Развитие детей по фрейду. Стадии психосексуального развития ребенка по фрейду

Никто не станет отрицать тот факт, что понимание процессов развития ребенка имеет ключевую роль в формировании личности, и понимание этих процессов должно быть максимально полным, ведь в раннем возрасте во многом формируется потенциал и характер человека, его личность. Начиная с самых ранних этапов развития, родителям следует внимательно наблюдать за появлением так называемых особенностей развития своего чада, ведь у каждого ребенка формируется набор предпочтений, способы осмысления сексуальности, сексуальной ориентации. В психоанализе это называется психосексуальным развитием . Об этом и пойдет речь в данной статье.

Психосексуальное развитие

При существующих нескольких теориях психосексуального развития, хотелось бы остановиться на одной из них. Основателем этой теории является , и называется она психодинамической теорией . Согласно ей, все дети от рождения обладают задатками сексуальной энергии, и направлена она может быть абсолютно произвольно, то есть ребенок изначально не относит себя ни к одному из полов. Лишь со временем так называемое либидо локально формируется в эрогенных зонах, а в более позднем периоде - в области гениталий.

Согласно Фрейду, либидо - сексуальное влечение , является основой человеческой психики, и прежде чем стать сексуальностью в общем понимании этого слова, оно проходит несколько стадий развития. Другими словами, в определенные промежутки времени центрами психосексуального волнения ребенка являются не половые органы, а иные объекты.

Согласно Фрейду, можно выделить пять стадий развития сексуальности:

  1. Оральная - продолжается от момента рождения до полутора лет.
  2. Анальная - от полутора до трех лет.
  3. Фаллическая - от трех лет до шести-семи.
  4. Латентная - примерно с шести до тринадцати лет.
  5. Генитальная - с начала полового созревания (пубертата) примерно до восемнадцати лет.

На каждой из стадий лежит ответственность за формирование обусловленных черт индивида. Благополучное прохождение каждой из пяти стадий характеризуется внимательным и чутким отношением родителей к ребенку, условиями воспитания, проживания и обучения.

При несоблюдении этого ряда условий может наступить так называемая фиксация-остановка развития в какой-то одной из стадий . Впоследствии это приведет к тому, что человек во взрослом возрасте на уровне подсознания сохраняет воспоминания о той стадии, на которой случилась фиксация, и для каждой стадии это будет иметь свои последствия.

Недаром считается, что мотивы каких-либо поступков нужно искать в детском возрасте. Это могут быть проблемы во взаимоотношениях с родителями, сверстниками и всеми теми, кто окружает ребенка.

Говоря о стадиях развития, хотелось бы вкратце рассмотреть каждую из них.

Оральная стадия

На этой стадии главным органом чувств и объектом локализации наслаждения и удовольствия является рот ребенка. С помощью него он питается, воспринимает себя и материнскую грудь как единое целое. При этом в процессе кормления грудью ребенок ощущает удовольствие сродни эротическому , у младенцев мужского пола может возникать эрекция во время кормления. На оральной стадии сексуальная энергия ребенка направлена прежде всего на самого себя, это состояние называется аутоэротизмом .

Часто на этой стадии дети исследуют свое тело, могут играть с половыми органами. Это ни в коем случае не должно вызывать негативную реакцию со стороны родителей, запреты и тем более наказания. На протяжении всего периода важно не заменять грудное кормление на искусственное , так как тактильный контакт с матерью, и в частности с грудь, представляют для ребенка основные источники удовольствия .

Анальная стадия

В отличие от предыдущего периода, на этой стадии внимание концентрируется на области сфинктера. Примерно к трем годам ребенка приучают к горшку, и у него процесс испражнения вызывает огромный интерес отчасти из-за того, что он может контролировать этот процесс сам, к тому же это первое проявление самостоятельных действий. На данном этапе важно то, как именно родители приучают ребенка к горшку, ведь слишком ранние попытки посадить малыша на горшок либо слишком строгий контроль за процессом могут только навредить ему. Важно относиться к новому для ребенка делу лояльно и максимально корректно. Период характеризует отношение ребенка в более взрослом возрасте к социальным нормам.

Фаллическая стадия

Берет свое начало примерно в возрасте трех лет. Ребенок открывает для себя некий треугольник, в котором помимо матери теперь присутствует еще и отец. На этой стадии у детей начинает проявляться интерес относительно межполовых различий , конкретно - матери и отца, и, в общем, - остальных взрослых, этим Фрейд объяснял повышенный интерес ребенка к своим половым органам. Стадия также характеризуется наличием "неудобных" тем и вопросов, от которых, безусловно, не нужно отмахиваться, а тем более строго реагировать, ведь интерес ребенка здесь вполне уместен.

Латентная стадия

Период с шести до двенадцати лет можно назвать "относительно спокойным". Здесь на первый план выходит социализация, налаживание контактов со сверстниками, разнообразные увлечения, такие как спорт, творчество, наука. На этой стадии появляются новые составляющие личности.

С момента рождения наше существование подчиняется лишь одной составляющей. Фрейд обозначил его как "Оно". "Оно" можно характеризовать как набор наших бессознательных инстинктов и желаний, за которые отвечает принцип удовольствия . В тот момент, когда реальность накладывает свой отпечаток, и вступает в противоречие со стремлением к удовольствию, появляется новая составляющая - "Я". Она полностью подчиняется принципу реальности и является сознательным представлением о себе.

Как только ребенок вступает в процесс социализации, появляются определенные нормы и правила, которых придерживается социум, что, в свою очередь, ведет к появлению третьей составляющей - "Сверх Я". По сути, "Сверх Я" - это наша совесть, этот компонент личности дает оценку наших действий и заставляет придерживаться определенных правил поведения.

Генитальная стадия

Как только заканчивается пубертатный период, начинается данная стадия. Имеет свое начало взрослая, общеизвестная сексуальность, какой ее все знают. Подросток стремится к установлению нормальных сексуальных связей, и это, как правило, дается ему нелегко. Фрейд придерживался позиции, согласно которой на данном этапе все подростки имеют гомосексуальную предрасположенность , которая, впрочем, совсем не обязательно имеет ярко выраженный характер, и может проявляться в виде склонности к общению с лицами своего пола.

Родители должны понимать, что для "безболезненного" прохождения данной стадии подростку нужно уметь активно решать возникающие проблемы, развивать уверенность в себе, и здесь, конечно же, не обойтись без их помощи.

Рассмотрев вкратце все пять этапов развития, хотелось бы отдельно остановиться на фиксации в стадии оральной, ведь именно с нее берет свое начало психосексуальное развитие ребенка.

Оральная фиксация

Как уже говорилось выше, на оральной стадии центром удовольствия для ребенка является рот . С помощью него осуществляется контакт с матерью, и грудное кормление на всем протяжении данного периода просто необходимо, так как тактильный контакт с матерью - самое важное для ребенка в данный момент. Не следует проявлять строгость в данный момент, нужно понимать, что уделяя ребенку максимальное внимание, вы укрепляете его уверенность в себе. Но и излишнюю угодливость проявлять не стоит, Кружиться вокруг ребенка, предугадывая его желания, будет не самым лучшим вариантом. Фрейд определил два противоположных типа поведения матери:

  • избыточная опека,
  • излишняя строгость.

Оба этих варианта не несут в себе ничего хорошего для ребенка. В будущем это может привести к развитию орально-пассивного типа личности. Этот тип характеризуется неуверенностью в себе, чрезмерным доверием и зависимостью, ожиданием от окружающих одобрения и поддержки, признаков "материнского отношения" к себе. Не исключено также развитие некоторых фобий, таких как социофобия.

