Грехи против ближних. Грехи против бога, себя и ближнего Грехи против бога себя и ближнего

Все множество человеческих грехов можно условно разделить на грехи против Бога, против ближних и против собственной души. Здесь укажем лишь на некоторые грехи, потому что не только описать, но и просто перечислить все их множество не входит в задачи этой книги, да и невозможно.


Грехи против Бога

Современные люди в большинстве своем забыли о Боге, забыли или вовсе не знали дороги в храм Божий, о молитве в лучшем случае лишь слышали. Но если мы люди верующие, то не скрывали ли своей веры ради ложного стыда и страха перед людьми? Если так, то не о нас ли Господь сказал:

«Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет в славе Отца Своего со святыми Ангелами»

(Мк. 8, 38)?

Один из самых тяжких грехов - сознательное ругательство на Бога и на веру, хула и ропот на Бога . За последний грех подвергнуты своему недугу бесноватые и значительное число помешанных.

Кощунство . Этот грех мы совершаем, когда отзываемся насмешливо о разных верованиях Церкви и ее священных обычаях, в которых ничего не разумеем; также когда не заступаемся за веру, слыша заведомо ложные и бессовестные против нее укоризны.

Ложная клятва; постоянная и неблагоговейная божба . В последнем проявляется отсутствие в человеке страха Божия и пренебрежение к величию Божию.

Мы согрешаем против Бога и тем, что не исполняем своих обетов исправиться или благочестивых обетов предпринять какой-либо подвиг или совершить дело благотворения. За это часто Господь посылает грешной душе чувство тяжелого уныния или как бы беспричинного гнева, тоски или страха - чтобы она, вспомнив о неисполненном обете, принесла покаяние и исправила свой грех.

Тем, что не посещаем церковные богослужения . Христиане должны посещать богослужения Святой Церкви, по крайней мере, в воскресные и праздничные дни, и если мы не делаем этого, то согрешаем пред Богом. Неблагоразумно успокаивать себя мыслью, что большинство людей и вовсе не посещают церковь. По правилам св. апостолов, кто отсутствовал в церкви три недели подряд, совсем отлучался от церковного общения.

Тем, что не молимся ежедневно дома . Не говоря уже о том, что это наша обязанность, мы должны исполнять этот долг христианина, сына Церкви, если не хотим быть лишь игралищем страстей: или распутства, или пьянства, или любостяжания, или уныния, - ибо только с постоянной борьбой против себя и чрез благодать, подаваемую молящимся, может человек исправлять свою жизнь. А если он не молится и к Церкви не прибегает, то его греховные пороки останутся при нем, какие бы красивые слова о спасении и очищении от страстей он ни говорил.

Мы сильно погрешаем пред Богом, когда увлекаемся различными мистическими и оккультными учениями, проявляем интерес к инословным и языческим сектам , которые особенно в настоящее время необыкновенно умножились. Погрешаем и сочувствуя вере в переселение душ, пришедшей от древних язычников-индусов, теософии, астрологии.

Также суеверием . Не говоря уже о множестве суеверий, доставшихся нам в наследство от наших предков-язычников, мы часто увлекаемся нелепыми суевериями современного образованного общества: все новыми и новыми вымыслами и фантастическими теориями, принимаемыми лишь по требованию моды.

Грех пред Богом есть и небрежение о душе своей . Забывая Бога, мы вместе с Ним забываем и свою душу и не внимаем ей. Внимать же душе своей невозможно иначе, как раскрывая ее пред Богом, молясь Ему, благоговея пред Ним.


Грехи против ближних

По забвению Бога и нерадению о своей душе мы часто наносим душевный вред нашим ближним.

Особенно тяжким грехом является грубое оскорбление родителей, постоянно наносимые им обиды .

Господь изрек Моисею: «кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти» (Исх. 21, 17). И этот смертный приговор злословящим родителей подтверждает Спаситель, именно как заповедь Божию (Мф. 15, 4; Мк., 7, 10). Подобна этому греху дерзость учеников в отношении учителей.

Обиды, наносимые ближним . Под обидой надо разуметь не только то, что сердит человека, но еще более то, что наносит ему вред, и более всего вред его душе .

Мы причиняем обиды ближним, когда советуем им что-либо дурное, порочное; когда осмеиваем их добрые качества: целомудрие или стыдливость, послушание родителям, добросовестность на службе или в учении. Поступая так, мы соделываем себя еще более тяжкими грешниками пред Богом, чем воры и грабители. Но еще более преступны те, которые соблазняют невинного на грех, употребляя для этого усилия, иногда продолжительные.

Когда всеваем в сердца ближних сомнения в вере, осмеиваем их благочестие, отваживаем от молитвы и храма, сеем раздоры между братьями, супругами, сослуживцами или товарищами. Все поступающие подобным образом суть помощники и слуги диавола, который получает над ними сильную власть, ибо они сами отдали себя в послушание его воле.

Такова же клевета на ближних в беседах с людьми и в печати, а также осуждение без уверенности в том, что ближние действительно виновны.

Грех против ближнего - ненависть, злорадство вместо сострадания. Этот грех подобен человекоубийству (1 Ин. 3, 15).

