От чего зависит состояние здоровья. Основные факторы, определяющие здоровье человека От каких показателей зависит здоровье

Мы часто говорим о здоровье, но каждый вкладывает в это понятие свой смысл. Обычно считают, что человек здоров, если у него ничего не болит и нет никаких заболеваний. На самом деле, в мире живут миллионы людей с большими проблемами со здоровьем, но они активно трудятся, имеют прекрасное самочувствие и считают себя здоровыми. Самый простой пример – люди с нарушениями зрения. «Очкариков» мы встречаем повсюду, но никому и в голову не приходит считать их больными людьми, хотя в их амбулаторной карточке непременно будет записан диагноз – миопия, или гиперметропия, или астигматизм или ещё что-нибудь в этом роде. А раз есть диагноз, значит, есть заболевание, то есть, человек не вполне здоров.

Так что же такое здоровье? Всемирная Организация Здравоохранения, которая является самым авторитетным в мире учреждением по таким вопросам, определяет здоровье, как «состояние полного физического, психического и социального благополучия». Это означает, что здоровым можно считать того человека, который не имеет явных физических дефектов и проблем, обладает устойчивой психикой, которая позволяет ему комфортно жить в человеческом сообществе и, кроме того, определил для себя такое место в жизни этого сообщества, которое дает ему возможность активно действовать и радоваться жизни.

С биологических позиций здоровье можно определить как состояние равновесия внутренних и внешних воздействий на организм.

Хорошо и абсолютно беспроблемно человеку живётся только до его рождения, пока он находится внутри материнского организма. Там и тепло, и сытно, и спокойно. Как только ребёнок рождается, на него сразу же начинают воздействовать факторы внешней среды – температурный (в животе у мамы температура была около 37 градусов, а в родильном зале – не больше 24 градусов), воздух со своей влажностью и микроорганизмами, громкие звуки, яркий свет, прикосновения к телу и пр. И буквально с первых мгновений жизни вне материнского организма новорождённый малыш начинает сопротивляться этому внешнему воздействию. Его организму нужно научиться реагировать и на свет, и на изменение температуры, и от «плохих» микробов защищаться, и научиться самостоятельно переваривать и усваивать пищу, и спать ночью, а днём бодрствовать – ведь в животе у мамы не было дня и ночи, там постоянно была тёплая и влажная тьма. Конечно, организм каждого младенца уже имеет определённый «запас прочности», который достался ему от родителей вместе с генетической информацией, содержавшейся в половых клетках. И чем лучше было здоровье родителей, чем в большей степени их организм был устойчивым по отношению к факторам внешней среды, тем больше шансов у младенца быстро адаптироваться к внеутробному существованию.

Но только наследственностью дело не ограничивается. Каждый прожитый день несёт для ребёнка свои собственные проблемы, которые организму приходится решать, и в ходе решения этих проблем организм тренируется и с течением времени приобретает устойчивость к воздействию различных факторов. Если же внешнее воздействие слишком сильное (например, новорождённого оставили голеньким и он переохладился), или организм первоначально ослаблен (например, малыш родился недоношенным или больным), то «победить» могут «неприятельские войска» - вредные микроорганизмы или неблагоприятные внешние воздействия – и в организме произойдёт катастрофа. Что-то начнёт действовать не так – расстроится пищеварение, или дыхание, или сердечная деятельность, или появятся нарушения движений, роста, развития и пр. Всё зависит от того, какой силы, «вредности» и продолжительности действия были факторы.

Во многих случаях источники заболевания лежат в самом организме, который начинает необычным образом реагировать на воздействие внешних факторов. Такое случается, если произошло неправильное формирование каких-то органов или систем плода или на него ещё внутриутробно действовали разные «вредности», например, алкоголь или никотин. Такой ребёнок уже сразу после рождения нездоров и ему бывает очень непросто приспособиться к внеутробной жизни.

Наш организм можно сравнить со сложным самоуправляемым механизмом. Если мы покупаем в магазине какой-нибудь прибор, то к нему непременно прилагается инструкция по использованию. Следуя этой инструкции, мы имеем гарантию на долгую жизнь прибора и его хорошую работу. К сожалению, «инструкцию по применению и использованию» родителям не выдают в роддоме вместе с новорождённым младенцем. Вот и случаются у малышей всякие неприятности, если с ними неумело обращаются.

Какие же факторы формируют здоровье человека после его рождения? Есть «три кита», на которых держится здоровье человека:

  • питание
  • воспитание
  • гигиена

ПИТАНИЕ стоит под номером один и на самом деле играет определяющую роль в нашей жизни. Если бы не было поступления питательных веществ к половым клеткам сразу после оплодотворения, то и зародыш бы не развивался – не было бы «строительного материала». Любой водитель знает, что от качества бензина зависит работа двигателя, изнашиваемость мотора, скорость машины и пр. Так и у человека – всё зависит от того, чем и как он питается, что поступает в «топку» его «биохимического завода». Не хватает в пище основного строительного материала – белка – и ребёнок будет плохо расти, никогда не станет «гигантом мысли», не сможет сопротивляться инфекции. Недостаточно поступает в организм, например, кальция – и кости будут хрупкими, замедлится проведение импульсов по нервным волокнам, плохо будет сворачиваться кровь и т.д. Недостаток или избыток пищевых веществ всегда отражается на состоянии здоровья – раньше или позже. Поэтому питание должно быть правильным, соответствующим возрасту и возможностям пищеварительной системы человека.

ВОСПИТАНИЕ – ещё один краеугольный камень здоровья человека. Обычно под словом «воспитание» понимают какие-то насильственные действия по отношению к тому, кого воспитывают. На самом деле, грамотное воспитание - это не насилие, а предоставление возможностей для естественного развития природных задатков и склонностей ребёнка. То есть, воспитателю нужно быть чутким «приёмником» тех посылов, которые идут от маленького человека. И не гнуть и ломать нужно нежную детскую душу, изо всех своих взрослых сил пытаясь втиснуть её в рамки неизвестно кем установленных представлений о «хорошем человеке», а прислушиваться к природным склонностям ребёнка и идти по жизни ВМЕСТЕ с ним, сообразуясь с этими природными склонностями и помогая малышу научиться управлять ими. Грубое вмешательство в психику ребёнка без учёта его природных возможностей и задатков рано или поздно приводит к формированию заболеваний, которые называются в клинической практике психосоматическими, то есть болезнями, в основе которых лежат различные нервные расстройства. По статистике, психосоматические заболевания составляют примерно 80% всех болезней человека. Это всем известные гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, заболевания суставов, колиты, гастриты, язвенная болезнь, бронхиальная астма, экзема и др. Так что с воспитанием шутки плохи.