Чрезмерно раннее отлучение от груди также может вызвать фиксацию на данной стадии. В будущем это может выражаться в дурных привычках, таких как курение, переедание, пристрастие к алкоголю, привычке грызть ногти, губы, кончик ручки.

Подытоживая все сказанное, хочется отметить, что согласно Фрейду, пройти все пять стадий абсолютно успешно - практически невозможно, так или иначе, в каждой из них могут возникать определенные трудности, и главная задача родителей – свести их к минимуму . А имея некоторые познания в данной области, помочь ребенку развиться в здорового и счастливого человека станет немного проще.

Таблица 3-1. Стадии психосексуального развития по Фрейду

Стадия Возрастной период Зона сосредоточения либидо Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития

Оральная 0-18 месяцев Рот (сосание, кусание, жевание) Отвыкание (от груди или рожка). Отделение себя от материнского тела

Анальная 1,5-3 года Анус (удержание или выталкивание фекалий) Приучение к туалету (самоконтроль)

Фаллическая 3-6 лет Половые органы (мастурбация) Идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания

Латентная 6-12 лет Отсутствует (сексуальное бездействие) Расширение социальных контактов со сверстниками

Генитальная Пубертат (половое созревание) Половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям) Установление интимных отношений или влюбленность; внесение своего трудового вклада в общество

Оральная стадия

Оральная стадия длится от рождения приблизительно до 18-месячного возраста. В этот период область рта наиболее тесно связана и с удовлетворением биологических потребностей, и с приятными ощущениями. Фрейд был убежден в том, что рот остается важной эрогенной зоной в течение всей жизни человека. Даже в зрелости наблюдаются остаточные проявления орального поведения в виде употребления жевательной резинки, обкусывания ногтей, курения, поцелуев и переедания.

В концепции развития Фрейда удовольствие и сексуальность тесно переплетаются. В этом контексте сексуальность понимается как состояние возбуждения, сопровождающее процесс насыщения у младенца. Соответственно, первыми объектами - источниками удовольствия становятся для него материнская грудь или рожок, а первым участком тела, где локализовано наслаждение, является рот. Главная задача, стоящая перед младенцем в течение этого орально-зависимого периода, состоит в закладке основных установок (конечно, в виде их рудиментарных проявлений) зависимости, независимости, доверия и опоры в отношении других людей.

<На оральной стадии психосексуального развития главным источником удовольствия является сосание, кусание и глотание. Эти действия (связанные с кормлением грудью) снижают напряжение у младенца.>

Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. Согласно центральной предпосылке психоаналитической теории, все младенцы испытывают определенные трудности, связанные с отлучением от материнской груди или отнятием рожка, потому что это лишает их соответствующего удовольствия. Чем больше эти трудности, то есть чем сильнее концентрация либидо на оральной стадии, тем сложнее будет справляться с конфликтами на следующих стадиях.

Фрейд выдвинул постулат, согласно которому у ребенка, который получал чрезмерную или недостаточную стимуляцию в младенчестве, скорее всего сформируется в дальнейшем орально-пассивный тип личности. Человек с орально-пассивным типом личности - веселый и оптимистичный, ожидает от окружающего мира «материнского» отношения к себе и постоянно ищет одобрения любой ценой. Его психологическая адаптация заключается в доверчивости, пассивности, незрелости и чрезмерной зависимости.


В течение второй половины первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии - орально-агрессивная, или орально-садистическая фаза. Теперь у младенца появляются зубы, благодаря чему кусание и жевание становятся важными средствами выражения состояния фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на орально-садистической стадии выражается у взрослых в таких чертах личности как любовь к спорам, пессимизм, саркастические «подкусывания», а также часто в циничном отношении ко всему окружающему. Людям с этим типом характера, кроме того, свойственно эксплуатировать других людей и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд.

Анальная стадия

Анальная стадия начинается в возрасте около 18 м-3 г. <На анальной стадии психосексуального развития главным источником удовольствия является процесс дефекации. Согласно Фрейду, приучение к туалету представляет собой первую попытку ребенка контролировать инстинктивные импульсы.>

Фрейд выделял две основные родительские тактики, связанн с приучением ребенка к туалету. Некоторые родители ведут себя в этих ситуациях негибко и требовательно, настаивая, чтобы их ребенок «сейчас же сходил на горшок». В ответ на это ребенок может отказаться выполнять приказания «мамочки» и «папочки», и у него начнутся запоры. Если подобная тенденция «удерживания» становится чрезмерной и распространяется на другие виды поведения, у ребенка может сформироваться анально-удерживающий тип личности. Анально -удерживающий взрослый необычайно упрям, скуп, методичен и пунктуален. У этого человека также наблюдается недостаточная способность переносить беспорядок, неразбериху и неопределенность. Второй отдаленный результат анальной фиксации, обусловленной родительской строгостью в отношении туалета - это анально-выталкивающий тип. Черты данного типа личности включают склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность и даже садистическую жестокость. В любовных отношениях в зрелом возрасте такие индивидуумы чаще всего воспринимают партнеров в первую очередь как объекты обладания.



Некоторые родители, наоборот, поощряют своих детей к регулярному опорожнению кишечника и щедро хвалят их за это. С точки зрения Фрейда, подобный подход, поддерживающий старания ребенка контролировать себя, воспитывает позитивную самооценку и даже может способствовать развитию творческих способностей.

Фаллическая стадия

Между тремя и шестью годами интересы ребенка, сдвигаются в новую эрогенную зону, в область гениталий. На протяжении фаллической стадии психосексуального развития дети могут рассматривать и исследовать свои половые органы, мастурбировать и проявлять заинтересованность в вопросах, связанных с рождением и половыми отношениями. Фрейд полагал, что большинство детей понимают суть сексуальных отношений более ясно, чем предполагают родители. Большинство детей, по мнению Фрейда, понимают половой акт как агрессивные действия отца по отношению к матери. Доминирующий конфликт на фаллической стадии состоит в том, что Фрейд назвал эдиповым комплексом (аналогичный конфликт у девочек получил название комплекса Электры). Описание этого комплекса Фрейд заимствовал из трагедии Софокла «Царь Эдип». В сущности, этот миф символизирует неосознанное желание каждого ребенка обладать родителем противоположного пола и одновременно устранить родителя одного с ним пола. В норме эдипов комплекс развивается несколько по-разному у мальчиков и девочек. Рассмотрим вначале, как он проявляется у мальчиков. Первоначально объектом любви у мальчика выступает мать или замещающая ее фигура. С момента рождения она является для него главным источником удовлетворения. Он хочет обладать своей матерью, хочет выражать свои эротически окрашенные чувства по отношению к ней точно так же, как это делают, по его наблюдениям, люди более старшего возраста. Так, он может попытаться соблазнить мать, гордо демонстрируя ей свой половой член. Этот факт говорит о том, что мальчик стремится играть роль своего отца. В то же время он воспринимает отца как конкурента, препятствующего его желанию получить генитальное удовольствие. Отсюда следует, что отец становится его главным соперником или врагом. В то же время мальчик догадывается о своем более низком положении по сравнению с отцом (чей половой член больше); он понимает, что отец не намерен терпеть его романтические чувства к матери. Соперничество влечет за собой страх мальчика, что отец лишит его пениса. Боязнь воображаемого возмездия со стороны отца, которую Фрейд назвал страхом кастрации, заставляет мальчика отказаться от своего стремления к инцесту с матерью.

