Страны Центральной и Юго-Восточной Европы в конце XX – начале XXI в. Страны Восточной Европы в конце XX — начале XXI в

  • II. Влияние начальной концентрации Н2О2 на период полупревращения. Определение порядка реакции.
  • А) списание заключительными оборотами начисленных доходов от необменных операций в конце отчетного периода;
  • А) формування концепції «розвиненого соціалізму» внаслідок усвідомлення нереальності побудови комунізму
  • В советской орбите влияния . В первые послевоенные годы благодаря поддержке СССР коммунисты установили свою без­раздельную власть практически во всех странах Восточной Евро­пы. Коммунистические партии стран ЦЮВЕ провозгласили официальный курс на построение основ социализма. За образец была взята советская модель социально-экономического и политического развития: приоритет государства в экономике, ускоренная индустриали­зация, коллективизация, фактическая ликвидация частной собственности, диктатура компартий, насильственное внедрение марксистской идеологии, антирелигиозная пропаганда и т. д. Пос­ле создания в 1949 г. Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и в 1955 г . военно-политической Организации Варшавского догово­ра (ОВД) формирование социалистического лагеря окончательно завершилось.

    Кризисы и потрясения . Несмотря на относительный экономи­ческий прогресс, многие люди в странах Восточной Европы были недовольны политикой коммунистической власти. Массовые вы­ступления рабочих охватили ГДР (1953 ), забастовки и уличные беспорядки происходили в Польше (1956 ).

    В конце октября 1956 г . Венгрия оказалась на грани граждан­ской войны: начались вооруженные столкновения между рабочи­ми и силами правопорядка, участились случаи расправы над ком­мунистами. Надь (премьер-министр Венгрии) заявил о намерении правительства выйти из ОВД и превратить Венгрию в нейтральное государство. В этих условиях руководство СССР приняло решение о быстрых и незамедлительных действиях. Для «восстановления порядка» в Буда­пешт были введены советские танковые части. Эти события по­лучили название «будапештская осень ».

    В 1968 г. к либеральным реформам в Чехословакии приступил первый секретарь ЦК Компартии А. Дубчек. Пытаясь ослабить партийно-государственный контроль над всеми сферами жизни, он призвал к построению «социализма с человеческим лицом». Руководители правящей партии и государства по существу стави­ли вопрос об отказе от социализма. Страны ОВД во главе с СССР ввели в Прагу свои войска. Дубчек был смещен с поста, а новое руководство Компартии Чехословакии жестко пресекло деятель­ность идеологической оппозиции. События 1968 г. получили на­звание «пражская весна ».

    Независимый курс И. Броз Тито . Из всех стран социалистиче­ского лагеря Югославия была практически единственной, на ко­торую не распространялось советское влияние. И. Броз Тито уста­новил в Югославии коммунистическое правление, но проводил независимый от Москвы курс. Он отказался присоединиться к ОВД и заявил о нейтралитете в «холодной войне». В стране сло­жилась так называемая югославская модель социализма, которая включала самоуправление на производстве и элементы рыночной экономики. В Югославии было больше идеологической свободы, чем в других странах социалистического лагеря. При этом сохра­нялась безусловная монополия на власть одной партии - Союза коммунистов Югославии.



    Борьба Польши за демократию . Едва ли не самым проблемным союзником СССР являлась Польша. Подобно венграм и чехам, поляки также стремились к большей самостоятельности. После волнений и забастовок 1956 г. польское правительство провело некоторые реформы. Но недовольство по-прежнему сохранялось. Ведущей силой польской оппозиции стала римско-католическая церковь. В 1980 г. по всей Польше прокатилась новая волна выступле­ний рабочих. Центром забастовочного движения стал Гданьск. Здесь при активном участии католических деятелей и представи­телей оппозиционных группировок была создана межотраслевая профсоюзная организация «Солидарность». Новый профсоюз превратился во влиятельную политическую силу. «Солидарность» развернула широкую антикоммунистическую агитацию и выступи­ла с требованием политических перемен. Власти ввели чрезвычай­ное положение, запретили деятельность «Солидарности» и аресто­вали ее лидеров. Польское руководство во главе с В. Ярузельским на время стабилизировало ситуацию.



    «Бархатные революции». Начавшаяся в СССР в конце 1980-х гг. перестройка, связанная с новым лидером СССР М.С.Горбачевым, послужила толчком для по­следней серии реформ в восточноевропейских странах, в которых политическая инициатива переходила в руки оппозиционных, антикоммунистических партий и движений.

    В 1989 г. была легализована «Солидарность» в Польше и впер­вые за 50 лет проведены свободные парламентские выборы. Через год на президентских выборах победу одержал лидер «Со­лидарности» Л. Валенса. Новое руководство начало трудный пере­ход к рыночной экономике. Массовые забастовки и демонстрации осенью 1989 г. привели к отстранению от власти коммунистических правительств в ГДР, Чехословакии, Болгарии, Румынии. Была разрушена Бер­линская стена, и в 1990 г. произошло воссоединение немецкого народа. Распад социалистиче­ской государственности в Венгрии завершился демократически­ми выборами весной 1990 г. В Румынии массовые демонстрации переросли в вооруженные столкновения с человеческими жертвами. Н. Чаушеску, отказавшийся пойти на уступки, был отстранен от власти и расстрелян без суда и следствия. Стремительная смена власти и бескровный характер событий в бывших социалистиче­ских государствах (за исключением Румынии) дали основание на­звать их «бархатными революциями ».

    Ликвидация коммунистических режимов в странах Централь­ной и Юго-Восточной Европы в 1989-1991 гг. привела к распаду социалистической системы, восстановлению капитализма в вос­точноевропейских государствах и изменению расстановки сил в мировом масштабе. ОВД и СЭВ прекратили свое существование.

    Рассматриваемый период был для стран Западной Европы и США мирным и стабильным по сравнению с первой половиной века, на которую пришлось несколько европейских войн и две мировые войны, две серии революционных событий.

    Доминантой развития названной группы государств во второй половине XX в. принято считать значительное продвижение по пути научно-технического прогресса, переход от индустриального к постиндустриальному обществу. Однако и в эти десятилетия страны западного мира столкнулись с целым рядом сложных проблем, кризисных ситуаций, потрясений - всем тем, что называют «вызовами времени». Это были масштабные события и процессы в разных сферах, такие, как технологическая и информационная революции, распад колониальных империй, глобальные экономические кризисы 1974-1975 гг. и 1980-1982 гг., социальные выступления в 60-70-е гг. XX в., сепаратистские движения и др. Все они требовали той или иной перестройки экономических и социальных отношений, выбора путей дальнейшего развития, компромиссов или ужесточения политических курсов. В связи с этим у власти сменялись разные политические силы, главным образом консерваторы и либералы, которые пытались укрепить свои позиции в менявшемся мире. 1.

    Расстановка ведущих политических сил. Первые послевоенные годы в странах Европы стали временем острой борьбы в первую очередь вокруг вопросов общественного устройства, политических устоев государств. В ряде стран, например во Франции, нужно было преодолеть последствия оккупации и деятельности коллаборационистских правительств. А для Германии, Италии речь шла о полном устранении остатков нацизма и фашизма, создании новых демократических государств. Значительные политические баталии развернулись вокруг выборов в учредительные собрания, разработки и принятия новых конституций. В Италии, например, события, связанные с выбором монархической или республиканской формы государства, вошли в историю как «битва за республику» (страна была провозглашена республикой в результате референдума 18 июня 1946 г.).

    Именно тогда заявили о себе силы, наиболее активно участвовавшие в борьбе за власть и влияние в обществе на протяжении последующих десятилетий. На левом фланге находились социал-демократы и коммунисты. На заключительном этапе войны (особенно после 1943 г., когда был распущен Коминтерн) члены этих партий сотрудничали в движении Сопротивления, позже - в первых послевоенных правительствах (во Франции в 1944 г. был создан согласительный комитет коммунистов и социалистов, в Италии в 1946 г. было подписано соглашение о единстве действий). Представители обеих левых партий входили в состав коалиционных правительств во Франции в 1944-1947 гг., в Италии в 1945-1947 гг. Но принципиальные расхождения между коммунистическими и социалистическими партиями сохранялись, более того, в послевоенные годы многие социал-демократические партии исключили из своих программ задачи установления диктатуры пролетариата, приняли концепции социального общества, по существу, перешли на либеральные позиции.