ГИГИЕНА, или уход за ребёнком - третий «столп» здоровья. Вопросы гигиенического содержания включают в себя не только обычный уход за кожей, зубами, волосами и другие гигиенические процедуры, но и то, как правильно одевать ребёнка, как с ним гулять, вопросы распорядка дня, температуры и влажности в помещениях, где большую часть времени проводит ребёнок, требования к игрушкам и т.д. Здесь же – вопросы закаливания ребёнка, что очень важно для сохранения и укрепления его ресурсов здоровья.

Если сравнить организм человека с автомобилем, то питание можно назвать «заправкой топливом», воспитание – «правилами дорожного движения», без соблюдения которых машина непременно попадёт в аварию. А гигиенический уход в этом контексте представляет собой «техническое обслуживание», которое необходимо для долгой и эффективной работы нашего «автомобиля». Если не обращать внимания на то, чем машину заправляешь, ездить по дорогам без соблюдения правил дорожного движения и при этом не следить за чистотой и техническим состоянием машины, то её надолго не хватит.

Организм человека намного выносливее любого автомобиля, хотя бы уже потому, что он представляет собой самонастраивающуюся, саморегулирующуюся и самовосстанавливающуюся систему. Но даже человеческий организм можно «доконать» безалаберным с ним обращением – питаться как попало, не соблюдать никаких гигиенических правил, постоянно расшатывать нервную систему стрессовыми ситуациями. С другой стороны, зная основные принципы здоровья, несложно оставаться здоровым.

1. Вода (качество и количество)

Всем известно, что мы на 70-80% состоим из воды, а новорожденные на 90%. К старости, этот показатель намного ниже. Старение организма - это его высыхание. Нам нужно задуматься, что мы пьем и в каком количестве? Ведь мы состоим из воды, а не из чая, кофе и тем более, не из сладких газированных напитков.

Каждый день человек должен выпивать 1.5-2.5 литра воды, причем воды чистой. Вода не должна содержать вредных примесей, она должна быть живой, т.е. отрицательно заряженной. Вода должна быть слабощелочной, а в наших кранах вода кислая. Да и не только в кранах, но и в природных источниках. Кислая среда - источник заболеваний в организме. Природная вода должна содержать микроэлементы, отсутствие или пониженное содержание которых, ведет к определенным осложнениям в организме человека.

Загрязнение природных вод различными видами бактерий, грозит возникновением инфекционных заболеваний. А если природные водоемы содержат соли тяжелых металлов и другие вредные примеси, то это может вызвать ряд тяжелых заболеваний, в том числе и рак.

2. Еда

Наше тело состоит из того, что мы едим. Люди умирают от недостатка питательных веществ. Нашему организму нужны витамины, минералы, ферменты, аминокислоты, жирные кислоты и тогда наши клетки будут получать полноценный материал. Но современное питание практически ничего полезного для организма не поставляет. Питание стало больше вредным, чем полезным. В основном наше питание состоит из химических добавок и консервированной пищи. Каждый должен для себя решить, что ему есть и как помочь своему организму, а не навредить. Правильно подобранное питание для нашего организма, продлит нашу жизнь. Выбор за нами.

3. Вирусы, бактерии, грибки и др.

Как мы относимся к своему организму, таким и будет показатель нашего здоровья.

Многих читателей интересуют вопросы, в какой степени здоровье зависит от самого человека, насколько он может помочь сам себе?

Статистика дает нам следующие цифры. На 20 процентов здоровье человека зависит от наследственности. Еще на 20 процентов состояние здоровья определяется экологической обстановкой. От здравоохранения здоровье человека зависит всего лишь на 8,5 процента. И 51,5 процента здоровья человека определяется его образом жизни.

Начинаем работу над собой

Итак 20 % нашего здоровья зависит от наследственности - цифра хорошая и кажется, что на нее невозможно повлиять - одному дано, а другому нет. Но это только первый взгляд. Возможно, мы не сможем повлиять на свою собственную наследственность, которую имеем сейчас. Но на наследственность своих детей, внуков мы можем повлиять, сделать ее намного лучше и благоприятнее.

А если знать о цепочке воплощений - мы воплощается в земную жизнь через наших родителей, через нас самих - наши дети, далее внуки, правнуки. И в конце концов, пройдя определенный круг воплощений, мы вновь рождаемся через наших детей, внуков.

И вот тут, ту наследственность, которую мы передали своим детям, внукам - они передадут нам. Таким образом, ведя высоконравственную, здоровую жизнь сейчас, мы работаем над своим наследственным здоровьем теперь.

Что мы ранее сеяли, то получили теперь, что мы сеем теперь - получим в будущем.

Не гадь там где живешь и не работай на аптеку

20 % нашего здоровья зависит от экологической обстановки. Да, но и на эту цифру люди оказывают влияние. Кто загрязняет свою среду обитания, как не сам человек своей неразумной деятельностью, а потом пожинает плоды "плохой экологии".

Давайте отбросим промышленность, сельское хозяйство, автомобили - явные источники загрязнения и отравления окружающей среды, нашего жизненного пространства.

А начнем с самих себя. Живем самотеком, следить за своим здоровьем не желаем, а когда заболеем - кушаем таблетки, что «здравоохранение» предписывает в этих случаях. Миллионы тонн всевозможных лекарств выпускают фармацевтические фабрики, а люди их исправно потребляют.

Совершенно недавно оказалось, что подземные питьевые источник в курортах Альп отравлены - тридцатью видами наиболее распространенных лекарств. Оказалось, что лекарство пройдя через организм не расщепляется, а сохраняет свои лечебные свойства. Вместе с мочой оно попадет в сточные воды, а далее - смешивается с подземными питьевыми водами и накапливается в них. Употребление такой "питьевой воды", даже купание в ней (особенно маленьких детей) приводит к аллергии и прочим недомоганиям.

Антибиотики, успокаивающие, сердечные, противозачаточные и прочие лекарства повторно «бомбардируют» организм человека. Увы, но это факт, человечество отравило питьевую воду. Более того, вредные микроорганизмы, постоянно пребывая в лекарственной среде, приспосабливаются к ней и делаются более устойчивее.

