Что такое чайлдфри. Чайлдфри — что это такое

Текст: Елизавета Любавина
ИЛЛЮСТРАЦИИ: Даша Чертанова

О феномене чайлдфри - то есть сознательном нежелании заводить детей - активно заговорили в 70-е годы в Европе. В России же пик популярности чайлдфри-сообществ пришёлся уже на нулевые. Правда, в подобной позиции многие до сих пор видят не свободный выбор, а уклонение от «долга» перед обществом, хотя далеко не все готовы и хотят становиться родителями. Разбираемся, как возникла идеология чайлдфри и почему люди осознанно отказываются заводить детей.

Как появились чайлдфри

Концепция чайлдфри появилась в Европе, где в брак традиционно вступали позже: считалось, что прежде нужно позаботиться о своём материальном положении. Говоря о том, как люди в разных странах вступают в брак, учёные пользуются линией Хаджнала - воображаемой чертой, проходящей по Европе (от Финляндии через Санкт-Петербург до города Триест в Италии). Наиболее высокий процент чайлдфри встречается в западных странах. К востоку же от этой линии общества всегда были более традиционными, но сейчас и там ситуация меняется - чайлдфри появляются даже в Арабских Эмиратах. А вот в африканских странах южнее Сахары рождение ребёнка по-прежнему считается обязательным.

Возможность осознанно выбрать бездетность появилась во многом благодаря сексуальной революции и надёжной контрацепции. Но всё же говорить, что чайлдфри возникли только после шестидесятых, не совсем верно. Исследователи полагают , что исключения встречались и раньше: правда, те, кто хотел отказаться от детей, были вынуждены отказываться и от секса - например, девушки могли стричься в монахини или не выходить замуж в принципе, оставаясь «старыми девами». Иные и вовсе шли на жестокие меры, вплоть до детоубийства.

Развитие контрацепции помогло развести сексуальность и деторождение. Материнство стало правом, а не обязанностью, женщины получили возможность самостоятельно распоряжаться своим телом, а давление извне начало ослабевать. В шестидесятых годах, благодаря большей свободе, возник и новый тип семьи. В послевоенные годы семьи строились вокруг детей: ради них родители были готовы сохранять брак или отказываться от карьеры. Но в следующем десятилетии фокус сместился на взрослых и их потребности: люди получили большую свободу выбора, начали тратить силы исключительно на свои интересы или совмещать их с воспитанием детей.

Часть из тех, кто в двадцать лет хотели завести ребёнка, изменили своё решение. Тем не менее многие женщины признаются, что не пожалели о своём решении не рожать

Во многом идеи чайлдфри были тесно связаны и с феминизмом. Рождение ребёнка всегда считалось не просто долгом, но ещё и «естественным» желанием любой женщины, а материнский инстинкт - «встроенным» в каждую по умолчанию. Феминизм второй волны не обошёл этот вопрос стороной: тяжёлое положение женщины связывали со способностью к деторождению - она оказывалась заложницей физиологии. Например, придерживавшаяся радикальных взглядов Суламифь Файерстоун считала , что деторождение должно стать основой феминистской революции - женщины должны были захватить контроль над воспроизводством.

Популярность чайлдфри привлекла внимание социологов: в 1980 году Джин Виверс опубликовала книгу «Бездетные по собственному выбору». Она выделяла два типа людей с такими взглядами: так называемых реджекторов и аффексьонадо. Первые испытывают отвращение ко всему, что связано с маленькими детьми: беременности, родам и лактации. Вторые настолько очарованы своим бездетным образом жизни, что не хотят от него отказываться; при этом они могут положительно относиться к чужим детям.

Если одни чайлдфри никогда не сомневались, что у них нет «родительского гена », другие не всегда настолько уверены в своём выборе. В 2000-х годах на первый план выходят новые типы людей, отказывающихся от деторождения, - исследователи Дилан Нил и Хизер Джоши назвали их «волнообразные отказники» и «постоянные откладыватели». Их позиция по поводу детей может меняться со временем. Первые хотят завести ребёнка, затем меняют свои планы, а потом снова возвращаются к мыслям о детях, не переставая при этом использовать надёжную контрацепцию, - в итоге появление потомства так и остаётся на уровне нереализованного проекта. Вторых же сложно назвать уверенными в своём решении не рожать: они готовы к детям, просто не сейчас. В итоге это «не сейчас» становится постоянным: со временем люди настолько привыкают к своему образу жизни, что уже не могут вписать в него детей, или не могут завести их по состоянию здоровья.

Со временем позиция любого человека может меняться, и чайлдфри - не исключение. В Австралии провели долгосрочное исследование: респондентов дважды спрашивали о желании завести ребёнка: сначала в двадцать лет, затем в тридцать. За это время позиции опрошенных успели измениться: те, кто раньше считали себя чайлдфри, задумались о детях. Часть из тех, кто в двадцать лет хотели завести ребёнка, изменили своё решение. Тем не менее многие женщины признаются , что не пожалели о своём решении не рожать.

Как и почему становятся чайлдфри

Статистика бюро переписи населения США показала, что женщин без детей становится всё больше. В 2014 году этот показатель достиг рекордного уровня: 47,6 % женщин в возрасте от 15 до 44 лет сказали , что у них никогда не было детей. Правда, этот опрос не учитывает важный фактор - само желание стать родителем: сюда попадают и те, кто хотел бы детей, но лишён этой возможности. Сейчас об осознанном нежелании продолжать семью говорят всё больше. О бездетном образе жизни рассказывают многие знаменитости - от Челси Хэндлер до Опры Уинфри и Долли Партон. Писательница Сезин Кёлер в колонке для The Huffington Post сказала , что ей «не нужно выталкивать ребёнка из вагины, чтобы стать настоящей женщиной». Традиционно между женственностью и материнством ставился знак равенства, но сейчас женщины всё чаще сомневаются в необходимости деторождения - при этом мужчины-партнёры не всегда разделяют их взгляды. Во многом это связано с нагрузкой, которая при рождении ребёнка до сих пор ложится только на мать, и тем, что женщины боятся потерять карьеру.

