т. п. Его корковые проекции в основном располагаются в задних и височных отделах больших полушарий. Третий блок охватывает передние отделы коры головного мозга. Он связан с мышлением, программированием, высшей регуляцией поведения и психических функций, сознательным их контролем.

С блочным представительством структур мозга связана проблема, которая получила название проблемы локализации психических функций, т. е. более или менее точного их представительства в отдельных мозговых структурах. Есть две разные точки зрения на решение этой проблемы. Одна получила название локализационизма, другая антилокализационизма.

Согласно локализационизму каждая, даже самая элементарная, психическая функция, каждое психологическое свойство или состояние человека однозначно связано с работой ограниченного участка мозга, так что все психические явления, как на карте, можно расположить на поверхности и в глубинных структурах головного мозга на вполне определенных местах. Действительно, в свое время создавались более или менее детализированные карты локализации психических функций в мозге, и одна из последних таких карт была опубликована в 30-е годы XX в.

Впоследствии оказалось, что различные нарушения психических процессов нередко связаны с одними и теми же мозговыми структурами, и наоборот, поражения одних и тех же участков мозга часто приводят к выпадению различных функций. Эти факты, в конечном счете, подорвали веру в локализационизм и привели к возникновению альтернативного учения - антилокализационизма. Сторонники последнего утверждали, что с каждым психическим явлением практически связана работа всего мозга в целом, всех его структур, так что говорить о строгой соматотопической представленности (локализации) психических функций в ц. н. с. нет достаточных оснований.

В антилокализационизме обсуждаемая проблема нашла свое решение в понятии функционального органа, под которым стали понимать прижизненно формирующуюся систему временных связей между отдельными участками мозга, обеспечивающую функционирование соответствующего свойства, процесса или состояния. Различные звенья такой системы могут быть взаимозаменяемыми, так что устройство функциональных органов у разных людей может быть различным.

Однако и антилокализационизм не смог до конца объяснить факт существования более или менее определенной связи отдельных психических и мозговых нарушений, например нарушений зрения - с поражением затылочных отделов коры головного мозга, речи и слуха - с поражениями височных долей больших полушарий и т. п. В связи с этим ни локализационизму, ни антилокализационизму до настоящего времени не удалось одержать окончательную победу друг над другом, и оба учения продолжают сосуществовать, дополняя друг друга в слабых своих позициях.