Так появляются таким вирусы, грибки, микробы и прочая гадость, против которой современные лекарства бессильны. Требуются другие, более мощные. Чтобы остановить эту ненужную и бесполезную гонку, перестать отравлять окружающею среду - лечитесь сами с помощью естественных средств.

Осознайте важность этой информации и применяйте.

Медицина и ее место в нашей жизни

Всего 8,5 % здоровья человека зависит от здравоохранения. Я опущу рассмотрение этого вопроса, который больше всего относиться к восстановлению здоровья в экстренных случаях - отравления, травмы и прочие житейские недоразумения. Борьба с эпидемиями, больше относиться к экономическим условиям жизни.

Здоровый образ жизни - это путь к успеху

Остается 51,5 % относящиеся непосредственно к образу жизни человека. Как человек живет: мыслит, дышит, питается, движется, профилактически очищается или разгружается и т. п. зависит его здоровье.

Подводя итог, можно сказать, что кроме 8,5 % - все остальное здоровье и благополучие зависит от самого человека. Вот вам доказательство в пользу не лечения, а самолечения.

За счет правильной организации своей жизни, человек может сам справиться с любым заболеванием.

Говоря о факторах, определяющих здоровье человека, мы не будем останавливаться на таких очевидных вещах, как место проживания и резкие отклонения от среднего жизненного уровня. Естественно, что человек, проживающий в мягком климате, находится в более благоприятных климатических условиях, чем обитатель Арктики. Так же нелепо сравнивать возможности здоровья у человека даже не с высоким, а со средним жизненным уровнем с возможностями голодающего, бездомного человека.

Итак, вот важнейшие факторы, определяющие здоровье:

качество условий жизни;

качество образа жизни;

качество наследственности человека;

качество медицины.

Все перечисленные факторы прямо влияют на здоровье физическое. А какие влияют на дух и сознание? Все те же. Наследственность, безусловно, определяет некоторые личностные особенности человека, имеющие отношение к духовной и ментальной сферам. Качество образа жизни включает, конечно же, не только режим сна, труда, отдыха и т. д., но и качество мыслей и духовных проявлений. Прямое и косвенное влияние экологического и социально-экономического окружения на дух и сознание неоспоримо. Трудно, например, ожидать духовного и ментального здоровья от людей, живущих на загаженной территории, в условиях идеологической за-шоренности, лишенных возможности соприкоснуться с шедеврами мировой культуры.

Медицина может влиять на духовную и ментальную составляющие человека, по-видимому, через личность врача. Врач так же влияет на данного человека, как его мать, родственники, друзья - каждый со своих позиций.

Он может оказывать существенное влияние через физическую составляющую (это прерогатива врача) и посредством специальной "технологии", т. е. комплекса частных методик из арсенала человековедения, древней и современной медицины. Профессиональной проблемой в этом случае является построение индивидуальной "технологии" в соответствии с уровнем сознания и духовности пациента.

Большинству людей и, в частности, медицинских работников, присущ упрощенный взгляд на факторы, определяющие здоровье. Питание, экология, "хорошие" таблетки - вот, пожалуй, первое, что приходит в голову при мысли о здоровье. Именно поэтому очень и очень многие, задумываясь о здоровье, начинают абсолютизировать эти факторы - отсюда неразумные и даже вредные , злоупотребление различными очищающими организм препаратами и процедурами, надежда на чудодейственные таблетки. При этом не менее важные факторы упускаются из виду. К счастью, немалое число людей понимает и большое значение режима труда, сна, отдыха, и уникальный оздоравливающий эффект различной физкультуры, и т. д.

На самом деле перечень факторов, влияющих на здоровье, гораздо шире, чем принято считать на бытовом уровне. Если выделить среди них основные, то получится более двух десятков (рис. 1).

Качество условий жизни включает в себя:

качество климатических условий (расшифровка не требуется);

жизненный уровень;

экологические показатели;

качество и разнообразие продуктов питания.

В свою очередь/жизненный уровень определяется пятью основными параметрами:

уровнем политической стабильности;

уровнем экономического развития общества;

уровнем социальной защищенности (социальных гарантий) человека;

уровнем доходов;

уровнем культуры общества (просвещение, традиции, ценностные приоритеты).

Экологические показатели включают в себя шесть основных параметров:

чистоту воздуха, воды, продуктов питания;

интенсивность и характер шума;

интенсивность и характер вибрации;

плотность, интенсивность и характер электромагнитных излучений;

сохранность визуального, звукового и ароматического природного окружения человека;

качество созданного человеком визуального окружения.

Качество и разнообразие продуктов питания в комментариях также не нуждаются (здесь в характеристику качества продуктов не входит их экологическая чистота, а имеются в виду технологичность их заготовки, хранения и приготовления. То есть, например, фрукты могут быть экологически очень чистыми, но недозрелыми или перезрелыми, или неправильно хранимыми и т. п., и потому не менее вредными, чем экологически загрязненные).

Качество образа жизни включает в себя:

наличие любимой работы (работа по призванию, по способностям);

соблюдение правильного ритма жизни (режим труда, отдыха, сна, питания);

соблюдение принципов рационального питания (сюда не входят режим питания и качество продуктов

Имеются в виду разнообразие, умеренность и следование национальной традиции в питании, а также отказ от грубых надуманных диет в повседневном питании. В разделе "качество условий жизни" под разнообразием продуктов имелась в виду возможность выбора, в данном же разделе имеется в виду, делает ли сам человек этот выбор или идет по пути надуманных диет);

достаточную двигательную активность;

качество семейных отношений (плохие семейные отношения - один из сильнейших хронических стрессов, подтачивающих здоровье человека);

общение с природой.

Особое место в этом перечне занимают качество наследственности конкретного человека (об этом мы еще будем подробно говорить) и качество медицины. Качество медицины можно отнести к качеству условий жизни человека, но это если смотреть на медицину с позиций обще-о здравоохранения, то есть обезличенно. Тогда здесь приоритетными являются качество массовых профилактических осмотров, санитарно-гигие-шческих мероприятий, качество хирургии, достаточное количество меди-Цинских учреждений и укомплектованность их кадрами, оборудованием.

Если же смотреть на медицину изнутри, с позиций здоровья каждого конкретного больного, с позиций медицины как врачебного искусства, тогда это становится большой самостоятельной проблемой. Более того, эта проблема требует отдельного рассмотрения в связи с переживаемым медициной глубоким кризисом и в связи с имеющейся реальной методологией - системным подходом, позволяющим видеть и понимать недостатки, искажения, ошибочные представления в сегодняшней медицинской науке и практике и решать перезревшую проблему трансформации медицины.