Причины, по которым люди отказываются от детей, могут быть разными . Первыми чайлдфри часто становились люди с высоким уровнем дохода и образования, в основном атеисты - но сейчас к такому решению могут прийти люди с другими убеждениями. По словам социолога Ольги Исуповой, причины не заводить детей у мужчин и женщин различаются: тогда как у большинства женщин-чайлдфри высокий уровень образования и дохода, мужчины, наоборот, зарабатывают меньше. Выбирая бездетность, женщины подумают скорее о времени, необходимом для ухода за ребёнком, а мужчины - о деньгах. Женщины-чайлдфри предпочитают сосредоточиться на карьере и не уверены, что смогут совместить её с ребёнком - решение мужчины завести детей тесно связано с тем, сможет ли он их обеспечить: не все мужчины готовы зарабатывать больше ради ребёнка и при этом меньше тратить на себя.

Чайлдфри называют и другие причины: от простого отсутствия желания до несовершенства мира, в котором детям будет нелегко. Некоторые женщины открыто говорят, что их пугает беременность и то, что будет происходить с их телом после родов. Многие чайлдфри всерьёз обеспокоены социальными проблемами, которые могут затронуть и их детей.

Позицию чайлдфри часто считают инфантильной или эгоистичной, но сами они так не считают. Многие упирают на то, что уход за ребёнком требует огромной ответственности и вложений - и материальных, и эмоциональных - и нельзя заводить детей, как следует не обдумав вопрос. Психолог Катерина Поливанова отмечает , что сейчас наступила эпоха интеллектуального выбора: если раньше воспитание детей было более интуитивным, а родители беспокоились прежде всего о физическом комфорте детей, сейчас модели воспитания усложняются, а родителей больше волнует психологическое состояние и материальное благополучие ребёнка.

ЖЖ породил ещё одно понятие - чайлдхейт: так называют тех, кто ненавидит детей. Таких людей раздражает всё, что связано с маленькими детьми: слёзы, шумное поведение, грудное вскармливание и сам уход за ребёнком

Актриса Соня осознанно подходит к своему решению: «В отличие от многих коллег, я не считаю, что после родов будет трудно, а то и вовсе невозможно вернуться в профессию. И всё же для меня рождение ребёнка стало бы шагом назад: моя мечта - это интересные роли, а не дети. Но несмотря на то, что я прекрасно нахожу общий язык с детьми, своих я не хочу. Они требуют колоссальной отдачи энергии, ребёнок - это не то, что можно вернуть, подарить или поменять, он останется с тобой навсегда. К сожалению, многие родители и те, кто хочет ими стать, забывают об этом. Такая позиция мне видится менее зрелой, чем выбор чайлдфри: зачем мучить себя и ребёнка, если я чувствую, что он будет меня ограничивать?»

Чайлдфри исходят из того, что не нужно рожать ребёнка из-за социального давления : «на радость маме», которая мечтает понянчить внуков, ради спасения брака или «потому что потом будет поздно». «Дети должны появляться только в семьях, которые могут им что-то дать: от материальных благ и собственной комнаты до образования и заботы. Я просто не готова дать их ребёнку, - говорит Соня. - Я не хочу рожать „для себя“ - во-первых, я не считаю, что смысл жизни в детях. Во-вторых, я считаю, что ребёнку нужна полная семья, независимо от пола партнёров - а не ситуация, когда мать берёт на себя все роли, от добытчика до уборщицы. Я безумно благодарна своей маме - она была для меня всем, - но не думаю, что это лучшая модель для ребёнка». Девушка не сводит главную цель женщины к материнству: «Я искренне рада за тех, кого материнство делает счастливыми - как я порадуюсь за любого, кто сумел достичь желаемого. Я хорошо отношусь к детям, но не считаю, что ребёнок - это главное достижение женщины».

Формированию культуры чайлдфри в России во многом помог интернет. Началось всё в эпоху ЖЖ, с сообщества ru_childfree . ЖЖ породил ещё одно понятие - чайлдхейт: так называют тех, кто ненавидит детей. Таких людей раздражает всё, что связано с маленькими детьми: слёзы, шумное поведение, грудное вскармливание и сам уход за ребёнком. К родителям они зачастую относились негативно и придумывали для них прозвища, среди которых «овуляшка» покажется самым невинным. Со временем бурные дискуссии вокруг сообщества сошли на нет, а чайлдфри-группы переместились в

Термин childfree прибился к нашим берегам с лёгкой руки западной идеологии. Прослойка людей, свободных от детей и неудобств, связанных с тяжёлыми и не всегда приятными обязанностями, объединяется в кланы посвящённых. Растущее во Всемирной паутине число сообществ, не только лоббирующих своё отношение к бездетному образу жизни, но и яростно отстаивающих его, неуклонно растёт. Высказывания часто лишены корректности и содержат ненормативные и обидные выражения, вызывающие бурю негодования у оппонентов. Главное в этом споре – отбросить ожесточение и постараться понять, что у каждого человека есть право самостоятельного выбора.

– это течение, представители которого добровольно и сознательно отказываются от детей. Это нежелание основано на идеологии, которая подразумевает свободу и бездетный образ жизни, а нежелание иметь детей вызвано исключительно в связи с конкретными моральными устоями и мыслями на этот счет и никак не зависят от проблем со здоровьем или бесплодием.