    В консервативном лагере с середины 40-х гг. наиболее влиятельными стали партии, сочетавшие представительство интересов крупных промышленников и финансистов с выдвижением христианских ценностей в качестве непреходящих и объединяющих разные социальные слои идейных основ. К ним относились Христианско-демократическая партия (ХДП) в Италии (основана в 1943 г.), Народно-республиканское движение (МРП) во Франции (основано в 1945 г.), Христианско-демократический союз (с 1945 г. - ХДС, с 1950 г.- блок ХДС/ХСС) в Германии. Названные партии стремились получить широкую поддержку в обществе, подчеркивали приверженность принципам демократии. Так, первая программа ХДС (1947) включала отражавшие дух времени лозунги «социализации» ряда отраслей хозяйства, «соучастия» рабочих в управлении предприятиями. А в Италии во время референдума 1946 г. большинство членов ХДП проголосовали за республику, а не за монархию. Противоборство правых, консервативных и левых, социалистических партий и составило основную линию в политической истории западноевропейских стран во второй половине XX в. При этом можно заметить, как изменения экономической и социальной обстановки в отдельные годы перемещали политический маятник то влево, то вправо. 2.

    От восстановления к стабильности (1945-1950-е гг.).

    После окончания войны в большинстве западноевропейских стран утвердились коалиционные правительства, в которых решающую роль играли представители левых сил - социалистов и в ряде случаев коммунистов. Основными мероприятиями этих правительств были восстановление демократических свобод, чистка государственного аппарата от членов фашистского движения, лиц, сотрудничавших с оккупантами. Наиболее значительным шагом в экономической сфере стала национализация ряда отраслей хозяйства и предприятий. Во Франции были национализированы 5 крупнейших банков, угольная промышленность, автомобильные заводы «Рено» (владелец которых сотрудничал с оккупационным режимом), несколько авиационных предприятий. Доля государственного сектора в выпуске промышленной продукции достигла 20-25%. В Великобритании, где у власти в 1945- 1951 гг. находились лейбористы, в собственность государства перешли электростанции, угольная и газовая промышленность, железные дороги, транспорт, отдельные авиакомпании, сталелитейные заводы. Как правило, это были важные, но далеко не самые процветающие и доходные предприятия, наоборот, они требовали значительных капиталовложений. К тому же бывшим хозяевам национализированных предприятий выплачивались значительные компенсации. Тем не менее национализация и государственное регулирование рассматривались социал-демократическими лидерами как высшее достижение на пути к «социальной экономике».

    Конституции, принятые в западноевропейских странах во второй половине 40-х гг. - в 1946 г. во Франции (конституция Четвертой республики), в 1947 г. в Италии (вступила в силу с 1 января 1948 г.), в 1949 г. в Западной Германии, стали наиболее демократическими конституциями за всю историю этих стран. Так, во французской конституции 1946 г. в дополнение к демократическим правам провозглашались права на труд, отдых, социальное обеспечение, образование, права трудящихся на участие в управлении предприятиями, профсоюзную и политическую деятельность, право на забастовку «в рамках законов» и др.

    В соответствии с положениями конституций во многих странах создавались системы социального страхования, включавшие пенсионное обеспечение, пособия по болезни и безработице, помощь многодетным семьям. Устанавливалась 40-42-часовая неделя, вводились оплачиваемые отпуска. Это делалось в значительной степени под давлением трудящихся. Так, например, в Англии в 1945 г. 50 тыс. докеров провели забастовку, чтобы добиться сокращения рабочей недели до 40 часов и введения двухнедельных оплачиваемых отпусков.

    Особый период в истории западноевропейских стран составили 50-е годы. Это было время быстрого экономического развития (прирост продукции промышленного производства достиг 5-6% в год). Послевоенная промышленность создавалась с применением новых машин и технологий. Началась научно-техническая революция, одним из основных проявлений которой стала автоматизация производства. Повышалась квалификация рабочих, управлявших автоматическими линиями и системами, возрастала и их зарплата.

    В Великобритании уровень заработной платы в 50-е гг. повышался в среднем на 5% в год при росте цен на 3% в год. В ФРГ на протяжении 50-х гг. реальная заработ-

    Плакат, иллюстрирующий послевоенное «экономическое чудо» в странах Западной Европы

    ная плата выросла в 2 раза. Правда, в некоторых странах, например в Италии, Австрии, показатели были не столь значительными. К тому же правительства периодически «замораживали» зарплату (запрещали ее повышение). Это вызывало протесты и забастовки рабочих.

    Особенно заметным был экономический подъем в Федеративной Республике Германии и Италии. В послевоенные годы хозяйство здесь налаживалось труднее и медленнее, чем в других странах. На этом фоне ситуация 50-х гг. расценивалась как «экономическое чудо». Оно стало возможным благодаря перестройке промышленности на новой технологической основе, созданию новых отраслей (нефтехимии, электроники, производства синтетических волокон и др.), индустриализации аграрных районов. Существенным подспорьем служила американская помощь по плану Маршалла. Благоприятное условие для подъема производства заключалось в том, что в послевоенные годы возник большой спрос на различные промышленные товары. С другой стороны, существовал значительный резерв дешевой рабочей силы (за счет переселенцев, выходцев из села).

    Экономический подъем сопровождался социальной стабильностью. В условиях сократившейся безработицы, относительной устойчивости цен, роста заработной платы выступления трудящихся свелись к минимуму. Их рост начался с конца 50-х гг., когда проявились некоторые отрицательные последствия автоматизации - сокращение рабочих мест и др.

    Период стабильного развития совпал с приходом к власти консерваторов. Так, в ФРГ имя К. Аденауэра, занимавшего пост канцлера в 1949-1963 гг., связывали с возрождением германского государства, a JI. Эрхарда назвали «отцом экономического чуда». Христианские демократы отчасти сохранили фасад «социальной политики», говорили об обществе всеобщего благосостояния, социальных гарантиях для людей труда. Но вмешательство государства в экономику было свернуто. В ФРГ утвердилась теория «социального рыночного хозяйства», ориентированного на поддержку частной собственности и свободной конкуренции. В Англии консервативные правительства У. Черчилля, а затем А. Идена провели реприватизацию некоторых национализированных ранее отраслей и предприятий (автомобильного транспорта, сталелитейных заводов и др.). Во многих странах с приходом к власти консерваторов началось наступление на провозглашенные после войны политические права и свободы, принимались законы, в соответствии с которыми граждане преследовались по политическим мотивам, в ФРГ была запрещена компартия. 3.

    Перемены 60-х гг. После десятилетия стабильности в жизни западноевропейских государств настала полоса потрясений и перемен, связанных как с проблемами внутреннего развития, так и с крушением колониальных империй.

    Так, во Франции к концу 50-х гг. сложилась кризисная ситуация, вызванная частой сменой правительств социалистов и радикалов, распадом колониальной империи (потеря Индокитая, Туниса и Марокко, война в Алжире), ухудшением положения трудящихся. В такой обстановке все большую поддержку получала идея «сильной власти», активным сторонником которой выступал генерал Ш. де Голль. В мае 1958 г. командование французских войск в Алжире отказалось подчиняться правительству, пока в него не вернется Ш. де Голль. Генерал заявил, что «готов взять на себя власть Республики» при условии отмены конституции 1946 г. и предоставления ему чрезвычайных полномочий. Осенью 1958 г. была принята конституция Пятой республики, предоставлявшая главе государства самые широкие права, а в декабре де Голля избрали президентом Франции. Установив «режим личной власти», он стремился противостоять попыткам ослабления государства изнутри и извне. Но в вопросе о колониях, будучи политиком реалистичным, вскоре решил, что лучше провести деколонизацию «сверху», сохранив при этом влияние в бывших владениях, чем дожидаться позорного изгнания, например, из сражавшегося за независимость Алжира. Готовность де Голля признать право алжирцев решать свою судьбу вызвала в 1960 г. антиправительственный мятеж военных. Все же в 1962 г. Алжир получил независимость.

    В 60-е гг. в европейских странах участились выступления разных слоев населения под разными лозунгами. Во Франции в 1961-1962 гг. организовывались демонстрации и забастовки с требованиями покончить с мятежом ультраколониалистских сил, выступавших против предоставления Алжиру независимости. В Италии прошли массовые выступления против активизации неофашистов. Рабочие выдвигали как экономические, так и политические требования. В борьбу за повышение заработной платы включались «белые воротнички» - высококвалифицированные работники, служащие.