Злопамятство , даже если оно и не выражается в мстительности. Оно ни во что вменяет наши молитвы, по слову Господа (Мк. 11, 24-26), и показывает, что сердце наше исполнено всякого самолюбия и самооправдания.

Грехом против ближних является и непослушание - в семье, в школе или на службе. С непослушания начался грех во вселенной; за непослушанием следуют множество новых зол: леность, обман, дерзость против родителей или начальников, искание чувственных наслаждений, воровство, отвержение страха Божия, грабежи и убийства, отвержение самой веры.

Злые чувства непослушания, а особенно злопамятства и злорадства вырастают в той душе, которая любит осуждать . Вместе с привычкой без нужды осуждать людей в нас развивается услаждение недостатками ближних, а затем нежелание признать в них что-то доброе, а отсюда уже близко и до злорадства, и до злопамятства.


Грехи против собственной души

Мы оказываемся и недостойными хозяевами своей собственной души, которую нам дал Бог, чтобы сделать ее способною для служения Ему и ближним. Душа, покорившаяся Богу, всегда недовольна собою и укоряет себя , кроме прямых нарушений заповедей Божиих, за неусердное исполнение их.

Грех лености . Мы стараемся идти в ту церковь, где раньше кончится служба, сокращаем молитвы, ленимся посещать больных или тюрьмы, по заповеди Божией, не заботимся о благотворении, милости и служении ближним - словом, ленимся «работать Господу» (Деян. 20, 19) самоотверженно, бескорыстно. Любим заниматься празднословием, когда время работать, любим посещать дома, где нет ничего ни полезного, ни отрадного для души, чтобы только убить время, вместо того чтобы с пользой занять его.

От празднословия образуется привычка лгать , не заботиться о правде, а говорить то, что приятно слуху. И это совсем не маловажное дело: все скверные дела на свете приправляются ложью и клеветой. Недаром сатана называется отцом лжи.

От привычки лгать рождается лесть . В обществе людей стало обычным это орудие всяческих земных стяжаний.

Противоположный лести грех - привычка ругаться , которая столь распространена теперь, особенно среди молодежи. От ругательных слов грубеет душа и оскорбляются собеседники. Особенно Господь гневается на тех, которые называют ближних именами нечистой силы. Не станет говорить таких слов христианин, который дорожит своим спасением.

Грех нетерпения . В нем имеет причину добрая половина наших ссор и огорчений в семье, на службе, в обществе, происходящих оттого, что мы не постарались сдержать на несколько минут чувства раздражения на чью-то неосторожность или неисправность, или на причиненную нам обиду. Подвиг терпения необходим и для соблюдения постов, за нарушение которых христианин отлучается соборами на два года от святого причащения; соблюдение же их есть лучший способ обуздывать страсти, стяжевать добродетели и приобретать расположение к молитве и духовному чтению.


Согласно святоотеческому учению, всякий грех лишает человека благодати Божией, делает его чуждым Богу, и - как следствие этого отчуждения - лишает жизни духовной. Исцелиться же от греховной смерти можно только принеся искреннее покаяние .

Покаяние - это не просто раскаяние в отдельных греховных поступках, но отвержение своей прежней греховной жизни , построенной на началах самолюбия и самоугодия, и избрание жизни «по Богу», по воле Божией, в делании заповедей Божиих. Истинная христианская жизнь начинается с покаяния и вся должна быть проникнута покаянным настроением. Никакие врачевства против греховных недугов недейственны и бесполезны, если они не растворены покаянием. Всякому человеку, ищущему спасения, найти этот многотрудный и болезненный путь есть единое на потребу.

«Путь покаяния... освящен учением Святого Духа, сияющим из Священного Писания и писаний отеческих... - пишет святитель Игнатий Брянчанинов. - На пути покаяния вы не найдете довольства собою. Смотря в себя, вы не найдете ничего льстящего вашему самомнению. Вас будут утешать ваш плач и ваши слезы, утешением вашим будет легкость и свобода совести. Таков жребий и удел, отделенный Богом для тех, которых Он избрал в духовное, истинное служение Себе» (из письма).

Но существуют греховные болезни души, связанные с ложными воззрениями на благочестие и на жизнь вообще, которые препятствуют покаянию и тем ставят человека, по существу дела, вне Церкви, вне общества спасающихся. Это суть следующие.

Неверие и маловерие . Неверие - это сознательное упорное отвержение истин веры. Следует отличать действительное неверие и сомнение от мнимого и кажущегося, которое часто бывает от мнительности. Грехом неверия или маловерия является также сомнение в таинствах церковных.

Самообольщение и прелесть . Это мнимая близость к Богу и вообще к чему-либо Божественному и сверхъестественному. Самообольщению подвергаются иногда ревностные к внешним подвигам христиане. Превосходя своих знакомых подвигами поста и молитвы, они уже мнят себя зрителями Божественных видений или, по крайней мере, благодатных сновидений; во всех случаях своей жизни они видят особые, нарочитые указания Божий или Ангела-хранителя, а затем уже воображают себя особыми избранниками Божиими и нередко пытаются предсказывать будущее. Святые отцы ни против чего не вооружаются так горячо, как именно против этого недуга - духовной прелести. Этот гибельный недуг особенно распространился в наше время, начиная с конца прошлого века: иоанниты, чуриковцы и им подобные последователи новоявленных «пророков» и «христов».

