Чего мы не знали об амбидекстрии. Амбидекстр – это человек, который одинаково владеет обеими руками

Амбидекстр – это человек, которому не присуще выделение ведущей руки для выполнения деятельности, функционирование обеих рук развито одинаково, действия выполняются с одинаковой силой, скоростью и точностью. Разделяют врожденных амбидекстеров и тех, кто приобрел данное качество в процессе намеренных тренировок навыка. При наблюдении связи ведущей руки с особенностями развития мозга выявлено преобладание в развитии левого полушария (логического) у правшей, а правого (интуитивно-чувствующего) – у левшей. Что бы схематично разобраться с понятием амбидекстр, кто это – можно предложить высказывание, что амбидекстрами называют людей с одинаково и гармонично развитыми обоими полушариями. Слаженная работа интуитивного видения и логического анализа дает таким людям определенные преимущества по сравнению с большинством.

При рождении любой ребенок одинаково владеет обеими руками, и лишь впоследствии образовательной системы и наставлений родителей научается выполнять действия определенной рукой, уровень владения обеими руками, который показывают дети амбидекстры, значительно превышает показатели обычных детей.

Но хотя данная особенность и кажется исключительно положительной, сопутствующими моментами могут быть отвлекаемость, сложности в процессе обучения, быстрая утомляемость, повышенная , чрезмерная эмоциональность. Переучивание и принуждение к выполнению всего одной рукой не исправит ситуацию, а только усугубит, корректировку необходимо производить в моментах выплеска и с присущей поддержкой, когда человек выполняет успешно задания обеими руками. Ведь это уникальный дар, который можно развивать, стараясь скомпенсировать негативные сопутствующие особенности.

Кто такой амбидекстр?

В последнее время происходят изменения в формировании мозговой активности человечества, и наблюдаются количественные изменения процентного соотношения детей амбидекстров по отношению к тем, у кого развита одна ведущая система и действования (процент возрастает в своих измерениях от единиц до 10-15%). И если относительно недавно можно было услышать вопрос «амбидекстр, кто это?», то сейчас это качество стало знакомо, привычно и желаемо. Люди, не получившие данную особенность от рождения, развивают одинаковое владение обеими руками при помощи упражнений, выполнения привычных действий другой рукой и прочее. Что характерно, изменения не остаются на уровне простого физического функционирования, а влияют на процессы мозговой активности и ее специфики. Те, для кого ведущей рукой была правая, в процессе тренировок замечают развитие не только способности к одинаковому владению, но и открытие творческих задатков, которые раньше не проявлялись даже в глубоком детстве. Левши же замечают, как стали более способны к структурированию своего времени и планированию дальнейшей деятельности, основываясь на фактическом анализе, а не эмоциональной вспышке.

Амбидекстр особенности своего восприятия мира не может описать как что-то отличающееся от общего, чаще всего можно услышать «мне просто все равно как держать мышку». Но амбидекстрия касается не только руки, она определяет отсутствие ведущей системы относительно любой системы организма – прицельный глаз, толчковая нога, тонкораспознающее ухо, все это характерно людям с определяющей модальностью и не свойственно амбидекстру. Они могут писать всегда правой рукой в тетради, но на доске левой, визуальная система будет ведущей левой, а аудиальная правой. В зависимости от обстоятельств или по просьбе, им не составит труда поменять руку (ногу, глаз) и продолжить выполнение работы с тем же качеством.

Из-за перекрестной работы обоих полушарий, амбидекстр особенности своего мировосприятия может обозначать, как знание, без получения информации, интуитивными догадками. Тонкое чувствование мира и великолепные логические навыки помогают анализировать и считывать информацию за доли секунды, благодаря этому сочетанию кажется, что такие люди видят будущее и черпают информацию из пространства.

Амбидекстрия выглядит как особое видение мира, ведь там где привычно наблюдать только одну составляющую (или чувства, или рассуждения) амбидекстр воспринимает целый комплекс понятий. Поскольку наш мир расщеплен, и мы продолжаем делать все возможное для дальнейшего не пересечения чувств и мышления на одной плоскости, осознать какие психоэмоциональные и нервные перегрузки испытывает человек, воспринимающий картину более целостно и одновременно довольно трудно. Амбидекстрия не только дар, но и проклятие.

Амбидекстрия плюсы и минусы

Отношение к амбидекстрии довольно разноплановое, изначально, при выявлении детей с двуруким развитием такая категория считалась неполноценной, и отмечались нарушения в развитии. На данный момент такая точка зрения признана ошибочной, и амбидекстрия считается вариантом нормального развития.

Безусловно, зачатки возможностей, обусловленные амбидекстрией, могут открыть перед человеком широкие возможности для развития, но сама по себе одинаковая развитость двух полушарий не дает гарантию , точно также как не дает ее то или иное ведущее полушарие. Человек может отлично выполнять работу обеими руками, при этом быть достаточно посредственным и не проявлять каких-либо талантов, точно также как и при развитии любого из полушарий не повышается вероятность специфических достижений. В любом случае больше ситуация зависит от личных способностей человека и приложенных усилий. Хотя при всех иных одинаковых исходных данных и одинаковых приложенных усилиях в ракурсе развития, амбидекстр имеет большие шансы для развития и реализации талантов.