    Высшей точкой социальных выступлений в этот период стали события мая - июня 1968 г. во Франции. Начавшись как выступление парижских студентов, требовавших демократизации системы высшего образования, они вскоре переросли в массовые демонстрации и всеобщую забастовку (число бастующих по стране превысило 10 млн человек). Рабочие ряда автомобильных заводов «Рено» заняли свои предприятия. Правительство вынуждено было пойти на уступки.

    Участники забастовки добились повышения заработной платы на 10-19%, увеличения отпусков, расширения прав профсоюзов. Эти события оказались серьезным испытанием для властей. В апреле 1969 г. президент де Голль выдвинул на референдум законопроект о реорганизации местного самоуправления, но большинство голосовавших отклонило законопроект. После этого ПІ. де Голль подал в отставку. В июне 1969 г. новым президентом страны был избран представитель гол- листской партии Ж. Помпиду.

    1968 год ознаменовался обострением обстановки в Северной Ирландии, где активизировалось движение за гражданские права. Стычки представителей католического населения с полицией переросли в вооруженный конфликт, в который включились как протестантские, так и католические экстремистские группировки. Правительство ввело в Ольстер войска. Кризис, то обостряясь, то ослабевая, затянулся на три десятилетия.

    Волна социальных выступлений привела к политическим переменам в большинстве западноевропейских стран. Во многих из них в 60-е гг. к власти пришли социал-демократические и социалистические партии. В ФРГ в конце 1966 г. представители Социал-демократической партии Германии (СДПГ) вошли в коалиционное правительство с ХДС/ХСС, а с 1969 г. уже сами формировали правительство в блоке со Свободной демократической партией (СвДП). В Австрии в 1970-1971 гг. впервые в истории страны к власти пришла Социалистическая партия. В Италии основу послевоенных правительств составляла Христианско-демократическая партия (ХДП), вступавшая в коалицию то с левыми, то с правыми партиями. В 60-е гг. ее партнерами стали левые - социал-демократы и социалисты. Лидер социал-демократов Д. Сарагат был избран президентом страны.

    При различии ситуаций в разных странах политика социал-демократов имела некоторые общие черты. Своей главной, «никогда не кончающейся задачей» они считали создание «социального общества», главными ценностями которого провозглашались свобода, справедливость, солидарность. Они рассматривали себя как представителей интересов не только рабочих, но и других слоев населения (с 70-80-х гг. эти партии стали опираться на так называемые «новые средние слои» - научно-техническую интеллигенцию, служащих). В экономической сфере социал-демократы выступали за сочетание разных форм собственности - частной, государственной и др. Ключевым положением их программ являлся тезис о государственном регулировании экономики. Отношение к рынку выражалось девизом: «Конкуренция - насколько возможно, планирование - насколько необходимо». Особое значение придавалось «демократическому участию» трудящихся в решении вопросов организации производства, цен, зарплаты.

    В Швеции, где социал-демократы находились у власти в течение нескольких десятилетий, была сформулирована концепция «функционального социализма». Предполагалось, что частного собственника не нужно лишать его собственности, но следует постепенно вовлекать в выполнение общественных функций путем перераспределения прибыли. Государству в Швеции принадлежало около 6% производственных мощностей, зато доля общественного потребления в валовом национальном продукте (ВНП) в начале 70-х гг. составляла около 30%.

    Социал-демократические и социалистические правительства выделяли значительные средства на образование, здравоохранение, социальное обеспечение. Чтобы сократить уровень безработицы, принимались специальные программы подготовки и переподготовки рабочей силы. Продвижение в решении социальных проблем явилось одним из наиболее значительных достижений социал-демократических правительств. Однако вскоре проявились и отрицательные последствия их политики - чрезмерная «зарегулированность», бюрократизация общественного и хозяйственного управления, перенапряжение государственного бюджета. У части населения начала утверждаться психология социального иждивенчества, когда люди, не работая, рассчитывали получить в виде социальной помощи столько же, сколько те, кто напряженно трудился. Эти «издержки» вызывали критику со стороны консервативных сил.

    Важной стороной деятельности социал-демократических правительств западноевропейских государств стало изменение внешней политики. Особенно значительные шаги в этом направлении были сделаны в Федеративной Республике Германии. Пришедшее к власти в 1969 г. правительство во главе с канцлером В. Брандтом (СДПГ) и вице-канцлером и министром иностранных дел В. Шеелем (СвДП) совершило принципиальный поворот в «восточной политике», заключив в 1970-1973 гг. двусторонние договоры с СССР, Польшей, Чехословакией, подтверждавшие нерушимость границ между ФРГ и Польшей, ФРГ и ГДР. Названные договоры, а также четырехсторонние соглашения по Западному Берлину, подписанные представителями СССР, США, Великобритании и Франции в сентябре 1971 г., создали реальную почву для расширения международных контактов и взаимопонимания в Европе. 4.

    В Португалии в результате Апрельской революции 1974 г. был свергнут авторитарный режим. Политический переворот, осуществленный Движением вооруженных сил в столице, привел к смене власти на местах. Первые послереволюционные правительства (1974-1975), состоявшие из руководителей Движения вооруженных сил и коммунистов, сосредоточились на задачах дефашизации и утверждения демократических порядков, деколонизации африканских владений Португалии, проведения аграрной реформы, принятия новой конституции страны, улучшения условий жизни трудящихся. Была проведена национализация крупнейших предприятий и банков, введен рабочий контроль. В дальнейшем к власти пришел правый блок Демократический альянс (1979-1983), попытавшийся свернуть начатые ранее преобразования, а затем коалиционное правительство социалистической и социал-демократической партий во главе с лидером социалистов М. Соарешем (1983-1985).

    В Греции в 1974 г. режим «черных полковников» был сменен гражданским правительством, состоявшим из представителей консервативной буржуазии. Оно не проводило серьезных преобразований. В 1981 -1989 гг. и с 1993 г. у власти находилась партия Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК), проводился курс демократизации политического строя и социальных реформ.

    В Испании после смерти в 1975 г. Ф. Франко главой государства стал король Хуан Карлос I. При его одобрении начался переход от авторитарного режима к демократическому. Правительство во главе с А. Суаресом восстановило демократические свободы, отменило запрет на деятельность политических партий. В декабре 1978 г. была принята конституция, провозглашавшая Испанию социально-правовым государством. С 1982 г. у власти находилась Испанская социалистическая рабочая партия, ее лидер Ф. Гонсалес возглавлял правительство страны. Особое внимание уделялось мерам по подъему производства, созданию рабочих мест. В первой половине 1980-х гг. правительством был проведен ряд важных социальных мероприятий (сокращение рабочей недели, увеличение отпусков, принятие законов, расширяющих права трудящихся на предприятиях, и др.). Партия стремилась к социальной стабильности, достижению согласия между разными слоями испанского общества. Результатом политики социалистов, находившихся у власти непрерывно до 1996 г., стало завершение мирного перехода от диктатуры к демократическому обществу. 5.

    Неоконсерваторы и либералы в последние десятилетия XX - начале XXI в. Кризис 1974-1975 гг. серьезно осложнил экономическую и социальную ситуацию в большинстве западноевропейских стран. Необходимы были перемены, структурная перестройка экономики. Ресурсов для нее при существовавшей хозяйственной и социальной политике не находилось, государственное регулирование экономики не срабатывало. Ответ на вызов времени попытались дать консерваторы. Их ориентация на свободную рыночную экономику, частное предпринимательство и инициативу хорошо увязывалась с объективной потребностью в широких инвестициях в производство.

    В конце 70-х - начале 80-х гг. консерваторы пришли к власти во многих странах Запада. В 1979 г. на парламентских выборах в Великобритании победила Консервативная партия, правительство возглавила М. Тэтчер (партия оставалась правящей до 1997 г.). В 1980 г. президентом США был избран республиканец Р. Рейган, победивший и на выборах 1984 г. В 1982 г. в ФРГ к власти пришла коалиция ХДС/ХСС и СвДП, пост канцлера занял Г. Коль. Было прервано многолетнее правление социал-демократов в странах Северной Европы. Они потерпели поражения на выборах в 1976 г. в Швеции и Дании, в 1981 г. в Норвегии.