Речь идет о людях, которые имеют твердую позицию о жизни без детей: чайлдфри могут абсолютно осознанно прибегнуть к операции по стерилизации. Представители этого течения не относят себя к какой-либо субкультуре, у них нет идолов. Они просто всю свою сознательную жизнь посвящают саморазвитию и построению собственной жизни без самопожертвования в сторону детей.

Кто же такие чайлдфри?

Существуют некие отличия между слоями этого движения. Одни, определившись с выбором, не считают это проблемой, требующей обсуждения и наличия единомышленников, и продолжают двигаться своим путём. Другие постоянно муссируют эту тему, поднимая её на форумах сообществ, явно желая найти одобрение и поддержку себе подобных. Скорее всего, источник этого кроется в неприятных воспоминаниях детства или надломленной психике. Третьи – люди, которые открыто и агрессивно пропагандируют ненависть не только к детям, но и ко всему, что с ними связано. В любом случае все три категории навсегда отказались от идеи воспроизведения потомства.

История и основные причины возникновения чайлдфри

Свободный от детей образ жизни берет свое начало в США в 1970 году. Наибольшую популярность приобретает в 1990 году в период появления первой организации людей чайлдфри «для не-родителей». С этого момента течение распространяется по миру. Первоначальной причиной возникновения чайлдфри является желание эмансипантов поддержать людей, проявляющие рвение к свободе личности от обязанностей и равенству со всеми, в еще одной сфере. В противовес к термину «бездетный» возникает слово свободный от детей.

Не последними факторами в формировании человека, который осознанно отказывает себе в возможности продолжить род, является низкий уровень достатка и частые контрацептивные меры, предпринятые в прошлом. Первая причина порождает мысли о том, что человек просто не сможет дать своему ребенку то, чего он захочет, потому проще просто не иметь детей. А вторые в свою очередь не имеют возможности иметь детей, так как склонны к ряду заболеваний, порождающих бесплодие.

Причинами появления людей чайлдфри также стали такие факторы:

Некоторые нашли себя в этом течении, в связи с личностной неприязнью к детям с момента зарождения плода в организме матери и заканчивая грудным вскармливанием ребенка и его взрослением;

Люди, которые относят себя к чайлдфри, могут не то, чтобы недолюбливать детей. Они просто считают, что хорошо жить и без них, неся ответственность и заботясь только о себе, саморазвиваясь и не тратя свое время на кого-то другого;

Есть тип людей, которые поначалу не считали себя чайлдфри. Первоочередными целями для себя они видели развитие и карьерный рост, а дети потом. Со временем и возрастном они пришли к тому, что это «потом» гораздо комфортнее в интерпретации «никогда».

На чайлдфри чаще всего не влияют медицинские причины невозможности иметь детей или же религиозные убеждения, которые запрещают продолжение рода. Это люди, которые отказывают себя в этом, пребывая в полном здравии и нормальном психологическом состоянии.

Что их объединяет?

Как правило, чайлдфри – личности успешные, востребованные и хорошо обеспеченные материально. Это не только одинокие представители обоих полов, не состоящие в браке и озабоченные тем, что личные отношения не сложатся, но и семейные пары с едиными взглядами. Там, где жизнь стабильна, люди чаще прислушиваются к своим желаниям. Женщины не представляют себя в роли матери, потому что проблемы, связанные с воспитанием детей не вписываются в их расписание, а мужчины не хотят лишаться комфорта, покоя и внимания со стороны любимой. Действительно, земной путь короток, и к чему такое сомнительное счастье?

Водоворот жизненных удовольствий, интересная и высокооплачиваемая работа, отнимающая силы и время, а также стремление преуспеть в карьере подталкивают к пересмотру приоритетов. Эгоизм выступает на первый план, становится преобладающей чертой характера и заставляет крутиться жизнь только вокруг себя любимых. Инфантилизм суждений, боязнь реальных трудностей и нежелание их преодолевать определили наиболее часто выдвигаемые причины сознательного отказа от потомства:

  • боязнь родов и связанных с ними детских патологий;
  • нерешённый квартирный вопрос;
  • большие материальные затраты;
  • бессонные ночи, подрывающие силы и портящие фигуру;
  • нестабильность экономической и политической обстановки;
  • неспособность поставить на ноги малыша, если брак распадётся;
  • несовершенство медицины и образования.

Перечислять причины можно до бесконечности, некоторые из них откровенно несостоятельны. Тем не менее известные имена учёных, политических деятелей, писателей, художников и артистов пополнили плеяду добровольно бездетных. Среди них: Николай Коперник, Анна Павлова, Рене Магритт, Майя Плисецкая, Ксения Собчак, Опра Уинфри и Александра Маринина.

Статистика и наблюдения за явлением чайлдфри

Статистические данные, которые образовались после длительного изучения и наблюдения за людьми чайлдфри, свидетельствуют о следующем:

  1. Семейные пары чайлдфри – это обычные, чаще всего, здоровые семьи, которые живут в гармонии и любви. Однако отличаются от других нежеланием к продолжению рода. Такие пары путешествуют, все время работают, ищут себя, развивают любимое дело и наслаждаются обществом друг друга. Чаще всего, представители таких семей более образованы и всесторонне развиты. Оба члена семьи богаты, начитаны. Эти люди отмечаются гармонией в отношениях, всю свою нежность, ласку и любовь они дарят друг другу. Такие семьи имеют много друзей.
  2. По статистике люди чайлдфри эгоистичны, менее религиозны, не соблюдают никаких традиций, наделены индивидуализмом и порой жестокостью. Эти люди берегут свое личное пространство, время. Всю энергию они направляют на решение своих собственных проблем, а в случае минутных желаний проявить какие-то чувства, они могут смело завести домашнее животное и всю накопившуюся любовь отдать братьям нашим меньшим.