В возрасте примерно между пятью и семью годами эдипов комплекс разрешается: мальчик подавляет (вытесняет из сознания) свои сексуальные желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты). Процесс идентификации с отцом, получивший название идентификации с агрессором, выполняет несколько функций. Во-первых, мальчик приобретает конгломерат ценностей, моральных норм, установок, моделей полоролевого поведения, обрисовывающих для него, что это значит - быть мужчиной. Во-вторых, идентифицируясь с отцом, мальчик может удержать мать как объект любви заместительным путем, поскольку теперь он обладает теми же атрибутами, которые мать ценит в отце. Еще более важным аспектом разрешения эдипова комплекса является то, что мальчик интернализирует родительские запреты и основные моральные нормы. Это есть специфическое свойство идентификации, которое, как считал Фрейд, подготавливает почву для развития суперэго или совести ребенка. То есть суперэго является следствием разрешения эдипова комплекса.

Версия эдипова комплекса у девочек получила название комплекса Электры. Как и у мальчиков, первым объектом любви у девочек является мать. Однако, когда девочка вступает в фаллическую стадию, она осознает, что у нее нет пениса, как у отца или брата (что может символизировать недостаток силы). Как только девочка делает это аналитическое открытие, она начинает хотеть, чтобы у нее был пенис. По Фрейду, у девочки развивается зависть к пенису. Вследствие этого девочка начинает проявлять открытую враждебность по отношению к своей матери, упрекая ее в том, что та родила ее без пениса. Фрейд полагал, что в некоторых случаях девочка может низко оценивать собственную женственность, считая свой внешний вид «дефективным». В то же самое время девочка стремится обладать своим отцом, потому что у него есть такой завидный орган. Зная, что она неспособна заполучить пенис, девочка ищет другие источники сексуального удовлетворения в качестве заменителей пениса. Сексуальное удовлетворение фокусируется на клиторе, и у девочек в возрасте пяти-семи лет клиторная мастурбация иногда сопровождается маскулинными фантазиями, в которых клитор становится пенисом.

Многие эксперты сходятся во мнении, что объяснение Фрейдом разрешения комплекса Электры неубедительно.

Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, они хвастливы и опрометчивы. Фаллические типы стремятся добиваться успеха (успех для них символизирует победу над родителем противоположного пола) и постоянно пытаются доказывать свою мужественность и половую зрелость. Они убеждают других в том, что они «настоящие мужчины». Один из путей достижения этой цели - безжалостное завоевание женщин, то есть поведение по типу Дон Жуана. У женщин фаллическая фиксация, как отмечал Фрейд, приводит к склонности флиртовать, обольщать, а также к беспорядочным половым связям, хотя они могут казаться наивными и невинными в сексуальном отношении. Некоторые женщины, наоборот, могут бороться за главенство над мужчинами, то есть быть чрезмерно настойчивыми, напористыми и самоуверенными. Таких женщин называют «кастрирующими». Неразрешенные проблемы эдипова комплекса расценивались Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно имеющих отношение к импотенции и фригидности.

Латентный период

В промежутке от шести-семи лет до начала подросткового возраста располагается фаза сексуального затишья, получившая название латентного периода. Теперь либидо ребенка направляется посредством сублимации в виды деятельности, не связанные с сексуальностью, - такие, как интеллектуальные занятия, спорт и отношения со сверстниками. Латентный период можно рассматривать как время подготовки к взрослению, которое наступит в последней психосексуальной стадии. Следовательно, латентный период не надо рассматривать как стадию психосексуального развития, потому что в это время не появляются новые эрогенные зоны, а сексуальный инстинкт предположительно дремлет.

Фрейд уделял незначительное внимание процессам развития в латентном периоде.

Генитальная стадия

С наступлением половой зрелости восстанавливаются сексуальные и агрессивные побуждения, а вместе с ними интерес к противоположному полу и возрастающее осознание этого интереса. Начальная фаза генитальной стадии (периода, продолжающегося от зрелости до смерти) характеризуется биохимическими и физиологическими изменениями в организме. Репродуктивные органы достигают зрелости, выброс гормонов эндокринной системой ведет к появлению вторичных половых признаков. Результатом этих изменений является характерное для подростков усиление возбудимости и повышение сексуальной активности. Согласно теории Фрейда, все индивидуумы проходят в раннем подростковом возрасте через «гомосексуальный» период. Хотя явное гомосексуальное поведение не является универсальным опытом этого периода, согласно Фрейду, подростки предпочитают общество сверстников одного с ними пола. Однако постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола, и начинается ухаживание. Увлечения юности в норме ведут к выбору брачного партнера и созданию семьи.

Генитальный характер - это идеальный тип личности в психоаналитической теории. Это человек зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношениях. Он испытывает удовлетворение в гетеросексуальной любви. Разрядка либидо в половом акте обеспечивает возможность физиологического контроля над импульсами, поступающими от половых органов; контроль сдерживает энергию инстинкта, и поэтому она достигает наивысшей точки в подлинном интересе к партнеру без каких-либо следов чувства вины или конфликтных переживаний.

Время чтения 13 минут

Ни одна из психологических теорий не вызывает столько противоречивых мнений, сколько теория развития личности Фрейда. Так часто происходит с теми, кто очень мало знаком с психоанализом. «Кто такой Фрейд? Австрийский психиатр, который везде видит органы размножения?», - скажет непросвещенный обыватель. «Но ведь наш мир состоит далеко не только из них». Однако почему важно иметь общее представление об основах психоаналитической теории?

Это необходимо не только для «общего развития». Базовые знания психоанализа помогают лучше понять себя и окружающих, а также помогают правильно выбрать метод психотерапии. Современная психологическая культура в России имеет очень низкий уровень развития. Это приводит к тому, что часто те люди, которые на самом деле нуждаются в помощи психоаналитика, становятся пациентами психиатрических клиник. Теория развития личности Фрейда также имеет своим преимуществом тот факт, что ее последователи не используют медикаментозного лечения своих клиентов. А результат психотерапии во многом зависит от усилий самого клиента.

Психоанализ: двуликий сфинкс

Теория развития личности Фрейда легла в основу многих психологических течений нашего времени. Фрейд родился более 160 лет назад. Но посмотреть на его труды современным взглядом и дать им хотя бы сколько-нибудь однозначную оценку практически невозможно. Еще один выдающийся человек – Чарльз Дарвин – выпустил свой фундаментальный труд «Происхождение видов» в 1859 году. Тогда Фрейду было всего три года. Но если работа Дарвина определила мышление всех последующих поколений (не считая радикально настроенных против его теории верующих), то с принятием воззрений Фрейда дело обстоит совершенно иначе.

Мнения о его теории настолько расходятся, что компромисс практически невозможно установить. Приверженцы воззрений Фрейда считают его выдающимся ученым. Его заслугу они видят в том, что он смог увидеть очевидные факты, по каким-то причинам остававшиеся непонятными для других психологов. Есть и другая категория ученых – те, что считают его не просто заблудившимся среди собственных измышлений, но и расценивают Фрейда как мошенника и лжеца. Какую сторону принять относительно открытого Фрейдом психоанализа – каждый волен решать для себя сам.

Концепция Дарвина не подвергается такой жесткой критике, как теория развития личности Фрейда. Ведь в пользу ее есть множество доказательств. В научном мире она давно считается общепризнанной, не считая некоторых фанатиков, которые пытаются протащить религиозные взгляды в сферу науки. Но аргументация психоанализа нередко сложна для понимания. Разум человека противится всем доказательствам, которые приводит в своих трудах Фрейд.