Преимущества развития данного навыка может широко пригодиться в решении бытовых вопросов, при занятии спортом и на спортивных же соревнованиях (уникальность некоторых спортсменов заключается в способности орудовать сразу двумя руками). Для решения интеллектуальных задач также есть свои дополнительные бонусы, так как умение мозга переключаться с легкостью между полушариями в своей работе позволяет находить нестандартные пути решения, и помогает сохранить интеллектуально-мнестические функции в сохранности до глубокой старости.

Работа мозга, при переменном переключении между полушариями, а иногда при одновременной их работе позволяет человеку увеличить объем долговременной , увеличить скорость и качество восприятия и переработки информации. Такая особенность психики дает возможность развития мультизадачности, ребенок амбидекстр с легкостью может одновременно думать над несколькими проблемами, что ранее встречалось крайне редко и сопутствовало гениальности личности. Потенциально, амбидекстр способен на новые научные открытия значительно больше, чем остальные.

Но есть и негативные моменты такой особенности, которые связаны с выбором руки для письма или выполнения другого навыка. При попадании в стандартную государственную школу с ее каноничной системой образования, ребенок амбидекстр скорее подвергается критике и эмоциональному давлению, чем поддержке в развитии своих особенностей. Из-за нетипичного способа усваивания и преобразования информации может сложиться ощущение психической недоразвитости или наличия отклонений. При грамотном подходе, оказывается, что стоит немного поменять систему обучения и такой ребенок, которого раньше считали отстающим, показывает результаты превышающие средние.

Стоит отдельно отметить эмоционально-психологические особенности, проявляющиеся в детском и подростковом возрасте. Может наблюдаться , несбалансированность эмоционального фона и неумении сдерживать эмоции. Дело тут не в характере, а в особенностях функционирования ЦНС, которая из-за активности обоих полушарий испытывает некоторые перегрузки. Так же эмоциональная сфера остается постоянно включенной, т.е. в те моменты, когда люди с ведущим полушарием могут отключиться от переживаний, уйдя в рассуждения или работу, то амбидекстер продолжает испытывать чувства в полную силу, при этом логически анализируя. Отсюда нервные срывы, напряженные отношения с окружающими, повышенная активность. С возрастом человек учится находить собственные способы совладания с такими своими реакциями, при помощи окружения это происходит быстрее.

Начало обучения и первые шаги в школьной системе важный и трудный адаптационно шаг для человека. Учитывая особенности характера ребенка амбидекстра, можно помочь ему на подготовительном этапе.

При работе с детьми амбидекстрами основной проблемой воспитателей будет их гиперактивность. Ругать ребенка, ставить в угол и наказывать бесполезно, все, что вызовет подобный метод – это сопротивление, усиление агрессивных черт и уход в оборону вместо сотрудничества. Таких детей необходимо всегда держать в поле зрения, выбирать для них места впереди. Вместо того чтобы ограничивать старайтесь направлять энергию в русло познания и созидания.

Как воспитывать амбидекстра? Дети амбидекстры чаще всего балуются и активничают тогда, когда им становится скучно, ведь схватывают информацию они быстрее других, думают на несколько шагов вперед. Хорошо, если такому ребенку поручить роль помощника, дать ответственное задание или выполнение какой-либо дополнительной функции к основному заданию. Например, когда все вырезают аппликацию, малыша можно попросить попутно посчитать, сколько цветов было для нее использовано, какие фигуры самые популярные, и отметить, у кого из ребят работы схожи. Мультизадачность их мыслительного процесса позволит выполнить такое задание и не даст заскучать.

Важна эмоциональная поддержка и сохранение ровного тона и настроения воспитателем, когда ребенок чем-то взволнован. Ваша уравновешенность немного успокоит его, а также послужит примером того как можно справляться со своими эмоциями в будущем.

Для таких детей исключено давление в выборе ведущей руки и способа достижения результата. Вы можете сопровождать, помогать советами, задавать вопросы, предлагать попробовать разные варианты, но не переучивать, и не давить авторитетом, что какой-то из способов верный. Исследуйте мир вместе, и возможно, благодаря новому взгляду на прежние вещи вы сможете открыть для себя много новых решений и применений обычных вещей, которые подскажет вам ребенок.

В двадцать первом веке люди, к счастью, поняли, что природа наделяет появившихся детей на свет тем потенциалом, который необходим для дальнейшей жизни. К примеру, еще десять-двадцать лет назад если выяснялось, что ребенок использует левую руку как ведущую, то в большинстве случаев его начинали тут же переучивать. Методы были не всегда гуманными, что порождало большое количество неоправданных комплексов.

Полушария мозга

Все известно, что мозг человека делится на два полушария. Правое контролирует левую половину тела, и наоборот. В зависимости от того, какая рука у человека является ведущей, можно судить о том, какие качества у него развиты наилучшим образом.