Люди чайлдфри не показывают своих желаний и убеждений в этом плане, чаще всего, их окружение даже не подозревает о том, что они относятся к таковым. Свобода от детей делает женщин более избирательными, а мужчин серьезными и собранными. Эти люди продумывают каждый свой шаг и планируют все, начиная временем и заканчивая деньгами. Они стабильны в своих мыслях, много читают, имеют завышенные запросы к жизни и обществу, в котором находятся.

В заключение следует сказать, что осуждать людей чайлдфри нельзя. Каждый сам выбирает свой путь. Кто-то пришел к этому в связи с серьезной психологической травмой и так легче, а кто-то принял это решение просто, исходя из каких-то желаний и взглядов. Люди чайлдфри по мнению защитников прав человека – это представители общества с прекрасно развитым социальным умом. Они успешны, богаты и добиваются в жизни не меньше, чем те, у кого есть дети и внуки, просто источник вдохновения и цели у них немного иные.

Сама природа наделила женщин инстинктом воспроизведения потомства. Она не прощает грубого вторжения в свои законы. Люди с традиционными взглядами на семью не представляют жизни без радости общения со своими детьми и готовы нести бремя ответственности в полной мере, считая, что в этом и заключается их великое предназначение. Более того, женщины лишённые счастья материнства по медицинским показаниям, бесстрашно вступают в изнурительную борьбу с бесплодием, не жалея ни сил, ни денег. Но в современном обществе существует и диаметрально противоположное мнение, которое даёт представление о другой стороне медали.

Не получило официального статуса в нашей стране, но собрало достаточное количество верных адептов. Элитная идеология людей, разных по возрасту, вероисповеданию, профессиональной принадлежности и социальному положению, уверенно набирает обороты. К счастью, они остаются в меньшинстве. Мнение и позиция большинства на сегодняшний день остаются неизменными.

Стоит задуматься о том, что желание иметь детей должно быть осознанным, а цели и задачи осуществимыми. Согласитесь, чем больше детей в семье, тем труднее разделить необходимое внимание на всех и, как следствие, стать хорошей матерью каждому. Семье, лишённой стабильной материальной базы, очень трудно обеспечить растущие год от года потребности детей.

Сколько малюток остаётся без материнской заботы и ласки в домах ребёнка? Сколько женщин полны равнодушия к собственным детям, не желая вникать в их проблемы? А сколько детей бросают престарелых родителей на произвол судьбы? Размышляя над этим, невольно возникает вопрос: может быть, теории небольшой прослойки людей, именующих себя чайлдфри, не так уж абсурдны? Ведь даже самая нежизнеспособная идея имеет право на существование.

Чайлдфри: почему оно возникло

34 оценок, Средняя оценка: 4.9 из 5

Настоящий европейский человек отличается множеством открытых возможностей. Общество пришло к тому, что человек имеет выбор. Личность свободна выбирать профессию, стиль жизни, сексуальную ориентацию, партнера, хобби; свободна быть чудаковатой, участвовать в той или иной субкультуре. Все это общество более - менее позволяет личности.

Конечно, остается много нетерпимых и агрессивных людей, но в целом современное европейское общество, к которому мы стремимся приблизиться, позволяет личности делать свободный выбор. Во всем, но не в желании иметь ребенка. Человек, а особенно женщина, которая заявляет другим о своем нежелании иметь ребенка, подвергается общественному порицанию. Но таких людей становится все больше, и они создают феномен под названием «.

(от английского childfree - свободный от детей, добровольная бездетность) - движение, участников которого объединяют отсутствие детей и сознательное нежелание их иметь. Этим же словом обозначаются участники этого движения. При этом речь идет не о тех людях, которые сознательно откладывают рождение ребенка на потом, и не о тех, кто не может иметь детей, а о тех, кто не желает их иметь вообще.

Чайлдфри не движение!

Движение чайлдфри в западных странах из года в год расширяется. Довольно большое количество американских женщин открыто заявляет о своих чайлдфри - взглядах. Среди русских и украинцев количество тех, кто называет себя чайлдфри, тоже растет. Представители этого течения создают свои сообщества в интернете, общаясь на форумах и в блогах.

Сегодня медиа довольно часто говорят о феномене чайлдфри, почти всегда - с осуждающим подтекстом. Но не будем давать оценку, а лишь разберемся, насколько общественное мнение о чайлдфри совпадает с действительностью. Материалом для анализа стали записи в блогах и на форумах чайлдфри. Есть ряд общественных стереотипов относительно чайлдфри.

Чайлдфри активно пропагандируют свою «идеологию».

Это совсем не так. Как правило, приобщиться к чайлдфри человека побуждает вовсе не желание убедить как можно больше людей отказаться от родительства. Скорее, причина в том, что на людей, которые в определенном возрасте не имеют детей, существует постоянное давление ближайшего окружения. Особенно это касается женщин и супружеских пар. На мужчину давление меньше, считая, что ему же «надо сделать карьеру, он еще успеет», а вот женщина считается в обществе той, которая, прежде всего, должна рожать детей. Именно в рождении детей женщина должна видеть смысл своей жизни. Женщину детородного возраста почти никто не спрашивает: «А хочешь ты иметь ребенка?» Родственники, знакомые считают, что женщина априори очень этого желает, и она постоянно слышит: «А когда Вы планируете?», «Смотри, рожай, потому что потом будет поздно» и т.д. Если женщина вдруг говорит, что не желает рожать ребенка, то выслушивает о том, что «это ненормально», «тебе надо лечиться», «ты не понимаешь, ребенок - это самое большое счастье в жизни». И такие разговоры длятся годами. Чайлдфри создают свои сообщества не через желание распространить свои взгляды на мир, а в стремлении найти окружение, которое поддерживает их выбор. Одинокий человек, который постоянно выслушивает от других: «ты урод», «ты ненормальная», «все хотят иметь детей, а ты нет, с этим срочно надо что - то делать», со временем начинает верить, что это так, что она просто ненормальная. В сообществе чайлдфри сознательно бездетные люди чувствуют себя более комфортно, впервые они не должны обосновывать свой выбор.