Длительное сокрытие греха . Такое бедственное состояние души человека связано со страхом сознания в грехе и бывает чаще всего следствием грехов или очень постыдных и грязных (противоестественных, по седьмой заповеди, как кровосмешения, скотоложества, деторастления) или преступных: убийство, детоубийство, воровство, грабеж, попытка отравления, злостное оклеветание из ревности или зависти, внушение ненависти к близким, возбуждение ближних против Церкви и веры и подобные. Вследствие ложного стыда или страха совершивший грех человек порой мучается всю жизнь, считая себя погибшим для спасения. И может действительно погубить свою душу, если, например, внезапная смерть лишит его возможности покаяться. Этот греховный недуг влечет за собой и другое, не меньшее, зло - ложь на исповеди .

Отчаяние . Часто это чувство гнетет человека после грехов непоправимых, например: детоубийства или истребления плода, причинения кому-либо непоправимого вреда, несчастья; иногда же по причине собственных горестей - смерти детей, почитаемой наказанием Божиим за прежние грехи, запутанных обстоятельств и т. п. Отчаяние всегда имеет в себе скрытый яд гордыни или самолюбия, как бы начаток некоего ропота и укоризны промыслу Божию, озлобленное чувство на Бога или на людей.

Беспечность и окамененное нечувствие . Это противоположное отчаянию зло. Оно проявляется, например, в том, что люди совершают тяжкие грехи - как блуд, причинение обид жене и родителям, обман, полное удаление своей жизни от храма Божия, - и признаются в этом, но с легким сердцем, не сознают гибельности этих грехов и не думают начать борьбу с ними.

Самооправдание и обвинение других . Дух самооправдания является одним из главнейших врагов нашего спасения. Спасаемся мы или далеки от спасения, определяется не числом наших грехов, а способностью признавать себя виновными и грешными, степенью сокрушения о наших грехах. Также и обидами, нанесенными нам ближними, несправедливостью в отношении к нам, мы отнюдь не оправдываемся пред Богом, а отвечаем за собственные вины и страсти, которыми погрешили.

Противоположная самооправданию готовность во всем винить себя, а не других - это великая добродетель, не только в очах Божиих возносящая человека, но и привлекающая к нему сердца людей.



| |

Когда человек хочет открыться перед Богом в своих проступках, он не всегда понимает, как это нужно сделать. Особое затруднение вызывают грехи на исповеди. Перечень своими словами кратко не все могут сформулировать. Какие из них важные, а какие можно пропустить? Что именно считается грехом?

Обряд покаяния

Исповедь в христианской вере - признание в совершенных грехах перед священником, который является свидетелем вашего покаяния от имени Христа. Специальными молитвами и разрешительными словами священник прощает грехи всем, кто искренне о них сожалеет. По правилам христианской церкви:

  1. Проходить обряд могут все, кому уже исполнилось 7 лет.
  2. Представитель церкви не может принуждать исповедоваться. Это решение добровольное.

Во время процедуры мирянин должен перечислить все, что считает нужным. Если же он затрудняется, Святой отец может подтолкнуть его наводящими вопросами. Лучше, когда у каждого православного есть свой духовный наставник, который знает человека с детства и может помогать ему расти духовно, выступать не только в роли священника, но и учителя.

Сегодня по всем законам исповедь является тайным делом, а священник не может быть осужден, если он отказался раскрыть факты, известные ему из исповеди. Это сделано для того, чтобы любой человек мог очистить свою душу, так как все имеют на это право. Чтобы чувствовать себя уверенно у священника, нужно все хорошо обдумать заранее и подготовиться .

Как приготовиться к исповеди в церкви?

Вот некоторые советы, которые дают духовные наставники:

  1. Нужно разобраться и понять, что вы делали не так. Осознать свои проступки, совершенные перед Богом и людьми.
  2. Приготовьтесь к простой беседе. Не думайте, что сейчас с вас буду требовать знания какого-то особого церковного языка. Все как у людей в миру.
  3. Не бойтесь признаваться даже в самых страшных, по вашему мнению, грехах. Бог знает все, и вы его не удивите. Впрочем, как и священника. За годы своего служения, он услышал всякое. К тому же все мы одинаковы в своем большинстве, поэтому ничего особенно нового вы не можете ему рассказать. Не переживайте, он не осудит. Не для этого Святой отец пришел на службу.
  4. Не говорите о мелочах. Подумайте о серьезных вещах. Вспомните, как вы относились к Богу и ближним. Под близкими людьми церковь понимает всех, кого вы встретили и даже успели обидеть.
  5. Попросите прощения у тех, кто рядом лично, кто далеко - мысленно.
  6. Прочитайте специальные молитвы накануне.

Исповедь должна стать регулярной для человека, который хочет духовно расти над собой. Это поможет более ответственно относиться к своей жизни и людям находящимся рядом.

В этом видео будет даны все ответы на волнующие вас вопросы про этот обряд:

Как правильно написать грехи на исповедь?

Считается, что при перечислении своих проступков использовать их список неправильно. Необходимо произносить так. Но некоторые люди волнуются и не могут собраться с мыслями, поэтому можно составить черновик для себя. Это поможет привести мысли в порядок и ничего не забыть.