Левая часть полушария головного мозга отвечает за умение логически мыслить, оно является доминантным при воспроизведении речи, в процессе чтения и письма. Также благодаря ему человек способен распознавать знаки, проводить анализ. Такая модель восприятия присуща большинству людей на планете. Правое полушарие отвечает за образное мышление, интуицию, а также творческие способности. Поэтому среди левшей больше способных и талантливых личностей.

Амбидекстр - это кто?

Однако существуют люди, которые одинаково могут совершать действия обеими руками. Их научное название звучит как "амбидекстры". Особенности этих людей заключаются в том, что во взрослом возрасте обработка информации, поступающей извне, происходит параллельно в двух полушариях. Взаимообмен импульсами может производиться поочередно или одновременно между долями головного мозга. Также люди с данными особенностями совершенно спокойно могут совершать любые действия, к примеру, есть пищу, удерживая ложку одинаково хорошо в правой и левой руке.

Левша, правша, амбидекстр

В научной практике считают, что данное свойство является, скорее, приобретенным, нежели врожденным. Однако существуют сведения, что это не совсем так. Дело в том, что от момента рождения и по достижении 5-6-летнего возраста ребенок совершенно спокойно может применять в процессе еды, рисования и прочих действий обе руки. Причем в эффективности использования разницы не наблюдается.

Выходит, что подавляющее большинство новорожденных - это дети-амбидекстры. Особенности, согласно данной теории, исчезают тем быстрее, чем быстрее новый член общества вливается в социум. Ведь в этот период ребенок видит пример взрослых и начинает ему подражать. Большинство людей все же являются правшами. Если нет явно выраженной склонности, то ребенок присоединится к их числу. Однако бывает, что дети сразу проявляют активность левой рукой. На сегодняшний день это не составляет никаких неудобств и тем более проблем. А раньше дела обстояли совсем иначе. Детей настойчиво переучивали на правую руку. Считалось, что так ребенку будет легче в школе, да и потом в жизни. Здесь действовал больше социальный аспект и общепринятые правила. Вот как раз на этапе усердного переучивания и появлялись отдельно левша и правша.

А действительно ли это так?

Далее ученые занялись вопросом о том, на самом ли деле левши появляются таковыми на свет. Или, возможно, это также сформировано одним их факторов воспитания? В процессе изучения выяснилось, что среди мужчин гораздо больше тех, у кого ведущей рукой является левая. Согласно статистике, у женщин, уровень гормона тестостерона которых превышал норму в период беременности, рождались левши либо дети-амбидекстры. Особенности и отличия способности выявлялись, естественно, в момент проявления самостоятельности ребенка: какой рукой он брал ложку, карандаш или зубную щетку. Другие данные свидетельствуют о том, что левшами появляются на свет те, которые входили в родовые пути весьма стремительно. Как известно, такой ход событий чреват образованием гематом, а иногда и повреждениями головного мозга, хоть и восстановимыми. Это лишь теория, но и она имеет право на существование.

Амбидекстры и их возможности

Может, и не совсем привычно в обществе, зато намного удобнее обладать необычными умениями, как, например, одинаково хорошо играть в теннис обеими руками. Левши и амбидекстры имеют множество преимуществ. Например, в спорте. Даже в тех его видах, где основные действия производятся по привычке правой рукой, игроки с ведущей левой оказываются, как правило, эффективнее. Здесь работает главное правило.

Пусть ведущей в игре остается все же правая рука или нога, зато левая у таких людей гораздо сильнее, чем у обычных. В этом и заключается их преимущество. Знаменитый амбидекстр - это талантливый и загадочный Леонардо да Винчи. Кроме этого, амбидекстерами были зажигательные Джимми Хендрикс и Гарри Трумэн, известная теннисистка Мария Шарапова и другие. Ходят слухи, что большинство, как правило, спортсменов, а на втором месте - музыкантов, тренируют данные навыки умышленно. Причина такому стремлению, конечно же, ясна - расширить границы профессиональных возможностей.

Тренировка

Амбидекстр - это не обязательно человек, эффективно совершающий действия обеими руками от рождения. Подобные навыки тренируют даже во взрослом возрасте. Конечно, чем старше человек, тем сложнее научить свой организм новому, особенно одним из непростых способов. Для тренировки подобных навыков подбирают для начала простейшие задачи. То есть то, что сделать рукой, которая не является ведущей, не составляет труда. Со временем задача усложняется, как и увеличивается время тренировок. Это также имеет большое значение. Постепенно, к примеру, левая, неведущая рука привыкает к ранее неудобным действиям. С тренировками картина более-менее ясна.

Положительные стороны и особенности развития

Многие считают, что амбидекстр - это заведомо талантливый ребенок или уже взрослый человек. Однако это не совсем так. Дело в том, что данный термин лишь характеризует принцип обработки информации в головном мозге. То есть она может как одновременно усваиваться полушариями, так и параллельно не восприниматься. Выходит, что ребенок-амбидекстр может при определенных условиях вырасти талантливым и весьма способным в некоторых областях, а может попросту быть невыносимо рассеянным и неспособным воспринять и совершить действие каким-либо из полушарий головного мозга.