Если попытаться из всего перечня факторов, влияющих на здоровье, выделить наиболее важные, то, на мой взгляд, к ним относятся: качество наследственности, жизненный уровень, соблюдение жизненных ритмов, рациональное питание, достаточная двигательная активность, качество медицины и качество экологии. Далее мне хотелось бы подробнее остановиться на некоторых из них - в первую очередь в связи с широким распространением множества заблуждений на их счет.

Пасечникова Екатерина

План работы.

Цель работы : В ходе исследования уровня здоровья учащихся установить от чего зависит их здоровье.

Задачи :

1. Рассказать о ЗОЖ.

2. Провести теоретическое исследование по данному вопросу (прилож.2)

3. Провести анализ анкет (прилож. 1)

4. Провести анализ по медицинским показаниям (прил.3)

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подготовила: ученица 10 «А»

Пасечникова Екатерина.

Проверила: учитель физической культуры

Толкова Светлана Викторовна

г.о. ОТРАДНЫЙ

2013г

Введение

Основная часть:

1. Здоровье человека зависит от ЗОЖ:

1.1 Компоненты здорового образа жизни:

А) Правильное питание

б) Занятие физкультурой и спортом

в) Режим дня

г) Закаливание

д) Личная гигиена

е) Отказ от вредных привычек.

1. 2. Здоровье человека зависит от наследственности

1. 3 Здоровья зависит от экологии, медицины

2. Исследование здорового образа жизни учащихся ГБОУ СОШ №8

2.1Анализ анкеты

2.2 Выводы

3. Список литературы

4. Приложение (1)

5. Приложение (2)

6. Приложение (3)

Введение

Здоровье – не всё,

но все без здоровья – ничто.

Сократ.

Статистика свидетельствует о закономерном снижении уровня здоровья детей в последние десятилетия. Недостаточная двигательная активность детей и подростков связанна с большой загруженностью учебной работой. Положение усугубляется и низкой культурой отдыха учащихся. Вследствие этого у детей развивается весь комплекс нарушений здоровья, который принято обозначать как гиподинамию. Здоровье в жизни человека, имеет важнейшую роль. Здоровье – самое главное сокровище человека. Ведь от здоровья человека зависит его жизнь. Поистине страшные цифры выдает нам бесстрастная статистика. По данным Минздрава, только 5% выпускников школ сегодня являются практически здоровыми, 50% имеют морфофизиологические отклонения, свыше 70%страдают различными нервно-психическими расстройствами. Идет деградация молодого поколения.

Нас очень волнует здоровье школьников, стремительное его падение от класса к классу. «Больное поколение не имеет ни здорового тела, ни здорового духа…»,- таковы оценки последних лет. Мы считаем, что сохранить здоровье можно только в том случае, если знать, что это такое

Здоровье неразрывно связано с ведением здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни – это оптимальный индивидуальный режим дня; закаливание; рациональное питание; отсутствие вредных привычек.

По мнению, академика Ю. П. Лисицына, здоровый образ жизни – это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие.

Формирование здорового образа жизни с раннего детства является фундаментом хорошего здоровья. Мы подчеркиваем, что состояние здоровья каждого человека находится в его руках. Об этом говорят обобщенные данные Всемирной организации здравоохранения: здоровье человека зависит:

  • на 50% от образа жизни;
  • на 20% от наследственности;
  • на 20% от окружающей среды;
  • на 10% от развития системы здравоохранения
  1. Здоровье человека зависит от ЗОЖ
  1. Компоненты здорового образа жизни:

А) Правильное питание.

Б) Занятие физкультурой и спортом.

В) Правильное распределение режима дня.

Г) Закаливание.

Д) Личная гигиена.

Е) Отказ от вредных привычек

Правильное питание.

Правильное питание в жизни человека имеет немаловажную роль. С пищей человек получает все важнейшие вещества для работы, роста и развития организма.

Основную функцию выполняют углеводы, жиры и белки, при их помощи человек пополняет затраченную энергию.

Так же немаловажную роль в жизнедеятельности организма имеют витамины и минералы, они так же нужны для развития и роста организма.

Во время приготовления пищи многие витамины разрушаются, поэтому ягоды, фрукты и овощи рекомендуется употреблять в сыром виде. Для развития и роста организма нужна разнообразная пища, но и ещё нужно и соблюдать правила для правильного усвоения пищи:

  1. Нужно стараться есть в одно и то же время.
  2. Не есть в сухомятку.
  3. Не перекусывать между приёмами пищи.
  4. Есть не спеша и хорошо пережёвывать пищу.
  5. Во время еды не разговаривать и не отвлекаться.

Многие знают, что без пищи человек может прожить месяц, а без воды всего лишь пару дней. Ведь вода один из самых важных компонентов жизнедеятельности человека, но не все знают, что вода не всегда бывает полезна так, как воду следует употреблять только из известных источников. Сырую воду следует кипятить, а прокипячённую воду кипятить через каждые три часа.

Занятия спортом и физкультурой

Ещё в древности было замечено, что физическая активность способствует формированию сильного и выносливого человека, неподвижность ведёт к тучности, к снижению работоспособности и заболеваниям.

Отсутствие мышечной нагрузки снижает интенсивность энергетического обмена веществ, что отрицательно сказывается на скелетных и сердечных мышцах. Кроме того, малое количество нервных импульсов, идущих от работающих мышц, снижает тонус нервной системы, утрачиваются приобретённые ранее навыки, не образуются новые.

От физической нагрузки зависит наша работоспособность. Человек, который занимается спортом, виден издалека, он интенсивный, энергичный, всегда готовый к действиям.

Различные виды спорта порождают в человеке различные качества, например, выносливость, пластичность, быстроту, лёгкость в движении и ещё многие другие качества.

Занятия спортом не только развивают в человеке характер, но и способствуют развитию костно-мышечной, кровеносной, дыхательной и нервной систем.

Человек, не имеющий возможности всерьёз заниматься спортом, должен заниматься простой гимнастикой. Если заниматься гимнастикой каждое утро, то это будет способствовать укреплению здоровья, закаливанию характера, высокой работоспособности.

Режим дня

От режима дня зависит состояние человека, его самочувствие и успеваемость, а так же и здоровье.

Каждый из учащихся посещает не только школу, но ещё и различные секции, поэтому, чтобы успеть сделать все задуманные дела, нужно создать свой режим дня. Например, ложиться спать нужно в одно и то же время, так как, вставая утром, вы не будете чувствовать усталости, вам будет легко встать, и вы весь день будете чувствовать себя замечательно.