    Пришедших в этот период к власти деятелей не зря назвали новыми консерваторами. Они показали, что умеют смотреть вперед, способны на перемены. Их отличали политическая гибкость и напористость, обращение к широким слоям населения. Так, британские консерваторы, возглавляемые М. Тэтчер, выступили в защиту «истинных ценностей британского общества», к которым отнесли трудолюбие и бережливость; пренебрежение к лентяям; самостоятельность, опору на собственные силы и стремление к индивидуальному успеху; уважение законов, религии, устоев семьи и общества; содействие сохранению и приумножению национального величия Британии. Использовались и лозунги создания «демократии собственников ».

    Основными слагаемыми политики неоконсерваторов являлись приватизация государственного сектора и свертывание государственного регулирования экономики; курс на свободное рыночное хозяйство; сокращение социальных расходов; снижение подоходных налогов (что способствовало активизации предпринимательской деятельности). В социальной политике отвергались уравнительность, принцип перераспределения прибылей. Первые шаги неоконсерваторов в сфере внешней политики привели к новому витку гонки вооружений, обострению международной обстановки (ярким проявлением этого стала война между Великобританией и Аргентиной из-за Фолклендских островов в 1983 г.).

    Поощрение частного предпринимательства, курс на модернизацию производства способствовали динамичному развитию экономики, ее перестройке в соответствии с потребностями развернувшейся информационной революции. Таким образом, консерваторы доказали, что способны к преобразованию общества. В ФРГ к достижениям этого периода добавилось важнейшее историческое событие - объединение Германии в 1990 г., причастность к которому поставила Г. Коля в число наиболее значимых фигур германской истории. Вместе с тем в годы правления консерваторов не прекращались выступления разных групп населения за социальные и гражданские права (в их числе забастовка английских горняков в 1984- 1985 гг., выступления в ФРГ против размещения американских ракет и др.).

    В конце 90-х гг. во многих европейских странах консерваторов у власти сменили либералы. В 1997 г. в Великобритании пришло к власти лейбористское правительство во главе с Э. Блэром, а во Франции по результатам парламентских выборов было сформировано правительство из представителей левых партий. В 1998 г. канцлером Германии стал лидер Социал-демократической партии Г. Шредер. В 2005 г. его сменила на посту канцлера представитель блока ХДС/ХСС А. Меркель, возглавившая правительство «большой коалиции», состоящее из представителей христианских демократов и социал-демократов. Еще раньше во Франции на смену левому правительству пришло правительство из представителей правых партий. Вместе с тем в середине 10-х гг. XXI в. в Испании и Италии правые правительства в результате парламентских выборов вынуждены были уступить власть правительствам во главе с социалистами.

    1. Охарактеризуйте расстановку политических сил в странах Западной Европы во второй половине 40-х гг. Что изменилось в ней по сравнению с довоенной ситуацией? 2. В чем заключались наиболее значительные демократические завоевания второй половины 40-х гг. в странах Западной Европы? Благодаря чему они стали возможны? 3. Объясните, почему стало возможным и в чем выразилось «экономическое чудо» 50-х гг. 4. Охарактеризуйте политику социал-демократических правительств в 60-е - начале 70-х гг. Что вы отнесете к ее достижениям, а что - к недостаткам? 5. Выскажите ваше суждение о том, почему стал возможен переход от авторитарного к демократическому режиму в Испании. 6. Объясните причины того, что в конце 70-х гг. к власти в целом ряде европейских стран пришли консерваторы. Что в их позициях было традиционным, а что - новым? 7*. Как вы думаете, какую роль в успехе политического движения (партии) играет личность лидера? Покажите на примерах.

    В истории человечества Европа всегда имела огромное значение. Народы Европы основали могущественные государства, распространившие свою власть на все части света. Но положение в мире быстро менялось. Уже в 1900 г. США, бывшие в начале XIX в. отсталой аграрной страной, выдвинулись на 1-е место в мире по уровню развития промышленного производства. Такому ускоренному продвижению США на господствующие экономические позиции способствовали итоги Первой мировой войны (1914 – 1918), а Вторая мировая война (1939 – 1945) окончательно обеспечила первенство США, которые, благодаря быстрому развитию своей экономики, превратились в ведущую мировую державу. Европа долгое время считалась вторым «центром» современного мира, но это ее не устраивает. Активную деятельность руководителей Евросоюза последнего времени журналисты охарактеризовали очень образно: «Европа жаждет независимости». Речь идет о создании Объединенной Европы, играющей главенствующую роль в мировой экономике и политике. Ее возникновение, быть может, явится наиболее важным событием XXI в.

    Европейский Союз (European Union) – крупнейшее региональное объединение, направленное на создание политического и валютно-экономического союза европейских государств с целью устранения всех препятствий на пути свободного передвижения товаров, услуг, капитала и людей, а также для формирования единой внешней политики и политики в сфере безопасности. В состав Европейского Союза входят 28 государств. В Европейском Союзе создан единый внутренний рынок, сняты ограничения на свободное перемещение товаров, капиталов, рабочей силы между странами, образована единая валютная система с единым руководящим денежно-кредитным учреждением.

    Основные институты власти Евросоюза :

    1. Европейская Комиссия – исполнительный орган Европейского Союза, состоящий из 25 членов (считая президента), которые назначаются на пять лет национальными правительствами, но полностью независимы в выполнении своих обязанностей. Состав Комиссии утверждается Европейским Парламентом. Каждый член Комиссии отвечает за определенную сферу политики ЕС и возглавляет соответствующий Генеральный Директорат;

    2. Европейский Парламент – собрание из 732 депутатов, напрямую избираемых гражданами стран-членов ЕС сроком на пять лет. Председатель Европарламента избирается на два с половиной года. Депутаты Европарламента изучают законопроекты и утверждают бюджет. Они принимают совместные решения с Советом Министров по конкретным вопросам и контролируют работу Советов ЕС и Европейской Комиссии. Европарламент проводит пленарные заседания в Страсбурге (Франция) и Брюсселе (Бельгия);

    3. Совет министров – основной орган принятия решений в ЕС, который собирается на уровне министров национальных правительств, и его состав меняется в зависимости от обсуждаемых вопросов: Совет министров иностранных дел, Совет министров экономики и т.д. В рамках Совета представители правительств государств-членов обсуждают законодательные акты ЕС и принимают либо отвергают их путем голосования;

    4. Европейский суд – судебный орган ЕС высшей инстанции, регулирующий разногласия между государствами-членами ЕС, между государствами-членами ЕС и самим Европейским Союзом, между институтами ЕС, между ЕС и физическими либо юридическими лицами;

    5. Счетная палата (Суд аудиторов) – орган Европейского Союза, созданный с целью проведения аудиторской проверки бюджета ЕС и его институтов;

    6. Европейский Омбудсмен занимается жалобами европейских частных и юридических лиц на институты и учреждения ЕС.

    Европейский союз (Евросоюз, ЕС) был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1993 году на принципах Европейских сообществ и с тех пор непрерывно расширяется. Объединенная Европа должна стать инструментом политической централизации. Логика расширения Евросоюза – это политическая логика, т. е. для ЕС важны политические последствия расширения. Многие лидеры европейских стран сегодня признают, что Европу необходимо превратить в сверхдержаву, которая была бы способна отстаивать свои интересы на мировой арене. Объективной основой для объединения европейских государств выступает процесс глобализации – экономической и политической интернационализации мира. «Расширение Европы – это необходимость в глобализующемся мире, – говорил один из руководителей Евросоюза Р. Проди (премьер-министр Италии ( – , май – январь ), между двумя премьерствами был президентом Еврокомиссии ( – )), – и, конечно, оно дает нам огромные политические преимущества. Единственный способ противостоять США и бурно развивающемуся Китаю, а также усилить свое мировое влияние – это образовать сильную объединенную Европу».

    В настоящее время Евросоюз уже вплотную подошел к преобразованию в глубоко интегрированное объединение государств с общей наднациональной системой управления, политикой, обороной, валютой и единым экономическим и социальным пространством. Чтобы понять причины создания такого объединения, необходимо учитывать изменения, происходящие в мировой политике, особенности исторического прошлого и современных международных отношений стран Европы. Определяющее значение имеет также состояние природных, демографических и финансовых ресурсов этих стран.