Очевидно, что большое влияние оказывает именно воспитание. Если развивать в ребенке все то, что в нем заложено природой, тогда, безусловно, он вырастет целеустремленным и уверенном в себе человеком, который непременно осуществит все свои мечты.

Отрицательные моменты

Помимо положительных сторон данной особенности, которые проявляются в основном в раннем возрасте, в детстве с этим могут быть связаны многие отрицательные моменты. Гиперактивность, рассеянное внимание, длительное переваривание информации - со всем этим регулярно сталкивается в школе ребенок-амбидекстр. Развитие таких детей происходит особенным образом. На головной мозг с каждым годом обрушивается все больший объем нагрузки. И если обычному ребенку справиться в одиночку еще удается, то одаренным детям необходима помощь хотя бы родителей.

Следует быть готовым к тому, что мозг будет уставать чаще, чем это происходит у других. Признаками данного явления считаются головные боли с определенной периодичностью, рассеянное внимание, нервозность без явной причины. В данном случае симптомы перенапряжения каждого из полушарий имеют свои четкие признаки. В любом случае, когда после появления данных признаков ребенок начинает капризничать, то это служит эффективной разрядкой для сложившегося состояния.

Характерным симптомом перенапряжения правой части полушария головного мозга является обидчивость ребенка. А когда состояние больше напоминает неврастеническое, тогда налицо переработка информации левой половины. Универсальным способом для снятия всех видов напряжения является снижение умственной нагрузки, переключение внимания на отдых, наполненный положительными эмоциями.

В моменты обострений лучше посетить занятия танцами, пением, актерским мастерством и другими видами деятельности, где можно будет дать выход скопившимся эмоциям. Ведь когда напряжен мозг, нелегко и всему организму. Если такое состояние длится долго, это может привести к появлению неприятных диагнозов.

Небольшое заключение

Такое интересное явление, как амбидекстер, является признаком того, что природа не зря что-либо рождает на свет. Может, это и есть тот новый период эволюции человека, начинающийся с главного центра управления организма - головного мозга.

Амбидекстрия – одинаковое развитие функциональной способности обеих рук, приводящее к способности совершать действия как одной, так и другой рукой с одинаковым успехом, скоростью и удобством. Она может являться как врождённой, так и приобретённой в процессе тренировки особенностью.

Именно поэтому, если спросить: «Какой рукой лучше владеет амбидекстр?», мы не получим ответа. Потому что такой человек способен одинаково хорошо пользоваться как левой, так и правой рукой. Как правило, такие особенности человека точно определяются в случае, когда он отлично пишет обеими руками. Подобное явление называют «зеркальным письмом».

Однако, ещё до этого детки, не задумываясь, поочерёдно используют руки для игр, еды и многого другого. Они могут одинаково хорошо бросать мяч левой и правой, стараясь запутать соперника. Но, предпочтение определённой руки определённому виду деятельности называется «перекрёстным доминированием» и не указывает напрямую, что ребёнок – амбидекстер. Должно присутствовать именно «разнорукое» прекрасное выполнение одного и того же задания.

Считается, что само понятие пришло к нам из далёкого средневековья и связано с воинами, которые могли одинаково хорошо сражаться мечами или иным холодным оружием обеими руками. Согласитесь, что на поле боя повреждение ведущей руки могло иметь печальный, а скорее — летальный исход для сражающегося. Поэтому, возможность удачно воспользоваться уцелевшей конечностью, безусловно, сразу стала настоящей «новостью» и поводом для подражания. И послужило толчком для наблюдений, экспериментов и исследований, готовых ответить на один вопрос: как стать амбидекстром?

В настоящее время считается, что у правшей более развито левое полушарие головного мозга, которое отвечает за логику, языковые навыки, способность к чтению, письму, запоминанию точных сведений и хорошей каллиграфии. У левшей же – правое, отвечающее за целостность восприятия, эмоциональное наполнение различных сторон нашей жизни, создание ассоциаций, восприятие основных цветов, музыкальные наклонности. У людей с равноценно развитыми руками замечается полное развитие обоих полушарий головного мозга. Некоторые генетики связывают такое положение дел с геном LRRTM1, хотя обязательное присутствие этого гена при врождённой амбидекстрии пока не установлено.

Кроме того, многие военные, исследователи, психологи и спортсмены делятся своими методами, как развить амбидекстрию, полагая, что с подобной особенностью можно не только родиться, но ей возможно и нужно научиться, упорно развивая вторую руку. И, как не прекрасен наш мир, к сожалению, не всегда это связано с созидательной практикой. Знаменитая одновременная стрельба из двух пистолетов по-македонски, и возможность боксёра «переключиться» во время боя на неожиданную работу, сменив атакующую руку, приводит нас, по сути, к необходимости победы, как и у воинов средневековья.