Распорядок в действиях и в их выполнении в одно и то же время помогает выработать хорошую память, воспитывает силу воли и приучает к дисциплине.

Человек, соблюдающий режим дня, всегда бодрый, энергичный и жизнерадостный.

Примерный режим дня:

6: 30 – подъём

6: 35 – гимнастика

6: 45 – гигиенические процедуры

6: 55 – завтрак

7:50 – 8:15 – дорога в школу

8:30 – 13:50 – занятия в школе

14:10 – 14:40 – дорога домой

14:50 – 15:20 – обед

16:45 – 18:00 – посещение секции

1800 – 18:30 – дорога домой

18:40 – 18:50 – ужин

18:50 – 23:00 – время, отведённое на уроки и на личные дела.

23:00 – приготовление ко сну.

Закаливание

Мы знаем, что для здоровья нам полезны солнце, воздух и вода, но так бывает не всегда. Долгое время лежать под солнцем опасно так, как можно получить либо ожог, либо солнечный удар. Долгое нахождение в холодной воде может привести к простудным заболеваниям. Самым старинным и не опасным способом является закаливание. Существуют правила о том, как правильно начинать закаливание:

  1. Начинать закаливание надо в тёплую погоду, когда можно одновременно принимать воздушные и солнечные ванны.
  2. Водные процедуры начинают во время купания в реке.
  3. Продолжительность закаливания вначале должна быть большой, а температура воздуха и воды не менее двадцати градусов выше нуля.
  4. Температуру воды для закаливания надо снижать постепенно, каждые три дня на один градус.
  5. После процедуры тело нужно растереть сухим полотенцем до лёгкого покраснения.
  6. Закаливаться нужно каждый день, если пропустить две недели, то нужно будет начать всё сначала. Если переохладиться, то следует прекратить закаливание.

Личная гигиена

Личная гигиена - это соблюдение чистоты тела, волос, ногтей, полости рта и т. Д.

Самому тебе и окружающим не приятны грязные руки, нечищеные зубы

Основной гигиенической процедурой является мытьё, для поддержания чистоты тела.

В течение дня, а особенно после физических упражнений загрязняются руки, лицо, шея их следует мыть два раза в день с мылом и тёплой водой.

Руки нужно мыть не только вечером и утром, но ещё и перед едой, после прогулки.

Нечищеные зубы так же становятся причиной многих заболеваний, чтобы зубы были чистые их необходимо чистить два раза в день несколько минут, при этом зубная щётка должна быть не слишком жесткой и не слишком мягкой. Если употреблять много сладкого, то возникает кариес, поэтому, чтобы сохранить зубы здоровыми и красивыми, нужно раз в полгода посещать стоматолога.

Отказ от вредных привычек

«Курить вредно, пить противно, а умирать здоровым – жалко» - гласит шуточная, но в то же время печальная поговорка. Сигареты и алкоголь также, как и наркотики разрушают наш организм. Не нужно попусту отравлять свой организм – жизнь слишком коротка, а спирт и табак сделают её намного короче.

Мы хотим показать, что для того, чтобы быть здоровым, недостаточно только заниматься спортом, нужно ещё соблюдать множество различных правил. В работе указаны не все компоненты здорового образа жизни, их существует великое множество. Мы перечислила самые основные

компоненты, которые проще всего соблюдать, а вернее они основные, на них и лежит основа смысла здорового образа жизни.

1.2. Здоровья человека зависит от наследственности

Физическое здоровье будущих детей формируется сегодня через образ жизни их будущих родителей - сегодняшних школьников.

20% нашего здоровья зависит от наследственности – цифра хорошая, и кажется, что на неё невозможно повлиять - одному дано, а другому нет. Но это только первый взгляд. Конечно, мы не в силах повлиять на собственную нынешнюю наследственность, но на наследственность своих детей, внуков мы можем повлиять, сделать её намного лучше.

  1. 3. Состояние здоровья зависит от экологии.

20% нашего здоровья зависит от экологической обстановки. И 10% от медицины.

Но и на эту цифру люди оказывают влияние. Кто загрязняет свою среду обитания, как не сам человек своей неразумной деятельностью, потом пожинает плоды «плохой экологии». Давайте откажемся от промышленности, автомобилей – явных источников загрязнения и отравления окружающей среды нашего жизненного пространства. А начнём чистку с самих себя. Живём самотёком, следить за своим здоровьем не желаем, а когда заболеем – едим таблетки, которые «здравоохранения» предписывает в этих случаях. Миллионы тонн всевозможных лекарств выпускают фармацевтические фабрики, а люди их исправно потребляют. Недавно обнаружили, что подземные питьевые источники в курортах Альп отравлены… тридцатью видами наиболее распространённых лекарств. Оказалось, что лекарства, пройдя через организм, не расщепляется, а сохраняет свои лечебные свойства. Вместе с мочой оно попадает в сточные воды, а далее… смешивается с подземными питьевыми водами и накапливается в них. Употребления такой «питьевой воды», даже купания в ней (особенно маленьких детей) приводит к аллергии и прочим недомоганиям. Антибиотики, успокаивающие, сердечные, противозачаточные и прочие лекарства повторно «бомбардируют» организм человека. Увы, но это факт: человечество отравило питьевую воду. Более того, вредные микроорганизмы, постоянно пребывая в лекарственной среде, приспосабливаются к ней и делаются устойчивей к воздействию лекарств. Так появляются такие вирусы, грибки, микробы и прочая гадость, против которой современные лекарства бессильны. Требуются другие, более мощные. Чтобы остановить эту ненужную и бесполезную гонку, перестать отравлять окружающую среду – лечитесь сами с помощью естественных средств.

За счёт правильной организации своей жизни человек может сам справиться с любым заболеванием.

  1. Исследование Здорового Образа Жизни учащихся ГБОУ СОШ №8

От чего зависит здоровье человека?

План работы.

Цель работы : В ходе исследования уровня здоровья учащихся установить от чего зависит их здоровье.

Задачи :

  1. Рассказать о ЗОЖ.
  2. Провести теоретическое исследование по данному вопросу (прилож.2)

3. Провести анализ анкет (прилож. 1)

4. Провести анализ по медицинским показаниям (прил.3)

Практическая ценность : Статистика свидетельствует о закономерном снижении уровня здоровья детей в последние десятилетия. Недостаточная двигательная активность детей и подростков связанна с большой загруженностью учебной работой. Положение усугубляется и низкой культурой отдыха учащихся. Вследствие этого у детей развивается весь комплекс нарушений здоровья, который принято обозначать как гиподинамию. Полученные данные убедительно свидетельствуют, что состояние здоровья детей во многом обусловлено их собственным отношением к нему.