    Интеграционный процесс в Евросоюзе идет в двух направлениях – вширь и вглубь . Так, уже в 1973 г. в Европейское экономическое сообщество вошли Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. – Греция, в 1986 г. – Испания и Португалия, в 1995 г. – Финляндия, Австрия и Швеция, в мае 2004 г. – Литва, Латвия, Эстония, Польша, Чехия, Венгрия, Словения, Словакия, Мальта и Кипр. Сегодня в состав ЕС входят 28 стран.

    Развитие интеграции вглубь можно проследить на примере изменения хозяйственного взаимодействия стран – участниц Евросоюза:

    Первый этап (1951 – 1952) является своего рода вступлением;

    Центральное событие второго этапа (конец 50-х – начало 70-х годов XX в.) – создание зоны свободной торговли, затем был создан таможенный союз, крупным завоеванием стало решение проводить единую сельскохозяйственную политику, что позволило установить единство рынка и систему защиты сельского хозяйства стран-союзниц от конкурентов из других стран;

    На третьем этапе (первая половина 70-х годов) сферой регулирования стали валютные отношения;

    Четвертый этап (с середины 70-х до начала 90-х годов) характеризуется созданием однородного экономического пространства на основе принципов «четырех свобод» (свободное обращение товаров, капиталов, услуг и рабочей силы);

    На пятом этапе (с начала 90-х годов XX в. до настоящего времени) началось формирование экономического, валютного и политического союза (введение единого гражданства ЕС наряду с национальным, единой валюты и банковской системы и др.), подготовлен проект Конституции Евросоюза, которая должна быть утверждена на референдумах всех стран – членов ЕС.

    Создание Евросоюза было обусловлено рядом причин , прежде всего тем, что именно в Западной Европе после окончания Второй мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между глобальным характером современной экономики и узкими национально-государственными границами ее функционирования, что выражалось в интенсивной регионализации и транснационализации именно этого региона. Кроме того, вплоть до начала 90-х годов XX в. стремление западноевропейских стран к объединению объяснялось острой конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем. Важная политическая причина интеграции состояла в стремлении стран Западной Европы преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность военного противостояния на континенте в будущем. К тому же страны Западной Европы в большей мере и раньше, чем страны других регионов, были подготовлены к тесному экономическому сотрудничеству друг с другом. Высокая зависимость западноевропейских стран от внешних рынков, сходство их экономических структур, территориальная и социокультурная близость – все это способствовало развитию интеграционных тенденций. Одновременно страны Западной Европы усилением торговых связей и иных форм взаимозависимости пытались компенсировать потерю богатых колониальных владений. Сближение экономик европейских стран на базе связей между их компаниями и рынками преследовало также цель использовать эффект от интеграции для усиления позиций Европы в конкурентной борьбе с другими центрами мировой экономики. При этом самым важным было стремление западноевропейских стран укрепить свои позиции на мировом рынке перед лицом самого мощного конкурента – Соединенных Штатов Америки. Укреплению единства стран западноевропейского региона способствуют и некоторые природные факторы, прежде всего территория. При характеристике географического своеобразия Европы обычно отмечают три главные его черты:

    1) относительная компактность территории, что делает европейские страны близкими соседями;

    2) приморское положение большинства европейских стран, что определяет преобладание мягкого и влажного морского климата;

    3) наличие сухопутных и морских границ между европейскими странами, что благоприятно для развития международного сотрудничества.

    Социально-экономическая характеристика современной Европы .

    Демографическая ситуация в Европе весьма непроста. За период 1913 – 2000 гг. население Западной Европы увеличилось только в 1,7 раза, всех развитых стран – в 2,4 раза, а население всего мира за это время увеличилось в 4,0 раза. Низкая рождаемость (1,74 ребенка на женщину детородного возраста в Великобритании; 1,66 – во Франции; 1,26 – в Германии) ведет к сокращению численности населения Западной Европы. В некоторых государствах (например, в Австрии, Германии, Дании) в отдельные годы наблюдалось даже абсолютное сокращение населения (смертность превышала рождаемость). Среднегодовые темпы прироста населения в странах Западной Европы в 1991 – 2000 гг. составляли 0,4% (в том числе в Австрии – 0,0%). По расчетам ООН, к середине XXI в. доля европейцев в мире снизится с 12 % (или даже 20% во второй половине XIX в.) до 7%. Ухудшение демографической ситуации в Европе обычно связывают с отказом от традиционного уклада жизни населения. Рост духовного и интеллектуального потенциала различных слоев населения, широкое участие женщин в общественном производстве и социально-экономических процессах приводят к сознательному ограничению рождаемости (этому способствуют и использование новых технологий контроля рождаемости, и легализация абортов). Успехи медицины, повышение уровня жизни и другие факторы обусловили сокращение общей и детской смертности, а значит, увеличение продолжительности жизни и повышение среднего возраста населения. За последние 50 лет продолжительность жизни выросла больше, чем за предыдущие 5000 лет. По приблизительным оценкам, в Великобритании, Франции и других странах до промышленной революции XVII в. люди старше 65 лет составляли 2 – 3% населения, а сейчас в западноевропейских странах их расчитывается 14 – 15%. Большое влияние на европейские демографические ресурсы оказала эволюция семейных отношений, которая проявилась в ряде стран уже в конце XIX – начале XX в. Европа стала пионером в развитии явления, которое демографы назвали «браком по-европейски» (позднее вступление в брак, ограничение количества детей, большой удельный вес разводов и др.). В 80 – 90-х годах XX в. во многих странах Европы уменьшилось количество заключаемых брачных союзов, вырос средний возраст вступающих в брак. В то же время коэффициент разводов (количество разводов на 100 браков, заключенных в течение данного года), например, во Франции возрос втрое. На все эти изменения, которые иногда называют кризисом семьи,

    В последние десятилетия в западноевропейских странах происходят огромные изменения в сфере финансовых ресурсов . Этот процесс, который нередко называют финансовой революцией, оказывает большое влияние на процесс объединения Европы. Прежде всего необходимо отметить увеличение роли финансовой деятельности в жизни ведущих европейских стран. Главной причиной этого являются производственно-технический прогресс и интернационализация экономики. Создание ЭВМ и новых средств связи стимулировали развитие разнообразных финансовых институтов, сформировавших за короткое время международные рынки ценных бумаг. На посреднических операциях с этими бумагами выросли огромные состояния. Кто бы ни был их владельцем (рантье, спекулянты, предприниматели), финансовые интересы явно господствуют у них над производственными интересами. Огромный рост значения финансов также связан с расширением торговли и «финансовой инженерии» предприятий, в деятельности которых появились новые инструменты, позволяющие расширить операции с ценными бумагами.

    Большие изменения происходят в организации финансовых рынков. Традиционно в Западной Европе существовала двойственная структура, включавшая национальные рынки, где совершались операции между местными резидентами, и иностранные рынки как часть национальных, где функционировали иностранные или смешанные кредитно-финансовые институты. Общей их чертой являлась регламентация деятельности рынков со стороны государств, на территории которых они размещались, контроль, часто жесткий, уполномоченных органов власти. Развитие финансовой глобализации, рост международных перемещений фондовых ценностей привели к возникновению так называемых чистых международных рынков, т. е. рынков, полностью свободных от государственного регулирования. За ними закрепилось название еврорынков. Евровалюта – это любая валюта, которая депонирована в банке за пределами страны происхождения и, таким образом, находится вне юрисдикции и контроля валютных органов этой страны. Наиболее важный вид евробумаг – еврооблигации . По мере роста рынка еврооблигаций международная торговля бумагами зарубежных заемщиков принимает многосторонний характер, тем самым национальные рынки фондовых ценностей выступают как международные. Вторая разновидность бумаг, обращающихся на еврорынках, – это евроакции . Они эмитируются вне национальных фондовых рынков и приобретаются на евровалюту, а потому не входят в сферу контроля национальных рынков.

    Сегодня огромная роль в объединении Европы принадлежит единой европейской валюте – евро . Она превращается в серьезного конкурента доллару на международной арене, становится второй мировой валютой, обслуживающей торговые связи между странами, международные капиталопотоки, мировые финансовые рынки. В европейских странах евро решительно победил доллар. Удалось потеснить доллар и на рынках развивающихся стран, включая Латинскую Америку. Руководители Евросоюза отмечают, что только с введением евро американцы начали всерьез размышлять о реальности создания Объединенной Европы. Роль единой европейской валюты определяется общим экономическим и финансовым потенциалом стран Евросоюза. В случае роста курса евро его международное использование будет также расти.