Разделите лист бумаги на такие колонки:

  1. Грехи против Бога.

Сюда вы запишите:

  • Кощунство.
  • Неисполнение своих обетов.
  • Мысли о самоубийстве.
  • Недовольство судьбой.
  1. Грехи против близких .

А именно:

  • Неуважение родителей.
  • Обида.
  • Зависть, злорадство, ненависть.
  • Клевета.
  • Осуждение.
  1. Преступления против своей души:
  • Лень.
  • Самолюбование.
  • Сквернословие.
  • Самооправдание.
  • Блуд.
  • Неверие.
  • Нетерпение.

Какие грехи перечислять на исповеди?

Итак, попробуем выделить более подробно самые часто встречающиеся и требующие внимания в список:

  • Позволяла себе быть недовольной жизнью данной мне Богом и людьми окружающими меня.
  • Имела смелость ругать детей своих и гневаться на близких.
  • Сомневалась в честности.
  • Осуждала других за их грехи, слабость.
  • Ела пищу вредную для здоровья и пила напитки неполезные.
  • Не прощала обидевших меня.
  • Расстраивалась из-за убытков.
  • Пользовалась чужим трудом.
  • Не оберегала себя от болезней и не ходила к врачам.
  • Обманывала сама.
  • Отмечала праздники пьянками и земными увлечениями.
  • Смеялась над чужим проступком.
  • Верила приметам, соблюдала их.
  • Желала себе смерти.
  • Давала плохой пример своей жизнью.
  • Увлекалась примеркой нарядов и драгоценностей.
  • Клеветала на людей.
  • Искала виновников своих проблем.
  • Посещала гадалок, экстрасенсов.
  • Являлась причиной раздора между людьми.
  • Ревновала.
  • Пользовалась пищей для получения удовольствия, а не для удовлетворения голода.
  • Ленилась.
  • Боялась страданий.

Мы постарались вспомнить и подобрать самые жизненные ситуации. Как можно заметить, некоторые из грехов истинно женские. Но есть такие, которые совершает только сильная половина человечества. Их мы тоже разобрали и оформили списком ниже.

Покаяние для мужчины

Вот такая заготовка для мужчин, которые не могут сформулировать некоторые свои проступки, а может, не заметили их вовсе:

  • Сомневался в Боге, вере, жизни после смерти.
  • Насмехался над несчастным, убогим.
  • Был ленивым, тщеславным, гордым.
  • Уклонялся от службы в армии.
  • Не выполнял обязанностей.
  • Дрался, дебоширил.
  • Оскорблял.
  • Соблазнял замужних женщин.
  • Пьянствовал, принимал наркотики.
  • Отказывал в помощи просящим.
  • Воровал.
  • Унижал, хвастался.
  • Вступал в корыстные споры.
  • Хамил и вел себя нагло.
  • Боялся.
  • Играл в азартные игры.
  • Помышлял о самоубийстве.
  • Рассказывал пошлые анекдоты.
  • Не отдавал долг.
  • Шумел в храме.

Конечно, перечислить все грехи невозможно. У каждого к тому же есть такие, о которых трудно догадаться. Но теперь вам будет понятно, как мыслить. Оказывается, элементарные вещи, к которым мы казалось бы привыкли, являются грехом .

Итак, мы постарались помочь вам разобраться, какие возможно называть грехи на исповеди. Перечень своими словами кратко оформили списком в данной статье для удобства.

Видео: что говорить на исповеди священнику

В данном ролике протоирей Андрей Ткачев расскажет, как правильно подготовиться к исповеди, какие слова говорить святому отцу:

Нижеследующий список не должен рассматриваться как "инструкция", а как помощь к общему пониманию того, какие существуют грехи и наклонности, и из них ощутить настрой, к которому мы призваны, пройдя путем покаяния.

Грехи тяжкие, могущие лишить надежды на спасение
1. Гордость, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему: словом – гордость до самообожания.
2. Несытая душа, или Иудина жадность к деньгам, соединенная большею частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.
3. Блуд, или распутная жизнь блудного сына, расточившего на такую жизнь все отцовское имение.
4. Зависть, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему.
5. Чревоугодие или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстною привязанностию к различным увеселениям по примеру Евангельского богача, который веселился на вся дни светло.
6. Гнев непримирительный и решающийся на страшные разрушения, по примеру Ирода, который в гневе своем избил Вифлеемских младенцев.
7. Леность, или совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни, как например, во дни Ноя.

Грехи хулы на Духа Святого
Чрезмерное упование на Бога или продолжение тяжко греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие.
Отчаяние или противоположное чрезмерному упованию на Бога чувство в отношении к милосердию Божию, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до мысли о самоубийстве.
Упорное неверие, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами, отвергающее самую дознанную истину.

Грехи, вопиющие к небу об отмщении за них
Вообще умышленное человекоубийство (аборты), а в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство).
Содомский грех.
Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и малолетних детей сирот.
Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы.
Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба или последней лепты, которые потом и кровию добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе у заключенных в темнице милостынь, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им, и вообще угнетение их.
Огорчение и обиды родителям до дерзких побоев их.