Мною были проведены классные часы на тему «Здоровый образ жизни», после чего была роздана анкета (приложение 2) и проведён анализ этой анкеты (прил. 1).

Я провела исследование по медицинским заболеваниям, данные взяла у школьного медицинского работника (приложение 3)

Выводы:

Проведенное исследование убедительно свидетельствуют, что состояние здоровья человека во многом обусловлено его собственным отношением к нему. Анализ анкет показал отсутствие целенаправленного воспитания у детей культуры здоровья, как в семье, так и в образовательных учреждениях.

Низкий уровень культуры здоровья на всех возрастных этапах развития человека скажется на многих сторонах его жизнедеятельности. В частности, необходимо отметить следующие:

Отсутствие знаний об индивидуальных особенностях своего организма, не позволяет построить рациональный режим жизни (включая режим дня, двигательной активности, питания, психофизической тренировки, закаливания, выбора профессии, вида спорта и других, важнейших для человека сторон его жизнедеятельности).

Низкая мотивация на здоровую жизнедеятельность, так как у подростка не в семье не в школе не создается представление о жизненных приоритетах. Вместе с тем, как показали результаты исследования, роль здоровья значительная часть участвующих в исследовании подростков в своих идеальных представлениях оценивает довольно высоко. Но недостаточный уровень знаний о путях достижения здоровья в повседневной жизни отодвигает роль этого приоритета в пользу других, зачастую более привлекательных и доступных условий, требующих меньших затрат усилий, но дающих ощущение удовольствия. При этом слабо прогнозируются отдаленные последствия такой жизни, сопровождаемой постепенным накоплением в организме признаков нарушений здоровья.

Низкий уровень знаний о здоровом образе жизни, средствах и методах его достижения, приводит к тому, что человек не умеет оценить уровень своего здоровья, свое состояние в настоящий момент и в зависимости от этого - определить для себя оптимальный режим жизнедеятельности. Более того, зная, что надо заниматься физическими упражнениями, что питаться надо правильно, что надо закаляться, что надо следить за своим психическим состоянием и т.д., он не знает - как все это делать, с помощью каких средств, используя какие методы. Разумеется, обучение здоровому образу жизни должно проходить красной нитью в течение всей жизни человека, однако основы здорового образа жизни образования человек должен получить, без сомнения, в школьные годы. Работа над данной темой научила нас первоначальным навыкам проведения исследовательской работы.

В школе и в семье необходимо формировать культуру здоровья, активное отношение к своему здоровью, сознания, что здоровье самая большая ценность человека. В рамках работы на классных часах, на внешкольных мероприятиях на уроках физической культуры, ОБЖ, биологии и родительских собраниях следуя полученным результатам исследования, проводить лекции, практические занятия для учащихся школы, учителей и родителей об основах здорового образа жизни.

Список литературы:

1. Баль Л.В. «Формирование здорового образа жизни

2. Журнал «Теория и практика физической культуры», № 6, 2001г., стр. 15

3.Журнал «Теория и практика физической культуры», № 6, 2001г., стр. 15

4. Прыгунов. А. Е. «Моё здоровье – моё богатство»

5 .Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие технологии в современной школе, М., Аркти, 2004г., стр. 206-207

6.П.М., Владос.Ланана. «Роль здоровья в жизни человека».

7.Интернет ресурсы;

Приложение 1

Анализ анкет: В анкетирование приняли участие 10-е- 11-е классы

Из числа опрошенных 74 человека: юношей – 36 – 48,6%; девушек – 38– 51,3%.

Возрастной состав: 15 лет – 14 человек – 18,9%; 16 лет – 46 человек- 62,1; 17 лет –14человек – 18,1%; . (рис.1)

Рис1.

Вопрос 1. Факторы, определяющие здоровье. Большинство опрошенных на первое место фактором, определяющим здоровье поставили наследственность – 25 человек –33,7% на второе место – экологию – 24 человека - 32,4% и только на третье место образ жизни – 16 человек – 21,6%, на четвертое место медицину – 10 человек - 7,4 %.

Здоровье человека определяется именно образом жизни, который он ведет, условиями труда, питания, привычками. Многочисленные статистические данные по исследованию физического здоровья человека показывают, что среди них 10-15 % относятся к организации здравоохранения, 10-20% к природным условиям, 18-25% к наследственности, и 50-52% к образу жизни.

Вопрос 2. Жизненные приоритеты. Большинство опрошенных на первое место в своих жизненных приоритетах поставили материальный достаток - 18 человек из числа опрошенных – 24,3 %, на второе место – семью – 14 человек – 18,9 %, на третье место – учебу – 12 человек – 16,2 %, на четвертое место – интересную работу – 11 человек - 14,8 %, на пятое место – отдых и развлечение – 10 человек – 7,4% , и только на шестое место здоровье – 9 человек -12,1 %.

Рис.2

К сожалению, в иерархии потребностей, удовлетворение которых лежит в основе человеческого поведения, здоровье находится далеко не на переднем плане, а по сути своей именно оно должно стоять на первом месте, то есть должно стать первейшей потребностью.

Вопрос 3. Получение информации о ЗОЖ. Информацию о ЗОЖ получают опрошенные в первую очередь – из телепередач - 18 человек – 24,3 %, во вторую очередь от врача - 16 человек – 21,6 %, в третью в семье - 15 человек – 20,2 %, от учителя в четвертую– 13 человек -17,5%, в пятую от друзей – 12 человек – 16,2%.

Формирование жизненной позиции подростка происходит в семье, и только 15% из числа опрошенных получают информацию о ЗОЖ в семье.

Рис.3

Вопрос 4. Факторы, положительно влияющие на здоровье. Отношение к факторам, положительно влияющим на здоровье у опрошенных распределилось следующим образом: на первое место большинство поставили – полноценный сон –19 человека – 25,6 %, на второе – физическую культуру– 15 человек – 20,2 %, на третье - оздоровительный отдых – 13 человек – 17,5 %, на четвертое – рациональное питание– 10 человек – 7,4 %, на пятое – гигиену – 9 человек – 12,1 %, на шестое психическое благополучие –– 8 человек – 10,8 %.