Фрейд и его детище

Однако даже те специалисты, которые выражают несогласие с основными положениями фрейдизма, должны признать грандиозность его вклада – вне зависимости от того, сколько тезисов в работах Фрейда требуют проверок и дополнений. Ведь именно он впервые сумел детально и максимально честно изучить «животное по имени человек». Фрейд открыто признавал, что каждому человеку приходится сталкиваться с одним и тем же вопросом – как ему жить в условиях цивилизации. Ведь она является и самым потрясающим достижением человечества, и его колоссальной трагедией.

От каждого цивилизация требует сдерживания своих желаний, страстей. Фрейд не носил «розовых очков» - он трезво смотрел на то, как живется человеку в условиях этих ограничений. Именно Фрейдом впервые был отмечен отрицательный аспект воспитания и образования. Взрослые диктуют ребенку то, что ему делать можно, а что нельзя даже и воображать.
Несмотря на то, что Фрейд методично уничтожал все свои биографические записи и письма, он всегда был готов примерить на себя собственную теорию психоанализа.

Ученый отмечал, что очень немногие люди способны откровенно признаваться в таких вещах, которые не оставляют их репутацию незамеченной. Поэтому нередко, записывая свои самые откровенные сны и тяжелые детские воспоминания, Фрейд часто раскаивался о подобном саморазоблачении. «Те, кто хотят упрекнуть меня в подобной скрытности, пусть попробуют сами быть более откровенными, чем я», - писал ученый.


Детство и формирование личности самого Фрейда

Немного биографии

Фрейд родился 6 мая 1856 года в городе Фрайбург в Моравии. Родители будущего отца психоанализа были евреями. Мать, Амалия Натансон, была второй супругой Якова Фрейда, который торговал шерстью и тканями. В 1860 году семейство Фрейдов переезжает в один из бедных районов города Вены. Тогда этот город был похож на медаль, с одной стороны которой были вальсы, кафе и развлечения, а с другой – глубокая нищета.

Известен случай, когда Якоб Фрейд рассказал своему сыну историю. «Один представитель нееврейской национальности кинул мою шляпу в грязную канаву и крикнул: «Эй, ты! Спасайся, пока цел!» «И что же ты сделал в ответ?», - спросил Фрейд у отца. «Да ничего. Я просто достал свою шляпу и пошел дальше». Маленький Зиги был удивлен покорностью отца. Неужели он не «сильный» человек? Эта картина очень уязвила воображение юного Фрейда.

Услышав унизительную историю от отца, Фрейд с той поры внутренне стал мечтать о мести. Он отождествлял себя со всемогущим семитом Ганнибалом, поклявшимся отомстить за Карфаген. С юных лет Фрейд умел сдерживать свой гнев, выносить собственные суждения и бесконечно уважать еврейский народ. Развитие личности самого Фрейда происходило на довольно благоприятной почве. Несмотря на двоякое отношение будущего отца психоанализа к родителям, они очень любили сына и питали относительно него немало честолюбивых надежд. С юных лет Фрейд посвящал время чтению трудов великих философов – Канта, Гегеля, Ницше. При этом он также интересовался изучением иностранных языков – даже латынь давалась ему легко.


Профессиональное становление великого психиатра

После окончания школы Фрейд долго раздумывал, какой же профессиональный путь выбрать дальше. Для представителей его национальности тогда выбор был невелик. Ни юриспруденция, ни промышленность, ни медицина не вызывали у него интереса. Фрейд остановил внимание на последней, хотя врачом так и не стал.

В 1885 году Фрейд начинает стажироваться у психиатра из Франции Жана Шарко, где впервые пользуется гипнозом для лечения психических заболеваний. Со своими пациентами Фрейд начинает также применять особый метод, который позволял им выговориться, и тем самым освободить сознание от негативного содержания. Позже его метод был преобразован, и теперь известен по всему миру как «метод свободных ассоциаций». Такие беседы, построенные на обрывках фраз, помогали психиатру строить более полную картину проблем своих пациентов. Со временем Фрейд полностью отказывается от гипноза в пользу бесед в сознании.

Теория развития личности Фрейда открыла также одну из основополагающих истин для научного сообщества. Она состоит в том, что психоз – это последствие тяжелых для человека воспоминаний, от которых он не имеет возможности освободиться. В это же время ученый выводит теорию о влиянии Эдипова комплекса на развитие личности. Это заявление вызвало немало скандалов, при этом самого Фрейда обвиняли в том, что он болен психозом.


Уровни сознания по Фрейду

Психику Фрейд делил на три уровня – предсознание, сознание и бессознательное. Ему же принадлежит авторство деления личности на три компонента – «Я», «Сверх-Я» и «Оно». Предсознательный уровень может воспринимать информацию при должной концентрации внимания. Он относится к пороговому восприятию. К этой категории относятся воспоминания. Люди не помнят о них ежесекундно, но при усилии эти образы тут же явятся в их воображении. Теория развития личности Фрейда отводит сознанию роль «органа чувств для восприятия психических качеств». Но в наибольшей степени его интересовало бессознательное. Именно оно вмещает природные потребности организма – в первую очередь, агрессию и сексуальную энергию.

Личность человека Фрейд разделил также на три составляющие. «Оно», или «Ид», является самой примитивной из них. Эта часть расположена в бессознательном и существует по принципу удовольствия. Именно здесь содержатся влечения – инстинкт к жизни под названием «Эрос», и инстинкт к смерти, «Танатос». Развитие личности черпает свою энергию из этой части психики.


Сознание и «Эго»

Следующая часть является сознательной. «Я», или «Эго», образуется между 12 и 36 месяцами жизни ребенка. Эта часть личности, которая руководствуется реальностью. Эго несет определенную задачу: соотнести свое поведение с окружающей обстановкой так, чтобы удовлетворить потребности «Ид», при этом не нарушив требований социума.
Часть под названием «Сверх-Я», или «Супер-Эго», начинает функционировать позднее всех – между 3 и 6 годами. Здесь содержатся такие элементы личности, как совесть и идеалы. Супер-Эго зорко следит за тем, чтобы общественные нормы соблюдались.

Все психосексуальные стадии развития происходят в этих компонентах психики. Противоположность функций «Оно» и «Сверх-Я» и становится причиной неврозов и конфликтов. В ответ на них «Эго» создает ряд защитных механизмов: рационализация, вытеснение, регрессия, сублимация и другие. Однако в раннем возрасте для ребенка существует опасность «застрять» на определенной стадии развития личности (как говорил Фрейд, происходит «фиксация» на этой стадии). Ведь «Эго» еще достаточно слабо. Оно не способно разрешить всех существующих конфликтов, которые без конца создает ему «Оно» и «Сверх-Я». Тогда развитие личности идет по неверной траектории.


Теория развития личности Фрейда в психоанализе

Фрейд считал, что стадии развития личности происходят согласно движению либидо (сексуальной энергии) в организме. С течением времени она перемещается между различными частями тела – рот, анус, гениталии. Фрейд был убежден, что эти этапы обязательны для каждого человека, независимо от его национальности и культурного происхождения. Он выделил следующие психосексуальные стадии развития:

Оральная стадия развития (0-18 месяцев)

Источник удовольствия на данном этапе расположен в области рта. Одну из своих жизненно важных потребностей – кормление – ребенок удовлетворяет при помощи сосания груди. Поэтому интерес для младенца представляет именно ротовая полость, а также все, что связано с ней – язык и губы. Здесь он ощущает удовольствие. Сосание и глотание, которое происходит при кормлении, представляют собой прообраз каждого полового акта в будущем. Фрейд считал, что остаточные проявления оральной стадии развития свойственны и взрослым. Такие поведенческие паттерны, как курение, употребление жвачки, поцелуи, переедание – все это теория развития личности Фрейда называет привязанностью либидо к области рта.