Грехи против Господа Бога
Верование снам, ворожбе, встречам и другим приметам. Сомнения в вере. Леность к молитве и рассеянность при ней. Нехождение в Церковь, долгая небытность у исповеди и Св. Причастия. Лицемерие в Богопочтении. Хула или только ропот на Бога в душе и на словах. Намерение поднять на себя руки. Напрасная божба. Обещание Богу неисполненное. Кощунство над священным. Гнев с упоминанием нечистой силы (черта). Ядение или питие в воскресные и праздничные дни до окончания Литургии. Нарушение постов или неточное соблюдение их, рабочее дело в праздники.

Грехи против ближнего.
Как правило, происходят от недостатка любви, от злобы, ненависти или бесчувствия к нему и его спасению (перечень грехов, из которого вы выбираете вами совершённые, начиная с 7-ми летнего возраста):

Согрешил неимением любви к ближнему, которые проявляются: нетерпением, немилосердием, эгоизмом, мнительностью, ревностью, непостоянством в отношении к ближним, подозрительностью нрава. Подозрительность - тяжелый грех, указывающий на нехристианское устроение души человека. Христианин во всех жизненных обстоятельствах всегда должен в отношениях с ближними ставить всех других выше себя, и рассматривать поступки людей и их мотивы с лучшей стороны. Таков мирный дух.
- Согрешил неимением дел любви и непонуждением себя на них, в том числе: не посещал больных, заключенных, не помогал нуждающимся, скупился на милостыню, осуждал нищих, не утешал скорбящих, не защищал невинных людей и правого дела, не хотел пожалеть ближнего, уступить ему, услужить. Дела любви должны совершаться не по самоизмышлению –«самодельный крест», а там и тогда, когда Господь через сложившиеся жизненные обстоятельства нас к тому призывает.
- Согрешил нерадением о спасении ближнего . К этому греху относятся хладность и забывчивость в молитвах за ближнего. В каждом человеке нужно видеть прежде всего его бессмертную душу, а не только тленную плоть, и отношения с нашим ближним строить так, что бы способствовать укоренению его души в вечной жизни.
- Согрешил непочитанием родителей . Не смирялся перед родителями, не оказывал им должного уважения и внимания, гневался, кричал, поднимал руку на них, не заботился, не покоил их старость и т. д. Непочитание родителей - нарушение пятой заповеди закона Божия: «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» Втор. 5, 16. Но это не должно отодвигать на второй план почитание Бога: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня» Мф.10,37.
- Согрешил непочитанием старших .
- Согрешил невоспитанием детей в Православной вере . По учению Церкви, родители на Страшном Суде Божием ответят перед Богом за то, как они воспитывали своих детей. Поэтому христианское воспитание детей - это и вопрос спасения души самих родителей. Верующие родители должны как можно раньше крестить своего ребенка и с того времени ходить с ним в Церковь, регулярно причащать его, с младенчества молиться о нем и при нем вслух, в свое время обучить его молитвам и основам веры. Главное - своей душой, своим примером, «иерархией ценностей» в своей жизни привить ребенку христианское мировоззрение и соответствующее устроение души.
- Согрешил тем, что не заботился о подчиненных и зависимых от меня людях.
- Согрешил вольным или невольным убийством , в том числе абортами. Сюда относятся грехи членовредительства. Членовредительство - это вольное или невольное нанесение себе или другим увечий и рукоприкладства, в том числе действия, которые вольно или невольно привели к прерыванию беременности, выкидышу или какому-либо ущербу здоровья плода. Аборты - это смертный грех убиения невинного младенца. Церковь не различает, на какой стадии развития младенца была уничтожена его жизнь - зародыша или плода, ибо жизнь и бессмертная душа даруется человеку Господом с момента зачатия. Для Суда Божия нет различия в том, ходила ли женщина в больницу «делать операцию» или, к примеру, закопала новорожденного младенца в саду, объяснив это тем, что позора стыдится, или зарплата маленькая и жилплощадь не позволяет и т.п. За грехом аборта неизменно следует наказание Божие, особенно в старости. По канонам Церкви причастных к аборту следует на многие годы извергать из Церкви до полного покаяния и искупления. Имеющие на совести такой тяжкий грех должны покаяться в нем от всего сердца, твердо обещать Господу не только самим более никогда его не совершать, но всячески удерживать от него окружающих, и, исповедовавшись в этом грехе перед священником, принять от него епитимью - церковный наказ во искупление сего смертного греха.
- Согрешил жестокостью к животным . Человек творит грех, если жестоко бьёт и мучает животных, издевается над ними, не создает им нормальных условий для жизни.
- Согрешил страстной привязанностью к животным . Страстная привязанность к животным нарушает естественное, Богом заповеданное отношение между человеком и животными, о которых надо заботиться и жалеть их, и повреждает отношение человека к другим людям и к самому себе, да и вредна для самих же животных.
- Согрешил ненавистью и злобой, зложелательством, зловоздаянием т.е. мстительностью, злорадством.
- Согрешил гневом , раздражением, вспыльчивостью.
- Согрешил проклинанием (проклятием). Проклятие - грех призывания на ближнего сатанинских сил. При этом наносится великий ущерб ближнему особенно в том случае, когда этот ближний находится в духовной зависимости от проклинающего его - как, например, ребенок от родителей. Но проклинающий и сам неизбежно попадает в зависимость от нечистой силы, становится ее «законной» жертвой, ибо сам её призвал.
- Согрешил непримиримостью , злопамятностью, нежеланием смирить себя перед ближним.
- Согрешил нанесением оскорблений , поношением, злословием.
- Согрешил раздражительностью , прекословием, укорением, упрямством, спорливостъю.
- Согрешил пристрастностью . Пристрастность - это предвзятость, необъективность, «двойная мерка» в отношениях с людьми.
- Согрешил клеветой , сплетнями.
- Согрешил завистью .
- Согрешил ложью , лукавством, лицемерием, хвастовством.
- Согрешил осуждением . Осуждение - чрезвычайно широко распространенный и в то же время крайне слабо осознаваемый грех. Обмирщвленное сознание считает не только позволительным, но и необходимым иметь на всё суждение, как правило, носящее осудительный характер. При этом упускается из вида не только крайняя субъективность любого индивидуального суждения, но и прямой запрет Господом греха осуждения, неоднократно повторенный в Евангелии. Так, в Нагорной проповеди Христос непосредственно связывает помилование Богом каждого человека с неосуждением им других людей: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы» Мф.7,1 - 2. В осуждении сплетаются несколько грехов. Грех гордости (несмирения), грех нелюбви к ближнему и, наконец, похищение Божественного права суда. Ибо только Творец имеет право судить Свое творение. «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого?»Иак.4,12.
- Согрешил лицеприятием , человекоугодием, лестью. Человекоугодие - корыстное желание угодить кому-либо с целью получения каких-либо благ или привилегий, это преклонение или страх перед «сильными мира сего».
- Согрешил соблазняющим окружающих поведением , желанием страстно нравиться. Нравиться из тщеславного желания внимания к себе или из желания блудного прельщения. О соблазнителях и соблазнах в Библии сказано: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит» Мф.18,6-7.
- Согрешил вольностью и дерзостью в обращении с людьми, наглостью и бесчувственностью, издевательством и насмешками, бесстыдством.
- Согрешил страстным любопытством , подглядыванием и подслушиванием за людьми, желанием узнать чужие грехи и тайны.