А вот педагоги, занимающиеся ранним развитием деток дошкольного возраста, отмечают, что малыши чаще, чем взрослые склонны использовать обе ручки и только в дальнейшем определяются с выбором доминирующей сами или под определённым давлением родителей. Ведь не секрет, что и левшей и амбидекстров ещё недавно было принято переучивать. При этом, конечно, бедные левши испытывали больший дискомфорт. Сейчас подходы изменились. И задатки амбидекстрии, наоборот, принято всячески поддерживать и поощрять, стимулируя развитие двух полушарий головного мозга.


Более того, даже явным правшам полезно делать специальные упражнения, развивающие вторую руку: пробовать ей одевать куклу или водить машинку, рисовать, собирать конструктор или пирамидку. В дальнейшем – начинать писать алфавит двумя руками по очереди. Главное, чтобы занятия по развитию второй руки были постоянными. Не поздно и взрослым попробовать развить в себе подобные навыки: пишите и работайте второй рукой.

Лучшим вариантом может быть выполнение постоянных рутинных дел с мелкой моторикой: почистить зубы или расчесаться. Кстати, посчитайте, когда набираете текст в компьютере, сколько пальцев на правой и левой руке вы используете. Как правило, правши используют лишь один или два пальца левой руки. А теперь открываем специализированный сайт и занимаемся правильной постановкой кисти на клавиатуру и правилам предела её перемещения согласно расположению. Это тоже отличная практика для развития обоих полушарий.

В чём же основные плюсы и минусы амбидекстрии?

Прежде всего, можно говорить, что такие люди, как уже упоминалось, более приспособлен для жизни, а точнее – для выживания. Потеря или сильное повреждение истинными правшами ведущей руки приводит к инвалидности и сильной проблеме в дальнейшей адаптации и перестройке. У владеющих обеими руками такой проблемы возникнуть не может вообще, ну разве что при повреждении обоих рук. Считается, что слаженное взаимодействие и сильное развитие полушарий приводит к тому, что сочетаются многие факторы: логика вместе с чётким структурированием прибавляет видение картины в целом. Плюс интуитивное восприятие правильности действий.

Построение чёткой и красивой речи дополняется образным и эмоционально правильным её наполнением, заставляющее людей поверить говорящему. А тонкое ощущение особенностей музыкального звучания накладывается на практичность в продвижении своего творчества. Артисты театра и кино тоньше могут прочувствовать и понять своих персонажей с одной стороны, при этом анализируя поступки и действия – с другой. Поэтому, такие люди могут быть очень конкурентоспособными и успешными. Примером могут служить Пол Маккартни, Бенжамин Франклин, Леонардо да Винчи, Владимир Даль.

Но, особенно обращая внимание на последнего, стоит затронуть и проблемы, с которыми сталкиваются «обаполушарные» люди. Дело в том, что упомянутый ген LRRTM1 связывают ещё и со склонностью к развитию шизофрении. Кроме того, одновременное функционирование двух полушарий, согласно исследованием, в детстве приводит к неспособности долго сосредоточиться на одном виде деятельности и носит название «синдром нехватки внимания». Как следствие, могут присутствовать постоянные головные боли, повышенная утомляемость, плаксивость, раздражительность. Подобные эмоциональные всплески обуславливаются активной работой правого полушария. А чем старше человек становится, тем эта «эмоционально-нерациональная активность» чаще сталкивается с логикой и рациональностью, за которое отвечает левое. Что приводит к сильно выраженным внутренним конфликтам, ощущению «раздвоенности» восприятия мира и непостоянству оценок, мнений, суждений, выборов.

Именно такая «неоднородность» внутреннего мироощущения ведёт к тому, что основной особенностью подобных людей становится обидчивость и ранимость.

Помимо этого, характерной чертой является постоянное внутреннее «двойное оценивание» выполняемой работы: с точки зрения здравой логики и со стороны интуиции или видения стратегии в целом. Естественно, что ресурсов организма на это тратится тоже двойное количество, а это может приводить к так называемой «неврастении мыслительной деятельности». В народе же говорят: «голова «закипела» и меня «трясёт» от всего этого».

В чём причина такого механизма? Оказывается, как ни парадоксально, но одновременно, одинаково хорошо и без истощения, полушария могут только в очень раннем возрасте своего обладателя. Чем старше становится ребёнок, тем чаще проявляется «перегрев» одного из полушариев. Ведь друг друга «понять» они не могут совсем: у них разные подходы к восприятию и кодировки информации.

Но так ли всё плохо, как может показаться? Природа никогда не даёт ничего такого, на что она не заложила компенсаторные механизмы. Активная жизненная позиция амбидекстров даёт им возможность «сбрасывать» излишнее напряжение, путешествуя, занимаясь спортом. Выбор определённых профессий или видов деятельности позволяет и этот «сброс» пустить на пользу дела: профессиональные музыканты или танцоры гораздо реже проявляют упомянутую мыслительную неврастению. Кроме того, художники и спортсмены, как мы уже упоминали, выносят из амбидекстрии дополнительные преимущества, способствующие развитию карьеры и достижению успехов, что в свою очередь снижает уровень внутренней напряжённости личности.