Объекты, которые впервые в жизни приносят младенцу удовольствие – это материнская грудь или соска (при искусственном вскармливании). Но со временем материнская грудь перестает быть для ребенка объектом любви. Он замещает ее частями собственного тела – поэтому младенцам свойственно сосание пальца или языка, чтобы уменьшить напряжение.
Когда кормление грудью прекращается, каждый ребенок испытывает стресс. Чем мощнее этот стресс для младенца, тем в большей степени либидо оказывается сконцентрированным в области рта.

Частью оральной фазы является орально-агрессивная стадия, или же орально-садистическая. Наступает она в то время, когда у ребенка появляются зубы. При помощи кусания и жевания он выражает свою неудовлетворенность, когда матери нет рядом, или же отсутствует возможность получить удовольствие. Согласно Фрейду, фиксация на данной стадии приводит к тому, что взрослый человек любит спорить, оказывается циничным, проявляет потребительское отношение к другим.


Анальная стадия (от 1 – 1,5 года до 3 лет)

Во время этой стадии сексуальная энергия концентрируется на управлении испражнением и мочеиспусканием. Основной конфликт здесь связан с «туалетным обучением», или приучением к горшку. Ребенок впервые учится контролировать свои физиологические потребности. И если это происходит успешно, то, считает Фрейд, в дальнейшем закладывается основа для формирования творческой и продуктивной личности.

Успех на этой стадии зависит от того, каким образом родители организуют процесс обучения. Если они хвалят ребенка, поощряют пользование горшком, тогда дети чувствуют себя способными и нужными. От любой мамочки можно услышать историю о том, как ее дитя, после того, как сходило на горшок, с чувством гордости и довольства собой показывает ей «результат» своих усилий. Радость матери, которую она проявляет в ответ, еще больше способствует в ребенке укреплению чувства собственного достоинства. Ведь он научился управлять собственным организмом и получает за это похвалу от взрослого.

Теория развития личности Фрейда гласит, что если родители в этом отношении слишком строги или требовательны, то развивается фиксация на анальной стадии по удерживающему типу. Ребенок, назло родителям, старается держать все в себе. Это чревато не только запорами в детстве, но и развитием определенного типа личности. Такой взрослый будет иметь ряд характерных черт: скупость, упрямство, чрезмерная пунктуальность, неумение мириться с любым типом неопределенности или беспорядка. Этот тип называется анально-сдерживающим. Существует и другой способ фиксации на анальной стадии – анально-выталкивающий. Он развивается в тех случаях, когда ребенка приучают к горшку слишком поздно. Для таких взрослых свойственны чрезмерные траты, беспокойство, даже некий садизм.

Фаллическая стадия (от 3 до 5-6 лет)

В это время ребенок впервые начинает проявлять интерес к вопросам половых отношений, появления детей. Он замечает собственные половые органы. Именно в этой стадии развивается психосексуальная драма, названная Фрейдом «Эдипов комплекс». Мальчик обнаруживает в себе желание единолично обладать матерью и устранить со своего пути отца. При этом появляется страх наказания со стороны более сильного родителя – «страх кастрации».

Этот конфликт заканчивается к шести годам. Ребенок вытесняет из сознания любовь к матери и начинает идентифицировать себя с отцом. Он подражает его поступкам, высказываниям, манере поведения. Амбивалентные чувства по отношению к нему (любовь и ненависть) прекращают свое существование – по крайней мере, в сознании ребенка. Подражание родителю своего пола способствует формированию в психике «Супер-Эго», или того, что называют совестью и идеалами.

Развитие личности у девочек также подразумевает конфликт на данной стадии. Фрейд называет его «комплекс Электры». Разрешение этого конфликта также происходит путем идентификации себя с матерью.

Латентная стадия (6-7 – 12 лет)

За фаллической стадией следует этап «затишья», или латентный этап. Фрейд особенно подчеркивал значение этой стадии развития личности на становление человеческой культуры и цивилизации в целом. В это время весь запас либидо у ребенка направляется на цели, ничего общего не имеющие с сексуальностью – дружбу, познание окружающего мира, спорт. Сексуальная энергия, не имея теперь собственного объекта, переносится на общечеловеческое наследие.

Родителям рекомендуется на этом этапе поощрять любые начинания ребенка. Он должен получать наслаждение от достижений в различных областях деятельности. В это время ребенок становится особенно застенчивым. Если раньше для малыша было легко встать на стул и продекламировать стихи для аудитории, то теперь он может побояться выйти к школьной доске. В это время девочки уже могут влюбляться в различных кумиров – актеров или певцов, а мальчики – в подруг матери, певиц. На этой психосексуальной стадии развития такая влюбленность является нормальной. Поэтому родителям необходимо быть деликатными к детским тайнам, иначе можно вызвать психологическую травму.


Генитальная фаза (12-18 лет)

Генитальная фаза – последняя в психосексуальном развитии. Она обусловлена началом пубертатного возраста и физиологическими изменениями, которые происходят в организме. Снова происходит возобновление сексуальных и агрессивных влечений, может серьезно обостриться Эдипов комплекс. Нормальной траекторией развития личности считается смена аутоэротизма (когда либидо направлено на самого себя) влечением к противоположному полу. В генитальной фазе впервые происходит поиск полового партнера из своего поколения, а также попытки определить свое «место под солнцем».

Подростки начинают впервые проявлять сексуальную активность, что нередко становится причиной беспорядочных половых связей, неудачному опыту. На этом этапе все, что стоит на пути подростковой сексуальности – религия, школа, семейное воспитание – может отрицательно повлиять на развитие личности. В таком случае происходит «откат» к предыдущим фазам, подросток становится более агрессивным, не находя выхода своей сексуальной энергии. Поэтому родителям или учителям важно и не подавлять его влечений, и не слишком распускать подростка. Нужно постараться донести до него максимум информации о сексуальной сфере.

Продукт успешно пройденной генитальной фазы – это генитальный характер, который Фрейд считал наиболее оптимальным и здоровым. Отличительной его чертой является способность человека к нормальной гетеросексуальности, без ощущений вины или других конфликтов. Зрелая личность по Фрейду не замкнута на одной сфере – она способна заботиться об окружающих, нести ответственность, умеет трудиться, способна откладывать удовольствие при необходимости.

Теория развития личности Фрейда выделяет еще одну отличительную черту генитальной фазы – это обретение независимости от родителей. Человек не только выбирает себе партнера, чтобы пережить Эдипов комплекс, но и начинает включаться во взаимоотношения с другими людьми.

Развитие в детстве и психологические конфликты взрослого

Детство Фрейд считал тем жизненным отрезком, который оказывает мощнейшее влияние на становление характера взрослого человека. Знаменитый психиатр был убежден, что все самое главное в человеке закладывается до достижения им 5 лет. Далее он живет, пытаясь устранить конфликты прошлого. «Тайна человеческой души заключена в психических драмах детства. Докопайтесь до этих драм, и исцеление придет», - говорил Фрейд.

Поэтому теория развития личности Фрейда не выделяет каких-либо особых фаз во взрослом возрасте. Все симптомы неврозов взрослого человека могут быть интерпретированы как конфликт между «Супер-Эго» и «Ид». Последняя часть стремится к сексуальной разрядке, первая – обладает функцией подавления. «Супер-Эго» заставляет человека чувствовать себя виновным даже в том случае, если разрядка «Ид» происходит символически.

Фрейдом выделялось два вида невротических расстройств, связанных с конфликтной ситуацией в настоящем времени: неврастения, которая приобретается в результате излишеств в половой жизни, а также невроз тревоги, возникающий вследствие чрезмерного подавления сексуальных желаний.