Грехи против себя.
Как правило связаны со страстями чревоугодия, сребролюбия и блуда. (перечень грехов, из которого вы выбираете только вами совершённые, начиная с 7-ми летнего возраста):

Согрешил небрежением Божьими дарами : жизнью, талантами, временем. Пустой мечтательностью, бессмысленным времяпрепровождением, пустословием, праздностью.
- Согрешил пристрастием к телевизору, компьютеру, коллекционированию, спорту, чтению неполезной для души литературы и другим зрелищам и занятиям.
- Согрешил небрежением о своем здоровье или чрезмерной попечительностью о своем здоровье.
- Согрешил сластолюбием, ленью , расслаблением тела и чувств, многоспанием, негою, люблением телесного покоя, тунеядством. Тунеядство - это «дармоедство». Апостол Павел учит: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» 2 Фес.3,10. Сластолюбие-любовь к сладостям жизни, желание жить в наслаждениях.
- Согрешил неисполнением своих повседневных обязанностей , нехранением совести относительно вещей – это нерадение о сохранении вещей, о разумном и экономичном их использовании, о качественном выполнении работы, не повредить что-либо. Сюда же относится небрежное отношение к своим обязанностям по принципу «Как-нибудь, да обойдется», «Тяп-ляп», «На скорую руку» и т.п..
- Согрешил сребролюбием , любостяжательностъю, мечтаниями о богатстве, любовью к подаркам, пристрастием к различным предметам лишающим душу свободы, расточительностью или, наоборот, ущемлением себя и ближних из-за жадности, скупости и страсти к накопительству, корыстолюбием. Сребролюбие-это страсть, при которой кумиром становятся деньги, имущество, всякое материальное богатство. Корыстолюбие - по церковно-славянски – мшелоимство.
- Согрешил злоприобретением , лихоимством, хищением, воровством, выманиванием, попрошайничеством. Злоприобретение - приобретение денег, материальных благ или имущества нечестными, недостойными христианина средствами, например хитростью. Лихоимство - взятки, вымогательство и т.п. Хищение - кража государственного имущества. Воровство – присвоение себе не принадлежащего чего-бы то ни было (имущества, денег, вещей, похвалы, имени и т.д.) Святотатство – присвоение себе взятого в Церкви.
- Согрешил блудом . Блуд - плотская связь мужчины и женщины, не находящихся в законном браке. Блуд является смертным грехом. По слову апостола Павла, «никакой блудник не имеет наследия в Царстве Христа и Бога»Еф.5,5.
- Согрешил прелюбодеянием . Прелюбодеяние - плотская связь мужчины и женщины в том случае, если один из них или оба находятся в супружестве и при этом имеют связи с другим лицом. Прелюбодеяние является более тяжким грехом, чем блуд, ибо в этом случае кроме духовного ущерба самим этим людям наносится оскорбление их близким, а также подвергается поруганию Церковь как совершительница законного брака.
- Согрешил противоестественными блудными отношениями , к таким относятся: кровосмешение - близкородственные связи, а также мужеложство, скотоложство и пр.
- Согрешил рукоблудием . Рукоблудие - в любых видах удовлетворение плотского разжения.
- Согрешил блудными разжжениями и всяческим сладострастием: чтением развратных книг рассматриванием соблазнительных картин и зрелищ.
- Согрешил ночными осквернениями . Ночное осквернение может быть вольным, т.е. следствием невоздержанности в жизни: чревоугодия, многоспания, услаждения блудными помыслами и т. д. Также - следствием осуждения ближнего, таковое требует особого покаяния в Таинстве Исповеди. И может быть невольным физиологическим явлением без явных греховных причин. Таковое не является грехом. Но в любом случае и это не следует скрывать на исповеди. Если же случится - омыться, прочесть специальный канон или молитву от осквернения по молитвослову.
- Согрешил невоздержанием в супружеской жизни , нехранением постов и праздников. Церковь возбраняет супружеские отношения в кануны праздников, воскресных дней и накануне среды и пятницы, а также в течение многодневных постов.