    Огромное значение для дальнейшего развития объединительных процессов в Европе имеет общность структур хозяйства западноевропейских стран. «Ядром» европейской интеграции стали ФРГ, Франция, Италия и страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды и Люксембург, подписавшие в 1958 г. договор об экономическом союзе). Немалую роль в формировании и развитии Евросоюза сыграло определенное единство их социально-экономической структуры . Влияние этого единства сказывается и сегодня, хотя с увеличением количества членов Союза и кандидатов в ЕС положение меняется и нарастают противоречия.

    Для стран Западной Европы, и прежде всего тех, которые составляют «ядро» Евросоюза, издавна характерна высокая степень экономической активности государства. В итоге длительного исторического развития в них сложилась совокупность таких факторов, как значительное развитие государственной собственности; высокий удельный вес государства в общих капиталовложениях и финансировании НИОКР; большой объем государственных закупок, включая военные; государственное финансирование социальных расходов; широкие масштабы государственного регулирования экономики; участие государства в экспорте капитала и в других формах международных экономических отношений.

    Страны Западной Европы различаются по размерам государственной собственности. Страной классической национализации называют Францию. Здесь государство всегда играло важную роль в экономике, хотя доля его участия постоянно менялась. В целом на долю государственного сектора сегодня приходится до 20% национального достояния страны. Французская система смешанной экономики представляет собой дозированное соединение рыночного и государственного секторов.

    В Германии исторически сложилась ситуация, когда множество хозяйственных объектов находится в полной или частичной собственности государства. В отличие от Франции, в ФРГ никогда не проводилась национализация отдельных отраслей промышленности. В различные периоды своего существования германское государство строило или выкупало у частного предпринимателя железные и автомобильные дороги, радиостанции, почту, телеграф и телефон, аэродромы, каналы и портовые сооружения, электростанции, военные объекты и большое число промышленных предприятий, главным образом в отраслях добывающей и тяжелой промышленности. В собственности государства оказались также значительные земельные угодья, денежные средства, золотовалютные резервы, имущество за рубежом. Государственные хозяйственные объекты находятся в руках федерального правительства, правительств земель и местных властей. Из всей государственной собственности наибольшую роль в экономике ФРГ играют два отраслевых комплекса: объекты инфраструктуры, обеспечивающие условия для расширенного воспроизводства, а также промышленные и энергетические предприятия, большинство из которых объединено в государственные концерны. В последние десятилетия в Германии, как и в других европейских странах, предпринимательские функции государства уменьшаются. Переход к новым формам регулирования экономики сопровождается определенным сокращением госсектора – через продажу акций на фондовых рынках. Но и сегодня удельный вес госсектора в германской экономике довольно высокий. К тому же для ФРГ характерна частичная приватизация госпредприятий, т. е. превращение их в смешанные компании. Подобные процессы развиваются и в Италии.

    Великобританию многие экономисты относят к группе стран «англосаксонского» капитализма, но, как и для других стран Евросоюза, для нее характерна практика государственно-частного партнерства. В 90-е годы XX в. в Великобритании было реализовано проектов такого партнерства на 40 млрд. долл. (строительство тоннеля под Ла-Маншем, прокладка веток лондонского метро и др.).

    В Германии, Франции, Италии и других западноевропейских странах широкое развитие получили разнообразные формы государственного регулирования экономики. Огромных размеров достигли, например, объемы государственных бюджетов, расходы на науку. Государство выступает в качестве одного из главных заказчиков и потребителей товаров и услуг, участвует во внешней торговле, оказывает разностороннюю помощь экспорту частного капитала. В настоящее время уже сложилась (а где-то еще складывается) государственная система программирования экономики, которая сочетает текущее регулирование экономических процессов с перспективной координацией экономического развития на основе составления и реализации общенациональных экономических программ.

    В Западной Европе общественно-экономические системы имеют социальную ориентацию . Государство здесь выполняет наибольшее количество социальных функций. Так, «германская экономическая модель» позволила восстановить полностью разрушенную в результате Второй мировой войны страну, стать в конце XX столетия одним из мировых лидеров и обеспечить высочайший уровень жизни для населения Германии. На социальные нужды Германия расходует примерно 30% своего ВВП. Во Франции общий уровень развития социальной системы один из самых высоких в мире. Различные социальные выплаты составляют примерно треть номинальной заработной платы наемного работника. Среди достижений Франции в социальной сфере важное место отводится семейным пособиям (впервые они были введены в 1939 г.). Семейные пособия выплачиваются всем гражданам независимо от доходов семьи и от того, рожден ли ребенок в браке или вне брака.

    Системы социального обеспечения действуют и в других странах Западной Европы. Италия выделяется высоким уровнем пенсионного обеспечения. В Бельгии, Нидерландах и Швеции отмечается относительно высокий жизненный уровень населения. По индексу человеческого развития Бельгия и Нидерланды в 2002 г. занимали 7 – 8-е места в мире. В Швеции социальная политика направлена на сокращение безработицы (среднегодовой уровень безработицы – 4%) и выравнивание уровня доходов населения. Налоги в стране составляют 56,5% национального ВВП. В Дании сформировался социально ориентированный капитализм с рыночно-государственной регулируемой экономикой. В Финляндии на социальные цели тратится 25% ВВП страны. Социальная политика государства направлена прежде всего на сокращение безработицы (в 2002 г. – 8,5%).

    Важнейшая закономерность экономического развития Западной Европы в конце XX – начале XXI в. – это трансформация индустриальной экономики в постиндустриальную , или экономику услуг («новая экономика»). Этот процесс имеет объективный характер. В его основе лежит поступательное движение производительных сил, результаты которого конкретизируются в постоянном возрастании производительности труда и других факторов производства. Формирование современной постиндустриальной модели экономики происходит за счет структурной революции, т. е. фундаментального перераспределения между первичным (аграрный), вторичным (промышленный) и третичным (услуги) секторами экономики, а также за счет изменений внутри каждого из перечисленных секторов: во всех развитых странах сектор услуг превратился в ведущую составную часть экономики. Вклад сферы услуг в экономический рост стал превосходить вклад промышленности. Сегодня в развитых странах мира в сфере услуг сосредоточено более 60% всего работающего населения. Предприятия сферы услуг обеспечивают значительную часть мирового ВВП – около 70%. Если в 70-е годы XX в. показатели среднегодовых темпов роста совокупности отраслей сферы услуг превосходили показатели сельского хозяйства примерно в 2 раза, а промышленности – в 1,5 раза, то в конце XX в эти темпы увеличились соответственно в 2,5 и 3,5 раза.

    Основным элементом постиндустриальной экономической модели можно также считать информативную революцию, суть которой состоит в огромном росте информатизации всей жизни общества. Информация превращается в важнейший вид ресурсов, используемых людьми, поэтому современное общество нередко называют информационным . Выявлены не только высокая степень корреляции показателей экономического роста и уровня развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), но и тенденция к усилению роли ИКТ как средства экономического роста – даже условия этого роста. Более того, говорят о формировании информационного сектора экономики (его называют четвертичным). Показателями этого процесса служат широкая компьютеризация экономики и быта, глобализация систем связи и сам факт возникновения информационного сообщества.

    Увеличение роли услуг во всем их разнообразии тесно связано с технико-технологической революцией Связь между ними имеет двусторонний характер. С одной стороны, развитие техники и передовых технологий служит материальной основой роста третичного сектора экономики – сферы услуг. Без радикального увеличения общей производительности труда, чему содействует технико-технологическая революция, такая ситуация, когда стоимость услуг превышает стоимость промышленного продукта, была бы просто невозможна. Но с другой стороны, сам рост сектора услуг является мощным средством дальнейшего увеличения производительности труда, повышения эффективности экономики. В результате снижаются затраты на все элементы производства, повышается квалификация рабочей силы, что способствует улучшению качества продукции и увеличению объемов ее производства (например, в результате развития здравоохранения уменьшаются потери, связанные с болезнями работников). Сфера услуг становится ведущей силой развития современной экономики. Отныне она – центральный сектор экономики. Но при этом сектор услуг оказывается тесно связан с промышленным сектором. Услуги становятся составной частью производственного процесса.