Вывод

Непрекращающиеся споры о том, насколько верна теория развития личности Фрейда, не должны вызывать удивления. Не должно вызывать удивления и то, что большинство людей защищает себя от обличающих фрейдовских концепций. Сам Фрейд считал, что судьбой ему было предназначено прервать «сон» человечества и рассказать ему такую нелицеприятную правду о самом себе. Как однажды великий психиатр сказал писателю Цвейгу, основная задача его теории – это научить человека бороться с «демоном иррациональности», при этом применяя самые рациональные начала своего разума.

Фрейд был очень горд своей репутацией «разрушителя иллюзий». Порождение его научно-исследовательской работы – психоанализ – стало главным врагом лживой вежливости и скрытности общества того времени. В 1930 году в письме Альберту Эйнштейну Фрейд написал: «Я больше не считаю одним из моих достоинств тот факт, что я по возможности всегда говорю правду; это стало моей профессией».

Психосексуальное развитие (англ. Psychosexual development) - теория, сформулированная Зигмундом Фрейдом, объяснявшая развитие личности на языке изменений в биологическом функционировании индивидума. Социальный опыт на каждой стадии предположительно оставляет свой отпечаток в виде установок, черт личности и ценностей, приобретенных на данной стадии.

Стадии психосексуального развития

​​​​​​​​​​​​​​Cамо развитие разбито на пять четко ограниченных фаз:

  1. Оральная фаза (0 - 1.5 года) - первая стадия детской сексуальности, в которой рот ребёнка выступает в качестве первичного источника удовлетворения в процессе сосания и глотания.
  2. Анальная фаза (1.5 - 3.5 года) - вторая стадия детской сексуальности, где ребёнок учится контролировать свои акты дефекации, испытывая при этом удовлетворения от осуществления контроля над своим телом. В этот период ребёнок приучается к чистоплотности и пользованию туалетом, умению сдерживать позывы к испражнениям. Возникновение проблем в отношении между ребёнком и родителями (когда например, ребёнок из принципа отказывается какать в горшок, а затем какает в штаны, испытывая удовлетворение из-за того, что он «насолил» маме) могут привести к развитию у ребёнка так называемого «анального характера», который проявляется в жадности, педантичности и перфекционизме.
  3. Фаллическая фаза (3.5 - 6 лет) - третья стадия детской сексуальности. На этой стадии ребёнок начинает изучать своё тело, рассматривать и трогать свои половые органы; у него возникает интерес к родителю противоположного пола, идентификация с родителем своего пола и прививание определённой половой роли. При проблемном прохождении стадии у ребёнка может развиться эдипов комплекс , что во взрослой жизни может привести к себя с другим полом или проблемам во взаимоотношениях с партнёрами.
  4. Латентная фаза (6 - 12 лет) - четвёртая стадия детской сексуальности, характеризующаяся снижением полового интереса. Будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.
  5. Генитальная фаза - пятая стадия, заключительный этап психосексуальной концепции Фрейда. Характеризуется тем, что на этом этапе формируются зрелые сексуальные отношения. Достигается в подростковом возрасте.

Основной тезис Фрейда был, что раннее различие полов детей полиморфно, и что развивается сильная тяга к кровосмешению, и ребенок должен использовать или сублимировать это, чтобы развить здоровую взрослую сексуальность. Научных данных, подтвержающих обязательность прохождения детьми данных стадий психосексуального развития - нет. Напротив того, есть данные, что исследования З.Фрейда в этой области содержат

Согласно фрейдистской психоаналитической концепции развития, всякий человек рождается с врожденными сексуальными инстинктами. Внутренняя психическая инстанция - Оно - является наследственным фактором, а влияние внешней среды, общества обусловливает возникновение сознания и Сверх-Я. Оно и Сверх-Я, наследственность и внешняя среда давят на Я, причем влияния среды вытесняют сексуальные влечения, находясь с ними в антагонистических, противоречивых отношениях. Общество же выступает как источник всевозможных травм.

Из таких заключений вырастает теория развития как теория детских травм. Развитие личности рассматривается Фрейдом как совпадающее с психосексуальным. Особенности стадий последнего у ребенка (оральная, анальная, фаллическая, генитальная) обусловливают жизненную судьбу, тип характера и личности, а также разновидность нарушений психики (патологии, неврозы), жизненные проблемы и трудности у взрослого человека.

Каждый из этапов психосексуального развития характеризуется определенным способом проявления половой энергии (либидо) через эрогенные зоны, характерные для данного возраста. Если либидо удовлетворяется неадекватным образом, человек рискует остановиться на этой стадии и у него фиксируются определенные черты личности.

По мнению Фрейда, психосексуальная деятельность начинается в период кормления грудью, когда рот младенца становится эрогенной зоной - зоной удовольствия (оральная стадия). Таковой он остается на протяжении всей жизни человека, даже в зрелости наблюдаются остаточные проявления орального поведения: употребление жевательной резинки, обкусывание ногтей, курение, поцелуи, переедание, употребление алкоголя, оральный секс и т. п.

Все младенцы испытывают определенные трудности, связанные с отлучением от материнской груди, соски, рожка, потому что это лишает их соответствующего удовольствия, и чем больше эти трудности, тем сильнее концентрация либидо на оральной стадии. Если ребенок получал чрезмерную или недостаточную стимуляцию в младенчестве и произошла его фиксация на оральной стадии, то у него, как считал Фрейд, сформируется орально-пассивный тип личности . Он будет ждать от окружающего мира «материнского отношения» к себе, постоянно искать поддержки и одобрения, окажется чрезмерно зависимым и доверчивым.

Во вторую половину первого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии - орально-агрессивная , или орально-садистская , когда у ребенка появляются зубы и кусание становится средством выражения недовольства и фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. Фиксация на этой стадии выражается у взрослых в таких чертах личности, как любовь к спорам, пессимизм, критические «покусывания», цинизм, склонность эксплуатировать других и доминировать над ними, чтобы удовлетворить собственные нужды.

При фиксации на оральной стадии формируются следующие черты личности: ненасытность, жадность, неудовлетворенность всем предлагаемым, стремление получать удовольствие от привычки курить, употреблять алкоголь, объедаться, быть словесно агрессивным, заниматься оральным сексом и т. п. Уже на данной стадии, согласно представлениям Фрейда, люди делятся на оптимистов и пессимистов.

С приучением к туалету основное внимание перемещается сначала на ощущения, имеющие отношения к дефекации (анальная стадия ), а позднее на те, что связаны с мочеиспусканием (уретральная фаза ). В этот период дети получают удовольствие от задерживания и выталкивания фекалий.

Фрейд показывал, что способ, которым родители приучают ребенка к туалету, оказывает влияние на его позднее личностное развитие. Если они ведут себя негибко, настаивая: «Сейчас же сходи на горшок», у ребенка возникает протест, тенденция «удержания», начинаются запоры, может сформироваться анально-удерживающий тип личности , которому присущи упрямство, скупость, пунктуальность, методичность, неспособность переносить беспорядок и неопределенность.

Родительская строгость в таком аспекте приводит также к тому, что возникает анально-выталкивающий тип , которому свойственны склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность, даже садистская жестокость. Если родители поощряют своих детей регулярно опорожнять кишечник и хвалят их за это, то, по мнению Фрейда, развивается способность к самоконтролю, воспитывается позитивная самооценка и даже развиваются творческие силы.

Наконец, примерно в возрасте 4 лет эти частные влечения объединяются, начинает преобладать интерес к половым органам (фаллическая фаза ). Дети могут рассматривать свои половые органы, мастурбировать, проявлять заинтересованность в вопросах рождения и половых отношений, подсматривать за сексуальными отношениями родителей, испытывать сексуальные побуждения. Тогда же развивается комплекс Эдипа (или Электры у девочек), суть которого заключается в преимущественно положительном отношении к родителю противоположного пола и агрессивном поведении по отношению к родителю своего пола.