- Согрешил нескромным воззрением и вольным поведением с лицами противоположного пола, сладострастными прикосновениями, нескромностью в одежде и украшениях; плясаниями и телодвижениями, вызывающими сладострастные чувства, похоть, душевное и психическое помрачение, соблазнительными разговорами и песнями, неумеренным смехотворством. Участием в страстных мирских развлечениях, в том числе игрой в карты и другие азартные игры.
- Согрешил душевной нечистотой : блудными помыслами, медлением в них, воспоминанием грехов, невоздержанностью душевных и телесных чувств.
- Согрешил курением, пьянством и употреблением препаратов и средств , вызывающих наркотическое опьянение, эйфорию, противоестественно возбуждающих, расслабляющих и одурманивающих. Это - услаждение действием наркотиков, начиная от собственно наркотических препаратов, лекарств и токсичных веществ до концентрированного чая, слушания одурманивающей музыки и т. п.. Употребление наркотических средств - смертный грех, ибо относится к греху самоубийства. Церковь не воспрещает употребление спиртных напитков в меру, но воспрещает ими упиваться, как не воспрещает еду, но воспрещает чревоугодие.
- Согрешил чревоугодием , тайноядением, чревобесием, гортанобесием, многоядением, невоздержанностью в пище и питии, недовольством пищей и питием. Чревоугодие - страсть насыщения пищей и питием, когда это становится жизненным кумиром. Тайноядение - употребление пищи тайком из жадности, стыда или нежелания делиться. Чревобесие - страстное желание заполнить поплотнее желудок (чрево), съесть как можно больше. Гортанобесие - страсть вкушать особо вкусную пищу, наслаждаться вкусовыми ощущениями.
- Согрешил употреблением в пищу крови животных . Неупотребление в пищу крови - одно из древнейших установлений церковного устава См.: Быт.9,4; Исх.34,15; Деян.15,20. Кровь - носитель души. Употребляя в пищу кровь животных, человек проникается животными инстинктами, помрачает душу.

Будучи в поездке по Карелии, уже при возвращении в одном из монастырей во Владимирской области я увидел крайне любопытный список прегрешений, "вменяемых в вину" местных прихожанам. Этот "шедевр" настолько любопытен, что захотел его воспроизвести его тут!... Ибо "смешались в кучу кони, люди" :)

ГРЕХИ ПРОТИВ БЛИЖНЕГО

Халатное отношение к своим обязанностям на работе и дома.
- Непочитание родителей, отказ помогать им.
- Непочтительное отношение к своим начальникам, старшим по возрасту, блюстителям порядка, военнослужащим.
- Ругать государственную власть.
- Оскорблять ближнего.
- Частые ненужные укоризны, мелочные придирки; притеснение ближнего.
- Нанесение побоев.
- Убийство.
- Аборт (согласие на аборт).
- Разглашение чужих слабостей, скверных поступков.
- Клевета.
- Соблазнение ближнего на грех.

ГРЕХИ ПРОТИВ СЕБЯ

Чревоугодие.
- Переедание (чревобесие).
- Лакомство (гортаннобесие).
- Тайноедение.
- Несоблюдение постов.

Плотоугодие.
- Многоспание.
- Частое мытье тела ради удовольствия.
- Бегание труда телесного.

Любодеяние.
- Смотреть на противоположный пол с вожделением.
- Просмотр кинофильмов, фотографий с обнаженным телом.
- Блудные помыслы, мечтания; совершения греха мыслью.
- Посещение общественного пляжа.
- Танцы.
- Половая связь до брака.
- Нарушение супружеской верности.
- Совокупление супругов во время поста, накануне воскресных и праздничных дней.
- Блуд противоестественный (рукоблудие, мужеложство, скотоложство).
- Блудное ночное осквернение.

Любостяжание.
- Пристрастие к деньгам, имуществу.
- Сильное желание обогатиться.
- Скупость, жадность.
- Бесцельное коллекционирование.
- Воровство.
- Грабеж.
- Пристрастие к некоторым вещам (любимая чашка, ваза и т.п.), или к животным.
- Подача денег под проценты с целью наживы.
- Немилосердие к нищим, нуждающимся.
- Приобретение предметов роскоши.
- Обман с целью наживы.
- Отсутствие веры в Бога как Промыслителя, что Он печется о всех нас.