Как правило, чайлдфри не пытаются убедить своих родственников, друзей и знакомых в том, что ребенок им не нужен. Им это не важно. Большинство чайлдфри - это личности, которые живут довольно напряженной жизнью, делают карьеру, имеют широкий круг интересов. Они не имеют желания кого - то учить, как надо жить, и очень уважают свободу выбора. Более того, чайлдфри достаточно позитивно относятся к родителям, которые хорошо воспитывают своих детей, предъявляют к своему ребенку умеренные требования в отношении к окружению.

Чайлдфри - очень агрессивные люди, ненавидящие детей.

Это не совсем правда. Так, среди чайлдфри являются так называемые чайлдхейт, у которых дети вызывают крайне негативные эмоции. Но они не составляют подавляющее большинство чайлдфри, которое к детям относятся спокойно. Они с удовольствием иногда могут даже пообщаться со своими племянниками или детьми знакомых. На самом деле чайлдфри нетерпимы не к детям как таковым, а к родителям, которые считают, что матери с ребенком все и все должны прощать. К людям, которые требуют от общества постоянных уступок из - за того, что у них дети, и которые считают, что «это ребенок, он не может сделать ничего плохого, потому что ребенок - это ангел, а если я имею ребенка, люди должны понимать, что я имею право на все».

Чайлдфри - неудачники. Они не могут позволить себе ребенка.

Это не правда. Среди чайлдфри большинство - довольно успешные люди со средним и выше среднего уровнем достатка. Чайлдфри хорошо осознают, что воспитание ребенка требует больших затрат, но деньги - не основной элемент мотивации чайлдфри. Большинство из них говорят, что если бы у них было настоящее желание иметь ребенка и воспитывать его, то можно было бы заработать на его содержание. Одновременно с этим чайлдфри присуще повышенное ответственное отношение к проблеме обеспечения ребенка. Они с большим возмущением воспринимают людей, которые рожают детей, не задумываясь над тем, за что они будут их содержать, что смогут им дать. Абсолютное большинство чайлдфри с осуждением смотрит на людей, которые рожают и оставляют своего ребенка, на случаи плохого отношения к детям (домашнего насилия, например). У чайлдфри достаточно высокие стандарты жизни, для них важно иметь высокий уровень доходов.

Чайлдфри - бездушные эгоисты.

Так, в определенной степени эгоизм присущ большинству чайлдфри. Для них очень важно удовлетворить собственные потребности - как материальные, так и духовные. Добровольно бездетные люди очень ценят собственную свободу и возможность заниматься тем, что им нравится. Но здесь мы имеем дело с двойными стандартами в нашем обществе. Попробуем задуматься над тем, какой процент людей в современном обществе являются эгоистами. Считается ли эгоистом человек, который рожает ребенка для того, чтобы «было кому поднести стакан воды»? Какой процент родителей выбирает родительство из - за желания дать новую жизнь, а не для того, чтобы удержать партнера, избежать общественного осуждения («у всех подруг уже есть дети, а у меня нет, что люди скажут?»), решить свои материальные или жилищные проблемы? И почти никто таких родителей не осуждает, обществу нет до этого дела. Однако об эгоизме чайлдфри говорят почти всегда, именно их эгоизм вызывает широкое общественное осуждение.

Чайлдфри - несчастные люди, которые имеют большие психологические проблемы, их надо лечить.

Этот миф так же связан с двойными стандартами. Большинство людей имеют психологические проблемы. Родительство такие проблемы обостряет, поскольку оно - новый этап в жизни личности, связанный с преодолением психологических кризисов, с проблемами адаптации. Существует распространенный миф о том, что родительство - это лекарство от психологических проблем («тебе плохо, у тебя частые депрессии, тебе надо рожать») и проблем в межличностных отношениях в семье («родишь ему ребенка, все наладится»). Но, как правило, эти «лекарства» действуют с точностью до наоборот. Для того чтобы быть хорошими отцом и матерью, в идеале надо начать с гармонизации собственной личности. Но почему - то это почти никого не смущает. Общество не учитывает то, что мать, которая имеет психологическую травму с детства, передаст ее ребенку, но ее очень смущают психологические проблемы чайлдфри. Почему - то в последнее время стало очень модно говорить о том, что родительство должно быть сознательным. Конечно, такая позиция приводит к снижению демографических показателей. Чайлдфри, как это ни парадоксально, - сторонники осознанного и ответственного родительства, они с уважением относятся к успешным и гармоничным родителям (у русскоязычного чайлдфри - сообщества их называют «адекватные детные»).

Еще один двойной стандарт. Во - первых, чайлдфри, как правило, являются действующими налогоплательщиками. Если следовать этой логике, то современные дети, получая помощь от государства, получают ее частично и с заработков чайлдфри. Женщина, которая всю жизнь работает, имеет высокий уровень заработка и платит налоги, дает возможность другой женщине получать пособие на ребенка, сверх того, она не конкурирует с женщиной - матерью за денежную помощь государства. Если, например, вдруг рождаемость в стране повысится втрое, количество плательщиков налогов и рабочих рук резко уменьшится, а тех, кто нуждается в финансовой помощи государства, - резко увеличится. Кроме того, чайлдфри не очень склонны рассчитывать на помощь государства в старости, они больше задумываются над необходимостью заработать на обеспечены старость. Еще один интересный момент - ни у кого не вызывает осуждение тот факт, что среди современных и будущих пенсионеров есть такие, дети которых покидают страну и не принимают участия в «Содержании поколения, их породившего и вырастившего».