По мнению Фрейда, дети расстаются позднее с этими тенденциями из-за страха кастрации. В возрасте 5-7 лет мальчик подавляет, вытесняет из сознания свои сексуальные желания в отношении матери и начинает идентифицировать себя с отцом (перенимает его черты): осваивает нормы и модели мужского ролевого поведения, усваивает основные моральные нормы, т. е. формируется Сверх-Я как следствие преодоления эдипова комплекса. В случае чрезмерной любви, опеки мальчика со стороны матери, или неполной семьи, либо в случае материнской холодности, отчужденности мальчик испытывает затруднения в преодолении эдипова комплекса. В дальнейшей его жизни могут тогда проявиться психологические затруднения (синдром «маменькиного сынка», повышенная зависимость мальчика от матери, в результате чего мужчина даже не способен создать собственную семью, встретить свою любовь) или отклонения (синдром «Дон-Жуана», склонность к гомосексуализму, инцесту).

Девочки преодолевают комплекс Электры (по греческому мифу Электра уговаривает своего брата убить их мать и ее любовника и отомстить за смерть отца), подавляют тяготение к отцу и идентифицируются с матерью.

Взрослые мужчины с фиксацией на фаллической стадии ведут себя дерзко, хвастливо, опрометчиво, стремятся добиваться успеха, доказывать свою мужественность, что «они настоящие мужчины», через завоевание женщин, как это делал Дон-Жуан (проявляют фаллически-нарциссический характер ). У женщин фаллическая фиксация приводит к манере флиртовать, обольщать, к беспорядочным половым связям, к стремлению главенствовать над мужчиной, быть напористой и самоуверенной. Фаллическая фиксация обусловливает формирование у женщин истерического характера.

Неразрешенные проблемы эдипова комплекса расценивались Фрейдом как основной источник последующих невротических моделей поведения, особенно связанных с импотенцией, фригидностью, гомосексуализмом, инцестом, поиском партнера, который был бы «заменой» родителей. По мнению этого психолога, самые важные периоды в жизни ребенка завершаются до 5 лет: тогда и формируются главные структуры личности (уже сформированы структуры Я и Сверх-Я). Фаллической стадии соответствует зарождение таких черт, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, утрирование социальных проявлений поведения, свойственных тому или иному полу.

Латентная стадия (5-12 лет) характеризуется снижением полового интереса, психическая инстанция Я полностью контролирует потребности Оно, энергия человека направлена на школьное обучение, освоение общечеловеческого опыта и культуры, различных форм поведения, свойственных данному полу, на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми вне пределов семейного окружения.

В этот период ребенок начинает получать удовольствие от достижения успехов в том или ином виде деятельности (учебе, спорте, творчестве и т. п.). Чрезмерная фиксация на этой стадии обусловливает повышенную склонность к честолюбию, достижению успеха любой ценой, к карьеризму, формирует характер «трудоголика», для которого интересы, успехи в работе, карьере, бизнесе становятся главным содержанием жизни, а любовь, семья, дети, друзья и пр. смещаются на задний, скрытый, малозначимый план. Фиксация на латентной стадии обусловливает также формирование шизоидного характера.

С наступлением полового созревания начинается генитальная стадия сексуального развития, когда сексуальные влечения и интересы усиливаются и концентрируются на определенных представителях противоположного пола. По мнению Фрейда, все подростки в раннем подростковом возрасте проходят через «гомосексуальный период», предпочитают общество сверстников одного с ними пола и даже эпизодические гомосексуальные игры. Однако постепенно объектом энергии либидо становится партнер противоположного пола и начинается ухаживание. Увлечения юности обычно ведут к выбору брачного партнера и созданию семьи.

Генитальная стадия (12-18 лет) характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений, все бывшие эрогенные зоны объединяются, и появляется стремление к нормальному сексуальному общению. Однако его осуществление может быть затруднено, и тогда возможны регрессии, возвраты к прежним стадиям развития: усиление агрессивных стремлений Оно, эдипова комплекса и стремлений к гомосексуальности.

Нормальное развитие, по Фрейду, происходит с помощью механизма сублимации, а развитие, протекающее благодаря механизмам вытеснения, регрессии или фиксации, порождает патологические характеры. Описаны два наиболее ярких типа характера, формирующихся на этой стадии: психическая гомосексуальность и нарциссизм.

Люди с психической гомосексуальностью не проявляют ее как половое извращение, а строят свою жизнь, предпочитая друзей и тесные связи в компаниях лиц своего пола семье, отдавая первенство дружбе и деятельности в кругу лиц своего пола.

Второй тип сексуального характера - нарциссизм, когда вся энергия либидо направляется человеком на самого себя. На самом себе, своих действиях и переживаниях концентрируется внимание. Главным становятся самоудовлетворенность и самодовольство.

При благоприятных обстоятельствах развитие завершается наступлением психологической зрелости , основными признаками которой являются:

  • способность человека любить другого самого по себе, а не ради удовлетворения своих сексуальных потребностей;
  • стремление человека проявлять себя в продуктивном труде, в создании чего-то нового и полезного для людей.

Но этой стадии достигает далеко не каждый человек; многие люди по различным причинам как бы «застревают» на предыдущих этапах. Фиксация на них представляет собой неспособность продвигаться от одной психосексуальной стадии к другой. Она приводит к чрезмерному выражению потребностей, характерных для того этапа, на котором произошла остановка, формируя характер и тип личности, специфические проблемы взрослой жизни.

Таким образом, переживания раннего детства играют критическую роль в формировании взрослой личности.

Фиксация может происходить как в результате фрустрации (когда психосексуальные потребности ребенка пресекаются родителями и не находят оптимального удовлетворения), так и в результате сверхзаботы со стороны родителей, когда те не дают ребенку самому управлять собой. В любом случае, по мнению Фрейда, возникает чрезмерное скопление либидо, что впоследствии, в зрелые годы, может выразиться в виде «остаточного поведения», специфического характера и специфических отклонений.

Фрейд и его последователи разработали подробную динамичную систему, в которой различные эмоциональные и психосоматические расстройства соотнесены со специфическими особенностями развития либидо и созревания.

Анна Фрейд, дочь Зигмунда Фрейда, изучала закономерности детского развития и отметила, что параллельно с сексуальным (оральная, анальная, фаллическая, латентная, пубертатная стадии) происходит соответствующее развитие агрессивности (кусание, выплевывание, схватывание рукой как оральная агрессивность, затем разрушение и жестокость, садизм - на анальной стадии, потом - властолюбие, хвастовство, зазнайство на фаллической, и все завершается дисоциальными проявлениями у подростков на пубертатной стадии).

Каждая фаза развития ребенка, по мнению А. Фрейд, есть результат разрешения конфликта между внутренними инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями внешнего социального окружения. Нормальное детское развитие происходит скачками, не постепенно шаг за шагом, а вперед и снова назад, с прогрессивными и регрессивными процессами в их постоянном чередовании. Дети в своем развитии делают как бы два шага вперед и один назад. Оно рассматривается как процесс постепенной социализации ребенка, подчиняющийся закону перехода от удовольствия к реальности. Если поиск первого - внутренний принцип ребенка, то удовлетворение желаний зависит от внешнего мира, а в детстве - во многом от матери. Поэтому мать выступает первым законодателем для своих детей, и ее настроение, ее пристрастия и антипатии заметно влияют на их развитие. «Быстрее всего развивается то, что больше всего нравится матери и ею приветствуется» (А. Фрейд).