    К концу XX в. совокупное действие этих и других причин существенно изменило основные пропорции хозяйства, что означало формирование постиндустриальной экономики. Главными ее признаками являются:

    Радикальное ускорение технического прогресса, снижение роли материального производства, выражающееся, в частности, в уменьшении его доли в совокупном общественном продукте,

    Развитие сектора услуг и информации,

    Изменение мотивов и характера человеческой деятельности,

    Появление нового типа ресурсов, вовлекаемых в производство,

    Существенная модификация всей социальной структуры.

    Становление «экономики услуг» – универсальный процесс, свойственный всем странам, но реализуется он в каждой из них по мере осознания внутренних предпосылок, что прямо зависит от уровня экономического развития государства. В экономически слабо развитых странах хозяйственная деятельность и сегодня сводится преимущественно к производству «вещной» продукции. А чем выше уровень развития хозяйства, производительности труда, тем больше в структуре экономики роль трудовой деятельности, направленной на производство нематериальных видов продукции, выражаемых в форме услуги.

    К наиболее существенным чертам европейского развития на рубеже веков можно отнести компьютеризацию и интернетизацию экономики , повышение образовательного и научно-технического потенциала стран.

    Остановимся на основных сферах развития постиндустриальной экономики Европы: сфера услуг (в ней занято более 65% работающего населения европейских стран, предприятия сферы услуг обеспечивают около 70% ВВП стран Евросоюза); торговля (в характере современной торговли происходят существенные изменения, которые в Западной Европе нередко называют даже коммерческой революцией); связь (совокупность отраслей, призванных передавать и распределять различного рода информацию, всегда была важным элементом жизни общества, но в современных условиях роль средств связи существенно усиливается, степень развития средств связи – один из важных показателей зрелости экономики); транспорт (создание Евросоюза способствовало дальнейшей модернизации ряда отраслей транспорта, усилению межотраслевой и международной координации транспортной деятельности, улучшению качественных показателей многих транспортных предприятий Западной Европы, в транспортном хозяйстве ЕС занято более 8 млн. человек и производится более 7% суммарного ВВП).

    Последствия европейской интеграции .

    Оценивая результаты европейской интеграции на современном этапе, надо отметить прежде всего ее достижения. За время существования Евросоюза сложился развитый механизм интеграции, основанный на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебной функций. К числу важных уроков европейской интеграции относится разработка интеграционной стратегии Евросоюза. Ряд европейских стран пошли на ограничение своего суверенитета и передачу части своих полномочий в ведение наднациональных интеграционных структур. Главенство законов Евросоюза ярко проявилось в отношении слаборазвитых государств Южной Европы – Греции, Испании и Португалии. Присоединение к общему европейскому рынку стало мощным стимулом для развития экономики этих стран. А достижения Греции, Испании и Португалии стимулировали желание вступить в ЕС у других относительно небогатых стран Европы.

    Быстрое развитие интеграционных процессов способствовало радикальным сдвигам в структуре европейской экономики. На ЕС приходится более 90% ВВП стран Европы. По объему ВВП (21%) Объединенная Европа сравнялась с США. Более того, по некоторым важным показателям страны ЕС превзошли уровень США. Больше американского и европейский рынок рабочей силы. В начале XXI в. общая численность работников в странах Евросоюза превысила 160 млн. человек (в США – 137 млн. человек). Страны Западной Европы обладают очень развитой банковской системой. В то же время Евросоюз отстает от США по уровню постиндустриализации. Так, явное первенство в развитии новейших технологий принадлежит Соединенным Штатам Америки. Страны ЕС также пока еще существенно отстают от США по степени компьютеризации экономики.

    Но экономическое развитие стран Евросоюза весьма неравномерно. Сравнение развития ЕС и США во второй половине XX в. показывает, с одной стороны, сближение их экономических показателей, с другой – нарастающую тенденцию к определенному ослаблению позиций ЕС по отношению к бурно развивавшимся в 90-х годах США. Одним из основных препятствий для устойчивого роста экономики в странах Евросоюза являются снижение трудовых ресурсов, в частности старение населения и уменьшение его численности. Сейчас на одного пенсионера в ЕС приходится 4 человека трудоспособного возраста, а в 2050 г., по прогнозу Еврокомиссии, будет приходиться только 2 работника. Наконец, рост курса евро по отношению к доллару ухудшил положение европейских компаний на американском и других рынках. В итоге масштабы рецессии в европейской экономике увеличились, и улучшение ситуации связано с решением многих сложных проблем:

    • финансовый кризис (за двадцатилетие на рубеже XX – XXI вв. 5 развитых и 88 развивающихся стран испытывали системный финансовый кризис);
    • фондовый кризис (снижение курса акций);
    • кризис системы страхования (серьезной опасностью для всей мировой экономики являются нарастающие трудности в страховой системе многих стран, что позволяет говорить о кризисе этой сферы как составной части современного финансово-экономического кризиса, только за 2002 г. страховой бизнес в Западной Европе сократился более чем на 50%);
    • банковский кризис (по всем странам мира рост числа просроченных кредитов отмечен в сотнях банков).

    Первоначально «новая экономика» как совокупность новейших информационных и телекоммуникационных технологий объявлялась не подверженной кризисам. Однако с начала XXI в. стали говорить и о кризисе «новой экономики», причем некоторые аналитики назвали его основным структурным кризисом современного мира. С конца 2000 г. начал резко замедляться общий рост экономики США и ряда стран Западной Европы. Статистическая картина изменений, происходящих в последние годы, свидетельствует о замедлении темпов роста промышленного производства в странах Евросоюза и даже в ряде случаев о сокращении его объемов. Обращает на себя внимание различие экономической динамики в «новых» и «старых» странах Евросоюза. Во всех «новых» странах в 2001 – 2002 гг. имел место рост промышленного производства. Но его темпы, а также относительно малые объемы экономик этих государств не могли оказать большого влияния на общее положение в западноевропейской и тем более мировой экономике. Основным «виновником» ухудшения общей экономической ситуации выступает Германия, в которой фактически прекратился рост промышленного производства. Падение производства началось с 1996 г., но в 2003 г. сложилось особо тяжелое положение.

    В настоящее время существуют серьезные противоречия в развитии Европейского союза. Раскол в Евросоюзе замедляет процесс интеграции европейских стран. А это ведет к широко обсуждавшимся в ходе разработки и утверждения Евроконституции проектам политических реформ в ЕС. Положение осложняет наличие ряда трансатлантических противоречий. Экономическая мощь США, их военно-политическое превосходство позволяют американским правящим кругам оказывать всестороннее давление и на «старых», и на «новых» членов Евросоюза, пытаясь проводить свой курс, который направлен на ослабление европейских позиций.

    Объединение Европы – составная часть процесса всесторонней глобализации. Успех европейской интеграции оказывает положительное воздействие на образование региональных и трансконтинентальных объединений во всем мире.

    После окончания военных действий, все страны Восточной Европы начали весьма активно возвращаться на мирные рельсы: были проведены экономические реформы, в ходе которых, все имущественно фашистов было поддано конфискации, издавались нормативно- правовые акты, некоторые преобразования прошли и в политической системе.

    Восточная Европа в послевоенный период

    Тот факт, что в освобождении восточноевропейских государств участвовала преимущественно Красная армия, в правительстве большинства стран закрепили свои позиции коммунисты, которые и определяли дальнейшие пути развития. Однако, после смерти Иосифа Сталина, во многих государствах усиливалось неприятие левых сил. Первыми государствами, которые отказались от строительства мирового социализма стали ГДР, Польша и Венгрия.

    Однако тоталитарный социализм не был основательно ликвидирован, а только приобрел некоторый либеральный характер: так в Польше после массовых протестов была официально разрешена частная собственность и предоставлено право заниматься мелким предпринимательством.

    Усиление тоталитаризма

    Несмотря на демократические жесты со стороны коммунистов, во многих восточноевропейских государствах назревал протест населения против социалистического режима. В 1968 году народ Чехословакии на протяжении полугода переживал своеобразный ренессанс: при поддержке оппозиционных сил, коммунистическая партия в этом государстве находилась на грани падения.

    Однако в августе того же года, на территорию страны были введены советские вооруженные силы, которые после нескольких жесточайших боев полностью ликвидировали все очаги демократии в республике.

    «Пражская весна» стала поводом восточноевропейских коммунистов для ужесточения тоталитарного социализма. Все права и свободы, которые ранее были предоставлены народу, ликвидировались. Начались жестокие преследования диссидентов.