Ещё дальше пошли специалисты, которые, наоборот, считают амбидекстрию отнюдь не проблемой, а возможностью развивать себя и бороться со своими комплексами. Более того, рассматривают развитие амбидекстрии как метод коррекции обычных пациентов.

Суть методики заключается в поднятии личностной самооценки путём пробуждения подавляемых талантов. Мы уже упоминали, что чаще всего люди склонны использовать правую руку для всех необходимых видов деятельности. Она, в таком случае, называется ведущая или доминантная. Вторая при этом мы лишь слегка помогаем: как правило – придерживаем что-либо. И эта конечность называется вспомогательной или субдоминантной.

Наблюдения арт-терапевтов натолкнули на исследование, которое показало удивительную закономерность: если люди пытались разработать субдоминантную руку и начинали рисовать, то их рисунки были гораздо более эмоционально насыщенные, реалистичные и запоминающиеся.

На базе этих данных была разработана методика, при которой развитие субдоминантной руки связано с «налаживанием диалога» со своим внутренним миром или, как его называют «Золотым ребёнком». Обиды, гнев, запреты и негативные оценки скапливаются в нас годами. Мы забываем про то, где их получили. Но, они никуда не деваются, а только укореняют в нас негативные установки. Разве вы видели ребёнка, который переживает по поводу своего голоса, слуха или чувства такта? Конечно, нет. Зато взрослые часто «не поют», «не танцуют» и ещё кучу «не», потому что «знают», что делают это плохо.

Оценка идёт со стороны логики и здравого смысла, то есть со стороны левого полушария. Развитие амбидекстрии помогает обратиться к другому полушарию, которое оценивает всё по другим критериям, а следовательно – дать возможность вернутся к своему «Золотому ребёнку», который может и хочет всё. Благодаря этому, ощущение «я всё могу» повышает личную самооценку человека и заставляет его искать способы и перспективы, а не ставить себе табу.

Нужно ли лечить

Так уместно ли говорить, что амбидекстрия является заболеванием? Конечно, нет. Да, некоторые не совсем приятные особенности в виде плаксивости и «внутреннего перегрева» наблюдать можно. Но, подобное можно заметить и в ряде других случаев, вообще не связанных с «одинаковорукостью». А подобные задатки все детки проявляют в раннем возрасте, ещё до окончательного выбора ведущей руки.

Так что «лечить» амбидекстрию абсолютно не нужно. А вот помочь справиться с внутренним напряжением сможет практикующий психолог или психотерапевт.

Также в более старшем возрасте стоит стараться контролировать обидчивость. Дело в том, что эта самая обидчивость, как черта личности человека всегда воспринимается негативно и с желанием оттолкнуть постоянно «надутого» человека. Так что, если вы предполагаете у себя амбидекстрию и осознаёте постоянное ощущение обиды и невысказанности, отправляйтесь к психологу. Помните, что никакая информация личного плана не может быть разглашена.

Ещё один момент, на который стоит обратить внимание. У многих деток из-за неугомонности и проблем с запоминаем чётких дат и цифр, могут не складываться отношения в школе. Причём как с другими детишками, так и с учителями. А проблемы и неудобства при общении в раннем детском возрасте могут провоцировать неуверенность, наложенную на внутренний конфликт. Так что в этом случае, просто необходимо подобрать себе понравившегося психолога или психотерапевта, готового к длительному сотрудничеству. Ведь это темы не одного сеанса.

Большинство людей правши: повседневные действия, не требующие задействования обеих рук, им удобнее делать правой рукой. Примерно 15% населения Земли - левши. Разница обусловлена отличиями в работе головного мозга. Кстати, левши нередко пишут правой рукой, в других случаях отдавая предпочтение левой. Поэтому вычислить левшу таким образом не всегда возможно. Но и есть и третий тип людей - амбидекстры , для которых все эти различия лишены смысла.

Амбидекстр - человек, у которого обе руки ведущие . Он примерно с одинаковым комфортом может писать или держать столовый прибор как левой, так и правой рукой. Понятие «Амбидекстрия » образовано слиянием двух латинских слов: «ambi» , что значит «оба», «двойной» и «dexter» - «правый». Есть мнение, что в старые времена так называли воинов, способных одинаково умело обращаться с мечом как правой, так и левой рукой.

Амбидекстр может являться таковым с рождения или же выработать в себе способность одинаково успешно управляться обеими руками путем намеренной тренировки. Интересны именно врожденные амбидекстры. Таких на планете около 1%. Кто-то из них, возможно, не знает о своей особенности. Все кто читает эту статью могут прямо сейчас проверить себя - возьмите лист бумаги и по ручке в каждую руку, а затем начните одновременно писать одно и то же слово обеими руками. Если подобный трюк не вызвал сложностей, значит вы - амбидекстр!

Чем обусловлено подобное явление? Как известно, большинство людей правши и это значит, что левое полушарие их головного мозга развито лучше. Оно отвечает за логику, языковые способности, а правое за навыки ассоциаций, интуитивное мышление, музыкальные наклонности и те люди, у которых развито лучше оно, от природы все делают левой рукой. Да, все наоборот: правое полушарие контролирует левую часть тела, а левое - правую. Логично, что у амбидекстров одинаково задействованы оба полушария, по крайней мере развиты они почти симметрично.