Жизнь чайлдфри лишено смысла, ибо смысл жизни - в продолжении рода.

Это не так. На самом деле смысл жизни - это очень личная категория, и для каждой отдельной личности имеет свой смысл. Но общество с негодованием решает за добровольно бездетных, что если в их жизни нет ребенка, то нет и смысла жизни. Что, в свою очередь, вызывает возмущение и определенную агрессию со стороны чайлдфри - они отстаивают свое право самостоятельно решать, что является для них смыслом жизни.

Итак, разобрав распространенные заблуждения относительно чайлдфри, попробуем выявить и скрытые причины общественной ненависти к этой группе людей. Европейское общество сделало из института родительства культ, в котором ребенок становится сверх-ценностью основным смыслом жизни. Личность не имеет права осознать, что ребенок не приносит ей радости. Итак, имеем классический фрейдистский конфликт между желаниями и общественными установками. Общественная установка не позволяет личности даже осознать тот факт, что дети для нее не является счастьем. Эти чувства вытесняются в бессознательное и вызывают психозащитную реакцию, которую Фрейд называл отрицанием. Вместо того чтобы признать свои не одобряемые обществом чувства, личность начинает демонстрировать активную ненависть к тем, кто эти чувства признает и демонстрирует.

Так, по психоаналитической теории, большинство гомофобов - скрытые гомосексуалисты. Ненависть к чайлдфри вызывается собственным скрытым конфликтом между сказкой о счастливом родительстве и реальностью. Люди, которые действительно получают удовольствие от родительства, которые само-актуализируются в воспитании детей, как правило, относятся к чайлдфри с пониманием. Чье - то нежелание иметь детей не вызывает у них бурного осуждения и ненависти.

Из этого можно сделать вывод, что негативное отношение общества к чайлдфри - это проявление внутренних конфликтов, вызванных тем, что общество мало внимания уделяет проблемам гармоничного, осознанного родительства по собственному выбору.

Отстаивать свое право на выбор в сфере родительства - это тяжелый путь от родительства по принуждению к ответственному родительству по желанию.

Исследование Чайлдфри - мифы и реальность

69 оценок, Средняя оценка: 4.9 из 5

Почему чайлдфри не теряет популярность уже более полувека? В чем гуманность данной идеи? Или наоборот, возможно она не имеет права на существование? Попытаемся разобраться с этической точки зрения, а также рассмотреть влияние такой жизненной позиции на психологическое и физиологическое здоровье последователей.

Что такое чайлдфри?

Исследователи-антропологи сообщают, что во все времена и во всех обществах непременно находились 10% женщин, которые не выполняли функцию материнства. При всем при этом испокон веков нам прививают любовь к матери, материнство воспевают во всех культурах и искусствах, и это неудивительно - только так продолжается человеческий род, только это самая крепкая кровная связь между людьми, растущие поколения нарекают гордостью, надеждой и высочайшей ценностью. Однако каждая ли женщина обязана стать матерью? Притом, что к рождению ребенка всегда причастны двое, именно женщина традиционно берет на себя максимум ответственности за здоровое наследие и за достойное его воспитание. Девочкам с детства прививают уважение к домашнему очагу и ценности семейных уз, а в каждой семье, утверждают консерваторы, должен родиться малыш или несколько детей.

ХХI век рушит любые стереотипы. И если во всеуслышание о себе спешат заявить представители сексуальных меньшинств, то движение "childfree" немного скромнее. Зародилось оно в волнующие 70-е годы прошлого века, когда на карте мира образовывались новые страны, когда формировались субкультуры, а в противовес им контркультуры, когда рушились и преобразовывались принципы не только отдельных личностей, но и различных сообществ. Развитие движения "childfree" берет начало из американского общества, где защитниками прав человека было предложено именно такое обозначение в противовес уже тогда принятому "childless", что означало бездетных, с присущей этому слову некой обреченностью. Своей популярностью движение отчасти обязано распространению среди простых обывателей .

На сегодняшний день следует различать особенности жизненной позиции и мировосприятия трех категорий людей, оказывающихся состоянием на данный момент бездетными:

  • childless (не имеющие детей) - применяется преимущественно по отношению к бездетным на данный момент людям, в том числе и к тем, кто таковым является в силу физиологических особенностей; childless можно назвать молодого человека, который не собирается заводить детей сейчас , который не может этого сделать в силу жизненных приоритетов, социального статуса или медицинских показаний; это, по сути, констатация "сухого факта" о том, что у человека нет детей;
  • childfree (свободные от детей) - применяется по отношению к людям (которые, к слову, могут являться родителями), исповедующим жизненные принципы о том, что дети обременяют и без них спокойно можно обойтись; обычно это лояльные к противоположным жизненным принципам люди, не навязывающие другим свою точку зрения, однако состоянием на данный момент или навсегда не считающие необходимым воспитывать своего наследника; это, по сути, констатация жизненной позиции о том, что человек по жизни должен в полной мере реализовать себя, а не тратить энергию на наследников;
  • childhate (ненавидящие детей) - применяется по отношению к людям, совершенно не приемлющим материнство и отцовство; обычно это агрессивно настроенные по отношению к детям личности, не упускающие возможность сообщить посторонним о своей точке зрения; данная картина мира рассматривается как особенность несостоявшейся личности, больше присуща в подростковом возрасте и с течением лет может полностью преобразоваться; позиция может рассматриваться как переходная, когда незрелая личность подвергает любые традиционные устои сомнениям, если же она проявляется в зрелом возрасте, то расценивается как патология .