Рис.4

Современное понятие здорового образа жизни включает в себя следующие составляющие - оптимальный двигательный режим;- рациональное питание;- закаливание;- личная гигиена;- положительные эмоции.

Вопрос 5. Факторы, отрицательно влияющие на здоровье. Отношение к факторам, отрицательно влияющим на здоровье у опрошенных распределилось следующим образом: на первое место большинство поставили – неполноценный сон 19 человек -25,6 %, на второе место – дефицит времени 16 человек – 21.6 %, на третье – недостаток движений 12 человек – 16,2 %, на четвертое – физическое перенапряжение 10 человек -7,4%, на пятое – курение 8 человек – 10,8 %, на шестое – алкоголь – 6 человек - 8,1%, на седьмое – несоблюдение гигиенических требований – 3 человека - 4,05%.

Рис.5

Пристрастие к вредным привычкам алкоголю и курению вредить как здоровью самого подверженного им человека, так и здоровью окружающих его людей. Участвующие, в опросе поставив на пятое и шестое место соответственно курение и употребление алкоголя, считают, что эти факторы отрицательно влияют на здоровье человека в последнюю очередь.

Вопрос 6. Факторы, мешающие заниматься своим здоровьем. На первое место фактором мешающим заниматься своим здоровьем большинство участвующих в опросе поставили – лень – 14 человек -18,9 %, на второе место – недостаток времени -15 человек -20,1%, на третье место – отсутствие условий – 11 человек 14,8 % , на четвертое место недостаток знаний о ЗОЖ – 10 человек - 7,4 %, на пятое место материальные затруднения – 9 человек – 12,1 %, на шестое место отсутствие интереса – 8 человека -10,8 %, на седьмое место считают, что болезни не грозят 7 – человек -9.5%.

Молодые люди, относительно здоровы, поэтому о здоровье не думают (нет потребности в его сохранении и укреплении). Ответ на вопрос показывает, как относится респондент к собственному здоровью.

Вопрос 7. Отношение к своему здоровью (да, нет, иногда).

7.1. Считают себя здоровыми 46 человека – 62,1%, считают, что имеют проблемы со здоровьем – 28 человек -37,8%

Рис. 7.1

7.2. Занимаются своим здоровьем: регулярно – 18 человек – 24,3 %, не занимаются 32 человека – 43,2 %, иногда занимаются – 24 человека – 32,4 %.

Рис. 7.2

7.3. Задумываются о своем здоровье – 11 человека- 14,8 %, иногда задумываются о своем здоровье – 46 человек – 62.1%, не задумываются о своем здоровье – 17 человек -22,9%.

Рис.7.3

7.4. Систематически закаливаются – 10 человек – 7.4%, не закаливаются – 64 человек – 92, 6%.

7.5. Занимаются физической культурой 54 человек – 72.9 %, иногда занимаются физической культурой – 16 человек – 21,6 %, не занимаются физической культурой – 4 человека– 5,4 %.

7.6. Занимаются спортом – 32 человека – 43,2 %, не занимаются спортом – 42 человека – 56,7 %.

7.7. Рационально питаются 14 человек – 18,9, не всегда рационально питаются – 16 человек –

21,6 %, не питаются рационально – 44 человек – 59,4 %.

7.8. Регулярно посещают баню – 8 человек – 10,8 %, не посещает баню – 66 человек – 89,1 %.

7.9. Режим дня соблюдают – 36 человек – 48,6 %, не всегда соблюдают режим дня – 22 человека – 29,7 %, не соблюдают режим дня – 16 человек – 21,6 %.

Рис.7.9

7.10. Воздерживаются от вредных привычек 44 человека – 59,4%, иногда воздерживаются от вредных привычек – 20 человек – 14,8 %, не воздерживается – 10 человек – 7,4 %.

7.11. Имеют полноценный сон 32 человек – 40%, иногда имеют полноценный сон – 16 человек – 33%, не имеют полноценного сна – 26 человек – 27%.

Анализ анкет по вопросу отношение к своему здоровью показывает низкий уровень здорового образа жизни. Более того, зная, что надо заниматься физическими упражнениями, что питаться надо правильно, что надо закаляться, соблюдать режим дня и воздерживаться от вредных привычек большинство участвующих в анкетировании не делают этого в системе, они не сориентированы в жизни на сохранение и укрепление здоровья.

Вопрос 8. Отношение к здоровью в семье.

8.1. Проявляют интерес к здоровью родители 12 подростков участвующих в опросе – 16,2%, иногда интересуются основами здоровья – 24 человека – 32,4%, не интересуются здоровьем родители 38 подростка – 51,3%.

Рис. 8.1

8.2. В семье занимаются физкультурой у 21 человек из числа опрошенных – 28,3%, иногда занимаются физкультурой у 18 человек из числа опрошенных -24,3 %, не занимаются в семье физкультурой у 35 человека из числа опрошенных – 47.2%.

8.3. В семье курят: мама и папа – 16 человек – 21,6%, только папа – 37 человек -50 %, только мама – 5 человек – 6,7%, не курят родители у 16 учащихся – 21,6%.

Рис. 8.3

Вопрос 9 . Оценка уровня своего физического развития. Большинство участвующих в анкетировании подростков оценивают свое здоровье как среднее – 45 человек - 60,8 %, выше среднего оценивают свое здоровье – 16 человека – 21,6 %, как высокое оценивают свое здоровье – 13 человек – 17,5 %.

Вопрос 10 . Оценка уровня знаний и умений по своему здоровью.

10.1. Об анатомических функциях органов и систем органов своего организма знают 34 человек – 45,9 %, частично знают – 42 человека - 54,1%

О профилактике нарушений осанки, плоскостопия, расстройствах органов зрения и слуха знают – 44 человек – 59,4 %, частично знает -32человек – 43,2 %. О профилактике и лечении простудных заболеваний знают 66 человек – 89,1%, частично знают 8 человека – 10,8 %.

10.2. Умеют оказать первую помощь при кровотечениях и травмах – 45 человек – 60,8%, не смогут оказать помощь – 29 человека – 39,1%.

10.3. Владеют методами самоконтроля:

Пульсометрией владеют – 44 человека – 59,4 %, не умеют использовать этот метод самоконтроля – 30 человек – 40,5 %

Провести оценку своего физического развития умеют – 44 человека -59 4 %, не умеют оценивать свое физическое развитие – 30 человек – 40,5 %.