Особенности амбидекстров

Важно упомянуть, что явление право- и леворукости остается большой загадкой для неврологии. Амбидекстрия - не исключение. Оказаться в числе людей с такой особенностью - редкий случай, но вот удачный ли?

Об амбидекстрах говорят много положительного, например, они быстро оценивают ситуацию и так же оперативно принимают решение. Но при одинаковом задействовании обоих полушарий у амбидекстров часто возникают внутренние конфликты, двоякое отношение к явлениям и мнениям, непостоянство суждений. Отсюда может возникать повышенная эмоциональность, обидчивость, ранимость. Есть данные касательно большой раздражимости людей с амбидекстрией и о наличии связи симметричной работы обоих полушарий с неловкостью и неуклюжестью.

Амбидекстр: плюсы и минусы

Одним из плюсов наличия амбидекстрии можно назвать лучшую приспособленность к выживанию, так как при потере одной из конечностей не будет проблем с овладением другой. Но это крайний случай. Главный же плюс амбидекстрии в том, что они владеют обоими способами восприятия: логическим и образно-интуитивным. Это дает амбидекстрам преимущества в различных областях: ораторском искусстве, музыке, игре в театре. Амбидекстр лучше воспринимает любую ситуацию, как бы рассматривая ее со всех сторон одновременно. Из них получаются отличные художники и спортсмены, так как две руки в этих профессиях могут дать большое преимущество.

Какие минусы? Есть исследования, результаты которых указывают, что левши и амбидекстры среди больных шизофренией встречаются чаще, чем среди здоровых от такого недуга людей.
В детстве амбидекстры чаще страдают синдромом нехватки внимания, так как им трудно сосредоточиться на чем-то одном. Сюда приплюсовываются раздражительность, плаксивость. С возрастом амбидекстр может стать раздражительным и даже склонным к агрессии. Кстати, среди «обоеполушарных» людей распространена бисексуальность. Минус это или плюс, решать вам.

Люди, принимающие непосредственное участие в обучении и развитии детей дошкольного возраста, утверждают, что малыши, в отличие от взрослых, намного чаще с одинаковым успехом пользуются обеими руками. Выбор ведущей руки у них происходит позднее. Это происходит либо спонтанно и естественно, либо под некоторым влиянием окружающих, прежде всего родителей.

Занимательный факт : еще не так давно и левши, и амбидекстры подвергались давлению со сторон ы общества и их старались переучить «под большинство». Если ведущей рукой ребенка не была правая, это воспринималось как отклонение от нормы. В дальнейшем практика переучивания показала свою вредность, приводя к проблемам психического и даже физического здоровья.

Сегодня подобное отношение можно встретить только в некоторых странах с ярко выраженным традиционным обществом. В остальном же мире леворукость и амбидекстрия рассматриваются как индивидуальная особенность ребенка и даже поощряются. Основная проблема амбидекстров в детском возрасте из-за несозревшего мозга - конфликт двух «систем»: левополушарного и правополушарного мышления.

В повседневном поведении это проявляется, например, так: сегодня ребенок заправил кровать, но оставил игрушки разбросанными по комнате, а завтра, он сделает все наоборот - уберет игрушки, но оставит постель в разобранном виде. В начальной школе ребенок амбидекстр может понять решение математической задачи, но спустя какое-то время напрочь забыть как решать аналогичную, просто переключившись на другое полушарие. Поэтому оценки могут быть самыми разными.

Совет для родителей прост - нужно понимать особенность ребенка и терпеливо с ним заниматься . Когда мозг созреет полушария амбидекстра начнут работать симметрично, и такой ребенок может начать демонстрировать выдающиеся достижения в учебе. Но обычно это происходит примерно к 9 классу.

Известные амбидекстры

Одна из самых ярких исторических личностей, одинаково владевшая обеими руками - изобретатель и гений своего времени .
О своей способности одинаково управляться левой и правой рукой писал и Никола Тесла . Гитарист-виртуоз Джими Хендрикс мог играть на гитаре как левой, так и правой рукой. Среди музыкантов амбидекстров выделяются Пол Маккартни и Ринго Старр . Амбидекстром является российская теннисистка Мария Шарапова и американский актер Том Круз .

Итог

Тема амбидекстров большая и не до конца изученная. Есть мнение, что их становится больше и это некий эволюционный скачок человечества. Большинство проблем, связанных с амбидекстрией обусловлено особенностями современного общества. Если ребенок амбидекстр при помощи родителей и учителей преодолеет все негативные факторы своей особенности, то во взрослой жизни амбидекстрия может стать его большим преимуществом. Существует мнение, что можно сделать работу своего мозга эффективнее и лучше решать сложные задачи, намеренно овладев обеими руками.

Возьмите лист бумаги. В каждую руку – по ручке. Начните писать одновременно одно и то же слово (неважно — в одну сторону будет наклон или в разные). Это самый простой тест, чтобы определить свои задатки сверхспособностей и сверхвозможностей.