Гнев.
- Вспыльчивость.
- Ярость.
- Спор, переходящий в ссору.
- Бранные, жестокие, колкие слова.
- Толкнуть, ударить кого-либо во гневе.
- Ненависть.
- Памятозлобие.
- Жестокое отношение к животным.
- Поломка вещей во гневе.
- Проклинать кого-либо во гневе, желать ему смерти, несчастий.

http://s53.radikal.ru/i140/0907/55/e2d73ec737c7.jpg
Печаль (досада, огорчение).
- Огорчение, досада из-за различных обстоятельств нашей жизни.
- Нетерпеливость в любом деле, желание побыстрей кончить.
- Неблагодарность Богу за все случающееся в нашей жизни (так как здесь проявляется неверие Бога как Промыслителя).
- Ропот на свою судьбу, на неблагоприятные обстоятельства своей жизни.
- Обвинять окружающих, близких в своих неудачах.
- Постоянно выражать недовольство всем (брюзжание на всех и все).
- Обвинять Бога в постигших несчастьях.
- Проклинать себя, желать себе смерти, несчастий.
- Отвергнуть крест свой, возложенный церковным священноначалием.

Уныние.
- Совершенно нерадение ко всякому доброму делу.
- Оставление молитвы.
- Поспешность в молитве.
- Нерадение к чтению Священного Писания.
- Постоянная рассеянная праздная жизнь: празднословие, шутки, хохот, застолье, вечеринки, турпоездки, концерты, спортивные зрелища, азартные игры; частые ненужные прогулки, посещение друзей.
- Праздномыслие (фантазии, пустые воспоминания).
- Отсутствие благоговейных религиозных чувств.
- Щемящее сердце чувство оставленности, одиночества, покинутости всеми.
- Отчаяние (оставление надежды на Бога).
- Курение, пьянство, наркомания.

Гордость.
- Самолюбование.
- Самоцен (преувеличенная оценка своих способностей).
- Искренняя самоуверенность в своём превосходстве над окружающими.
- Склонность к лидерству, желание повелевать.
- Стремление учить других, указывать, давать советы.
- Критиковать поступок ближнего, высказываться как бы сам поступил в этом случае.
- Вмешиваться в разговор когда не спрашивают.
- Перебивать собеседника.
- Упрямство (нежелание уступить когда это возможно).
- Склонность уничижать ближнего, насмехаться над ним.
- Нетерпение упреков.
- Трудность просить прощения.
- Искание легких путей.
- Зависть.
- Осуждение.
- Злорадство.
- Склонность оправдывать себя.
- Больное любопытство (подглядывание, подслушивание, чтение чужих писем).
- Боязливость.
- Беспричинный страх; предчувствие беды или чего-то ужасного.
- Стыд исповедовать свои грехи.

Тщеславие.
- Искание славы человеческой (уважения, похвалы, почестей, известности).
- Хвастовство; ложь для хвастовства.
- Стремление выделиться в среде окружающих, желание показать себя с лучшей стороны.
- Разыгрывать из себя благочестивого человека, делая добрые дела на показ.
- Обильное многословие.

Дерзость.
- Вольное, свободное общение с окружающими.
- Прикоснуться к кому-либо без нужды.
- Поднять руку на кого-либо, толкнуть как-бы в шутку.
- Вырвать из рук кого-либо что-либо.
- Поглаживать кого-либо по голове, по плечу.
- Сидеть положив нога на ногу.
- Развязная походка, манера поведения.
- Размахивать руками.
- Смотреть в лицо без нужды.
- Обращение на ты (когда на это нет права).
- Хамство.
- Смехотворство.

ГРЕХИ ПРОТИВ СВЯТАГО ДУХА.

1.Чрезмерное упование на милость Божию
а) Проводя жизнь греховную, рассчитывают, что Бог им все простит, и не пытаются изменить свой образ жизни.
б) Думают, что Бог не осудит их за грехи, приписывая их немощи или особенностям темперамента, характера.
в) Откладывают покаяние к концу жизни.

2.Отчаяние в милосердии Божием.
а) Повод - в бедах земных.
подвергнувшись страданиям и различным превратностям судьбы, такой человек сначала ропщет на Бога, а потом начинает думать, что Бог забыл его, что Бог не может или не хочет помочь ему, и т.о. впадает в совершенное отчаяние, утратив надежду христианскую.
б) Повод - в бедах духовных.
Человек, утонув в бездне греха и порока, не находя никакого пути выхода оттуда, приходит к убеждению, что число грехов его так велико, что и не может быть ему прощения. Здесь утрачена вера в промысел Божий и надежда на Божие милосердие.
Если же человек такой и допускает идею о прощении грехов но при этом остается убежденным, что не сможет вернуться на путь праведный. Такой человек впал в грех самонадеянности, забыв, что избавление от пороков- дело Божественной благодати, избавляющей человека в свое время.
Следствием отчаяния нередко бывает грех самоубийства.
3)Противление истинам Христианской веры (Человек, хорошо осведомленный в учении христианской веры, не хочет принять истину и сознательно противится ей.
4) Зависть даром Святаго Духа.