Ребенок остается незрелым до тех пор, пока его желания господствуют над ним, а решение об удовлетворении их или отказе принадлежит внешнему миру, родителям и другим людям. Стремление к удовлетворению своих желаний любой ценой исходя из принципа удовольствия может обусловить его асоциальное поведение. Лишь когда ребенок способен действовать по принципу реальности, учитывать требования социального окружения, анализировать и контролировать свои намерения и самостоятельно решать, нужно ли то или иное побуждение отклонить или превратить в действие, возможен его переход ко взрослому состоянию, Но следует учитывать, что продвижение к принципу реальности само по себе не гарантирует, что человек будет следовать социальным требованиям,

По мнению А. Фрейд, почти все нормальные элементы детской жизни, такие, например, как жадность, ревность, корысть, толкают ребенка в направлении асоциальности, И с помощью защитных механизмов психики некоторые инстинктивные желания, не одобряемые в обществе, вытесняются из сознания, другие переходят в свою противоположность (реакционные образования), направляются на иные цели (сублимация), переадресовываются другим людям (проекция). Так сложно и болезненно происходит социализация ребенка, включение его в жизнь общества.

Организация защитного процесса - это важная и необходимая составная часть развития Я. Развитие памяти, речи, мышления является необходимым условием для развития личности и социализации ребенка. Так, разумное мышление способствует пониманию взаимосвязи причины и следствия, а приспособление к требованиям общества и окружающего мира перестает быть простым подчинением: оно становится осознанным и адекватным. Становление принципа реальности и созревание мыслительных процессов - необходимые компоненты социализации, что открывает путь для новых ее механизмов (таких, как подражание, идентификация, интроекция), для выхода ребенка из семьи в школу, из школы в общественную жизнь, когда человек постепенно отказывается от личных преимуществ и учитывает интересы других людей, нормы морали и законы общества.

Фрейд признавал существование двух основных инстинктов - жизни и смерти, Первый из них, или Эрос, включают в себя все силы, служащие поддержанию жизни и продолжению рода. Наиболее важны сексуальные инстинкты и сексуальная энергия (либидо). Инстинкт смерти, или Танатос, лежит в основе всех проявлений жестокости, агрессии, убийств и самоубийств, всех вредных форм поведения, разрушающих здоровье и жизнь человека (пьянство, наркотики). Он подчиняется принципу энтропии, связан со стремлением сохранить динамическое равновесие! в результате чего всем живым существам присуще стремление вернуться в неопределенное состояние, из которого они вышли, а люди неосознанно стремятся к смерти. Данное положение Фрейда является спорным и многими психологами не признается.

Таким образом, человек с позиции психоанализа - это противоречивое, мучающееся, страждущее существо, поведение которого преимущественно определяется бессознательными факторами, несмотря на противодействие и контроль сознания. В результате этого человек - это часто еще и невротичное и конфликтное существо. Заслуга Фрейда состоит в том, что он привлек внимание ученых к серьезному изучению бессознательного в психике, впервые выделил и стал изучать внутренние конфликты личности.

Психоаналитическая теория Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека, когда считается, что неосознаваемые психологические конфликты контролируют это поведение.

Таблица 5.4.

Теория 3. Фрейда
Понимание человека Человек - противоречивое биосоциальное сексуальное существо, внутри которого идет постоянная борьба между его бессознательными сексуальными желаниями, его сознанием и совестью, в результате чего он сам не знает, как поступит в следующий момент и почему совершит тот или иной поступок.
Личность Личность - это целостная структура соотношения Оно, Я, Сверх-Я
Отношение к телу Тело и психика взаимообусловлены, Тело - источник основной жизненной энергии, мотивов, инстинктов, влечений и соответственно проблем, личностных конфликтов, связанных с их удовлетворением. Телесные заболевания имеют психологическую природу, т, е. психика может влиять на тело. Телесные особенности понимаются как символы выражения психологических и личностных проблем.
Социальные отношения Семья как модель общества. Здесь складываются отношения между индивидами (ребенок — мать, ребенок — отец, ребенок - другой ребенок), которые являются формообразующими для будущих социальных отношений. Выбор друзей, супруга, предпочтение того или иного начальника, образа жизни - все это задается первоначальными семейными отношениями и переживаниями. В социальных отношениях человек продолжает решать те проблемы, которые возникли в семейных связях.
Воля Воля выступает как один из возможных источников защитных механизмов, т. е. волевое усилие направлено на работу с нежелательным симптомом, подавляет его.
Эмоции Эмоциональная жизнь человека - основной источник для понимания подлинной мотивации. Сами эмоции являются:
  • способами изменения напряжения, связанного с инстинктами;
  • способами оценки удовольствия/неудовольствия;
  • формами защиты.

В основе любой отрицательной эмоции лежит подавленный аффект, порождающий тревогу.

Фрейд в основном занимался отрицательными эмоциями как проявлениями бессознательных комплексов человека.

Интеллект Интеллект - это орудие Я, орудие сознательной работы. Эмоциональная жизнь и связанные с ней мотивы доступны интеллектуальному рассмотрению, т. е. он может объяснять симптом, выявлять его истинную природу. Подлинное объяснение - это свобода от иллюзий, от мнимых ценностей. Любой аспект бессознательного может быть рассмотрен рационально. Развитие интеллекта - средство усиления Я, сознания, развития личности.

Если Я сильное, то интеллект может быть использован для объяснения истинной природы симптомов, если слабое, то он дополнительный источник слабости, так как объяснения будут неправильными, искаженными.

Самость (подлинное Я) Самость - это равновесное целое, единство всех структур личности. Отдельной субстанции самости нет. Подлинное Я всегда связано с телом.
Свобода человека Свобода человека крайне ограничена, это иллюзия: все проявления человеческой активности (действия, мысли, чувства, стремления) подчиняются мощным бессознательным инстинктивным силам, в особенности сексуальным и агрессивным. Поведение человека больше подчинено не сознанию, а бессознательным мотивам, сути которых человек никогда не может узнать полностью.
Наследственность Врожденная наследственная структура, бессознательное Оно составляет основу личностной структуры и развития. Психосексуальное развитие человека биологически, генетически обусловлено, хотя условия социальной среды в раннем детстве и могут очень сильно влиять на последующее развитие личности. Хотя Сверх-Я - продукт социального окружения, значение среды все-таки вторично по сравнению с первичностью биологически обусловленных инстинктов.
Изменчивость поведения Личность взрослого человека сформирована опытом раннего детства, характеризуется тем, какой стадии психосексуального развития он достиг или на какой зафиксировался, и практически остается неизменной в зрелые годы. Под влиянием психотерапии могут происходить модификации поведения, но не коренное изменение структуры личности.
Познаваемость психики человека Люди живут в субъективном мире чувств, эмоций, смыслов, которые являются причиной других явлений - действий, реакций, травм и т. п. Человек не выстраивает свое поведение осознанно; больше влияют неосознаваемые факторы, поэтому познаваемость психики достигается с трудом - благодаря научным методам.
Отношение к психотерапевтической помощи Концепция Фрейда рассматривает психические расстройства как следствие психотравм и возникших бессознательных комплексов. Поведенческое расстройство возникает как результат конфликта между Оно и Сверх-Я, который не в состоянии разрешить сознание Я. Психоанализ как метод психотерапии является эффективным, индивидуальным интрапсихическим методом, направленным на поиск и нейтрализацию причин, вызвавших бессознательные комплексы и невротические симптомы, на оказание помощи в осознании самим пациентом причин, проявлений и путей преодоления невротических симптомов.