Если это у вас получилось – поздравляем, вы – амбидекстр!

Амбидекстр обладает «железной логикой» и сильной интуицией.

Это человек с равномерно и гармонично развитыми полушариями мозга, При этом у таких людей есть возможность одинаково хорошо действовать правой и левой стороной тела и парными органами чувств. Такие люди достаточно быстро оценивают ситуацию и быстро принимают решения.

Особенности этих людей заключаются в том, что во взрослом возрасте обработка информации, поступающей извне, происходит параллельно в двух полушариях.


Вообще, амбидекстрия — чрезвычайно интересный феномен.

Типичные амбидекстры, как правило, совершенно спокойно могут, к примеру, есть пищу, удерживая ложку одинаково хорошо в правой и левой руке.

Они умеют писать одинаково свободно двумя руками, причем как по очереди, так и одновременно. Более того, часто они могут писать ими и свободно, и одновременно, и «расходясь» в разные стороны, и наоборот! И даже рисовать!

Это так называемое «зеркальное письмо». Именно такой способностью обладал великий Леонардо да Винчи, он был амбидекстр. Наверняка, многим известны различные теории о его «кодах», «зашифрованных знаках» и т.п., — это дало почву для многих книг и фильмов. На деле же он владел зеркальным письмом, и часто оно выходило у него непроизвольно, просто не задумываясь писал, как удобнее.

А вот еще, более сложные тесты. Посмотрите, куда вращаются фигурки?

Если вы видите вращение по часовой стрелке, значит у вас работает левое полушарие мозга, против часовой стрелки – правое полушарие.

Левое полушарие отвечает за логику, память, математические и языковые способности, аналитическое мышление.

Правое — за эмоции, невербалику, интуицию, музыкальность, изобразительное искусство, воображение.

Имейте в виду, что фигурка может одновременно вращаться и вправо, и влево. И вращается не картинка, а ее образ в Вашей голове! Исследователи отмечают, что люди, которые сравнительно легко могут поменять направление вращения девушки, обладают IQ выше 160. Те же, кто может только с усилием изменить направление движения девушки (или не могут совсем) – это люди более практичного и рационального склада, в то время как легко меняющие направление обладают богатейшим воображением и интуицией.

Особенно удивительно, когда смотрит одновременно несколько человек. У каждого она «движется» в разном ритме и направлении. Но не может ведь картинка одновременно крутиться во все стороны! Следовательно, действие происходит и правда — в голове, а не на экране.

Известные люди-амбидекстры:

музыкант Джимми Хендрикс (мог играть на гитаре как правша и как левша), академик Андрей Сахаров , художник Леонардо да Винчи, Мирей Матье, Пол Маккартни, спортсменка Мария Шарапова, Курт Кобейн, Владимир Даль, Том Круз, Марина Навратилова (первая ракетка мира 1978-87 гг)

Кроме настоящих, вычислены вымышленные амбидекстры:

мушкетер Атос — герой романов Александра Дюма, Грегори Хаус — из сериала «Доктор Хаус», Штирлиц — главный герой произведения «17 мгновений весны», Хэллбой — персонаж комиксов, губка Боб квадратные штаны.

Взаимодействие полушарий нам необходимо для нормальной жизни и чем оно активнее, тем успешнее человек!

В последние годы среди детей обнаруживается значительное количество амбидекстров (в среднем 37,95%).

Вот эта сфера из точек способна вращаться в любую сторону в зависимости от того, какие точки Вы будете представлять ближними к себе, а какие дальними.

Если полушария головного мозга у человека развиты гармонично, он легко меняет направление вращения. На следующей картинке это выглядит как настоящий танец.

Проверку доминирующего полушария мозга изобрел Нобуюки Кайахара, японский вебдизайнер из Хиросимы. А психологи решили, что она помогает определить доминирующее полушарие мозга, которое наиболее активно в данный момент времени.

Эти тесты можно повторять. И, в зависимости от вашего состояния, фигурки будут вращаться или влево или вправо.

Если у вас не получилось – посмотрите подсказку:

Амбидекстр – не обязательно человек, эффективно совершающий действия обеими руками от рождения, это можно воспитать в себе в любом возрасте. Ходят слухи, что навыки право-леворукости умышленно тренируют большинство спортсменов и музыкантов. Так они значительно расширяют границы своих профессиональных возможностей.

Еще тесты на правое и левое.

4. Найдите мужскую голову на этой картинке

Если Вы справились с задачей:

— менее чем за 3 секунды, то ваше правое полушарие вашего мозга развито лучше, чем у большинства людей

— в течение 1 минуты – это нормальный результат

— если в течение 1–3 мин. – ваше правое полушарие развито плохо, вам нужно есть побольше мясного протеина.

— если поиск занял у вас больше 3-х минут – плоховато…

Такое интересное явление, как амбидекстрия – явный признак того, что природа не зря что-либо рождает на свет. Возможно, это та самая новая эра эволюции человека и высшая степень управления головным мозгом и эмоциями.