Провести оценку своей физической подготовки умеют – 29 человек – 39,1 %, не умеют проводить оценку своей физической подготовки – 45 человек – 60,8%.

Анализ показал, что не все подростки имеют знания об индивидуальных особенностях своего организма, в силу чего ребенок не может построить рациональный режим жизни (включая режим дня, двигательной активности, питания, психофизической тренировки, закаливания, выбора профессии, вида спорта и других, важнейших для человека сторон его жизнедеятельности), который бы соответствовал его особенностям. Подростки не владеют методами оценки уровня своего здоровья, не могут оценить свое состояние в настоящий момент и в зависимости от этого - определить для себя оптимальный режим жизнедеятельности.

11. Вредные привычки .

12.1.Курят 25 человек – 33,7 %, курят девушки – 8 человек -10,8 %, курят юноши – 17 человека – 22,9 %.

Курят одну сигарету в день – 20 человек – 14,8 , 2 – 3 сигареты в день – 5 человек – 3,7 %, 4-5 сигарет в день – 0 человек – 0%

Рис.11

Приложение 2

Для самооценки учащимися своего уровня здоровья составлена анкета из 11 вопросов.

Исследование на учащихся 10-11 классах ГБОУ СОШ №8

В заданиях с 1 по 6 необходимо пронумеровать указанные факторы по мере убывания их важности индивидуально для каждого респондента.

Вопрос 1. Факторы, определяющие здоровье:

1.1. экология

1.2. наследственность

1.3. образ жизни

1.4. медицина

Для установления вопроса, какой фактор, по мнению отвечающего, является наиболее важным в сохранении и укреплении его здоровья.

Вопрос 2. Жизненные приоритеты:

2.1. учеба

2.2. семья

2.3. интересная работа

2.4. здоровье

2.5. материальный достаток

2.6. отдых и развлечения

Ответ на вопрос 2 показывает, какое место в иерархии потребностей человека занимает здоровье.

Вопрос 3. Получаете информацию о ЗОЖ:

3.1. от друзей

3.2. в семье

3.3. от учителя

3.4. из телепередач

3.5. от врачей

Для установления вопроса, от кого учащийся получает информация о ЗОЖ.

Вопрос 4. Факторы, положительно влияющие на здоровье:

4.1. физическая культура

4.2. гигиена

4.4. рациональное питание

4.5. полноценный сон

4.6. оздоровительный отдых

4.3. психическое благополучие

Распределение факторов по местам показывает, какие из них, по мнению отвечающего, будут наиболее важными в обеспечении сохранения и укрепление здоровья.

Вопрос 5. Факторы, отрицательно влияющие на здоровье:

5.1. алкоголь

5.2. недостаток движений

5.3. курение

5.4. дефицит времени

5.5. отсутствие интереса к здоровью

5.6.физическое перенапряжение

5.7. несоблюдение гигиенических требований

5.8. неполноценный сон

Распределение факторов по местам показывает, какие из них, по мнению отвечающего, будут оказывать наибольший вред здоровью.

Вопрос 6. Факторы, мешающие заниматься своим здоровьем:

6.1. отсутствие интереса

6.2. отсутствие условий

6.3. недостаток времени

6.4. лень

6.5. материальные затруднения

6.6. недостаток знаний о ЗОЖ

6.7. считаете, что болезни вам не грозят

Ответ показывает, чем отвечающий на вопрос оправдывает не заинтересованность своим здоровьем.

Вопрос 7. Отношение к своему здоровью (да, нет, иногда):

7.1. считаю себя здоровым

7.2.регулярно занимаюсь своим здоровьем

7.3.задумываюсь над своим здоровьем

7.4.систематически закаливаюсь

7.5.занимаюсь физической культурой

7.6.занимаюсь спортом

7.7.рационально питаюсь (регулярно, достаточное количество раз).

7.8. регулярно посещаю баню

7.9. соблюдаю режим дня

7.10. воздерживаюсь от вредных привычек

7.11. имею полноценный сон

Показывает, ведет ли испытуемый здоровый образ жизни, имеют ли место в его жизни вредные привычки

Вопрос 8. Отношение к здоровью в семье:

8.1. проявляют ли ваши родители интерес к здоровью?

8.2. занимаются ли члены вашей

семьи физкультурой?

8.3. один (оба) из родителей курят? (написать)

Ответ на вопрос показывает, формируется ли культура здоровья и основы здорового образа жизни в семье.

высокое, выше среднего, среднее, ниже среднего, неудовлетворительно

Ответ на вопрос показывает, может ли отвечающий реально оценить уровень своего здоровья.

Об анатомических функциях органов и систем подрост¬ка

Профилактики нарушений осанки,

Плоскостопия,

Расстройствах органов зрения и слуха

О профилактике и лечении простудных заболеваний

10.2. умение оказать первую медицинскую помощь при: кровотечениях и травмах.

10.3. владение методами самоконтроля:

Пульсометрия

Оценка физического развития (рост, вес, окружность груд¬ной клетки и др.)

Оценка физической подготовки (тесты на быстроту, лов¬кость, гибкость, силу)

Показывает, имеет ли респондент знания о строении и функционировании своего организма, о профилактики возможных нарушений здоровья, владеет ли методами определения уровня собственного здоровья.

Вопрос 11. Данные о состоянии Вашего здоровья:

11. 1. простудные заболевания в течение года (сколько раз) ______

11..2. хронические заболевания (если да, то какие?)_________

11..3. состояние:

Позвоночника

Стопы

Зрения

Ответ на вопрос показывает, имеет ли отвечающий на вопрос нарушения в функционировании организма. Показывает, попадает ли подросток в категорию лиц зависимых от курения и употребления алкоголя.

12. Вредные привычки:

курят девушки __________

курят юноши _____________

курят одну сигарету в день___________

2-3 сигареты в день_______________

4-5 сигарет в день______________

Приложение 3

Данные о состоянии здоровья участвующих в эксперименте.

11.1. Простудными заболеваниями один раз в течение года болели 34 человек – 45,9 %, два раза -20 человека -14,8 %, три раза – 12 человек – 16,2%.

11.2. Хронические заболевания имеют 32 человек – 43,2 %. Хронические заболевания: гастрит у 18 человек -24,3 %, панкреатит – у 6 человек – 8,1 %, бронхит у 10 человек – 7,4%.

11.3. Состояние организма: нарушение осанки имеют 12 человека – 16,2 %, сколиоз – 8 человек - 10,8 %, нормальное состояние позвоночника – 54 человек – 72,9 %