    Ко власти в Румынии пришел Николае Чаушеску, правление которого современники сравнивали со сталинским режимом. В восточноевропейских государствах широко применялась советская модель строительства социализма - были созданы трудовые лагеря, полностью отменена свобода совести вероисповеданий, действовал культ личности вождя.

    К концу 70-х годов государства Восточной Европе стояли на пороге революции: экономика необратимо рушилась, государственные бюджеты зависели исключительно от кредитов СССР, США и западноевропейских государств. Несмотря на это, коммунисты не спешили проводить ни экономических, ни социальных реформ, продолжая «кормить» население идеей революции пролетариата.

    Крах социализма

    Первый вызов коммунистическим властям в Восточной Европе был сделан в начале 80-х годов. Очагом свободы стало государство, из-за которого первоначально началось политическое деление континента - Германия. Жители ГДР, несмотря на запреты, все чаще выезжали на территорию капиталистической ФРГ. Контрасты в экономическом положении народа, вызывали бурные протесты со стороны населения обеих стран.

    В 1980 году в Польше было создано профсоюзное движение, которым руководили оппозиционные силы. Сопротивление официальных властей не смогло остановить рост численности этой организации, которая уже к концу года становила приблизительно 12 млн. трудоспособного населения страны. Занятое афганской авантюрой, советское правительство не уделяло должного внимания защите коммунистических восточноевропейских правительств.

    Финалом демократических преобразований в Восточной Европе стал старт перестройки в СССР . Коммунисты, лишенные поддержки Советского Союза, без борьбы сдали свои позиции демократам. После падения Берлинской стены, в жизни Восточной Европы наступил новый этап, в кратком времени государства смогли «догнать» в своем политическом и экономическом развитии Западную Европу.

    Особый путь Югославии.

    В Югославии коммунисты, руково­дившие антифашистской борьбой, в 1945 г. взяли власть. Президентом страны стал их лидер хорват Иосип Броз Тито. Стремление Тито к самостоятельности привело в 1948 г. к раз­рыву отношений между Югославией и СССР. Были репрессиро­ваны десятки тысяч сторонников Москвы. И. В. Сталин приказал развернуть антиюгославскую пропаганду, но не пошел на воен­ное вмешательство.

    Советско-югославские отношения после смерти Сталина были нормализованы, однако Югославия продолжала идти по своему особому пути. На предприятиях функции управления осущест­вляли трудовые коллективы через выборные советы рабочих. Ориентация на рыночные отношения привела к росту выпуска товаров широкого потребления. В сельском хозяйстве почти по­ловину сектора составляли крестьяне-единоличники.

    Положение в Югославии осложнялось ее многонациональным составом и неравномерностью развития республик, входивших в Федерацию. Во внешней политике Югославия придерживалась нейтралитета и стала одним из инициаторов создания Движения неприсоединения - влиятельной международной организации периода «холодной войны».

    Пе­рестройка в СССР вызвала сходные процессы в странах Восточ­ной Европы. Между тем советское руководство к концу 80-х гг. отказалось от сохранения режимов, существовавших в этих стра­нах, напротив, призывая их к демократизации. В большинстве правящих партий сменилось руководство. Но попытки нового руководства проводить реформы, как и в Советском Союзе, не увенчались успехом. Ухудшилось экономическое положение, массовый характер приобрело бегство населения на Запад. Сфор­мировались оппозиционные силы, всюду шли демонстрации, за­бастовки. В результате манифестаций октября - ноября 1989 г. в ГДР правительство ушло в отставку, 9 ноября началось раз­рушение Берлинской стены. В 1990 г. произошло объединение ГДР и ФРГ.

    В большинстве стран коммунисты были отстранены от вла­сти. Правящие партии самораспустились или преобразовались в социал-демократические. Прошли выборы, на которых победу одержали бывшие оппозиционеры. Эти события получили на­звание «бархатные революции». Однако не везде революции были «бархатными». В Румынии противники главы государ­ства Николае Чаушеску в декабре 1989 г. устроили восстание, в результате чего погибло немало людей. Чаушеску и его супру­га были убиты.

    Драматические события разыгрались в Югославии, где на выборах во всех республиках, кроме Сербии и Черногории, по­беду одержали оппозиционные коммунистам партии. В 1991 г. Словения, Хорватия и Македония провозгласили независи­мость. В Хорватии сразу же началась война между сербами и хорватами, так как сербы опасались преследований, имевших место во время Второй мировой войны со стороны хорватских фашистов-усташей. Первоначально сербы создали свои респу­блики, но к 1995 г. они были захвачены хорватами при под­держке западных стран, а большинство сербов истреблено или изгнано.



    В 1992 г. независимость провозгласили Босния и Герцего­вина. Сербия и Черногория образовали Союзную Республику Югославия (СРЮ).

    В Боснии и Герцеговине началась межэтническая война меж­ду сербами, хорватами и мусульманами. На стороне боснийских мусульман и хорватов в нее вмешались вооруженные силы стран НАТО. Война продолжалась до конца 1995 г., когда сербы были вынуждены уступить давлению превосходящих сил НАТО.

    Государство Босния и Герцеговина ныне разделено на две ча­сти: Республику Сербскую и мусульмано-хорватскую федерацию. Сербы потеряли часть своих земель.

    В 1998 г. вспыхнул открытый конфликт между албанцами и сербами в Косово, являвшемся частью Сербии. Истребление и изгнание сербов албанскими экстремистами вынудили власти Югославии вступить в вооруженную борьбу с ними. Однако в 1999 г. НАТО начало бомбардировки Югославии. Югославская армия была вынуждена покинуть Косово, территорию которого заняли войска НАТО. Большая часть сербского населения была уничтожена и изгнана из края. 17 февраля 2008 г. Косово при поддержке Запада в одностороннем порядке незаконно провоз­гласило независимость.

    После свержения в 2000 г. в ходе «цветной революции» пре­зидента Слободана Милошевича в СРЮ продолжался распад. В 2003 г. образовалось конфедеративное государство Сербия и Черногория. В 2006 г. Черногория отделилась, и возникло два независимых государства: Сербия и Черногория.

    Распад Чехословакии произошел мирным путем. После ре­ферендума она разделилась в 1993 г. на Чехию и Словакию.

    После политических перемен во всех восточноевропейских странах начались преобразования в экономике и других сферах жизни общества. Всюду отказались от плановой экономики, пе рейдя к восстановлению рыночных отношений. Проводилась приватизация, прочные позиции в экономике получил иностран­ный капитал. Первые преобразования вошли в историю под на­званием «шоковая терапия», поскольку были связаны с па­дением производства, массовой безработицей, инфляцией и т.д. Особенно радикальные перемены в этом плане происходили в Польше. Всюду усилилось социальное расслоение, возросли пре­ступность, коррупция.

    К концу 90-х гг. положение в большинстве стран немного ста­билизировалось. Была преодолена инфляция, начался экономи­ческий рост. Определенных успехов достигли Чехия, Венгрия, Польша. Большую роль в этом сыграли иностранные инвести­ции. Постепенно восстанавливались и традиционные взаимовы­годные связи с Россией и другими постсоветскими государства­ми. Но мировой экономический кризис, начавшийся в 2008 г., имел для экономик восточноевропейских стран разрушительные последствия.

    Во внешней политике все страны Восточной Европы ориен­тируются на Запад, большинство из них в начале XXI в. всту­пили в НАТО и ЕС. Для внутриполитической обстановки в этих странах характерна смена власти правых и левых партий. Од­нако их политика и внутри страны, и на международной арене во многом совпадает.

    ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    1. Как к власти в восточноевропейских странах пришли комму­нисты? Какие преобразования они провели?

    2. С чем связаны кризисы в Польше, Венгрии, Чехословакии? Как они были разрешены?

    3. Как развивались восточноевропейские страны в 50 - 80-е гг.? В чем состоял особый путь Югославии? Каковы причины на­растания кризисных явлений в социалистических странах Ев­ропы?

    4. Что такое «бархатные революции»? Какие изменения про­изошли в странах Восточной Европы в конце XX - начале XXI в.?

    5. Было ли неизбежно, на ваш взгляд, падение коммунистических режимов в восточноевропейских странах? Почему подобных со­бытий не произошло в социалистических странах Азии?