Особенность движения чайлдфри в сравнении с его однокоренными словами заключается в том, что это сформировавшаяся и абсолютно обоснованная ее последователем позиция. Приверженцы движения "childfree" в большинстве своем - это люди, в силу своего житейского опыта утвердившиеся во мнении, что дети не являются наивысшей жизненной ценностью, что класть на алтарь их воспитания жизнь точно не стоит, их можно либо не рожать, либо, родив, опекать по минимуму. Такие жизненные убеждения могут быть временными, а могут повлечь за собой абсолютно осознанную бездетность.

Обычно чайлдфри терпимо относятся к детям, но не принимают их присутствия в своей жизни. Вопреки тому, что им можно привести массу преимуществ материнства, каждый из них будет опровергнут, а в противовес ему приведены аргументы в пользу бездетности.

Жизненная позиция "childfree" - это философский вопрос, требующий и взвешенности суждений, и понимания альтернативной точки зрения. Всегда можно найти как преимущества, так и недостатки данного выбора.

Преимущества позиции чайлдфри

Идея чайлдфри может диктоваться самоотверженностью человека и его стремлением посвятить себя высочайшим идеям, как то служение Богу или обществу, что занимает максимум времени и усилий. Это имело место во все времена. В таких обстоятельствах деторождение либо отнимает много времени, либо становление новой личности происходит вне родительского контроля. Полной противоположностью столь благородного и весьма оправданного, взвешенного и взрослого решения считается отказ от материнства с эгоистической и инфантильной точки зрения. В силу этих обстоятельств бездетные женщины, а реже мужчины, утверждают, что живут в свое удовольствие, способны сами добиться необходимого, а дети требуют слишком много сил, внимания, энергетических затрат, что впоследствии совсем не всегда окупается. Между этими двумя крайностями существует масса аргументов, приводимых childfree-сообществами. Некоторые из них существовали издавна, другие навеяны веком глобализации.

Основные из аргументов в пользу чайлдфри:

  • человек принадлежит исключительно себе, это можно использовать во благо, а можно просто "прожечь жизнь";
    • жить ради общества - человек не готов к воспитанию наследника в силу своих жизненных приоритетов, сосредотачивающихся за пределами построения семьи, это осознанный отказ от этого социального института, например, монашество;
    • жить ради себя - человек не готов к воспитанию наследника по причине такого сформировавшегося сознания, в котором нет места такой ценности как дети; так или иначе, но сознательное материнство или отцовство откладывает отпечаток на мировоззрении и образе жизни, что не всегда вписывается в личную систему ценностей;
  • неприятие детей в силу собственного негативного опыта - бездетность в данном случае является следствием психологической травмы, нанесенной нерадивыми родителями или кем-то из близкого окружения человека; например, если человек чувствовал себя ненужным собственной матери, не исключено, что любых детей в последствии он будет воспринимать как обузу;
  • человек в силу жизненных обстоятельств не видит в себе сил и ресурсов для воспитания ребенка - такие люди могут позитивно относиться к чужим детям, а порой даже мечтают о своих, однако бедность, насыщенный рабочий график, отсутствие пары и прочие обстоятельства создают обстановку, в которой воспитание детей кажется или объективно является непосильной ношей;
  • неуверенность в завтрашнем дне и неготовность к высокой и постоянной ответственности - осознанное материнство служит высочайшей ответственностью, которую современные женщины не готовы на себя брать в силу шаткости института брака и нестабильности жизненных обстоятельств;
  • возможность оградить себя от беременности, справедливо считающейся весьма стрессовым и рисковым периодом в жизни женщины; в силу такого рода убеждений чайлдфри полагают, что роды опасны, а боли неоправданны, что вследствие портится фигура, а воспитание ребенка - непосильная психологическая нагрузка;
  • широкие возможности современного глобализированного общества - современный человек стремится максимально реализовать свои потребительские возможности, мы больше берем, чем отдаем, а воспитание ребенка предстает как раз возможностью самоотдачи и самопожертвования; сегодня как никогда реализуются идеи гедонизма, то есть человек спешит наслаждаться жизнью в полной мере, что несколько ограничивается с рождением наследников.

Недостатки позиции чайлдфри

Каждый из выше перечисленных аргументов в пользу социального движения бездетных может быть раскритикован и уничтожен. В противовес им приводятся негативные аспекты такой жизненной позиции, однако каждый из них весьма относителен:

  • дети - естественное продолжение рода, их отсутствие делает жизнь бессмысленной; особенно остро это ощущается в старости;
  • дети - ядро семьи; нельзя говорить о полноценности бездетной "ячейки общества", поскольку для пары, в которой есть место любви и уважению, ребенок становится мотивом к свершениям и гордостью;
  • быть родителем во взрослом возрасте - это естественно, традиционно, нормально; хоть и возникает вопрос о том, что считать нормой, однако наличие детей во взрослом возрасте лишает огромного числа осудительных или сочувствующих взглядов;
  • воспитание детей в начале их жизни и их опека родителями в старости - это естественный круговорот природы; на этом строятся семьи, так люди не чувствуют себя одинокими; хотя всегда существуют исключения;
  • дети стабильно наполняют жизнь смыслом - ощущается это и в старости, и ранее, когда человеку надоедает работа, дистанцируются друзья, когда он одинок; всегда можно себя занять, увлечься чем или кем угодно, однако воспитание собственного ребенка во все времена и в любых компаниях позволит заявить о себе как о состоявшейся личности.

Чайлдфри с точки зрения медицины

Женский организм считается здоровым, когда он способен к продолжению рода. Более того, отсутствие родов может самым негативным образом отразиться на здоровье, чему также необходимо отдавать отчет. С другой стороны, и беременность справедливо считается периодом стресса и рисков в жизни женщины, и смертность во время родов никто не отменял. Так или иначе, но за своим здоровьем необходимо следить и поддерживать его, независимо от того, планируете ли вы детей сейчас, в будущем, или вовсе не планируете.

Известна широкая группа заболеваний, при которых наступление беременности является нежелательным и даже опасным. К абсолютным противопоказаниям относят:

  • тяжелый порок сердца с нарушением кровообращения;
  • тяжелая гипертоническая болезнь с нарушениями кровообращения;
  • цирроз печени;
  • заболевания легких с дыхательной недостаточностью;
  • заболевания почек, приводящие к хронической почечной недостаточности (гломерулонефрит и др.);
  • системные болезни соединительной ткани (красная волчанка);
  • онкологические заболевания.

Такого рода заболевания несовместимы с беременностью, она выступает фактором, обостряющим и без того опасные патологии, а в конечном результате развивается состояние, представляющее угрозу и для жизни матери, и для плода.

К временным противопоказаниям, то есть к таким, в период которых необходимо ограничить детородную функцию, но по их прошествии беременность допустима, относят:

  • обострения хронических болезней и инфекционных заболеваний - по причине ослабленного иммунитета и необходимости принимать сильнодействующие лекарства;
  • хирургические (полостные) операции и год после них;
  • резкое снижение веса, анорексия;
  • проведение различных курсов лечения (химиотерапия, облучение) и прием препаратов, противопоказанных при беременности.

Наступление беременности в этих обстоятельствах может представлять опасность для здоровья матери или плода, но по прошествии времени с улучшением состояния здоровья и прекращением приема несовместимых с беременностью препаратов женщина вполне может забеременеть, выносить и родить здорового ребенка.

Осознанный отказ женщины от естественного продолжения рода может обернуться ухудшением здоровья, в частности:

  • отсутствие беременностей впоследствии рискует обернуться гормональным дисбалансом, поскольку беременность и роды всегда сопровождаются гормональными перестройками, отсутствие которых в течение жизненного цикла патологично;
  • неадекватная выработка гормонов, половых в частности, лежит в основе развития злокачественных и доброкачественных новообразований в структуре половых органов;
  • у бездетных женщин раньше наступает климакс, что снова-таки связано с особенностями гормонального фона.

Вместо выводов

Сказать, что преимущества и недостатки чайлдфри относительны, это слишком мало. Это настолько философская и многосторонняя тема, что право на существование имеют обе точки зрения. Дети ни в коем случае не должны стать путем для самореализации, однако становятся. Дети непременно должны появляться на свет и расти в полноценных семьях, однако случается это не всегда. Неосознанное материнство в отдельных случаях с годами способно преобразиться в пример для подражания, однако незапланированные дети могут и поломать жизнь. Можно родить и воспитать нескольких детей, посвятить им свою жизнь, а старость провести в одиночестве. А можно быть убежденным "childfree", но быть любимой тетушкой.

Существует мнение, что бездетные женщины (ведь в бездетности в современном мире больше укоряют дам) существовали во все времена хотя бы для того, чтобы быть опорой для состоявшихся матерей. Задумайтесь, ведь случаются обстоятельства, когда помощь свободной подруги как никогда кстати - в этом и может быть ее миссия.

Так или иначе, но корить женщину за ее отказ от материнства сравним тому, как осуждают матерей-кукушек или карьеристок. Быть или не быть родителем - личный выбор каждого, и гораздо правильнее и честнее не брать на себя ответственность за ребенка вовсе, чем родив его, пустить на самотек.

Б ольшинство женщин уже в подростковом возрасте начинают задумываться о счастье материнства. Чуть позже у них рождается ребенок, который становится лучиком света и смыслом всей жизни жены и матери. Но некоторые представительницы прекрасного пола сознательно отказываются от детей и не собираются тратить на них свою жизнь. Почему так происходит? Почему женщины отвергают то, что заложено природой?

Движение чайлдфри

Люди, причисляющие себя к сторонникам идеи чайлдфри, не являются бездетными в прямом смысле этого слова. Существует четкое ограничение между бездетными парами, которые по медицинским показаниям не могут подарить себе малыша, и супругами, сознательно отрицающими наличие ребятишек в семье. Добровольную бездетность не понимают и не принимают во всем мире. Это понятие является неким абсурдом, идущим против природы и родительских инстинктов. Но чайлдфри – это не самое страшное. Существует еще понятие чайлдхейт. Таким английским словом называют не просто свободных от детей людей, а женщин и мужчин, ненавидящих мальчиков и девочек. Они не только не собираются рожать собственных малышей, но и не могут терпеть чужих отпрысков. Эти люди физически не выносят присутствие детей в собственной жизни. Такое положение дел смело можно назвать патологией.

Как же объясняют чайлдфри свое нежелание рожать и растить детей? Причин может быть множество. Кто-то посвящает свою жизнь иной цели, например, карьере или творчеству. Другие люди попросту не хотят портить фигуру, третьи уверены в том, что детей нельзя растить в нищете. Но психологи называют эти причины лишь отговорками. На самом деле у женщины или у обоих супругов напрочь отсутствует потребность в детях, материнский инстинкт спит и не желает просыпаться.

Некоторые причины лежат не на поверхности, а идут из раннего детства. К примеру, человек за свою жизнь так и не нашел общего языка со своей матерью или отцом или же подвергался семейному насилию. Сознательно или подсознательно у него сформировалось отрицательное мнение о родительских обязанностях. Отсюда и появилось нежелание иметь детей. Иногда люди до такой степени боятся родительской ответственности, что даже не допускают мысли о рождении ребенка. Это тоже психологическая проблема. А кто-то по своей сути является обыкновенным эгоистом, не желающим заботиться о ком-то еще.

Мотивация может быть разной. Иногда люди справляются со своими проблемами, а чайлдфри остается в прошлом. У каждого из нас свой выбор!